4. Крестовые походы К Оглавлению В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против «неверных» (мусульман) и для освобождения из-под власти «неверных» Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли — Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры. Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г . по 1270 г . В дальнейшем, т.е. после 1270 г., делались попытки возрождения Крестоносного движения. Конечно, эти поздние попытки возрождения Крестоносного движения были чистым анахронизмом. Невозможно возродить то, что когда-то родилось, достигло расцвета и ушло из жизни, было порождено определенным историческим периодом и условиями, имманентно присущими только этому времени. Поэтому те, кто пытался возродить крестоносное движение, воспринимали только чисто внешние его элементы: атрибутику, символику, которые, кстати, и в наше время используются в эзотерических обществах. Термин «Крестовые походы» появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой». Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв. Некоторые современные историки считают, что одной из главных причин Крестовых походов явился демографический взрыв, который Европа в это время переживала. Возможно, демографический взрыв и был одной из серьезных причин, но, конечно, не главной и не универсальной. Одной этой причиной нельзя объяснить такое сложное явление, как Крестовые походы. Более того, этот демографический взрыв можно рассматривать скорее не как причину, а как толчок к Крестоносному движению.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Runciman, The Great Church; Meyendorff, The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь; Дворкин А. Историческое развитие христологической доктрины Армянской церкви//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 1997. 1. Двести лет истории крестовых походов, конечно, затронули не только православных христиан. Латинские пришельцы селились в самой колыбели христианства. Ко времени их пришествия в регионе веками существовали многочисленные местные христианские Церкви. Вспомним, что большая часть исламской территории первоначально была христианской. Арабы и турки в глазах латинян были не только язычниками и неверными, но и оккупантами принадлежавших христианам земель. Завоевание Иерусалима европейцами в основе своей виделось возвращением утраченной христианской собственности. Накануне Первого Крестового похода нехалкидонское население Сирии состояло главным образом из армян, сирийских яковитов, ливанских маронитов и рассеянных групп несториан. За границами франкских государств находилось многочисленное население коптов в Египте и Несторианская церковь, широко распространенная по всей Персии и Центральной Азии. Можно не упоминать, что жизнь под арабским политическим господством сильно ослабила эти народы и конфессии. Правда, исламское общество позволяло им существовать. Ислам распространял определенную терпимость на христиан и иудеев, считая их «находящимися под защитой подданными», или «дхимми». Однако, несмотря на эту защиту, все немусульмане рассматривались как граждане второго сорта. Они страдали из-за неравенства перед законом, фанатизма толпы, различных видов психологического давления, унижений и оскорблений. Периодически они сталкивались с жестокими гонениями и насильственными обращениями в ислам. Так что положение христиан в исламских странах всегда было достаточно шатким, не говоря уже о том, что принадлежность к гражданам второго сорта создавала определенный «менталитет гетто».

http://sedmitza.ru/lib/text/434835/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Латинская обитель Морфино на Афоне Морфино - место где бесы вечером собираются перед ночным нападением на монахов... Посещение запрещено. Латинская обитель Морфино на Афоне Во времена Крестовых походов нигде так не зверствовали латиняне, как на Афоне. Они понимали, что здесь есть только непримиримые враги — подлинные исповедники Православия. Почти в каждом монастыре осталась память о сожженых латинянами монахах. Возможно, кто-то сейчас не видит большой разницы в Западном и Восточном обряде. Действительно, их объеденил мощный стимул - оба обряда неудержимо  хотят быть богатыми, все остальное оказывается предметом торга. Однако интересно то, что отношение к папской ереси на Святой Горе до сих пор такое же непримиримое, как было 1000 лет назад, потому что оно подписано отеческой кровью целых братств. Если для Восточной Церкви было важно подписал ли свт. Марк Ефесский Унию или нет, то для афонцев разделение Церквей было раз и навсегда подписано гораздо раньше, во времена Крестовых походов, - кровью Отцов.   Именно поэтому Отцы-святогорцы постарались изгладить память о том, что на Афоне был латинский монастырь — православное амальфитанское аббатство Морфону. Амальфитания - область с центром Южной Италии, а город Амальфи известнен своим собором 937 года. Конечно, в эпоху Крестовых походов аббатство исповедало веру и было уничтожено, как и все прочие.  Вероятнее все это произошло после IV Крестового похода.   Предлагаем небольшое исследование о нем архим. Антонина (Капустина), текст сокращенный и исправленный нами. Морфино сейчас - запретное место, - место где, по преданию, бесы вечером собираются на совет перед ночным нападением на монахов. Посещение запрещено. Что же - это очень символично... - Святая Гора Афон Вскоре изгладились впечатления обеих горних обителей. Мы въехали в глухую пустыню. Дорога наша направлялась вес к 1017, или, точнее, юго-востоку, идя косогором под навесом громадных высей Афона. Мы пересекай много оврагов, глухо поросших лесом и совершенно необитаемых, пока спустились к морю в месте, преисполненном дивной красоты и восторгающего дух величия. Здесь от самого гребня афонского спускается к морю сперва ущельем, потом удольем, наконец, широкою лщиною убранная богатейшей растительностью покатость.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1969

Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1882. Батишев Д.А. «Священная война» в контексте Крестовых походов. М., 2012. Баха Ад-Дин. Саладдин, победитель крестоносцев. М. СПб., 2009. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл //Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . Любарский Я.Н. Михаил Пселл : личность и творчество. СПб., 2001. Бейкер Дж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004. Бейкер Дж. Юстиниан. Великий законодатель. М., 2004. Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. В 2 книгах. Книга 2. СПб., 1893. Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. Беневич Г.И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа//Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 2. М. СПб., 2009. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. Бернацкий М.М. Григорий Палама //Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. Бибиков М.В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского : бедность, бедствия, болезни//Византийский временник. 56 (81). 1995. Бирюков Д.С. О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложение Факрасисом//Факрасис Георгий. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Святая гора Афон, 2009. Близнюк С.В. Короли Кипра в эпоху Крестовых походов. СПб., 2014. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. М., 2004. Богородский А.Я. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники/Сост. Р.А. Андреев. М., 2011. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. Боханов А.Н. Византия – навсегда!//Имперское возрождение. 2. 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 3. История римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Начало римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине относится ко времени крестовых походов. Бесспорно, что главною целию этих последних было освобождение Гроба Господня и других святых мест из-под власти неверных. Но с этою главною целию соединялась и другая – распространение римско-католического учения в пределах восточно-православной церкви, которая незадолго пред тем окончательно отделилась от своей заблудшей сестры. Не может подлежать никакому сомнению, что римские первосвященники возлагали очень большие надежды на крестовые походы в этом именно смысле 33 . И расчеты их, хотя и не вполне, оправдались. Со времени крестовых походов начинается деятельная пропаганда римско-католиков в Палестине. В то время, как войско первых крестоносцев медленно подвигалось к Иерусалиму, этот последний был отнят арабами у сельджукских турок. Пред Антиохией крестоносцы получили от арабского халифа сообщение о завоевании им Иерусалима вместе с предложением восстановить христианские храмы и святыни и защищать их, если только крестоносцы придут к нему в качестве мирных паломников. Но крестоносцы не пожелали делать какое-либо различие между последователями ложного пророка и отвечали халифу, что, с Божиею помощию, они сами надеются взять и владеть землею, которая должна принадлежать им по праву как достояние их отцов. Надежды их, действительно, осуществились. 15 июля 1099 года Иерусалим был взят крестоносцами. Взятие его сопровождалось сценами хищничества и зверства, позорными для христианского имени. Крестоносцы не щадили ни возраста, ни пола. Было избито до 70 000 магометан. С образованием крестоносцами иерусалимского королевства существенно изменилось положение палестинских христиан. Православный иерусалимский патриарх, который пред осадой города был выслан арабами, умер на о. Кипре. Его место занял латинский патриарх Дагоберт 34 . В 1100 г. латинский патриарх был поставлен и в Антиохию. Вместе с патриархами поставлялись в Сирии и Палестине и латинские епископы, которые постепенно заменяли здесь православных епископов. Латинская иерархия относилась с презрением и даже с ненавистью к низшему арабскому духовенству и православным мирянам. Таким образом, сирийские и палестинские христиане, как схизматики, оказались в положении гонимых. Гонения и притеснения, какие практиковала в отношении к ним высшая латинская иерархия, были настолько чувствительны и сильны, что православные сирийские и палестинские христиане скоро начали сожалеть о том времени, когда они жили под управлением иноверных мусульман. Главная забота латинской иерархии была направлена на обеспечение доходов своих церквей и приобретение недвижимых имуществ. Как только утверждался где-либо латинский епископ, тотчас же начинались споры с обладателями земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099–1187) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима Самое позднее к весне 1099 года, когда в Палестине распространились одновременно две вести — о том, что западное рыцарское войско, собравшееся два года назад, уже близко к цели, и о том, что мародерствующие мусульмане в ярости и страхе перед угрожающей им катастрофой растерзали 15 мая пятнадцать монахов богатого традициями монастыря святого Саввы, — палестинским христианам стало ясно, что меч, который приближался к ним с намерением освободить их от угнетения и рабства, для них — меч обоюдоострый[ 1 ]. И действительно, немного спустя, 15 июля, участники Первого крестового похода после длительных и тяжких усилий и сражений захватили Святой Град Иерусалим. Они следовали призыву римского папы Урбана II (1088–1099) придти на помощь христианству Востока, которому все больше угрожала опасность со стороны мусульман — арабов и сельджуков. 