Старая Кутля. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь.    Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1813. Адрес: Пензенская область, Лунинский район, село Старая Кутля Координаты: 53.64533, 45.33103 Проезд:Выехать из Пензы по а/д 58-ОП-РЗ-К-168 " Пенза - Лунино " и следовать до Старой Кутли около 55 км. Церковь расположена в центре села в 300 м слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Николая Чудотворца построен в 1813 году. Во время пожара 1814 года у церкви сгорела крыша и обрушился купол. Церковь окончательно отстроена помещиком Федором Ивановичем Левиным в 1847 году, В ее приделе погребен благотворитель генерал-майор Иван Васильевич Долгорукий. Архитектура церкви выполнена в формах классицизма. Круглый в плане двухсветный храм был перекрыт куполом со световым барабаном, который сейчас утрачен, в результате чего обнажился крутой яйцеобразный свод. С востока к храму примыкает прямоугольная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная, разделенная широкими арками на три продольных нефа. В декоре используются классицистические элементы: рустовка, круглые, ромбовидные и овальные ниши, треугольные сандрики. Средняя часть трапезной с севера и юга отмечена треугольными фронтонами. Внутри фрагментарно сохранились росписи. Храм во имя свт. и чуд. Николая. Каменный, с приделами во имя св. пророка Илии (правый) и св. вмц. Параскевы (левый). Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца в казачьей Кутлинской слободе, по которой село еще именовалось Никольским, относится к 7195–7196 (1687–1688) гг., когда в селе проживали служилые люди, переведенные в 7205 (1697) г. в Азов. После этого 7 марта 7207 (1699) г. их земли были пожалованы в поместье боярам Федору и стольникам Ивану и Алексею Алексеевичам Головину, а также сыну первого из них Ивану Федоровичу. В 1705 г. стольник Иван Алексеевич Головин променял свое поместье брату боярину Федору Алексеевичу, после которого имение досталось его детям Ивану, Николаю и Александру Федоровичам, разделившим его в 1706 г. таким образом, что Кутлинская слобода досталась Ивану. После смерти графа Ивана Федоровича Головина имение его перешло к жене Анне Борисовне, урожденной Шереметевой, и детям Петру, Федору и Марье.

http://sobory.ru/article/?object=43155

Казанская церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами. Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу " восьмерик на четверике " , четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком. Угловые башни ограды построены в конце XVIII - начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус - четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй - восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

http://drevo-info.ru/articles/12028.html

Под влиянием искусства Зап. Европы для украшения окон вместо традиц. цветного остекления В. с образами святых стал использоваться на востоке христ. мира: с XII в.-в нек-рых храмах К-поля (ц. Пантократора), в ц. Богородицы мон-ря Студеница (орнаменты с геральдическими мотивами, сев. фасад главного нефа, XIII в., Сербия). Цветные стекла, в т. ч. с росписью, использовались и в храмах Др. Руси. Их фрагменты обнаружены при раскопках (в основном в вост. части храмов) Десятинной ц. в Киеве, Нижней ц. в Гродно (медные обоймицы с цветными стеклами круглой, прямоугольной, овальной и ромбовидной формы), ц. свт. Иоанна Златоуста в Холме, а также в храмах Галича, Вел. Новгорода, Владимира (9 стекол в Мономаховом городе между Рождественским мон-рем и Дмитриевским собором и др.) и в Суздальском кремле. 85 фрагментов собраны в Успенском соборе Елецкого мон-ря (Чернигов) в слое пожара на месте алтарной преграды (синие, желтые, красные, темно-зеленые; многие с растительной и геометрической росписью). Большая серия фрагментов темно-красного стекла с росписью (растительный орнамент и неск. букв надписи) найдена на городище Ст. Рязань при раскрытии в 2001-2002 гг. к северо-востоку от придела ц. святых Бориса и Глеба (1-я пол. 90-х гг. XII в.). Поскольку в их составе присутствуют следы как западноевроп., так и визант. рецептуры варки стекла, о происхождении восточнохрист. В. ведутся споры. По документам, собранным И. Е. Забелиным , а также по западноевроп. гравюрам, отмечалось эпизодическое использование цветных оконных стекол в древнерус. храмах, но в целом стекло как материал для святых изображений не приветствовали, опасаясь хрупкости материала. В XVIII-XIX вв. производство икон на стекле стало популярным во мн. селах румын. Трансильвании (самая древняя из известных датируется 1780 г. и принадлежит мастеру из Брашова по имени Ионица). Появление В. в правосл. храмах России начиная с XVIII в. было обусловлено переменами в религ. культуре, прежде всего ориентацией рус. зодчих XVIII-XIX вв. на памятники Зап. Европы, когда в куполах стали использовать круглые окна (люминарии), в к-рых часто устанавливали желтые стекла с изображением Всевидящего Ока (ц. Спаса Нерукотворного образа при Главных дворцовых конюшнях, ц. св. Александра Невского при Сенате и др.). Появились и стали распространенным явлением иконы на стекле во мн. правосл. храмах XIX в.

