во имя Сорока мучеников на Щерковой ул.), 6 церквей с 7 приделами в юж. части Неревского конца; Яковлевский (соборная ц. во имя св. Иакова на Яковлевой ул.), 7 храмов и 7 приделов в сев. части Неревского конца. На Торговой стороне было 2 соборных округа: Иоанновский (соборная ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках), 14 храмов с 16 приделами в Плотницком конце; Успенский (соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Торгу), 16 церквей с 22 приделами в Славенском конце . Данные «Семисоборной росписи» позволили Янину предположить, что в пределах валов Окольного города Новгорода в кон. XV - нач. XVI в. была 81 церковь с 79 приделами, общая численность клира которых составляла от 220 до 450 чел. ( Янин. «Семисоборная роспись». 2004. С. 395, 397). В Пскове исследователями отмечается наличие 6 соборных округов; уже в 1356 г. возникли Троицкий и Софийский соборные округа (позднее появились округа Никольский (1416), Дмитриевский (1453), Покровский (1462), Входоиерусалимский (1471)); 7-й собор, объединявший духовенство окрестных сел и пригородов, возник в 1544 г.; приходские церкви, по мнению Мусина, в Пскове были связаны прежде всего с небоярским сотенным населением ( Мусин. 2010. С. 139-203). Псковская церковная организация Псковская церковная организация имела в рамках Новгородской архиепископии свои особенности. Церковные контакты Новгорода и Пскова определялись их непростыми политическими отношениями, в к-рых большую роль играли система внешнеполитических союзов и нарастающее стремление Пскова к полной гос. и церковной независимости от Новгорода. Новгородский владыка совершал визиты в этот город («подъезды») обычно один раз в неск. лет с целью осуществления апелляционного суда и сбора полагающихся пошлин (1-й известный визит такого рода состоялся в 1188, при свт. Гаврииле (в схиме Григорий) - НПЛ. С. 39). Регулярно «подъезды» архиепископов начинают отмечаться в летописании с 30-х гг. XIV в. В 1333 г. «приихав владыка Василии от великаго князя Ивана, и поиха в Плесков, и прияша его плесковици с великою честью: понеже не бывал бяше владыка в Плескове 7 лет (следов., владычный визит во Псков нанес архиеп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

С именем И. ряд исследователей связывают «Гильдесгеймский (Хильдесхаймский) крест», называемый также Иерусалимским (хранится в г. Хильдесхайм в Германии (Н. Саксония)), представляющий собой крест-мощевик (энколпион) размером 10,5×10 см, к-рый датируют 2-й пол. XII - нач. XIII в. По ободу имеется надпись, ее начальная часть читается следующим образом: «Г[ОСПОД]И ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ИЛИ(И) СТЯЖАВЪШЕМОУ Х[РЬСТ]Ъ СИИ ВЪ СИИ ВЕКЪ И ВЪ БОУДОУЩИ». В центре оборотной стороны креста находится изображение прор. Илии, по сторонам - фигуры свт. Василия Великого и сщмч. Ипатия Гангрского, на 4 концах изображены апостолы Петр, Павел, Иоанн и Матфей. Атрибуцию креста, предложенную впервые И. А. Шляпкиным ( Шляпкин И. А. Рус. крест XII в. в Гильдесгейме//ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 36-45), поддержали Г. Лудат ( Ludat H. Das «Jerusalemer Kreuz»: Ein russisches Reliquiar im Hildesheimer Domschatz//AKG. 1956. Bd. 38/1. S. 63-91) и А. В. Назаренко ( Назаренко А. В. Др. Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. С. 634-635; Он же. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»?//Правосл. паломник. 2003. 6(13). С. 54-58). Через Хильдесхайм, как показал Назаренко, в XII в. проходила дорога, по которой двигались из Руси купцы и паломники. Несмотря на совпадение имени на кресте с именем святителя и большую вероятность новгородского происхождения креста, вопрос его принадлежности И. остается дискуссионным (см.: Мясоедов В. К. «Иерусалимский крест» в ризнице собора в Гильдесгейме//ЗОРСА. 1918. Т. 12. С. 7-22; Медынцева А. А. Древнерус. крест-мощевик из Хильдесгейма//Церк. археология. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 63-66). В последних работах «Хильдесхаймский крест» датируется не ранее кон. XIII в. (Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 87-88, 195-201. Кат. 32). Определенный интерес представляет сообщение летописного сборника (XVI в.?), приобретенного в 1894 г. Имп. Публичной б-кой: «В лето 6671 г.] поставиша Иоана архиепископом Новугороду. При сем ходиша во Иерусалим калицы и при князе рустем Ростиславе. Се ходиша из Великаго Новагорода от Святой Софеи 40 муж калици ко граду Иерусалиму ко Гробу Господню. И Гроб Господень целоваша, и рада быша. И поидоша, вземше благословение у патриарха и святые мощи» (Отчет Имп. Публ. б-ки за 1894 г. СПб., 1897. С. 113-115). Степень достоверности этого сообщения (видимо, новгородского, составленного не ранее 2-й четв. XIV в.) остается дискуссионной.