кон. XIV – нач. XV в., Псков

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029
Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... допуская использование разных вариантов Иисусовой молитвы, св. Григорий Синаит предостерегает от слишком частого перехода от одного к другому 38. Здесь можно кратко остановиться на истории различных формул Иисусовой молитвы. Первая из них (та, которую мы назвали «стандартной формой Иисусовой молитвы») – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (без добавления слова «грешнаго») – впервые встречается, насколько мне известно, в «Житии аввы Филимона», написанном в VI-VII веке и пришедшем из Египта 39. Она повторяется в трактате св. Никифора Исихаста «О трезвлении и хранении сердца» ( конец XIV-начало XV века ) 40, но, насколько я знаю, за семь веков, которые разделяют эти два сочинения, не появилось ни одного источника, где бы эта формула упоминалась 41. Стандартная форма Иисусовой молитвы с добавлением слова «грешнаго», по моим сведениям, впервые встречается в «Житии св. Григория Синаита ». Что касается кратких формул, то из них в ранних источниках чаще всего встречается первая – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – более того, её можно встретить значительно чаще, чем стандартную форму. Мы находим её в «Житии аввы Филимона», наряду со стандартной формой, а также в ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Чудовская рукопись Нового Завета принадлежит ли ...Искать в Источникеazbyka.ru
... имеющие характер грамот и поучений – одно окружное, 11 другое – христианам предела Новгородского и Городецкого, 12 третье в Червленый Яр. 13 Бросающееся в глаза, даже при беглом чтении, сходство между этими тремя произведениями по их общему характеру, содержанию и изложению (стройность, краткость и простота, обилие заимствований из Нового Завета, цитаты из Григория Богослова, одинаковые тексты, буквальное сходство в выражениях) , исключает всякую возможность отнимать их у св. Алексия, имя коего упомянуто в тексте посланий в пределы Новгородские и Городецкие и в Червленый Яр, и в древнем (конца XIV нач. XV в.) надписании окружного послания. Святитель Алексий узнается в них: 1 (по ревности о средоточении власти у Московского митрополита над всею русскою церковью; 14 2) по чистоте русского языка и 3 (по обилию новозаветных цитат) прямых и глухих (, показывающих в писавшем послания такое внутреннее и глубокое усвоение новозаветного текста, 15 что он излагает свои мысли словами Нового Завета. Что же касается до свойственных чудовской рукописи особенностей славяно-русского текста новозаветного, то эти особенности могли быть сглажены в посланиях их переписчиками, исправлявшими ... далее ...
Жизнь и творчество Епифания Премудрого - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... полагает, что в создании Стихираря Троиц. 22 и Сборника Троиц. 34 участвовали разные Епифании [Прохоров 1996, с. 70]; М. Г. Гальченко же, наоборот, соглашаясь с Б. М. Клоссом в отношении рукописей Троиц. 22 и Троиц. 34, высказывает сомнение в отношении Пролога [Гальченко 2001, с. 224–225]. Гипотеза о тождестве писца указанных трех рукописей и Епифания Премудрого основывается, во-первых, на приписках, в которых упоминается имя Епифана (Троиц. 22, л. 1, 96, 98 и Троиц. 34, л. 157) , во-вторых, на сходстве почерков рукописей (мнение Б. М. Клосса) , в-третьих, на времени создания рукописей – конец XIV начало XV в., когда Епифаний Премудрый как раз жил и работал в Троицком монастыре, а также на широком использовании греческих слов в приписках, что было свойственно Епифанию Премудрому (см. : [Клосс 1990б, с. 107; Клосс 1998, с. 94; Гальченко 2001, с. 228, 232]) . В отношении Стихираря Троиц. 22 называют еще два аргумента: «пристрастие» писца к ведению летописных записей [Клосс 1998, с. 93–94]; использование писцом весьма сложной вязи, что «говорит о высоком профессионализме писца и его знакомстве с греческой и южнославянской книжными традициями» [Гальченко 2001, с. 228]. Однако ... далее ...
Кто виноват?: (К вопросу о причинах разнообразия ...Искать в Источникеazbyka.ru
... он изложил в грамоте к псковскому духовенству, назвав наши чины „неправым церковным правилом“ и порекомендовав вместо них чины истинные и правые, им самим списанные, очевидно, с богослужебных книг южно – славянского происхождения. Таким образом вот где кроется причина того обстоятельства, почему богослужебные чины с именем митрополита Киприана, не смотря на свою прямую надпись, что они списаны „от грецких книг“ 26, в существе дела есть ни больше, ни меньше как копии с богослужебных памятников церквей югославянских. Здесь же одна из главных причин и того весьма любопытного явления, что в конце XIV в. и в начале XV в. особенно много появляется у нас на Руси богослужебных памятников церкви сербской в оригиналах, а более того в списках с них, сделанных русскими переписчиками. Иных совершенно воззрений был преемник митрополита Киприана – митрополит Фотий. Будучи родом грек из Мореи, плохо даже понимавший славянскую речь и явившийся к нам прямо из Константинополя, митрополит Фотий, как и его предшественник, обратил свое внимание тоже на состояние богослужения в нашей Церкви, но сравнивал его уже с памятниками богослужебной письменности церкви греческой своего времени, как для ... далее ...
Функции иконы. Икона и образ — В.В. ЛепахинИскать в Источникеazbyka.ru
... красок составляют по нашим подсчетам около 180 единиц. Особой и ответственной операцией было олифление иконы. [3] Варить олифу считалось также ответственным делом. Каждый мастер имел свои секреты. Известно, что Симон Ушаков, уже будучи главой Иконописной мастерской в Оружейной палате взял на себя эту обязанность, составив свои рецепты, но, правда, скоро от этого отказался. 2. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства, которые «обслуживали» икону. Появление иконостаса стало стимулом для развития искусства деревянной резьбы. Пятирядные русские иконостасы (конец XIV начало XV веков) дали толчок для появления резьбы, все более богатой и усложненной по своему характеру и рисунку, вплоть до того, что резьба иконостасов со временем стала «подавлять» иконопись. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Риза – не обязательная, но неотъемлемая (там, где она есть) часть иконы. Вспомним Есенина: Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризах образa… Одной из главных примет Руси у Есенина выступают заключенные в оклады-ризы иконы. Без сомнения икона дала толчок для развития и совершенствования ... далее ...
История Русской Церкви. Том I. Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... даже эти самые летописи в ином виде, нежели в каком они дошли до нас, т. е. нежели какой имеют они – первоначальная летопись в её нынешней древнейшей редакции, а летописи Киево-Суздальская и Киевская каждая в нынешнем отдельном виде: то второго рода лишки или остаётся принимать как достоверные или, во всяком случае, нет права прямо отвергать как ложные. Древнейшие списки, в которых дошла до нас древнейшая редакция летописи первоначальной, суть: Лаврентьевский, написанный в Суздале в 1377 году монахом Лаврентием, от которого и получил имя, и Ипатьевский или Ипатский, написанный неизвестным в конце XIV в начале XV века и получивший название от Костромского Ипатского монастыря, в котором найден. Древнейший список летописи Киево-Суздальской есть сейчас помянутый Лаврентьевский, в котором она следует за первоначальной летописью, а древнейший список летописи Киевской есть второй, помянутый выше Ипатьевский, в котором она также следует за первоначальной летописью (в Лаврентьевском списке: первоначальная летопись, Киево-Суздальская летопись до конца периода и потом её продолжение до 1305 года; в Ипатском списке: первоначальная летопись, Киевская летопись и потом Галицко-Волынская ... далее ...
Афон, Православная Богословская энциклопедия или ...Искать в Источникеazbyka.ru
... месте нынешнего монастыря. Что касается Дионисиата, который считается самым молодым из существующих ныне на А. монастырей, то и его основание относится, вероятно, к более древнему времени; по крайней мере, из афонских актов видно, что монастырь с именем Дионисия существовал еще в конце X в. Между 1375 и 1380 г. его восстановил препод. Дионисин на средства, данные трапезунтским императором Алексеем III Комнином; храм монастыря, находящегося на юго-западной стороне А., был сооружен во имя Иоанна Предтечи. Но, не смотря на покровительство византийской гражданской и церковной власти, А. в конце XIV и начале XV в. не имел прежнего цветущего состояния. Причиной тому были, прежде всего, частые набеги на А. морских разбойников и турок, которые грабили и разоряли монастыри, уводили в плен монахов, разгоняли и убивали их. Византийское правительство не имело сил защитить св. Гору от внешних врагов, так как само всецело было поглощено борьбою с турками, которые постепенно завоевывали у Византин города и области, к тому же в недрах империи шла ожесточенная внутренняя борьба между различными претендентами на византийский престол. Внутренняя неурядица, далее, существовала в данное ... далее ...
