Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИЛОВИЧ Гаврилович [серб. Лука (1904, Земун - 1980, там же), серб. хоровой дирижер и композитор. Получил богословское образование. Работал учителем и преподавал Закон Божий в начальной школе им. серб. кор. Петра I Карагеоргиевича в г. Земуне (находилась во дворе ц. Богородицы). Изучил основы игры на фортепиано. В 1937-1941 гг. работал аккомпаниатором в Югославском академическом певч. об-ве и в Профессиональном певч. просветительском братстве в Земуне. После второй мировой войны в Земуне был преподавателем пения и дирижером хора в гимназии, дирижером в Профессиональном певч. просветительском братстве при ц. свт. Николая. В 1966-1970 гг. руководил I Белградским певч. об-вом, члены к-рого регулярно пели в соборной ц. арх. Михаила в Белграде на воскресных и праздничных литургиях, венчаниях и отпеваниях, а также на местных и церковных праздниках, таких как Видовдан (28 июня), дни памяти святителей Василия Великого (день «крестной славы» об-ва - см. Крсна слава ) и Саввы Сербского, 1100-я годовщина святых Кирилла и Мефодия (1969), 750-я годовщина автокефалии Сербской Православной Церкви (1969). Для нужд хора Г. гармонизовал ряд образцов городского фольклора и церковных песнопений (автографы хранятся в б-ке I Белградского певч. об-ва). Обширный нотный архив Г. находится в б-ках хоров в Земуне и Белграде. В сотрудничестве с дирижером А. Гаванским подготовил 2 сборника хоровых композиций: «Чика Лукин зборник» (Сборник дяди Луки), в к-рый вошли духовные сочинения (гл. обр. рус. композиторов) и неск. гармонизаций народных песен для муж. хора; «Собрание мадригалов», предназначенное для хора «Белградские мадригалисты» и составленное в то время, когда Г. руководил этим хором. Муз. соч.: се француска», «Тамо далеко»: Гармонизации для смеш. хора. 1967; «Бранково коло»: Для смеш. хора; «Npabocлabuja наставниче» (тропарь свт. Савве): Гармонизация для смеш. хора. 1967; (тропарь свт. Василию): Для смеш. хора. 1970. Д. Петрович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161379.html

– В чем, по вашим наблюдениям, главное отличие в традициях Сербской Церкви и Русской? – В Сербской Церкви есть свои особенности церковной жизни. Богослужение ведется на сербском языке, много сербских святых и церковных праздников, порой непривычных русским. Православный мир вообще очень многогранен и интересен. Сербское Православие тесно переплелось с местной историей, культурой и менталитетом. Сербское Православие тесно переплелось с местной историей, культурой и менталитетом Например, есть одна очень интересная и даже в своем роде уникальная традиция – это Крсна Слава (по-русски Крестная Слава). Она была установлена основоположником Сербской Церкви святителем Саввой Сербским в XIII веке, и означала следующее: как всякий храм освящен в честь какого-то святого или праздника, так и каждой семье предписывалось иметь своего небесного покровителя и особо чтить его память. Эта традиция передавалась из поколения в поколение – каждое семейство чтило память «своего» семейного святого – и таким образом сохранилась до наших дней. Крсна Слава – основной праздник в сербских семьях, и для многих даже более важный, чем день рождения или именины. – Ах, так вот почему мой сербский кум скромно, хоть и с благодарностью, относится к поздравлениям с его днем рождения, но негодует, если я не позвоню ему в первой половине дня в день святителя Николая, когда вся их семья празднует «славу»! – Точно так. Уж со «славой» серба поздравить необходимо – всё остальное второстепенно. Кстати, поздравить можно в течение трех дней. – А правда, что на этот праздник можно приходить без приглашения? – Такое возможно, скорее, в деревнях или маленьких городках, где торжество могут отмечать всей улицей или деревней. В городах все же обычно приходят заранее приглашенные гости. Хотя можно и попробовать «напроситься» – сербы всегда с радостью примут даже незваных гостей. – Тем более если я с подарками приду. Кстати, с какими лучше? – Подарки дарят по своему усмотрению, но нередко это вино, ракия, посуда или что-то красивое или полезное для дома.

