Помню, как в детстве мне хотелось иметь рамку для фото в виде посеребрённого ветвистого дерева. Чтобы на каждой ветке висела небольшая овальная рамочка для портрета. В то время такие рамки стоили дорого. В них каждая деталь была сделана, как мне казалось, с мастерством Микеланджело: древесная кора, маленькие тонкие листочки, завитушки на концах ветвей... Я представляла, как вырасту, отыщу где-то в архивах (обязательно в архивах!) затерянные фотографии моих прапрапрабабушек и дедушек — и торжественно вставлю их в наше семейное дерево.      Раму в форме дерева мне так и не подарили. Но желание достойно представить свою родословную меня не оставляло. Когда мне было лет 12, я сочла, что пришло время действовать. И втайне от родителей решила приготовить им подарок: воссоздать на плакате нашу генеалогию, используя фотографии из домашнего альбома. Мне казалось, что, просто лёжа в фотоальбоме, эти снимки никому ни о чём не расскажут. А вот если я их аккуратно вырежу, наклею в определённом порядке, да ещё и обрисую вокруг цветочками и орнаментом, — это будет совершенно другая песня! И благодарные потомки будут с радостью рассматривать наше семейное древо... Но пока вместо благодарных потомков моё произведение с удивлением рассматривали родители. Для них это был ещё тот сюрприз, если учесть, что многие снимки существовали в единственном экземпляре. После этого доступ к старым фотографиям был мне строго-настрого запрещён. Прошло время, я стала ходить в храм. Моё желание изучить свою родословную усилилось ещё больше. С неофитским запалом я представляла: а что, если среди моих дальних предков были священники или даже монахи! Мне тогда казалось, что это гарантировало бы мне какие-то бонусы для вхождения в Царство Небесное... И я начала расспрашивать бабушек и дедушек, записывать их воспоминания. Постепенно узнавая жизнь своих родственников, я понимала, что, наверное, святых в нашем роду нет (хотя это известно только Одному Богу). Однако среди моих предков были достойные и праведные люди, которым пришлось жить в трудное время, и вера их была такой, что никакие испытания не смогли её сломить. Думая о жизни моих родных, я вспоминала слова апостола Павла: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13, 7).

http://pravoslavie.ru/76193.html

Вопросы и задания к сказке: Рисунок «В гостях у жука» Представьте, что у вас появился друг — лесной жук. Придумайте и нарисуйте сказку о своей дружбе с ним и о том, как вы побывали у жука в гостях. Дети по очереди показывают свои рисунки и рассказывают сказки. Затем все сказки склеиваются в одну книжку «В гостях у лесного жука». Творческое задание «Любимый хозяин» Раздайте детям карточки с рисунками разных домашних животных. Каждый должен рассказать от лица своего животного, что ему нравится или, наоборот, не нравится в своей жизни, а затем описать хозяина, о котором он мечтает. ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ ЛУЖОК М. Скребцова Что ты слезы льешь, лужок? У меня завял цветок, Самый яркий, самый светлый, Отовсюду всем заметный. Может, из моей землицы Он воды не смог напиться? Может, солнечный ожог Ранил хрупкий лепесток? Не горюй, дружок-лужок, Был прекрасен твой цветок, Но бывает иногда Хрупкой очень красота. Ты не в чем не виноват, Черноземом ты богат. Снова вырастут цветочки — Сыновья твои и дочки. Вопросы и задания к стихотворению: Игра «Мир природы» Покажите детям карточки с рисунками деревьев, зверей (птиц, насекомых, реки, моря, солнца). Дети должны рассказать, какую пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей. Тот, кто расскажет интереснее всех, получает карточку с обитателем мира природы. Сценка «Разговор цветов» Поделите детей на пары. Один человек в паре — цветок, растущий на лугу или в лесу; другой — его сорванный собрат, стоящий в вазе. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог между своими цветами о том, как им живется. Рисунок «Поможем деревьям» Прочитайте детям пословицу: «Кто деревца не сбережет, леса не увидит». Покажите детям рисунки с разными деревьями и обсудите, как люди могут помочь деревьям. Затем каждый рисует какое— либо деревце и придумывает, как и чем он ему поможет. Задание на дом Попросите детей выбрать дерево и наблюдать за ним каждый день, здороваться с ним и разговаривать. Дети должны запомнить, как выглядит кора дерева и его листья. В случае необходимости, дети могут помочь дереву. Например, если дерево небольшое, привязать его к колышку.

http://azbyka.ru/katehizacija/nachala-mu...

Надо сказать, что изобилие мощей в храмах – особенность России и Греции. В Грузии редко где встретишь мощи святых — нашествия, набеги, завоевания... Для поклонения в специальных столиках раскладывают реликвии из Палестины, Иерусалима, балканских стран (кора дерева, цветочек...). Святынь мало, но один Хитон Господа многого стоит! Могила старца Гавриила Самтавро (первая половина XI в.) в честь Преображения Спасителя действующий женский монастырь. Находится в Мцхете. Выстроен на месте небольшой деревянной церкви IV в. Тип центральнокупольного сооружения. Купол и отдельные части храма были перестроены после землетрясения в XIII-XIV вв., тогда же сооружена алтарная преграда. Фресковая роспись датируется XVI-XVII вв. В этом храме похоронен царь Мириан, крестивший свою страну, и его жена Нана. В церковной ограде монастыря покоится старец Гавриил , один из самых любимых грузинских святых. Даже в будний день могилка не бывает пустой, приходят люди – женщины, мужчины, дети, садятся на коленочки перед могилой, на нее раскладывают кошельки, драгоценности, фотографии дорогих людей, записные книжки и молятся о горестях, разговаривают со старцем. 29 мая –1 июня. Тбилиси. Неделю перед отъездом из Тбилиси мы жили в Преображенском монастыре. Каждый вечер после окончания службы монахини, послушницы и прихожане брали иконы и шли крестным ходом вокруг монастырских стен по городским кварталам с пением молитв и окроплением округи святой водой. Очень это нравится детям, которые специально сбегаются к окончанию службы из соседних домов. Когда как-то раз я пошла вместе со всеми с иконочкой св. Нино на руках, меня поразила злая собака – монастырский страж, заливавшаяся лаем по поводу и без на любого, даже своего, человека. При виде шествия она замерла и начала доброжелательно вилять хвостом... Монахини говорят, что подобрали ее щенком во время крестного хода. Последние дни гуляли по Тбилиси. Старый город многажды перестраивался, но его узенькие извилистые улочки, внутренние дворики с палисадниками, дома с верандами и балкончиками сохраняют средневековый век. Основная застройка относится к началу XIX в.— восстановлению города после разграбления персидским Ага Муххамедом хан Каджаром в 1795 г. Поднялись на гору, где зорко вглядываются вдаль гордые руины крепости Нарикала, основанной в начале IV в. и невозмутимо взирающей со своей высоты на смену поколений и исторических перипетий родного Тбилиси.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