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Спас Елеазаровский. Икона. Сер. XIV в. Псков Иконы апостолов Андрея и Луки из деисусного чина раннего XV в. также несут в себе зрелые черты псковской школы этого столетия: крупные контрастные цветовые пятна киновари, темной зелени и вишнево-коричневого в доличном письме, покрытые обильным «дождем» ассиста – символического отблеска Божественной славы на «сынах Света»; темная карнация и нервный, острый облик апостолов, наделенных «псковскими» физиогномическими чертами; статные фигуры благородных пропорций, поставленные свободно и непринужденно. Эмоциональная окраска образов отмечена и некоторой сдержанностью: их внутренний аскетизм гасится оттенком задумчивой созерцательности, в чем можно усмотреть влияние московской живописной традиции, идущей от великого Андрея Рублева. Иконы входят в состав т.н. «апостольского» варианта деисусного чина, принадлежащего византийской традиции и уникального для искусстве Руси этой эпохи, а в данном случае – единственного сохранившегося до нашего времени. Св. Ульяна. Икона. Кон. XIVнач. XV в. Псков В апостольском чине звучит не столько мотив деисусного моления («Второго пришествия» или «Страшного Суда»), сколько тема поучающего Христа, восходящая к древнейшим изображениям передачи Завета (Закона) апостолам (иконографический тип «Traditio Legis»), а в данном аспекте – в исповедании веры и апостольского попечительства о Церкви. Иконографическая программа псковского апостольского чина проводила мысль о равноапостольстве священства – предвечного Божественного установления («ибо Бог пребывает в священстве постоянно и вечно»), и отвечала на злободневные, острые вопросы церковного «нестроения» и вызовы еретиков стригольников, проявившихся в это время. Обилие сияющего ассиста, сплошь окутавшего на иконах фигуры апостолов, – осязаемый символ того духовного света, дарованного по благодати священнику. Начало XVI в. до недавнего времени расценивалось как последний этап самостоятельности псковского искусства, и интерес исследователей сосредоточивался на ранних стадиях его развития. Однако многочисленные новые материалы позволяют переосмыслить искусство Пскова после 1510г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Изображения Е. многократно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский мон-рь или созданы в нем: серебряная митра (1636) - дар жителей г. Янина; орарь (вклад Никифора Марталиса, архиеп. Синайского; 1648, крит. мастерская); шитый образ Е. с житийными сценами (1770, мастерская в Вене); плащаница с образом Е. и сценами ее жития (1805, мастерская в Вене). Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в. (собрание М. Е. Елизаветина) Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в. (собрание М. Е. Елизаветина) На Руси изображения Е. известны с домонг. времени. Как Е. идентифицируется одно из безымянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В ранних памятниках Е. изображалась по визант. образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ Е. был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (кон. XIV в., ГЭ). Е. представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича кон. XII - нач. XIII в. (РНБ. Соф. 1; изображение Е. вместе с целителем вмч. Пантелеимоном может быть связано с почитанием святой как целительницы или объясняться особенностями заказа). Большое число ранних рус. изображений Е. может свидетельствовать о значительном влиянии, к-рое оказали на развитие почитания Е. культурные связи Руси с Византией, Синаем и Зап. Европой. Среди избранных святых, часто рядом с др. женами-великомученицами, Е. представлена на иконах: на поле иконы «Богоматерь Владимирская» (XV в., Москва, СПГИАХМЗ); «Свт. Никола Чудотворец, прп. Сергий Радонежский и вмц. Екатерина» (кон. XV - нач. XVI в., Ср. Русь (Ростов?), частное собрание; «Избранные святые» (XVI в., Каргополь, ГРМ); «Свт. Николай, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (1-я пол. XVI в., вологодские земли, ЦМиАР); «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., Псков, ГРМ); «Никола Зарайский, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ); среди святых - в иконах «Деисус» (кон. XVI-XVII в., северные письма, ГЭ) и «Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская» (кон. XVI - нач. XVII в., Вел. Новгород, ГТГ). В большинстве случаев Е. представлена как царственная мученица в роскошных одеждах и венце, иногда - как дева с распущенными волосами и без короны. В более поздних памятниках над нимбом Е. иногда изображают мученический венец, к-рый на нее возлагают ангелы. Святая представлена в группе праведных жен в композициях «О Тебе радуется», «Суббота всех святых», «Страшный Суд».

http://pravenc.ru/text/189599.html

список (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 153) - сербский 1-й четв. XV в., имеет афонское происхождение; древнейший русский (ГИМ. Увар. 63-F/Леонид 337) датируется 1437-1438 гг.- Hannick. s. 187, N 183). Слав. перевод службы Г. Б. выполнен не позднее 2-й пол. XI в., старшие списки в составе древнерус. Миней служебных новгородского происхождения - РГАДА. ф. 381, 99, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 163. 1-я. пол. XII в. ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 480). Перевод службы Трем святителям связан с переводом Миней по Иерусалимскому уставу и выполнен в 1-й пол. XIV в. на Афоне. Посвящения храмов (даже придельных) Г. Б. в слав. мире достаточно редки. Так, в Ростове (т. н. Григорьевский затвор), вероятно, в XIV в. (не позднее 1386) был основан мон-рь, известный в то время своим книжным собранием ( Зверинский. Т. 3, 1568). Здесь, согласно Житию, не позднее 1365 г. принял постриг прп. Стефан Пермский . Место мон-ря отмечено существующей ныне каменной ц. во имя Г. Б., 1670 г., входящей в ансамбль ростовского архиерейского дома. Г. Б. был посвящен также мон-рь в Твери, известный с 1446 г. и запустевший во время Смуты ( Зверинский. Т. 3, 1567). Ц. во имя Г. Б. не позднее XVI в. существовала в Окольном городе Пскова ( Малков Ю. Г. План Пскова конца XVII в. («икона Жиглевича»)//Древний Псков: история. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1986. С. 284-285). Заметно больше посвящений мон-рей и храмов во имя Трех святителей. Мон-ри известны в новгородских пределах (Отенский (не позднее 1420) - Зверинский. Т. 2, 1031), под Псковом (Спасо-Елеазаров Великопустынский (1447) и Васильевский с Болота (не позднее 1627) - Там же. Т. 1, 444; III, 1466), близ Шенкурска (Варлаамиев Важский (1426) - Там же. Т. 2, 659) и др. Храмы существовали в Киеве ( Зверинский. Т. 2, 691), Москве (придел кремлевского Спасо-Преображенского собора), Новгороде (придел ц. Климента на Иворовой ул.- Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. С. 77, 106), Пскове (придел ц. Богоявления с Запсковья, 1496), Твери (в загородной резиденции Тверских епископов, с. Трёхсвятском - Зверинский. Т. 2, 1202) и др. А . А . Турилов Гимнография Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) В Иерусалиме в доиконоборческую эпоху, согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32), память Г. Б. могла совершаться 25 янв. или 24 сент. В К-поле в IX-XI вв., согласно Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 211), 25 янв. пелось торжественное последование в честь святого; на утрене на Пс 50 указан тропарь 1-го гласа Ο ποιμενικς αλς τς θεολογας σου (        ), чтения литургии: прокимен 7-го гласа из Пс 63 или 1-го гласа из Пс 48; 1 Кор 12. 7-11 или 16. 13-24, аллилуиарий со стихом из Пс 77; Мф 4. 25-5. 12a; причастен: Пс 111. 6b.