http://pravoslavie.ru/134171.html

В XIV веке, когда Византийская Империя стала уступать свои позиции, могущественный сербский король Стефан Душан завоевав большую часть территории Византии и расширив за счет этого свою собственную территорию , решил провозгласить себя императором сербов и римлян. Но легитимность императорскому сану могло предать только венчание на царство , совершенное Патриархом. Чтобы такое венчание совершилось, король Стефан Душан произвел своего первоиерарха, архиепископа в сан Патриарха, Архиепископия превратилась в Патриархат в 1346 году, после этого с некоторых Кафедр были устранены греческие епископы и заменены сербскими, это было неканонично и вызвало резкий протест со стороны Константинополя, он не только не признал Сербскую Патриархию, но наложил на нее анафему, произошел разрыв церковного общения, и только через некоторое время Константипольская Патриархия согласилась признать Сербскую Церковь в ранге Патриархата. Это произошло в 1374 году при посредничестве афонского монаха Исайи, Была достигнута договоренность Константинополя с сербами - Константинополь согласился признать Сербскую Патриархию с тем условием, что если сербы будут захватывать греческие земли, то эти земли по–прежнему будут оставаться в юрисдикции Константинопольского Патриархата. 5 Карагеоргий - в 1804 был избран вождем и возглавил восстание сербского народа против власти турок янычар , восставшие потерпели поражение и Карагеоргий временно покинул страну. В 1806 году верховным кнезом Сербии стал Милош Обренович, он не поддерживал Карагеогрия и относился к туркам лояльно . В 1817 году Карагеоргий вернулся в Сербию и начал готовить новое восстание, но по приказу Обреновича , в ночь на 24 июля, он и его секретарь были обезглавлены, а их головы отосланы султану. (прим пер.) 6 «Крсна слава» — обычай, сложившийся в сербском народе еще во времена принятия христианства, когда каждый род считал своим небесным покровителем того святого, в день прославления которого принимал крещение, со временем принял более светский характер, семейного домашнего праздника и застолья. «Водица» — святая вода (как правило освящаемая в праздник Богоявления). 7

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Зна се шта су политички избори, и с каквим су све неделима скопчани. Наш православни народ да се таквим изборима у празничне дане скрнаве празници и Бог . А код нас после Рата избори су као нарочито у православне празнике; на на Митровдан итд. Кад оно беху избори расписани за Томину нам два свештеника отуд од Златибора па како народу мило што су политички избори за Томину што су то дани светли, кад се олтар не затвара а друго што сутрадан крсна слава многих и многих и многих. – Ето не пазе наши на дане кад изборе. Ако избор посао, и то свеопшти важан посао, зашто се не у радни дан? Народ пази и види зле последице од избора у велике празнике. На пример 1927. године избори су били на православно „Ови избори бити на добро”, говорило се онда у народу. И заиста било добро. У скупштини пала крв; су Народ то довео у везу са страшног празника код ужичког света у нарочитом дан у падне народ код нас назива дан”, и преко целе године у дан не никакав посао; ако понедеоник – понедеоник дан” за целу годину, ако ли четвртак – четвртак дан”. И кад су дакле избори били на оне године, народ са страшним говорио: бити на добро”. И било на добро. 13. О пропалих у бунару Пре две године о копали су два човека бунар у селу К. Био петак пред кад су они копали у дубини. Наредили су да им се испече да кад Али нису живи изашли нити су окусили. Други су за се осула и затрпала их. Дошла са много народа да их откопава, но узалуд. од одмах угушен а други се два дана жив. су хтели спасти овога другога, и долазили су сасвим близу до али у том тренутку оспе се и поквари посао. Распитивали смо се много о животу ове Па смо добили податке. од по имену Д. био но он нимало поштовао свог поочима и него их грдио и мучио и тражио деобу од Када се чуло да пао у бунар, викала Не вадите га: нека га прождере, и он мене доста ждерао. То и заслужио, па га Бог казнио! За другога опет, по имену М., да био распусан, и псовач и у околини. Он што се два дана као жив из бунара. Иако био очигледно у смрти, он се сетио свештеника и него искао му се, наравно, могла дотурити. 14. Како прошао

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда нужно погасить кадильницу и убрать крсну свечу. Разве не дрогнет наша рука? Сербы, братия, когда пойдем выбрасывать из своего дома то, что было наибольшими святынями наших праотцев, – да, дрогнет рука и сожмется сердце, но зачем нам кадильница и зачем нам крсна свеча, если устарела вера наша, вера христианская? Но не бойтесь, братия, не бойтесь. Это не так. Жестоко ошибаются те, кто так думает и так утверждает. Они путают две вещи. Они в неразумии своем думают, что все старое – это устаревшее. Чтобы опровергнуть их утверждения, нам не нужны обширные и долгие доказательства. Вот, поднимите свои глаза, разве это не старая церковь? Да, это весьма старая церковь, столь старая, что мы и сами не знаем точно, насколько именно. Но смотрите, хотя она столь стара, она еще не устарела. И поглядите на эти иконы в серебряных окладах. Разве и они не старые, весьма старые? Старые, братия, но и они не устарели. Доказательство этого – вы. Ибо эта старая церковь согревает ваши озябшие души тем же живым огнем, которым согревала души и ваших предков, создателей и основателей этого святого храма. А если бы устарела эта старая церковь, разве она могла бы делать такое? И если бы устарели эти старые иконы в серебряных окладах, разве бы они могли наполнять ваши сердца небесным миром так же сильно, как наполняли и чистые сердца ваших прадедов? Нет, потому что устаревшим называется только то, что больше не в состоянии служить своему изначальному назначению. Стара точно так же и вера наша, братья мои, вера христианская. Еще немного, и будет отмечать двухтысячную годовщину. Старая она, как видим, весьма, но не устарела. Не устарела, ибо доныне в совершенстве служит своему изначальному назначению. Точно так же совершенно, как служила в те древние дни, в которые Сын Божий ходил по зеленым холмам Галилеи. И сколько еще веков будут рождаться один за другим, и все старше и старше будет наша вера, но не устареет. Ибо пока не устареют несчастье и беда, не устареют и мольбы о помощи к Тому, Кто превыше бед.

http://pravoslavie.ru/29886.html

За разлику од западноевропског хуманизма - хуманизам Источне Цркве се гради на принципима православног од тренутка пада сама природа првог Адама и потомака се дубоко искварила. Али човека чак и у палом треба да волимо, а грех ушао у природу треба мрзети. То кроз крсна Савршенство она достиже када кроз ватрена поставши храбра и неустрашива. Обасипана презиром, подсмесима и она се не плаши да каже одлучно „не“жандармима либералних вредности. Опевана великим апостолом Павлом, она у вечност. – «никад не док пророштва нестати, замукнити, престати» (1 Кор. 13: 8). Само она одржава свет, подлежан закону од потпуног распада. То со (Мт. 5: 13). И она чува одлике само у светлу истините вере. Чим се светло истине угаси, со губи снагу и безвредна. догматског удубило Католичку и Протестантску цркву у таму плотског из кога на „човек греха“, „син – антихрист. Он постати незаконите и обоготвореног претече и слуге су се веома потрудиле да би припремиле човечанство ка горда уста лажи хулити на истину. Он безбрижно на свирали, одвести човечанство хипнотисано неправедном у бездан вечне А шта су писали свети оци као поуку пастирима? Када се светоотачком не да се дивиш како поуке Цркве савременицима, тачно и нашем времену. Медиолански у „О дужностима“ у основу часног свештеничког истиче четири врлине: мудрост, праведност, храброст и Слуга не сме да буде заведен треба да све те моралне врлине, од захтева апостол Павле (Види 1 Тим. 3). Свети оци су посебну на разноврстност пастирских приступа у пастве, се на речи светог апостола Павла „бити свим за све“. Златоусти писао да пастир треба да буде и да не гордост, оштар и благонаклон, уздржан и приступачан, непристрасан и услужан, смирен и нелицемеран, строг и кротак. „Колико да би примером и друге исцелили и да оздраве, да би исправили живота, а прах покорили духу? Различита су код мужа и жене, у старости него у младости, код старешина и ... и подиже реч, друге пример. За неке потребан бич, а за друге узда... потребно и разгневити се, не се, презрети, не губити наду, не Тако треба лечити друге и тд.

