Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v105) Собором последовательно проводилась политика по укреплению епископской власти: 10-й канон гарантировал каноническое избрание епископов; 7-й канон позволял архидиаконам, архипресвитерам, пробстам или деканам осуществлять пастырскую деятельность (cura animarum) и получать церковные пребенды лишь с разрешения епископа; 17-й канон накладывал ограничения на пастырскую деятельность монахов и аббатов. Назначать приходских священников имел право только епископ (18-й канон), в пользу епископа мон-ри должны были выполнять повинности за держания в границах диоцезов (19-й канон). Решение к.-л. епископа об отлучении от Церкви находящегося в его юрисдикции человека являлось действительным для всех епископов и не могло быть проигнорировано (9-й канон). Нек-рые каноны I Латеранского Собора касались вопросов организации городской жизни в Риме и окрестностях. В 15-м каноне речь шла о церковном отлучении чеканщиков фальшивой монеты, в 16-м - об отлучении от Церкви лиц, к-рые грабили направлявшихся в Рим паломников или торговцев; в 12-м каноне регулировался раздел имущества после смерти «porticani» (вероятно, так называли многочисленных мелких торговцев и клириков-проводников, проживавших вдоль портика собора св. Петра - от ц. Сант-Анджело к площади перед базиликой). Особыми канонами регулировалась практика сохранения имущества крестоносцев, отправившихся в Палестину (11-й канон). 13-м каноном Собор поддержал движение «Божиего мира» : следовало предавать анафеме тех, кто после 3 предупреждений продолжал нарушать «Божие перемирие». После I Латеранского Собора большую часть времени папа проводил в Риме, в основном занимаясь строительной деятельностью. При К. в Латеранском дворце была возведена капелла во имя свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, рядом с ней - 2 помещения (для заседаний совета (pro secretis conciliis) и опочивальня), которые по приказу понтифика украсили росписями.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Незадолго до смерти К. объединил субурбикарные кафедры Сильва-Кандиды и Порто, сократив число кардиналов-епископов до 6. В конце понтификата К. выступил с инициативой по воссоединению Церквей. Папское письмо визант. имп. Иоанну II Комнину (1118-1143) не сохранилось. В ответном послании (июнь 1124) император интересовался переговорами о церковном воссоединении. Вормсский конкордат, а также др. достижения политики К. требовали соборного закрепления и утверждения. О начале подготовки Собора католич. Церкви папа впервые объявил в дек. 1122 г. Соборные заседания проходили в Латеранской базилике в Риме, в них приняло участие большинство церковных иерархов Европы (сведения в источниках о точном числе участников Собора разнятся). Значительная часть канонов была посвящена дисциплине клира: 1-й и 2-й каноны запрещали симонию и переход из одной степени посвящения в другую, минуя промежуточные (эти каноны воспроизводили 1-2-й каноны Тулузского Собора 1119 г., где обсуждалась реформа франц. духовенства). В 3-м каноне было названо недопустимым сожительство клириков с женщинами. 21-м каноном запрещались браки клириков, а все совершенные к тому моменту браки объявлялись незаконными. Были запрещены браки между кровными родственниками (5-й канон). Рядом канонов регулировались отношения светской и духовной властей - главный вопрос эпохи борьбы за инвеституру. В 4-м каноне, со ссылкой на Вормсский конкордат, был сформулирован запрет светским лицам вмешиваться в дела Церкви. Отдельными канонами регулировались вопросы церковной собственности: 14-й канон запрещал изъятие светскими лицами пожертвований церкви, обложение податями и фортификацию приходских церквей; 8, 20 и 22-й каноны касались неприкосновенности церковной собственности и, в частности, регулировали претензии папы в Беневенто и Равеннском экзархате. В 6-м каноне говорилось о пастырской деятельности антипапы Григория VIII, все рукоположения, совершенные им, объявлялись незаконными. Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v105)

http://pravenc.ru/text/1320101.html

695 Собор. римск. (743 г.) прав. 1. 2. Собор. аугсбургск. (952 г.) прав. 1. 11. 16. 17. 19. Барон. Летоп. церк. под 1119 г. 704 Мариан. шотланд. Летоп. под 1075 г. Барон. Летоп. под 1075 г. Валтер. Ручн. книг. церковн. прав. всех. церкв. § 212. Волония, 1842 г. 705 Беллармин. Прен. прот. совр. ерет. т. 2, стр. 172. Прага, 1721 г. Библиот. для чтен. т. 32, ч. 2, отд. III, стр. 185–186. Спб. 1839 г. 706 Так, когда на первом из них объявлено было, чтобы духовенство или оставило жен своих, или отказалось от служения церкви, священники бросились на архиепископа своего Сигфрида и едва не убили его. Барон. Летоп. церк. под 1075 г. 708 Собор. лондонск. (1102 г.) прав. 4. 5. 6. Собор. латеранск. I (1123 г.) прав. 3. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 6. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. 709 Так, когда Петр, кардинал капуанский, лишавший сана женатых священников польских, начал делать это с священниками чешскими, то едва не был убит ими во время литургии. Барон. Летоп. церк. под 1197 г. 711 Собор. лондонск. (1125 г.) прав. 13. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 7. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. Собор. латеранск. III прав. 11. 713 Собор. тридент. Засед. 34, прав. 9. Поскольку же узаконение и тридентского собора незаконно; то на Западе нашлись потом люди, смело возвысившие голос против него. Так, в прошедшую половину текущего столетия в Фрейбургской академии открыто преподавались уроки о незаконности сей, а в 1828 году подана была и просьба об уничтожении безбрачия духовных (de abolutione coelibatus Ecclesiastici). Подобным образом, около тринадцати лет назад, в некоторых местах южной Германии также высказана была открытая жалоба на безбрачие духовенства латинского. Но все это осталось без важных последствий. 715 Хотя бы в текстах сих и повелевал св. апостол, чтобы Тимофей и Тит, епископы, не возводили на степень священника и диакона второбрачных, но только имевших одну жену, – однобрачных; из того, что он выражается: быти (ειναι), да бывают (εστωσαν) и есть (εστιν), а не: были или бывали, прямо следует, что для посвящаемых во священники и диаконы, а тем паче в иподиаконы, безбрачное состояние не необходимо, но что таковые могут вести и брачную жизнь. Если же св. апостол высказал желание, чтобы безбрачные и вдовицы пребыли, якоже и он ( 1Кор. 7:8 ), в безбрачном состоянии; то и сим он не внушил мысли о необходимости безбрачия для духовенства приходского: ибо, высказав такое желание, он присовокупил: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (ст. 9), а прежде сего заметил: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но Николай твердо стоял в поддержании тех прав, от которых несчастная королева готова была теперь сама отказаться. Он торжественно отлучил Вальдраду, и поручил франкским епископам отлучить Лотаря от церкви, пока он не раскается в своих беззакониях; Теутберге же он отвечал, что не может исполнить ее просьбы, которая, очевидно, сделана ею по принуждению: если разрушить брак Лотаря, то этот прецедент даст возможность всякому мужу отделываться от своей жены через худое обращение; она должна считать себя под покровительством апостольской кафедры и вместо путешествия в Рим должна уговорить Лотаря отправить Вальдраду для суда. Во всех своих письмах он настаивал на безбрачии Лотаря, как необходимом условии всякого разлучения. Лотарь опять попытался было умиротворить папу лестью: он уверял его, что не сожительствовал с Вальдрадой, или даже не видел ее после ее возвращения из Италии; но Николай был непреклонен и, по-видимому, готов был произнести приговор отлучения против короля, и этот приговор задержан был только его смертью, последовавшей в мае 867 года. Усиление папской власти при этом первосвященнике было необычайным. Он приобрел такую власть над государями, какая неизвестна была раньше. Он делал беспримерные дотоле шаги к низложению чужеземных митрополитов, и к отмене решений франкского национального собора и приговором римского собора. Он пренебрегал всеми старыми каноническими формальностями, которые стояли на пути проявления им непосредственной юрисдикции во всей западной церкви. И во всем этом он был поддерживаем общественным чувством негодования против Лотаря и его раболепного духовенства, заставлявшего людей сквозь пальцы смотреть на новшества и узурпаторский характер мероприятий папы. Другие франкские государи поддерживали его в его действиях против Лотаря. Великие прелаты Лотарингии, сильные своим положением и семейными интересами, сделались бессильными перед епископом Рима, становясь на сторону зазорного и непопулярного дела. Папа выступал не как нарушитель прав государей и церквей, а как поборник правды и невинности против притеснителей земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вьеннский архиепископ активно боролся за признание практики светской инвеституры незаконной. Неизвестно, участвовал ли Гвидо в разработке плана созыва Собора франц. духовенства в Ансе (не состоялся), где должны были обсуждать «Pravileg». На Латеранском Соборе в марте 1112 г. только делегат Гвидо, еп. Гало Леонский (Бретань), и еп. Жерар Ангулемский представляли франц. клир. Согласно решению Собора, «Pravileg» отменили как насильственно навязанный Церкви документ. Решения Латеранского Собора не удовлетворили мн. радикальных сторонников григорианской реформы , в т. ч. и Гвидо: светская инвеститура так и не была признана противоречащей каноническому праву, а император не был отлучен от Церкви. Недовольство итогами Латеранского Собора 1112 г. послужило поводом для созыва 16 сентября Собора во Вьенне (его инициатором стал архиеп. Гвидо). Вьеннский Собор не был достаточно представительным: в нем приняли участие 3 франц. и 14 бургундских епископов, но его решения отразили радикальный настрой французского духовенства - светскую инвеституру Собор запрещал как еретическую практику, а Генрих V, за которым не признавалось императорское достоинство, был отлучен от Церкви. Гвидо направил папе Римскому Пасхалию II письмо с призывом утвердить решения Собора. (LP. Vol. 2. P. 373-374). В ответном послании папа согласился признать соборные постановления, однако перефразировал их и представил в весьма обтекаемых формулировках. Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v) Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v) Архиеп. Гвидо Вьеннский в последние годы правления папы Пасхалия II приобрел большое влияние и сохранил его при папе Римском Геласии II (1118-1119). Впрочем, папа так и не возвел Гвидо в достоинство кардинала, что свидетельствует о том, что архиепископ не был особенно близок к папе и вряд ли рассматривался как возможный преемник.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

После неудачного похода императора на Рим лотарингские прелаты признали свою неправоту и покаялись перед понтификом (Annales Bertiniani. 1883. P. 71; ср. послание Адвенция: MGH. Epp. T. 6. P. 219-222; фрагмент послания Ратольда Страсбургского: Ibid. P. 217). Сохранились послания Н. о прощении епископов Франкона Тонгрского и Адвенция Мецского (17 сент. 864 - Ep. 30-31). Прощение, дарованное лотарингским прелатам, свидетельствует о том, что Н. решил ограничиться демонстративным наказанием архиепископов и не преследовать других сторонников Лотаря II. Так, еп. Адвенций Мецский был деятельным помощником короля и пытался оправдать его действия перед папой (MGH. Epp. T. 6. P. 215-217; MGH. Conc. T. 4. P. 135-136). Не рассчитывая получить прощение, Адвенций прибегнул к заступничеству кор. Карла Лысого (MGH. Epp. T. 6. P. 222-223) и только после этого обратился к Н. с покаянным посланием (Ibid. P. 223-224). Кор. Лотарь II заверил папу Римского в невиновности лотарингских епископов, за исключением Гунтара и Теутгауда, к-рых король отстранил от служения. По его словам, Гунтар продолжал совершать богослужения вопреки папскому запрету, но Теутгауд смиренно принял наказание и потому был достоин прощения (Ibid. P. 217-219). Поход имп. Людовика II на Рим способствовал ужесточению позиции Н. в вопросе о расторжении брака кор. Лотаря II. Папа Римский известил всех франк. епископов о низложении и отлучении архиепископов Гунтара Кёльнского и Теутгауда Трирского (Ep. 24, 29; Annales Bertiniani. 1883. P. 73), приказал архиеп. Гинкмару Реймсскому прервать общение с Гунтаром (Ep. 66) и велел Адону Вьеннскому призвать кор. Лотаря II к покаянию (Ep. 25); вскоре с такой же просьбой он обратился к кор. Людовику Немецкому (Ep. 26). Хотя каролингские монархи по-разному относились к действиям Лотаря II, они были обеспокоены вмешательством папы в дела своего родственника. Когда Н. велел Карлу Лысому и Людовику Немецкому прислать епископов из своих королевств в Рим для участия в Соборе, назначенном на 1 нояб. 864 г. для обсуждения вопросов о браке Лотаря II и о фотианской схизме, никто из франк. епископов не приехал. В Рим явились лишь Гунтар и Теутгауд, к-рые надеялись получить прощение. Из-за этого, по словам Н., Собор пришлось отменить (Ep. 38-39; Annales Bertiniani. 1883. P. 73-74).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

1883. P. 51). В Питрском эдикте (25 июня 864) К. Л. призвал всех, у кого были лошади и кто мог их содержать, вооружаться и создавать конные отряды. Было предписано строить на реках укрепленные мосты, чтобы преградить кораблям викингов путь вверх по течению. Запрещалось продавать скандинавам оружие и коней, а частным лицам - строить укрепления без разрешения короля. Эдиктом предусматривались также меры для урегулирования монетной чеканки и денежного обращения (Edictum Pistense//MGH. Capit. T. 2. P. 310-328). Отношения К. Л. с др. франк. королями оставались мирными до 858 г., когда Людовик Немецкий по приглашению местной знати вторгся в Западнофранкское королевство. На его сторону перешли крупнейшие магнаты, аквитанская знать и некоторые прелаты, в т. ч. архиеп. Венилон Сансский. К. Л. укрылся в Бургундии, где его поддержали представители рода Вельфов, родственники имп. Юдифи. Верность К. Л. сохранили западнофранк. епископы во главе с архиеп. Гинкмаром Реймсским, который от лица духовенства церковных провинций Реймс и Руан отказал Людовику Немецкому в повиновении и предложил ему вернуться в свое королевство. Попытка К. Л. захватить королевство Карла Провансальского (861) завершилась неудачей; знать оказала ему сопротивление. Надежды К. Л. на пересмотр условий Верденского договора подкреплялись тем, что наследники имп. Лотаря I не имели потомства. У имп. Людовика Итальянского и у кор. Лотаря II не было законных сыновей, поэтому Лотарь II пытался аннулировать брак с кор. Теутбергой и жениться на наложнице, от которой у него был сын. Эти попытки встретили резкие возражения Римского папы Николая I, к-рого поддерживали западнофранк. епископы во главе с Гинкмаром Реймсским. Дело об аннулировании брака Лотаря сопровождалось богословскими и каноническими диспутами (см.: Heidecker. 2010). В 862 г. К. Л. и Людовик Немецкий договорились разделить земли Лотаря II, не допустив к наследованию его брата, имп. Людовика Итальянского. Однако после смерти Лотаря II (869) К. Л. воспользовался болезнью Людовика Немецкого и заявил о своих правах на Лотарингию.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Потерпев неудачу, Гунтар отправился к имп. Людовику II, рассчитывая на его заступничество перед понтификом, и в то же время обратился к Гинкмару Реймсскому (вероятно, из-за того, что Гинкмар также был недоволен политикой Н.; см.: Heidecker. 2010. P. 167). В февр. 865 г. император созвал Собор в Павии, для к-рого Гунтар подготовил трактат с выдержками из папских декреталий о восстановлении в правах низложенных епископов ( Fuhrmann. 1958). Участники Собора во главе с архиепископами Милана, Арля и Амбрёна попросили Н. даровать прощение Гунтару и Теутгауду (MGH. Conc. T. 4. P. 188-197). Однако положение Лотаря II заметно ухудшилось. В февр. 865 г. короли Карл Лысый и Людовик Немецкий заключили соглашение, направленное против племянника, и предъявили ему ультиматум: король должен был выполнить требования папы Римского, «исправить то, что он совершил против законов божественных и человеческих... введя [христиан] в соблазн своим безрассудным поведением», а также «привести в порядок свое королевство» (Annales Bertiniani. 1883. P. 74-75; ср.: MGH. Capit. T. 2. P. 165-167). Лотарь II был вынужден пойти на уступки Н., надеясь на то, что понтифик сможет сдержать агрессивные намерения франк. правителей ( Heidecker. 2010. P. 151-152, 172). После неудачной попытки провести Собор в Риме Н. решил направить в Лотарингию легата Арсения, еп. Орте. Легат должен был обеспечить мир между франк. монархами, особенно между Карлом Лысым и Людовиком II. Ему следовало убедить Лотаря II вернуться к Теутберге, к-рую в Риме рассматривали как законную королеву. Кроме того, Арсению было поручено восстановить в правах еп. Ротада Суасонского и доставить в Рим Энгельтруду, супругу гр. Бозона, к-рая скрывалась в королевстве Лотаря II. Арсений должен был также позаботиться о восстановлении имущественных прав Римской Церкви на земельные владения. Наконец, легату следовало вручить адресатам различные папские послания (напр., послание архиеп. Ардуику Безансонскому - Ep. 123). Весной 865 г. Арсений отправился к франкам с папскими посланиями, адресованными Карлу Лысому и Людовику Немецкому, а также епископам их королевств (Ep. 33-34). В особом послании Н. предупредил обоих королей, чтобы они не пытались сорвать его планы по урегулированию дела Лотаря II (Ep. 38). Кроме того, понтифик велел епископам «срединного» королевства воздействовать на Лотаря (Ep. 35), а самому Лотарю - повиноваться легату, угрожая королю отлучением от Церкви (Ep. 36-37).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

