Храм был расписан, вероятно дважды. На 1-м этапе это могла быть неполная, нефгиративная декорация (братьями Нарышкиными зафиксировано расположение креста в центральной апсиде); на 2-м этаже, скорее всего в 1-й пол. XI в., не менее чем через неск. лет после оштукатуривания, храм был расписан полностью. При ремонте кон. XIX в. стены были заново оштукатурены: самые ветхие куски древней штукатурки были удалены, а оставшиеся фрагменты забелены. Значительная часть древней штукатурки с живописью была уничтожена также в 90-х гг. XX в. В наст. время видны только остатки фресок между окнами в торцах боковых рукавов. Об остальных росписях храма можно судить по «копиям» Струкова и описаниям П. Синайского. Программа росписи реконструируется фрагментарно: в нижнем регистре апсиды были изображены святители и столпники, на подпружных арках - пророки, в наосе нижние регистры занимали фигуры святых разных чинов святости. В юж. приделе церкви в апсиде, возможно, размещались изображения святителей, а на юж. стене - ктиторские портреты. К наст. времени сохранились расположенное над юж. входом огромное изображение равноапостольных Константина и Елены с крестом (высота ок. 4 м), а над северным - образы 2 неизвестных святых. Фигуры парных святых всадников в зап. травее зап. рукава были уничтожены в 90-х гг. XX в. Стилистический анализ в настоящее время затрудняют утрата почти всей живописи (особенно личного) и плохое состояние сохранившихся фрагментов. Разделка одежд находит нек-рые параллели в 4-м слое росписи Сентинского храма в Алании (2-я пол. XI в.), в Земо-Крихи и Атенском Сионе (Атени Сиони) в Грузии (кон. XI в.). Впрочем, отсутствие многофигурных композиций при большом количестве отдельных изображений святых говорит скорее о 1-й пол. XI в. Северный Зеленчукский храм Северный Зеленчукский храм расположен в Церковной балке, в 800 м к северу от застроенной части комплекса, и окружен большим кладбищем, для к-рого, возможно, отвели в сторону ручей. Храм не использовался монахами и к сер. ХХ в. оказался частично руинирован, особенно его зап. часть. Типологически это такой же средневизант. храм, что и абх. церкви в Лыхны, Нов. Афоне, Алахадзы и Весёлом (с отделенным от наоса нартексом). Его длина (без притворов) 21 м, ширина 10,5 м, сторона подкупольного квадрата 3,25 м. Это крестово-купольное здание, купол к-рого через паруса и 3-ступенчатые подпружные арки опирается на 4 квадратных столба. Восемь долей - все, кроме центральной, купольной,- перекрыты по провинциально-визант. схеме коробовыми сводами: рукава в направлении от центра, угловые компартименты - в продольном направлении. С востока к этой 9-дольной структуре примыкают 3-частная, соединенная проходами вима и 3 апсиды, полукруглые снаружи и изнутри, в центральной расположен 3-ступенчатый синтрон. Стены угловых ячеек расчленены глухими арками, причем на востоке эти арки объединяют вост. ячейку и боковую виму.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Основанием для отнесения церкви в Д. к «типу Джвари» (сходство планов отметил еще Павлинов) служили следующие черты: купольное центрическое здание с большим крестом в плане и изолированными помещениями между его углами, схожесть угловых помещений в храме в Д. с планом Джвари . Впрочем, это сопоставление даже для его сторонников не являлось непререкаемым аргументом. Так, Меписашвили позднее отказалась от него ( Меписашвили. 1983), Э. Нойбауэр ( Neubauer. 1978), М. К. Хотелашвили и А. Л. Якобсон ( Хотелашвили, Якобсон. 1984), В. А. Леквинадзе ( Леквинадзе. 1985) критиковали эту концепцию и справедливо указали на существенные отличия храма в Д. от Джвари, выраженные в отсутствии черт тетраконха, в наличии прямоугольного внешнего абриса, нартекса и 3 апсид, визант. кладки из плинфы, в отсутствии скульптурной декорации и применении амфор в конструкции купола, в низких пропорциях здания и купола. К этому можно добавить устройство купола на ребрах без подпружных арок, множество крупных окон и широкий нартекс с 3 (если центральный существовал изначально) проходами в наос. Не могут считаться признаком груз. происхождения церкви и арочки-перемычки между апсидами: если они поздние (см. выше), то свидетельствуют лишь о груз. влиянии на одном из этапов существования храма. Т. о., невозможно принять датировку храма VIII в., опирающуюся на эволюцию груз. зодчества. Основную архитектурную проблему храма в Д. сформулировали Меписашвили ( Меписашвили. 1983), Хотелашвили и Якобсон ( Хотелашвили, Якобсон. 1984): большой купол покоится не на опорах, а непосредственно на стенах ротонды. Данный прием не позволяет отнести храм к визант. церквам типа вписанного креста VIII-IX вв., таким как Атик-Мустафа-паша-джами в К-поле, и датировать его IX в. ( Neubauer. 1978). Актуальная для визант. архитектуры V-VI вв. проблема совмещения круга купола с крестом рукавов и прямоугольником стен решалась в Д. своеобразно, но с т. зр. классической ранневизант. архитектуры решение ее имело существенный недостаток: в местах примыкания рукавов к ротонде арки отклонялись от вертикали, приобретая слишком сложную (в т. ч. и для создания их мраморного обрамления) курватуру. Единственная аналогия такой конструкции обнаружена на др. окраине визант. мира - это ц. Сан-Сальваторе в Рометте близ Мессины, на о-ве Сицилия (кон. IX - нач. Х в. (?); Nicklies. 1994). Сходным образом решено центральное пространство церкви мон-ря Патлейна близ Велики-Преслава в Болгарии (кон. Х - 1-я пол. XI в.; Хотелашвили, Якобсон. 1984. С. 202). Различия в устройстве угловых компартиментов и вост. частей этих 3 храмов не позволяют утверждать, что они копируют один образец.

