Далее работа продолжится по секциям. На секции «Догматическое богословие» заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД, заведующий кафедрой литургико-канонических дисциплин Казанской духовной семинарии доцент МДА, доцент ОЦАД иерей Михаил Желтов прочтет лекцию «Богословие таинства миропомазания», научный сотрудник лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Михаил Бернацкий предоставит вниманию собравшихся доклад на тему «Догматические основания русской практики служения Литургии Преждеосвященных Даров», декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский — лекцию «Проблема языков богословия и единство Предания». На секции «Сравнительное богословие» будут заслушаны доклады доцента кафедры богословия МДА иерея Антония Борисова «Сравнительное богословие за пределами Русской Церкви», старшего преподавателя кафедры богословия НДС иерея Иоанна Евдокимова «Метод преподавания сравнительного богословия в Нижегородской духовной семинарии», профессора кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД, проректора по научной работе ОЦАД Евгения Пилипенко «Герменевтика понятий в методе сравнительного богословия» и заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, первого проректора ОЦАД доцента ПСТГУ протоиерея Валентина Васечко «Современное осмысление традиционной проблематики сравнительного богословия». Затем для участники курсов будет организована автобусно-пешеходная экскурсия «Нижегородский кремль — история и легенды». Работа обеих секций продолжится 11 октября, а на следующий день для всех участников будет организовано паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь . Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных семинарий и светских вузов России проводятся Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с епархиями на базе духовных учебных заведений. Их целью является предоставление возможности преподавателям обменяться мнениями и опытом, а также выработать единые позиции в отношении вопросов, связанных с изучением в духовных школах определенных предметов. В программу курсов повышения квалификации преподавателей входят открытые лекции, практические занятия, а также обсуждение методического сопровождения освоения студентами новых тематических разделов .

http://patriarchia.ru/db/text/6066086.ht...

С нач. 90-х гг. XX в. велась профессиональная подготовка в области церковной журналистики, к-рая складывалась как особая специализация внутри журналистики. Церковные журналисты, в начале этого периода представлявшие собой обособленную группу, постепенно стали неотъемлемой частью журналистского сообщества России. В 1991-1995 гг. на фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова действовала группа церковной журналистики. В 1996 г. на базе Издательства МП был создан Ин-т церковной журналистики и издательского дела во главе с еп. Тихоном. Был введен 2-годичный цикл обучения, занятия устраивались по вечерам и в выходные дни, практику студенты проходили в «Журнале Московской Патриархии» и газ. «Московский церковный вестник». В 1998 г. ин-т был преобразован в отд-ние церковной журналистики при филологическом фак-те Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова . Отд-ние возглавляли еп. Тихон (1998-2000), свящ. В. Вигилянский (2001-2003), Г. В. Прутцков (2003-2005), А. С. Георгиевский (с 2005). Студенты изучают богословские дисциплины, церковное право, древние и новые языки, различные отрасли журналистики, экономику издательского дела, проходят практику в церковных СМИ. В 2001 г. на базе «Православной юношеской газеты» работала Школа юного православного журналиста. В 2006 г. при Издательском совете МП были созданы Школа церковной журналистики (курсы повышения квалификации для журналистов) и исследовательский центр «Церковь в информационном обществе». В том же году фак-т церковной журналистики открылся в Черновицком правосл. богословском ин-те (Украина). В 2007 г. на богословском фак-те Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) был впервые прочитан курс «Церковь и СМИ». 6 марта 2008 г. в Москве состоялось подписание соглашения между ПСТГУ и Издательским советом МП, к-рое предусматривало сотрудничество в издательской деятельности, журналистике, организации курсов повышения квалификации для церковных издателей и журналистов. В 2008 г. проведены первые курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ епархий Центрального федерального округа. В февр. того же года Калужское ЕУ совместно с городской орг-цией Союза журналистов России объявило набор на курсы правосл. журналистики, обучение на них проводилось в течение месяца.

http://pravenc.ru/text/182365.html

На сайте опубликовано вступление президента-ректора РАГС Владимира Егорова. В своей речи он подчеркивает, что придает " очень большое значение этому событию " , так как подобные курсы - это первый шаг на пути взаимодействия государства и Православной Церкви: " Мы надеемся, что эта первая наша встреча возымеет отклик среди иерархов Русской Православной Церкви... В условиях трансформации России в целом, серьезных перемен, происходящих в обществе и государстве, для всех важно умение ориентироваться не только в своей узкоспециализированной области профессиональной деятельности (эти познания вы, уважаемые слушатели курсов, приобретаете в духовных учебных заведениях), но и в смежных сферах общественной и государственной жизни " . Корреспондент " Седмицы.Ru " взял интервью у профессора Владимира Константиновича Егорова. Он отмечает, что программа курсов разработана так, что наиболее острые проблемы преподаются и курируются соответствующими министерствами, что дает возможность профессионально подходить к рассмотрению вопроса. Он напоминает о том, что " курсы повышения квалификации для священнослужителей Русской Православной Церкви предусмотрены Договором о сотрудничестве между Московской Патриархией и РАГС при Президенте Российской Федерации " . Также патриарший сайт размещает текст выступления руководителя Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " С.Л. Кравца. Он заявил, что при подготовке курсов, авторы " исходили из того, что в современной России любой церковный деятель является также деятелем общественным, и, зачастую, государственным " . " Цель организации такого обучения заключается в том, чтобы постараться снабдить церковных деятелей знаниями современных технологий общения, взаимодействия с государственными, общественными, коммерческими структурами " , - сказал С.Л. Кравец. Газета " Известия " также не смогла пройти мимо этого события и опубликовала статью " Епископы повышают квалификацию в академии Госслужбы " . В статье приведены мнения заместителя директора Института повышения квалификации Анатолия Бурмистрова, а также сотрудника Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии священника Михаила Дудко, который отмечает: " Курс коснется сферы коммуникаций государства и Церкви, и в этом мы видим очень важный момент, который позволит духовенству и чиновникам начать разговаривать на одном языке. К тому же большинство лекций посвящены темам, лежащим на пересечении интересов Церкви и государства " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor20.htm

После публичной защиты 17 окт. 1908 г. на заседании Совета КДА соч. «Абсолютизм или релятивизм?: Опыт историко-критического изучения чистого эмпиризма новейшего времени в его отношении к религии: Prolegomena» (1908) (офиц. оппоненты - профессора Богдашевский и В. И. Экземплярский ) удостоен степени магистра богословия с переименованием в доцента (утвержден в звании митр. Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) 26 окт. 1908). 9 янв. 1909 г. Советом КДА избран экстраординарным профессором (утвержден Синодом 29 янв. 1909). 15 окт. 1918 г. К. было присвоено звание исполняющего должность ординарного профессора без защиты докторской диссертации. Занимал кафедру истории философии до закрытия КДА в апр. 1919 г. К. преподавал и в других учебных заведениях Киева. Читал курсы по философии и истории философии в Киевском Фребелевском педагогическом ин-те (1908-1910), на Киевских высших вечерних женских курсах А. В. Жекулиной (1905-1918), с 1905 г.- на частных высших историко-лит. курсах М. В. Довнар-Запольского. Преподавал словесность и рус. лит-ру во 2-м жен. епархиальном уч-ще духовного ведомства (1898-1919), в частных женской гимназии М. В. Клуссинш и женской гимназии при евангельско-лютеранской церкви. Участвовал в организации и работе Киевских высших женских курсов Жекулиной: в 1905 г. был одним из учредителей курсов, в 1906-1917 гг.- председателем Педагогического совета курсов, в 1915 г. участвовал в создании при курсах Киевского высшего начального училища. Стал инициатором издаваемого при курсах ж. «Летопись высших женских курсов, учрежденных А. В. Жекулиной» (с 1914 редактор). В 1911-1914 гг. читал лекции по новой русской лит-ре на земских учительских курсах по повышению квалификации учителей в Полтаве и Херсоне. В 1918-1919 гг. профессор истории философии в Киевском Народном университете-политехникуме. Педагогическую деятельность К. совмещал с научной работой и религиозно-публицистическим творчеством; публиковал статьи в периодических изданиях «Труды Киевской Духовной Академии», «Вера и разум», «Вера и Церковь», «Руководство для сельских пастырей», «Журнал Министерства народного просвещения», «Христианская мысль», «Церковно-общественная мысль», «Церковный вестник», «Богословский педагогический листок», «Bipa та Держава», «Век» и др. За научное исследование «К истории литературного возрождения средневекового католицизма в новое время» (1916) Советом КДА 20 сент. 1917 г. К. присуждена Макариевская премия.

http://pravenc.ru/text/Кудрявцев.html

Его Святейшество особо отметил, что, хотя Церковь отделена от государства, она не может быть отделена от мира и общества. Архиереям и иным представителям священноначалия приходится выступать в роли посредников между Церковью и окружающим миром. И потому для епископата, настоятелей и наместников монастыре так важно быть хорошо знакомыми с правовым статусом религиозных организаций в стране, основами государственного строительства, земельным и финансовым законодательством и многими иными сферами общественной жизни. Затем выступил В.К. Егоров. От лица выпускников курсов слово взял епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, который выразил благодарность Святейшему Патриарху Алексию, В.К.Егорову и всем, кто принимал участие в организации и проведении курсов. Общение между участниками встречи протекало достаточно живо. Так, заявление министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко о том, что в светском российском государстве «Основы православной культуры» не могут преподаваться в школе, вызвало острую полемическую реакцию. Святейший Патриарх напомнил, что, к примеру, почти все нынешние официальные российские праздники — послереволюционного происхождения, что свидетельствует о прерывании традиции, губительном для истинной национальной культуры. Нельзхя считать нормальной ситуацию, при которой едва ли не большинство современных российских подростков не знают, кто такие Дмитрий Донской и Александр Невский, считает Его Святейшество. Введение в школьную программу предмета «Основы православной культуры», по мнению Предстоятеля Русской Церкви, должно стать важным целительным средством, способным побороть болезнь исторического и культурного беспамятства. «Невозможно продолжать терпеть это бескультурье и дальше», — резюмировал Святейший Патриарх. Курсы повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви существуют в РАГС уже три года. За десять дней представители епископата и монастырского священноначалия прослушали курс лекций и приняли участие в семинарах по теме: «Государственно-церковные отношения: состояние, пути совершенствования».

http://patriarchia.ru/db/text/59414.html

В дек. 1963 г. по инициативе Ленинградского и Ладожского митр. Никодима (Ротова) при Отделе внешних церковных сношений (с 2000 Отдел внешних церковных связей ) (ОВЦС) был создан филиал аспирантуры МДА, в котором проходили обучение сотрудники отдела. Выполняя функции повышения квалификации церковно-адм. кадров, филиал аспирантуры подготавливал священнослужителей для служения на зарубежных приходах. Среди выпускников - Киевский и всея Украины митр. Владимир (Сабодан), председатель ОВЦС Волоколамский митр. Иларион (Алфеев). В нач. 80-х гг. ХХ в. в филиале аспирантуры преподавал Кирилл (Гундяев; ныне Патриарх Московский и всея Руси). В филиале аспирантуры состоялись 46 выпусков. Эмблема Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 2013 г. Решением Синода РПЦ от 31 марта 2009 г. по инициативе Патриарха Кирилла филиал аспирантуры при ОВЦС был преобразован в Общецерковную аспирантуру, ректором к-рой был назначен Волоколамский еп. Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС. Обязанности председателя Наблюдательного совета аспирантуры принял на себя Патриарх Кирилл. 7 мая 2009 г. был принят подготовленный Рабочей группой под председательством архиеп. Илариона (Алфеева) устав и изменено название - «Общецерковная аспирантура и докторантура святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». 27 июля того же года Синод одобрил итоги деятельности Рабочей группы и утвердил Устав ОЦАД. Были сформированы 9 кафедр: богословия, внешних церковных связей, библеистики, истории, церковных искусств и археологии, управления и канонического права, церковно-практических наук, философии, древних и новых языков. В сент.-окт. 2009 г. прошли первые вступительные экзамены на кандидатскую и докторскую программы. Также была открыта 2-годичная программа курсов повышения квалификации, к-рые не подразумевали написания итоговой квалификационной работы (с 2011 набор не проводился). В апр. 2010 г. был подписан договор с Московским гос. лингвистическим ун-том с целью обеспечить преподавание в ОЦАД иностранных языков, в т. ч. редких. В 2010 г. в ОЦАД была открыта магистратура. 4 сент. 2012 г. состоялись первые защиты докторских диссертаций, 3 сент. 2013 г.- кандидатской диссертации, 18 дек. того же года - магистерских работ. Диссертационные советы

http://pravenc.ru/text/2578107.html

1. Создание казачьих отрядов в летних православных детско-подростковых лагерях, в которые направлять детей и подростков из казачьих обществ и общественных казачьих объединений; 2. Организация работы с казачьими семьями, для чего возможно создание семейного клуба «Домострой» в казачьих обществах и общественных. Это могут быть семейные праздники; тематические мероприятия, посвященные православным праздникам и знаменательным датам; военно-спортивные семейные соревнования, конкурсы и др. Кроме того, необходимы осуществление паломнических поездок; кружковая и студийная работа с подростками и старшеклассниками, например, домоводство; духовное пение. Кроме того, была бы полезна развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Руководитель пресс-службы Синодального комитета Н.А. Селиванова рассказала о возможностях построения эффективной системы взаимодействия Синодального комитета и духовенства, окормляющего казачество, для создания эшелонированной картины деятельности Церкви по духовному окормлению казаков в средствах массовой информации и социальных сетях. Руководитель учебно-методического отдела И.А. Котина разъяснила участникам семинара необходимость активного участия руководителей епархиальных отделов и казачьих духовников в программах курсов повышения квалификации, которые подготовил Синодальный комитет. Она сообщила о работе Комитета с представителями научно-образовательного сообщества и о темах казачьего направления XXV Международных Рождественских образовательных чтений. «Эти темы должны быть также освещены представителями Русской Православной Церкви на казачьей конференции в Московской епархии», подчеркнула И.А. Котина. С докладами о своей работе выступили настоятель Никольского храма деревни Дарьино Одинцовского района священник Константин Васильев, духовник Горкинского станичного казачьего общества священник Димитрий Довбыш и духовник Аверкиевского хуторского казачьего общества священник Александр Кувшинников. По итогам работы научно-практического семинара его участники получили сертификаты о повышении квалификации.

http://patriarchia.ru/db/text/4490309.ht...

Сегодня в России действуют свыше 400 церковных проектов помощи инвалидам. Очень востребованы церковные проекты сопровождаемого проживания инвалидов. В качестве примера такой работы епископ Пантелеимон привел проекты в Выборгской , Пензенской , Кинешемской епархиях. В Алатырской , Самарской , Йошкар-Олинской , Московской , Пятигорской епархиях действуют реабилитационные развивающие центры для детей-инвалидов. «В этих центрах Церковь часто оказывает ту помощь, которую никто — ни государство, ни общество — пока не может оказать инвалидам, — подчеркнул епископ Пантелеимон. — Например, Алатырский церковный центр для детей-инвалидов (Чувашия) находится в городе с населением 35 тысяч человек. Ни в самом городе, ни в радиусе 200 километров от него нет ни одного подобного центра. Алатырский центр посещают 55 детей-инвалидов из 40 семей». В Церкви работают над тем, чтобы адаптировать храмы для маломобильных прихожан. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла были подготовлены и направлены во все российские епархии методические рекомендации по обеспечению доступной среды в храмах, отметил епископ Пантелеимон. Церкви удалось отладить систему реагирования на крупные чрезвычайные происшествия . В 2017 году представители Церкви реагировали на 30 крупных чрезвычайных ситуаций: оказывали пострадавшим и их родственникам духовную и психологическую поддержку, собирали материальную помощь. Отдельно в докладе затрагивался вопрос обучения и методической поддержки церковного социального служения. Синодальный отдел по благотворительности только в 2017 году издал 7 методических пособий и книг, провел целый ряд обучающих конференций, дистанционных курсов, очных курсов повышения квалификации. Также начал работу новый региональный центр обучения  церковному социальному служению в Екатеринбурге, в 2018 году планируется организовать новый обучающий центр в Ростове-на-Дону, добавил епископ Пантелеимон. Всего, по данным Синодального отдела по благотворительности, в российских епархиях трудятся 8412 социальных работников, из них 1920 штатных и 6492 внештатных, действуют более 4500 церковных социальных проектов.

http://patriarchia.ru/db/text/5196038.ht...