(Catena Barberiniana; CPG. С. 104, не изд.), сохранилась только в указанной рукописи; содержит фрагменты толкований Олимпиодора, святителей Григория Нисского, Григория Чудотворца, Нила Анкирского (по 1 отрывку каждого автора); Оригена (10), Дидима Слепца (8), Евагрия Понтийского (15) и 249 анонимных толкований. Остается дискуссионным вопрос отношения этой катены к комментарию Олимпиодора. Мн. фрагменты обоих произведений схожи, а для Еккл 7-12 практически идентичны. Кодекс Vat. Barber. gr. 388 содержит анонимные фрагменты комментария Олимпиодора и, как правило, опускает толкования, предваряемые у Олимпиодора леммой λλως. Исследователями были выдвинуты 2 гипотезы, объясняющие такое сходство: 1) catena Barberiniana зависит от комментария Олимпиодора ( Faulhaber. 1902. S. 163-166; Labate. 1979. P. 339); 2) комментарий Олимпиодора зависит от катены Vat. Barber. gr. 388 ( Leanza. Le catene esegetiche sull " Ecclesiaste. 1977. P. 550). От того, какой гипотезе отдавать предпочтение, зависит датировка катены Vat. Barber. gr. 388 (VI в. или позже). Catena Barberiniana имеет важное значение для выявления авторства анонимных фрагментов других К., т. к. наряду с катеной Прокопия она содержит имена цитируемых авторов. VI. Катена Полихрония диакона (CPG. С. 101; не изд.) сохранилась в неск. редакциях в 30 рукописях (список см.: Faulhaber. 1902. S. 148-159; Labate. Nuovi codici. 1978), лучшая из них - Ambros. A 148 inf., X в.; содержит фрагменты толкований Дидима Слепца, святителей Григория Нисского, Григория Чудотворца, Нила Анкирского, Василия Великого, Евстафия Антиохийского, Евагрия Понтийского и самого Полихрония. Большая часть этих фрагментов имеется в других К. Полихроний использовал в качестве источников катену Прокопия, катену Vat. Barber. gr. 388, а также комментарий Олимпиодора. В сокращенном и неск. переработанном виде она содержится в рукописи Hieros. Patr. S. Sepulchr. gr. 370, XVI в. Критическое издание катены Полихрония готовит А. Лабате. VII. Катена кодекса Ath. Ivir.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Местные епископы, с архиепископами кёльнским и трирским во главе, оказались настолько раболепными пред королем, что, составив собор в Ахене, признали домогательство Лотаря резонным и его брак с Титбергою подлежащим расторжению. Отвергнутая и оскорбленная клеветою, Титберга принесла жалобу папе. Николай I немедленно принял сторону оклеветанной королевы и отправил в Лотарингию своих легатов с поручением подвергнуть дело новому пересмотру. Лотарь подкупил легатов и новый собор в Меце, под их председательством, решил дело опять в его пользу. Николай I кассировал решение и этого собора, а архиепископов трирского и кёльнского лишил сана, так как они, держа сторону Лотаря, потворствовали пороку. Самого Лотаря папа потребовал в Рим на покаяние. Отсюда начинается продолжительная борьба против папы, которою руководят осужденные Николаем I архиепископы кёльнский и трирский. Были употреблены все средства, чтобы победить непреклонность папы. Архиепископы писали окружное послание, в котором, обвиняя папу в нарушении древних основ канонического права, приглашали других епископов возвысить свой протест против самовластия папы. Брат Лотаря, император Людовик II грозил папе войною. Николай I, не смотря на все это, оставался непоколебимым; его поведение в этом деле приобрело ему даже общее сочувствие. В руках архиепископов трирского и кёльнского было оружие весьма опасное для папы. С формальной стороны борьба их с папою была делом самым законным, потому что церковные каноны , на которых они опирались, стояли в резком противоречии с самовластными действиями Николая I. К сожалению, враги папы хотели применить церковные каноны к делу при таких обстоятельствах, когда для всех было очевидно, что папа является защитником угнетенной невинности, а протестующие против самоуправства папы архиепископы потворствуют порокам сластолюбивого короля. Поэтому окружное послание архиепископов осталось без последствий. К их протесту никто не присоединился. Папа же напротив извлек из этого дела существенную пользу для своего авторитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010