XVIII в. Л. А. Беляев Архитектура. Строительство в З. м. В жалованной грамоте 1623 г. упоминается, что при Феодоре Иоанновиче в З. м. был построен Зачатиевский собор с приделами во имя вмц. Феодора Стратилата и вмч. Ирины, а также храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Алексия, митр. Московского. В какой конфигурации и в каком материале были построены храмы (кроме соборного) - неизвестно. При пожаре 1611 г. деревянные здания мон-ря сгорели, каменные должны были пострадать. Первым 11 авг. 1621 г. был освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 400. Л. 75); примечательно, что в 30-х - 40-х гг. XVII в. из мон-ря приходили к патриарху не только в день Зачатия, но и в день Рождества Пресв. Богородицы. 11 нояб. 1630 г. был освящен главный престол собора в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 409. Л. 28 об.), 6 июля 1631 г.- его приделы («в Зачатейской девич монастырь что за Чертолскими вороты в церковь Федора Стратилата да в церковь мученицы Ирины что в пределе у Зачатия Святые Анны на освящение...» - РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 410. Л. 102 об.- 103). Судя по выдаче ладана 30 июля 1653 г., через 20 лет эти престолы потребовалось заново освятить (Там же. Л. 162-162 об.). В 1696 г. была сооружена каменная надвратная ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В нач. XVIII в. именная подушная книга из 5 престолов фиксирует лишь Зачатиевский и вмч. Феодора Стратилата; как во 2-й пол. XVII в. сложилась судьба 3 других (Рождества Пресв. Богородицы, вмц. Ирины и свт. Алексия) - в наст. время неясно. План Зачатиевского в 2006 г. (с указанием участков раскопок 2003–2006) К нач. XVIII в. облик З. м. известен по материалам раскопок, по изображению на раскрашенной лубочной картине «Москва с монастырями» (нач. XVIII в.) и нек-рым документам, в т. ч. картографическим. Так, З. м. представлен на планах Москвы И. Ф. Мичурина (1739), 1767 г. (копия 1768 г.- РГВИА. ВУА. Д. 22169), фиксационном 1774-1775 гг.

http://pravenc.ru/text/182731.html

23. Рой Георгий, прот. Гродненский Свято-Покровский собор. Гродно, 2018. 24. Januszkiewicz A. O nietypowej architekturze wityni typowej. Projekty prawosawnych cerkwi w Suwakach, Dyneburgu I Grodnie oraz ich przeksztacenia po 1915 roku//Sztuka Europy Wschodniej – Искусство восточной Европы. Т. 6. Polscy i rosyjscy architekci w XIX i XX wieku – Польские и российские архитекторы в XIX и XX веках. Warszawa–Toru, 2018: 105–117. Рассуждения автора о «евхаристическом центре», «взаимном обогащении» католической и православной Церквей в проекте военного храма лишены какого бы то ни было обоснования. 25. Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Rga, 1939. С. 78–80; Православные храмы и приходы на территории Латвии в XIII–XXI веках. Rga, 2017. С. 184–185. Церковь значительно пострадала в 1-ю мировую войну и восстановлена в 1921 г. 26. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д.2. Л. 37. 27. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2. Л. 41–42. 28. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 3. Л. 51–52. 29. РГВИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2550. Л. 38. 30. Подробнее о преимуществах базиликальной композиции см. Линькова К. В. Полковые базилики … С. 353. 31. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 5. Л. 21. 32. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2. Л. 78–80. 33. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2. Л. 42. 34. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 4. Л. 24. 35. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 4. Л. 258. 36. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 5. Л. 79. 37. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д.2. Л. 41-42. 38. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Л. 376–377. 39. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Л. 378. 40. Цитович Г., свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Гурин А. Здание Иверской церкви Вяземского полка в Риге//Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–1910). Rga, 2010; http://port-alexandra3.livejournal.com/38528.html . 41. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 2. Л. 138–144, 212–216. Вероятно, речь идет о военном инженере, подполковнике Сергее Александровиче Рашевском (1866–1904), который служил при Усть-Двинской крепости. Героически погиб в Русско-японскую войну, посмертно удостоен чина полковника. 42. Берташ А. В., прот. Православное храмостроительство... С. 90–116.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

(проектная копия 1782-1784 гг.- РГАДА. Ф. 192. 5), 1806-1808 гг. (РГВИА. ВУА. Д. 22174; Генеральный план города 1813 г.) и в «Профилях с показанием окрестных зданий» худож. Ф. К. Соколова (1806-1808 гг.- РГВИА. ВУА. Д. 22174), в описании 1763 г. прапорщика Павлова от Комиссии по составлению точной описи всех церковных земель и доходов, созданной указом имп. Екатерины II. Согласно последнему, в З. м. кроме церквей и древней палатки над могилами преподобных Иулиании и Евпраксии каменными были игуменские кельи и ограда вокруг мон-ря, а деревянными - 54 кельи, казенная сторожка и богадельня для 6 монахинь (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 191). В каменной ограде кроме св. ворот были т. н. задние ворота (перестроены в нач. XX в.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. 4-5). В 1766-1768 гг. была построена ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной, в кон. XVIII - нач. XIX в. сложился комплекс нового собора в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, приделами и колокольней. В 1846-1850 гг. была сооружена ц. в честь Сошествия Св. Духа, а в 1887 г. ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» была включена в состав новой в честь Казанской иконы Божией Матери. Т. о., к кон. XIX в. З. м. имел 3 отдельные церкви: соборную в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами и колокольней, Сошествия Св. Духа с богадельней и надвратную приходскую Нерукотворного образа Спасителя. По правую сторону св. ворот располагались каменные настоятельский корпус и 2-этажный корпус с общей трапезной и кельями. По левую сторону - каменные корпус для священнослужителей и сестер, еще один келейный и одноэтажный богаделенный корпуса. По вост., юж. и зап. стенам стояло 18 собственных деревянных келий монашествующих (2 из них сохр. до наст. времени). В юго-вост. углу находились деревянные задние ворота и небольшой каменный одноэтажный корпус для служителей, а затем сестер. В нач. ХХ в. в состав храмов З. м. вошли приписная ц. Воскресения словущего на Остоженке (XVII в., 1831, не сохр.) и новопостроенная деревянная ц.

http://pravenc.ru/text/182731.html

8 Толычова Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1912. С. 39–40. 9 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15; см. также: Мельникова Л.В. Указ. соч. С. 303–305. 10 Державин Г.Р. Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества//Державин Г.Р. Сочинения: В 9 т. СПб., 1866. Т. 3. С. 137–164. 11 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 1031. Л. 1–529; Ф. 796. Оп. 93. Д. 634. Л. 94–123; Ф. 797. Оп. 1. Д. 4499. Л. 3; Московское дворянство в 1812 году. М., 1912. С. 391–401; 434–435. 12 Заиконоспасского, Богоявленского, Новоспасского, Данилова, Донского, Златоустова, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Симонова, Крестовоздвиженского, Высокопетровского и Ивановского. 13 Николо-Перервинского, Саввино-Сторожевского и Николаевско-Угрешского. 14 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 128 (об.); Ф. 832. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 (об.), 3, 4 (об.), 6–6 (об.), 8, 9 (об.), 10 (об.), 11 (об.), 12 (об.), 13 (об.), 14, 15, 18 (об.). 15 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 7 (об.). 16 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 1–2. 17 Там же. Л. 8–10; РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 25. 18 Капнист В.В. Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 21–29. 19 Шатров Н.М. Пожар Москвы в 1812 году//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 32–35. 20 Собрание Высочайших Манифестов, грамот, указов, рескриптов, приказов войскам и разных извещений, последовавших в течение 1812, 1813, 1814, 1815 и 1816 годов. СПб., 1816. С. 50–57. 21 РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 18–19. 22 Василий Григорьевич Рагузин, причетник-герой 1812 года//Душеполезное чтение. 1868. 8. С. 100. 23 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 131. Любовь Мельникова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН   Читайте также: Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года Музейный гид 1812 - 2012: юбилейные экспозиции и выставки, которые нельзя пропустит Молитва на Бородинском поле Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

Примечания 1 Головин Н. Н.Указ. соч. С. 328. 2 РГВИА. Ф. 2311. Оп. 1. Д. 5. Лл. 13-14, 16-19, 23-23 об. 3 Там же. Л. 46. 4 Там же. Л. 30; Д. 6. Л. 163. 5 РГВИА. Ф. 3520. Оп. 1. Д. 85. Л. 188. 6 Там же. Д. 359. Л. 149. 7 Там же. Д. 90. Л. 1. 8 РГВИА. Ф. 2311. Оп. 1. Д. 6. Л. 33. 9 РГВИА. Ф. 3520. Оп. 1. Д. 85. Лл. 266, 301, 313. 10 Там же. Д. 378. Л. 15 об. 11 Там же. Д. 90. Лл. 32, 40. 12 Там же. Д. 383. Л. 106. 13 Там же. Д. 90. Лл. 753-756. 14 Там же. Д. 85. Лл. 215, 217-218. Голощапов Василий Иванович. Генерал-майор. С марта 1916 года в чине генерал-майора командовал 1-й Терской казачьей дивизией. В мае 1916 года награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Лекарев Михаил Васильевич. В Великую войну в 1915-1916 годах полковник, командир 3-го Донского казачьего артиллерийского дивизиона. В 1915 году награжден орденом Святого Георгия и Георгиевским оружием. С 28 апреля 1917 года в чине генерал-майора занимал пост инспектора артиллерии 27-го армейского корпуса. Тимашев Леонид Петрович (1864-1920?). Из оренбургских казаков. Окончил Оренбургскую военную гимназию (1882), Александровское военное училище (1884) и Николаевскую академию Генерального штаба. Офицер лейб-гвардии Сводно-казачьего полка. Полковник (1911). Участник Великой войны, генерал-майор (1914). Командир 1-го Оренбургского казачьего полка (с 1912), 2-й бригады 10-й кавалерийской дивизии. С марта 1917 года - начальник 2-й Оренбургской казачьей дивизии. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием. В годы Гражданской войны в рядах белых. Начальник управления учебных заведений военного ведомства Оренбургского военного округа, генерал-лейтенант (1918). С марта по май 1919 года - главный начальник Оренбургского военного округа, затем возглавлял этапно-хозяйственный отдел штаба Юго-Западной армии, был помощником атамана Оренбургского казачьего войска. После захвата красными Троицка в августе 1919 года отступал с войсками А.В. Колчака на Омск. Взят в плен под Красноярском. Печенкин Василий Михайлович (1863-1920).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

возросла до 13 чел., при этом «жалования братии нет, питаются за общей трапезой». Помимо монашествующих в Е. м. проживало и белое духовенство. В окладных книгах 1676 г. упоминается двор попа Иакова, в переписных книгах 1705 г.- священник, с пометкой, что др. причетников при церкви не было (Извлечение из «Книг переписных». 1903. С. 53). Согласно штатному расписанию 1764 г., в Е. м. не было ни одного монаха (Ведомость о мон-рях 1764 г. 1905. С. 96). Перед упразднением в 1775 г., при настоятеле игум. Клименте, в Е. м. числились: иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, священник, иеродиакон, 4 монаха, подьячий, 8 церковнослужителей «и при них один малолетний». Упразднение Е. м. в 1775 г. и восстановление к 1836 г. В 1764 г. Е. м. стал заштатным, в 1768 г. горел, 24 сент. 1775 г. указами Святейшего Синода и Воронежской духовной консистории на основании решения имп. Екатерины II был упразднен. Некоторое время насельники продолжали жить в обители. Указом от 26 янв. 1776 г. игум. Климент с братией были переведены в лебедянский Троицкий мон-рь Тамбовской губ., именовавшийся в документах «Елецким» (РГВИА. ВУА. Ед. хр. 18903). Часть утвари из упраздненного Е. м. была передана в приходские храмы Ельца, часть иконостаса Троицкой ц.- в городской Вознесенский собор (вместе с «древней» Казанской иконой Божией Матери), др. часть (вместе с почитаемым Нерукотворным образом Спасителя) - в Рождественскую ц. Во Введенский храм поступило 3 иконы, в т. ч. образ Божией Матери «Взыскание погибших», при этом сразу по перенесении из мон-ря началось почитание его как чудотворного. В 1-й пол. XIX в. предпринимались попытки возобновить в Ельце мон-рь. По инициативе елецкого городского головы И. В. Шапошникова в февр. 1820 г. было подано прошение еп. Орловскому и Севскому Ионе (Павинскому) о переведении упраздняемого брянского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря в Елец. Шапошников обещал достроить в обители каменный храм во имя Св. Троицы с приделами Казанской иконы Божией Матери и св. Евдокии «на западной окраине города близ начатого им же нового кладбищенского храма», пожертвовать колокол, а также выделить из собственных средств 30 тыс.

http://pravenc.ru/text/367381.html

5 чел. осуждены за антисоветскую и сектантскую деятельность, 35 чел. привлечены к ответственности согласно указу Президиума ВС РСФСР от 4 мая 1961 г. «О тунеядстве» и высланы за пределы П. о. Тем не менее в 1962 г. под влиянием пропаганды ИПХ неск. семей в Мокшанском р-не вышли из колхоза. В кон. 60-х гг. XX в., отбыв наказание, в П. о. вернулись ок. 30 ИПХ, в т. ч. Миронов, что «вызвало некоторую активизацию деятельности сектантов истинно-православных христиан». Особенно неблагополучное положение наблюдалось в Мокшанском р-не, где возвратившиеся из ссылки представители ИПХ вновь отказались заниматься общественным трудом, регистрировать детей и пытались вновь начать групповые моления. О существовании общин ИПХ упоминается и позднее. К 2019 г. общин ИПХ в П. о. не фиксировалось. В 90-х гг. XX в. П. о. начала свою деятельность Новоапостольская церковь , единственная община к-рой была зарегистрирована в Пензе 25 мая 1999 г. и снята с регистрации 9 апр. 2019 г. Арх.: РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18911; ГА Пензенской обл. Ф. 5. Оп. 1. Д. 396, 1277, 1278, 1280, 1887, 2588, 2717, 2861, 2998, 3115, 3280, 3476, 3586; Ф. 6. Оп. 1. Д. 1238, 2650, 5272, 6134, 6832, 6834, 8329, 8852, 9602, 9604, 9630, 9941, 10198, 10214; Ф. 81. Оп. 1. Д. 34, 1348. Лит.: Есипов Г. Раскольничьи дела 18 столетия, извлеченные из Преображенского приказа и Тайных розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. Т. 1; Л. Г. [Гранделевский Л.] Пензенского Предтечева мон-ря мон. Варлаам Левин//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1866. 10. С. 329-338; 11. С. 359-372; 12. С. 406-420; Островидов Ф. П., прот. О начале и распространении христианства в пределах Пензенской епархии//Там же. 1. С. 19-28; 2. С. 49-59; 3. С. 64-75; Невестин И., свящ. Раскол в с. Поиме и учреждение единоверия//Там же. 1868. 8. С. 256-271; 10. С. 316-339; 12. С. 386-398; Бурлуцкий И., свящ. О начале раскола в пределах Пензенской епархии//Там же. 1871. 12. С. 353-364; он же. История раскола в Пензенской епархии//Там же. 1873. 17. С. 562-568; 18. С. 600-613; 19. С. 632-646; 20.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

После неудачной (из-за разногласий в среде высшего военного руководства) попытки перейти в наступление российские войска вновь подошли к Смоленску, где 4-6 авг. вели бои за город с переправившимися через Днепр основными силами Великой армии. Во время сражения на городской крепостной стене находился священник Одигитриевской ц. Смоленска Никифор Мурзакевич, ободрявший оборонявшихся и причащавший раненых. По представлению ген.-майора И. Ф. Паскевича «за столь примерный и похвальный поступок» о. Никифор был награжден скуфьей. В нач. авг. 1812 г. из Успенского собора Смоленска в Москву (затем в Ярославль) еп. Смоленским Иринеем (Фальковским) была вывезена чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» . После Смоленского сражения М. Б. Барклай де Толли принял решение продолжить отступление. По его распоряжению российские войска взяли с собой список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - т. н. надвратный образ Божией Матери (находился в храме Рождества Пресв. Богородицы над 1-м ярусом Флоровской башни Смоленского кремля), выполненный в 1535 г. иконописцем Постником Ростовцем по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Хранение иконы было поручено 1-й артиллерийской бригаде полковника В. А. Глухова. При выносе образа на городской площади при большом стечении народа был отслужен молебен. Священник закончил чтение Евангелия словами: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой», к-рые оказались пророческими: икона вернулась в Смоленск ровно через 3 месяца. Все это время она сопровождала российскую армию во всех событиях и сражениях О. в. вплоть до освобождения Смоленска. По свидетельству ген.-лейтенанта П. П. Коновницына, «войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали оный благоприятным залогом Всевышнего Милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимы были всегда пред иконою благодарственные молебствия» (РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 11. Л. 485). Практически с первых шагов Великой армии по территории России завоеватели начали грабить православные храмы и мон-ри.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Под карнизом паперти заметны следы поребрика. Здание состоит из группы небольших изолированных сводчатых помещений разной высоты. Доминирует пространство храма, перекрытое глухим сомкнутым сводом. Интерьер южного придела имеет зальный характер. Внутренние двери - с закладными колодами, полы дощатые. Прежние иконостасы утрачены. От усадьбы с деревянным домом, принадлежавшей с 1720-х г.г. роду князей Юсуповых, сохранились на запад от церкви небольшой массив пейзажного парка, к востоку - каскадные пруды и липовая аллея. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 104; Цветков С. Спасская в селе Котове церковь//ЧОЛДП. - М., 1878. Кн. IX. Omd. II.; РГВИА, ф. ВУА, д. 18862, ч. 8, л. 197-197 об. 1800 г. Недалеко от платформы Водники Савеловского направления в черте города Долгопрудный находится старинная Спасская церковь бывшего села Котово. Каменный храм был построен в 1684 году князем Иваном Борисовичем Репниным, а в XIX столетии расширен при новых владельцах князьях Юсуповых. У Спасского храма села Котово в часовне-склепе были погребены члены семьи этого известного аристократического рода. В их числе коллекционер и меценат князь Николай Борисович Юсупов. До второй половины XVII столетия деревня Котово-Курлыково не имела собственного храма. Селение последовательно принадлежало Ивану Васильевичу Щелканову, князю Юрию Сулешеву, Прокопию Федоровичу Ловчикову. С 1676 года Котово-Курлыково перешло князю Ивану Борисовичу Репнину, который построил в сельце свой двор, а в 1684 году – каменную церковь Нерукотворного Спаса, которая, несмотря на поздние утраты и переделки, сохранилась до настоящего времени. После постройки церкви Котово стало именоваться селом Котовым-Спасским или просто Спасским. В приходных книгах 1685 года было записано: «Церковь Нерукотворенного образа Спасова, да в приделе преподобного отца Андрея иже в Крите, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина, в селе Котове, Курлыково тож».

http://sobory.ru/article/?object=06459

Платона (Левшина) перестроенный собор был освящен с оставлением прежнего антиминса и обращен в городской храм. В 40-х гг. XIX в. и в 1857 г. были разобраны колокольня и Знаменская ц., возведена новая шатровая колокольня в формах XVII в. с элементами московского барокко. В XX в. богослужения в Рождество-Богородицком храме прерывались на краткое время. Мн. священнослужители храма приняли мученическую кончину в 30-х гг.: священномученики Николай Виноградов , Александр Зверев , Димитрий Розанов , священники Павел Андреев ( 16 нояб. 1937), Сергий Кудрявцев ( 14 марта 1938), мон. Иоанн (Лисицин; 8 дек. 1937). В храме хранился выполненный из липы запрестольный крест 1544 г. (в наст. время в СПГИАХМЗ). В XVI в. в него были вставлены 26 костяных пластин с миниатюрами, к XX в. большая их часть утеряна, а в пустующие «киотцы», вероятно в XIX в., помещены изображения святых, написанные маслом. В 90-х гг. XX в. на стене у входа в церковь выложен мозаичный образ прп. Иосифа Волоцкого, близ храма установлены памятные кресты «основателям и настоятелям» мон-ря, а также памятные плиты прихожанам храма - «братьям и сестрам нашей Отчизны, отдавшим свои жизни в борьбе со злом» в годы Великой Отечественной войны. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 471. Л. 2-2 об.; ГНИМА. Р. V. 3534; Р V/1. 7138; РГВИА. ВУА. Ед. хр. 21528. Ч. 1. Л. 9; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 430. Ед. хр. 9; Оп. 438. Ед. хр. 763; Ф. 207-1. Оп. 1. Т. 2. 638. Связка 11; Ф. 454. Оп. 3. Ед. хр. 68. Л. 172-172 об. Ист.: ДАИ. Т. 12. 57; СГГД. Т. 1. 131, 132, 151, 200; Житие и пребывание вкратце прп. отца нашего игум. Иосифа, града Волока Ламскаго//ВМЧ. Сент. 1-13. С. 453-499; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. Прил. 23. С. 19; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 345; ОДДС. Т. 4. 246, 343; Т. 7. 318; Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891. С. 51; ДДГ. 87, 88, 98. С. 350, 353, 407; Послания Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/155102.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010