Служба всем святым. Творение святейшего патриарха Константина града Филофея. Канон, ему же краегранесие: Всех въспеваю ликы святых, патриарх Филофей. Лежит же «патриарх» в первых песнех, «Филофей» же в последних – богородичнох. Глас четвертый. («Желающу чины святых въспевати...») В каноне чередуются тропари Христу, богородице, апостолам, мученикам, Предтече. После первой песни – катавасия, после третьей – седален, после шестой – «кондакы всем святым и икоси, подобно акафисту»,– 12 кондаков и 12 икосов.– 1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 20 об.–31; 2) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 449–454 об.; 3) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 83–92 об.; 4) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 291 об.–360; 5) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 435, Канонник, XVI в., лл. 118 об.–133 (не полностью). б) Правило молебно (в) четвертую седмицю, в неделю всех святых. Канон – творение святейшаго патриарха Костянтина града кир Филофея («Отверзи устые ми, светодавче, и просвети мя...»).– 1) ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл. 347 об.–371; 2) ГИМ, Синод., 509 (775), Канонник, XVII в., лл. 50–63. 7. Служба Григорию Паламе , исполняемая во вторую неделю великого поста. «Ποοις εφημιν σμασιν. . .» Филарет Гумилевский (Исторический обзор..., стр. 370) указывает венский греческий кодекс 324. «Киими благохвалений песньми...» Входит в Постную Триодь. 8. Служба господу Иисусу. Две стихиры и канон. Святейшаго и вселенскаго патриарха кир Филофеа служба господу нашему Иисусу Христу (нач. стихир «Съходяй, царю, естеству человечьскому...»). Канон, емуже краегранесие: Царя и священника тя единого чту («Царя всячьскому и господа...»). – 1) ГРМ, др./гр., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 208–218 об.; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 36 об.–42. 9. Правило молебное Иоанну Крестителю. Правило молебно к святейшему в пророцех Предтечи и крестителю Христову Иоанну, певаемо в понедельник вечер[ом] или на ут[рене] в вторник, ему же краегранесие: начаткы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Перу И. принадлежит наиболее полная редакция Жития св. кн. Александра Ярославича Невского, написанная в 1591 г. по благословению патриарха св. Иова. К Житию присоединено описание 3 чудес (первое - 1572 г.), в нек-рых списках добавлено видение, относящееся также к 1572 г., о к-ром рассказал автору инок владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря Антоний. Редакция И. сохранилась в значительном количестве списков, в т. ч. в составе «Книги степенной царского родословия» (РГАДА. Ф. 381. 346, 1594 г.). Как показал А. В. Сиренов, ок. 1589 г. в связи с учреждением в России Патриаршества И. составил особую редакцию Степенной книги. Работу над текстом Степенной книги архиерей продолжил позднее. Редакция И. дошла в значительном количестве списков; возможно, целью автора было создание образцового текста (см.: Сиренов. 2007. С. 267-314, 488-495). И. является составителем нового собрания сочинений прп. Максима Грека , старший список этого собрания дошел в 2 рукописях кон. XVI в.: РГБ. Егор. 869 и ГИМ. Увар. 310 (более поздние списки: РГБ. Егор. 207, кон. XVI - нач. XVII в.; ГИМ. Увар. 166, нач. XVII в.; РГБ. Унд. 490, 3-я четв. XVIII в.). Собрание состоит из 82 глав, в него впервые включены послания прп. Максима Ф. И. Карпову и Николаю Немчину против католицизма и астрологии. Кроме того, список собрания трудов прп. Максима, составленного митр. Иоасафом , содержит вкладную запись И. в Рождество-Богородицкий мон-рь от 5 нояб. 1600 г. (ГИМ. Увар. 309. Л. 4-117; см.: Синицына. 1977. С. 227-228). По мнению Н. Н. Покровского , И. принадлежал Сибирский сборник, содержащий наиболее полный свод материалов судебного процесса над прп. Максимом (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 17-18). Известны 22 рукописи, написанные по заказу И. Все рукописи - четьи книги. Как сообщается в пространных вкладных записях, кодексы писались не с одного списка, но с разных «добрых переводов». Большая часть книг (в т. ч. Степенная книга и собрание сочинений прп. Максима) была пожертвована И. Рождество-Богородицкому монастырю.

