Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Можно быть честным, искренним, нравственным человеком, но если свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу, то гибельность их очевидна В принципе, в этом проявляется сущность человеческой жизни – в посвящении себя чему-то. Мы созданы Богом для того, чтобы жертвовать, служить Творцу. Человек по природе своей жрец. А значит, себе принадлежать он не может. Но может служить своим страстям, греховным привычкам, даже идеям, мировоззрению. Этим идолам он может посвящать все лучшие силы души. При этом самое гениальное изобретение диавола состоит в том, что он смог убедить людей, что его не существует, что, служа своим порывам, люди не становятся его рабами. Ведь так можно быть даже альтруистом, примерным гражданином, честным, искренним, нравственным человеком. Но смысл остается один и тот же – свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу. И пусть это будут даже самые замечательные идеи, если в них нет места Христу, Церкви, то гибельность их очевидна. Ведь грех – это не только явное попадание в нечто темное, злое. Слово грех по этимологии с древнееврейского означает именно «промах, трата сил впустую». Апостол Павел однозначно говорит о предназначении человека и всего созданного в мире: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!.. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33,36). Далее он призывает рабов Христовых: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1,2). Из этих слов ученика Христова мы видим, что смысл христианской жизни состоит в посвящении себя, своих трудов, всего самого лучшего в нашей жизни, даже и незначительных начинаний Богу. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, – говорит Апостол. – Верою Авраам , будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя» (Евр. 11:4,17,18). Добрый труженик на ниве спасения тот, кто утвердился в сознании: «Я не свой». А значит все, что нам дано в жизни – Божие. И дано не просто в пользование, а для служения Творцу, как в притче о талантах. И Господь потребует отчета не из-за Своей жестокости. Нет, причина в другом. Она состоит в том, что все равно служить кому-то, отдавать себя человек будет. Но если он не ставит целью посвятить свою жизнь Христу, послужить Ему тем, что имеет, значит, он служит кому-то другому.

http://pravoslavie.ru/76195.html

Объясн. По Слову Божию, послушание лучше жертвы, а непокорность есть такой же грех, как волшебство, и противление то же, что идолопоклонство: 1Цар.15:22–23 ; Мф.18:17 . Противников истинного учения Христова и Сам Христос называл змеями, порождением ехидны: Мф.23:33 , сынами дьявола: Ин.8:44 ; а апостолы разных лжеучителей называли не только сынами дьявола: Деян.13:10 , но и псами, злыми делателями: Флп.3:2 ; 2Кор.11:13 . Пс.35:2 . «Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его». Объясн. Беззаконным Давид называет Саула, потому что тот возненавидел Давида, который был и друг и зять его, имевший женой дочь его Мелхолу. А могут ли считаться друзьями членов Церкви Православной все еретики и отпадшие от Православия? Нет, ибо чрез них путь истины в поношении; 2Пет.2:1–2 ; не напрасно поэтому апостол повелевает отвращаться еретика, после первого и второго вразумления, как уже самоосуждённого: Тит.3:10–11 . Пс.139:3 . «Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань». Объясн. Из этих слов можно заключить, что злые и неправедные люди изострили язык свой для того, чтобы испустить тлетворный яд хитрых и вредных слов своих, дабы погубить невинных и сбить их с истинного пути, от таких зловредных в религиозной жизни людей апостол усиленно предостерегает: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–4 , дабы, сообщаясь с ними, не повредить ума своего: 2Кор.11:3–4 . Конечно, в несчастье еретику или заблуждающемуся отказывать в помощи не должно: после своих нужно помогать и всем нуждающимся: Гал.6:10 ; Лк.10:35–37 . И должно молиться за них: 1Ин.5:16 . О «гонениях» Мф.5:11 . «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Объясн. Блаженны изгнанные за правду, а не за ложное вероучение; лжеучители хотя и были (когда-то) гонимы, но вера их не сделалась истинной: Деян.5:36–37 . Мф.5:44–45 . «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

