кон. X - нач. XI в



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудесаИскать в Источникеpravmir.ru
... константинопольском соборе Св. Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св. Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи». Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон. Xнач. XI в. Константинополь. Монастырь св. Екатерины, Синай На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века. Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. ... далее ...
VIII Оптинский форум в Тамбове | Официальный сайт ...Искать в Источникеprihod.ru
... духовной семинарии, победитель грантового конкурса «Православная инициатива 2012». «Из истории почитания святителя Питирима (по документам Государственного архива Тамбовской области) ». Владимир Сергеевич Коробов, студент II курса Тамбовской духовной семинарии. «Равноапостольный великий князь Владимир – святой просветитель Руси». Андрей Александрович Забавников, студент II курса Тамбовской духовной семинарии. «Великая княгиня Ольга и ее роль в распространении христианства на Руси». Алексей Николаевич Злобин, студент II курса Тамбовской духовной семинарии. «Христианство на Руси в конце X ­ начале XI в. в. по историческим источникам древней Руси». Илья Алексеевич Никитин, студент IV курса Тамбовской духовной семинарии. «Подготовка и проведение канонизации преподобного Серафима и святителя Питирима в начале XX века». Владимир Андреевич Киреев, студент II курса Тамбовской духовной семинарии. «Деятельность святителя Питирима, епископа Тамбовского и Козловского, на Тамбовской кафедре в 1686 -1698 гг. ». Протоиерей Игорь Груданов, заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии. «Концепция празднования 100-летия канонизации ... далее ...
Первые славянские обители на Святой Горе Афон / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... обители, однако более вероятным выглядит предположение, что сначала болгарские монахи поселились в каком-либо другом месте – может быть, в Селинской башне неподалеку от Зографа, о которой сообщает болгарская традиция и которая, вне всякого сомнения, существовала как особая обитель в первой половине XI века, прежде чем соединиться с Зографским монастырем. Показательно, что одним из древнейших и наиболее известных свидетельств о книжных хранилищах афонских обителей является перечень «русских книг» из основанного во времена св. равноапостольеого князя Владимира Киевского первого древнерусского монастыря Ксилургу (Древодел) , дошедший до нас в составе акта 1142 года. Таким образом, в начале XII века на Афоне, и в частности в древнерусской обители, уже существовали довольно значительные по объему (в списке упомянуты 42 книги) славянские книжные собрания; разумеется, начало им было положено много раньше. Исходя из сказанного следует, что уже к концу Хначалу XI вв. на Афоне существовало, по крайней мере, два славянских монастыря – болгарский и русский, являвшиеся не только духовными центрами славянского монашества на Афоне, но и центрами славянской письменности и ... далее ...
Плоды Крещения Руси (ВИКТОРИНА) | Православие и ...Искать в Источникеpravmir.ru
... на её сестре. Согласно сагам, святой варяг явил чудо — излечил тяжело больного сына русича. Русич же после смерти варяга воспитал его сына и помог получить обратно отцовский престол. Русский святой — это: Владимир Мономах Ярослав Мудрый Владимир Ярославич Ярослав (Константин) Святославич 5. С описания какого события начинается «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца? сотворения мира раздела земли сыновьями Ноя после потопа основания Киева Крещения Руси 6. Церковный Устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце Xначале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами. Согласно ему, церковному суду по любым делам подлежали священно- и церковнослужители и их дети, живущие не в разрыве с отцом, а также некоторые лица, не принадлежащие к церковному клиру, но причисленные в состав церковных людей. Среди них: князья воины лекари иноверцы 7. «Поучение Владимира Мономаха» называют первой светской проповедью, с которой в русской литературе начинается традиция обсуждения этических ... далее ...
РџСЂРёС…РѕРґ храма РІРѕ РёРјСЏ ...Искать в Источникеprihod.ru
... и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить? » И тем раздавать все, что им нужно», рассказывает летописец. «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…». Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами – главными врагами Руси в конце Xначале XI века. Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами – и боярами, и убогими, малыми и великими. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и ... далее ...
23 июля - день памяти преподобного Антония ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... июля 2007 г. 16: 49 На Святой горе Афонской есть обитель Есфигмен. Она вдается в море. С трех сторон ее стесняют отвесные громадные скалы, с четвертой — бушует море. Если взобраться с большим трудом на одну из этих скал, там можно найти небольшую пещеру, а перед нею небольшую площадку. В пещере этой подвизался в конце X и начале XI вв. наш русский святой — прп. Антоний, родом из Черниговского княжества, из города Любеча. Из пещеры этой видно только море и небо, и все в ней сохранилось почти так, как в те давно прошедшие дни. Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и ... далее ...
