Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 1 ноября, 2014 Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 3 октября в Музее русской иконы состоялась лекция сотрудника музея Сергея Брюна «Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». Лекция посвящена одной из древнейших в христианском мире Александрийской богослужебной традиции – ее особенностям, распространению, эволюцию в лоне халкидонской, Коптской и, конечно же, Эфиопской Церкви. Сегодня мы продолжим наше путешествие по богослужебным обрядам, традициям востока, христианского востока, чему и посвящен наш спецкурс. Сразу же считаю необходимым, сказать, что тот материал, который я подготовил для этого курса, для этой лекции, в частности, это, в общем-то, собранный кропотливым трудом на протяжении многих лет. Но если вдруг кто-то задастся вопросом «А где Ваши степени?», спросит: «А по какому праву Вы занимаетесь, рассказываете о богослужебных обрядах востока?» – считайте меня тем, что немцы называют Privatgelerter, то есть, независимый исследователь, частью – любитель, частью какие-то действительно серьезные вещи удается собирать, публиковать. Поэтому можно быть отчасти снисходительными, можно быть отчасти признательными, что можно чуть меньше двух часов сегодня поговорить об александрийском обряде. Попробуем, чтоб это было полтора, но если что – спасибо за терпение. Тема сегодняшней нашей встречи: «Александрийский обряд: традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». В названии сразу же заложена определенная неточность, потому что, конечно же, александрийский обряд – это не только те, кого мы называем сейчас коптами, это не только те, кого мы называем сейчас эфиопами. Это уничтоженная фактически христианская Нубия, то же царство Макурия. Это также, Халкидонская Православная Церковь в Александрии – до XII-XIII века, о чем мы отдельно поговорим во время другой встречи.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VI (2.08.1902, дер. Тух-эн-Насара, совр. мухафаза Минуфия, Н. Египет - 9.03.1971, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 10 мая 1959), один из наиболее почитаемых коптами совр. подвижников. В миру носил имя Азир Юсуф Ата. В детстве переехал вместе с семьей в г. Даманхур, где учился в начальной школе, затем - в Александрию, где получил среднее образование. Семья была очень религиозной; отец, работавший у местных предпринимателей, служил диаконом, привлекая к богослужениям и своих сыновей, в свободное время занимался восстановлением старинных церковных книг. По окончании школы Азир поступил на работу в транспортную судоходную компанию, а в 1924 г.- в туристическое агентство «Томас Кук», где выучил англ. язык. В 1927 г. стал послушником мон-ря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун, 25 нояб. 1928 г. принял монашество с именем Мина. 18 июля 1931 г. был рукоположен во иерея, после чего направлен на обучение в ДС для монахов в г. Хелуан. Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в. Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в. Стремясь к анахоретству, Мина еще во время учебы в семинарии предпринял попытку поселиться в заброшенном Белом мон-ре под Сохагом (В. Египет), но был отозван оттуда патриархом Иоанном (Юаннисом) XIX (1928-1942). По окончании учебы он удалился в небольшую пещеру в 3 км от Дейр-эль-Барамуса, фактически возродив наряду с мон. Абд аль-Масихом аль-Хабаши копт. традицию пустынножительства. В 1936 г., после 3 лет отшельнической жизни, у Мины произошел конфликт с настоятелем монастыря, и он переселился в окрестности Ст. Каира, где стал жить в одной из заброшенных ветряных мельниц в холмистой гряде Эль-Мукаттам. Поскольку Мина уже не относился ни к одному из мон-рей, он получил прозвище аль-Мутаваххид (Отшельник). Слава о нем быстро распространилась в копт. общине. К нему стали приходить паломники, множились свидетельства творимых им чудесных исцелений и его исполнявшихся пророчеств.

http://pravenc.ru/text/1840425.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление 1. Введение Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными. В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России. Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории. 2. Совершение обряда Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют. По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения. 3. Участники обряда Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и […] Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

http://azbyka.ru/ceremoniya-shozhdeniya-...

