Помимо всех прочих деревьев, посреди рая находились два особых дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Первое было доступно в снедь и давало человеку возможность не умирать. В силу своего последнего качества, оно прообразовало собою Того, крестною смертью Которого мы приобрели себе живот вечный 102 . От плодов же другого дерева, т.е. дерева познания добра и зла, запрещено было вкушать, – иначе прародителям грозила смерть. «Оное дерево наименовано ведением добра и зла, потому что, подобно зловредности яда, вложенного в мёд , поколику услаждает чувство, – кажется добром, а поколику губит прикасающегося, – делается самым крайним злом..... Внутри имеет пагубу, как скрытый некий обман, а по наружности показывает обольстительное некое представление добра» 103 . Результатом вкушения от плодов этого дерева являлось, прежде всего, ведение добра и зла. Теоретическое «ведение» о зле прародители «конечно имели (и до сего вкушешя: ибо знали, что не должно, не хорошо нарушить волю Божию), но опытом изведали сие впоследствии» 104 , с того самого момента, как, нарушив заповедь, вкусили от запретного плода. А в том состоянии духовного младенчества, учит Св. Феофил Антиохийский , в каком находились прародители, это «познание» было несколько «преждевременным». «Познание же (т.е. познание добра и зла) прекрасно, говорит Св. Отец, если кто им хорошо пользуется. По возрасту этот Адам был ещё младенцем, почему и не мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеба, но прежде питается молоком; потом, с увеличением возраста, переходит к твёрдой пище. То же было с Адамом . Посему Бог не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от древа познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вмсте с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным...... Ибо каждый постепенно возрастает как летами, так и мудростью» 105 . –Вместе с тем и другим деревом рай, по учению Св. Ефрема Сирина , был образом «Церкви святых». «Бог, говорить Св. Отец, насадил прекрасный сад и создал чистую церковь ; на древе познания пригвоздил заповедь; даровал радости, – и не желают; предостерегал, – и не страшатся. В церкви водрузил учение, которое радует обетованиями и устрашает угрозами, презритель сего учения погибает, а кто следует ему, тот спасается. – Церковь святых есть образ рая. В ней ежедневно собирается всеоживотворяющий плод, и для питания влагается в точило грозд, исполненный животворного врачества. Змий приведён в изнеможение, связан проклятием; уста Евы запечатлены спасительным молчанием, и снова покорствуют Творцу» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения Ангелов. Авраам однажды угощал сих Божественных посланников. Один из Ангелов удержал руку его в ту минуту, как он хотел принести в жертву своего сына Исаака. Агарь в пустыне была утешена также Ангелом. Иаков видел многих Ангелов, восходящих и нисходящих по ступеням таинственной лестницы и наверху оной – сидящего Господа ( Быт.28:12, 13 ). Ангел сопровождал сынов Израиля в пустыне и ввел их в землю обетованную. По вдохновению сих Небесных посланников Иеффай, Гедеон и другие судьи израильские узнавали повеления Господни; Давид призывал их вместе воспевать свои священные песни. Исайя видел небо отверстым, Господа, восседящего на престоле, и множество Ангелов, воспевающих Ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопутствовал юному Товии в его дальнем путешествии, привел его обратно на родину и возвратил зрение престарелому отцу его. Когда иудеи были в плену Вавилонском, три отрока еврейские были ввержены в пещь огненную, но между ними оказался Ангел, укрывавший их от пламени. Пророк Даниил был избавлен от челюстей львиных Ангелом. Гавриил, получивший повеление возвестить Спасителя миру, дал знать Пророку о близком пришествии Его; он нисшел во храм, где Захария совершал каждение, и предсказал ему о рождении сына, который предназначался быть Предтечею Мессии. Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, возвестил Ей, что Она соделается Матерью Сына Божия. В скором времени после сего Ангел благовествовал вифлеемским пастухам о рождении Предвечного Младенца, и Ангелы же воспели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Спаситель, Которого Ангелы провозвестили, Сам дал людям понятие об Ангелах. Он говорит нам о братской любви, которая побуждает их радоваться нашему спасению и с которой они охраняют нас на всех путях наших. Ангелы возвещали святым женам о воскресении Господа; а по вознесении Его на небо Ангелы же явились ученикам Его и сказали им, что как Он вознесся на небо, так приидет некогда судить живых и мертвых. Нужно ли говорить, как апостол Петр был освобожден Ангелом из темницы и из рук Ирода? Рассказать ли, что видел святой Иоанн Богослов и что написал он о силе и могуществе Ангелов в управлении царств земных? Я должен остановиться, чтобы не переступить за пределы, предначертанные мною. Итак, не буду более говорить о явлениях Ангелов апостолам, мученикам и многим праведникам. «Но возможны ли сии явления?» – скажут неверующие. Может ли Ангел, существо духовное, принять видимый образ человека, явиться нашим чувствам, говорить и действовать пред нами? Кто же может доказать невозможность? Кто в состоянии исследовать бездну премудрости Божией, определить бесконечные роды творений Всемогущего, обнять своим умом необъятную лестницу этих творений, чтобы иметь право сомневаться в бытии существ, о которых возвещает Слово Божие?

http://azbyka.ru/razmyshleniya-xristiani...

. Хронографию писал И. М. (или неск. авторов) с 20-х до 70-х гг. VI в. Это наиболее раннее сохранившееся произведение жанра всемирной хроники, созданное в Византии, и одна из наиболее ранних всемирных хроник, дошедшая до наст. времени почти полностью. Во введении автор указывает, что берется за работу, чтобы представить Свящ. историю на основе трудов христ. хронистов, мировую историю предшествующих времен от Адама до правления имп. Зинона (474-491) и описание событий своего времени в правление императоров - от Зинона до Юстиниана. Т. о., И. М. совместил Свящ. и мировую историю. Основываясь на работах предшественников, И. М. создал некую версию всемирной истории, к-рая предназначена для широкого круга образованных людей. И. М. выступает как создатель жанра назидательно-развлекательной хроники, в к-рой большой объем собственно исторических знаний преподносится в популярной форме и отражает нравственную позицию автора, к-рую хронист предлагает как образец понимания исторического процесса в целом. При этом назидательный момент в хронографии И. М. не столь развит, как в более поздних произведениях этого жанра (в хрониках Георгия Монаха сер. IX в., Иоанна Зонары XII в.). Хронография состоит из 18 книг, в к-рых мировая история представлена с т. зр. ее автора. Книга 1 содержит описание ранней библейской истории - от Адама до егип. плена народа Израиля. Книги 2 и 4 посвящены мифам и истории Др. Греции, в основном мифологическим циклам о царствах Аргоса, Афин и Фив. Книга 3 содержит библейскую историю; в книге 5 рассказано об истории Троянской войны; 6-я содержит повествование от Вавилонского плена евреев до истории царств Лидии, Персии и легендарного основания Рима потомками Энея; 7-я посвящена истории Рима эпохи Ромула и др. царей; 8-я - завоеваниям Александра Великого и эпохе эллинистических царств Птолемеев и Селевкидов. Книга 9 повествует об истории республиканского Рима до эпохи Августа. В книге 10 дано описание Римской империи от правления Тиберия до Нервы (I в. по Р. Х.), рассказана история воплощения Христа. В книгах 11 и 12 представлена Римская империя - от правления Траяна до конца правления Диоклетиана (98-305); в 13-й описано начало христ. империи - от правления имп. Константина до царствования Феодосия I (306-395). Книга 14 содержит описание событий - от рождения Феодосия II до Льва I (401-474); 15-я посвящена правлению имп. Зинона (474-491); в 16-й рассказано о правлении имп. Анастасия I (491-518); в 17-й - о правлении имп. Юстина I (518-527); 18-я книга посвящена правлению имп. Юстиниана I (527-563). Текст И. М. прост, не отличается изяществом классического греч. языка древних историков, имеются грамматические погрешности, к-рые, возможно, связаны с сир. происхождением хрониста: глагол часто заменяется причастием, допускаются вольные переходы от прямой речи к косвенной. Существенных различий в языке отдельных частей хроники не обнаружено ( Krumbacher. Geschichte. S. 327; Weierholt. 1963).

http://pravenc.ru/text/471366.html

В величественных, поэтических образах Церковь изображает торжество Победителя ада и смерти: Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащая связанный – закованных в цепи, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскрес еси от гроба. Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: пасха нетления, мира спасения! В гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом: вся исполняяй, Неописанный! Церковь как бы не находит слов для выражения своего восторга: она бесчисленное число раз повторяет сладостное для нас Христос воскресе, она многократно повторяет и слово пасха, призывая и небо, и землю, и преисподнюю – радоваться, ликовать, прославлять Воскресшего. Пасха священная нам днесь показася, пасха нова святая, пасха таинствен­ная, пасха всечестная, пасха Христос Избавитель... Но я не стану выписывать все эти чудные стихиры, эти тропари канона, полные восторга и неподражаемой красоты: кто же из православных не знает их на память? О пасха, избавление скорби! Ибо из гроба днесь яко от чертога брачного, как светлое солнце после темной ночи, возсия Христос, жен-мироносиц радости исполни глаголя: проповедите апостолам! Вдохновенный песнопевец и от себя обращается к Церкви Божией с восторженным словом: Возведи окрест, очи твои, оглянись кругом, Сионе, и виждь: се бо приидоша – идут к тебе яко богосветлая светила – со всех сторон, от всех народов земли, от запада, и севера, и моря (юга), и востока чади твоя, в тебе благословящая Христа во веки! Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися Сионе!.. А обращаясь к Церкви, не мог он не обратиться и к Преблагословенной Матери Воскресшего Господа с приветом радости: Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего – Рожденнаго Тобою! Слава воскресения Христова и Его победы над смертью светозарно отражается и на Его живоносном гробе. Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В величественных, поэтических образах Церковь изображает торжество Победителя ада и смерти: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя» – закованных в цепи, «Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение! Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом: вся исполняяй, Неописанный!» Церковь как бы не находит слов для выражения своего восторга: она безчисленное число раз повторяет сладостное для нас, «Христос воскресе», она многократно повторяет и слово «Пасха», призывая и небо, и землю, и преисподнюю – радоваться, ликовать, прославлять Воскресшаго... «Пасха священная нам днесь показася, Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель». Но я не стану выписывать все эти чудныя стихиры, эти тропари канона, полные восторга и неподражаемой красоты: кто же из православных не знает их на память? «О, Пасха, избавление скорби! Ибо из гроба днесь яко от» брачнаго «чертога», как светлое солнце после темной ночи, «возсия Христос», жен мироносиц «радости исполни глаголя: проповедите с апостолом!» Вдохновенный песнопевец и от себя обращается к Церкви Божией с восторженным словом: «Возведи окрест очи твои», оглянись кругом, «Сионе, и виждь: се бо приидоша» – идут «к тебе яко богосветлая светила» – со всех сторон, от всех народов земли, «от запада, и севера, и моря» (юга) «и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки! Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе!».. А обращаясь к Церкви, не мог он не обратиться и к преблагословенной Матери Воскресшаго Господа с приветом радости: «Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоею» – Рожденнаго Тобою! Слава воскресения Христова и Его победы над смертью светозарно отражается и на Его живоносном гробе: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Воззовем к ним с благодарением и мы: «Радуйся, Иоаким, всечестный отец надежды нашей после Бога; да будет благодарение чреслам твоим! Радуйся, Анна, всечестная мать матери жизни нашей; да будет слава ложеснам твоим! Радуйся, отец, добрый сеятель и возделыватель обильного плода! Радуйся, великоплодная мать, корень нашего спасения! Радуйся, отец, израстивший из виноградника своего плодоносную кисть! Радуйся, мать, плодороднейшая пашня доброй земли! Радуйся, отец, насадитель одушевленного рая! Радуйся, мать, древо непорочной ветви! Радуйся, отец, раковина чистой жемчужины! Радуйся, мать, скала чистого смарагда! Радуйся, отец, жла источающего