1. Мать всех Церквей Однако о местных христианах, спасать которых вроде бы собирались крестоносцы, теперь, когда они пришли на Восток, уже не было речи. О них скромно умалчивают и современные им латинские хронисты, и научная историография наших дней. В Эдессе (современная Урфа на турецко-иракской границе), в Антиохии (ныне Антакия) и в самом Иерусалиме крестоносцы после успешного завоевания установили не только светское правление (графство Эдесса, княжество Антиохия, королевство Иерусалимское), но и поставили епископов (в Антиохии и Иерусалиме — патриархов), как будто бы до их прихода там не было ни Церквей, ни епископата. А ведь речь идет о древнейших восточных Церквах и о древнейших епископских кафедрах христианства вообще. С незапамятных времен в Антиохии и Иерусалиме находились патриархи, предстоятели самостоятельных Церквей, которые, будучи во главе епископатов, представляли независимые юрисдикционные образования.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Со времени великого раздора между восточными и западными христианами, случившегося при Римском папе Николае I и патриархе Константинопольском Фотии , хотя были неоднократные попытки восстановить мир и древнее единение между ними, но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Всякими неправдами достигнутое папами «главенство» в церкви западной, освящающее все нововведения и уклонения догматические, нравственные и обрядовые, никогда не дозволяло им возвратиться на прямой и открытый путь истины; не любовь к правде, а желание владычества руководило их отношениями к Востоку; изворотливая хитрость, готовая преступить в насилие, управляла их речами и поступками. Каноническое утверждение этого «главенства» и «непогрешимости» папского престола внесло в недра западной церкви зло постоянное, которое всегда делало тщетною всякую надежду на воскресение церквей: потому что от признания главенства папы зависит, по мнению Латинян, восстановление единства. А это значит: нужно подчиниться прихотливой власти Римского епископа, не связанного никакими законами, чтобы считаться членом церкви. Ибо, что говорило каноническое право западной церкви? «Святая римская церковь утверждает каноны, но не связана ими и не покоряется им сама. Как Иисус Христос , давший закон, исполнил его, чтобы освятить в себе, и потом, чтобы показать, что Он есть владыка закона, оставил его и освободил от него своих апостолов, так и святители первого престола уважают каноны, изданные ими или другими с их согласия, и исполняют их по смирению, чтобы другие тем охотнее исполняли их, но иногда показывают своими определениями, ограничениями или примерами, что они владыки и установители этих самых канонов» 1 . Такого нововведения не хотели и не могли признать восточные христиане, а папы о нем только и хлопотали при всех сношениях по поводу «соединения или примирения», и при удобном случае, опираясь на свое мнимое верховенство, не задумывались на над какими мерами к подчинению себе восточных христиан: унижение греческой церкви считалось «прославлением» римской. – С мыслью о крестовых походах тесно связывались надежды римского престола на подчинение себе православной церкви. Уже папа Григорий VII, первый деятель крестовых ополчений, высказался об этом в письме (1074) к императору Генриху IV следующим образом: «Меня особенно побуждает к сему предприятию то, что константинопольская церковь , разногласящая с нами в учении о Святом Духе, ищет единения со святым престолом, и почти все восточные народы ждут, что вера Св. Петра скажет об их различных мнениях. И как наши отцы, по коих стопами желаем следовать, часто ходили в те страны для утверждения веры, так и мы обязаны хлопотать о том же, если Бог откроет нам туда путь 2 » Лет через семьдесят, Евгений III торжественно объявлял, что «если борьба (крестоносцев) и бесполезна в других отношениях, все-таки она нужна для того, чтобы латинских пастырей ставить в церквах восточных 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

