Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. 1420–1436. Архит. Ф. Брунеллески Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. 1420–1436. Архит. Ф. Брунеллески Т. н. настоящие К. появились в Риме в I в. до Р. Х. (термы на форуме в Помпеях, 80 г. до Р. Х.). Каменная или кирпичная кладка выполнялась концентрическими рядами клиновидных блоков на цементном растворе по деревянной опалубке. Таков К. Пантеона в Риме - один из крупнейших в мире (ок. 118-128 гг. по Р. Х., архит. Аполлодор из Дамаска?; пролет К. (ок. 43 м) равен высоте помещения, т. о. интерьер имеет шарообразные пропорции, а внешний объем здания можно вписать в куб; кирпично-бетонная монолитная конструкция полусферического К. с квадратными кессонами и круглым окном-окулусом в шелыге; в композиции К. и портика впервые осуществлена идея соединения центричности и продольности). Подобный способ возведения К. требует сооружения дорогостоящих деревянных кружал. Постройка К. без кружал привела к изобретению римлянами кладки из множества веерообразных сводиков, расположенных в шахматном порядке, наподобие чешуи (мавзолей имп. Диоклетиана в его дворце в Спалате (Сплит), 300-306). Такая кладка перераспределяла распор конструкции. Купол собора Санта-Мария-Фьоре. Схема и разрез Купол собора Санта-Мария-Фьоре. Схема и разрез Уникален К. из цельного каменного монолита, венчающий мавзолей Теодориха в Равенне (526). Снаружи плоского тесаного К. сделаны каменные петли для крепления веревок, с помощью к-рых глыба была установлена на место. Собора св. Петра в Ватикане. Разрез купола и подкупольной зоны Собора св. Петра в Ватикане. Разрез купола и подкупольной зоны Византийцы применяли кладку из выложенных радиально пустотелых черепиц (собор Св. Софии в К-поле, 532-537, архитекторы Исидор из Милета, Амфимий из Тралл) или керамических трубок (горшков), вставленных друг в друга и расположенных в форме спирали (ц. Сан-Витале в Равенне, начата в 525 (?) или 546-548). Крупнейшим после К. собора Св. Софии стал К. собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1296-1467, К.- 1420-1436, архит. Ф. Брунеллески). Беспрецедентный по размерам (диаметр 42 м, высота от пола до основания К. 53 м, высота от пола до фонаря 88 м, общая высота 107 м) и сложности строительства (без кружал, с использованием лесов, опиравшихся на кладку), К. имеет двойную оболочку и увенчан световым фонарем. Здесь были заложены основы К. т. н. тамбурного типа - со световым барабаном и с фонариком в завершении. С наибольшей полнотой этот тип воплотился в соборе св. Петра в Ватикане (1506-1626, К.- 1588-1590, архитекторы Дж. делла Порта и Д. Фонтана по модели Микеланджело Буонаротти). К. собора св. Петра (пролет 42,5 м, общая высота 136,5 м, высота от пола до фонаря 105 м, двойная оболочка) - самый большой в мире каменный К., однако в конструктивном отношении он уступает К. флорентийского собора. Символика

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Площадь И. с. 10 862 кв. м, высота 101,5 м (внутренняя высота 93 м), длина 111,3 м, ширина 97,6 м. По размерам И. с. занимает 3-е место в Европе после собора св. Петра в Риме и собора ап. Павла в Лондоне, по габаритам купола (поперечник внутреннего купола 22 м) - 4-е место после тех же храмов и собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (купол 1420-1436, Ф. Брунеллески). И. с. может вместить от 12 до 15 тыс. чел., по расчетам Монферрана - 7 тыс. чел. У И. с. 5 куполов, в его внешнем облике доминирует огромный центральный купол, завершенный вызолоченным фонариком. Купол установлен на высоком барабане, опирающемся на 4 подкупольных пилона. К квадратному в плане центральному компартименту с востока примыкает алтарь храма Ринальди, повторенный с запада таким же объемом. И. с. имеет существенное удлинение по продольной оси, но во внутреннем пространстве это не заметно. Здесь четче выражены поперечные оси сев. и юж. подкупольных рукавов, а также примыкающих с запада и востока пространств, перекрытых поперечными цилиндрическими сводами, лишь слабо прорезанными зап. и вост. подкупольными рукавами. В результате внутреннее пространство И. с. с трудом воспринимается как цельное, а роль огромного купола сведена к минимуму. Фасады оформлены 4 портиками коринфского ордера. Главный вход устроен в зап. портике; кроме него было сделано еще 6 входов: 2 больших с севера и юга, к-рые используются в наст. время, и 4 малых боковых, расположенных в нишах. Углы здания выделены пилястрами, стены прорезаны 8 большими арочными окнами. С целью экономии отказались от позолоты барабана купола, антаблемента и аттика, а также от устройства ограды и установки колоссальных скульптурных групп 4 христ. добродетелей. Тем не менее по богатству и качеству художественного оформления собор относится к самым известным памятникам мирового церковного зодчества. Стилистика И. с. выдержана в духе позднего классицизма, переходящего к историзму (прежде всего неоренессансу) в его западноевроп. интерпретации. Будучи ориентированным на «большие соборы» Европы XVII-XVIII вв., прежде всего на собор ап.