II. Кора у деревьев – те же жилы у человека: через жилы кровь ходит по человеку, – и через кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листы и цвет. Можно из дерева выдолбить все нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива – и дерево будет жить: но если кора пропадет, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, то он умрет, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу. Так и береза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет. Так и яблони пропали от того, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет. (Гр. Л. Толстой). 38. Подсолнечник 1 . Корень у подсолнечника однолетний, крепкий, ветвистый,, усаженный многочисленными мочками; цветом он бел. 2 . Стебель от полсажени до сажени и выше, прямо стоящий, наверху иногда ветвистый, толщиной обыкновенно пальца в два; наверху он согнут вниз и вздувается, при переходе в соцветие. Весь стебель подсолнечника покрыт жесткими волосами, а внутри содержит большую сердцевину. 3 . Крупные листья, снабженные черенками, расположены на стебле поочередно; по очертании своему и форме они сердцевидны, пильчаты, шероховаты, с лица темно-зеленые, с изнанки бледно-зеленые. 4 . Многочисленные цветы подсолнечника сидят на одном общем ложе и окружены общей поволокой, состоящей из листовых чешуй, вследствие чего все они кажутся одним огромным цветком! 5 . Плодом подсолнечника бывают семечки пепельно-серого цвета. 6 . Подсолнечник родом из Мексики; там из его плодов добывают хорошее масло и муку для хлеба. 7 . У нас, в России, разведение подсолнечника идет очень, успешно, особенно в Саратовской губернии, где им засеваются огромные пространства. 8 . Наше подсолнечное масло идет даже за границу, а сухими стеблями подсолнечника успешно заменяют в безлесных местностях топливо. (Из Хрест. Полевого). 39. Что говорит человеку лилия? 154 «Я бела, как первый снег: будь и ты чист и светел душой. Росту я открыто: будь и ты откровенен 155 , прост и невинен сердцем. Я всегда обращена к небу и клоню мою головку к солнцу: приклоняй и ты голову на святую молитву, а душой взирай туда, где живет Бог святой и возлюбленный. С неба течет ко мне роса: с неба притечет и к тебе благодать 156 Господня, если ты будешь ждать ее, как я жду росы небесной утро и вечер. Я делю мой душистый запах и мою нужную влагу со всеми, кто хочет: разделяй и ты свои дарования 157 , свои труды и все, что имеешь, с братьями – людьми. Я служила образцом для украшения в храме Соломона: служи и ты по своей чистоте и благочестию примером душевной красоты в церкви Христовой; пусть твои слова, поступки, обращение с людьми будут примером для твоих братий. Смотря на меня, человек, воспоминай о том, как Господь любить Свою Церковь ; всей душой, всем сердцем люби и ты своего Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во всех толкованиях мистерий Кора соотносилась с человеческой душой, умыкаемой из своих небесных жилищ, увлекаемой в земное бытие, восхождению откуда и обучали в мистериях. Кора увозится Аидом - обманным женихом, спасается Иакхом - по разным версиям мифа - сыном и/или истинным женихом бессмертной души. Соединение в одном облике сына и истинного жениха вряд ли может смутить христианина, вдумывавшегося в основы своей религии. Христос - Сын человечества, принесшего ему, как поется в рождественской стихире, " чистую Деву Мати " , и одновременно - Жених человечества, ставшего Церковью; Сын и Жених всякой жаждущей спасения и света души. Характерно, что эпиграф к роману, взятый из Евангелия от Иоанна, - это евангельский текст, в наибольшей степени относящийся и к Элевсинским мистериям, где младенец-Иакх - колос, выбившийся из ада - и из чрева Персефоны, возносящийся ввысь, но и душу ее возносящий с собою. Интересно, с этой точки зрения, то обстоятельство, что жены Федора Павловича, умыкнутые им, все мертвы (в земле), и все оставили сыновей, из них проросших и покинувших адское место родительского дома, причем сходство или производность качеств сыновей по отношению к матерям подчеркнуты. В свете сказанного неслучайным представляется и то настойчиво отмеченное и странное (потому что как бы ни для чего не пригодившееся в романе) обстоятельство, что Алексей приезжает в родной дом исключительно с целью найти могилу матери. Но прежде всего, эпиграф имеет отношение к самому сокровенному брака, к тому, что собственно и есть его осуществление. Один из древнейших и вечных образов - сеятель как муж земли, жена - как поле возделываемое. Но одновременно притча о сеятеле в Евангелии в своем толковании переводит разговор в духовный план, и уже душа оказывается землей (плодородной или нет), а Сеятелем оказывается Господь. Таким образом, мотив брака разворачивается на трех уровнях: муж - жена; человечество - земля; Христос - человечество. Муж взращивает и возделывает жену, как человечество - землю, как Христос - человечество. И на каждом уровне есть столь пугающая Достоевского в его собственном браке возможность сбить с пути и толку воспитуемого, стать для него низводящим Аидом, а не возводящим Иакхом; или - для воспитуемомго - совершить неверный выбор, возможный даже и в том случае, если муж один и не имеет соперника: пойти за низменными страстями мужа, а не за его высокими стремлениями, выбрать в нем соблазнителя, а не спасителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Первая работа, «Основные вопросы педологии», помещенная в книге, является серией статей, обосновывающих этот тезис. Ссылаясь на множество авторитетов советской и зарубежной психологии, автор внушает читателю мысль: «человек должен быть преодолен». Это преодоление возможно благодаря тому, что кора головного мозга есть источник формирования человеческой речи, а потому – изменчивости. У Залкинда кора превращается в главный канал социализации, а значит, и в оплот социализма в нашей голове. Общественным развитием можно управлять, дело лишь в правильном воздействии на кору. Октябрьская революция уже привела в движение массы, уничтожила старые рефлексы человека и воспитала новые. Педология – это управляемая антропологическая революция, воспитание нужных «общественных рефлексов». Залкинд хочет, чтобы человек стал рационален, избавился от своего темного, бессознательного, классового прошлого. Хотя «сапрессор» Иосиф Виссарионович и разогнал педологические кафедры (а они были во всех пединститутах!), мечта педологов все же карикатурно сбылась в тридцатые годы. Люди, клеймившие «врагов народа» и писавшие анонимки на соседей, действительно были свободны от жалости, милосердия, любви. Вторая часть кениги состоит из работ о половом воспитании переходного возраста. Если Фрейд видел причины неврозов в природе человека, то Залкинд полагал, что комплексы имеют социальные причины. Помещение детей в социалистический лагерь – «монастырь» с предельно аскетическими условиями существования, тотальным контролем – высвободит и переключит либидо в здоровое русло. Детский пионерлагерь или трудкоммуна – это «маленькая психбольница», Советская Россия – большая, где у большинства пациентов «благоприятный прогноз». Третья часть книги – работа «Умственный труд», где Залкинд сосредоточился на культуре «мозговиков». Это нечто вроде развернутого пособия по эксплуатации мозга человека-машины. Но книга не пригодилась, поскольку Сталин предпочитал выкачивать идеи из технической интеллигенции, помещая ее в «шарашки». (Сайентологи утверждают, что среди читателей «Дианетики» (издана в 1950 г.), где излагались принципы «промывки мозгов», был сам Сталин. Он даже предложил Хаббарду работать на СССР. «Зная о том, что в Дианетике есть точный ответ на то, как работает разум человека, вождь хотел использовать эти открытия для того, чтобы сделать советский народ более способным и эффективным. Но Рон Хаббард отказался).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