А.А. Федоров-Давыдов Глава первая. Время перед крестовыми походами I. Вражда зарождается С древнейших времен народы Запада вечно враждовали с полудикими, хищными народами Востока. Западу всегда угрожала стихийная сила этих восточных племен, которая обыкновенно лавиной обрушивалась на него и одолевала численностью участников этих походов. В древнейшие времена нападения такого рода были ужасны, хотя нападающие хлопотали тогда больше всего о расширении и укреплении своих владений. Но в Средние века (время от конца V века и до начала XVI века называется Средними веками, Средневековьем) чисто физическая сила окрепла еще более: у нее явилась нравственная идея. Магометане восстали против христиан и положили подчинить их себе и обратить в свою веру. Почти тысячу лет магометане угрожали низвержению креста, и только с 1683 года христиане, наконец, мало-помалу взяли перевес над врагами и вытеснили магометан из своих владений. В период этой долгой борьбы христиане предпринимали крестовые походы против магометан, небывалые походы – по численности и неуклонности в преследовании своей цели. В крестовых походах ясно обрисовалась жажда освобождения от ига магометан вообще и освобождение древнехристианской области, где родился, жил и страдал Спаситель, где находился Гроб Господень, где каждая мелочь напоминала христианам основную идею их религии. С самых первых времен христианства последователи Христа собирались у Гроба Господня для молитвы и богослужений. Христианство дало страшный толчок человечеству, после чего с каждым веком оно приобретало всё больше и больше значения и быстро распространялось по всему свету. Со всех концов земли в Иерусалим направлялись толпы верующих паломников, которые знать не хотели ни трудности пути, ни опасностей в дороге. Они верили непоколебимо, что за их труды и усердие Бог охранит их или возьмет их к Себе для вечного блаженства. А странствие в то время и точно тяжелое было. Много лихих людей пользовались беззащитностью паломников и отсутствием наказания за свои преступления, нападали на них и обижали несчастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паломничество к святыням Лигурии Лигурийское побережье «Domani, bruto tempo», – слышится со всех сторон. Это значит, что завтра на улицу лучше не показываться: будет дождь и холодно. Теми, кто привык к теплому климату, плохая погода переноситься трудно. Но нас она не пугает: мы придерживаемся английского «Нет плохой погоды, есть плохая одежда» и русского «Бог поможет». Да и что может помешать православному паломнику, если он решил отправиться на поклонение святыням? Все знают, что паломничество – это подвиг, особый вид служения Богу: еще Николай Васильевич Гоголь писал о том, как бывает спасительна дорога… Не успел пропеть петух, а мы уже поднялись и, поеживаясь от сырости, засеменили на вокзал к автобусу. «Дождь – значит в добрый путь», – пронеслось в голове. На этот раз путь наш лежал на красивейшее Лигурийское побережье, в город Геную и маленький курортный городок Портофино. Направляясь в Геную, мы преследовали две цели – поклониться честным останкам святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а также помолиться перед чудотворным Едесским Нерукотворным Образом Иисуса Христа.   Генуя. Кафедральный собор Сан Лоренцо Вопреки прогнозам Генуя встретила нас ослепительным солнцем и жизнерадостными лигурами – так называют жителей Лигурии. Нашим гидом и проводником стал чтец православной (Московского Патриархата) церкви города Марио Сельвини. Мы встретились с ним на кафедральной площади. Он появился перед нами в развевающемся на ветру черном подряснике с широкой улыбкой на лице, и после привычного для жителей Европы целования сразу приступил к рассказу о родной Генуе. Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито. Как же попали останки самого величайшего из смертных – Иоанна Крестителя в этот город? Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман. Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей. В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.

http://pravoslavie.ru/3575.html

Скачать epub pdf I. Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской Времена византийских патриархов Фотия (в IX в.) и Михаила Керулария (в XI в.) совершенно справедливо считаются эпохой, когда случилось действительное разделение Церкви на Восточную и Западную. Но нет сомнения, эта взаимная вражда двух сестер–церквей улеглась бы, сгладилась бы, – с течением времени между ними возникло бы если не единение, полное и всецелое, то по крайней мере установились бы более или менее миролюбивые отношения. Но этому не суждено было последовать. Причиной этого были все новые и новые столкновения, какие имели место во взаимных отношениях между греками и латинянами в остальное время существования Греческой империи в XII, XIII, XIV и XV веках. Обстоятельства эти не только не способствовали к умиротворению вражды между двумя названными Церквами, но еще более усиливали взаимный антагонизм. При взгляде на историю Восточной церкви с XII по XV вв., т. е. до падения Византии, хотелось бы прежде всего объяснить, чем обусловливалось прогрессивное возрастание нерасположения церкви Восточной и Западной, и в каких примечательных фактах это отражено. Одним из значительных факторов, содействовавших такому отчуждению двух родственных по своей вере народов – греков и латинян – были крестовые походы, начавшиеся с конца XI века и продолжавшиеся до исхода XIII века. Западные крестовые походы Довели нерасположение греков к латинянам до высшей степени напряжения. Прежде всего эти походы имели то следствие, что они наводнили Греческую империю разного рода предпринимателями с экономическими задачами, выходцами с Запада, повредившими экономическому благосостоянию Греции. Нам нет дела расследовать, отчего это зависело, только несомненно, что с этого времени промышленность, торговля и капиталы переходят в Греческой империи к иностранцам. Правда, и до этого времени, в особенности венецианцы, заметно забирают в свои руки коммерческие дела в Греции; но с XII в. это стало каким-то Роковым законом для греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010