http://pravenc.ru/text/Сухуми.html

Вверху, в центре – изображение Христа, сидящего на престоле. Слева – коленопреклоненная Богоматерь, за ней – обращенные ко Христу архангелы и ангелы держат крест. Над крестом изображены херувимы. Слева от архангелов – группа апостолов, также обращенных ко Христу, с коленопреклоненным апостолом Петром на первом плане. Справа от Спаса – Иоанн Предтеча на коленях, одетый в волосеницу, за ним – группа апостолов, сверху – херувимы. Все персоналы верхней части композиции «Деисус» витают в облаках. Ниже, в центре, на фоне неба – престол, на нем – раскрыто Евангелие. Ниже престола – весы, на чаше которых – души умерших. Под чашами – маленькие человеческие фигуры и ангелы. Слева изображен рай с воротами на переднем плане, справа – бездна ада. У ворот рая налево стоит ангел, рядом с ним надпись: «Выйдет... в рай». Первые у входа – Адам и Ева. За ними – священнослужители, далее – группа в монашеских одеяниях и другие праведники. Правая сторона композиции с изображением мучений грешников частично потеряна. Под «Страшным судом» – широкая надпись, сохранившаяся фрагментарно. Колорит композиции обезображен многочисленными обновлениями. В 1920–1930-х г.г. собор принадлежал УАПЦ, после ареста (1934) его последнего настоятеля отца Павла (Высочанского) храм был закрыт. Использовался как военный состав. После войны здесь находилась часть фондов ЦНБ АН УССР, с 1975 г. – фонды Института археологии АН УССР. На западном фасаде церкви в 1982 г. установлена мемориальная доска, на которой горельефное изображение П. Милониг с моделью храма в руках и текст из Ипатьевской летописи (скульптор В. Борисенко, архитектор В. Савченко). В 1991 г. собор передан УПЦ Киевского патриархата. Инна Дорофиенко, Наталья Логвин, Ольга Мамолат, Михаил Селивачов «Свод памятников Киева», 1999 г., перевод с украинского. От храмов шестистолпного типа отличаются два выдающихся каменных сооружения Киева, построенные в конце XI в. Это Михайловский собор Выдубицкого монастыря в Киеве и известный по раскопкам и летописному рассказу Борисоглебский собор в Вышгороде (М.К. Каргер «К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде». – «Советская археология», XVI, М., 1952 г.). В этих двух сооружениях был повторен тип черниговского Спасского собора с характерным для него восьмистолпным вытянутым планом. Некоторые исследователи древнерусского строительства считают, что Выдубицкий собор имеет не восьмистолпный, а шестистолпный план (М.И. Брунов, К.М. Афанасьев) . Возможно, что здесь, как и в Спасском соборе, поперечные рукава креста были отгорожены аркадами, и это придавало крестово-купольному зданию определенные элементы базиликальности.

http://sobory.ru/article/?object=05591

и ее культурных взаимосвязей. Архитектура верхнекубанских храмов (Сев., Средний и Юж. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский крестово-купольные храмы X-XI вв.), построенных по средневизант. канону, отражает этап непосредственного присутствия в регионе греч. миссионеров и священников, присылаемых сюда К-полем и имевших до кон. XI в. резиденцию в верховьях р. Кубани (Нижнеархызское городище). С визант. традицией связаны многочисленные небольшие по размерам крестообразные или прямоугольные храмы с выступающей полукруглой апсидой , распространенные в сев.-зап. регионе Кавказа и по строительной технике аналогичные храмам Крыма и Херсонеса. С перенесением в XII в. адм. ц. А. е. с Кавказа в М. Азию ослабевшие культурные связи с Византией восполнились влиянием зап. Грузии. Значительными памятниками этого периода являются Зругский храм с росписями, XII-XIII вв., и фрески Нузальской часовни в Сев. Осетии; фигурные рельефы фасадов храма Тхаба-Ерды («2000 святых») на р. Асса в Ингушетии; план трехцерковной базилики в пос. Ильич, XII-XIII вв., в верховье р. Уруп (Краснодарский край) и др. Распространение получили и зальные церкви со вписанной в прямоугольник плана апсидой и деревянной двухскатной кровлей. Своеобразие архитектуры А. е. проявляется и в соединении традиций зодчества местных святилищ и жилых строений с канонами христ. храма: в ц. Тхаба-Ерды тип христ. базилики, украшенной фигурными рельефами груз. мастеров, сочетается с традиц. для местных языческих святилищ устройством интерьера. Храмы XIII-XIV вв.- «Авд-Дзуар» в с. Галиат, в селах Фраскати и Донифарс в Дигории, Нузальская часовня в Алагирском ущелье - демонстрируют композиционные и строительные приемы, традиционно употребляемые в таких мемориальных сооружениях Вост. Кавказа, как языческие святилища и наземные склепы. Святилище Реком в Цейском ущелье Сев. Осетии - яркий пример синкретизма религ. верований осетин. Монументальная живопись в храмах А. е. принадлежит визант. (Сентинский и Зеленчукские храмы) либо западногруз.

http://pravenc.ru/text/Аланской ...

Хорошо сохранилась крипта под кафоликоном, выстроенная в форме креста. Первоначально крипта служила местом захоронения мощей святого Луки, однако в наше время там находится только пустая рака, в то время как мощи святого положены в верхнем храме. Сравнительно недавно были освобождены от слоя штукатурки и отреставрированы фрески крипты, датируемые началом XI века. В сводах потолка изображены апостолы и преподобные, а также монахи монастыря и его настоятель, ктитор храма Филофей. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Сам кафоликон построен около 1012 года. Храм выстроен в крестово-купольной системе, обычной для византийского церковного зодчества того времени. Его внешний вид характеризуется нарядной разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построен с использованием в качестве материала остатков античного храма Деметры, находившегося на этом месте. Но при этом основной акцент сделан не на внешний вид, а на внутреннее убранство храма. В плане храм представляет крест с тремя нефами в центральной части и нартексом в притворе. В центре возвышается очень большой девятиметровый купол, в круглом тимпане которого - 16 небольших световых окон. Тяжесть купола, распределенную через так называемые паруса, принимают на себя четыре мощных столба, упирающихся в пол в глубине храма так, что наблюдатель под куполом не видит их огромной толщины и получает впечатление, что невесомый купол как бы парит в воздухе. Мозаики, выполненные на золотом фоне, отражают каждый луч света, попадающий в храм из-под купола и из окон первого этажа и гинеконита (место для женщин) усиливая впечатление легкости всей конструкции. Помимо знаменитых мозаик, храм украшен также фресками в галерее второго этажа (гинеконите). Последнее крупное строение монастыря - трапезная. Во время Второй мировой войны, в 1943 году, она была повреждена бомбардировками и восстановлена в последние годы. Это большое двухэтажное здание, помимо трапезной, включавшее в древности ряд монастырских служб. В здании были найдены несколько фресок. Сейчас там находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

При Константине Острожском в XV веке здесь был основан монастырь, вошедший в историю благодаря созданному в нём Дорогобужскому Евангелию (1580 год). В XVII веке монастырь вынудили принять унию, а в XIX веке он был и вовсе упразднён. В настоящее время от летописного Дорогобужа, уничтоженного татарами остался детинец размером 100х70 м. Он отделён от остальных сооружений, сохранившихся в виде остатков каменных фундаментов высоким валом. Единственное уцелевшее сооружение Дорогобужского монастыря, дошедшее до наших дней - это Успенская церковь. Считается, что она появилась в 1577-82 годах в результате капитальной перестройки более древнего храма XI века. Храм выстроенный в конце XI столетия был квадратный в плане, с четырьмя массивными опорами, которые способны нести высокий барабан с куполом. Это так называемый крестово-купольный тип сооружений, храмы которого встречались на Руси на рубеже XI-XII веков. В 1786 году Успенская церковь в Дорогобуже значительно преобразилась в результате капитальной реконструкции. Как известно, что с 1644 по 1834 гг. монастырь был василианским (греко-католическим). В этот период к храму были пристроены два келейных корпуса, которые до сегодняшнего дня не сохранились. После того как церковь была возвращена в лоно Православия, к ней была пристроена к главному западному фасаду деревянная двухъярусная колокольня. В 1892 году, отмечая 900-летие Волынской епархии, в Дорогобуже перед храмом Успения Богородицы поставили на прямоугольном " четверике " , цилиндрической формы памятник, сверху украшенный крестом. Известно, что до 1960-х годов в храме проходили богослужения, а здание церкви ремонтировалось в 1936 и 1950 году. Более 25 лет церковь в Дорогобуже была закрыта. После длительного периода запустения в советские годы в Успенском храме вновь возобновились богослужения с 10 ноября 1988 года. К этому времени на средства общины и администрации, в церкви был произведён капитальный ремонт. В храме чудом сохранилась одна из старейших Богородичных икон, дошедшая до нас сквозь годы лихолетья. Сей образ, один из редких памятников древней украинской живописи, волынской школы иконописи, был вкладом в монастырь. Первоначальное происхождение этой иконы неизвестно, возможно, она передана в дорогобужскую обитель из Спасо-Преображенского монастыря. Благодатная икона Божией Матери - " Богородица Одигитрия из Дорогобожа " написана на холсте, наклеенном на деревянную доску. Богородица на иконе изображена по пояс, с младенцем Иисусом в левой руке. Из источников известно, что сей образ обновлялся в 1577 году. После обновления дорисованы 12 апостолов вокруг Богородицы. В 1769 году икона заново была украшена серебряной, художественной чеканки, ризой. Успенская церковь в Дорогобуже является уникальным произведением украинской архитектуры XVI-XVIII веков в котором традиции украинского зодчества сочетаются со стилем барокко и некоторыми более поздними архитектурными деталями.