7) «сказано» (предикат без субъекта; Рим. 15:10 ; Гал. 3:16 ; Еф. 4:8 ); 8) а) слово, написанное в Законе ( Ин. 15:25 ). Слово Исаии, пророка ( Ин. 12:38 ); «слово Иисусово» ( Ин. 18:32 ), «слово написанное» ( 1Кор. 15:54 ; ⇒ Слово Божие); слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания ( 2Фес. 3:14 ); б) «слово Божие», «слово Господне». Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью («ибо Моисей сказал», Мк. 7:10 ) своим преданием («а вы говорите», Мк. 7:11 ), «устраняя слово Божие» ( Мк. 7:13 ). Иисус ( Ин. 10:34–35 ) употребляет понятия «закон», «слово Божие» и «Писание», не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях: «слово Божие росло» ( Деян. 6:7 ) и «распространялось» ( Деян. 12:24 ; ср. Лк. 8:11 ), для него «нет уз» ( 2Тим. 2:9 ), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), оно живо ( 1Петр. 1:23 ). Иисус Христос выступает как живое Слово ( Ин. 1:1 ), принявшее человеч. облик ( Ин. 1:14 ; Откр. 19:13 ). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф. 5с Мф. 24:35 ; Мк. 13:31 ; Лк. 21:33 ). После воскресения ученики поверили «Писанию» (т.е. соотв. месту в ВЗ) «и слову, которое сказал Иисус» ( Ин. 2:22 ). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса ( Ин. 5:45 ); 9) одно и то же высказывание: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего» ( Пс. 94:7 ) – один раз цитируется как принадлежащее Давиду ( Евр. 4:7 ), а другой раз с пояснением: «как говорит Дух Святой» ( Евр. 3:7 ). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.: один раз говорит человек («Ибо сам Давид сказал Духом Святым», Мк. 12:36 ), другой раз – Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деян. 1:16 ), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. место из С.П. Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ 1) содержащиеся в Библ. высказывания о С.П. выражают целостный образ мышления, сформиров. особым пониманием действительности: пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой основополагающей убежденностью и определяются ею: Бог говорит, человек должен слушать;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Существует еще целый ряд других элементов, характеризующих религию (учение об Откровении, духовном мире, молитве, культе, аскезе и др.), но все они органически и логически связаны с указанными основными элементами. Религия, как уже было сказано, союз человека с Богом. В этом союзе и Бог, и человек являются личностями; и каждая из них — это тайна. Человек как личность, его сердце, помыслы, устремления — все сокрыто от других людей. Еще более справедливо это по отношению к личности Бога. Бог не создание человека или человеческая выдумка, не воплощение человеческих представлений о Нем. Бог существует не тем же образом, каким вещи и люди в этом мире, и человек не может снять покровов с божественной тайны, исходя из тайны своего человеческого существования. Бог существует абсолютно независимо от человека, от мира, и Его тайна — глубочайшая, неисчерпаемая, она бесконечно больше и глубже тайны человека. Апостол Павел восклицает:  “О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь” ( Рим.11:33-36 ). Союз, или общение, человека с Богом достигается разными способами, путями. Путь Бога к человеку — это Его Откровение Себя людям. Путь человека к Богу есть вера человека. При общении человека с Богом происходит процесс религиозного познания, в котором Бог открывает Себя человеку: “Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” ( 1Кор.2:11 ), а человек принимает: “Мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (ст. 12). Этот дар познания чрезвычайно важен для людей, ибо “сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа” ( Ин.17:3 ). В религиозном, христианском знании, или богопознании, можно выделить две стороны, или два элемента: божественный — это Божественное Откровение, учение Церкви, и человеческий — человеческое богословско-научное раскрытие и усвоение божественных истин верой, разумом.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Художественное оформление рукописи выполнено чернилами, без раскраски и включает 13 заставок (на л. 57, 69 об., 79, 83, 89, 95 об., 101 об., 104 об., 106 об., 107, 109, 110 и 112 об.) с плетеным орнаментом южнослав. типа и элементами «народной» тератологии и 140 плетеных инициалов и 5 (Л. 4, 7, 11, 15 об., 56) с зоо- и антропоморфными элементами. Поля листов 23, 24, 27, 28, 29, 33 об., 56 и 60 украшены орнаментальными плетенками, иногда с тератологическими элементами. Деревянные доски переплета кон. XIV - нач. XV в., отделившегося от блока, оклеены потертым и выцветшим сафьяном с тиснением и соединены холстом. Текст начинается с фрагмента, завершающего чтение на четверг 3-й недели по Пасхе (Деян 8.37-39; со слов: «                »); затем следуют чтения на каждый день из Деяний апостолов в обычном порядке; на л. 16 об. чтение на воскресенье 7-й недели (Деян 2016-18, 28-36) прерывается началом 29-го стиха (       ) ; текст на л. 17 начинается последним словом Деян 2.1 ((  )  ), т. е. чтением в воскресенье Пятидесятницы; т. о. чтения с понедельника по субботу 7-й недели отсутствуют. На л. 17 помещено чтение в понедельник 8-й недели. С л. 18 идут субботние и воскресные чтения из посланий апостолов, которые заканчиваются на л. 69 чтением в Великую субботу (Рим 6.3-11). Далее идет Месяцеслов с чтениями и указаниями чтений, на л. 112 об. обрывающийся на Аллилуарии на Преображение (6 авг.). Иногда перед апостольскими чтениями и в Месяцеслове помещены «пения» (тропари), прокимны и аллиллуарии или (особенно перед чтениями на великие праздники) антифоны, причастны и проч. Месяцеслов О. А. привлекал особое внимание исследователей. Архиеп. Сергий (Спасский) выделил его отличия от др. слав. и греч. месяцесловов, отметил следы лат. влияния и наличие редких памятей, напр. свт. Модеста (2 янв.), еп. Вигилия (7 февр.), мч. Василия (12 февр.) и др. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127). Искаженное (ошибочная передача зап. имен характерна для Месяцеслова О. А., см.: Кульбакин. 1907. С. 127; Лосева. 2001. С. 71, 75) имя   в памяти под 20 марта «   C        » (Л. 105 об.) архиеп. Сергий отождествил с почитаемым в католич. Церкви еп. Кутбертом , еп. Линдисфарна († 687; см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 126; Т. 2. С. 80; Vysko il. 1980; Miklas. 1988). Механизм превращения имени Кутберт в «Годъпещи» реконструировал Турилов, доказавший, что это было вызвано ошибочным прочтением сочетания глаголической буквы (Р) и расположенной прямо над ней выносной (Т) как Щ ( Турилов. 2008). По-разному интерпретируется наличие в Месяцеслове О. А. памяти вмч. Георгия на 26 нояб. О. В. Лосева усматривает в ней отражение рус. влияния ( Лосева. 2001. С. 97), а по мнению М. Йовчевой ( Йовчева. 2005), к-рое поддерживает и Турилов ( Турилов. 2008), память вмч. Георгия в южнослав. традиции восходит к визант. источникам, т. о., этот Месяцеслов не является «памятником русско-южнославянских связей» ( Турилов. 2016. С. 27).