И здесь, в столице, и по многим другим городам американские миссионеры, не жалея золота своего, которого имеют богатство великое, завели для детей обоего пола многие училища взаимного обучения и, пользуясь невежеством и бедностью родителей, набирают во множестве мальчиков и девиц для воспитания на собственное иждивение, которым и внушают и преподают явно хульные свои толки противу почитания святых икон, святых мощей, святых угодников Божьих, и Самой Святейшей Святых Приснодевы Богородицы, и вообще противу всего православного, общественного богослужения, изрыгая хулы свои и на самую божественную бескровную жертву. Развращая невинный возраст детский в самом его цвете для произращения от сих духом хуления их напоенных отраслей горьких для царства плодов отступления от православия к протестантству, не оставляют они без повреждения и простых сердец невежествующего народа, печатая для него на простонародном языке во множестве и безденежно раздавая разные книжицы, ядом лжеверия их исполненные. Тако казнь следует за преступлением. Праведен еси, Господи, и прави суды Твои! Церкви, расторгшей на себе узы единства с матерью своей, отвергшей от себя иго спасительное покорения детского священнейшей власти материнской, от которой получила и рождение свое и освящение, Отец Небесный посмевается, предав в плен крепость ее и доброту ее в руки врагов, и поползнувшуюся ко мнимой свободе поверг в оковы рабства постыдного и тяжкого. При всем том, однако ж, долготерпение Господне еще ожидает обращения отступницы. Ибо хотя ветвь и совершенно отсечена от древа, однако же есть еще надежда приживления, ибо хотя и одной токмо корой, но придерживается еще дерева; а когда и кора сия оторвется, тогда уже совершенное отпадение и по времени истление ветви последует необходимо; кора, придерживающая еще ветвь ко древу, – разумеется, молчание (в чаянии покаяния) Матери Церкви и непроизнесение суда отвержения над дщерью отступницей. Когда сей суд общей нашей матери произнесется, тогда доселе еще продолжающиеся быть братьями нашими по вере соделаются для нас чуждыми, и священство их для нас не священно и святыня их для нас не свята, и расторгнется до конца весь союз нашего с ними духовного общения; к учреждению сего угрожающего преступнице дщери суда надлежит ей немедленно обратиться с покаянием и слезами к матери и, испросив прощение дерзновеннейшему своему начинанию, мнимую свою свободу торжественно потоптать ногами пред лицем всей Вселенной Православной Церкви и паки с покорностью преклонить выю свою под ярем законной материнской власти, дабы паки с нею и чрез нее и со всею Святою Единою Апостольскою Церковью единствовать неразрывно к освящению неотъемлемому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимаясь историровать церковь , наперед расписывай верхние части ее, а потом нижние. Посему приготовь лестницу, и налив воду в ушат, смачивай стену, поливая ее ополовником. Ежели она построена из щебня на растворе из земли, то счисти с нее этот раствор, сколько можно, железною лопаткою, особенно на сводах, дабы не отстала штукатурка, смочи стену водою и штукатурь. Если же стена построена из кирпичей, то смочи ее пять-шесть раз и накладывай известь толсто, пальца на два или более, дабы в ней держалась влажность, нужная для работы твоей. А ежели стена сложена из камней, то смочи ее один раз или два, известку же накладывай на нее тонко, потому что камень сам по себе холоден и долго не сохнет. В зимнее время штукатурь вечером, а утром накладывай известковую облицовку, дабы она держалась, летом же работай, когда тебе удобно. Наложив облицовку, угладь ее хорошенько штукатурною теркою, дай немного просохнуть, и потом рисуй. 58. Как делать рисунки на стене Когда хочешь делать рисунок изображения на стене, то сперва уравняй и угладь местность, потом возьми железный циркуль и к обеим сторонам его прикрепи деревянные палочки такой длины, какой хочешь, а к одному концу привяжи кисть, чтобы ею брать краску для означения размеров и округления венцов. Означив размеры, возьми охру, и делай очерк кистью сперва водянисто, потом вырисуй его тою же охрою, и если она не впилась хорошо в стену, вырисуй с известковым раствором, округли венцы; хорошенько угладь поле, и тотчас наложи черную краску; потом угладь место под одежду и прогрунтуй ее. Но смотри, после углаженья делай рисунок менее часа, а если промедлишь, то появится кора, которая не принимает в себя красок; и они впоследствии отпадут. В случае же невольного промедления, поскобли железною лопаточкою то место, которое не вопьет в себя краски, и клади ее: тогда она не отпадет. Подобным образом угладь место и для лица и прочерти его такою же лопаткою, или мозаичным камешком, или костяным ножом; так же прочерти и одежду. Прогрунтуй лицо, обрисуй его и придай ему телесный цвет. А если промедлишь, и образуется кора, то поступи так, как мы сказали. 59. Как приготовлять белила для стенной живописи

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Пояс первосвященника был очень длинным. У жителей Востока пояс — необходимая принадлежность, чтобы стягивать широкие, развевающиеся одежды. В Библии мы находим указание на символическое значение пояса: опояшь чресла твои (4 Цар 4, 29). Это означало быть готовым к трудам. Сам Господь не только установил описанные виды одежд священников и первосвященника, но и предписал обряд посвящения для каждой ступени иерархии. Посвящение в первосвященника и священника состояло из четырех главных актов. Расскажем о каждом: 1. Омовение водою. Исследователи полагают, что очищалось все тело, а не только руки и ноги. Такое омовение принимал первосвященник в праздник — день Очищения. Это было не только физическое действие, но и нравственно-символическое. Оно являлось прообразом высочайшей святости и безукоризненной чистоты первосвященника Нового Завета — Иисуса Христа. 2. Облачение в священные одежды — символ того служения, в которое вступал первосвященник или священник. 3. Помазание священным елеем (о приготовлении его говорится в 30-й главе книги Исход). Елей, предназначенный для помазания Аарона и четырех его сыновей, был приготовлен особым способом. В его состав входили: самоточная смирна (смола миррового кустарника), кора коричного дерева, благовонный тростник, имевший пахучие корни, кассия (ароматная кора). Помазание служило видимым знаком подачи Богом особой благодатной силы. В помазании человек получал дар Святого Духа. Святой пророк Исаия говорит: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное (Ис 61, 1–2; выделено нами. — Авт. ). В Израиле помазывались священным елеем не только священники, но и пророки и цари. Помазанье Аарона как первосвященника отличалось от помазания его сыновей-священников. На голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, вероятно, лицо и одежды. Священникам помазывались только лицо и одежда.

http://pravoslavie.ru/103702.html

201], потому что один из «плодов Духа» ( Гал.5:22 ) есть радость (Толкование еп. Палладия, с. 202). А так как излияние елея на голову царей было символом передачи им божественной власти, то помазание здесь, кроме допущения к радостям и наслаждениям вечной жизни, может означать также облечение царскою властью над небом и землею. Пс.44:9–10 Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Смирна, или мирра (myrrha), есть благовонное смолистое вещество, оно вытекает само собой или подрезами из ствола, из больших ветвей дерева, растущего в Палестине, имеет свойство противостоять гниению и предохранять от него другие тела, и потому смирной помазывали тела умерших ( Ин.19:39 ). Стакти – тоже благовонная древесная смола, вытекающая каплями. А кассия есть род корицы, растущей в Индии и Аравии. По словам Василия Великого и Афанасия Александрийского , кассия есть самая тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные ветви, кора эта употребляется для составления благовонных мазей и ароматов с. 191:3, с. 153]. От тяжестей (domus, templum, palatium – лат. дом, храм, дворец) слоновых значит от храмов или чертогов слоновых, т.е. украшенных слоновой костью. Первые слова в 9-м стихе означают благовонные ароматы, из которых составлялся елей, употреблявшийся при помазании царей, по обыкновению восточных народов, а у иудеев по повелению Самого Бога ( 1Цар.9:16 ). Этим благовонным елеем помазывались ризы (одежды) царя. Далее изображается царь, исходящий из чертогов слоновых, названных так потому, что стены их покрыты были слоновой костью вместо обоев, здесь его приветствовали и поздравляли все присутствующие, между которыми находились не только почетнейшие представители народа, но и женщины и девицы, которых пророк называет дщерями царей, т.к. некоторые из них происходили из царского рода и жили при Соломоновом дворе, или же прибыли из других стран в качестве невест для бракосочетания с царем, и потому приняты были с подобающей честью и с соответствующим их положению великолепием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010