кон. XIV – нач. XV в., Псков

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Преподобный Сергий Радонежский в произведениях ...Искать в ИсточникеИсточник
... случаем выразить глубокую благодарность дирекции ГИМ и заведующей Отделом тканей Н. В. Суэтовой за возможность ознакомиться с фрагментами памятника. См. также: Попов Г. В. Об одном иконографическом источнике шитого иконостаса второй четверти XV века из собрания ГИМ Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Тезисы докладов научной конференции [ЦМиАР]. 11–12 декабря 2013 года. М., 2014. С. 68-69. 17 Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. Кат. 10. С. 99-101; см. также: Лифшиц Л. И. Иконография Явления Богоматери и мотивы теофании в искусстве конца XIV–начала XV в. ДРИ. Сергий Радонежский и художественная культура… С. 79-93. Здесь пелена датирована 1580-ми гг. 18 Флоренский П. А., Олсуфьев Ю. А. Амвросий — троицкий резчик XV века. Сергиев, 1927. С. 39-41; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. Кат. 155. С. 311-314. Сюжет «явления» повторяется во множестве княжеских и царских вкладов. В 1524 г. покров с указанной сценой, вероятно, именно в качестве нагробного на мощи преподобного был вложен в монастырь представительницей рода Вепревых. См. : Манушина Т. ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – ...Искать в ИсточникеИсточник
... собору Дмитрия Донского, построенному около 1380 года. Но результаты этих раскопок были опубликованы в отчете треста «Мособлстройреставрация» с грифом «для служебного пользования» 21 и остались для научной общественности почти неизвестными (об этих результатах мы подробно поговорим в п. 4 гл. 2) . На основании сообщения домовой монастырской книги начала XVII века Н. Н. Воронин полагал, что в 1340 году в Москве был заложен каменный собор Богоявленского монастыря «за торжищем» 22, но археологические исследования, проведенные в 1980-е годы Л. А. Беляевым, убедительно отнесли этот памятник к концу XIV началу XV века 23. В. А. Булкин и А. М. Салимов на основании поздней «Повести о Тверском Отроче монастыре» датируют Успенский собор этого монастыря 1270–1290-ми годами 24. Е. Л. Хворостова, в 1980-х годах производившая раскопки этого храма, отнесла его к началу XVI века, в принципе, допуская и датировку XIII веком 25. Но, как мы увидим в п. 1 гл. 3, такое допущение на сегодняшний день нельзя назвать достаточно обоснованным. До начала третьего тысячелетия никаких новых памятников раннего послемонгольского времени выявлено не было. Произвольные гипотезы В. И. Федорова и Н. С. ... далее ...
Троице-Сергиев монастырь как русский центр ...Искать в ИсточникеИсточник
... его прерванными традициями вследствие гибели огромного числа памятников, стало бы снова развиваться параллельно византийскому. В XIV-XV в. в Москве проводится активная византинизация культуры, здесь очевиден достаточно высокий уровень художественной и духовной жизни. Все произведения живописи Москвы XIV-XV в. родственны искусству палеологовского Ренессанса. Связи с Византией, византийской культурой в целом и византийской живописью растут внутрь, превращаются в привычное явление. Почти вся русская живопись этого периода входит в орбиту византийского притяжения. Троице-Сергиев монастырь в конце XIV начале XV вв. становится центром духовно-культурного возрождения Руси, центром русско-византийского культурного общения и появляется на Руси в период византийского и афонского духовного возрождения. Будучи средоточением русско-византийского взаимодействия, исихастких [1] традиций, он вырабатывает уникальные культурные формы – воплощение национальной духовности. Развитие русско-византийских связей в XIV в. теснейшим образом связано с личностью и деятельностью основателя Троицкого монастыря – прп. Сергия Радонежского ( 1314-1392 ) . Исследователи этого периода в древнерусской ... далее ...
Внутренние законы и внешние узаконения в истории ...Искать в ИсточникеИсточник
... изображений. Лишь талантливейшие мастера могли полностью проявить свою индивидуальность, раздвигая эти суровые рамки узаконений и выходя за них. Как мы отметили выше, для планомерного исследования и обобщения современная наука пользуется произведениями не старше XIV в. Говоря о последовательном развитии русской иконописи этой эпохи, мы попытаемся остановиться на тех теоретико-эстетических положениях по этому вопросу, которые сохранились до нас от этого времени. Самым ранним из известных нам подобных высказываний является письмо Епифания Премудрого своему другу святому Кириллу Белозерскому (конец XIV начало XV вв.) . В этом письме древнерусский художник и публицист рассказывает о процессе работы над иконами и стенными росписями знаменитого греческого художника Феофана Г река, долгое время работавшего на Руси и ставшего учителем гениального русского мастера Андрея Рублева. Епифаний Премудрый подчеркивает принципиальное различие творческого метода Феофана Грека и современных ему средних русских иконописцев, связанных в своей работе необходимостью строжайшего следования иконописным подлинникам. Он пишет о виденной им работе византийского мастера: «Когда же он все это ... далее ...
Игумен Дионисий (Шленов): Преподобный Сергий как ...Искать в ИсточникеИсточник
... чем в XIX в. писал свт. Игнатий Брянчанинов, повторяя мысли, характерные для средневековой русской книжности; в подтверждение этого можно указать на опыт подвижнической жизни прп. Нила Сорского (28) . 5. Cкрипторий Троице-Сергиевой Лавры Именно XIV в. стал новой основополагающей вехой в возрождении как монашеских, так и словесных, книжнических традиций – и произошло это благодаря Троице-Сергиевой Лавре, ее основателю прп. Сергию, и его жизнеописателю прп. Епифанию. «Особое внимание к слову в период подъема национального самосознания и интенсивного культурного развития Древней Руси в конце XIV начале XV веков в творчестве Епифания Премудрого вылилось, можно сказать, в некое предвестие теории слова, которая хотя и не была Епифанием сформулирована, но различима в его высказываниях и авторской стилистической практике» (29) . Основанный прп. Сергием Троице-Сергиевский монастырь, со временем выросший в Лавру, стал крупнейшим центром средневековой древнерусской образованности и учености. Об уровнеэтой учености можно судить по информации, имеющаяся на монастырском сайте (раздел «Библиотека – рукописи») : ; здесь представлены 33 рукописных собрания с несколькими тысячами ... далее ...
