1. Обстоятельства, вызвавшие Крестовые Походы Часть 1 Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные европейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, поэтому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов. Для восточноевропейской — в частности для русской истории — крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно с позиции мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между западной и восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской — в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшая первых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений и потерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые однако оказались нисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новые западные ополчения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава Ближайшие обстоятельства, вызвавшие крестовые походы. Состояние Византийской империи пред крестовыми походами Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западноевропейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, потому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов. Для восточноевропейской – в частности для русской истории – крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно по соображению мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между Западной и Восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской – в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Пол Фрегози Введение Священная война, которой нет Джихад, так называемая священная война ислама, уже более 1300 лет живёт в Европе, Азии, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, но это первая история о мусульманских войнах в Европе, которая когда-либо была опубликована. Сейчас имеются сотни книг о его христианском аналоге, Крестовых походах, с которыми часто сравнивают джихад, хотя они длились менее двухсот лет и, в отличие от джихада, который является универсальным, ограничивались в основном, хотя и не всегда, Святой Землей. Более того, Крестовые походы закончились более 700 лет назад, в то время как джихад все еще продолжается. Джихад является самым не замечаемым из крупных событий истории. Его история в значительной степени игнорировалось. Например, Британская энциклопедия дает Крестовым походам в восемьдесят раз больше места, чем джихаду. В Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса, где я проводил часть своих исследований, находясь в Австралии, в каталогах было 108 записей о Крестовых походах, но только две о джихаде! Западные историки в значительной степени обошли джихад стороной, и эта книга является попыткой исправить ситуацию, поскольку джихад повлиял на жизнь, и продолжает влиять на жизнь, гораздо большего числа людей и регионов в мире, чем когда-либо влияли давно исчезнувшие Крестовые походы. Забывая, что джихаду было почти пятьсот лет, когда крестоносцы отправились в свою первую кампанию по возвращению Святой Земли, мусульмане рассматривают Крестовые походы как отправную точку длительного военного противостояния между исламом и Западным миром. Я цитирую аятоллу Хомейни, современного героя и святого для миллионов мусульман. Джихад, сказал он, «означает завоевание немусульманской территории. Господство коранического закона от одного конца земли до другого ... конечная цель ... этой завоевательной войны.» Так было за сотни лет до Крестовых походов, так продолжается и с тех пор. Следует ли нам воспринимать слова аятоллы как бормотание сердитого старика или как воспоминание о прошлом, напоминание о настоящем и предупреждение о грядущих событиях? Выбор за вами. Но прошлое требует нашего особого внимания, так же, как и настоящее. «Завоевательная война» джихада – это историческая реальность, которая длится уже более 1300 лет. Террористический джихад, существующий сегодня, является политической реальностью. Появление аятоллы Хомейни на международной арене поразительно совпало с возвращением агрессивного ислама после более чем столетнего затишья. Западный империализм и колониальное господство сковывали ислам на Западе в течение столетия и подавляли джихад до середины XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Александр Дворкин: «Крестовые походы: предательство веры» 20.05.2021 20:39:23 Французский историк Жак Ле Гофф писал: " Единственная польза от крестовых походов, мне кажется, — знакомство европейцев с абрикосом " . В этом высказывании, кроме иронии, есть и оценка одного из самых уникальных явлений в средневековой истории. Российский историк и религиовед Александр Дворкин решил разобраться в этом историческом феномене и написал " Хроники крестовых походов " в четырёх томах. Почему он взялся за столь фундаментальный труд? И как те далёкие события влияют на сегодняшнюю жизнь? Об этом наш разговор с Александром Леонидовичем. Это был удар по православию — Чем необычна ваша работа, ведь на эту тему написано много? — Это первый подробный рассказ о крестовых походах на русском языке в научно-популярном жанре. То есть не сугубо научный труд, а рассказ о реальных событиях, где я показываю всех героев как живых людей, чтобы читатель понимал мотивацию их поступков, слышал бы их речь, представлял их внешность. Моей задачей было максимально честно рассказать о событиях, не скрывая своей православной точки зрения. — И каков же он — взгляд православного человека? — Во всех трудах о крестовых походах, которые я читал, православные вообще не учитываются. Хотя эти события происходили на территории, населённой по большей части православными людьми. И я пытаюсь показать, что дали те или иные события православным христианам. Так вот, оказалось, что когда крестоносцы основали свои государства, то православные на их территории подвергались гораздо более жёсткому преследованию, чем при исламе. Крестоносцы всегда обвиняли Византию в своих неудачах: вот, мол, греки-схизматики предали общехристианское дело. Я же показываю, что скорее крестоносцы становились предателями, делая всё, чтобы ослабить и в конце концов уничтожить Византийскую империю, которая в течение многих веков сдерживала наступление ислама и не пускала его в Европу. Ведь у византийских императоров была гораздо более высокая обязанность, чем рисковать всем ради помощи этим малюсеньким крестоносным государствам, обитатели которых постоянно разоряли их земли, убивали и дискриминировали их подданных и никогда не слушали никаких советов, поступая глупо, безответственно и жестоко.

http://radonezh.ru/2021/05/20/aleksandr-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крестовые походы, джихад и глобализация 16.10.2004 1539 Время на чтение 10 минут В последнее время мир все чаще сталкивается с таким ненаучным понятием как глобализация, которое не имеет четкого определения и может трактоваться сторонами по-разному. Для одних и это попытка навязать свою идеологию, свой образ жизни и мыслей, свои " ценности " . Для других - поиск новых путей ответа на эти вызовы для сохранения своей самобытности, быта, религии, древней культуры и своей цивилизации от внешнего разрушения. Одним из средств внедрения глобализации в общественное сознание служит политическая корректность, которая призвана закамуфлировать реальные намерения словами, возможно, более приятными на слух, но не передающими точного смысла того, что хочет сказать собеседник. Элементы глобализации и политической корректности не новы, их можно узнать и увидеть на примере истории крестовых походов, которые, как мы увидим ниже, еще не закончились. В 1095 г. после " Великой схизмы " 1054 г. (раскола единой христианской церкви на Западную, латинскую, и Восточную, православную), дабы решить свои социально-экономические, политические и религиозные проблемы, папа Урбан II в Клермоне нашел вполне политкорректный " раннеглобалисткий " лозунг для всей Западной Европы: " спасти Гроб Господень от сарацинов " , то есть местных арабов-мусульман. Призыв был услышан, и сотни тысячи безземельных, но титулованных дворян, благословленных " первым среди равных " , со словами " того хочет Бог! " надели на себя рыцарские доспехи с крестовыми мантиями и отправились в Святую Палестину. Еще в Европе крестоносцы стали " задирать " местных жителей и устраивать еврейские погромы. Византийскому императору Алексию I Комнину было непросто заставить крестоносцев уйти из гостеприимной и богатой столицы Восточной Римской империи, Константинополя, чтобы продолжить путь к поставленной цели дальше через Босфор в Азию, в Святую Землю. Тяжелые испытания и потери выпали на долю франков (араб. аль-ифранг), или " чужестранцев " как их называли местные " сарацины " , воспринимая непрошенных гостей как захватчиков и оккупантов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

А.А. Федоров-Давыдов Глава четвертая. Конец первого крестового похода I. Ссоры князей Кажется, все благоприятствовало крестоносцам, и им надо было бы только теснее сплотиться, потому что их оставалась только часть былого ополчения. Нужно было сойтись теснее уже потому, что конечная цель похода – Иерусалим, город Царя царей, был недалеко. Все крестоносное войско было благочестиво и мужественно настроено, и воины прямо-таки требовали, чтобы рыцари вели их в Иерусалим. Не тут-то было! Между рыцарями поднялись распри и мелочные счеты. И все это на почве зависти. Вы помните, что Балдуин давно уже владел Эдесским княжеством; пример его и Боэмунда, который теперь стал хозяином Антиохии, никому решительно не давал покою; и каждый из князей, обуреваемый кипучей завистью, забывал о главной цели крестового похода и думал только о том, как бы отнять у более счастливого союзника завоеванную крепость. Как видно, зависть во все времена всецело владела человеческим сердцем. И именно она в данном случае имела влияние на многие последующие неудачи и беды. Князья не хотели уходить из Антиохии, оставив ее в пользу Боэмунда. Раймонд Тулузский занял цитадель и готовился защищать ее от Боэмунда, оправдываясь тем, что Антиохию надо предоставить власти императора Алексея. Но Алексей сам себе повредил: до князей дошел слух о поступке Алексея, который пользуясь смятением мусульман, завоевал в западной Малой Азии Смирну, Сарды, Лаодикею и другие города и целые области, а как только узнал о полчище Кербоги и о стесненных обстоятельствах крестоносцев, так и не подумал идти на выручку Антиохии, а преспокойно вернулся домой. Можно ли было теперь снова обращаться с поклонами к Византии? Против этого восстали уже не только Боэмунд, но и все остальные рыцари. II. Повальная болезнь А между тем мешкать было нельзя. Воздух весь был заражен, и в течение одного месяца развившаяся заразная болезнь унесла до 50.000 человек с собою, и самое печальное было то, что при этом погиб епископ Адемар, – единственно, кажется, человек, который был далек от всяких личных интересов и свято соблюдал основную идею крестового похода, скорбя о мелочности и ссорах рыцарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Международная научная конференция «Другая история крестовых походов» состоялась в Институте всеобщей истории РАН Учёные из России, Эстонии и Словакии собрались, чтобы изложить современный научный взгляд на эту тему МОСКВА.  «Другая история крестовых походов» — тема международной научной онлайн-конференции, проведённой 18 апреля Институтом всеобщей истории РАН (ИВИ РАН). Формулировка темы подразумевает, что учёные из разных городов России, а также из Эстонии и Словакии решили, что пора опровергнуть множество мифов, легенд и стереотипов, которые породила история крестовых походов, и изложить современный научный взгляд на эту проблему. «Важнейшая тема всеобщей истории пала жертвой своей популярности, став лёгкой добычей массмедиа, превративших её в избитый и пошлый сюжет», — констатируют организаторы конференции. В своих докладах они показывают, какие новые аспекты истории крестоносного движения и подходы к их изучению появились в современной историографии; насколько радикально изменились в целом наши представления об этом историческом феномене за последние годы и почему сегодня нельзя рассказывать о нём так, как ещё десять лет назад. Светлана Лучицкая (ИВИ РАН) назвала свой доклад «Как были “придуманы” крестовые походы». По её словам, за последние 30 лет в общую картину истории крестоносного движения были внесены новые акценты. Вот некоторые из них: крестовые походы «не представляли собой новое явление в истории западноевропейского Средневековья; они были скорее расширением уже существовавшей общественной и религиозной деятельности, а не радикальным разрывом с ней. В частности, их следует рассматривать как один из видов практиковавшейся ещё ранее священной войны». Целью Первого крестового похода провозглашалось освобождение восточных Церквей, но сейчас историки считают, что он был «во многом побочным продуктом достигшего своего апогея в понтификат Григория VII реформаторского движения, направленного на освобождение западной Церкви от влияния мирской власти, а также на религиозное и политическое объединение всего мира под эгидой римского папы».