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Древнерусские города и укрепленные поселения, разрушенные и прекратившие существование во 2-й пол. XIII в. Древнерусские города и укрепленные поселения, разрушенные и прекратившие существование во 2-й пол. XIII в. Большинство городов Др. Руси вошли в XIII в. как быстро растущие и развивающиеся центры: во 2-й пол. XII - 1-й трети XIII в. городские территории расширялись, строились новые оборонительные линии во мн. крупных городах (Киев, Чернигов, Смоленск, Владимир, Ст. Рязань, Псков). Этим временем датированы наиболее яркие производственные комплексы, свидетельства материального достатка городской элиты. С сер. XIII в. раскопки дают картину упадка и стагнации жизни в городах: на Нижнем городище Торжка после 1238 г. в течение 50 лет не восстанавливались ни фортификация, ни мощение улиц; городская территория Владимира, разгромленного зимой 1238 г., не вышла за пределы укреплений домонг. времени до кон. XV в.; во 2-й пол. XIII-XV в. запустели большие богатые городские усадьбы кон. XII - нач. XIII в., находившиеся в Ветчаном городе Владимира. Признаки кризиса ощутимы в 1-е десятилетия XIII в. в развитии Пскова, оказавшегося в зоне экспансии крестоносцев (строительство здесь активизировалось с 40-х гг. при стабилизации внешнеполитической обстановки). Однако не все города запустели или пришли в упадок. Разоренный Батыем Серенск после пожара был восстановлен, возобновила работу крупная ювелирная мастерская; следов разгрома и последующего упадка пока не обнаружено в Городце-на-Волге; комплексы зданий 2-й пол. XIII в. открыты в Переяславле Рязанском и Ростиславле Рязанском. Раскопки показали, что в Москве во 2-й пол. XIII в. укрепления восстановили и реконструировали после нашествия 1238 г., а обширная территория, включавшая значительную часть Китай-города, была заселена именно в XIII в. Этим же веком датируют древнейшие культурные напластования Вологды, Вел. Устюга, Н. Новгорода. В XIII в. не так резко, как думали ранее, изменился материальный мир Др. Руси. Мн. типы вещей (стеклянные браслеты, шиферные пряслица, литые колты, створчатые браслеты) по-прежнему изготовляли и использовали до 1-й пол. XIV в. Однако ряд ремесленных изделий и предметов импорта в 40-х гг. XIII в. исчез. Отсутствие визант. амфор свидетельствует о том, что из Византии более не ввозили вина и оливкового масла. Прервалась традиция местного гончарного производства (напр., во Владимире). В ювелирном производстве изменилась рецептура сплавов и источники сырья, исчез ряд технических приемов и стилистических особенностей филиграни, в жен. уборе перестали использовать нек-рые украшения из драгоценных металлов.

http://pravenc.ru/text/180421.html

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XVнач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Преображ.-Спасов-Гдовский, II, 1003. Преображ. у Старцева Угла Когуева, Симб. г., II, 1083. Преображ.-Севский, I, 474. Преображ.-Тюменский, II, 1276. Преображ.-Усть-Медведицкий, Донской обл., I, 395. Преображ.-Челнский, Чемский или Чонский, Орл. г., II, 1353. Преображ.-Чернеев-Шацкий, I, 594. Преображ.-Шужгор., Новг. г., II, 778. Преображ.-Якутский, I, 471. Преподобинский-Суздальский, II, 1114. Пречист. на Воинище, Твер. г., 1314. Пречистая – Рожд.-Богород.-Медведева, Моск. г., II, 920. Пречистен.-Казан.-Рыльский, II, 1098. Пречистен. – Рожд.– Богор.-Порховский, II, 1134. Пречистый – Богор.-Успен.-Староладожский, II, 1328. Пречистый-Отрочь-Успенский-Тверской, II, 1032. Прилуцкий-Густынский, I, 167. Прилуцкий-Димитр.-Вологод., II, 1174. Прилуцкий-Никол., Волог. г., II, 1001. Прилуцкий-Новый, Арх. г., II, 1194. Пристанский или Пристаннический-Валуйский, II, 1329. Пройкова-Липецкая, II, 1295. Происхожденский – Крестовоздв. – Нижегородский, I, 396. Проломская-Успен.