жизнь потока! Радуйся, мать, утоляющий жажду чадородия водонос!» Уста наши наполняются похвалами отменной святости вашей. Но мы в состоянии будем восхвалить ваш, скрепленный Богом, союз тогда только, если будем ублажать вас словами Христа, внука вашего по плоти, и скажем: «радуйтесь и веселитесь; ибо награда» за плод чрева вашего «на небесах» ( Матф. 5:12 ). Ибо вы, будучи праведны, были порицаемы за свое безчадие и выслушивали упреки от неправедных. Но чрез несколько времени вы возрадовались по случаю рождения младенца, и для похваления вас достаточно того, что вы родили Матерь Божию. Несомненно, что праведным родителям Богородицы, как достойным, предопределено было войти в родство по плоти со Христом, и, как произшедшим от знатного рода, разумею царского и священнического, пользоваться почтением. Ибо Богородица вела свои род от обоих этих колен, издавна различным образом перемешавшихся. Заметим наконец о родителях Богородицы следующее. Захария, отец Иоанна Крестителя, имел брата, священника же, по имени Аггея, скончавшегося прежде его. С дочерию этого Аггея сочетался браком Иосиф плотник и родил от нея четырех сыновей и двух дочерей; в числе их был Иаков, называемый братом Христовым, бывший первым епископом Иерусалимским. Имя жены Иосифа было Саломия, не повивальная бабка, но другая. По смерти ея Иосиф взял к себе, на правах обрученной, Марию Богородицу, которая по матерней линии вела свой род от священника Матфана, а этот происходил от Соломона, сына Давидова, как говорит евангелист Лука в родословии Иисуса Христа. Ибо этот Матфан имел от жены своей Марии трех дочерей, по имени Марию, Совию и Анну. Мария родила Саломию, повивальную бабку, Совия родила Елисавету, мать Иоанна крестителя, а Анна родила Богородицу Марию в Вифлееме, названную Мариею по имени тетки своей по матери и бабки, так что Елисавета была племянницею Анны и двоюродною сестрою Богородицы. То и другое подтверждает Евангелие, где говорится, для обозначения родословия Христа по плоти со стороны отца: «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфанов...» ( Лк. 3:23 ), а со стороны матери: «вот и Елисавета, родственница твоя» ( Лк. 1:36 ). Да будет за них слава снисхождению Божию ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2: 19), а не трубит о Себе как о Матери Сына Божия. Она готова терпеть поношения человеческие от не знавших тайны безмужнего рождения от Нее Сына Божия. Открыла же эту тайну лишь немногим ближайшим ученикам Христовым. Она живет на земле тайно и безвестно, как бы и не была Матерью Того, Кого прославляли бесчисленные толпы за дивные чудеса. Пребывает в безвестности и после прославления Ее Божественного Сына всеми, как сокрытая от взоров лилия чистоты посреди терния мирских страстей. А какие страдания в молчании несла Она, видя, как бесславят, гонят, ищут убить, наконец мучают и распинают Ее возлюбленного Сына, свет очей Ее, единую отраду Ее жизни! Материнские скорби о детях не сравниваются ли, не превосходят ли иногда скорби самих детей страждущих? Как дивна Ее вера в Бога, не угасшая и тогда, когда Солнце угасло на Кресте! Есть ли вообще такая добродетель, которая была бы Ей чужда? Был ли кто из людей, кто мог бы в добродетелях с Ней сравняться? Эти добродетели передала Она, как бесценное сокровище, миру для вечного воспоминания и ублажения Ее. Но еще более велика Ее слава потому, что сокровища Своих добродетелей не сложила Она лишь в сокровищницу памяти человеческой, а отдала миру в помощь. Потому Она и по смерти жива . Матерь Жизни является таковой и после смерти Своей для всех живущих на земле. Благодеяния Ее непрестанны и по смерти, как в дни земной жизни. Ее смерть – лишь бессмертное успение. И как славны были обстоятельства, окружавшие это бессмертное успение! По вознесении Господа Богоматерь часто посещала место вознесения Сына Своего, моля, чтобы скорее Он взял Ее к Себе и дал опять видеть лицо Свое. И вот однажды, во время таких молений, Архангел Гавриил, прежде благовестивший Ей зачатие Сына Божия, возвестил Ей время Ее кончины, в знамение же победы над приблизившейся смертью вручил ветвь рая. Не скорбью о близкой смерти, а радостью о скорейшем лицезрении Божественного Сына преисполнилась Богоматерь от этой вести. Она сообщила о близости отшествия Своего апостолу Иоанну, а тот оповестил апостола Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/866-...