Древние александрийские анафоры Предисловие Среди различных христианских богослужебных систем («обрядов») древняя богослужебная система Александрийской Церкви выделяется своими цельностью, самостоятельностью и, что немаловажно, тем, что она лучше других засвидетельствована в источниках такого раннего времени, как III–IV вв. 1 Возникший уже в I в. и развивавшийся сначала в греко-язычной, а затем также и в коптской среде александрийский обряд просуществовал до VII–XI вв., когда оказавшаяся под властью арабов греческая община Александрии и Египта была предельно ослаблена. После XII в. Александрийская Православная Церковь отказалась от своего древнего обряда и перешла, как и все другие Православные Поместные Церкви, на константинопольский («византийский»), сохранив в своём богослужении лишь совсем незначительные в масштабе целого обряда особенности. Так, на вопрос Александрийского патриарха Mapka III (XII в.), обращённый к знаменитому канонисту того времени, патриарху Феодору IV Вальсамону, о том, можно ли совершать литургии, известные под именами ап. Марка и ап. Иакова, тот ответил резко отрицательно 2 ; иными словами, самобытная александрийская традиция ослабла в то время настолько, что в авторитетности было отказано литургии ап. Марка, совершавшейся некогда такими великими отцами Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Кирилл Александрийский 3 ! Тем не менее, древний александрийский обряд продолжал жить в коптской и отчасти эфиопской среде, а в XX в. уже отмечавшиеся древность, самостоятельность и цельность этого обряда вызвали к нему новый всплеск интереса со стороны богословов, патрологов и историков богослужения. Ниже вниманию читателя предлагаются русские переводы сохранившихся древних анафор Александрийской Церкви. Анафора, т. е. центральная молитва Божественной литургии, является ядром главного христианского богослужения – Евхаристии, – а значит, и богослужебной традиции вообще. На сегодняшний день существует огромное число публикаций, касающихся как отдельных анафор, так и истории их происхождения в целом, однако практически все они сделаны западными учёными и поэтому плохо известны русскому читателю – как справедливо отмечал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

поиск:   разделы   рассылка Раймонд Ибрагим Исламские гонения на христиан: февраль 2012 Источник:  Православие.ру Этот отчет Stonegate Institute опубликовал как ответ на новость, взбудоражившую весь исламский мир: в Афганистане американские военные сожгли ряд религиозных книг, в том числе несколько экземпляров Корана. Список исламских гонений на христиан за февраль 2012 года включает в себя (но не ограничивается ими) следующие примеры, перечисленные по расположенным в алфавитном порядке странам, а не по степени проявленной жестокости. Нападения на храмы Алжир. Вооруженные люди ворвались в протестантскую церковь в Уаргле (действовавшую на основании официального разрешения с 1958 года), разгромили ее и сломали распятие, возвышавшееся над входом. Пастор и его семья находились в это время в церкви, они, по их словам, " боялись, что их убьют " . С момента своего определения в эту церковь в 2007 году пастору " неоднократно угрожали. Летом 2009 года его жену избили неизвестные, а в конце 2011 года разъяренная толпа, угрожая расправой, закидала мусором стены церкви " . Египет. Тысячи исламских экстремистов напали на коптскую церковь, требуя смерти священника, который вместе с сотней затравленных христиан искал убежища в храме, в то время как осаждавшие забрасывали церковь камнями, пытались поджечь ее, ломились внутрь. Они напали на церковь, потому что решили, что там прячется девушка-христианка, сбежавшая от отца, перешедшего в ислам и хотевшего выдать ее замуж за мусульманина. Иран. Власти Ирана запретили двум официально зарегистрированным в Тегеране храмам вести пятничные богослужения на фарси – государственном языке страны: пятничные богослужения посещают не только христиане, но и интересующиеся христианством мусульмане. К тому же пятница в Иране – выходной день. Запрет на использование фарси в качестве языка богослужения призван максимально отдалить иранцев от христианства. Кувейт. Один из кувейтских парламентариев намеревается предложить законопроект, запрещающий строительство церквей. По первоначальному своему замыслу, Усама аль-Мунавер собирался, как сообщил он об этом в твиттере, представить на рассмотрение властей законопроект об уничтожении всех церквей в Кувейте. Позже он " пояснил " , что запрет не будет распространяться на уже существующие церкви, а только на строительство новых. Вскоре после этого верховный муфтий Саудовской Аравии заявил, что, по его мнению, следует " разрушить все церкви в регионе " , имея в виду Аравийский полуостров.

http://religare.ru/2_93555.html

Копты, ходя на Синай, по общему обычаю христиан рассекали в тамошних утесах кресты, заглавные буквы имени Иисуса Христа и имена свои буквами занятыми от Александрийских Греков. 3 Замечательно, что Коптских надписей нет ни у святой Купины, ни на утесах Хорива и горы св. Екатерины. Они находятся только в развалинах города Фарана и в долине Мукáттеб. Это я объясняю так. Первые христиане на Синае были пришельцы из нижнего Египта, гонимые Римским императором Децием (230 г.). Они поселились в тамошнем городе Фаране и обратили ко Христу многих сограждан. В начале четвертого века у них уже был епископ. Церковь их построена была на том месте Фарана, где Моисей молился во время битвы Израильтян с Амалекитами, и потому называлась святейшей. Богослужение в ней совершалось на Египетском языке, которым издавна говорили Фараниты, как это засвидетельствовал Антонин мученик, бывший у них около 600 года. Такое священное место и такое богослужение привлекали христианских жителей Египта; и они, ходя туда и оттуда большой дорогой через долину Мукáттеб, вырезывали на скалах имена свои подле древнейших, неведомых письмен, потому что тут приходилось им ночевать. Вероятно, из Фарана они ходили и в церковь неопалимой Купины, построенную царицей Еленой, и поручали себя молитвам тамошних подвижников, и особенно, учеников св. Антония великого , но не делали надписей на Хоривских утесах, почитая неприкосновенными те священные места, где Бог являлся Моисею. В 451 году Копты отделились от православной церкви. Их патриарх Иоанн 4 , в царствование Зенона, покровителя их учения, воспретил им ходить в Иерусалим, где духовенство и народ содержали вероисповедание Халкидонского собора. А так как и Синайские подвижники и Фаранские христиане имели то же самое вероисповедание; то Копты, без сомнения, прекратили общение и с ними. Когда Египетские султаны изгнали крестоносцев из Фарана (после 1117 года) и разрушили этот город и святейшую церковь его; тогда у развалин его поселились Копты и построили малый храм во имя Божией матери – неопалимой Купины: чт доказывается надписью над воротами его, в которой читается слово, βτος=купина. 5 Но и их селитва разорена была Бедуинами около 1445года. Полагаю, что и в это время, которое протекло между 1117 и 1445 годами, Копты чертили надписи в Мукáттебе, останавливаясь тут ночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) литургический тип , принятый в древности в Александрийской Церкви . Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии , с ее великими богословами, огласительной школой, богатейшей б-кой. С др. стороны, на него повлияли обычаи бурно развившегося в IV в. егип. монашества, в большинстве состоявшего из чуждых греч. культуре коренных египтян - коптов. В свою очередь до V в. александрийская литургическая традиция, связывавшая христ. Восток и Запад рим. обряд и А. б. имеют много общего), оказывала большое влияние на развитие др. традиций. Ослабленная монофизитским расколом V в. и разгромленная в VII в. мусульм. завоевателями, греч. Церковь Александрии под влиянием К-поля постепенно утратила свою литургическую самобытность и стала использовать за богослужением византийский обряд . Оригинальная александрийская традиция оказалась незаслуженно забытой православ. греками и сохранилась лишь у монофизитов - коптов и эфиопов (см. Коптская Церковь , Эфиопская Церковь ). II-III вв. Самые ранние свидетельства о богослужении христиан Александрии имеются в творениях Климента Александрийского († 216) и Оригена († 245), кроме того, в посланиях свт. Дионисия Великого († 264/5) и в Страсбургском папирусе (IV-V вв., Strasbourg PGr. 254). Об анафоре александрийской литургии II-III вв. можно судить по восходящему к этому времени фрагментарному тексту Страсбургского папируса. Рукопись содержит отрывок praefatio, заканчивающийся словами о «жертве чистой» (Мал 1. 11) , intercessio и заключительное славословие (Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 116-119). Текст этих отрывков совпадает с соответствующими местами анафоры литургии апостола Марка , однако папирус не содержит тех частей анафоры, к-рые обычно воспринимаются как важнейшие,- повествования о Тайной вечере и эпиклезы . В связи с этим нек-рые ученые высказывали предположение о том, что Страсбургский папирус отражает раннюю стадию развития евхаристической молитвы (Cuming. The Anaphora. P. 115-120; idem. The Liturgy. P. XXIII-XXVII; Johnson. Sarapion. P. 255-277); др. считали, что эпиклеза, sanctus и institutio были записаны на утраченных частях папируса (Andrieu, Collomp. P. 489-515; Gamber. S. 31-45).

http://pravenc.ru/text/64464.html

Ночное богослужение Эфиопской церкви по рукописи 143 Археологического музея при Киевской духовной академии Источник Рукопись 143 Музея Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, несмотря даже на то, что она представляет только конец большого кодекса, имеет существенный интерес как для исследователя Эфиопской литературы, так и для литургиста. Будучи концом часослова Эфиопской церкви, она дает нам целиком самую длинную его службу, известную под именем “Salota manfaka elit”, т.е. “молитва полунощи”, и соответствующую нашим полунощнице с утреней, латинским nocturnae cum laudibus. Но интерес разбираемой рукописи заключается главным образом в том, что она дает эту службу не по чину, известному нам из многих рукописей, изданному мною с церковно-славянским переводом 1 и представляющему перевод с коптского чина, который в свою очередь есть видоизменение православного. Она является лишь четвертой представительницей того чина, который я назвал вторым и который возник на туземной, абиссинской почве. Как доказал многоуважаемый (ныне покойный) В.В. Болотов , этот чин древнее в Абиссинии изданного мною, и, после введения аввою Григорием Гасчаским последнего в XIV в., стал привилегией лишь некоторых монастырей и храмов. Так царь Иясу II (1730–1755) ввел его в построенной им церкви Квисквамской Богоматери близ Гондара, и для этой цели, вероятно, был написан находящийся в Британском музее фолиант 558 (150 по каталогу Wright). Эта рукопись вместе с нашей служат главными источниками текста ночного богослужения древней Эфиопской церкви, так как третья 151 Британский музей по Wright) принадлежит совращенному в унию Хабте Мариам, написана в абиссинском униатском подворье в Риме и дает текст службы в сильно урезанном, окатоличенном виде. Что же касается четвертой маленькой рукописи Парижской Национальной Библиотеки, то она также неполна и фрагментарна. Впрочем, отдельные молитвы и стихословия, входящие в состав полунощницы, кое-где попадаются в разных сборниках гимнов, но они все вместе взятые не составят и четвертой части всей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Воссоединение александрийских монофизитов (632 г.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) По взятии Александрии персами (617 г.) и по удалении православного патриарха в кафедральном храме Кесарион сидел уже коптский патриарх. Когда вновь вернулись греки (631 г.), сюда был назначен Кир из Фазиса, принявший предложенное ему Ираклием и Сергием соглашение с целью осуществить воссоединение местного монофизитства с византийским православием. Киру заранее дарована была византийская награда, оставшаяся затем навсегда внешним отличием александрийских патриархов. Им принадлежит право украшать одну ногу при богослужениях красным царским сапогом. Данное воссоединение через год (в 632 г.) совершилось. Церкви были отобраны y «феодосиан,» как называла их администрация, и переданы мелкитам, т.е. православным византийцам. Монофизитствующий патриарх Вениамин удалился в Верхний Египет. Переговоры Кира завершились актом 3 июня 633 г. в 9 пунктах, или анафематизмах. He доверяя этому воссоединению, православные иронически называли его «υδροβαφς,» т.е. «цвета воды,» по русской поговорке — писанным «вилами на воде.» Вот его характерные пункты: Пункт 4: «Христос имеет единосущную нам и одушевленную разумной душой плоть ενσει φυσικ τε κα καθ " πστασιν.» Пункт 6: «Кто не исповедует Христа из двух естеств единого, единую природу Бога-Слова воплощенную, единую сложную ипостась, да будет анафема.» Пункт 7: «Тот же самый Христос и Сын ενεργοντα Θεοπρεπ κα ανθρπινα μα θεανδρικ ενεργεα» (это по св. Кириллу и по св. Дионисию). Кир посылает ликующее донесение императору, свидетельствуя, что «ликует и Александрия, и весь Египет.» «Феодосиане» заявляли: «He мы пошли к Халкидонскому собору, a Халкидонский собор сам пришел к нам.» Но это было столичное явление. Соединение церквей в массах и по всему Египту оказалось делом трудным. Осталось множество упорствующих, которые требовали прямого отвержения Халкидона. Но общее положение могло казаться императору весьма эффектным, — оно достигнуто во всех монофизитских странах: в Армении, Сирии и Египте.

http://sedmitza.ru/lib/text/435299/

III. Чин посвящения и рукоположения до степени священника Сей чин и следующая за ним часть требника переведены на славянский языке с латинского. А латинский перевод их сделан частию с коптского, частию с арабского языка, и помещен в старинном издании византийских историков, которым и пользовался в книгохранилище святогробского греческого монастыря в Иерусалиме. В обоих этих книгах, особенно замечательны следующие места: 1)  В чине посвящения иподиакона: «Помолитеся вси предстоящие, да снидет на него Дух Святый в словесех наших». Поистине молитвенное слово, как чистейшее проявление разумной души нашей, по невещественности своей есть самый соответственный Духу Святому орган, чрез который он действует благодатно. 2)  B заповеди Священнику: «Имеющий ти получи разрешение покровен прияет к тебе исповедати грехи свои». От сюда видно, что Копты исповедуются пред священником закрыв лица свои. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога единаго I. Поставление анагноста, сиречь чтеца Посвященный станет без хитона пред олтарем с покровенною главою, и долу преклонь выю. Епископ же станет на ступени олтаря. Приведшие ставленника снимают с него покров. Епископ речет им: Вы ли свидетельствуете, яко сей есть во истину достоин посвящения; и они свидетельствуют, рекше: «тако, наш отче, достоин есть». Тогда епископ, вземлет ножницы и стрижет главу его крестообразно, единожды посреди и четырежды по странам, глаголя: «во имя Святыя Троицы». По сем глаголет благодарение, и, прияв кадильницу, благословляет ю, и обращся лицеем к западу, глаголет сию молитву: Смиренно просим и молим Тя Господи, Господи Боже: приими раба Твоего (имярек.) чтеца в церковь Твою, да почивает ум его на правде и истине Твоей. Даждь ему страх службы Твоей, сотвори его достойна прикасатися священным сосудам, да будет благоговейный анагност, сиречь чтец пред Тобою, и тако приобрящет благодать Твою со всеми благоугодившими Тебе от века. Понеже милосердие, сущее в воле Твоей, есть приращение Тебе чести и почитания от коегождо служащего и поклоняющегося Тебе, Отче, Сыне и Душе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010