С духовными чадами и прихожанами ЖМП 5 май 2015 /  5 июня 2015 г. 14:50 Святой праведный Иоанн Кронштадтский: всероссийский пастырь, чудотворец, пророк В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата было принято постановление о прославлении великого угодника Божия, всероссийского пастыря святого Иоанна Кронштадтского. В нынешнем году отмечается 25-летие этого прославления. Русская Зарубежная Церковь канонизировала святого Иоанна Кронштадтского 1 ноября 1964 года. В проповеди, посвященной Иоанну Кронштадтскому и опубликованной в 1911 году, епископ Алексий Таврический написал: «Сочинители революции задумали прежде всего убить в народе русском веру в Бога и авторитет Святой Церкви... Они не только хотят веру выкрасть у народа, но хотят искалечить и нравственность народную... Книжные магазины, лавочки, прилавки, киоски загружены порнографическими изданиями, соблазнительными романами, гравюрами, открытками... Газеты наполняются гнусными объявлениями, скандальными процессами, а иногда и прямой и открытой проповедью разврата... На помощь литературе и искусству в деле пропаганды публичного разврата стали выступать даже целые общества под разными названиями, вроде " вечеров красоты " , " лиги свободной любви " , и т.д. Гибнут дети и грудные младенцы, по чужой вине отравлены в начале весны своей жизни... Расторгаются браки, разрушается семейное счастье, гибнут силы, ум, энергия, здоровье, утрачиваются чистые радости жизни и все — через разврат...» Та Россия — перед катастрофой — во многом напоминает современное общество. На фоне тогдашних процессов, того отступления Господь послал России совершенно уникального пастыря — Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн ясно и отчетливо сознавал тяжелое положение Церкви и страны. Никто с такой прозорливостью не предвидел грядущих бед. По словам святого новомученика Иоанна Восторгова, кронштадтский пастырь «зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил в Церковь тысячи гибнувших чад...»

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_kron...

Святой Иоанн Кронштадтский. Мысли пред иконой мая 2015 Перед иконой святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского можно находиться часами - и молиться из глубины души простыми, детскими, лепечущими словами, и - читать церковные каноны и акафисты, и - когда устанешь от непривычно долгой молитвы - размышлять… " Кто я? - С одной стороны, грех, бездна греховная, весь противление Богу Всетворцу и Вседетелю, достойный всякого осуждения и муки, с другой - совершенная скудость всякою добродетелью и немощь для всякой добродетели. Так я глубоко пал, растлел, изнемог. Не могу я без Спасителя моего творить ничего, по слову Его и опытам моим бесчисленным. Он сотворил мне душу и тело, Он возрастил, Он образовал мои способности, Он и творит во мне все благое, если я делаю что благое, - а мое - только злое. Но, Творче мой и Избавителю мой! Ты сотворил меня, я Твое создание, Твой раб. Ты управляй мною. Ты и твори чрез меня волю Твою, даждь мне благодать волю мою совершенно покорить Твоей воле, ибо этого без Твоей благодати не могу сделать. Ты, Пастырь мой, паси меня. Ты, Спаситель мой, спаси меня. Ты, Свет мой, просвети меня. Ты, Сила моя, укрепи меня " .  В руке пастыря доброго - Чаша, та Чаша, в которой подает Себя Единый Пастырь и Пастыреначальник. Эта Чаша - из Предвечного Совета Троического, там она стоит на Престоле, оттуда шагают в мир тварный ангелы, оттуда грядет Он, Сын, " Хотящий быти воплощенным " . И держит эту Чашу в руках - простой иерей, не-монах, живший посреди большого столичного города, служащий в большом соборе… Но он - словно мученик и словно преподобный. Кто же он, пастырь Кронштадтский, христианин, появившийся на заре тяжкого двадцатого века, когда и монашество, и аскеза, и вера казались сначала экзотикой для " мистиков " или экзальтированных дам, а то и просто кликуш, а потом - вредным пережитком, требующим искоренения. Требующим искоренения кровью. Кровь мучеников - это ХХ век, в котором не жил святой Иоанн, но был он исполнен того Духа, что вдохновлял и мучеников, и монахов. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/k-25-letiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Наши приходские батюшки Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 27 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Читатель журнала “Альфа и Омега” уже привык к публикациям о подвижниках благочестия XX века, о тех, кто подвергался репрессиям, и тех, кого они миновали, о всех тех, кто в любых условиях донес до конца благое иго Христово. И христиане первых веков уже не кажутся теперь недосягаемой реальностью далекого исторического прошлого, ибо нынешние новомученики и исповедники вполне сравнялись в своем подвиге с жертвами гонений Нерона, Декия и Диоклетиана и даже превзошли их. В этом нет сомнений. Менее явной остается “негероичес­кая”, будничная сторона жизни Церкви, проявлявшая себя не в экстремальных условиях, а там, где надо было не умирать, а жить во Христе. Сопоставима ли приходская жизнь нашей Церкви с первохристианскими общинами? — Вопрос не праздный, поскольку секты разных толков во имя “возрождения” первохристианского идеала отбрасывают многовековый опыт православной духовности и церковной традиции, и мы должны отчетливо понимать, в чем состоит этот идеал и как он может быть реализован в сегодняшнем мире. На рубеже XIX и  ХХ веков святой праведный Иоанн Кронштадтский и святой праведный старец Московский Алексий Мечев доказали неугасимость и действенное присутствие на земле того огня Святого Духа, который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы, — доказали это ниспосланным им даром богообщения в глубочайшей сердечной молитве и как следствие ее — даром прозорливости и чудотворений, даром всепоглощающей любви к Богу и жертвенной до самозабвения любви к ближнему. Вспомним дом трудолюбия и приходскую школу, открытые тем и другим пастырем: во имя любви Христовой они вкладывали свой труд в лечение язв общества. Внутренняя жизнь Церкви измеряется по другим параметрам, нежели ее внешняя сторона, ибо в центре ее стоят не те или иные события, не открытие или закрытие обителей и храмов, а плод веры и любви, который приносят Богу пастыри. Останется ли пастырь и впредь сосудом Божественной благодати, дарованной ему при рукоположении? Сколько сил и трудов полагает он, чтобы не растерять ее на своем скорбном пути? Пастырь неотделим от пасомых, иначе чей же он пастырь, и по воспоминаниям духовных чад мы судим о сокровенной духовной жизни священника, тем самым и о внутренней жизни Церкви.

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  5 октября 2011 г. Протоиерей Философ Орнатский. Жизнь на благо Церкви и Отечества Протоиерей Философ Орнатский (1860–1918) - один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Казанского собора в 1913–1918 годах. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен своими начинаниями в области церковных реформ и трудами на поприще религиозно-просветительского и социального служения. Отец Философ был бесстрашным обличителем антицерковной политики большевиков. И принял мученическую кончину вместе с сыновьями, не отступив от своих убеждений и веры в Христа. Протоиерей Философ Орнатский родился 21 мая (3 июня по н. ст.) 1860 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского. Его отец служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня. С 1869 по 1874 год Философ Орнатский обучался в Белозерском духовном училище. В 1881 году он окончил в Санкт-Петербурге духовную семинарию и поступил в академию. 1885 год стал для него особым. Он окончил духовную академию со степенью кандидата «с правом получения степени магистра без нового устного испытания», женился и был рукоположен во священника. Последующие семь лет отец Философ служил в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского и там преподавал в должности законоучителя. Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского. Жизнь связала их не только духовными (Иоанн Кронштадтский был его духовником), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иван Орнатский женился на племяннице святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной. Протоиерей Иоанн Кронштадтский часто бывал у отца Философа дома и благословлял многие его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу как опытному полемисту быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном Затворником, который первоначально был смущен популярностью и методами пастырской деятельности отца Иоанна. А также некоторыми опечатками, обнаруженными в публикациях его трудов, которые недоброжелатели отца Иоанна пытались истолковать превратно. Протоиерей Философ не только защищал отца Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь в своих проповедях и в многочисленных публикациях его духовные наставления русскому народу. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905 годах обществом журнале «Православно-русское слово», в котором отец Философ был цензором и автором многих публикаций в 1902 году, он издал «Полный круг слов и поучений» отца Иоанна Кронштадтского.

