Влияние ранней и поздней Пасхи. Прежде чем говорить о частных случаях названных изменений, запомним главные положения Устава о значении праздника Воздвижения Креста в круге евангельских чтений: 1 . «Матфеевы седмицы», то есть зачала, начинаясь от Понедельника Святого Духа, идут (читаются) до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении. 2 . «Лукины седмицы» (зачала) могут начаться только после праздника Воздвижения и только от начала, то есть с понедельника, с 10-го зачала. Только приняв во внимание эти два положения, мы можем легко усвоить себе все случаи изменений в зачалах Матфеевых и Лукиных. Представим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, например, в истекающем пасхальном году. Эта Пасха, отодвинувшись от неподвижного Воздвижения на 22 марта, образовала столь большое вместилище седмиц (22 марта – 14 сентября), что, кроме 7 седмиц Пятидесятницы, в него вошли все 17 седмиц Матфеевых (11 мая – 6 сентября) и осталась еще пятерица дней (7–11 сентября), лишенная евангельских зачал (12 и 13 сентября имеют свои чтения, так как это соответственно суббота и Неделя пред Воздвижением, а сам праздник Воздвижения попадает на понедельник, то есть на 14 сентября. – Ред.). Таким образом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Матфеевых оказались, так сказать, внутри Пасхи, то есть в ее вместилище. Возьмем теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись к неподвижному Воздвижению до предела 25 апреля, столь сократила вместилище седмиц (25 апреля – 14 сентября), что, кроме Пятидесятницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Матфеевых и пять седмичных дней 13-й седмицы. Остальные седмицы этого звена оказались вне ряда и не могли быть прочитаны на своем месте. Та же картина наблюдается и на другом конце пасхального года. Поздняя (отдаленная) Пасха, увлекая за собой десять седмиц Триоди, отрывает Неделю мытаря и фарисея от Лукиных седмиц, образуя больший или меньший промежуток, лишенный евангельских зачал. Ранняя (приближенная) Пасха, напротив, придвигает Триодь иногда вплоть к празднику Крещения, как, например, в прошлом пасхальном году, когда Неделя мытаря и фарисея низошла до 11 января. Результатом этого является пропуск зачал даже и в Лукином ряде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