Отвечая на вопрос журналистов о том, какие шаги будут предприняты Церковью и государственными структурами по реализации Указа президента, епископ Леонид указал, что на первом этапе будет выработана концепция, подготовлена программа и созданы оргкомитет и рабочая группа. Следует понимать, что все это может быть реализовано лишь при условии тесного сотрудничества Церкви и государства, при поддержке самых широких слоев нашего общества, добавил владыка. По словам епископа Леонида, основная задача подготовки к празднованию юбилея в 2022 году — возрождение аланского Православия, что предполагает реализацию обширной программы, затрагивающей все сферы культурной жизни, в том числе сохранение и развитие осетинского языка, реставрацию и сохранение исторических памятников, социальные проекты. К примеру, осуществляемый сейчас перевод богослужебных текстов не только способствует развитию осетинского языка, но и становится гарантией его сохранения и практического использования на неограниченную перспективу. «Очень важно, чтобы осетины могли молиться в храмах на родном языке, — отметил архипастырь. — Мы не изобретаем ничего нового, а возрождаем аланскую традицию, ведь из исторических источников известно, что аланы восхваляли Господа на своем родном языке. Еженедельно в епархиальном управлении собирается Комиссия по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, в которую входят как представители Церкви, так и светские специалисты. Работа не быстрая, очень трудоемкая, требующая академических знаний как в сфере языкознания, так и в области богословия». Во Владикавказской епархии хорошо понимают, что для полноценного совершения богослужений на осетинском языке требуется соответствующая подготовка духовенства. Для этого было подписано соглашение о сотрудничестве между Владикавказской епархией и Северо-Осетинским государственным университетом им. К.Л. Хетагурова, на базе которого планируется создание курсов повышения квалификации духовенства. В рамках курсов, среди прочего, будет организовано изучение осетинского языка. В октябре епархия и СОГУ анонсировали начало обучения по специальности «Теология» на базе исторического факультета СОГУ со следующего учебного года — это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству Владикавказской епархии и руководства СОГУ в лице ректора Алана Урузмаговича Огоева и декана истфака Залины Тимуровны Плиевой.

http://patriarchia.ru/db/text/5052823.ht...

 С 2010 г. по настоящее время преподаю курс «Священного Писание Ветхого и Нового Завета» в воскресной школе при храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, прихожанином которого я являюсь. Так же при этом храме преподавал «Введение в Священное Писание» на Свято-Предтеченских катехизаторских курсах. С 2010 г. по 2013 г.  преподавал курс «Священного Писание Ветхого Завета» в Православном народном университете. С 2010 по настоящее время являюсь преподавателем Епархиальных курсов религиозного образования им. прав. Иоанна Кронштадского, где читаю курс «Священного Писание Ветхого Завета». В сентябре 2011 г. работал в составе инспекционной комиссии, проверявшей деятельность Донской семинарии (г. Ростов-на-Дону). В октябре 2011 г. участвовал в III Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований» (г. Санкт-Петербург). Доклад «Учение о Логосе в эллинистическом иудаизме до Филона Александрийского» был напечатан в том же году в журнале «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». В декабре 2011 г. участвовал в конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир» (г. Санкт-Петербург). Доклад «Мнение свт. Феофана Затворника о Синодальном переводе Ветхого Завета». 20 февраля 2012 г. награжден грамотой за особые заслуги на ниве религиозного образования и в честь 20-летия епархиальных курсов им. св. прав. Иоанна Кронштадского. В октябре 2012 г. участвовал в Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований» (г. Санкт-Петербург). Доклад «Особенности толкования Библии в теологии освобождения». В ноябре 2012 года прошел курсы повышения квалификации для преподавателей библеистики духовных учебных заведений в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени свв. Кирилла и Мефодия по программе «Актуальные проблемы современной библейской науки». Удостоверение В декабре 2012 г. выступал на окружном этапе Международных Рождественских чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (Северо-Западный федеральный округ) по теме «Традиционные ценности и современный мир» с докладом «Наставник и наставничество в Священном Писании», который был напечатан в материалах конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010