Поэтому рождаемое свято и будет называться Сыном Божьим. Над чудной Девой совершится такое же творческое дело Божие, какое было в «начале» над только что сотворенным бесформенным веществом, когда над ним носился Дух Божий, оживотворяя и оплодотворяя это мертвое создание. У Бога не остается бессильным никакое слово, для Него ничего нет невозможного, и вот Ангел, ожидая от Марии согласия, дабы укрепить ее веру, указывает Ей на событие, так же посредством только чуда возможное, что праведная Елизавета, неплодная, престарелая, зачала сына уже шестой месяц. «Я возвещаю Тебе, – говорит Ангел, – несравненно высшее чудо – рождение от Тебя чрез Духа Божьего Сына Вышнего». Пресвятая Дева повиновалась воле Божьей и свою безусловную покорность выразила в таких словах, которые показывают, что Она была вполне достойна высокого назначения: «се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» ( Лк.1:38 ), – т.е. Я вполне и с совершенной покорностью предаю себя в волю Божью, пусть Господь творит со Мною, что Ему угодно. И это послушание преклонило душу Ее под осененное Духа Святого, соединило волю Ее с волей Божественной, отверзло сердце Ее для входа силы Вышнего, и вечный свет засветил в Ней жизнь новую, не только для земли, но и для неба, небесную в земной, вечную во временной, Божественную в человеческой, все оживляющую в умирающей. И слово стало плотью. Во дни творения Господь, создавши человека, малым чим умалил его от Ангела; с ним горние силы делили беседы и поведали тайны мира небесного. Творец принял его по создании в Свои объятия, ввел в прекрасное и блаженное жилище и обращался с ним как с любимом сыном: но человек преступает заповедь Божию, лишается совершенств, какими наделен был Премудростью Божьей при его создании, изгоняется из рая на труды, скорби, болезни и проклятие. Но благодать Божья принимает грешника под свое покровительство и спасает его от отчаяния, обетовав ему Избавителя мира. И вот «пришла кончина лета» ( Гал.4:4 ), исполнилось время, определенное для приготовления человека к принятию обетованного Искупителя, и Бог посылает Своего единородного Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Сама новизна этого празднества показывает, что оно торжественнее всех прочих празднеств – новым является обращение стольких народов, поэтому и радости Церкви новые! В течение года Церковь отмечает много торжеств, в которых, однако, присутствуют привычные радости, но нет в них новой радости, как в этот праздничный день. По-особому радуется Она вещам, которыми всегда владела, иным образом – тем великим богатствам, которые обрела недавно. Поэтому и мы преисполняемся великой радостью, видя, как Церковь внезапно породила новые народы, из-за дикости которых мы когда-то стенали, а теперь радуемся их вере. Итак, поводом нашей радости были прошедшие мучения. Мы стенали, когда нас терзали и бранили, но стенаниями своими мы добились того, что те, кто из-за неверия был нашим бременем, стали благодаря своему обращению нашим венцом. Именно это торжественно произносит Церковь , говоря словами псалма: В тесноте Ты давал мне простор ( Пс.4:2 ). Сарра, когда ее возжелали цари, не чувствовала позора или стыда, сделав Авраама богатым благодаря своей красоте, ибо сами цари, желавшие Сарру, давали богатства Аврааму. 