http://srpska.pravoslavie.ru/95496.html

Отац се збуни од нових, ваистину дивних, али за речи И се насамо с код старог купатила где крст, прстом свете Варваре изображен на камену, а Диоскор не беше приметио, он стаде питати: Шта ти говориш? На начин светлост прозора свакога човека? - одговори: оче и схвати што говорим: Отац, Син и Свети Дух, Три Лица у Бога, живи у светлости и свако Ради тога и наредих да се на купатилу начине три прозора, да би Оца, други Сина, Светога Духа, те да на начин и сами зидови име Пресвете Затим прстом на знак крста, изображен на мермеру, она рече: изобразих и знак Сина Оца и Светога Духа Он се ради оваплоти од Пречисте и пострада на крсту, ти видиш. Нацртах ту знак крста, да би сила крсна одгонила одавде сву силу То и много друго о о и Христовом, о сили крста, и о осталим свете вере говораше премудра своме суровом и тврдоглавом оцу, чиме га страховито И он у бесу свом, заборавивши на природну према извуче мач и хтеде да прободе, но она се даде у бекство. Са мачем у руци Диоскор за као вук за овцом. И кад он беше на домаку невиног Христовог, она се изненада обрете пред стеновитом гором затвори пут. куда да побегне од руке и мача или уточиште беше Бог, ка коме она упери и душевне и телесне очи и Га за и заштиту. брзо услиши и одмах указа учини те се стеновита гора раседе пред као некада пред светом првомученицом Теклом када она бежала од развратника. Света Варвара побеже у раселину, и стена се тог тренутка састави за давши слободан пут до наврх горе. Узишавши на врх горе, она се тамо сакри у А свирепи и упорпи Диоскор, не пред собом зачуди се како се то она сакри од и дуго време тражаше. гору и Варвару, он угледа два чобанина на гори стада оваца. Ови чобани видеше свету Варвару како на гору и сакри се у Попевши се до Диоскор их упита, не видеше ли они од чобана, жалостива срца, Диоскора пуног не хте одати невину девицу, и рече: Не видех - Но други указа руком на место где се сакри. Диоскор тамо, а чобанина одаде постиже казна на истом месту: сам он претвори се у камени стуб, а се овце претворише у скакавце.

http://pravoslavie.ru/88901.html

Он, «човекоубица одискони» ( Ин.8:44 ), кроз крста Христова врши исконски посао: гресима човека за човеком. Само не може се крстом Христовим бране од га у свима борбама, и тако себе од свакога греха, од свакога зла, од свакога златоусти благовести: Ништа тако неприлично и као тражити себи одмор и починак; ништа тако позиву и као бити силно привезан за живот. Господ би распет, а ти тражиш одмора? Господ би прикован, а ти се ли то дело племенитог Стога свети Павле и вели: «Многи ходе, за вам много пута говорих, а сад и говорим: крста Христова». – Свети апостол говори ово, било су се лицемерно држали а живели су у доколици и што противно крсту. крст принадлежност душе ступила у борбу, готова на смрт, и никакав одмор не тражи себи; а они живе управо супротно томе. Стога, премда ссбе ипак су крста: када би волели крст, они би се трудили да живе животом Распетога. Не би ли распет Господ Ако се на исти начин не можеш распети, ти Га на друга начин: себе, не да би уништио себе (не дао Бог ! то безбожно), него по речи Павле: разапе се мени свет, и свету ( Гал.6:14 ). Ако волиш Господа свог, онда умри како огромна сила крста, колика добра он учинио, колика чини, и какво он живота. Крстом се све и сва – δι τοτου πντα τελεται: – крстом, – крстом; и уопште ма где били: на путу, или код или на ком другом месту, крст велико благо, спасоносно штит против Тако дакле, када против ти носиш крст, не просто крсни знак, него крсна – τ το σταυρο πσχων. Христос обично назива крстом, као кад каже: не узме крст и за мном не иде ( Мф.10:24 ), готов на смрт. А ниски, воле живот и тело, су крста; та и сваки воли и – крста 30 . 3:19 Ето ко су и шта су крста Христова. – погибао». крст Христов, они могу победити грех, смрт и и тако спасти душу од у греху и смрти. грехом. грех смрт душе. Све смрти, колико их има, улазе у кроз грех . крста Христова уствари су свим силама раде за пропаст. Да, то самоубиство. Свако самоубиство безумно; ово крсту, то самоубиство, коме по нема равна. Човек онакав какав му Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Спасибо и моей братии священникам, которые сегодня вместе со мной принесли Господу бескровную жертву и помолились Ему о том, чтобы мне ради новых обязанностей Он даровал и новые силы. А Господь наш, Который нам через величайшую жертву даровал величайшую победу, пусть дарует победу Патриарху нашему и всему воинству нашей святой Церкви, которое во едином Христе имеет единое желание и которое руководствуется одной лишь мыслью о едином Боге, и пусть дарует победу Своей Церкви Православной, победу великую и славную, победу над всеми врагами ее. Аминь. 19 августа 1947 года Устарел ли Бог? Дорогие братия и сестры! Устарел ли Бог? Вот вопрос, который я сегодня хочу перед вами поставить. От ответа на него зависят ответы на многие другие вопросы, которые беспокоят людские души. Ибо, если устарел Бог, тогда устарела и вера в Бога. Тогда устарела и Церковь Божия как твердыня этой веры. Если же устарела вера в Бога и в Церковь Божию, тогда устарели и все эти красивые обычаи, и все эти добродетели и правила жизни, которые происходят из той веры и которыми до сего дня украшались наши праотцы и отцы. Итак, если все это устарело, тогда зачем нам это все? Зачем нам какое-то старье? Поступим тогда и мы, как поступает хозяин, очищающий свой дом от старья и выбрасывающий его на свалку. Если Бог – старье, и если Церковь Божия – старье, тогда почему бы это старье не выбросить на свалку? Ибо что нам тогда с этого проку? Лишь напрасно занимают место, которое могли бы занять другие – новые, красивые и полезные – вещи! Так, именно так думают сегодня многие. И думают, и утверждают. «Устарели Бог и вера в Бога!» – кричат они. «Кто видел Бога? Не нужна нам больше Церковь! На что нам кадильница и крсна свеча! » – таким криком оглушают нам уши. Но так ли это? Действительно ли устарел Бог, братия и сестры? Неужто и впрямь Церковь Божия от своей старости клонится к разрушению и падению? Разве наша вера, вера христианская, не представляет сегодня ничего другого, кроме как кучу старого ржавого железа? О, великая боль нашим несчастным душам, если это действительно так! Ибо, если это так, тогда нужно сбросить иконы со стен, эти святые, милые, серьезные и кроткие образа, перед которыми молились наши отцы и перед которыми наши матери лили тайные слезы и искали утешения и силы. Ведь, конечно, и иконы тогда – старье. А на что нам старье по домам? На свалку их!