Грецию пытаются заставить открыть Афон для женщин ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... животных (ст. 186 Устава) . Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от 2 месяцев до 1 года. Также запрещено приближение к гаваням и причалам Афона судам, на борту которых находятся женщины. Запрет доступа женщин действовал на Афон, вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то, что он носил неписаный характер и не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в монастыре даже самок животных (гл. 31) . В Житии прп. Петра (кон. Xнач. XI в.) говорится, что поскольку Христос даровал Афон Своей Матери, другим женщинам нет места на нем. В конце XI в. приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению императорского трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения Афона и его места в византийском обществе. Император Алексей I Комнин издал 2 указа, которые подтверждали свободы и привилегии афонских обителей, а также независимость Св. Горы от юрисдикции епископа Иерисского, митрополита Фессалоникийского и патриарха Константинопольского. Однако в начале правления Алексея I на Афоне ... далее ...
Жемчужина Беотии: Монастырь Осиос Лукас / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... этого предсказав свою кончину. Ему было 56 лет. Ученики погребли преподобного Луку в его келье. Общину возглавил монах Филофей, близкими соратниками которого были и другие ученики святого. После того, как сбылось пророчество преподобного об освобождении Крита, почитание его памяти многократно возросло. Нет сомнений, что церковь св. Варвары и кафедральный собор (кафоликон) были построены на богатые пожертвования из столицы империи. Так в отдаленной византийской провинции возник новый крупный духовный центр. Вход в монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Строительство монастыря приходится на конец Х - начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи. К XIII веку ситуация изменилась коренным образом: в 1204 году столицу империи Константинополь захватили крестоносцы, участники IV крестового похода. Господство западноевропейцев (греки называли их франками) распространилось и на материковую Грецию. Как сообщает Иоанн Апокавк, монастырь испытал значительные разрушения и потерял большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время ... далее ...
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 1 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... году, Палестину и Иерусалим захватили арабы. Арабское нашествие стало началом периода тяжелых испытаний для христиан Палестины. Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический упадок, репрессии арабских завоевателей против христиан, дикие набеги сарацин и других арабских племен на монастыри – все это стало причиной разрушения и запустения большинства христианских обителей Святой Земли. Из соображений безопасности небольшое число оставшихся монахов были вынуждены обосноваться в крупных городах, исполняя монашеские обеты в безмолвном терпении. Притеснения христианского населения Палестины арабскими завоевателями стало особенно жестоким в конце Xначале XI веков, в период правления аль-Хакима, халифа из династии Фатимидов ( 996-1021 ) . В 1009 году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм Воскресения, и возобновлены жестокие гонения на христиан. Монастырь Святого Креста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошен настолько, что стал непригодным для проживания в нем и оказался заброшен. (Окончание следует.) Перевод с англ. Евдокии Поздняковой 5 апреля 2007 ... далее ...
Лекции по истории западноевропейского ...Искать в Источникеazbyka.ru
... римским смыслом и скоро дала свой плод в блестящем расцвете городской жизни. При содействии богатств, собранных торговлей отовсюду, итальянские города сделались убежищем для наук и искусства, школой изящных манер и утонченных форм общежития, приютом свободы мысли и поступков и превратили итальянца – этого потомка сурового римлянина и свирепого лангобарда – в существо изнеженное, непостоянное, с наклонностью к чувственным удовольствиям и лести, но в то же время одаренное тонкой способностью художественного чутья и поэзии. Таким образом, после распадения Империи Карла Великого, т. е. к концу X и началу XI в., на континенте Западной Европы вместо варварских государств мы имеем уже ясно выразившиеся три новые национальности: одна из них – германская – явилась следствием объединения варварских племен, сохранивших в чистоте свой начальный племенной тип, свой язык и учреждения и оставшихся чуждыми глубокому воздействию Рима и его культуры. Две же остальных – французская и итальянская национальности – возникли из смешения варваров с покоренным римским населением, у которого они заимствовали язык, нравы и культуру и, в отличие от зарейнской Германии, составили собой романский мир, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: кон. X - нач. XI в
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"