-Сергиева, Тамб. г., II, 1297. Промзинская-Николаев. или Старо-Николаев., Симб. г., II, 949. Пронская-Спасская, I, 468. Прусинский-Никол., Олон. г., II, 974. Псково-Печерский-Успенский, I, 398. Псков.-Алексеевский с Поля, II, 611. Псков.-Архангело – Михаил.– Черницкий в Поле или в Песках, II, 1354. Псков.-Варварин. из-за Петровских ворот, I, 98. Псков.-Зачатей. в Торгу или с Милца, II, 805. Псков.-Ильин.-Завеличский или Ильи Сухого, II, 829. Псков. – Иоанно-Богосл. – Постельников или Котельницкий на Мишариной горе, II, 836. Псков.-Козмодем. на Гремячей горе, I, 253. Псков.-Ильин., I, 213. Псков.-Медведев – Иоанно-Златоустов., I, 293. Псков.-Никитинский с Поля или Микитьева пустынь, II, 946. Псков.-Николаевск.-Каменные Ограды, II, 983. Псков.-Пантелеймонов на Красном Дворе, II, 1037. Псков.-Спасо-Мирожский – Завеличский, II, 1162. Псков.-Старо-Вознес.-Сретен.-Александров, II, 1207. Псков.-Успен. на Полонище, II, 1327. Пупковский-Введен., Влад. г., II, 698. Пурдышевский-Рожд.-Богор., Пенз. г., II, 1099. Пустынно-Николаев.-Киевский, I, 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В перечне 1494 г. названы 24 манускрипта: к перечню 1493 г. добавлены 3 книги из уже посланных на Соловки и 4 рукописи, заказанные, но еще не отосланные в мон-рь. Почти все они имеют экслибрис Д.: Минея «новым чудотворцам», 1494 г. (РНБ. Солов. 518/537); Устав, 1494 г. 1128/1238); Житие свт. Иоанна Златоуста, не позднее 1494 г. 199/199); Житие блж. Андрея Юродивого с прибавлениями, не позднее 1494 г. 216/216); сочинения и Житие свт. Афанасия Александрийского, не позднее 1494 г. (РГБ. Овчин. Ф. 209. 791); Минейный сборник на сент., не позднее 1494 г. (РГБ. Гранков. Ф. 711. 63); Минея-Четья на окт., не позднее 1494 г. (РНБ. Солов. 503/522; отождествление предположительное). В перечне 1514 г. помимо 24 книг, названных в перечнях 1493 и 1494 гг., перечислены 19 рукописей (итого 43 книги), но в конце утверждается, что «всех книг Дософеева данья пятдесят без четырех», т. е. 46 рукописей. 8 из 19 книг, поступивших в мон-рь от Д. в 1495-1514 гг., могут быть предположительно отождествлены. Экслибрис Д. помещен в Торжественнике праздничном, кон. XV в. (РНБ. Солов. Анз. 83/1448), и в Псалтири с толкованиями свт. Афанасия Александрийского, кон. XV в. (РНБ. Солов. 1044/1153). Остальные 6 книг отождествлены следующим образом: Минея служебная за дек., пергамен, XV в. (РНБ. Солов. 519/538, отождествление М. В. Кукушкиной); Синаксарь триодный, кон. XV в. 800/910, отождествление Кукушкиной); Пятикнижие Моисеево, кон. XV в. 74/74); Измарагд, кон. XV в. 270/270); Скитский патерик, XV в. 635/643 либо 647/705); Псалтирь, кон. XV в. 708/816). Не отождествлены названные в перечне 1514 г. рукописи: 6 томов Октоихов, 2 толковых Евангелия, «Ефрем Сирин в десть», «Онтиох Семен Новый» и Патерик египетский. Помимо книг, упомянутых в перечнях 1493, 1494 и 1514 гг., в составе Соловецкого собрания сохранились 7 рукописей, имеющих экслибрис Д., к-рые, по-видимому, входили в его келейную б-ку: Апостол, кон. XIV в. 27/27); библейские книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Есфирь, кон. XV в. 75/75); «Златая чепь», кон. XV в. 258/258); Псалтирь, кон. XV в. 754/864); «Книга Геръман», 2-я пол. XV в. 802/912); Служебник, XV в. 1024/1133); Номоканон в XIV титулах, 2-я пол. XV в. 1056/1165).

http://pravenc.ru/text/180327.html

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010