http://sedmitza.ru/text/10115020.html

Сортировать по Исключить новости Тамплиеры. История ордена С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. 19 ноября, 2012 С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники») — это духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году на Святой Земле. Тамплиеры: кем они были? Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники» ) — это духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году на Святой Земле. Главой ордена стал французский рыцарь Гуго де Пайен. Он и восемь его товарищей предложили свои услуги по сопровождению и охране пилигримам, совершающим паломничество в Иерусалим. В те времена передвижение по дорогам Святой Земли было небезопасным. Рыцари, участвовавшие в Первом Крестовом походе, считали свою миссию выполненной, покидали Иерусалимское королевство и возвращались к своим семьям. Дороги, по которым передвигались паломники, наводнили убийцы и грабители. Защитить многочисленных пилигримов было некому. Эту функцию вызвался выполнять орден «Нищих рыцарей», в состав которого, помимо Гуго де Пайена вошли Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Гораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, Аршамбо де Сен-Эньян. Тамплиеры были настолько бедны, что имели одну лошадь на двоих. В память об этом на созданной позднее печати Ордена был изображен конь с двумя всадниками на нем. Братья-храмовники не принимали монашеского сана, однако по сути вели монашескую жизнь. Вот как об этом написал епископ Тирский: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Первоначально у братьев Ордена не было своего устава. Они соблюдали устав ордена Святого Августина Блаженного. Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный» благоволил Ордену. Расцвет В 1120 году он выделил рыцарям место под штаб-квартиру в юго-восточном крыле Иерусалимского храма. Благодаря этому факту рыцари получили название «храмовники». По наущению короля Балдуина II Гуго де Пайен отправился к Папе Гонорию II с требованием организовать Второй Крестовый поход. Необходимость этого похода диктовалась бесчинствами мусульман на территории Иерусалимского королевства.

