По преданию, И. был похоронен в Дуробривах (его предшественник Павлин был погребен в кафедральном соборе св. Андрея). Свидетельств его почитания в англосакс. период нет; имя И. не встречается ни в раннесредневек. церковных календарях, ни в составленном в XI в. «Перечне мест упокоения английских святых». Единственное донормандское упоминание об И. содержится в обитуарии (Liber Vitae) мон-ря Нью-Минстер в Уинчестере (сер. XI в.; Lond. Brit. Lib. Stowe 944. Fol. 15v). Почитание И. стало распространяться с кон. XI в. и получило офиц. статус при Рочестерском еп. Иоанне (1125-1137). Сведения о почитании И. содержатся в «Чудесах св. Итамара» (Miracula S. Ithamari), составленных ок. 1140 г. Сочинение сохранилось в единственной рукописи кон. XII в. (Cantabr. Corp. Christ. 161). В состав «Чудес...» входит описание 19 случаев исцелений по молитве к святому, самое раннее из к-рых относится к 80-м гг. XI в., когда во время перестройки кафедрального собора в Рочестере при еп. Гундульфе (1076/77-1108) мощи И. были извлечены из гробницы и помещены в реликварий. После исцеления слепого монаха епископ велел установить реликварий в хоре собора. Согласно «Чудесам...», почитание И. вновь получило распространение после исцеления Рочестерского еп. Иоанна от глазной болезни. Ок. 1130 г. мощи святого были торжественно помещены в драгоценную раку, по распоряжению епископа были составлены гимн и литания святому, установлен день его памяти. Под 10 июня память И. указана в календаре августинского аббатства Леснес, находившегося на территории Рочестерского еп-ства (календарь датируется первыми десятилетиями XIII в.). Составитель «Чудес св. Итамара» сообщает, что при работе над сочинением не располагал никакими свидетельствами о жизни святого, однако в книжном каталоге (1202) б-ки кафедрального собора в Рочестере упоминалось о Житии И. (текст Жития до наст. времени не сохр.). Почитание И. не получило широкого распространения в Англии, хотя «Чудеса...» в сокращении были включены в сб. «Новая легенда Англии» (Nova Legenda Angliae) Дж. Капгрейва (XV в.; в основу сборника легла компиляция Иоанна из Тайнмута, XIV в.). В Англиканской Церкви И. почитается как 1-й англичанин, ставший епископом.

http://pravenc.ru/text/1237721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [лат. Daniel Bancorensis; валл. Deiniol] († 581), св. (пам. зап. 11 сент.), еп. Бангорский, основатель мон-рей в Уэльсе. Св. Даниил, еп. Бангорский. Икона. Иконописец Э. Харт. Кон. XX - нач. XXI в. Св. Даниил, еп. Бангорский. Икона. Иконописец Э. Харт. Кон. XX - нач. XXI в. Д. упоминается в позднем (кон. XI в.) Житии св. Давида , покровителя Уэльса, составленном Ригивархом, как один из епископов, призывавших святого на церковный Собор ( Rhygyfarch. Vita Beati Dauid. 50). Житие Д. не сохранилось, оно легло в основу литургических чтений на день памяти святого (Legenda novem lectionum de S. Daniele episcopo Bangorensi; сохр. в 1 рукописи - Peniarth MS. 225 (1602). Р. 155. National Library of Wales, Cardiff). Житие, вероятно, было составлено в Юж. Уэльсе, в еп-стве Меневия (см. Сент-Дейвидс ). Там Д. подвизался как отшельник на горе, впосл. названной его именем, и совершил паломничество в Иерусалим. Согласно чтениям, святой был избран епископом Бангор-Ваура (ныне г. Бангор на берегу прол. Менай в Сев.-Зап. Уэльсе). О епископском служении Д. в чтениях нет сведений. Вероятно, Д. был 1-м епископом Бангор-Ваура, епископская кафедра учреждена им при содействии местного правителя Маэлгуна († 547). В X в. влияние кафедры значительно возросло. Бангорские епископы были духовниками и советниками валлийских правителей. По преданию, на к-рое опирались епископы Лландафа (Юж. Уэльс) в споре с епископами Бангор-Ваура, Д. был рукоположен св. Дувригом, 1-м еп. Лландафа. На этом основании Лландафская кафедра претендовала на юрисдикцию над Бангор-Вауром. До наст. времени в Бангоре сохранился собор в честь Д., воздвигнутый в XIII-XV вв. и перестроенный в 1870-1880 гг. по проекту викторианского архит. Дж. Скотта. По преданию, Д. также основал мон-рь Бангор (совр. сел. Бангор-ис-и-Койд, графство Рексем) на р. Ди в Сев.-Вост. Уэльсе. Беда Достопочтенный сообщает, что в нач. VII в. мон-рем управлял аббат Диноот; обитель славилась учеными мужами и большим числом насельников. Во время нападения нортумбрийского кор. Этельфрита на Честер (604) насельники мон-ря вышли, чтобы поддержать соплеменников постом и молитвой, но были перебиты англосаксами. Впосл. мон-рь пришел в упадок, на его месте была построена приходская церковь (1300). В 1699 г. храмовый праздник отмечался еще в день памяти Д., в наст. время церковь носит имя св. Диноота (валл. Динауд). В окрестностях сел. Бангор-ис-и-Койд сохранились св. места, связанные с именем Д. (напр., источник Д.- Ffynnon Daniel и др.).

http://pravenc.ru/text/171212.html

деятельности в регионе был каменец-подольский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . В нач. XVII в. в ходе борьбы против унии в Подолье были учреждены новые обители: в частности, в 1616 г. в Виннице был создан Преображенский муж. мон-рь. К нач. XX в. в Подолье сохранялись древнейшие правосл. храмы: Иоанно-Предтеченская (кон. XVI в.) и Петропавловская (1580, сохр. до наст. времени) церкви в Каменце-Подольском, Покровская ц. (кон. XV в., сохр. до наст. времени) в с. Сутковцы совр. Ярмолинецкого р-на Хмельницкой обл., Троицкая ц. (1521) в мест. Зиньков (ныне село Виньковецкого р-на Хмельницкой обл.), Иоанно-Богословская ц. (1659) в с. Щедрова (ныне пос. Летичев Хмельницкой обл.), ц. вмц. Параскевы (1675) в с. Паланка (ныне Томашпольского р-на Винницкой обл.). Не позднее 1618 г. в унию перешли правосл. священники Матфей и Андрей из Шаргорода, грамоту с осуждением деятельности к-рых 30 сент. этого года издал Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В авг. 1621 г. казаки убили шаргородского униатского протопопа Матфея, после его смерти униат. протопопия продолжала существовать. В 1626 г. в Шаргороде служил протопоп-униат Андрей Копытинский, тогда же в городе жили 2 правосл. священника, так что полного отпадения Шаргородской протопопии в унию не было, хотя униатам покровительствовал местный магнат Т. Замойский, который грамотой от 3 авг. 1622 г. освободил принявших унию жителей Шаргорода от всех налогов и повинностей. В др. частях Подолья священники и прихожане исповедовали Православие. Митр. Иов (Борецкий) , управлявший церквами Брацлавщины, 9 нояб. 1626 г. учредил Воскресенское братство в Немирове. В XVII в. в Каменце были известны правосл. братства: при кафедральной Троицкой ц. (с 1603), при Иоанно-Предтеченской ц. (с 1606), при Покровской ц. (с 1672). 2 апр. 1635 г. кор. Владислав IV Ваза дал грамоту шляхтичу М. Кропивницкому на основание в Виннице правосл. Благовещенского жен. мон-ря. При обители была учреждена школа, к-рая в 1639 г. была выведена из Винницы по требованию иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

На аналоях перед иконостасом также находились иконы «Богоматерь Барловская» (не сохр.) в золотом окладе (сохр.) и «Богоматерь Боголюбская» (не сохр.) в золотом окладе (сохр. нек-рые детали), «Благовещение» в серебряном золоченом окладе (в собрании музея не выявлена). В алтаре за престолом располагались двусторонние выносные иконы в киотах и драгоценных окладах «Богоматерь Пименовская с Благовещением на обороте» в серебряном золоченом окладе (посл. четв. XIV в.; перенесена в Б. с. в сер. XVI в.), «Богоматерь Одигитрия со Спасом Нерукотворным на обороте» (время создания неизвестно; не сохр.), «София Премудрость Божия» (XV в.), возможно, работы тверских мастеров, с «Распятием» (XIX в.) на обороте. Часть икон богатого собрания Б. с. хранилась на тябле за иконостасом, иконы в киотах располагались вокруг столпов, напр. «Распятие со Страстями Господними на полях» (XVI в.). В приделах Б. с. также существовало иконное убранство, созданное к моменту их возведения. Иконы самого древнего придела, свт. Василия Кесарийского, судя по документам, после упразднения придела были разрознены. Известно (по описи 1680-1681), что часть икон находилась в юго-вост. верхнем приделе вмч. Георгия. В 1613-1614 гг. из Приказа Большой казны в верхние приделы (Собор арх. Гавриила, Собор Богоматери и Вход Господень в Иерусалим) были выданы иконостасы вместе с церковной утварью. Эти иконостасы упомянуты в описях кон. XVII в. и сохранились до наст. времени. Все иконостасы трехъярусные и построены по единому принципу: в центре местного ряда - царские врата с сенью и столбиками, дверь с образом Благоразумного разбойника ведет в жертвенник. Справа от царских врат располагались храмовые местные образы. Особенностью придельных иконостасов является написание на одной доске образов деисусного и праздничного рядов. Пророческий ряд сохранился только в приделе арх. Гавриила, что соответствует описи 1680-1681 гг. В состав придельных иконостасов могли входить иконы XV в. (напр., «Рождество Христово» из придела Собора Богоматери) и нач. XVII в. (напр., «Сорок севастийских мучеников» из придела Входа Господня в Иерусалим). В приделе св. блгв. Александра Невского сохранился иконостас, в состав к-рого входят образы святых, соименные членам семьи имп. Александра I.

http://sedmitza.ru/text/1095100.html

Петра, над к-рым имп. Константин I (1-я пол. IV в.) возвел трехнефную базилику. В наст. время уровень и размеры первоначальной базилики отмечают Ватиканские гроты - место захоронения пап и выдающихся церковных деятелей (там же выставлены архитектурные фрагменты, части скульптур и мозаик, саркофаги и т. д., сохранившиеся от первоначальной базилики и более поздних времен). С рубежа III-IV вв. В. становится одним из основных паломнических центров Рима, соперничавшим по популярности с резиденцией городских епископов на Латеране. Строительство резиденции рим. понтифика относится ко времени папы Симмаха (498-514), воздвигшего с двух сторон от базилики дома для клира. После набега сарацин папа Лев IV в 848-852 гг. окружил территорию храма с резиденцией мощными стенами (т. н. город Льва), обозначив т. о. границы средневек. Рима. Гробница папы Николая V. Сер. XV в. Гроты Ватикана Гробница папы Николая V. Сер. XV в. Гроты Ватикана Новый этап строительных работ в В. приходится на XII-XIII вв., когда усилиями 3 пап ( Евгения III , Александра III и Иннокентия III ) постройки папы Симмаха были увеличены до размеров дворцового комплекса к северу от базилики св. Петра, вокруг совр. двора Попугая (Cortile de Papagallo). Папа Николай III († 1280) завершил реконструкцию Ватиканского дворца (до наст. времени сохр. дворцовая часовня, украшенная фресками Фра Беато Анджелико ) и освоил земли, известные сейчас как сады В. (Boscareccio). До нач. XV в. Ватиканский дворец и прилегающие к нему сады пребывали в запустении; в качестве рим. резиденции папы использовался Латеранский дворец (справа от базилики Сан-Джованни). Лишь после возвращения Папского престола в Рим из Авиньона (1378; см. ст. Авиньонское пленение пап ) папа Мартин V выбрал в качестве постоянной резиденции В., куда 28 сент. 1420 г. была переведена церковная администрация. Из построек сер. XV в. до наст. времени почти неизмененной дошла башня папы Николая V , защищавшая дворец со стороны замка св. Ангела. С этого времени в основных своих формах складывается квартал Ватиканского дворца: к кон.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Покровительство Бориса и Глеба определенному городу более прямолинейно выражено в новгородских композициях XV в., напр. в «Знамении от иконы Богородицы» («Осада Новгорода суздальцами»), где на битву с «неправедными» войсками кн. Андрея Боголюбского из городских ворот выезжают для поддержки новгородцев Борис и Глеб вместе с вмч. Георгием Победоносцем (ГТГ, НГОМЗ). Конец XV-XVII в. В кон. XV в. создается новая иконография, намечавшаяся уже с кон. XIV - нач. XV в.,- изображение Бориса и Глеба вместе с кн. Владимиром (первые примеры - шитый воздух 1389 г. (ГИМ), фрески ц. Феодора Стратилата в Новгороде и копия миниатюры не сохр. сборника 1414 г. с минейными статьями на 15 июля, где Борис и Глеб обращаются к отцу, который обнимает их за плечи). От нач. XV в. до наст. времени сохранился новгородский деисусный чин, включающий икону кн. Владимира, но древние доски с фигурами Бориса и Глеба были в нем заменены поздними (ГТГ). Один из первых примеров этой иконографии представлен на иконе-таблетке из собора Св. Софии Новгородской, кон. XV в. (Музей-квартира П. Д. Корина): в центре кн. Владимир в зубчатом венце и накинутой на плечи шубе, по сторонам Борис и Глеб с крестом и мечом в руках, не в княжеских плащах домонг. типа, а в шубах, причем у Г.- особой формы, в виде колокола без рукавов, с круглым неразрезанным оплечьем, такие одежды (иногда все трое - в накинутых на плечи шубах с длинными рукавами и меховой оторочкой) наиболее часто встречаются в их изображениях XVI-XVII вв. Иконы с 3 фигурами князей получают широкое распространение (напр., сильно поновленная икона в Национальном археологическом музее в Равенне, Италия), но сохраняется и ранняя схема с фигурами 2 князей, которые одеты в накинутые на плечи шубы с длинными рукавами и орнаментами (см. также резную костяную икону, вложенную в 1569 Антонидой Феодоровной Карповой в Кирилло-Белозерский монастырь (ГРМ)). Иконография, сочетающая фигуры святых Владимира, Бориса и Глеба (очень редко вместо Владимира - его соименный святой свт.

http://sedmitza.ru/text/758083.html

В убранство храма в XVII в. входили драгоценные оклады аналойных икон, в т. ч. особо чтимых Барловской и Боголюбской икон Богородицы (не сохр.). Золотой оклад первой из них (кон. XIV - нач. XV в.) и отдельные фрагменты убора второй (датируются разными исследователями от XIII до нач. XV в.) уцелели и хранятся в Оружейной палате. Утрачено «царское место», выполненное из дерева и увенчанное шатром с медным литым золоченым двуглавым орлом наверху. Оно находилось на вост. стороне юго-зап. столпа собора. О том, каким было «царское место», можно судить по описям собора и по картине С. М. Шухвостова «Обедня в Московском Благовещенском соборе» (1857, ГТГ). В XVII в. все богослужебные предметы, значительное собрание святынь, а также большое число священнических облачений хранились в алтаре, позже - в ризнице. На главном престоле в XVII в. находились 4 напрестольных Евангелия. Самое раннее сохранившееся - рукописное Евангелие в серебряном окладе 1568 г., вклад царя Иоанна IV Грозного. Композиция оклада восходит к убору Евангелия 1392 г. из Троице-Сергиевого мон-ря. Особо искусной работой и изысканным золотым с крупными камнями окладом выделялось Четвероевангелие, вложенное в собор в 1571 г. царем Иоанном IV Грозным (позже использовалось в богослужении на престольный праздник Благовещения и при архиерейском служении). К нач. XX в. в соборе насчитывалось 20 напрестольных Евангелий в драгоценных окладах, из к-рых до наст. времени сохранилось ок. половины. Большая их часть была выполнена в придворных мастерских Московского Кремля в XVII в. Три воздвизальных креста, отмеченных описью 1680 г. в основном алтаре, также лежали на престоле. Первым назван древнейший крест 1552-1553 гг. новгородской работы в серебряном сканом уборе с драгоценными и цветными камнями и жемчугом. Согласно надписи на кресте, он был вложен в Николо-Вяжищский мон-рь под Новгородом. По преданию, крест был привезен в Москву царем Михаилом Феодоровичем в 1613 г., в год венчания на царство (позже употреблялся за богослужением на Крестопоклонной неделе и в день Воздвижения Креста, а также за архиерейским богослужением). В 1699 г. «состроился... тщанием... ключаря Иоанна», как сказано в надписи на кресте, серебряный золоченый шестиконечный напрестольный крест с эмалевыми изображениями и алмазами (позже использовался на Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Благовещение, а также за архиерейским богослужением). Со 2-й пол. XVIII в. среди напрестольных крестов, по описи, известен «Крест Господень золотой... в нем Животворящее Древо... Дан вкладу после Государя царевича Алексея Петровича» (позже использовался в чине водоосвящения, а также омовения мощей на Страстной неделе). Единственный предмет в фондах музеев Московского Кремля, к к-рому можно отнести данные описей об этом кресте,- реликварий, но его атрибуция вызывает пока затруднения. Возможно, он возник в более позднее время (XIX в.?) и его формы повторяют несохранившийся крест.

