24. Четверг 2-й седмицы. Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по 12-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных», а также по 11-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов». На великом повечерии в среду вечером (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта). По 3-м Трисвятом – кондак Предтечи, глас 2-й (вместо «Господи Сил...»). По «Честнейшую Херувим...» – возглас: «Боже, ущедри ны...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»), и прощение от священника (по обычаю). На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Утреня . По возгласе «Благословен Бог наш...» – чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 3-й: «Христос лоза красная...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Милосердия Твоего...». По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 6-й: «Господи, благоуветлив буди нам...» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Милосердия источник...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-09/

2. Пятница сырная. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского. Служба сщмч. Феодота, еп. Киринейского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (подобно службе в среду сырную). Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на четверг, 1 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава). На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя яко узре...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-15/

2. Среда 3-й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается великопостное богослужение в соединении со службой сщмч. Феодота, еп. Киринейского (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б) . А. На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Марии Египетской (с 1 апреля). Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 16 февраля. На утрене – кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. На 1-м часе – кафизма 2-я; на 3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма 4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. Б. На великом повечерии во вторник вечером (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – канон Богородицы (Октоиха), служба сщмч. Феодота, еп. Киринейского (с 2 марта) и служба прп. Марии Египетской (с 1 апреля). По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил...»). По «Честнейшую Херувим...» – возглас: «Боже, ущедри ны...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»), и прощение от священника (по обычаю). На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш...» – чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). На «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-15/

8. Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 9 марта) . Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского. Литургия Преждеосвященных Даров . На этот день переносится со среды 4-й седмицы (9 марта) полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (с 8 марта) . По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил...»). По «Честнейшую Херувим...» – возглас: «Боже, ущедри ны...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»), и прощение от священника (по обычаю). На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш...» – чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Воздержанием просветивше души наша...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непоколебимое утверждение веры...». По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Якоже жизнь твари...» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Ангелом Радость...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-21/

Беседа двадцать четвёртая. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (о молитве) 322 Благословенные мои чада! Когда я жил со Старцем 323 в Новом скиту 324 , он всеусильно наставлял нас, поучал, назидал непрестанно со вниманием творить молитву Христову и подвизаться в бдении. Научил хранить в сердце молитву, пребывать в трезвении, чему очень помогает бдение. Он говорил, что монах, который пребывает в бдении, трезвении и молитве, больше похож на Ангела Божия, чем на обычного человека. Как Ангелы на Небе непрестанно в радости и веселии созерцают и воспевают Трисвятого Бога, так и монахи должны постоянно пребывать в бдении, трезвении и славословии, днём и ночью каяться и плакать о своих грехах. Конечно, ночь больше подходит для молитвы: тишина в природе, человек отдыхает от дневных забот, ум отдыхает от рассеяния и многословия, легче и быстрее сосредоточивается на молитве. Старец следил, чтобы мы постоянно повторяли молитву. Он не тратил время на теоретические наставления. Говорил мало, но по сути. Как-то он сказал одному брату: – Чадо, твори молитву, я не слышу, чтобы ты молился вслух. – Отче, я уже столько лет в монашестве, зачем же молиться вслух? – Ты что, стесняешься молиться вслух, потому что так обычно молятся новоначальные? А ты, наверное, считаешь себя преуспевшим монахом? Нам должно быть стыдно, если мы не молимся, если наш ум блуждает тут и там, а язык говорит без остановки – вот тогда и перед Богом стыдно, и перед людьми. Один брат непрестанно повторял молитву и однажды его посетила Благодать Святого Духа; раньше он тоже ощущал благодать, но, скажем, не так явно. После долгого призывания вслух имени Христова его душевные и телесные очи просветились так, что он увидел мир вокруг себя совсем по-другому. Как? Этого он объяснить не мог. Но словно теперь всё, что он видел и слышал вокруг себя, стало чужое и принадлежало другому, сверхъестественному миру. Щебетание птиц, цветы, аромат деревьев, солнце, дневной свет – всё прославляло Бога! Он был словно в Раю. Произошло откровение, явилось таинство, обычно сокрытое от нас, не имеющих духовного зрения. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» 325 Царство животных и растений проповедовало славу, великолепие, величие и красоту Божии! Брат наш замер в изумлении и не мог говорить. Из глаз его лились слёзы; он плакал не о грехах, а от радости и умиления, видя красоту Божественную. Как вместить сердцу такое откровение Божественной красоты!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 86. Богослужение 1 часа Когда и как следует совершать первый час? Возможна ли виртуальная реальность в духовной жизни? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Я знаю, что некоторые из вас с нетерпением ждут, когда мы разберем правила и принципы совершения Утрени. Надеюсь, что Бог позволит нам это осуществить в недалеком будущем. Сейчас же мы вынуждены сделать небольшой летний перерыв в наших занятиях… А так, как жизнь, в том числе и богослужебная продолжается, то я вам в качестве альтернативы предлагаю пока вместо Утрени совершать привычные вам утренние молитвы,… присоединяя к ним 1 Час. Помните, на 5 занятии я рассказывал вам, что этот род службы был установлен из-за усердия некоторых палестинских монахов, как дополнение к Утрени. Конечно, совершать его вместе с Утреней нет никакого смысла, а вот заменить им Утреню, когда нет времени на ее совершение, очень даже уместно, если учитывать его содержание. Основным молением 1 Часа является стих: «Заутра услыши глас мой,/Царю мой и Боже мой». Поется он с другими стихами 3 раза. Обычно его употребляют только Великим Постом, но я советую вам никогда не опускать его при совершении 1 Часа. Как совершать 1 Час,… я сейчас объясню. Берем канонник… Помните, что любое богослужение предваряется обычным началом (трисвятое по Отче наш), но если вы 1 Час присоединяете к утренним молитвам, то ограничивайтесь лишь чтением «Придите поклонимся», после которого следуют псалмы. Если у вас есть время и желание, можете читать все три избранных для этого Часа псалма (5, 89, 100), хотя достаточно и одного (и лучше читать их по очереди), а когда нет времени или сил, то вообще их опускайте. О принципах сокращения последования «Часа», мы тоже достаточно подробно говорили на 6 занятии. 1 часть (Пение) Итак, после обычного начала поем псалмом. Поем – это значит, протяжно и слегка мелодично читаем. Например, вы сегодня выбрали для пения 3ий псалом «Часа», в Псалтири он 100-ый.

http://azbyka.ru/video/86-bogosluzhenie-...

19 января Вечером в Румянцевском музее читала Симеона Солунского о вечерне и готовилась к объяснению детям малого входа за литургией. Не могу все-таки понять, что он прообразует, какая-то своеобразная свободно-благодатная символика, недоступная мне. Затем кончила «Фаворский свет» Трубецкого и читала подвижников. Сильное впечатление произвело жизнеописание Моисея, настоятеля Тихвинской Калужской пустыни, особенно, как вел его старец Леонид. Когда его постригали, он был еще молод и один более старший послушник так сильно ему завидовал, что совсем изнемогал. Тогда старец Леонид, зная твердость Моисея, не допустил его до пострижения (для него не было одежды), и так он понес тяготу слабого брата. И тому и другому была польза. Пострижен он был через год. Поразительная мудрость! 20 января Утром два часа занималась с Наташей. В 3 часа начала готовиться к завтрашней беседе. Думаю, что захвачу только малый вход и Трисвятое. И так много выходит. Я так увлеклась сегодня работой, что и не заметила времени. Сегодня меня не смущало разногласие в толковании малого входа. Я воспринимаю его просто как образ пришествия Господа на землю, к людям, как близость Его вообще и здесь, на литургии. Может быть, и не так, да и трудно выражаемо. Мне кажется, что я поняла свою ошибку в искании логической последовательности преобразуемых событий. Мне кажется, что в богослужении своя разумная последовательность, могущая показаться и беспорядком, свой особый ритм. Начало всенощной сегодня пропало, потому что Анне Петровне было плохо и я ее отводила к О. А. Не могу сказать, что я хорошо исполнила свои обязанности. Действительно, мне место в деревообделочной мастерской, как сказал отец Сергий. Он говорил сегодня, и говорил очень хорошо, но записывать не позволил. Грустно то, что самые хорошие проповеди, те, которые в дурные минуты могут помочь, он не позволяет записывать. Проповеди о богослужении, конечно, тоже хороши, и по глубине чисто философского подхода, и потому что открывают путь в новый опыт, но в них меньше теплоты, задушевности, меньше целебной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ [греч. τελευταον τρισγιον; слав.    ], фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении. По составу К. Т. представляет собой обычную последовательность молитв: Трисвятое , «Пресвятая Троице...», «Отче наш...» с добавлением 12-кратного «Господи, помилуй» после возгласа священника. К. Т. неразрывно связано с молитвой Ефрема Сирина и сопровождающими ее поклонами. В совр. Типиконе об этой молитве и поклонах говорится так:                           (Типикон. Т. 2. С. 411б)            (Там же. С. 414). Т. е., согласно Типикону, молитва Ефрема Сирина должна читаться про себя (      ) (подразумевается, что эту молитву следует знать наизусть) с воздетыми к небу руками. По завершении молитвы Ефрема Сирина безмолвие прерывается предстоятелем (т. е. игуменом мон-ря), к-рый возгласно произносит К. Т. Такая практика совершения поклонов, чередующихся с безмолвной молитвой, восходит к древнему обычаю егип. монахов: по окончании псалмопения они совершали про себя молитву с воздетыми к небу руками, затем клали земной поклон и продолжали безмолвно молиться, пока предстоятель вслух не начинал заключительную молитву (см.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 7; также см.: Taft. Liturgy of the Hours. P. 58-61). Т. о., К. Т. служит для молящихся сигналом, что время, отведенное для поклонов и безмолвной молитвы, закончилось. Тем не менее, поскольку на практике молитва Ефрема Сирина читается вслух, функция К. Т. перестала быть очевидной. Обозначение К. Т. засвидетельствовано уже в древнейшем слав. переводе Иерусалимского устава - Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. (          - см.: Миркович. Типикон. С. 134а, 136б), хотя в Типиконах (в т. ч. в современных) определение «конечное» обычно не используется, но говорится просто о Трисвятом. В совр. рус. Типиконе термин К. Т. употребляется в описании последования 6-го часа в понедельник 1-й седмицы Великого поста (        - Типикон. Т. 2. С. 414).

http://pravenc.ru/text/конечное ...

11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-24/

30. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-12/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010