http://pravmir.ru/tampliery/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ I Патриарх Александрийский (до марта 1209 - нач. 1243). Патриаршество Н. пришлось на очередное обострение противостояния мусульман и крестоносцев, пытавшихся овладеть Египтом. В годы 5-го крестового похода (1217-1221; см. ст. Крестовые походы ) в среде вост. христиан получили широкое хождение апокалиптические пророчества, предсказывавшие скорый конец мусульм. владычества. Н. явно разделял эти настроения и стремился установить тесные связи с Римским папой, главой христ. Запада. В течение мн. лет Н. обменивался посланиями с Римскими понтификами. Первоначально темой обсуждения было положение франк. пленников в Египте. Письма Н. не сохранились, но известны ответы, отправленные ему папой Иннокентием III , и упоминания о переписке с Александрийским патриархом в посланиях папы к др. адресатам (лат. Иерусалимскому патриарху, пленным латинянам в Египте). Самое раннее из папских писем датировано 23 марта 1209 г., что задает terminus ante quem для начала правления Н. ( Potthast. RPR, N 3691). В послании от 18 янв. 1212 г. (Ibid. N 4365) папа ответил согласием на просьбу Н. разрешить ему рукоположить одного из пленников во диакона для помощи престарелому лат. священнику в духовном окормлении франк. невольников (очередная война мусульман с крестоносцами в 1210-1211, вероятно, привела к увеличению числа военнопленных в Египте, что стало темой посланий папы Иннокентия как к ним самим, так и к лат. Иерусалимскому патриарху Альберту - Ibid. N 4363, 4366). Патриарх писал также о бедственном положении восточных христиан под мусульм. властью; папа ответил ему словами утешения и пригласил к участию в церковном Соборе для обсуждения вопроса об освобождении Св. земли от мусульман (Ibid. N 4726). Речь шла о Латеранском IV Соборе (1215), куда Н. отправил своим представителем диак. Германа. Прямым следствием Латеранского Собора стал 5-й крестовый поход. После непродолжительных военных действий в Галилее осенью 1217 г. крестоносцы перенесли свой натиск на Египет и 29 мая 1218 г. высадились около крупного г. Дамиетта (Думьят), в устье самого восточного из рукавов Нила. Армии айюбидских правителей Египта и Сирии пытались остановить франков; ожесточенные сражения вокруг Дамиетты продолжались до нояб. 1219 г., когда крестоносцы наконец овладели почти вымершим за время осады городом. Папский легат Пелагий учредил в Дамиетте лат. митрополию и причислил ее к диоцезу лат. Иерусалимского патриарха. Однако дальнейшее наступление армии европ. рыцарей вглубь Египта закончилось их окружением в болотистой местности среди рукавов Дельты в авг. 1221 г. Вожди крестового похода были вынуждены принять тяжелые условия мира: платой за беспрепятственный уход из Египта стало возвращение Дамиетты мусульманам.

http://pravenc.ru/text/2566040.html

Первый Крестовый поход и Византия А.А.Васильев. История Византийской империи Эпоха Крестовых походов является одной из наиболее важных в мировой истории, особенно с точки зрения экономической истории и культуры в целом. Длительное время религиозные проблемы заслоняли другие стороны этого сложного и разнородного движения. Первой страной, где была полностью осознана значимость крестовых походов, была Франция, где в 1806 году Французская Академия и затем Национальный Институт учредили специальную премию за лучшую работу на тему: «О влиянии крестовых походов на гражданскую свободу европейских народов, их цивилизацию и прогресс науки, торговли и промышленности.» Конечно, в начале XIX века было еще преждевременно обсуждать эту проблему всесторонне. Она и теперь еще не решена. Однако важно отметить, что с этого момента о крестовых походах перестали говорить исключительно с религиозной точки зрения. Две работы были отмечены Французской Академией в 1808 году. Одна из них — исследование немецкого ученого А. Херена (A. Heeren), опубликованная одновременно на немецком и французском под заголовком «Исследование о влиянии крестовых походов на Европу,» и работу французского автора Шуазель-Делькура — «О влиянии крестовых походов на состояние европейских народов.» Хотя с современной точки зрения обе они устарели, эти книги представляют интерес, особенно первая. Крестовые походы были, конечно, самой важной эпохой в истории борьбы двух мировых религий — христианства и ислама — борьбы, тянувшейся с седьмого века. В этом историческом процессе играли роль не только одни религиозные мотивы. Уже в первом Крестовом походе, наиболее сильно отразившем в себе идею крестоносного движения за освобождение святых мест из рук неверных, можно отметить мирские цели и земные интересы. «Среди рыцарей было две партии — партия религиозно настроенных (the religiousminded) и партия политиков.» Цитируя эти слова немецкого ученого Б. Куглера, французский ученый Ф. Шаландон добавляет: «Это утверждение Куглера совершенно верно.» Однако, чем более внимательно историки изучают внутренние условия жизни Западной Европы в XI веке, в особенности экономическое развитие итальянских городов этого времени, тем более они убеждаются, что экономические явления также сыграли весьма значительную роль в подготовке и проведении первого Крестового похода. С каждым новым Крестовым походом эта мирская струя пробивалась в них все сильнее, чтобы одержать наконец окончательную победу над первоначальной идеей движения во время четвертого Крестового похода, когда крестоносцы взяли Константинополь и основали Латинскую империю.

http://sedmitza.ru/lib/text/434304/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010