395 Сходным образом и Кафолическая Церковь , узнав эти народы, красотой своей веры обратила их в прибыль для своего Жениха Христа и обогатила своего Супруга теми царствами, от которых прежде испытывала беспокойство. Когда на Церковь нападают, когда Ее кусают зубы ненавистников, когда Ее притесняют – Она становится совершеннее, когда Ее порицают – растет, так как Ее терпение одолевает Ее врагов или приобретает их. Божественное слово говорит Ей: Многие дщери собрали богатства, а ты превзошла их всех ( Притч.31:29 ). Неудивительно, что ереси называются дочерьми. обрати внимание, что они располагаются на месте терна: дщери они потому, что рождены из христианского семени, а тернии – так как вскармливаются вне Божьего рая, то есть за пределами Кафолической Церкви. Такое понимание основывается не на нашем толковании, а на суждении Священного Писания , где Соломон говорит: Что лилии между терниями, то возлюбленная моя между девушками ( Песн.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой тройственности, в этом сошествии родилась Церковь Христова. Обратим внимание, что это рождение совершилось в единстве духа спасенного человечества. Так было ещё до этого, когда воскресший Иисус пришёл к ученикам, оказавшийся для них при запертых дверях, за которыми они спрятались от врагов в страхе, но тем не менее, они там были уже не разбежавшись, как во время распятия, а в единодушии общей скорби, собравшись вместе. Прежде, чем на всех присутствовавших сошёл Дух Святой, все они были единодушно вместе. Это единодушие было той человеческой основой на которой воздвиг Дух Святой всё строение Церкви. Подготовка этого единодушия была долгая, в течении тысячелетий, с момента как мы видели изгнание из Рая и даже до этого, с момента, творения мира. Вот первые слова Библии об этом, с которых начинается вся эта священная книга: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водой. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы» (Бт. 1:1–4). Безвидность, пустота и мрак, как толкуют некоторые, – первозданная земля Адама, была ещё в состоянии потенциальности, не оформленная и не осуществленная, то есть в состоянии энергетическом. Это была первооснова всей будущей материи – первоэнергии – это, что касается земли. Духовный мир ангелов – Небо, сотворённое в самом начале, т.е. ещё до земли и материи. В отличие от материи, этот духовный мир был в полноте своего творческого завершения, потому, что ничего уже там не сказано о его дальнейшем развитии, как это сказано о земле. Небо, тот духовный мир, который не подвержен никакой физике, мир метафизический, мир иных измерений и иных трансциндентных координат. То Небо, которое духовно окружает Отца Небесного – Бога, явленного творением. Без этого сотворённого Неба, Бог был бы совершенно за пределами всех и всего, абсолютно непостижим и неощутим. Небо, та высшая форма творения, в которой становится видим свет Духа Святого, Дух Отца Небесного, Его триединая золотая связь Божественной любви в Духе Святом. Этот союз мира – синдесмос, по-гречески, творческая сила божественного света в акте творения, становится осуществлённой в мире Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов и всех Сил Небесных, пламенеющих огнём триединой любви к Богу, друг ко другу и к творимому вслед за ним человеку. В этом сиянии виден: «Отец иже есть на Небеси», как говорится в молитве Отче Наш. И так, как это представляется нам, именно из этого небесного сияния сходит на первоэнергию материи свет Духа Святого, Который по словам Библии «носится над водой», т.е. над первой стадией её развития. Носится, еврейский глагол, тождественный с тем, который употребляется в отношении насетки, распростёршейся над созревающими в яйцах цыплятами, животворящая в своём тепле материнская любовь. Характерно, что дух, по-еврейски, руах, женского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010