Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ Варлаам Керетский (2-я четв. XVI в., с. Кереть Кемского у. в Кандалакшской губе на Белом м.- кон. XVI в., один из островов Чупской губы Белого м.), прп. (пам. 6 нояб., 21 мая - в Соборе Карельских святых и в Соборе Кольских святых). Источником сведений о В. К. служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), В. О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впосл. «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах В. К., в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого мон-ря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному. В. К. был священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. По молитвам В. К. бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. Однажды во время совершения В. К. литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и В. К. убил ее. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, В. К. принял на себя особый покаянный подвиг. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания В. К. были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие В. К. в Баренцевом м. у Святого Носа и в Белом м. в р-не Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал В. К. горбатым.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»). Косвенные данные (сравнение в «Хожении» Иордана с притоком Десны р. Сновью, протекающей в окрестностях Чернигова) позволяют предположить, что Д. был выходцем из южнорус., скорее всего черниговских, земель. По-видимому, он принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре и до игуменства являлся его насельником. Исследователи датируют путешествие Д. 1113-1115, 1106-1108 или, как принято в последнее время, 1104-1106 гг. Н. М. Карамзин первым выдвинул предположение, что Д. после возвращения на Русь, в 1114 г., был поставлен митр. Никифором I епископом г. Юрьева на р. Рось, в 1115 г. участвовал в перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба и преставился 9 сент. 1122 г. Это предположение поддержал А. В. Поппе ( Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305)// Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 53). М. Н. Тихомиров атрибутировал этому Юрьевскому епископу «Послание о повинных», адресованное, по его мнению, вел. кн. Владимиру (Василию) Всеволодовичу Мономаху ( Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в «Послании о повинных»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456). (Предположение Б. А. Рыбакова о том, что до епископства Д. был архимандритом Корсунского мон-ря на р. Рось,- результат смешения Д. с соименным укр. паломником кон. XVI в. (см. Даниил , архим. корсунский). Рыбаков необоснованно приписал Д. Сказание, или Повесть, о походе рус. князей на хана Шарукана 1111 г. в составе «Повести временных лет» , а также «Слово святого Григория» об идолах ( Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 10-30); последнюю атрибуцию справедливо критикует Д. М. Буланин (см.: Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991. С. 155-156, 290).

http://pravenc.ru/text/171234.html

З. внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерус. произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» (КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75). Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифова Волоколамского мон-ря (Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым ), ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной З. и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву , Пантелеимонову и Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Под рук. З. канд. диссертацию о древнерус. княжеских уставах написал Я. Н. Щапов (опубл.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972). З. исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монг. властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневек. периода истории Русской Церкви. З. был редактором и составителем мн. др. сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи//Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку//Памятники Куликовского цикла/Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.).

http://pravenc.ru/text/199799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России» (совр. г. Корсунь-Шевченковский Черкасской обл., Украина), совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском». Биографические сведения о Д. ограничиваются начальными словами его сочинения. Неясно, может ли мон-рь, в к-ром Д. был настоятелем, быть отождествлен с корсунским Онуфриевским Гуляницким (последний считается основанным в сер. XVII в.; см.: Зверинский. Т. 2. С. 188-189, 885), но, вероятно, он был в это время возобновлен после длительного запустения в результате крымских набегов. (В лит-ре Д. иногда смешивается с Даниилом , игум., возможно еп. Юрьевским, автором «Хожения»; см.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 10-30.) Составленная Д. «Книга Беседы...» представляет собой древнейший памятник украинско-белорус. паломнической лит-ры. По содержанию сочинение малооригинально. В его основу положено «Хожение» Даниила сокращенной Минейной редакции, распространенной в украинско-белорус. регионе в XV-XVII вв. Совр. Д. палестинские реалии отразились в тексте слабо. В языковом отношении Д. следовал за своим образцом, но позднейшие переписчики заметно приблизили язык повествования к украинско-белорус. лит. нормам XVII в. Сочинение Д. известно в 8 списках XVII-XVIII вв. В XVIII в. оно попало в великорус. рукописную традицию, где его язык был вторично славянизирован в лексическом отношении в соответствии с московскими языковыми нормами. Лит.: Адрианова-Перетц В. П. Данило Корсуньский - паломник XVI-XVII biky//Зап. Филол. biддiлy Укр. АН. К., 1926. С. 1-18; она же. Из истории рус.-укр. лит. связей в XVII в.: (Укр. переводы «Хождения» игум. Даниила и «Сказания Афродитиана»)//Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 250-251. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль

http://pravenc.ru/text/171226.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2; НПЛ (по указ.); ПВЛ. 19962. Лит.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и рус. княжества XII-XIII вв. М., 1982; Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси: Очерки истории рус. княжения на Сев. Кавказе. СПб., 2004; Цыганков С. А. Поединок Мстислава с Редедей и его отражение в фольклоре//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2008. Вып. 4. Ч. 1. С. 3-9; Щавелев А. С. Черниговская Русь Мстислава Владимировича: Несостоявшееся гос-во//История. М., 2012. Вып. 5(13). С. 70-74; Котляр Н. Ф. Мстислав Владимирович//ДРСМ. С. 520. А. А. Горский Иконография По сведениям летописей, «бе же Мьстислав дебел теломь, чермен лицем, великыма очима…» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 150). Единственный известный (однако предположительный) пример изображения М. В. в иконописи - в одном из клейм иконы «Благоверные князья Владимир, Борис и Глеб, с 16 клеймами жития князей-страстотерпцев» (1-я треть XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 60-61). В композиции показано исцеление «скорбна» М. В. у мощей св. князей Бориса и Глеба. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30; см.: Рыбаков Б. А. Миниатюры Радзивиловской летописи и рус. лицевые рукописи X-XII вв.//Радзивиловская летопись. 1994. Т. 2. С. 286) М. В. представлен под 1022 г. на 2 миниатюрах, посвященных его поединку с касожским кн. Редедей (Л. 83 об.). На верхнем рисунке князья изображены верхом в сцене предложения испытать силу в единоборстве (на М. В. рубаха и княжеская шапка), на нижнем - они в рукопашной схватке без доспехов, правее - М. В. закалывает Редедю. Далее проиллюстрированы (по 2 миниатюры на листе): возвращение М. В. в Тмутаракань и воздвижение им по обету ц. Пресв. Богородицы (князь-всадник в подпоясанной рубахе, из-под шапки видны кудрявые волосы, борода короткая и широкая); он в походе вместе с хазарами и касогами в 1023 г. в Киев против брата кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (аналогичное изображение М. В. на белом коне); «сеча силна и страшна» между войсками братьев во время грозы в следующем году (на М. В. доспехи и шапка, в руке меч); бегство Киевского и варяжского князей; обход тмутараканским князем поля сражения (М. В. в длинном кафтане и шапке, меч в левой руке опущен); переговоры посланцев и заключение в 1026 г. мира с разделением княжения по Днепру между братьями Ярославом и М. В. (Л. 84-85). Под 1031 г. на нижней миниатюре показан совместный поход братьев в Польшу и захват пленников (л. 85 об.). Цикл заканчивается композицией погребения М. В. в Спасо-Преображенском соборе Чернигова (тело князя перевито пеленами) в 1036 г. (Л. 86). В большинстве иллюстраций фигура М. В. определяется только предположительно, как главная в дружине, и по княжеской шапке, часто выделена красным цветом одеяний.

http://pravenc.ru/text/2564286.html

XV в. Ковчеги содержали также помимо мощей засурских преподобных частицы мощей визант. святых и Литовских мучеников (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ). Д. Б. был женат на кнг. Марии, после смерти мужа принявшей постриг с именем Марина. Исполняя волю покойного мужа, она в 1444 г. пожаловала суздальскому Спасо-Евфимиеву мон-рю село близ Суздаля (АСЭИ. Т. 2. 444. С. 485-486). От брака с ней у Д. Б. было 2 сына - Василий, запись о смерти к-рого сохранилась в рукописи кон. XIV в. ( Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 366-370), и Иван, упоминаемый летописями под 1410 и 1414 гг. В договоре вел. кн. Василия II со своим дядей Георгием Димитриевичем от 11 марта 1428 г. Н. Новгород упоминается в перечне владений московского князя (ДДГ. 24. С. 64, 66). Следов., к этому времени Д. Б. уже скончался. Ист.: ПСРЛ. Т. 11; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 23-25 (по указ.); АСЭИ. 1958. Т. 2. 444. С. 485-486; 1964. Т. 3. 294. С. 320-321; 298. С. 326; 480. С. 465; 482. С. 467; АФЗХ. 1951. Ч. 1. 273. С. 204-205; Мец Н. Д. Нек-рые вопросы систематизации монет Суздальско-Нижегородского княжества//Историко-археол. сб. М., 1962. С. 126-139; Федоров-Давыдов Г. А. Монеты Нижегородского княжества. М., 1989; Николаева Т. В. Произведения рус. прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 33, 35. Кат. 1, 3. (Археология СССР. САИ; Вып. Е1-49). Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. государства. Пг., 1918; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва: Ист.-геогр. исслед. Монголы и Русь: История татар. политики на Руси. СПб., 2002. С. 330, 331; Рыбаков Б. А. Из истории московско-нижегородских отношений в нач. XV в. (Мощевик кнг. Марии 1410 г.)//МИА. М.; Л., 1949. Вып. 12. С. 186-191; Иванов Д. И. Московско-литовские отношения в 20-е гг. XV ст.//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 79-115; Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в кон. XIV - сер. XV в.//Там же. М., 2004. Вып. 4. С. 140-170; Чеченков П. В. Нижегородский край в конце XIV - 3-й четв. XVI в.: внутреннее устройство и система управления. Н. Новг., 2004. А. А. Горский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны

http://pravenc.ru/text/171296.html

Аналогичный состав клейм воспроизведен на житийной иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Ист.: Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Книжные центры Древней Руси XI-XVI в. СПб., 1991. С. 157-159. Лит.: Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, 1894. М., 1999. С. 353-365; Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 266-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16-17; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 1. С. 222-227; Коноплёв Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 38-64; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 293-295. Иконогр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. 151; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 1; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 41-42, 282-283; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. Кат. 68; Русские житийные иконы XVI - начала XX века: Кат. выст./ГЭ; Сост. Косцова А. С. , Побединская А. Г. СПб., 1999. Кат. 22. Иером. Анфим (Черный), Е. В. Ромнаненко, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64374.html

Посвятительная надпись еп. Феодору. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. Искусство Изучение античных и средневек. руин А. началось уже в XVI в. План древностей был снят в 1693 г.; в 1-й пол. XVIII в. Г. Бертоли раскопал древний баптистерий, часть кладбища, ц. св. Илария Аквилейского и трехнефную ц. святых Феликса и Фортуната. Особенно успешны были работы австр. археологов кон. XIX - нач. XX в. АКВИЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ АКВИЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ Епископский комплекс А. лежит в стороне от форума и порта. Его центр - соборная базилика (IX-XI вв., окончена Патриархом Поппо в 1031), в к-рой в 1908/09 гг. был открыт мозаичный пол прямоугольного трехнефного зала (37 ´ 20 м). В древности параллельно этому залу с севера располагался второй зал такой же длины. Они соединялись с запада нартексом, образуя П-образный план, не имели апсид, но были сориентированы осью на восток. Сев. зал был значительно расширен ок. 345 г. (79 ´ 31 м), но в 452 г. уничтожен. Мозаика юж. зала сохранила изображения животных, рыб и рыбаков в спокойном море (композиция «Иона»), имеет посвятительную надпись еп. Феодору (участнику Собора в Арле в 314); др. части образуют орнаментальную решетку со вписанными в медальоны портретами донаторов и изображениями животных. Юж. здание, согласно символике сюжетов, трактуют как зал собраний и баптистерий, а в сев. видят собственно церковь. Комплекс относят к предконстантиновскому периоду, считая древнейшим специально возведенным городским храмом Италии, предшественником городских соборов. Существует мнение (Дж. Брузин, П. Зоватто), что резиденция построена на месте дома еп. Феодора: ниже уровня мозаик обнаружены кладки, в к-рых видят остатки «дома собраний» (что сомнительно, т. к. вблизи есть целый ряд домов, мозаичные полы к-рых также включают христ. сюжеты). На др. конце порта раскопана еще одна базилика, также с мозаичным полом. В комплексе существующего собора выделяются романские фрески в круглой крипте кон. XII в. (жития святых Марка, Ермагора и аквилейских мучеников, сцены из жизни Христа и Богородицы); росписи свода апсиды XIII в. (Богородица со святыми, аквилейскими мучениками и донаторами, среди к-рых имп. Конрад II с сыном Генрихом III и женой Гизелой, герц. Альберт Каринтийский, Патриарх Поппо; сцены жития св. Ермагора); «модель» Гроба Господня - мраморная ротонда, с аркосолием и «погребальной скамьей» внутри, нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/63826.html

