В 1054 г., после раздела наследства блгв. вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дреговичские земли отошли блгв. вел. кн. киевскому Изяславу (Димитрию) Ярославичу , радимичские земли (с Гомием) - его младшему брату черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу . Границам княжеств соответствовали границы учрежденных в 60-х гг. XI в. на этих территориях Переяславской и Черниговской митрополий. До кон. XII в. Гомий являлся владением черниговских князей, позднее входил в состав владений новгород-северских князей Олега (Николая) († 1180) и Игоря (Георгия) († 1202) Святославичей. В нач. XII в. расширялся детинец Гомия, в нем был построен храм из желтой плинфы (известен по археологическим данным). Возможно, в XI - сер. XIII в. в Гомии существовал пещерный мон-рь. В XI - 1-й трети XIII в. вокруг города развивались посады: 1-й - вдоль правого берега Сожа (где впосл. возникла Спасская слобода), 2-й - на Киевском спуске, 3-й - на надпойменной террасе Сожа у подножия детинца. По-видимому, в посадах имелись храмы. Городское население, несомненно, было христианским, о чем говорят многочисленные находки (напр., обнаруженный археологами в слое XII в. костяной крест-тельник в свинцовой оправе), и в значительной части грамотным: среди находок в Гомии встречаются стилы-писала (инструменты для письма на деревянных и свинцовых дощечках, церах, бересте), шиферные пряслица с кириллическими надписями. За XII - сер. XIII в. площадь Гомия с 3 посадами увеличилась до 45 га, площадь укрепленного города (детинец и окольный город) составляла 12 га. Развитие Гомия было прервано разгромом, учиненным войсками монг. хана Батыя, по-видимому, в 1239 г., когда оказавший сопротивление захватчикам город, как и соседние с ним Городище и Могилёв, был полностью разрушен и сожжен. Гомельские земли в составе Литовского великого княжества, затем Речи Посполитой: 2-я треть XIV в.- 1772 г. В кон. 1-й трети XIV в., в эпоху правления литов. вел. кн. Гедимина (или при вел. кн. Ольгерде - в кон. 2-й трети XIV в.), Гомейская вол., являвшаяся частью Черниговской епархии, вошла в состав Литовского великого княжества . Вместе со Стародубом Гомей входил в удел правосл. кн. Патрикия Давидовича. В этот период в Гомее был построен новый деревянный замок, в к-ром на месте разрушенного монголами каменного храма в XIV в. (по наблюдениям археологов) была возведена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Однако за пределами детинца жизнь в др. частях Гомея (в частности, на посаде) в XIV - 1-й трети XVI в. практически не восстановилась.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Кондаков и Н. П. Лихачёв считали разновидностью извода «О.», или Великой Панагии , чудотворную новгородскую икону Божией Матери «Знамение». Кондаков отмечал очевидную связь этого варианта «О.» с Влахернами и почитавшимися там образами Богоматери. Образ «О.» сохранял значение покровительства, ему молится, напр., патриарх Евфимий Иерусалимский (между его изображением и фигурой прор. Моисея, ок. 1223, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Среди древнерус. примеров «О.» наиболее известны монументальные иконы из Ярославля - «Ярославская Оранта» (1-я треть XIII в., ГТГ) и из Пскова - «Мирожская Оранта» с ктиторскими портретами св. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского и его супруги кнг. Марии (живопись - 2-я noл.XVI в. (1583?, ныне в собрании ПИАМ), с к-рой на рубеже средних веков и Нового времени делали списки: напр., икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)). Литургическая символика «О.» была раскрыта в стенописи, иконах, предметах церковного убранства, напр. на шитом воздухе, даре эпирского деспота Феодора Комнина и его супруги Марии Дукины собору Св. Софии в Охриде (1216, ныне в НИМ(С)), или на служебной утвари, напр. на панагиарах или артосных панагиях, на стеатитовом панагиаре, XIV в. («чаша царицы Пульхерии») в афонском мон-ре Ксиропотам. В древнерус. иконографии «О.» является частью композиции Покрова Пресвятой Богородицы . Видимо, актуальностью литургического или ктиторского замысла было продиктовано появление изображений «О.» в произведениях эпохи царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его преемников, как в самостоятельном варианте, напр. на черневой позолоченной дробнице с оклада надгробной иконы прп. Сергия Радонежского из ризницы Троице-Сергиевой лавры (1585, СПГИАХМЗ), так и в составе символических композиций, напр. «Видение прор. Исаии» на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304.III.21/М. 8663 (Троицк. III-21). Л. 25, 1592), на фреске в юж. люнете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598-1600). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 60-100, 379; Т. 2. С. 55-94, 105; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 129, 146-149; Демус О. Мозаики визант. храмов/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 42; Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 331-337; Бутырский М. Н., Заикин А. А. Золото и благочестие. М., 2005; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012; Лидова М. А. Образ Богоматери Патрицианки в раннехрист. иконографии//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2017. С. 7-21. (Тр. ГЭ; 89). М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДАНИИЛ (Дайкович Томо; 1895 - 1993), митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви (1961-1990) ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 1951), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 99-108 108-109 ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 109-111 ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский 111-113 ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (2-я пол. XII в.- 1-я треть XIII в.?), автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерус. лит-ры, созданного в XII-XIII вв. в Сев.-Вост. Руси 113-114 114-116 ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) 116-117 ДАНИИЛ ПУСТЫННИК (2-я пол. XV в.), один из наиболее почитаемых румын. святых (пам. румын. 18 дек.), иеросхим. 117-118 118-125 125-128 128-129 129-133 ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений 133-134 134-135 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) 135-149

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Совр. научные представления о городе основаны на данных раскопок 40-х гг. (АН СССР, рук. Б. А. Рыбаков) и 90-х гг. XX в. Наиболее древний археологический уровень - следы селища IX-X вв. В XI-XII вв. В.- небольшая крепость, ограниченная стеной по периметру, с посадом; в сер. XII в., вероятно в связи с превращением в удельный город, В. был перестроен и достиг в 1-й пол. XIII в. размера 3,8 кв. га. Археологические слои 1142-1160 гг. (в этом году развитие города было прервано осадой и пожаром) и 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. содержали большое количество дорогих предметов (в т. ч. западноевроп., лиможской и лотарингской, работы) и остатки основательно построенных домов. 2-частное городище включало детинец на западе и посад на востоке, окруженные системой рвов и засыпных стен; за их пределами располагалась пригородная застройка. Стену детинца замыкала 6-угольная башня, установленная на оконечности мыса; в детинце была сооружена многоугольная и многоярусная деревянная башня, вокруг располагалась площадь с коновязями (место сбора княжеской дружины ?), стояли дом князя или боярина (2-этажный, сложного плана, крытый медью), и срубы княжеской челяди. На посаде обнаружены 2 богатые усадьбы, на территории к-рых жили ремесленники (найдены гончарная мастерская, кузница, инструменты ювелира). Центром посада являлся храм (кон. XII - 1-я треть XIII в.), построенный черниговскими зодчими, 4-столпный, с 3 апсидами. В интерьере столбам храма (квадратным восточным и круглым западным) отвечали плоские лопатки стен. Снаружи стены храма делились на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами; в центральных пряслах с 3 сторон имелись перспективные порталы. В храме было не менее 2 престолов: их следы открыты в центральной и сев. апсидах (в центральной найдены также остатки горнего места). Собственно церковь была окружена с 3 сторон арочной галереей. К северо-востоку от церкви находилось кладбище, возникшее в XII в. Данные археологии позволяют предположить, что храм и укрывшиеся в нем горожане погибли во время разгрома В. татарами в 1238 г., после чего город не возрождался.

http://pravenc.ru/text/161049.html

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «Αγαθονκου τος πνους με επεν θμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθορτον νυν πανδαισαν τεκοσα» - Ταμεον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию . Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναον. Αγουστος. Σ . 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), по греч.- со славником на вечерне. Иконография А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, сер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.). Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

http://pravenc.ru/text/63268.html

XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 77) - везде в рост. Мучение А. представлено в Минологии Василия II - А. изображен побиваемым камнями и палками, на втором плане - храм арх. Михаила (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 31); в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 9v); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); в циклах настенных минологиев ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.; на фреске трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 41), и Строгановский иконописный подлинник (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1) усваивают ему образ старца с короткой округлой бородой; в сцене мученичества «Ерминия» предписывает изображать А. «в первых летах мужества» (Ч. 3. § 22. Сент. 12). Ист.: BHG, N 198; ActaSS. Sept. T. 4. P. 14-19. PG. 115. Col. 692-697. Лит.: ЖСв. Сент. С. 262-67; Halkin F.//Byz. 1983. Bd. 76; SynCP. P. 35-37; Bardy G. Autonomus//DHGE. T. 5. Col. 823-824; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472; Т. 2. С. 279-280; Т. 3. С. 368; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64; НКС. Т. 2. С. 60. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; MenolBas. Tav. 30; BiblSS. T. 2. P. 635; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 296; Millet. Athos. Tf. 211, 3; Евсеева. Афонская книга. С. 233; Менолог. С. 287, 318, 349. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)

http://pravenc.ru/text/63036.html

Тропарь А. «      » (общий тропарь святым) указывается только в рус. и греч. Минеях, расположенных по Иерусалимскому уставу. Стихиры 4-го гласа, канон Феофана 4-го гласа («      », акростих «Над прелестью смеющегося воспеваю пастыря») не изменились со времен действия Студийского устава. 1-й седален студийских Миней «        » (2-го гласа, подобен «Вышних ища») в иерусалимских Минеях обозначен как кондак; 2-й седален студийских Миней отличается от седальна иерусалимских Миней «    » (8-го гласа, подобен «Скоро предвари»). Светилен А. рус. иерусалимских Миней «        » (подобен «Учеником») отличается от светильна А. и свт. Григорию, принятых в наст. время в греч. Церквах Миней «Ως Ιερρχαι σιοι» (греч.- Как иерархи преподобные). Типикон Великой ц. и Студийский устав не указывают А. чтений на литургии; Иерусалимский устав указывает читать Послание к Евреям, зачало 334, и Евангелие от Матфея, зачало 103. Е . П . Беспахотная Иконография А. изображается как святитель в фелони, с омофором и Евангелием в руках: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 123, 976-1025 гг.) - на фоне града Икония; в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 580, 1499. Fol. 3r); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 268v, 3-я четв. XI в.); в Минологии из Королевской б-ки в Копенгагене (Havn. 167. fol. 34r, XI-XII вв.); в Минологии из Великой лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 73. 449. Fol. 0v, X-XI вв.) - на троне, с раскрытым Евангелием в руках; в рукописи житий и мучений святых (Laur. D 71. Fol. 181b, XII в.); в Минологии из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 58r, XII в.) - погрудно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.) - в рост; на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ). В монументальной росписи А. представлен во фресках Каппадокии: в Капелле 4 в Гюлю-Дере, 920 г.; Айвалы-килисе, XI в. и др. Его изображение имеется на алтарной фреске церкви в Нередицком мон-ре под Новгородом, 1198 г.; в настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; А. представлен на большом саккосе Фотия, митр. Московского, 1414-1417 гг. (ГММК); на сев. люнете в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; минейной иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ); на рус. минейной иконе нач. XVIII в. из собрания музея в Рекклингхаузене; гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713-1714 гг. (РНБ); Минее на ноябрь, посл. треть XVIII в. (ЦМиАР); Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК) - в технике финифти. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., предписывает изображать святителя «маститым старцем» (Ч. 3. § 8. 59); рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает: «Сед аки Власий, брада на концы раздвоилася, риза багор и киноварь с белилом, испод набел вохра, на главе малы кудерцы, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114614.html

Син. 840, 1-я треть XV в.; 838, 1386 г.; РНБ. Соф. 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. 364, 1343 г.; Вол. 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. 125, нач. XV в.; 128, XIV в.; ГИМ. Син. 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. 73, XV в.; 78, кон. XIV- нач. XV в.; 80, 2-я пол. XII в.; 81, XV в.; 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. 837, 1369 г.) ( Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти ( Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. 333, 1398 г.; 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца ( Крашенинникова. 2006. С. 379-382). Лит.: Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) 585-598 598-600 600-601 ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения 601-604 ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 604-605 ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Ивер, Великий] (ок. 930 - 1005), прп. (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским) 605-608 ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ защитник Халкидонского Собора, схолиаст корпуса «Ареопагитик», возможно, еп. Скифополя (VI в.) 608-613 614-619 619-620 620-623 ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) 623-625 625-626 ИОАНН ФЕКАНСКИЙ [Фекамский], (после 990 - 1078), аббат мон-ря Св. Троицы в Фекане (Нормандия), церковный писатель, деятель монастырской реформы 626-628 628-647 647-648 ИОАНН ХАХУЛЕЛИ [Хахульский; Окропири] (X-XI вв.), прп. (пам. груз. 10 марта) Грузинской Православной Церкви 649-651 651-652 ИОАНН ХОРТАЗМЕН [Хортасмен] (ок. 1370 - ок. 1436/37), в монашестве Игнатий, визант. ученый, митр. Силимврии 652-654 654-655 655-656 ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) 656-660 660-661 ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт 661-662 662-663 ИОАНН ЭГСКИЙ (Диакриномен) (кон. V - нач. VI в.), визант. церковный деятель, несторианин, историк, богослов ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик 663-669 669-670 ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010