http://pravenc.ru/text/674760.html

На вилле д " Эсте в Тиволи (обл. Лацио) в фантастическом фонтане «Рометта» (предположительно Пирро Лигорио, ок. 1570), в миниатюре воспроизводящем топографию древнего Рима, также появилась «древние» храмы. XV в. Церковь Сант-Андреа в Мантуе. 1472–1488 гг. В сложении нового, ренессансного образа храма тон задавала Флоренция. В нач. XV в. Филиппо Брунеллески увенчал средокрестие флорентийского собора куполом (1420-1436, фонарь - 1436-1446), к-рый стал символом города. Использовав преимущества готического нервюрного свода, чтобы облегчить тяжесть конструкции и свести к минимуму боковой распор, архитектор создал 1-й ренессансный купол, господствующий над городом. Брунеллески также перестроил во Флоренции 2 базиликальные церкви - Сан-Лоренцо (ок. 1421 - ок. 1429; строительство возобновлено в 1442 при участии Антонио Манетти Чаккери, главный алтарь освящен 1461) и Санто-Спирито (проект 1434, строительство 1444-1482), где впервые в итал. архитектуре после средневековья использовал классический ордер: разделяющие нефы коринфские колонны с гладкими стволами поддерживают опирающиеся на импосты арки. Обе базилики имеют выступающий за пределы основного объема трансепт, квадратное в плане средокрестие и ряды капелл, примыкающих к каждой травее боковых нефов. Этот ясный и простой по пропорциям план, где модулем является квадрат средокрестия (ему равны рукава трансепта и хор; длина нефов составляет 4 таких квадрата, ширина боковых нефов - половину ширины главного), восходит к планам тосканских базилик (напр., церквей аббатств Фоссанова (1187-1208) в обл. Лацио, Сан-Гальгано близ Сиены (ок. 1218-1262), флорентийской ц. Санта-Кроче (1294/95 - ок. 1385; Heydenreich, Lotz. 1974. P. 17). Но характер пространства, где господствуют ровный ритм колонн и плоское перекрытие центрального нефа с деревянным кассетированным потолком, напоминает базилики раннехристианского времени. От них базилики Брунеллески отличаются использованием полуциркульных арок в колоннадах, разделяющих нефы, и вспарушенных сводов в боковых нефах. К ц. Сан-Лоренцо примыкает квадратная в плане Старая сакристия (1421-1428), к-рую можно считать 1-м центрическим храмовым пространством Ренессанса. По вертикали пространство разделено на 3 зоны: нижняя расчленена плоским ордером, в средней господствуют полуциркульные арочные очертания, в верхней парит ребристый купол с круглыми световыми отверстиями. Плавное вертикальное движение форм в сакристии, служившей усыпальницей членов семьи Медичи, связано с идеей Воскресения и символизирует восхождение души от земного мира к небесам ( Bruschi. 1994. Р. 123).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

С. 593—601. Борис Владимирович Никольский (1870—1919), критик, публицист, поэт, историк литературы. Примечания < >< back) > …вилла Палъмъери, где происходило знаменитое собрание дам и кавалеров со передает веселый Боккачио в «Декамероне». — Имеется в виду вилла Поджо Герарди возле Майано близ Флоренции. «Декамерон» (1348—1351) — книга новелл Д. Боккаччо. ( < < back) …народная площадь; собор Maria del Fiore со Венера Медичейская… — Народная площадь — площадь Синьории во Флоренции. Собор Maria del Fiore — собор Санта Мария дель Фьоре (купол архитектора Ф. Брунеллески, 1420—1436). Л. Гиберти изготовил для флорентийского Баптистерия двери с рельефами, изображавшими историю Христа и евангелистов. Венера Медичейская — греческая статуя, обнаруженная в Тиволи на вилле Адриана в 1680 г. и привезенная во Флоренцию в 1717 г. ( < < back) Далее в первой публикации: «Три недели я провел в мире волшебном и, кажется, был более счастлив, чем когда в первый раз влюбился. Я чувствовал себя недостойным этого счастия. Три недели я не выходил из музеев, древних монастырей, палаццо, темных соборов, замков, картинных галерей, библиотек. Я ложился и долго не мог заснуть от радости. Просыпался сразу с чувством умиления в душе. Зайду, бывало, в поросший травою пустынный двор какогонибудь замка вроде Боргелло. Взгляну на эти стены из диких, неотесанных камней, точно не людьми, а циклопами построенные, на голубое небо между стенами, на древние гербы, на рыцарское оружие и рядом на пожелтелый мрамор античных статуй, прислушиваюсь к тысячелетней ненарушаемой тишине, — и дух захватывает от красоты, от величия. Помню, я испытывал чтото подобное только в самом раннем детстве, когда, веря всеми силами души, молился и молился не о чем–ни- будь определенном и земном, а просто высказывал Богу мою радость, благодарил Его за то, что Он есть, и еще за то, что Он сделал так, что я знаю, что Он есть. Наслаждение красотою — самая чистая молитва. В ней мы забываем свое самолюбие, страсти, муки и желания. Мы отрекаемся от нашего я. Вот почему истинное наслаждение красотою — великий нравственный подвиг. И не удивляйтесь, что я говорю это по поводу какихто грубых стен средневекового замка, который — может быть, служил для жестокостей и насилия. Я в нем наслаждаюсь созерцанием человеческого могущества, величием свободного духа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

P. 94). Язык каталон. готики был актуален для храмов Сардинии вплоть до XVII в. В XV-XVI вв. он впитал новые, ренессансные элементы, образовав симбиоз старых и новых форм, близких к стилю платереско. Несмотря на продолжавшееся в XV-XVI вв. в нек-рых городах И. строительство больших готических соборов, художественная мысль Ренессанса подвела под развитием готики черту, надолго оттеснив ее на периферию стилистических предпочтений как образец чуждой итальянскому искусству maniera tedesca (немецкого стиля). Нек-рые готические церкви (Сан-Франческо в Римини, Санта-Мария-Новелла во Флоренции) были частично перестроены в XV-XVI вв. и получили классицизирующие фасады. Однако связь с готическим наследием в архитектуре Кватроченто очевидна. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1420-1436, Ф. Брунеллески), открывающий историю архитектуры эпохи Возрождения, остроумно демонстрирует возможности готической нервюрной системы. Принципы модульного построения флорентийской ц. Санта-Кроче и церкви аббатства Сан-Гальгано близ Сиены лежат в основе устройства первых ренессансных базилик Брунеллески Сан-Лоренцо (1421-1459) и Санто-Спирито (проект 1436) во Флоренции. В XVI в. в И. происходит частичная реабилитация «готического вкуса»: среди проектов фасада ц. Сан-Петронио в Болонье был один, выполненный в готических формах. Он относился к 1522 г. и принадлежал Бальдассаре Перуцци - одному из величайших знатоков и пламенных приверженцев античности в архитектуре эпохи Ренессанса. Лит.: Argan G. C. L " architettura italiana del Duecento e Trecento. Firenze, 1937; Paatz W., Paatz E. Die Kirchen von Florenz: Ein kunstgeschichtliches Handbuch. Fr./М., 1940-1954. 6 Bde; Pevsner N. The Outline of the European Architecture. Harmondsworth, 1943; Ackerman J. S. «Ars sine scientia nihil est»: Gothic Theory of Architecture at the Cathedral of Milan//The Art Bull. N. Y., 1949. Vol. 31. P. 84-111; Toesca P. Storia dell " arte italiana. Torino, 1951. Vol. 2: Il Trecento; Bonelli R. Il Duomo di Orvieto e l " architettura italiana del Duecento e Trecento.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