http://pravenc.ru/text/158866.html

XX века выяснилось, что конструкция была следующей. Перед закладкой фундаментов были забиты дубовые сваи-коротыши (колья длиной 100-130). Фундамент заложен на 4,0 м ниже уровня современного пола, его основание получило в сечении овальную форму. К XVII-мy веку из-за гниения свай и переуплотнения грунта под тяжестью здания произошла неравномерная осадка фундамента, что вызвало деформацию несущих и ограждающих конструкций собора. Особенно пострадал северо-восточный угол, " отделившийся " от здания собора. Именно эти деформации и потребовали новых кованых связей и других противоаварийных мер. Стены собора возводились из белокаменных, хорошо обтесанных блоков на извести с забутовкой внутри кладки. " Черный " пол выполнен из кирпича (для экономии не всегда цельного), а " чистый " - из белокаменных плит ромбовидной формы толщиной 17 см. Наиболее ответственные элементы здания - подпружные арки, своды и барабаны - сложены из кирпича (карнизы белокаменные). Размер фиоравантиевского кирпича (28х16х7 см) Из кирпича внутренние круглые столбы, облицованные белокаменными блоками в 30 см толщиной. Кирпич использован и для алтарной преграды, покоящейся на специальных кирпичных арках, которые, в свою очередь, опирались на пилоны и внешние стены, что обеспечивало устойчивость преграды при осадках здания. Невысокие кирпичные стены разделяют северную часть алтарного пространства на жертвенник и Петроверигский придел. Металлические кованые связи скрепляли подпружные арки и своды в их основании. Использование кирпича наряду с белым камнем в наиболее сложных конструктивных элементах (арки, своды, барабаны, столбы) ускоряло строительные работы и придавало конструкциям большую надежность. Стены и своды над западной папертью сложены из другого, большемерного кирпича (30х14.5х8 см, а также 22х11х5 см). Возможно, они сложены позднее. (См. статью Федорова) Смешанная техника (из белого камня и кирпича) построения собора позволяет предположить, что собор с самого начала был беленым. Однако в 1894-1895 годах при реставрации стены собора были очищены механическим способом, а швы или выветрились, или разрушились при чистке, после чего их вынуждены были зачеканить входившим тогда в моду цементом.

http://sedmitza.ru/text/559104.html

Орарь (от лат. - молиться) - знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече (у диаконов) или же опоясывается крестообразно, через плечи (у иподиаконов). Опоясание орарем служит знаком того, что его носитель должен смирением, целомудрием и чистотой сердца стяжать себе одежду чистоты. Кроме того, поскольку диаконы во время богослужения изображают собой херувимов и серафимов, то орарь, таким образом, обозначает еще и ангельские крылья. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь - " Свят, свят, свят Господь Саваоф " . Охра - в иконописи земляная краска; цвет от желтого до краснокоричневого - в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли. П Паволока - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) - для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. Панагия (греч. - всесвятая) - Часть просфоры, изъятой на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть - после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии. Нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т.д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с Младенцем. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда - Великая Панагия); раскрывает дополнительный смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне - символическому прообразу пасхального агнца (т.н. артоса - круглой пасхальной просфоры). Паникадило (греч. - многосвечие) - в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Пантократор (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии, - Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу. Получает широкое распространение начиная с IV-VI веков в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего, иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен поясной тип Пантократора, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благословляющей руки и т.п.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...