http://pravenc.ru/text/2581779.html

29 Сначала мы разгоняем машину нашей жизни в ложном направлении, а когда успеваем догадаться и понять, что перед нами стена, нам нужно успеть затормозить и повернуть обратно. И очень печально, что многие не успевают это сделать... 30 Зерно, упавшее в хорошую землю, начинает расти, когда тепло солнечных лучей прогреет почву, а дожди умягчат ее. Мы не видим, как зерно прорастает под землей, но с верой ожидаем появления ростка. Это подобно начальному этапу нашей духовной жизни. 31 Когда мы не обнаруживаем никаких всходов после долгого времени, зна чит, почва требует, чтобы в нее внесли удобрения. В духовной жизни это означает, что почва нашего сердца требует отречения от наших земных привязанностей. 32 Когда, наконец, росток показывается на поверхности, мы видим, что он очень слаб и не имеет силы: земля покрыта коркой и сорняками. Тогда крестьянин берет мотыгу, рыхлит землю вокруг ростка, и удаляет сорняки. В духовной жизни наши страсти подобны корке на нашем сердце, а дурные помыслы подобны сорнякам. 33 Только целомудрие дает душе решимость и стойкость во всех испытаниях. 34 Если хочешь всегда быть сытым, ешь всегда только простую пищу; если хочешь всегда быть счастливым, говори всегда только добрые слова: «кто делает добро, тот от Бога» (3 Ин. 1: 11). 35 Если позовут – откликайся, если подвинут – подвигайся, делай лишь то, чего не делать нельзя, прощай всех – и все будут твои друзья. 36 Будь рабом Божиим, но не будь рабом написанной буквы, ибо тот раб Божий, кто таков «в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2: 29). 37 Чтобы понять возвышенные вещи, нужно понять свое ничтожество. 38 Не ищи счастья для себя, и оно обязательно придет к тебе. 39 Если будешь жить своей жизнью, для себя, – твоя жизнь никому не будет нужна, тем более Богу. 40 Чем больше помыслов, тем больше ошибок. 41 Хорошо примерять себя к людям и не примерять людей к себе. 42 Что такое истинная Свобода? Это свобода от дурной деятельности ума в покое мира Христова. 43 Сначала душа должна достигнуть безстрастия, а затем от безстрастия в душе возгорается Любовь к Богу.

http://isihazm.ru/1/?id=203

8:6; Евр. 2:10; Деян. 4:24—27). О творческой деятельности Бога Сына говорится: «Нам ... един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6); «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3); «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ... — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16—17). О творческой деятельности Бога Духа Святого говорится: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4; Пс. 103:30); «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6). Описывая сотворение мира, боговидец Моисей повествует: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Под Духом Божиим в этом стихе, по толкованию святого Василия Великого разумеется Дух Святой; а слово «носился» ( «ношашеся» ) означает, что Дух Святой согревал и оживотворял естество воды, приготовляя ее к произведению живых существ, подобно тому как птица, насиживая яйца и сидя на них, дает им некую животворящую силу. Богооткровенную истину Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в сотворении мира Церковь выразила в своем Вселенском Символе веры, в котором Бога Отца называет Творцом, а о Боге Сыне говорит: «Имже вся быша», тогда как Бога Духа Святого называет Животворящим. Богоглаголивые уста Церкви, Святые Отцы, вдохновенно исповедуют святую истину Откровения о Святой Троице как Творце мира. «Отец через Сына в Духе сотворяет все», — объявляет отец Православия, святой Афанасий Великий. «Ничто не приходит в бытие и не совершается, как только через Сына в Духе Святом», «ибо Святая Троица, нераздельная по естеству и единая по действу, Всецелая участвует в сотворении и произведении». Объясняя слова Апостола Павла (Рим. 11:36), святой Василий Великий пишет: «Один Бог, из Которого все, и один Господь Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все». Говоря о нераздельном действе нераздельной Святой Троицы, святой Кирилл Александрийский говорит: «Бог Отец все делает через Сына в Духе». В различении творческой деятельности Отца, Сына и Святого Духа нельзя путем логики идти до конца, ибо вся она пронизана непроницаемой тайной Троичного Божества, Которое всегда действует неделимо и триипостасно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3460...