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

Записки игумений Таисии, известной своей высокой духовной жизнью, своими трудами по благоустроению нескольких женских обителей и своими духовными стихотворениями и " Письмами к новоначальной инокине " , являются автобиографией почившей и доведены до начала жизни ее в Леушине. Они написаны были ей в разное время, и последний очерк относится к 1892 г. По глубокому смирению своему, м. Таисия не решалась предавать печати эти записки, хотя знаменитый молитвенник о. Иоанн Кронштадтский, питавший особое почтение и любовь к почившей, желал видеть их напечатанными. Он читал эти записки и собственноручно написал в конце одной тетради записок: " Благословляю печатать эту книгу, как достойную печати, на память будущим родам и во славу Божию. Прот. И. Сергиев, 31 окт. 1906 г. " , и на другой тетради записок: " Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание. Прот. И. Сергиев, авг. 21, 1892 г. " В настоящее время преемница м. игумений Таисии и ее ближайшая сотрудница, игумения Леушинского монастыря Агния, решилась исполнить волю приснопамятного пастыря о. Иоанна и напечатала их в журнале " Кронштадтский Пастырь " и в виде отдельного оттиска без изменений настоящей книгой. В автобиографии м. игумений Таисии мы видим замечательное действие Промысла Божия, сказавшееся во всей жизни почившей матушки. Можно сказать несомненно, что она с самых малых лет была избрана Промыслом Божиим на служение Святой Церкви и ближним своим в звании монашеском. И это звание пришлось проходить ей при несении весьма тяжелого креста. Сама она свидетельствует, что крест ненависти и зависти к ней людской был спутником всей ее долголетней жизни. " Этот крест, - пишет матушка Таисия в своей автобиографии, - станет над моей могилой, и не только, как обычное украшение христианских могил, но и как символ крестоношения погребенной под ним, как неотъемлемая принадлежность моя. Но этот крест и привел ее на высоту христианского подвига, соделал ее истинной исполнительницей заповеди Спасителя: Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1967...

1 Преп. Исихий — пресвитер Иерусалимский, ученик Григория Богослова (IV b.); написал Историю Церкви. 2 Еп. Феофан Затворник (1815—1894 гг.), 28 лет провел в Вышинской пустыне. Вел обширную переписку. Его сочинения отличаются глубоким богословским пониманием христианского учения. Прославлен в лике святителей в 1988 г. Память 10 23 января. 3 Прот. Иоанн (Сергиев) (1829—1908 гг.). Кронштадтский пастырь, молитвенник, самым действенным способом исцеления считал Божественную Литургию. Его размышления о путях спасения вошли в книгу «Моя жизнь во Христе». Прославлен в лике праведных Собором 1990 г. Память 20 декабря 2 января. 4 Преп. Макарий Великий — египетский пустынник (301—391 гг.). Оставил после себя духовные сочинения. Учитель монашества. Память 19 января 1 февраля. 5 Паисий Величковский — молдавский старец (1722—1794 гг.). Наставник монашества, нес подвиги в молдавских монастырях, учил братию умной молитве; оптинские старцы (Моисей, Леонид, Макарий, Амвросий) явились учениками Паисия. Духовный писатель, оставив ший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Прославлен в лике преподобных Собором 1988 г. Память 15 28 ноября. 6 Еп. Иустин (в миру Михаил Полянский). Кончина — 1903 г. Духовный писатель. Оставил после себя сочинения в 12 томах. Занимал в разное время — Херсонскую, Тобольскую, Рязанскую, Уфимскую кафедры. 7 Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникийский, год преставления 1429 Церковный писатель. 8 Свят. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родом из Константинополя. Богослов, исихаст; учил о Нетварном (Фаворском) Свете. Посрамил ересь Варлаама и Акиндина. Скончался около 1360 г. Был причислен к лику святых патриархом Филофеем. Наставник умной молитвы. Память 14 27 ноября и во вторую Неделю Великого поста. 9 Еп. Игнатий (Брянчанинов), в миру Димитрий Александрович. Годы жизни 1807—1867. Оставил после себя поучения о духовной жизни, письма. Его творения могут служить духовным руководством для всех желающих истинной жизни во Христе. Прославлен в лике святителей Собором 1988 г. Память святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского празднуется Церковью 30 апреля 13 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 – †5.2.2006 С преподобным преподобен будеши… Древнее изречение явило свою вечную правоту в жизни отца Иоанна. Он застал многих людей, которых мы теперь почитаем в лике святых Русской Церкви. В отрочестве он паломничал к старцу священноисповеднику Георгию Коссову 1 . Большое влияние на юного Ивана оказал священномученик владыка Серафим (Остроумов). Батюшка приобщился и к оптинской традиции, окормляясь у последнего оптинского старца игумена Иоанна (Соколова). В монахи батюшку постриг духовник — глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) 2 . Псково-Печерский монастырь познакомил батюшку с преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным) 3 и сослужителем праведного Иоанна Кронштадтского митрополитом Вениамином (Федченковым) 4 . Архимандрит Иоанн родился в Орле. С шести лет проходил пономарское послушание; был при владыке Серафиме (Остро­умове). Закончив среднюю школу и бухгалтерские курсы, работал в Москве бухгалтером, окормлялся у игумена Иоанна (Со­колова), последнего оптинского старца. В январе 1945 г. митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил его во диакона, а 25 октября 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I совершил иерей­скую хиротонию в Измайловском храме Рождества Христова. Закончив Московскую Духовную семинарию и академию и подготовив в 1950 г. диссертацию, отец Иоанн не смог ее защитить, потому что был арестован как ревностный пастырь и приговорен к семи годам лагерей. Освобожденный досрочно в 1955 г., он был назначен в Псковскую епархию, а через два года — в Рязанскую, где за 11 лет служения 5 раз перемещался с прихода на приход. 