Рождество Пресвятой Богородицы - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... термином. Избранные псалмы составлены ученым греческим монахом Никифором Влеммидом (†1272 г.) ; но впоследствии состав избранных псалмов терпел изменения и сокращения, так в древнейших рукописях избранный псалом на Рождество Пресв. Богородицы имеет не 14 стихов, как ныне, а 24 или 25 (так и ныне у старообрядцев) . Величания к избранным псалмам составлены еще позднее. Первоначально избр. псалмы пелись с припевом «аллилуиа» (как полиелейные: избранный псалом рассматривался просто, как третий полиелейный) . Величания к ним составлены монахом Филофеем, логофетом валашского господаря конца XIV начала XV в. Но составленные им величания – не нынешние, напр. на Рождество Пресв. Богородицы его величание: «Радуйся, обрадованная Марие, Господь с Тобою, аллилуиа»; то же на Введение и Благовещение. Нынешние величания появляются впервые в рукописях XV в. Катавасией (κατάβασις – схождение вниз) называется ирмос (или 2 ирмоса одного счета) , поющийся в качестве заключения к целой песни после всех тропарей ее и служащий как бы возвращением песни, слишком удалившейся в тропарях от своего библейского образца, к этому последнему. В будни катавасией, которая тогда поется лишь после ... далее ...
Еже по плоти (κατὰ σάρκα) Рождество Господа ...Искать в Источникеazbyka.ru
... права, обязательства перед издательствами и проч. То, что смогу, – постараюсь. «Сретение» 1994 года для лекций семинаристам явно чересчур подробное. Современного электронного текста у меня нет. Достаточно главы из моей книги «От Рождества до Сретения». Только что вышло 2-е изд. Готов ответить на дополнительные вопросы семинаристов. Пригласите " экстраординарным " преподавателем. Сейчас можно часть образовательного процесса осуществлять по интернету. Было бы желание. 24. Рубан Ю. О датировке древнерусских Служебников (Замечания к славяно-русскому формуляру Литургии Иоанна Златоуста конца XIV начала XV в.) . Дипломная работа Научный руководитель проф. С. М. Каштанов. М. : РГГУ, кафедра Вспомогательных исторических дисциплин, 1991. – 3, 77 с. (Машинопись.) 25. Рубан Ю. Христианский литургический календарь: История и источниковедение (На примере праздника Сретения) . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Научный руководитель д. и. н., проф. С. М. Каштанов М. : Российский Государственный гуманитарный университет, 1997. – 28ас. [Специальность: 07. 00. 09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования. ] 26. ... далее ...
К вопросу об авторском самосознании Епифания ...Искать в Источникеazbyka.ru
... образом она же и способствовала его проявлению. Композиционная и стилистическая организованность литературно «организует» и самого агиографа. Цель произведения – не просто рассказать, но и «уподобить», похвалить, «украсить», – так формировался феномен художественности. Необходимость варьировать одни и те же схемы, мотивы, а часто и сюжеты, порождала стремление к изобретательности в области формы, стимулировало своего рода творческое «соревнование» мастеров 110. Особое внимание к слову в период подъема национального самосознания и интенсивного культурного развития Древней Руси в конце XIV начале XV в. в творчестве Епифания Премудрого вылилось, можно сказать, в некое предвестие теории слова: Слова – как Божественного дара и – выразительного средства, которым пользуется древнерусский автор. Владением мастерством «плетения словес» становится необходимым атрибутом книжника. Наличие традиции, в том числе и литературной, побуждало к осознанию своего труда в контексте этой традиции, что, в свою очередь, формировало высокий уровень требований, предъявляемых к себе как писателю. Епифаний Премудрый, как яркая творческая личность и носитель нового стиля «плетения ... далее ...
  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: кон. XIV – нач. XV в., Псков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера