П. Кондаков . Рассматривая развитие иконографии Одигитрии , он отнес В. и. к числу 3 икон, вернее всего передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ) и резной стеатитовый образок из Ватопедского мон-ря на Афоне, вероятно к-польского происхождения (Кондаковым датирован XII в.; в совр. публикациях - XIV в.). В целом В. и. близка к классическому типу визант. Одигитрии XIII-XIV вв., известному на Руси как Смоленская икона Божией Матери в том его варианте, где Богоматерь изображена почти фронтально, не склоняясь к Младенцу. К иконографическим особенностям, к-рые отличают изображение Одигитрии на В. и. от классического типа, можно отнести высокий, почти погрудный обрез фигуры, ее массивность, заходящие на поля крупные нимбы. Все эти приемы рассчитаны на приближение образа к молящимся, акцентируя внимание на ликах. Богоматерь высоко держит Младенца, ножки Которого почти касаются полей иконы. Данные черты сближают В. и. с образом Богоматери Одигитрии из Охрида (кон. XIII в., Народный музей. Охрид), живопись к-рой связывают с к-польскими традициями, однако лик Богоматери на ней подчеркнуто экспрессивен. Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты , поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы , Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди). Подлинная греч. надпись на иконе, открытая в результате последней реставрации,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «Богохранимая» или «Богом Хранимая», этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского мон-ря XIII в.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Шилова Московский государственный музей «Дом Бурганова» Московское объединение «Музеон» Музей наивного искусства Государственный Дарвиновский музей Государственный биологический музей К.А. Тимирязева Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина Мультимедиа Арт музей (Московский дом фотографии) Музейно-мемориальный комплекс истории военно-морского флота России Московский Музей народной графики Музей М.А. Булгакова Краеведческий музей «Дом на набережной» Дом Русского зарубежья имени Александра Солженицына Московский музей современного искусства Музей-мастерская З.К.Церетели Музейно-выставочное объединение «Столица»: МГВЗ «Новый Манеж» , МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова» Музей художника Д.А. Налбандяна ЦВЗ «Манеж» Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Мемориальный музей космонавтики Дом-музей академика С.П. Королева Музей Дом Н.В. Гоголя Музей-усадьба Царицыно Москвы МГОМЗ (Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник): Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIIIb. Список выставочных залов-участников акции «В музеи Москвы — бесплатно»: Выставочный зал «Галерея А3» Москва, Староконюшенный переулок, 39 Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко Москва, 3-я Мытищинская улица, 16 Выставочный зал-музей истории войны в Афганистане Москва, 1-я Владимирская улица, 12к1 Выставочный зал-музей «Наследие» Москва, Лебедянская улица, 24к1 Выставочный зал «Шанс» Москва, Рузская улица Выставочный зал «Ростокино» Москва, Ростокинская улица, 1 Выставочный зал «Солнцево» Москва, улица Богданова, 44 Выставочный зал «Пересветов переулок» Москва, Пересветов переулок, 4к1 Выставочный зал «На Каширке» Выставочный зал «Галерея XXI века» Выставочный зал «Галерея «Феникс» Москва, Сколковское шоссе, 32 Выставочный зал «Варшавка» Москва, Варшавское шоссе, 75г Выставочный зал «Галерея «Измайлово» Москва, Измайловский проезд, 4 Выставочный зал «Богородское» Москва, Открытое шоссе, 5 Выставочный зал «Творчество» Москва, Таганская улица, 31/22 Выставочный зал «Тушино» Москва, бульвар Яна Райниса, 19к1 Выставочный зал «Ходынка» Москва, улица Ирины Левченко, 2 Государственный выставочный зал «Замоскворечье» Москва, улица Серпуховский Вал, 24к1 Государственный выставочный зал «Ковчег» Москва, улица Немчинова, 12 Государственный выставочный зал «Галерея на Песчаной» Москва, Новопесчаная улица, 23к7 Выставочный зал «Выхино» Выставочный зал «Галерея Беляево» Выставочный зал «Галерея на Солянке» Выставочный зал «Галерея Нагорная» Москва, улица Ремизова, 10 Выставочный зал «Зеленоград» Москва, Зеленоград, к1410 Выставочный зал «Печатники» Москва, Батюнинская улица, 14 Выставочный зал «Гaлepeя-L» Москва, Октябрьская улица, 26/15 Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/v-novogodnie-kanikulyi...

Сортировать по Исключить новости Со 2-го по 11 января 2015 года вход в музеи Москвы будет бесплатным для всех категорий посетителей 10 декабря. ПРАВМИР. Руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал приказ о том, что со 2-го по 11 января вход во все московские музеи будет бесплатным. Со 2-го по 11 января 2015 года вход в музеи Москвы будет бесплатным для всех категорий посетителей, сообщает Департамент культуры Москвы . Не участвуют в акции федеральные музеи — Пушкинский и Третьяковская галерея, но еще 76 столичных музеев будут доступны всем желающим. Теперь москвичи смогут по-настоящему с пользой провести зимние праздники. Перечень музеев и выставочных залов, работающих в режиме бесплатного посещения в дни зимних каникул  2015 года: Музейное объединение «Музей Москвы»: Музей усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское — Кузьминки», Музей Москвы, Музей русской гармоники А. Мирека. Музей «Садовое кольцо» Государственный музей обороны Москвы Музей-панорама «Бородинская битва» Музей Героев Советского Союза и России Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей Государственный музей истории ГУЛАГа Музей-квартира А.С.Пушкина на Арбате Дом-музей И.С.Тургенева Дом-музей В.Л. Пушкина Мемориальная квартира Андрея Белого Государственный музей А.С. Пушкина Свободный вход только c 9 января, со 2 по 8 января – прием посетителей по билетам на Семейные Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе. Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого Государственный музей-гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского Дом-музей Марины Цветаевой Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского Московский государственный музей С.А. Есенина Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М.

http://pravmir.ru/v-novogodnie-kanikulyi...

«Когда читаешь письма Феофилакта, часто кажется, будто прикасаешься к самой сердцевине великого исторического скупала, или будто тебе рассказали столь странный анекдот, что смеха он не вызывает, или же будто ты пытаешься разгадать зашифрован­ный текст, написанный алфавитом, из которого тебе известно лишь несколько букв». Во-вторых «деконкретизацию» литературного материала, как на звали это современные ученые, усугубляет то обстоятельство, что мы не располагаем ответными письмами корреспондентов Феофилакта, и потому датировка его собственных писем наталкивается иногда на непреодолимые трудности. Придерживаясь абстрактных условнос­тей, он иногда обходит почти полным молчанием самые знаменатель­ные события, происходившие в его епархии. Например, он едва упо­минает, и то вскользь, в единственном письме, о том, что через Охрид весной 1087 года прошло огромное войско первого крестового похода. А касательно появления между Охридским озером и Адри­атическим морем Боэмунда, норманнского принца Антиохии, кото­рый намеревался осадить Диррахий, он писал еще более туманно. По поводу обоих этих нашествий Фсофилакт сообщает в весьма не­лестных выражениях. Но иногда Феофилакт в своих письмах отбрасывает литературные условности. Личное чувство, очень сильное и отчетливо выраженное, прорывается сквозь модную риторику и архипастырские заботы. Осо­бенно это чувствуется в письме неизвестному константинопольскому другу, в котором Феофилакт делится первыми впечатлениями после своего приезда в Охрид. Охрид, расположенный на северо-восточном берегу одноименного озера, был отнюдь не тихой заводью: древнерим­ская Лихнида имела богатое историческое прошлое; войдя в состав Болгарского царства, она стала в конце XI века – во многом благода­ря св. Клименту – крупным центром славянского христианского мира. В конце X века Охрид был столицей болгарского царя Самуила. Во время византийского владычества один из предшественников Феофилакта увенчал драгоценную россыпь охридских церквей и монастырей перестройкой монументальной церкви Св. Софии, ставшей кафедраль­ным собором епархии. Кроме того, Via Egnatia, римская дорога, связывавшая Константинополь через Фессалонику, Охрид, Внутреннюю Македонию с византийскими форпостами на Адриатическом море – Аполлонией и Диррахием, способствовала международным связям охридской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Петра Великого (Санкт-Петербург), Музей истории ООО «Газпром трансгаз Сургут», Музей Мурманского морского пароходства, Мурманский областной художественный музей, Музейный центр «Наследие Чукотки», Национальный архив Эстонии, Национальный морской музей Великобритании, Национальную библиотеку Финляндии, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Ненецкий окружной краеведческий музей, Норильскую художественную галерею, Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омскую областную государственная научная библиотека им. А.С. Пушкина , Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пуровский районный историко-краеведческого музей, Российский государственный архив древних актов, Российскую государственную библиотеку, Российский государственный архив МВФ (Санкт-Петербург), Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Российскую национальную библиотеку (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Сектор картографии отдела фондов и обслуживания Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург), Соловецкий Морской музей, Таймырский краеведческий музей (Дудинка, Красноярский край), Томский областной краеведческий музей, Ухтинский историко-краеведческий музей, Центральный Военно-морской музей (Санкт-Петербург), ЦГП КНЦ РАН (Апатиты). Выражаем так же благодарность за поиск на первоначальном этапе работы над четырёхтомником необходимых для публикации материалов и предоставление информации Н.М. Коняеву (Санкт-Петербург), С.В. Филатову (Бийск). И - нижайший поклон нашим корректорам за высочайший профессионализм и трудолюбие, прекрасным и неповторимым Анастасии Ивановне Порошиной и Вере Александровне Макарычевой (Челябинск). И, конечно же, четырёхтомник не мог состоятся без финансовой поддержки руководства ЯНАО - региона, являющегося сегодня, пожалуй, сердцевиной Северного морского пути, и мы выражаем глубокую благодарность и желаем успехов на новом государственном посту Дмитрию Николаевичу Кобылкину.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Россия проводит учения на Крайнем Севере и заново обживает военные базы в Заполярье. В северных морях появляется всё больше судов с гражданскими и военными грузами. Воссоздана администрация Северного морского пути... Ресурсы Арктики, действительно, впечатляют. Российская арктическая территория может содержать свыше 560 млрд баррелей нефти, что почти в 2,5 раза больше, чем нефтяные запасы Саудовской Аравии! Также в Арктике имеются богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля, свинца, меди, титана, угля... Львиная доля этих сокровищ находится на российских шельфах. И ключ ко всем этим богатствам - Северный морской путь. Великий... Северный... Морской... Мы сердечно благодарим за помощь в подготовке и предоставление ряда материалов для публикации Администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа, Военно-морской музей Северного флота МО РФ, Алеутский краеведческий музей (с. Никольское, Камчатский край), Архангельский областной музей изобразительных искусств, ГКУ ЯНАО «Научного центра изучения Арктики» (Надым), ГКУ ЯНАО «Окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского» (Салехард), Государственный архив Архангельской области, Государственный архив общественно-политических движений и формирований Архангельской области, Государственный архив Красноярского края, Государственный исторический архив Омской области, Государственный архив Мурманской области, Государственный исторический музей, Государственный Северный морской музей (Архангельск), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственную Третьяковскую галерея, Зоологический институт РАН, Институт истории Сибирского отделения РАН, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова (Ломоносово, Архангельская область), Камчатский краевой объединённый музей, Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, МБУК «Енисейский краеведческий музей имени А.И. Кытманова», Музей антропологии и этнографии им.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Митрополит Иларион: Исторический музей является во многих отношениях уникальным музеем. Во-первых, он находится на Красной площади, и мимо него трудно пройти любому человеку, который посещает Москву. Во-вторых, этот музей не имеет аналогов в нашем Отечестве, в нем собрано около пяти миллионов экспонатов. В-третьих, это музей, в котором экспонаты весьма разнообразны, что позволяет проследить всю историю нашего Отечества от самых древних времен до настоящего времени. В-четвертых, музей настолько тесно сотрудничает с другими музеями и различными организациями — и светскими, и церковными — что любую тематическую выставку, помимо вашей собственной коллекции, Вы можете пополнить экспонатами из других музеев, что делает Ваши возможности практически неограниченными. А. Левыкин: Кроме того, когда мы проводим выставки, то, как правило, часто используем и помощь других музеев. Я могу перечислить музеи, которые, например, приняли участие в создании выставки, посвященной святому Владимиру: это Государственный Эрмитаж, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей. Здесь спектр, наверное, всех ведущих музеев нашей страны. Я бы хотел продолжить тему нашего разговора об уникальности Исторического музея. Мы можем пересчитать по пальцам наличие в Европе исторических музеев, таких как Государственный исторический музей. Действительно, в России ему нет аналогов; музей рассказывает об истории создания, оформления российской государственности со времен Рюрика и до нынешнего дня. Наверное, это в какой-то степени определяло и уникальность коллекции, потому что даже отцов-основателей музея в меньшей степени интересовали какие-то знаковые вещи, связанные с именами князей, государей, императоров, а в большей степени их интересовал быт народа — той основы, которая создает государство. Сейчас я бы даже немножко раздвинул рамки самого Исторического музея, потому что это не просто музей, посвященный истории государства Российского, а музей, который вообще посвящен, наверное, развитию цивилизации на той территории, где находится наша страна.

http://patriarchia.ru/db/text/4264964.ht...

В центре расположена площадь с мемориальным комплексом имени Хосе Марти. Один из главных архитектурных памятников - бульвар Прадо, дома построены в староиспанском стиле. Здесь расположено здание Национального Капитолия, построенного в 1920-х г.г. по образцу здания в Вашингтоне. В Гаване расположено и несколько музеев: Национальный, Колониальный, Музей антропологии, Музей керамики, экспозиция которого находится в замке Кастильо-де-ла-Реал-Фуэрса, Наполеоновский музей (содержит замечательную коллекцию экспонатов, относящихся к периоду 1789-1815 гг.), Музей декоративного искусства, Этнологический музей. Наиболее известен Национальный музей, в котором хранятся коллекции произведений искусства прошлых веков (в том числе и периода Античности) и современности. Особенно примечательно собрание живописных полотен кубинских художников XVIII-XX вв. Представляют интерес Музей борьбы с неграмотностью, Музей города Гаваны, Дом-музей Эрнеста Хемингуэя, исторический музей Гуанабокоа, где собраны экспонаты афро-кубинских традиционных ритуалов. В последние годы проводились работы по реставрации архитектурных памятников города. Целью реставраторов являлось восстановление первоначального облика старинных произведений зодчества и скульптуры. Огромное культурное значение для столицы имела реставрация сооружений на Старой площади Гаваны. Ведущим высшим учебным заведением города является Гаванский Университет. С 1962 г. в Гаване работает Академия наук Кубы, научно исследовательские работы финансируются государством. Гавана на весь мир знаменита своими шумными и многолюдными праздниками, фестивалями и ярмарками, в феврале в городе проходят красочный карнавал и Международный фестиваль Джаза. В декабре в столице проходит ежегодный Фестиваль латиноамериканского кино, а 1 января Гавана отмечает национальный праздник - День Революции, который сопровождается праздничными мероприятиями, выступлениями музыкантов и танцоров. Источник: Википедия.Ru Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/text/509571.html

Праздничные календари Пятикнижия можно разделить на 2 типа: нежреческие (Исх 23. 14-19; 34. 18-26; Втор 16. 1-17) и жреческие (Лев 23; Числ 28-29). Особое место занимает еще один календарь - в Книге прор. Иезекииля (Иез 45. 18-25), к-рый в значительной степени ориентируется на вавилонскую традицию. Первый тип календарей включает только 3 праздника-паломничества, среди к-рых последний - праздник сбора плодов (  ), т. е. фактически К. п. Слово   обозначает сбор фруктов и маслин, оно противопоставляется слову   к-рое обозначает жатву (уборку зерновых), упоминаемую в календарях в том же контексте, что и   Кроме указаний на земледельческий сезон в календарях Исхода есть календарные указания: 1) «[Наблюдай]... праздник собирания плодов в конце года (    ), когда уберешь с поля работу твою» (Исх 23. 16); 2) «Совершай... праздник собирания [плодов] в поворотной точке года» (     в синодальном переводе - «в конце года») (Исх 34. 22). Первое выражение - «на исходе (или в конце) года» - можно также понимать в смысле «по окончании года», т. е. в начале следующего года ( Wagenaar. 2005. P. 21, note. 118). «Поворотная точка года» может означать, как в поздней евр. традиции, день равноденствия (в данном случае осеннего). Где-то вблизи от окрестности этой т. н. точки, вероятно, происходил переход от старого года к новому (по лунному календарю). Так или иначе, в нежреческих календарях дата праздника соотносится с земледельческим сезоном сбора маслин и поздних фруктов и их первичной переработки. Эти мероприятия должны были закончиться до первых дождей, т. е. до того времени, когда уже можно проводить сев на следующий год. В основе праздничного календаря лежит годовой цикл земледельческих работ, к-рый может быть реконструирован для данного периода исходя из т. н. Гезерского календаря (X в. до Р. Х.; см.: The Context of the Scripture/Ed. W. W. Hallo, K. Lawson Younger. Leiden, 2000. Vol. 2. P. 222); этот календарь представляет собой распределение земледельческих работ различного вида по 12 месяцам года. Пример такой реконструкции дает О. Боровски. Сев зерновых (с кон. окт. до кон. дек.) знаменует начало земледельческого года. Сеяние сопровождалось вспашкой. Затем совершались более поздняя посадка овощей (кон. дек.- кон. февр.) и прополка (март). Вслед за этим приходило время жатвы ячменя (от весеннего равноденствия до кон. апр.), ее началу был посвящен праздник Пресного хлеба (   в синодальном переводе - опресноков). Период жатвы пшеницы (с кон. апр. до кон. мая) завершался праздником Недель (   в синодальном переводе - седмиц), или Жатвы пшеницы. Виноград собирали в июне-июле, проч. летние фрукты - в кон. июля - кон. авг. Сезон сбора урожая завершался 2-месячным периодом сбора маслин (с кон. авг. до кон. окт.), который заканчивался грандиозным праздником Сбора плодов (  ) ( Borowski. 2003. P. 28).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

— Звучит как восточная мудрость. — Никто не верит, кроме меня, но я чувствую, что именно так и происходит. Я 25 лет вижу, что музей живет сам и сам делает, что надо. Ну а на биеннале мы пойдем через нестандартные ходы: попросили Сокурова, чей обожаемый в мире «Ковчег» уже дал совершенно иной взгляд на Эрмитаж. Пригласили Шишкина-Хокусая, у которого, как театрального человека, получается игра с символами музея. В основе всего понимание тройственной сути Эрмитажа — музея-храма, музея-монастыря («приюта отшельника») и музея-аттракциона. Из атлантов Нового Эрмитажа сделали чуть ли не молельное место — люди приходят, пальцы трогают, денежку приносят. Аттракцион — это вообще у нас всегда: большинство посетителей хотят прежде всего увидеть, «как жили цари». Одни толпы у часов «Павлин» чего стоят. Вот с этими идеями сейчас мы и работаем, в проекте для биеннале нам помогают БДТ и Музей стрит-арта, участвуют студенты Академии художеств. — Вы упомянули БДТ. В этом году в Манеже с невероятным успехом прошла выставка, которую Андрей Могучий сделал к юбилею пригородных дворцов-музеев. Это был почти иммерсивный театр. Люди выходили с выставки в слезах. Это хорошо? Мы ведь почти забыли, что музейное искусство может вызывать такие сильные эмоции. — Это было потрясающе здорово. Но здесь важно не перейти грань, чтобы музей не стал грешить излишней театральностью. А такое уже есть. Мы много говорим, что музей больше, чем музей, музей — это общественное пространство и т. п. Но нельзя при этом уйти от подлинной вещи, от того, что только музей может делать. Вот у нас сейчас Помпеи — это именно про подлинность, про ее воздух. Очень эрмитажный разговор. — Вы говорили про избыточный туризм. Но почему тогда в Зимнем дворце не протолкнуться, а в Главном штабе, в котором сегодня самая великая за пределами Франции коллекция импрессионистов и постимпрессионистов, почти никого? — Придут, надо приучить. Идея перенести туда французов принадлежала легендарному директору вашингтонской Национальной галереи Картеру-Брауну. На одном из международных консультативных советов он предложил именно так решить проблему новых площадей музея — ясно же, что все туда побегут. Но не прибежали. Ровно так же не ходят в обожаемый мною Музей Людвига в Русском музее — залы пустые. Понимаете, «бренд Эрмитаж» — это Екатерина, цари, дворец, именно это нужно для того, чтобы у посетителя было ощущение, что да, он был в Эрмитаже. Сейчас по цифрам, слава богу, посещаемость Главного штаба увеличивается каждую неделю. Мы всячески про него рассказываем, а самым действенным оказался проект Главного штаба в торговом центре «Галерея», там были конкурсы, реклама, сделали все хорошо, и люди стали приходить. Все тут дифференцированно: люди все очень разные, нужно выбирать, к кому как ты обращаешься.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010