http://sedmitza.ru/text/1095100.html

Оценивая значение новгородской архитектуры 1458-1470 гг., нужно отметить, что т. н. реставрационное строительство сер. XV в., при к-ром фактически копировались формы памятников XII в., вряд ли могло способствовать развитию архитектурной мысли. Гораздо более перспективной являлась «новая» архитектура 2-й пол. XV в. Однако из-за большого количества построек, возведенных в эти годы, их художественный уровень был неоднороден. В 20-х гг. ХХ в. К. К. Романов сопоставил новгородскую архитектуру 30-60-х гг. XV в. с зодчеством Москвы и Пскова: по его мнению, новгородская архитектура в XIV-XV вв. не была связана с зодчеством Москвы и до кон. 3-й четв. XV в. с зодчеством Пскова ( Романов. 1925). Совр. уровень знаний о зодчестве этих крупнейших городских центров рус. средневековья позволяет говорить об отсутствии связей между новгородской и московской архитектурными школами в сер.- 2-й пол. XV в. (необходимо отметить, что памятники московского зодчества этого времени практически не сохр.). Но можно найти немало точек соприкосновения с архитектурой Пскова того же периода: оформление фасадов ц. Успения в Мелётове (1462) напоминает фасадные композиции новгородских памятников XV в.; многоскатное покрытие, отмеченное в 60-х гг. XV в. в Новгороде, в псковской традиции представлено церковью в Мелётове и ц. святых Космы и Дамиана с Примостья в Пскове (1463). Сер.- 2-я пол. XV в.- эпоха тесных архитектурных контактов Новгорода и Пскова: псковские зодчие используют нек-рые новгородские формы, но творчески перерабатывают их. Псковская архитектура 2-й пол. XV в.- самостоятельная ветвь древнерус. зодчества, к-рая, однако, имеет очевидные точки пересечения с архитектурой Новгорода. Храмоздательная деятельность И. завершает историю новгородской архитектуры XI-XV вв. Памятники 60-х гг. XV в. послужили источником, откуда зодчие XVI в. заимствовали мн. архитектурные формы. Ист.: НовгорЛет. С. 275; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 446, 456, 498; Т. 16. Стб. 197-224; Т. 30. С. 172; Т. 43. С. 188; Янин В. Л. Семисоборная роспись Новгорода//Средневек. Русь. М., 1976. С. 111-114; Повесть об Ионе, архиеп. Новгородском//ПЛДР: 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 351-375; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 39-41, 47, 50, 59, 79, 106-107, 120, 122, 126, 128. (Памятники отеч. истории; 3); Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 121; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. 11(21). С. 373-382.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Праздничные календари Пятикнижия можно разделить на 2 типа: нежреческие (Исх 23. 14-19; 34. 18-26; Втор 16. 1-17) и жреческие (Лев 23; Числ 28-29). Особое место занимает еще один календарь - в Книге прор. Иезекииля (Иез 45. 18-25), к-рый в значительной степени ориентируется на вавилонскую традицию. Первый тип календарей включает только 3 праздника-паломничества, среди к-рых последний - праздник сбора плодов (  ), т. е. фактически К. п. Слово   обозначает сбор фруктов и маслин, оно противопоставляется слову   к-рое обозначает жатву (уборку зерновых), упоминаемую в календарях в том же контексте, что и   Кроме указаний на земледельческий сезон в календарях Исхода есть календарные указания: 1) «[Наблюдай]... праздник собирания плодов в конце года (    ), когда уберешь с поля работу твою» (Исх 23. 16); 2) «Совершай... праздник собирания [плодов] в поворотной точке года» (     в синодальном переводе - «в конце года») (Исх 34. 22). Первое выражение - «на исходе (или в конце) года» - можно также понимать в смысле «по окончании года», т. е. в начале следующего года ( Wagenaar. 2005. P. 21, note. 118). «Поворотная точка года» может означать, как в поздней евр. традиции, день равноденствия (в данном случае осеннего). Где-то вблизи от окрестности этой т. н. точки, вероятно, происходил переход от старого года к новому (по лунному календарю). Так или иначе, в нежреческих календарях дата праздника соотносится с земледельческим сезоном сбора маслин и поздних фруктов и их первичной переработки. Эти мероприятия должны были закончиться до первых дождей, т. е. до того времени, когда уже можно проводить сев на следующий год. В основе праздничного календаря лежит годовой цикл земледельческих работ, к-рый может быть реконструирован для данного периода исходя из т. н. Гезерского календаря (X в. до Р. Х.; см.: The Context of the Scripture/Ed. W. W. Hallo, K. Lawson Younger. Leiden, 2000. Vol. 2. P. 222); этот календарь представляет собой распределение земледельческих работ различного вида по 12 месяцам года. Пример такой реконструкции дает О. Боровски. Сев зерновых (с кон. окт. до кон. дек.) знаменует начало земледельческого года. Сеяние сопровождалось вспашкой. Затем совершались более поздняя посадка овощей (кон. дек.- кон. февр.) и прополка (март). Вслед за этим приходило время жатвы ячменя (от весеннего равноденствия до кон. апр.), ее началу был посвящен праздник Пресного хлеба (   в синодальном переводе - опресноков). Период жатвы пшеницы (с кон. апр. до кон. мая) завершался праздником Недель (   в синодальном переводе - седмиц), или Жатвы пшеницы. Виноград собирали в июне-июле, проч. летние фрукты - в кон. июля - кон. авг. Сезон сбора урожая завершался 2-месячным периодом сбора маслин (с кон. авг. до кон. окт.), который заканчивался грандиозным праздником Сбора плодов (  ) ( Borowski. 2003. P. 28).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

Югославский баптистский союз был создан в 1924 г., но в связи с распадом СФРЮ прекратил свое существование в 1991 г. В наст. время на ее бывш. территории существует 6 самостоятельных союзов, из к-рых крупнейший находится в Хорватии (4500 чел.), самый малочисленный (139 чел.) создан в 2000 г. в Боснии и Герцеговине. Всего на территории бывш. СФРЮ проживает ок. 7400 Б. и существует ок. 100 конгрегаций. В Албании Баптистский союз был создан в 1998 г., и в наст. время его численность составляет 2100 чел. в 5 конгрегациях. В 1880 г. рус. немец И. Каргель крестил первого баптиста в Болгарии. В наст. время там 61 община и 4100 членов. Наименее благоприятной почвой для баптист. миссии оказалась Греция. Первые греки-баптисты появились в 1969 г., в наст. время их 184 чел. в 3 общинах. Кроме того, существует англоязычная международная баптист. община в Афинах. В лат. странах, Франции, Испании и Италии, с преимущественно католич. населением баптизм приживался с трудом, несмотря на усилия амер. миссионеров, начавших там свою деятельность в 20-х гг. XIX в. В наст. время количество Б. в этих 3 странах - ок. 35500 чел. в 600 общинах, деятельность к-рых полностью зависит от иностранных миссионеров. Во Франции первые амер. миссионеры появились в 1832 г., и к нач. XX в. было организовано 30 общин, объединивших 2 тыс. чел. Богословские разногласия привели к тому, что к 1921 г. в стране существовали 3 независимые друг от друга баптист. орг-ции. После окончания второй мировой войны миссионерская активность амер. баптистов привела к появлению многочисленных мелких баптист. групп. В наст. время более 10 тыс. чел. в 200 общинах состоят в 8 национальных орг-циях. В Бельгии, куда миссионеры попадали из Франции, проповедь велась в основном среди франкоязычного населения. В 1922 г. там был создан Баптистский союз, насчитывавший 917 чел., объединенных в 30 общин. В наст. время, включая независимых Б. из США, в Бельгии - ок. 1500 Б. в 45 общинах. Так же, через Францию, баптизм попал во франкоязычную часть Швейцарии в 1872 г.; в наст.

http://pravenc.ru/text/77510.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010