С кон. XV в. К. нередко изображался в керамическом декоре храмов. Так, на одном из изразцов, украшавших барабан псковской ц. вмч. Георгия «со Взвоза» (1494), представлен К. в окружении длиннобородых старцев, вокруг него в медальонах - птицы и барсы ( Плешанова И. И. Псковские архитектурные керамические пояса//Сов. Арх. 1963. 2. С. 213). Изображения К. присутствуют на изразцах XVI-XVII вв., напр. из Троицкого Макариева калязинского монастыря (XVI в., Калязинский краеведческий музей). Наиболее поздняя группа изображений К. связана с Полканом - персонажем «Повести о Бове Королевиче», популярным в рус. фольклоре и народном искусстве и часто изображавшимся в виде кентавра. Напр., бой Бовы Королевича с кентавром Полканом представлен на изразце из Троицкой ц. в Костроме (1650, ГНИМА). Ист.: Буслаев Ф. И. Историческая христоматия церковнослав. и древнерус. языков. М., 1861. С. 718-721; Толковая Палея 1477 г.: Воспроизв. синод. рукописи 210. СПб., 1892. Вып. 1; Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном//БЛДР. 1999. Т. 3: XI-XII вв. С. 175-179. Лит.: Веселовский А. Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. СПб., 1872; Mazon A. Le Centaure de la légende vieux-russe de Salomon et Kitovras//RES. 1927. Т. 7. P. 42-62; Рыбаков Б. Л. Ремесло Др. Руси. М., 1948; он же. Архитектурная математика древнерусских зодчих//Сов. Арх. 1957. 1. С. 83-112; Арциховский А. В. Колонна из новгородских раскопок//ВМУ. 1954. 4. С. 65-68; Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: г. Юрьев-Польской. М., 1964. С. 111-116; он же. Скульптура Др. Руси: XII в., Владимир, Боголюбово. М., 1969; Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произведения визант. худож. ремесла в Вост. Европе X-XIII в. М., 1975. С. 196-200; Чернецов А. В. Древнерусские изображения кентавров//Сов. Арх. 1975. 2. С. 100-109; он же. К изучению символики Новгородских врат 1336 г.//КСИА. 1975. 144. С. 40-46; он же. Об изображениях кентавра, обнажающего меч//Там же. 1981. 166. С. 56-63; Соловьёва И. Д. Книжник и иконописец Ефрем - современник Ефросина//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 268-279; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Художественный металл XI-XV вв. М., 1996. С. 265. Кат. 64; Уваров А. С. Русская символика/Публ., вступ. ст., примеч.: Я. Э. Зеленина//Рос. архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVII-XX вв. М., 1999. Т. 9. С. 622-623, 634-635; Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М., 2001. С. 142-143; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 60-64.

http://pravenc.ru/text/1841151.html

Писания, а также толкования библейских песен, молитвы Господней, Символа веры с катехизическими объяснениями. При передаче псалмов Г. в основном придерживался принятого на Руси церковнослав. текста, иногда допуская изменения с целью более точной передачи лат. оригинала. В конце помещен перевод летописца из труда Севильского еп. Исидора († 636) «Этимологиарий», содержащего хронологию всемирной истории, начиная с библейских событий (после перевода Г. оговаривает несовпадение «римского» и древнерус. летосчисления). Наиболее ранняя рукопись, содержащая перевод Псалтири еп. Брунона Вюрцбургского,- Софийская Четья Минея за август 1541 г. (РГАДА. Ф. 201. 161. Л. 200-317). Перевод получил широкое распространение: он имелся в б-ке Волоколамского мон-ря (согласно описи 1545 г.), Троице-Сергиева и Кириллова Белозерского мон-рей, в 1551-1552 гг. свящ. Сильвестр дал его вкладом в Соловецкий мон-рь. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 122-124; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. (СбОРЯС; Т. 77. 1). С. 122, 186, 189-193, 261; Пирлинг П. Россия и папский престол. М., 1912. Кн. 1. С. 311-319; Иконников В. С. Максим Грек и его время// Он же. Собрание ист. трудов. К., 19152. Т. 1; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960 (по указ.); Шаркова И. С. Заметки о рус.-итал. отношениях XV - 1-й трети XVI в.//СВ. 1971. Вып. 34. С. 201-211; Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972 (по указ.); Казакова Н. А. Дмитрий Герасимов и рус.-европ. культурные связи 1-й трети XVI в.//Проблемы истории междунар. отношений. Л., 1972. С. 248-266; она же. Дмитрий Герасимов//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 195-196 [Библиогр.]; Рыбаков Б. А. Рус. карты Московии XV - нач. XVI в. М., 1974. С. 70-84; Ковтун Л. С. Лексикография в Моск. Руси XVI - нач. XVII в. Л., 1975. С. 81-83; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 64, 71, 72; Miller D. B. The Lubeckers Bartholomaus Ghotan and Nikolaus Bulow in Novgorod and Moscow and the Problem of Early Western Influences on Russian Culture//Viator.

http://pravenc.ru/text/164623.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010