На «Господи, воззвах…» . Стихиры на 10: Триоди – 4 (1-я повторяется), мучеников – 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. Прокимен великий («Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…»). Паремии мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Переоблачения в черные одежды не бывает (по причине праздника). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (полный праздничный отпуст с поминанием святого храма и празднуемого святого). Хор: «Великаго господина...». 3) Если праздник случится в четверг (любой седмицы, кроме 5-й), а также в пятницу 5-й седмицы, то вечерня накануне праздника совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны»), Минеи – 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова , святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следующие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом : тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ‘Υποτπωσις-е, чтения на утрене (ες το ρθρον) уже ясно связаны с кафизмами и каноном: каждая кафизма сопровождается чтением, и на каноне два чтения. Поэтому, когда кафизм вовсе не полагается, на утрене указываются только два чтения 113 : когда кафизма одна, именно от Фоминой недели до Воздвижения, чтений – три: когда, именно от Воздвижения до Четыредесятницы, прибавляется вторая кафизма, – прибавляется и новое, четвертое чтение (προστθεμεν κα τερον κθισμα v τος ρθροις, προστθεμεν δ κα νγνωσιν) 114 . В субботы всегда кроме обычных рядовых кафизм поются «непорочны», т. е. псалмы 18-ой кафизмы, но пение их в ‘Υποτπωσις-а, отличается от кафизм, как нечто самостоятельное и своеобразное и чтения не имеющее 115 . В Четыредесятницу в будние дни чтений на утрене полагается соответственно числу кафизм, так как в эти дни полагается вместо канона пение трипеснца (τριδιον), который в ‘Υποτπωσις-е, также очень определенно отличается от канона, как нечто, принадлежащее к иной категории и чтений не имеющее. Поэтому, когда полагается петь трипеснец, чтение бывает только после кафизм, а когда почему-либо трипеснец соединяется с каноном полным, чтения восстановляются и на каноне 116 . Такт, в 3-ей редакции под понедельником 1 седмицы Великого поста находится следующее указание: δι τ π π ρακλσεως εναι τος δελθο, δο μνον ντφωνα ψαλμος, κα β’ ναγνσεις ποιομεν, κα τ τριδια κτοτε δ τρα κα ναγνσεις τρες... Ε μντοι τχει τ δευτρ κανν ενιυσιος, ν κθισμα ψαλμος μετ, το ξψαλμον, ετα το πεντηκοστν, ετα το καννα κα τα τρδα. Γνονται δ κα ναγνσεις β 117 . Два чтения положены здесь только на двух кафизмах, а на трипеснце – нет, но если при трипеснце исполняется канон, то кафизм полагается только одна и с ней одно же чтение, а другое полагается на каноне, который в данном случае, вместо двух обычных, имеет только одно чтение, в виду особых условий дня: δι τ π παρακλσεως εναι τος δελφος. На кафизмах чтения следуют непосредственно за стихирами или тропарями кафизм (στιχηρ καθισμτων, τροπρια καθσματος, στιχρο-καθσματα) 118 и соединяются с следующей кафизмой возглашением двенадцатикратного «Господи помилуй» 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Четыредесятницу на утрене до среды 6-ой седмицы и на часах до пятницы той же седмицы 407 , кроме первого, во все будние дни 408 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаит о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе полагается читать творения св. Ефрема Сирина 409 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 410 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашении св. Феодора Студита 411 . на каждый из первых четырех дней страстной седмицы для чтений на часах назначается по целому евангелию 412 , при чем евангелие Матфея определяется читать в понедельник на 4 части (на 1, 3, 6 и 9 часах) 413 , евангелие Марка во вторник на 3 части (на 1, 3 и 6 часах) 414 , евангелие Луки на пять частей, из которых первая падает на 9 час вторника, а остальные на часы (1, 3, 6, 9) среды 415 ; евангелие Иоанна до прощальной беседы (μεχρ τς διαθκης – в четверг на 4 части (часы 1, 3, 6 и 9) 416 . На воскресные и праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ‘Ηθικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 417 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 418 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 419 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 420 . – Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 421 ; для каждого такого чтения Типикон определяет брать «понемногу» (πρς λγον), 422 приблизительно два или три листа (φλλα) для утрени 423 , два для 1-го часа 424 и полтора для прочих часов 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Это среда и пятница в течение Великого поста, а также понедельник, вторник и четверг, в случае выпадения на эти дни полиелейных праздников: 1 и 2 Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля), 40 мучеников (9 марта), храмового святого. Кроме того, Преждеосвяшенная Литургия совершается в четверг 5-й седмицы («четверг Великого канона») и в первые три дня Страстной седмицы По словам протоиерея К. Никольского, в XIX веке в Киево-Печерской Лавре Литургия Преждеосвященных Даров служилась во весь пост, кроме понедельника и вторника 1-й седмицы Форма изложения чина Литургии Преждеосвященных в различных Служебниках Структура изложения чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров различна в разных Служебниках. Так, в русских изданиях Служебника с конца XVII века ее чин излагается в трех главах: «Чин Божественный Литургии Преждеосвященных», «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии», и собственно «Божественная Литургия Преждеосвященных» В греческом Иератиконе также есть две предварительные главы, предваряющих чинопоследование, но содержание их лишь частично совпадает с тем, которое находится в русском Служебнике. Например, установления об освящении Агнца на полной Литургии и связанные с этим изменения в последней соответствуют началу нашей первой главы о Литургии Преждеосвященных Даров («Чин Божественных Литургии Преждеосвященных»). Однако аналога статьи «Изъявление о некиих исправлениих...» русского Служебника в греческом Иератиконе нет. Нет ее и в русских Служебниках, изданных в Москве при патриархе Филарете (1623 год) и при патриархе Иосифе (1646 год). Там перед последованием самой Пре-ждеосвященной службы есть глава: «Устав о святых и божественных Агнцех, иже совершается в неделек святого и Великого поста» (Л. 190 и 226 соответственно). Однако, в некоторых изданиях греческого Служебника «на ряду» приводятся с небольшими изменениями указания, собранные в русском Служебнике в «Изъявлении...». Статья «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» Это «Изъявление...» было внесено в Служебник при патриархе Иоакиме в 1676 году справщиком чудовским «честным иноком» Евфимием.

http://sedmitza.ru/text/413753.html

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 19 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

Н., изд. Тактикон Никона Черногорца. Пг., 1917. Вып. 1. С. 29). Впрочем, памятники студийской традиции имеют много вариантов распределения К. по службам суточного круга. Так, в студийском Ипотипосисе IX в. на вседневных утренях в течение Великого поста назначено стихословить по 4 К. (беспрецедентность этого указания может быть ошибкой переписчика) и по 1 К. на часах в течение Петрова поста. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., который среди сохранившихся памятников наиболее близок к оригинальному Студийскому Синаксарю, в великопостный период 18-я К. на вечерне опускается, если совершается литургия Преждеосвященных Даров (аналогичные указания содержатся и в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., 18-я К. опускается на вечерне в течение большей части Великого поста и периода Пятидесятницы; по одной К. назначено на 3-м и 6-м часах в течение Рождественского и Петрова постов. В Иерусалимском Типиконе, который зависит от древней палестинской традиции не напрямую, а через посредство студийской, утреня без К. совершается только на Светлой седмице; в остальное время года, включая праздничные дни, на утрене 2 К., а в период от Недели по Воздвижении до Недели о блудном сыне (за исключением пред- и попразднств праздников Рождества Христова и Богоявления и праздников с великим славословием и выше) и во все будние дни Великого поста - по 3. На вечерне в те периоды, когда на утрене 3 К., Иерусалимский устав предписывает стихословить 18-ю К. (кроме 5-й седмицы Великого поста, имеющей свой устав); когда же на утрене 2 К., на вечерне стихословится еще 1 рядовая. Накануне воскресений и праздников с полиелеем и выше на вечерне поется 1-я К.- «Блажен муж». Вечером в дни праздников, имеющих статус бденных, и в воскресенья (т. е. под понедельник) К. на вечерне отменяется, если только память, случившаяся в понедельник, сама не требует пения «Блажен муж». В некоторые важнейшие праздники - Рождество Христово и др.- К. отменяется также и на вечерне накануне торжества.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX – XII вв. большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского устава , в XII – XIV вв. вытесненного Иерусалимским уставом , который после XIV в. стал общепринятым в Православной Церкви. Корпус песнопений Воздвижения по этим уставам в целом один и тот же; праздник имеет предпразднство и попразднство ; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой церкви (1-я паремия праздника на вечерне (Исх 15. 22–26) обычно увеличена на 2 стиха до 16. 1; Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф 10. 37–42) читается на 1 стих больше до 11. 1; апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор 1. 18–24); из константинопольской же традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене. Воздвижение и чтение Священного Писания Праздник Воздвижения стал важной вехой годового богослужебного круга . К этому празднику заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочивается к неделе по Воздвижении. В понедельник вслед за неделей по Воздвижении начинается чтение Евангелия от Луки, и тем самым на Воздвижение бывает или воздвиженская преступка (часть чтений 17-седмичного цикла Мф опускается) или воздвиженская отступка (в случае ранней Пасхи 17-седмичный цикл Мф заканчивается еще до Воздвижения и часть чтений приходится повторять). Помимо начала чтения Лк (и соответственно толкований блж. Феофилакта Болгарского на Лк вместо толкований свт. Иоанна Златоуста на Мф в качестве уставных чтений утрени) после Воздвижения увеличивается количество кафизм Псалтири на утрене (по Студийскому уставу вместо одной начинают читать 2 кафизмы ; по Иерусалимскому уставу вместо 2-3). Кроме того, по Иерусалимскому уставу на воскресной утрене к непорочным (17-й кафизме) прибавляется полиелей (в рус. изданиях Типикона , начиная с 1682 г. указано, что непорочны заменяются на полиелей). По Студийско-Алексиевскому уставу воскресные утрени после Воздвижения получают иное, но по сути аналогичное изменение – стихи степенных антифонов начинают повторяться по 6 раз, и к ним припеваются строки степенных псалмов (в отличие от летнего периода года, когда стихи поются по дважды и без псалмических строк). Изменения в числе кафизм на утрене связаны с началом зимней половины года, когда ночи длиннее, и поэтому утреня, которая должна совершаться ночью, тоже становится продолжительнее.

http://drevo-info.ru/articles/3716.html

Согласно совр. рус. Типикону, «Достойно есть» в конце канона исполняется только на будничной утрене (когда не поется Великое славословие ) вне пред- и попразднств, только если канон не имеет катавасии (впрочем, в Троицкую родительскую субботу указаны и катавасия, и «Достойно есть»). Т. о., весьма часто возникают случаи, когда «В.» на утрене поется, а «Достойно есть» - не исполняется. В старых редакциях Иерусалимского устава связь между «В.» и «Достойно есть» более отчетлива, т. к. последнее указывалось и для праздничной утрени и отменялось только вместе с «В.». Иногда «В.» отменяется. По совр. рус. Типикону (гл. 20) это случается в следующие дни: Страстную и Светлую седмицы (начиная с Лазаревой субботы и заканчивая Антипасхой); двунадесятые Господские праздники; двунадесятые Богородичные праздники; отдания двунадесятых праздников; Недели (воскресенья) Цветной Триоди, кроме 7-й; Преполовение Пятидесятницы и его отдание; следующий день после праздников Рождества Христова, Богоявления (26 дек. и 7 янв.) и Пятидесятницы (понедельник Св. Духа); Обрезание Господне (1 янв.) и праздник Трех святителей (30 янв.). Однако не во все эти дни «В.» отменяется безусловно: если двунадесятые Богородичные праздники (а также праздник Сретения Господня, имеющий характер и Господского, и Богородичного), отдания двунадесятых праздников, 26 дек. и 1, 7 и 30 янв. попадают на воскресные дни, то «В.» поется; «В.» может исполняться и на праздник Сретения Господня и на отдание Благовещения, если те попадут на нек-рые дни Триоди Постной. В совр. рус. практике «В.» может отменяться и на день Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). Отмена «В.», как правило, связана с пением на 9-й песни канона особых праздничных припевов (Μεγαλυνρια букв.- Величания). Однако в нек-рые дни «В.» отменяется, но не заменяется припевами: во всю Страстную седмицу (включая Лазареву субботу и Неделю ваий); в Недели (воскресенья) Цветной Триоди со 2-й по 6-ю; на Преполовение и его отдание; в понедельник Св. Духа и на отдание Пятидесятницы (на саму Пятидесятницу особый припев в Типиконе не указан, но он традиционно выписывается в певч. книгах).

http://pravenc.ru/text/ Величит душа ...

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы ). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение ). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей . Великий покаянный канон Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста). Страстная седмица С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота ). Пасхальное богослужение

http://pravenc.ru/text/165231.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010