http://pravoslavie.ru/29886.html

Апостолове речи ( Евр.2:14 ), свети вели: Ко дакле што жели да ми будемо (participes) у телу и крви? Син Како Он постаде наш ако не телом; или каквом раскину Он ланце смрти ако не телесном? Христово смрти постало смрт смрти (mortis enim mors facta est susceptio mortis in Christo) 1968 . На чудесан божански начин божанска сила у крсне смрти распростире свеспасоносно на сву природу Господ Христос раширио руке на крсту, вели свети Кирил да би обухватио Раширио човечанске руке, духовним рукама учврстио небо; приковане су клинцима руке, да би, када прикивано било на дрвету човечанство, носило на себи грехе и када оно умрло, са умро игрех (συναποθνη μεν αμαρτα), а ми васкрсли у правди 1969 . на крсту рекао: сврши се ( Ин.19:30 ). се испуни (πεπλρωται γαρ το μυστριον), испуни се написано: уништише се греси (λθησαν α μαρται) 1970 . Ради чега пита свети крстом извршен Христов Ради тога да се са четири стране света саберу спасавани. се крст дели на четири дела тако да сваки део окренут од четири стране света. Α крсна смрт да би све четири стране света биле приведене деловима крста 1971 . Све што ушло у богочовечански живот Господа Исуса само символ, и сила победе над грехом, и Чиме победио вели свети Златоуст, тиме га савладао Христос. Узевши Христос га и победно. А ево како: дрво и смрт били су знаци нашег пораза; била Ева , пошто тада не беше познала мужа; дрво било дрво у смрт била казна Адамова. Но гле, опет дрво и смрт; ови знаци пораза постали су знаци победе. Место Еве место дрвета добра и зла дрво крста; место смрти Адамове смрт Христова. Оно чиме тиме и сам бива Кроз дрво упропастио Адама; кроз крст Христос савладао Оно дрво бацило у ад, а ово дрво извукло и оне су отишли тамо… Кроз смрт ми смо постали бесмртни (π θαντου γεγναμεν αθνατοι). Таква су дела крста. И како се све то лако за нас свршило. Ми нисмо оквасили нисмо у борбеним реду, нисмо ране и нисмо видели борбу, али смо добили победу. Подвиг припада Господу, а венац нама… Ето шта крст учинио за нас. Крст победни знак над демонима, против греха, мач Христос пробо 1972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010