Никогда народ Израильский не был в таком положении, чтобы не было среди его вовсе боящихся Бога; но масса народа, и в особенности верхние, руководящие классы, были или невежественны, или глубоко испорчены, как мы видели и в писании изучаемого нами пророка и в Евангелиях. „Как мы будем спасены“? вопрошает пророк, ужасаясь грехов народа, когда мы забыли Тебя, Боже, и даже самая праведность наша, как запачканная одежда? Мы видели уже в I главе Исаии, и во многих других его пророчествах, как издавна греховность среди народа этого прикрывалась известными формами обрядной праведности. Таков и оставался этот народ и до времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа. А исполнить от души объявляемую Иудеям пророком волю Божию о добрых делах ( Ис. 1:16–18, 56:1–2, 58:6–7 и др.) возмогли лишь те из них, которые уверовали в Господа Иисуса, ибо, как сказал Он: „без Меня не можете делать ничего“. Итак, вот единый ответ на тоску пророка: „как же мы будем спасены“? „Верующий в Сына человеческого имеет жизнь вечную“ ( Ин. 3:36, 5:24–26 ), ибо (ср. Ис. 8:14 , 28с 1Пет. 2и Рим. 9:33 ) „Он есть камень краеугольный.... и верующий в него не постыдится“. 8 . Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты -образователь наш, и все мы – дело руки Твоей. 9 . Не гневайся, Господи, без меры и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. 10 . Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. 11 . Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены. 12 . После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? В стихе 8-м пророк возвращается к подобию, употребленному им в Ис. 29о горшечнике и глине, обличая в неверии тех, которые ( Ис. 29:13 ) приближаются к Господу устами и языком, по сердце которых далеко отстоит от Господа. Повергаясь в прах пред Создателем, пророк от лица Израиля исповедует свое ничтожество и молится (ст. 9) о помиловании, ибо „мы все народ Твой“, говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Папирусы – самая молодая по времени поступления в научный оборот группа источников; у Грегори (Texmkrimik) описано только 14. Выделяются по материалу, на котором написаны. Для обозначения этой группы Грегори ввел готическую букву с цифровым индексом в верхнем регистре. Индекс соответствует очередности поступления рукописи в научный оборот. Большая часть папирусов обнаружена при раскопках в Египте, где сохранилась в песке благодаря сухости воздуха; возможно, не все они имеют местное происхождение. Папирусы датируются II–VII вв., написаны уставным (маюскульным) письмом. Папирусы 12, 13, 18 и 22 (все III–IV вв.) представляют собою остатки свитков, все прочие – остатки кодексов. Даже при фрагментарной сохранности двустороннее письмо позволяет считать, что фрагмент принадлежал кодексу. Нет ни одной папирусной книги, сохранившейся в полном объеме. Дошедшие фрагменты покрывают практически весь текст НЗ, за исключением 1–2 Тим; в 22 папирусах представлен Ин, в 18 – Мф. Самые ценные папирусы находятся в собраниях Дублина (Chester Beatty Library, в которой хранится коллекция филантропа сэра Альфреда Честер Битти, 1875–1968) и Женевы (Cologny, Bibliotheque Bodmer, по имени коллекционера Мартина Бодмера, 1899–1971). 45, III в., 30 л., фрагменты четырех Евангелий и Деяний; 46, ок. 200 г., 86 л., фрагменты посланий ап. Павла в следующем порядке: Рим, Евр, 1–2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1–2 Фес; 47, III в., 10 л., фрагменты Откровения; 52, ок. 125 г., фрагмент, содержащий Ин 18.31–33, 37–38 ; 66, до 200 г., 52 л., содержит почти полный текст 15 глав Ин и несколько фрагментов следующих глав; 72, нач. IV в., 36 л., послания 1–2 Пет, Иуд; 75, между 175 и 225 гг., 51 л., Лк и Ин с незначительными лакунами. Число папирусов II–haч. IV вв. превышает 40. Их значение заключается в том, что они являются самыми ранними источниками новозаветного текста: 52, например, отделен от времени написания Евангелия от Иоанна всего тремя десятилетиями. Папирусы представляют состояние текста в III в. и, по мысли исследователей, позволяют реконструировать историю текста в этот ранний период. Исключительное текстовое сходство 75 с Ватиканским кодексом подтверждает теорию Хорта о высокой ценности «нейтрального текста» для реконструкции оригинала (см. ниже, с. 59–66) и создает основу для принятия некоторых чтений в изданиях Nestle-Aland26 и Nestle-Aland27. Однако в целом текст папирусов неустойчив, содержит немало индивидуальных вариантов и отражает этап первоначального распространения христианства. Большинство папирусов опубликовано. Исключительно на базе папирусов осуществлены издания Соборных посланий, посланий апостола Павла и Евангелия от Матфея. 11 В целом папирусы дают картину, согласную с результатами текстологической работы XIX-XX вв. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010