После смерти кор. Вацлава IV (16 авг. 1419) власть перешла к имп. и венг. кор. Сигизмунду, но чехи отказались признать его королем. В 1420-1431/37 гг. продолжалась борьба армии Сигизмунда, к-рого поддержал папа Римский Мартин V , со сторонниками Г.; было организовано 5 крестовых походов против гуситов. В 1420 г. в «Четырех пражских статьях» была сформулирована общая программа гуситов: введение проповеди на чеш. языке, причащение мирян из чаши, секуляризация собственности Церкви и духовенства (духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос); искоренение «смертных грехов», противных закону Божию (за прегрешения против нравственности должны применяться публичные наказания). Партия таборитов во главе с Яном Жижкой выступила на более радикальных позициях и отвергла догмат о чистилище и пресуществлении, требовала сокращения обрядов, установленных для крещения и причащения, настаивала на устранении икон, мощей, поста, исповеди как средства покаяния, отрицала церковную иерархию и др. К зиме 1420 г. сложилась коммуна таборитов как прообраз равноправного общества братьев и сестер. Главными принципами коммуны были Божий закон, всеобщее равенство и коллективная собственность. Во главе военных общин стояли 4 гетмана, влияние имели священники (часто избираемые членами общины) и проповедники. Таборитам удалось одержать победу в неск. битвах с армией имп. Сигизмунда (25 марта 1420 у Судомержа, 14 июля 1420 на Витковой горе, 4 авг. 1427 у г. Тахова и др.). С 1427 г. военные действия были перенесены за пределы Чехии. В 1428 г. табориты совершили успешный поход в Силезию, напали на В. Пфальц и с частью сил подошли к Вене. В нач. апр. 1429 г. 5 гуситских армий вторглись в Германию; в 1431 г. совершили походы в Силезию и Лужицу. В 1433 г. чешское посольство во главе с гетманом таборитов Прокопием Голым прибыло на Базельский Собор , переговоры ни к чему не привели и были перенесены в Прагу. Там были заключены Пражские компактаты, частично удовлетворившие требования «Четырех пражских статей». Разногласия между таборитами, не принявшими Пражских компактат, и чашниками привели к гражданской войне. В 1434 г., после победы над таборитами в битве при Липанах, умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и согласились признать его королем. 15 янв. 1437 г. Базельский Собор ратифицировал компромиссные условия договора в Иглау (Йиглаве) (Иглауские компактаты, 1436), составленные на базе Пражских компактатов. По этому договору большая часть гуситов (умеренные чашники) вернулась в лоно католич. Церкви, получив от Рима ряд уступок, в первую очередь разрешение принятия причастия под обоими видами, хлебом и вином (папа Пий II отменил компактаты в 1462). В 1444 г. на Пражском сейме учение таборитов было признано заблуждением.

http://pravenc.ru/text/168408.html

кн. Василия Дмитриевича с его младшим братом Константином, о великом море в Киеве и о смерти Григория Цамблака, – событиях, которые в других летописях записаны под Февралем не 1418 март. г. (=1419 янв. г.), а 1419 март. г. (=1420 янв. г.). Таким образом, списывая сплошь известия одного из своих источников, соответствующего нашей Воскресенской и 2 Софийской летописям, составитель Никоновской летописи поместил под одним и тем же 1419 сентябр. годом события, между которыми был промежуток ровно в год. Отсюда, смерть Григория Цамблака, датированная в других летописях Февралем 1419 март.=1420 янв. г., пришлась у него в Феврале 1419 сент.–янв. г. После известия о смерти Цамблака компилятор списывает, очевидно, из другого источника соответствующего нашим Новгородским летописям, и списывает уже опять правильно. В полном порядке следуют события весны и лета 1419 март.–сент. года, осени 1419 март.=1420 сент. года, Января и Февраля 1419 март.=1420 сент.=1420 янв. года. Здесь во втором источнике указывался факт смерти Цамблака, который компилятору нужно было-бы снова вписать; но вписавши его не на своем месте, он уже не захотел повторяться. 2034 Ник. Лет., V, 73, 75–76; Воскр. Лет., П. С. Р. Л., VIII, 90; 2 Соф. Лет., П. С. Р. Л., VI, 141; 1 Соф. Лет., П. С. Р. Л., V, 262; Дополн. к Акт. Ист., I, 324, 341 и др. 2037 «Vir doctus, prudens ac pius». Specimen Ecclesiae Ruthenicae, p. 121 (А. Попов, Историко-литер. обзор древнерус. полемич. сочинений, стр. 316–317, примеч.). 2038 Реферат г. Сырку, Ж. М. Н. П. 1884 г. Ноябрь, стр. 123 след. Сравн. статью Надеждина «Славянская надпись в Килийской Церкви св. Николая», Записки Одесского Общества Истории и Древностей, т. I, стр. 296. См также статью «Григорий Цамблак» в IX т. Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона. 2044 См. Горский, «Фотий, митр. Киевский и всея Руси», Приб. к Твор. св. Отцов, 1852 г., ч. XI, стр. 238. 2045 В объяснение полемики с юным отрицателем, будет не лишним указать, что нужно иметь в виду не столько его самого, сколько те влияния, под которыми он находится.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В следующем году Герасим возвратился из КПля митрополитом. Спорный вопрос: был ли Герасим поставлен митрополитом всей России или только Литовским? Новгородские летописи и житие новгородского архиепископа Евфимия называют его «митрополитом» Московским и всея России, или «Киевским и всея России», но в новгородских источниках на этот счет могло быть намеренное извращение действительности. Появление Герасима для новгородцев было очень кстати в их борьбе с московскими митрополитами из-за месячного суда. К нему они отправили для поставления своего кандидата в архиепископы Евфимия II, которого не хотел посвящать митрополит Фотий. Естественно поэтому, что новгородцы могли тенденциозно, титуловать Герасима митрополитом «всея России». Хотя, с другой стороны, как будто не без значения тот факт, что московский кандидат на митрополию был отправлен в КПль только после насильственной смерти Герасима, которого Свидригайло сжег в 1435 г. по подозрению в политической измене. Со стороны Москвы в преемники митр. Фотию предназначался рязанский епископ Иона. Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлек к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе, нареченному в митрополиты в конце 1432 г., не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время. По-видимому, фигура митр. Герасима, по непоследовательности КПльской патриархии (а отчасти и подкупности), украшенного титулом «всея Руси», требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату на «всю Русь». И бесспорно еще великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе. Юрий Дмитриевич продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433–34 годах дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 г. князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 или начале 1436 г. Иона отправляется в КПль. Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки, соображаясь с своими собственными интересами, поставили на русскую митрополию своего, крайне нужного им, выдающегося кандидата – Исидора. Исидор (1436–1441 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

S. 158. N 230). В февр. 1435 г. он получил повторное предложение из Лувенского ун-та стать там профессором церковного права, к-рое вновь отклонил (см.: Ibid. S. 161. N 232, 235). В марте 1436 г. Н. К. отказался от назначения одним из судей депутации веры, т. к., по-видимому, не желал брать на себя ответственность за решение сложных дел (Ibid. S. 168-169. N 253-255). Однако в том же месяце он стал одним из выбранных Собором посредников в споре епископа Вюрцбургского с его соборным капитулом (Ibid. S. 169-170. N 256-257; S. 184-185. N 259-261). Последним крупным поручением Н. К. стало посредничество в конфликте между неск. князьями Баварии (см.: Ibid. S. 187-191. N 266-277). Согласованный при участии Н. К. и др. посланников Собора мирный договор был одобрен на заседании общей конгрегации Собора в сент. 1436 г. (Ibid. S. 192. N 280). В 1434-1435 гг. Н. К. работал над соч. «Об исправлении календаря» (Reparatio calendarii; изд. и анализ содержания: M ü ller. 2010; рус. пер. отсутствует), к-рое в 1436 г. было представлено Собору. В этом сочинении Н. К. не только решал задачу уточнения и улучшения зап. церковного юлианского календаря, но и сравнивал его с вост. правосл. календарем, сведения о котором он взял из рукописей, показанных ему иером. Исидором (ок. 1380-1390 - 1463; впосл. митр. Киевский), находившимся в Базеле в качестве представителя К-польского патриарха (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 161. N 233; S. 195-196. N 289-291). Н. К. предлагал начать осуществление реформы календаря на практике в 1439 г., однако Базельский Собор отказался от планов по исправлению календаря, и проект Н. К. остался нереализованным (см.: Senger. 2017. S. 73-74). Хотя внешне до кон. 1436 г. Н. К. продолжал принимать активное участие в работе Базельского Собора, его внутреннее отношение к самому институту церковной соборности после неудачи в деле Ульриха изменилось. Чем глубже Н. К. знакомился с практикой принятия соборных решений, тем сильнее осознавал, насколько далеки от реальности его идеалистические представления о «всеобщем согласии», соборном консенсусе, принятии разумным большинством нацеленных на общую пользу решений.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010