10 июня 1966 г. отец Иоанн принял монашество. Постригал его глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). В марте 1967 г. иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. В 1970 г. он был введен в сан игумена, в 1973 г. — в сан архимандрита. Богата жизнь батюшки на встречи с преподобническим житием. Отец Иоанн непрестанно впитывал живое слово Божиих людей, и когда оно звучало издалека — заочно. Батюшка никогда не виделся с митрополитом Сурожским Антонием, и все же духовное единство — в молитве — было. Архимандрит советует просить о близких словами владыки Антония: “Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь имярек в Свою руку и делай то, что я жажду делать, но не могу. Аминь”.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Заимствовано из статьи Д.А. Хомякова " Соборное завершение и приходская основа церковного строя " , написанной в 1906-м году. - Заглавие и подзаголовки принадлежат редакции. - Ред. Действительно ли русская церковь дремлет потому, что у ее изголовья не стоит имеющий ее постоянно будить патриарх, и что нет соборных периодических заседаний; и действительно ли она не имеет в народе должного значения потому, что приход лишен прав юридической личности? Эти положения появились " почти как аксиомы " ; и если есть, де, о чем спорить, то разве о подробностях. Но действительно ли " тело церковное " изнывает оттого, что нет патриарха, нет постоянного функционирующего соборного института, и что ноги оного так шатки потому, что приход не может приобретать имущество на свое имя и распоряжаться храмом, как собственностью, и выбирать священников - этого доказать еще никто не пробовал, а общенародного голоса в этом смысле не раздалось. Единственное, что за последнее время было ясно и точно выражено народом по церковному делу, это то, что народ сознает для себя необходимым иметь пастырей добрых, т.е. таких, какие соответствуют его о пастыре представлению, полагающих душу за овцы, и это выражение было добыто не голосованием, а проявилось просто в безпримерной всероссийской известности и славе о. Иоанна Кронштадтского. Известность его и слава, конечно, не могут объясняться ни чудесами, ибо они относятся только к меньшинству из притекающих к нему лично или иным, косвенным путем: громадное большинство его почитателей чудес и исцелений у него не просило и не искало таковых; его благотворительность была не причиной, а последствием притока к нему жертв от уже оценивших его православных. Объяснима его, охватившая всю Россию, слава только тем, что народ, веками ищущий себе пастыря идеального и в нем полагающий суть церковного строя, внезапно услыхал, что такой пастырь явился, и он всем сердцем бросился к нему, чем и показал, что он ищет разрешения всего для церкви нужного в исправлении наиболее слабого пункта нашего церковного обихода: он ищет пастыря себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/333/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возсиял наш светильник К 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского 03.01.2008 1280 Время на чтение 7 минут Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем его не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: " Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя! " Старец Кронштадтский - вы знаете, о ком я говорю - разве не напоминает нам и не повторяет ли на наших глазах в течение десятков лет этого древняго старца? Неистребимо живет в душе человека потребность найти и облобызать святыню, поклониться ей, побыть в ея освящающем и поднимающем дух общении. У русскаго православнаго народа потребность эта является особенно повышенною, она заполняет и потрясает всю душу народную, господствуя над всеми другими ея интересами и запросами. И вот сюда, к чудному старцу, столько лет обращает свои взоры святая и свободолюбивая Русь. Одни к нему являлись лично, с ним молились и молятся, получают совет и благословение, получали нередко и дар чудодейственной помощи. Как их ни много, они, сравнительно со всею Русью, едва приметная часть народа. Все прочие, как юноша перед древним старцем, только созерцали это дивное видение нашего времени и радовались Божией благодати, в нем почивающей, и возгревали веру и упование, и насыщались его обильною духовною трапезою слова, молитвы, непрестаннаго поучения, - поучения его жизни, подвига, любви, щедродательности, горящей веры и горящаго слова, исходящаго из уст его. От страны глубокой полунощи, где в борьбе с суровой природою, спасаясь от врагов, нашел себе русский человек пристанище свободы и училище крепости духа и характера, возсиял наш светильник. Там некогда возросли великие духом преподобные Трифон и Феодорит, Зосима и Савватий, Герман и Кирилл и многие другие. Их духом напоенный, стоит здесь более полувека великий в простоте веры и смирении пастырь-молитвенник, - на грани русскаго царства, у полунощной столицы, на конце земли русской, у самаго моря, светя, как маяк, разбиваемым житейским кораблям среди мирских бурь и тревог житейских.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010