http://sobory.ru/article/?object=14850

Церковь Успения Пресв. Богородицы в Никее относилась к типу крестово-купольных храмов в узком значении этого термина, предлагаемом Р. Краутхаймером («genuine cross-domed church» - Krautheimer. 1986. P. 292). В ее основе лежал кубический объем, перекрытый куполом, к-рый опирался на массивные квадратные в плане опоры, стоящие в углах объема. Рукава креста были перекрыты равными по глубине цилиндрическими сводами. Переход к куполу, заключенному снаружи в граненый барабан и освещенному 4 окнами, осуществлялся через паруса. С востока к основному объему примыкала апсида (полуциркульная внутри, граненая снаружи) с вимой. Неширокий проход в зап. стене вел в нартекс, перекрытый крестовыми сводами. Последний входил в состав 3-стороннего обхода храма, боковые части к-рого были перекрыты цилиндрическими сводами и открывались в храм 3-пролетными аркадами на прямоугольных столбах. Верхний ярус обхода занимали хоры, также открывавшиеся в храм широкими аркадами. Угловые компартименты обхода были пространственно выделены и имели купольные перекрытия, восточные были снабжены апсидами. Архитектура Успенской ц. напоминает архитектуру храма Св. Софии в Фессалонике (между 780 и 787) и к-польских Календерхане-джами (XII в.: Ibid. P. 295) и Гюль-джами (XI-XII вв.: Ibidem). Они отличаются от традиционно называемых крестово-купольными храмов типа «вписанного креста» (в т. ч. храмов «на 4 колоннах») тем, что подкупольный крест выявлен не только на уровне сводов, но и в плане. Ранее храмы этого типа рассматривались в перспективе «сложения» крестово-купольного храма из купольной базилики (см.: Комеч. 1987. С. 9-33), но в наст. время более убедительной представляется гипотеза об одновременном существовании разных типов храмов уже в VI в. ( Krautheimer. 1986. Р. 295-296). Успенская ц. была построена до 726 г.; с началом иконоборчества образ Богоматери в апсиде церкви был заменен крестом; строительная техника (тонкий кирпич в сочетании с толстыми слоями раствора, тонкая мраморная резьба) позволяет отнести ее возведение «к счастливым строительным временам, может быть даже к кон. VI в.» ( Mango. 1976. P. 172), но скорее к кон. VII в. ( Krautheimer. 1986. P. 295). После землетрясения 1065 г. были перестроены нартекс и основание купола, разобраны боковые галереи, пристроен экзонартекс. Существовавший до нач. ХХ в. купол относился к 1807 г. Сохранились нижние части стен и столбов.

http://pravenc.ru/text/Иакинфа ...

К кон. XIX в. монастырская братия была многочисленной по сравнению с др. груз. мон-рями: по публикациям того времени, кроме архимандрита в нее входили 8 иеромонахов, 2 иеродиакона и послушники. В нач. 20-х гг. XX в. Д. был разорен частями Красной Армии, переправлявшимися через Мамисонский перевал в Кутаиси. Часть монахов была убита, часть бежала, колокола и церковная утварь были реквизированы. До 1926 г. в мон-ре подвизался один монах - Феодор. В последующие годы в кельях Д. была устроена районная школа, в трапезной разместилась б-ка, в гостиничных покоях - сельсовет. Сохранились устные свидетельства, что в тот период из монастырской б-ки было вывезено 7 повозок книг, много книг было сожжено в монастырском дворе. В 1991 г. в результате сильного землетрясения храм и постройки Д. были разрушены до фундамента. В 2000 г. монашеская жизнь в Д. была возобновлена: митр. Чиатурский Авраам (Гармелиа ; ныне управляет Западноевропейской епархией ГПЦ) освятил храм, из соседнего мон-ря Кацхи в Д. пришли иером. Максим (Кавтарадзе) и 2 послушника. С 2001 г. настоятелем Д. является иером. Лука (Палавандишвили). Монахи занимаются бортничеством, при обители имеется небольшое хозяйство. Церковь во имя вмч. Георгия сложена из тесаного камня, относится к типу крестово-купольного храма, характерному для архитектуры Грузии 1-й пол. XI в. и широко применяемому в груз. зодчестве до кон. XVIII в. Церковь научно не обследована, однако считается, что первоначально это была 3-нефная базилика, позже перестроенная. С юж. и сев. сторон церковь Д. имела 2-этажные приделы; входы - с юга и запада. В алтаре в юж. грань престола была вставлена плита алтарной преграды XI в. с рельефными изображениями святителей Василия Великого и Николая Мирликийского ( Церетели. 1898. С. 109). Над жертвенником и диаконником были устроены дополнительные помещения. Фасады храма были украшены рельефами и орнаментами, большинство из которых относились к первоначальному периоду строительства. На юж. фасаде, между окнами, были изображены крест и 2 духовных лица; на зап.

http://pravenc.ru/text/171863.html

На территории вокруг Мириокефалы и Рустики было возведено множество храмов, стены которых украшали росписи (датирующиеся XI–XV веками). Самые значительные из них располагаются в деревнях Мириокефала, Аргируполис, Курнас, Кариди-Маза-Аликампос-Сфакия, Рустика, Зуриди-Артос, Сайторес, Мудрос, Малакия, Като Вальсамонеро, а также в прилегающих провинциях Апокоронас, Сфакия и Агиос Василиос. Эти небольшие церкви имеют сходство архитектурных форм и росписей, и это позволяет сделать вывод, что монастыри Мириокефалы и Рустики являлись крупным центром византийского искусства задолго до появления известной критской школы живописи. Монастырская церковь Богородицы Антифонитрии Церковь Мириокефальского монастыря, основа, основанного в конце X или начале XI века святым Иоанном Странником, представляет особый интерес. Это самый древний из сохранившихся памятников архитектуры в этом регионе. Храм построен как крестово-купольный, в то время как церкви более позднего времени, как правило, имели сводчатые перекрытия и, в основном, сложены из простых прямоугольных, грубо отесанных камней без особого декора. Такой тип конструкций известен во всем мире под греческим названием «арголитодоми». Эти небольшие церкви являются архитектурными памятниками крайне неблагоприятных времен, когда, к примеру, беспрестанно вспыхивали мятежи критского населения против завоевателей (венецианцев и турков), господствовала феодальная система, экономика переживала длительный спад, шла интенсивная пропаганда ереси, ощущалась нехватка образованного православного духовенства и др. И все же росписи этих церквей выполнены в православно-византийском стиле и выражают литургическую и богословскую суть Православия. Возводившиеся во времена крайней нищеты, церкви сооружались нелегким трудом преданных вере людей, ведущих глубоко религиозную жизнь, центром которой была церковь. Православные иконописцы – как правило, безвестные монахи – были людьми смирения и духовности. Начиная с XIII века появляются иконографы и из священнослужителей, убежденных, что они сердцем и умом действуют по благодати Божией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

крестово-купольная ц. Гвтаеба (рубеж VIII и IX вв.), расположен напротив монастырских ворот, с зап. стороны, на месте наиболее ранней церкви (не сохр.), где были похоронены прп. Зенон и, по преданию, прп. Арсений. В VII в. в связи с расширением обители появилась необходимость возведения большего по размерам храма. От первоначальной постройки сохранились нижняя часть здания и нек-рые строительные слои; датировка возможна благодаря характерным для этого времени основным архитектурным элементам (строительному материалу, способу кладки стен, подковообразной в плане формы апсиды и нек-рых арок, крестовым сводом на удлиненном основании, обособлению 4 подкупольных устоев, свободно стоящих в центре сооружения). Храм перестраивали в XI-XII и XIX вв. Церковь возведена из булыжника; углы и карниз выведены из тесаных плит пористого туфа (). Снаружи и внутри помещение оштукатурено и побелено. В плане храм представляет собой греч. крест с куполом (XIX в.) на 4 устоях, имеющих в сечении также форму креста. Вост. рукав завершается подковообразной апсидой с вимой; ту же форму имеют отдельные подпружные арки и подкупольные устои; остальные арки полуциркульной формы. Алтарь фланкирован прямоугольными пастофориями (жертвенник и диаконник). Переход от четырехугольника основания к кругу купола сделан с помощью парусов. Освещается храм 4 окнами в рукавах (по одному в каждом) и 12 в барабане. Особенностью храма является 2-этажный притвор, расположенный вдоль всего зап. фасада и разделенный на 3 компартимента. Средний и юж. отсеки имеют крестовые своды, из северного ведет лестница на 2-й этаж, предназначавшийся для покоев настоятеля. Входы в храм устроены с 3 сторон, каждый обрамлен портиком. Прямоугольное основание зап. портика перекрыто крестовым сводом и с 3 сторон открыто арочными пролетами. В XIX в. над ним была надстроена колокольня. Юж. портик, завершающийся купольным сводом, имел широкую лицевую арку, по бокам находились ныне заложенные небольшие входы. Сев. портик, так же как и западный, имеет открытые с 3 сторон пролеты; он наиболее сильно переделывался. Завершается портик кирпичным карнизом XIX в.

http://pravenc.ru/text/293961.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010