http://pravenc.ru/text/578308.html

Одной из главных заслуг К. было строительство и отделка кафедрального Успенского собора в Ростове. Еще при жизни К., 25 февр. 1230 г., его преемник Ростовский еп. св. Кирилл II освятил этот храм и продолжил его украшение. С деятельностью К. связывают оживление книгописания в Ростове в нач. XIII в. Он упоминается в выходных записях 2 кодексов. 21 мая 1219 (или 1222) г. в Ростове Феофан и Алексей окончили переписку Жития еп. Нифонта Констанцского по заказу К. (РГБ. Ф. 304/I. 35. Л. 175б); 22 окт. 1220 г. завершилась работа над списком Толкового Апостола (ГИМ. Син. 7. Л. 241 об.). Исследователи считают, что в Ростове в кон. XII - 30-40-х гг. XIII в. были переписаны Троицкий (Лаврский) Кондакарь (РГБ. Ф. 304/I. 203), Успенский сборник (ГИМ. Усп. 4), Златоструй с Торжественником (РНБ. F.n.I.46), Пандекты Никона Черногорца (ЯИАМЗ. 15583), Учительное Евангелие Константина, пресв. Болгарского (ГИМ. Син. 262), Слова Ипполита, еп. Римского (ГИМ. Чуд. 12), Университетское (НБ МГУ. 2. Ag. 80) и Спасское (ЯИАМЗ. 15690) Евангелия. Ростовские рукописи 1-й трети XIII в. отличались большим форматом и особенностями в украшении. После суда над К. эти книги остались в Ростове, по-видимому, хранились в б-ке ростовского Успенского собора. При К. в Ростове продолжалась летописная работа, отразившаяся в Лаврентьевской летописи (великокняжеский свод 1305 г.). Большое внимание летописец уделял деятельности ростовских князей: Константина Всеволодовича и его старших сыновей Василька и Всеволода. Летописец времени К. порицал князей Георгия и Ярослава Всеволодовичей за отказ признать старейшинство их брата Константина, к-рого он в обширном некрологе прославил как устроителя и просветителя Ростовской земли. Имя К. было записано в синодиках, в к-рых он иногда поминается как Кириак, что породило путаницу в ряде источников. В неск. летописцах (ПСРЛ. Т. 27. С. 296; Т. 28. С. 258; Т. 42. С. 165), в синодиках Вологодского архиерейского дома 80-х гг. XVI в., Ростовского архиерейского дома 1656 г. и ростовского Успенского собора сер.- 2-й пол. XVII в. среди Ростовских архиереев XIII в. упоминаются Кириак и дважды Кирилл (РНБ. Погод. 1596. Л. 163; ЯИМЗ. 15585. Л. 98 об., 99; ГМЗ «Ростовский Кремль». Р-225. Л. 93; Там же. Р-226. Л. 9 об.- 10 и др.). В Вологодском соборном синодике 1-й трети XVI в., одним из источников к-рого, очевидно, был несохранившийся Ростовский соборный синодик, К. назван «бл[а]же[н]ным и пр[и]снопамятным еп[и]с[ко]пом Ростовским» (РНБ. Погод. 1596. Л. 163).

http://pravenc.ru/text/1840427.html

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Почитание И., как свидетельствуют рассказы о чудесах по молитвам к святому в его Житии, началось сразу после его кончины. В «Слове воспоминателном о святых чудотворцех, в Росии восиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их» старообрядческий писатель Семен Денисов (см. в ст. Денисовы ) характеризует основания почитания князя-схимника: «Игнатий Углецкий, незлобивый Христова Евангелия ученик, изгнание, темницы и узы от близокровных претерпевый, за многолетныя нужды многорадостное на небесех мздовоздаяние обрете» (ГИМ. Муз. 1510. «Поморский сборник». Л. 19 об., 1-я пол. XVIII в.). Точных данных о канонизации И. нет. В одной из редакций Угличского летописца содержится известие, по-видимому отражающее местное предание, что И. был прославлен на Соборе 1551 г. (см. в ст. «Стоглав» ) по представлению Ростовского архиеп. Никандра ( Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 22. Примеч. 13). Считать эту информацию достоверной нельзя. Служба И. датируется XVI в., наиболее ранний список - в сборнике служб кон. XVI в.: ГИМ. Увар. 681-4°. Л. 494-506 (нач.: «Ныне приспе днесь святаго ти успения»). Первые буквы тропарей канона образуют акростих: «Господи Боже, помилу(й) Илию». Можно предположить, что автором канона был книжник круга митр. св. Макария Илия. Тропарь (нач.: «В житии своем многи скорби претерпел еси») и кондак (нач.: «Изрядная отрасль благочестиваго корене, дивный благородия цвет») святому впервые опубликованы в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 244-244 об.). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Едва ли не самым ранним свидетельством общерус. почитания И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Почитание Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 96) Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 96) 26 февр. 1666 г. Новгородский митр. Питирим (впосл. патриарх Московский и всея Руси) отправил в Соловецкий мон-рь грамоту, в к-рой повелел «досмотреть» гроб, появившийся из земли 27 сент. 1665 г. в Суме близ ц. свт. Николая, установить, кто в нем погребен и не совершались ли от останков чудотворения (РНБ. Солов. 20/1479. Л. 259-260; см.: Панченко. 2001. С. 474). Царский стольник А. С. Хитрово после дознания установил, что в гробу покоились останки инока, чудотворений от них не было. В 1668 г. по приказу Хитрово над гробом была поставлена небольшая часовня рядом с Никольской ц. Вскоре у гробницы стали совершаться чудотворения. Их описанию посвящено «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского, нового чудотворца», созданное, вероятно, между 1701 и 1710 гг. и известное в одном списке кон. XVIII в. (РНБ. Собр. Колобова. 207; в ркп. также содержится «Чудо о некоем черньци Елесеи имянем» из Жития преподобных Зосимы и Савватия). «Сказание…» состоит из 6 рассказов об исцелении разных лиц по молитвам, обращенным к не названному по имени «новому Сумскому чудотворцу»; первые 5 чудес датируются 1668-1670 гг., 6-е чудо - 1704 г. По мнению О. В. Панченко, открывшего и опубликовавшего этот памятник, первоначальный текст «Сказания…» был составлен в офиц. кругах в период осады Соловецкого мон-ря в 1667-1676 гг. (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. ): в 4-м чуде соловецкие насельники названы «замятежниками». Инициатором записи текста был сумский таможенный голова Фаддей Панфилов. В подзаголовке отмечено, что «Сказание…» «списано со старых столпцов», т. е. первоначально имело форму делопроизводственного документа. Возможно, «Сказание…» о чудотворениях в послушном властям Сумском остроге должно было свидетельствовать о Божией помощи тем, кто пытались покорить мятежный Соловецкий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189861.html

Соч.: Творения святых отцов (Прибавления). М., 1851. Ч. 10. С. 502-527; «О преставлении святого епископа Тверского Акакия»//Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Ковтун Л. С. Лексикография в Моск. Руси XVI - нач. XVII в. Л., 1975. С. 263-267; Волоколамский патерик//Древнерус. патерики/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 223-230 [Житие прп. Фотия]. Арх.: ГИМ. Епарх. 258. Л. I; 358. Л. 407-418 об.; Син. 927. л. 1 об.; РГБ. Ф. 113. 511. Л. I; 517. Л. II об.; 530. Л. II об., 596; РГБ. Ф. 178. 1257. Л. I, 432. Ист.: ГИМ. Епарх. 258. Л. I, 358. Л. 407-418 об.; Син. 927. л. 1 об.; РГБ. Ф. Вол. 113. 511. Л. I; 517. Л. II об.; 530. Л. II об., 596; РГБ. Ф. 178. Муз. 1257. Л. I, 432; Писцовые книги Моск. гос-ва: Писцовые книги XVI в. СПб., 1872. Ч. 1. Отд. 2. С. 176, 218-219, 252-253, 256-257, 287; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991 (по указ.); Макарий (Веретенников). Епископ Тверской и Кашинский Акакий - подвижник XVI в.//Герменевтика древнерус. лит-ры. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336-362; Волоколамский патерик//Древнерус. патерики/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 223-230. Лит.: Строев. Словарь. С. 44-45; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 137-138, 157-159, 182-186; Ключевский. Древнерус. жития. С. 294-296; Музейное собрание рукописей: Описание. Т. 1: 1 - 3005/Под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1961. С. 177-185; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113. Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882) [Машинопись]. М., 1972. С. 88-89, 95-96, 104-105; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); его же. Вкладные и записные книги Волоколамского мон-ря XVI в.//Из истории феодальной России: Статьи и очерки. Л., 1987. С. 77-78; Дмитриева Р. П. Вассиан, по прозвищу Кошка//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120; Ольшевская Л. А. Вассиан Кошка - волоцкий агиограф XVI в.//Документальное и художественное в лит. произведении. Иваново, 1994. С. 133-148; Древнерус. патерики. С. 332-350, 383, 385, 452-453, 460; Плигузов А. И. Полемика в рус. церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 271, 295-301, 314, 351, 385.

http://pravenc.ru/text/149895.html

Музей на основе коллекций М., открытый 25 дек. 1920 г., состоял из художественного, исторического и краеведческого отделов (последний с 1923). Коллекции М. в 20-х гг. XX в. были дополнены предметами из московских музеев и подмосковных дворянских усадеб, документами и вещами из ризниц Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мон-рей. В Серпуховском гос. историко-художественном музее (СГИХМ) сохраняются документы из личного архива М. Иконы из коллекции М., попавшие в 1924 г. в ГМФ, поступили частью в Антирелигиозный музей искусств в бывш. Донской иконы Божией Матери московском монастыре , частью в хранилище ГИМ в бывш. Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре , нек-рые были переданы в ГТГ и ГРМ. В ГТГ находятся 5 небольших 2-сторонних икон кон. XV в. из собрания молельни М., известных как «софийские таблетки» или «софийские святцы». Там же хранится ранее входившее в эту же коллекцию визант. распятие посл. трети XIV в. Икона новгородской школы «Богоматерь Иерусалимская» нач. XVI в. из мараевского собрания в 1934 г. поступила в ГРМ. Неск. икон из молельни М. остались у ее дочери Анны, впосл. их приобрел художник и коллекционер древнерус. живописи П. Д. Корин . В Музее-квартире Корина в Москве хранятся происходящие из собраний М. 2 «софийские таблетки» кон. XV в., «Богоматерь Владимирская» и «Деисус поясной, на трех досках» московской школы, складень двухстворчатый строгановских писем нач. XVII в., написанный, по преданию, на доске от гроба Московского митр. св. Петра. Несколько древних икон остались в коллекции СГИХМ, в частности образ «Троица ветхозаветная» новгородской школы 2-й пол. XVI в. В этом же музее хранятся и многочисленные произведения светской живописи из собрания М.: картины рус. художников XVIII-XIX вв. и западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., итал. мраморная скульптура, предметы прикладного искусства, книги. В 1998-1999 гг. потомки М. передали в ГИМ нек-рые ее личные вещи: старообрядческие четки-лестовки, предметы одежды, коллекцию тканых поясов.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы , матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17). Лит.: Ефрем Сирин, прп. Толкование на книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие//Творения. Серг. П., 1901; М., 1995р. Т. 6; Феодорит Киррский, блж.//Творения. Серг. П., 19052. Ч. 1; Титов Г. И. История священства и левитства ветхозаветной церкви, от начала их установления при Моисее до основания Церкви Христовой, и отношение их к жречеству языческому. Тифлис, 1878; Савваитский М. И. Исход израильтян из Египта. СПб., 1889; Приклонский В. Ветхозаветное первосвященство//ПС. 1901. 6; Westphal G. Aaron und die Aaroniden//ZAW. 1906. Bd. 26. S. 201-230; North F. S. Aaron " s Rise in Prestige//Ibid. 1954. Vol. 66. P. 191-199; Auerbach E. Das Aharon-Problem: Rome Congress Volume. 1969. S. 37-63. (VTS; 17); Cody A. A History of Old Testament Priesthood. R., 1969. (AnBib; 35). свящ. Владимир Кильчевский М. С. Желтов Иконография Аарон. Икона из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ) Аарон. Икона из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ) Изображения А. известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: А. представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод , наперсник, подир , на голове кидар ) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета. В большинстве ранневизант. памятников А. предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография А. складывается в эпоху Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках.

http://pravenc.ru/text/62368.html

В отличие от др. былинных героев - Алеши Поповича и Добрыни - И. М. не упоминается в летописях. В 1-й пол. XV в. в летописи получило отражение предание о гибели рус. богатырей в битве на Калке, послужившее прообразом для былины. Главным героем этого предания выступает ростовский «храбр» Александр (Алеша) Попович, к-рый собирает богатырей для защиты Киева от татар. О богатырях кн. Владимира повествует ст. «О начальстве Рускыа земля» из сб. Кирилло-Белозерского мон-ря 1568 г. (по мнению А. И. Соболевского , она написана в нач. XVI в. на белорус. землях): «И быша у князя Владимера храбрии вои мнози во граде Киеве, и начаша избивати силы великыа половецкиа под городом под Кыевом; и оттоле начаша боятися цари ординскиа. У князя Володимера было храбрых богатыров много, и начат их посылати по всем градом и странам» ( Соболевский. С. 18). В белорус. народных песнях кон. XV - нач. XVI в. упоминаются богатыри кн. Владимира, избивавшие «силы великия половецкия» под Киевом. Никоновский летописный свод (ПСРЛ. Т. 9. С. 68) и Житие кн. Владимира по списку Четьих-Миней свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 807. Л. 916 об.) содержат схожие (видимо, основанные на одном общем источнике) рассказы о богатырях Владимира и их подвигах. В Никоновской летописи названы Александр Попович, рагдай удалой, Ян Усмошвец, Малвред Сильный, андрих Добрянков. И. М. не упоминается. Перечень богатырей без И. М. включен в 65-ю гл. 1-й грани «Книги Степенной царского родословия» (60-е гг. XVI в.) «О храбрых мужех»: Ян Усмошвец, Рагдай, Александр «рекомый Попович», Маловред, Андрих Добрянков «и инии мнози» (Степенная книга. 2007. Т. 1. С. 323; кн. Владимир сравнивается с царем Давидом, имевшим 37 «храбрых мужей»). Возможно, Степенная книга стала основой для перечней богатырей, которые встречаются в рус. рукописях XVIII-XIX вв., содержащих тексты фольклорного характера. По-видимому, в XVII в. в этот перечень было включено имя И. М. (наиболее ранняя великорус. письменная фиксация предания об И. М. содержится в «сказании о киевских богатырех, как ходили во Царьград», известном в списках начиная с XVII в.). В предисловии В. А. Лёвшина к его изданию «Русские сказки» (М., 1780. Ч. 1. С. 4) названы богатыри кн. Владимира: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович, И. М. и дворянин Залешенин. В рукописи XIX в. ГИМ. 1597 в перечне богатырей «Илья Иванович Муромец» назван вторым. Отсутствие летописных упоминаний об И. М. побудило исследователей искать его в летописях под др. именами: толкуя имя Jlias из нем. саг как Eligas, М. Г. Халанский отождествлял И. М. с киевским кн. Олегом .

http://pravenc.ru/text/389413.html

В научной лит-ре высказывалось мнение о том, что Г. был поставлен не на общерус. митрополичью кафедру, но для управления зап. епархиями Русской Церкви - Западнорусской , или Литовской, митрополией (в разное время отделявшейся от общерус. кафедры). Такой т. зр. придерживались митр. Платон (Левшин) , Н. М. Карамзин , Е. Е. Голубинский и др. Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , С. М. Соловьёв , А. И. Соболевский , С. Б. Веселовский , А. А. Зимин , Я. С. Лурье , Б. А. Успенский и др.) считали, что Г. возглавлял общерус. митрополию. Возведение Г. на престол произошло после кончины свт. Фотия, в то время как почти все попытки поставить отдельного митрополита на зап. часть Киевской митрополии осуществлялись при живом митрополите всея Руси. Показательно титулование Г. «митрополитом Киевским и всея Руси», «митрополитом Русьстим» или «Руской земли» в великорус. источниках - псковских и новгородских летописях, Житиях свт. Евфимия (Вяжицкого) и блж. Михаила Клопского. В большинстве редакций Жития св. Михаила Клопского, в т. ч. в древнейшей, содержится сообщение о том, что блж. Михаил, отрицательно относившийся к Литве, предсказал свт. Евфимию (Вяжицкому) поставление у Г. 30 нояб. 1433 г. датируется запись в Минее Праздничной, написанной в Мостищском мон-ре во имя свт. Николая близ Новгорода «при архиепископе нашемь Герасиме Киевьстем и всеа Русе» (ГИМ. Чертк. 230. 1°. Л. 424). Поздняя Новгородская III летопись (списки XVII в.) титулует Г. «митрополитом Московским». Менее значимыми представляются свидетельства западнорус. источников, поскольку Западнорусские (Литовские) митрополиты, начиная с Романа (сер. XIV в.), носили титул «митрополитов Киевских и всея Руси». Г. титулуется «митрополитом Киевским и всея Руси» в западнорус. Кормчей из Ягеллонской б-ки в Кракове АКС 71/1952. С. 721 (кон. XV в.) и в смоленском Требнике (ГИМ. Син. 310. Л. 226 об., нач. XVI в.). В Толковом Евангелии, переписанном в 1434 г. в Киево-Печерском мон-ре иеродиак. Иосифом, Г. назван «архиепископом Киевским» (РНБ. F. I. 73. Л. 297). С сер. XV в. общерус. права Г. ставились под сомнение в Москве митр. св. Ионой (к-рый был возведен на престол Собором великорус. епископов) и его преемниками. После того как Смоленск был присоединен к Москве (1514) и Смоленская кафедра стала частью Московской митрополии, в смоленском Требнике (ГИМ. Син. 310) на полях листа, где Г. назван в числе Киевских митрополитов, была сделана запись о непоминании за богослужением митрополитов «Пимена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Сидора» (Л. 226 об.).

http://pravenc.ru/text/164561.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010