Роль основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия ...Искать в ИсточникеИсточник
... числа памятников, стало бы снова развиваться параллельно византийскому. В XIV-XV вв. в Москве проводится активная византинизация культуры, здесь очевиден достаточно высокий уровень художественной и духовной жизни. Все произведения живописи Москвы XIV-XV вв. родственны искусству палеологовского Ренессанса. Связи с Византией, византийской культурой в целом и византийской живописью растут внутрь, превращаются в привычное явление. Почти вся русская живопись этого периода входит в орбиту византийского притяжения. Фреска со Святых вратах Троице-Сергиевой Лавры Троице-Сергиев монастырь в конце XIV - начале XV в. становится центром духовно-культурного возрождения Руси, центром русско-византийского культурного общения и появляется на Руси в период византийского и афонского духовного возрождения. Будучи средоточением русско-византийского взаимодействия, исихаст-ских традиций, он вырабатывает уникальные культурные формы, воплощенные в национальной духовности. Развитие русско-византийских отношений в XIV в. теснейшим образом связано с личностью и деятельностью основателя Троицкого монастыря - Сергия Радонежского ( в миру Варфоломей Кириллович, 1314-1392 ) . Исследователи ... далее ...
Преподобный Андрей Рублев: биография, ...Искать в ИсточникеИсточник
... его росписи, которые устанавливаются лишь косвенным путем. Вероятно, он был сооружен в 1422–1423 годах; в этом случае время работы Даниила и Андрея можно определить как 1424–1425 годы. Определенно работы были завершены до смерти их заказчика, игумена Никона, который скончался 17 ноября 1428 года, см. : Зимин А. Краткие летописцы XV–XVI вв. — Исторический архив, т. 5. М. —Л., 1950, с. 26. Ранее годом его смерти ошибочно считался 1427 год, так как опубликованная А. Зиминым дата переводилась по сентябрьскому летосчислению, см. : Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV начала XV в. М., 1952, с. 764–765 («Хронологическая справка» И. А. Голубцова) ; Клосс Б. М. Заметки по истории Троице-Сергиевой лавры. — В кн. : [Сообщения Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 7. ] Труды по истории Троице-Сергиевой лавры. Отв. ред. Т. Н. Манушина. М., 1998, с. 5–6; ср. : Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. — Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1995. М., 1996 ( далее как: Ульянов 1996 ) , с. 190, 192, ... далее ...
Древнерусское шитьеИскать в ИсточникеИсточник
... глубины содержания своих религиоз­ных мотивов, придавая им особую, чарующую красоту. Самый материал, употребляемый в шитье, богатство и разно­образие его, имеет большое значение в выполнении задачи, так как краски часто только стремятся передать впечатление, кото­рое так просто выражают утонченность шелка и нитки золота. Каждый период развития литургического шитья характе­рен своим материалом: в наиболее древних предметах из­любленным материалом был шелк крученый и сученый, про­шитый простым, несложным, плоским швом в вертикальном направлении; но в дошедших до нас роскошных саккосах конца XIV - начала XV века (Патриаршая ризница и Чудов монастырь) шитье украшено жемчугом и эмалевыми плас­тинками. Шитье шелком XV века достигает чарующей живописности; шелк, как краска, заливает рисунок, контур обводится большей частью тонко прошитым, коричневым шелком; этот шелк, окрашенный, как и все другие цвета шелка, растительными красками, наименее прочен — почти на всех шитых вещах он ранее других тлеет и высыпается. В XV веке золотые и серебряные нити в шитье шелком упо­треблялись как украшение, ими выкладывались венцы свя­тых мелкими узорами геометрического характера, надписи и, ... далее ...
Троице-Сергиева Лавра и взаимодействие культурИскать в ИсточникеИсточник
... традиции византийского и русского церковного искусства» ( 4, с. 65 ) . Один из насельников Троице-Сергиевой Лавры наших дней — иконописец-реставратор архиепископ Сергий (Голубцов, 1982) говорит: «Русь посещают греки, сербы, болгары. Они пишут иконы, расписывают храмы, приобщают русских к высокой многовековой культуре Византии. (В свою очередь. — А. И.) русская литература приобретает известность в славянских странах и в землях, граничащих с Русью. В таком-то значительно культурном окружении и вырастает Преподобный инок Андрей Рублев в гениального, ведущего художника Московской Руси конца XIV начала XV века. Он вдумчиво присматривается к драматическому творчеству Феофана Грека, его помощников и товарищей, улавливает ведущие в нем черты, проникается ими, вдохновляется, но не продолжает их в своем творчестве, а творит свое, родное искусство, дает своеобразные глубоконациональные образы, которыми не ошеломляет, не изумляет, подобно Феофану, виртуозностью кисти и процессом работы, не разговаривает, как тот, на ходу при этом с посетителями, — нет, он русский инок в тиши лесов, в уединении, молитве, созерцании создает образы, полные внутренней гармонии, проникающие в ... далее ...
Троицкий собор (1422-23 гг.)Искать в ИсточникеИсточник
... и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см) . Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена». Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405) , а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427) . Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им ... далее ...
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: кон. XIV – нач. XV в., Псков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера