Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII – XIX вв. Николаевский Антониев монастырь играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 г. в монастыре была отрыта церковно-приходская школа, а в период с 1809 г. по 1834 г. действовало духовное училище. К XIX в. монастырская библиотека насчитывала более чем 300 печатных книг и 2 рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI, XVII, XVIII века. Конец XIX века стал временем, положившим начало изучению истории этой древней обители Тверской епархии. XX век – мученический период для всей Русской Православной церкви, стал он таковым и для Антоньева монастыря. Обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разгромлен и исковеркан до неузнаваемости. Даже 60 - 70 годы ХХ века – время возрождения интереса к отечественной культуре и ее памятникам – не принесли положительных изменений в судьбе обители. Только в 90-е гг. о Николаевском Антониевом монастыре, благодаря уникальности его Никольского собора, памятника архитектуры XV в., заговорили на конференциях, появились публикации на страницах научных периодических изданий. В 2010 году митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) принял решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители. В августе 2013 года по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета (Гаврина) Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). В мае 2014 года Антониев монастырь был передан Русской Православной Церкви. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий, но храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. При монастыре действует духовно-просветительский центр. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Храмовые иконы. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

http://azbyka.ru/palomnik/Краснохолмский...

Переписка с Янушкевичем. Кр. Арх. III. Воспоминания. Берлин. 1924г. Ставка и Мин. Ин. Дел. (1914–16г.). Кр. Арх. XXVI–XXVIII. Тарле. Вопрос о Константинополе. Борьба классов. Кн. 1–2. Лен. 1929г. Тирпиц. Из воспоминаний. Л. 1925г. Тихомиров Дневник. Кр. Арх. кн. XXXIX. Тоболин. Программа Союза Рус. Народа перед февральской революцией (письмо Рим.-Корсакова). Кр. Арх. XX. (Ред.) Хиромант Перрен и русский министр. Кр. Арх. XIV. Троцкий. История русской революции. Берлин, 1936г. Философов. Тяжкие обвинения. «За Свободу». 1924г. 131 и др., по поводу сборника статей Ашкенази «Uwagi». Хвостов (ред.). Письмо Моренгейма о французской политике на Ближнем Востоке. Кр. Арх., кн. LII. Хор Самуил. The fourth Seal (четвертая печать). 1930 (ст. Поляк.-Литовцева. – «П.Н.», 5192, 31г.). Чернов. В дни мировой войны. Гос. Изд. 1923г. Рождение революционной России. Париж, 1934г. Чехословацкий вопрос в царской дипломатии. Ред. Попов. Кр. Арх., т. XXXIII и XXXIV. Шамбрэн. Lettres a Marie – Paris. Шацкий. Германские предложения сепаратного мира Николаю II. «Сов. Зап.». XXXV. Шелькинг. Самоубийство монархии. Ист. и Сов. 1922, III–IV. Шляпников. Канун 17 года. II. Гос. Изд. 1924г. Шульгин. «Дни». Белград. 1925г. Шумский. Правда о гибели Китченера. «Π.Н.» 1939г., 16 июня. Эрцбергер. Германия и Антанта. Гос. Изд. 1923г. Юсупов. Конец Распутина. Париж, 1927г. Письмо имп. А.Ф. Кр. Арх. IV. Яхонтов. Тяжелые дни. Секретные заседания Сов. Министров, 16 июля – 2 сентября. Арх. Рус. Рев. XVIII. Первый год войны. «Возрождение». 36г. Книги С.П. Мельгунова Старообрядцы и свобода совести 1-ое изд. 1907г., 2-ое изд. 1917г. Студенческие организации 80-х и 90-х годов в Москве. 1908г. Церковь и Государство в России. I и II кн. 1909г. Великий подвижник протопоп Аввакум. 1917г. Москва и старая вера. 1917г. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. 1919г. Религиозно-общественные движения XVII–XVIII вв. 1922г. Дела и люди Александровского времени. 1923г. Красный Террор. 1924г. Гражданская война в освещении П.Н. Милюкова. 1929г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас первой половины XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая иконостасу «вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора — цельное собрание устюжской живописи XVII-XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI — начало XVII в.) — приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова — образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея-заповедника». Реставрация иконостаса была выполнена в 80-90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись. В 2017 году потомками Афанасия Гусельникова в дар собору была передана малая икона «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» — точная копия знаменитой работы мастера. С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор находился в совместном ведении «Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии. В 2016 году собор был передан в собственность Великоустюжской епархии. Прокопиевский собор с 2015 года имеет статус кафедрального. Настоятель собора — епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

Файл 32073.jpg:   Размер: 633x773, 0.49 MPix, 217 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (5) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ) Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см КП 7430 Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам,[...] Файл 32136.jpg:   Размер: 596x838, 0.5 MPix, 138 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (142) , (3) . Описание: Богоматерь Яхромская. Около 1883 г. 31 х 25,6 х 0,5 см. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34472.jpg:   Размер: 649x773, 0.5 MPix, 162 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (101) , (2) . Описание: Богоматерь Яхромская. Иконный образец. XIX в. Комплект: Иконография Богоматери. Альбом А.С. Уварова (разобранный). Место создания: Россия. 43,7 х 35,5 см. Материал, техника: Бумага, сажа, охра, оттиск. Государственный исторический музей, Москва. Файл 35177.jpg:   Размер: 571x830, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-11-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (54) , (0) . Описание: Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Яхремския. Фрагмент гравюры. Первая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 80 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ Файл 35400.jpg:   Размер: 613x1077, 0.66 MPix, 306 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (54) , (0) . Описание: Фотография. Икона. Богоматерь Яхромская. Период создания: конец XIX - начало XX вв. Материал, техника: бумага, эмульсия, картон, альбуминовый отпечаток Размер: фотография: 21,6х18,5 см; паспарту: 31,2х26,5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 43349496 Номер по КП (ГИК): ГИМ 73469 Инвентарный номер: ДРЖ Фот. 330 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " см. http://pravicon.com/image-34472

http://pravicon.com/icon-364

16. Константин Николаевич Леонтьев: реакционер, пророк?//Вступит. ст. К. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза(1872-1891). Изд. «Республика», М., 1996, 1, 2 а. л. 17. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Славяноведение, 1996, 6, 1 а. л. 18. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. 1992-1996. М., 1996, 1, 3 а. л. 19. Югославянство/славянство в русской эмигрантской периодике//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996, 0,6 а. л. 20. К истории деятельности православных братств//Церковь в истории славянских народов.  М., 1997, 0, 6 а. л. 21. Тревоги и заботы национальной школы//Педагогика, 1997, 1, 0, 7 а. л. 22. Македония - споры, соглашения, войны//На путях к Югославии: за и против. Очерки национальных идеологий югославянских народов. Конец XVIII начало XX вв. М., 1997, 1, 2 а. л. 23. Этапы борьбы македонского народа за независимость//Вступит. ст. Македония. Путь к независимости. Документы. М., 1997, 1, 2 а. л. В соавт. 24. Болгарская тема: pro et contra//Славянский альманах. М., 1998, 1, 3 а. л. 25. Константин Леонтьев//Литературная учеба, М., 1998, 4-6, С. 177. 26. Православие и политика (из истории русско-болгарских отношений)//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 1999, 1, 3 а. л. 27. Гордиев узел Балкан//Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999, 0, 6 а. л. 28. «И на камени веры утверди мя» (из истории русско-сербских связей)//Славянский альманах. М., 1999, 1, 2 а. л. 29. Украинский вопрос и проблема «балканизации» России в среде русских эмигрантов в 1930-е годы в связи с выходом в свет сборника документов «Чему свидетели мы были...»//Славяноведение, 1999, 4, 0, 6 а. л. 30. Забытая страница (из послевоенной истории Русской Церкви в Югославии)//Славяноведение, 1999, 5, 0, 7 а. л. 31. К проблеме исторической памяти//Славянский альманах. М., 2000, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

6.       Фронтир в истории черноморского казачества: некоторые факторы освоения пространства//Культурная жизнь Юга России. 2009.   7.       Из истории освоения славянами Северного Кавказа и распространения старообрядчества в регионе (конец XVII–XVIII век)//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. Ростов н/Д, 2009. С.42–46.  8.     Казачьи сообщества Крымского ханства и старообрядчество на Северном Кавказе в конце XVIIXVIII b.//Российская история. 2009. Иные публикации. Монографии: 1.       «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Краснодар, 2001 (22,52 п.л.). 2.       «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Краснодар, 2002. Изд. 2-е, испр. и доп.   (18 п.л.). 3.       Память жива в веках. Возвращение к истокам: об участии казаков в войнах XVIII–XX вв. Краснодар, 2006. Глава 1 (в соавторстве с А.А. Пригариным,        А.Н. Малукало) (2,4 п.л.). 4.  Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII в. – начало XVIII. Ростов-на-Дону, 2009 (18 п.л.).  в.) Статьи: 1.        Русско-турецкая война 1768–1774 гг. и переселение казаков-некрасовцев в Османскую империю//Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. Краснодар, 2000. С.11–17.  2.        Казаки-некрасовцы в Османской империи: динамика религиозных воззре- ний//«Проблемы изучения и развития казачьей культуры»: Мат-лы научно-практ. конф. Майкоп, 2000. С.65–73 3.        Эмиграция казаков-старообрядцев в Крымское ханство: к истории формирования кубанского казачества в начале XVIII в.//Христианство и христианская культура в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе: Темат. сб. науч. ст./Под ред. Т.С. Рудиченко. Ростов н/Д, 2000. С.39–52. 4.        Кубанское казачество: условия формирования и пополнения: (К вопросу о генезисе и развитии ранних казачьих сообществ)//Социальная организация и обычное право: Мат-лы научной конференции  (г. Краснодар, 24–26 августа 2000 г.). Краснодар, 2001. С.193–214.

http://bogoslov.ru/person/532883

Л. А. Секретарь. Софийская площадь и ее значение в жизни губернского Новгорода 1778-1917 гг.    123 И. А. Мельников. Старообрядчество Устюженского уезда Новгородской губернии в XIX-XX вв.: динамика расселения, конфессиональные взаимосвязи    153 А. Н. Кириллов. К истории высланных в Новгородскую губернию в первой половине 1890-х годов по обвинению в посредничестве в нелегальной эмиграции в Бразилию    182 Т. Н. Курочкина. Инновации в промышленности Новгородской губернии (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.)    192 Я. А. Васильев. Новгородские ростовщики (конец XIX-haчaлo ХХ в.)    215 Т. А. Корешкова. Начало государственной поддержки сельского хозяйства Новгородской губернии. Деятельность уполномоченного МЗиГИ Э. А. Дидрикиля     244 Д. Б. Терешкина. Герои-«двоечники» в стенах Новгородской мужской гимназии (обзор документов Ф. 385 ГАНО)    254 Д. Ю. Асташкин. Гибель ленинградских детей при реэвакуации из Ленобласти: обстрел станции Лычково 18 июля 1941 года    275 В. Г. Колотушкин. Проблемы формирования и становления новгородских партизанских отрядов (1941-1942 гг.)    285   ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ XVII — НАЧАЛА XVIII в. И. А. Поляков. Документы семьи Мининых — торговых людей Тихвинского посада XVII в.    299 Н. А. Шереметов. К истории взаимоотношений Тихвинского Успенского монастыря и помещика Петра Арцыбашева: материалы конфликта 1673 г.    329 А. В. Сиренов, И. А. Шалина. Росписи Тихвинского Успенского собора по архивным документам    349 Е. С. Дилигул. Новые сведения о чудесах Тихвинской иконы Богоматери в начале XVIII в.    387   ПУБЛИКАЦИИ Г. А. Замятин. Военные операции Ганса Мунка в Московском государстве в 1611-1612 гг. и контрмеры вождей Первого и Второго ополчений    394 Аннотации 457;  Summary 464;  Сведения об авторах 471;  Список сокращений 475   С материалами номера можно ознакомиться на сайте сборника Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/event/6026700

История Маронитской Церкви может быть разделена на несколько основных периодов. Первый период (IV–VII вв.) рассматривает корни маронитских общин в то время, когда они находились в полном единстве с Антиохийской Православной Церковью, разделяли ее учение и канонические правила. Второй период (VII–XII вв.) относится ко времени монофелитской ереси и откола от полноты Православия ее последователей, образовавших самостоятельную Маронитскую Церковь. Третий период, наиболее продолжительный во времени (XII–XVIII вв.), рассматривает вступление в юрисдикцию Рима и процесс латинизации Маронитской Церкви. Четвертый и последний период (конец XVIII–koheц XX вв.) — жизнь маронитов в новой истории. Жизнь Маронитской Церкви этого этапа в основном сосредоточена на вопросах государственного строительства, защиты интересов христианства в регионе и на диалоге с исламским окружением. 2. Происхождение маронитских общин 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина Практически все компетентные ученые сходятся в описании истории маронитов после XVI века, но в оценке предшествующего периода единодушия не наблюдается. И одним из наиболее принципиальных является кажущийся простым вопрос: кто же такие марониты ? В узком смысле слова марониты представляют собой конфессиональную общину, определяемую специфичностью вероисповедания и обряда, которая, зародившись на Ближнем Востоке (Сирия), распространилась ныне практически по всем континентам. Вместе с тем их религиозная и социально-общественная обособленность вскормили настоящее национальное самосознание. Сами марониты в подавляющем большинстве считают себя самостоятельной нацией, приводя как аналог пример ближневосточных армян. Были созданы целые теории, доказывающие наличие у маронитов неарабских этнических корней. Согласно одной из них (не имеющей, правда, под собой никакой реальной основы), они происходят из древней Финикии. Согласно другой (возможность которой более обоснована), они представляют собой потомство мардаитов — изначально иранского или анатолийского населения, обосновавшегося в Ливане в IV веке. Эта народность поставляла немало солдат армии Византии для борьбы с арабами. Затем, при императоре Юстиниане II, это племя рассеялось — за исключением небольшой своей части, сохранившейся в Ливанских Горах 2 . Разделяет мнение о мардаитских корнях современных маронитов и русский историк А. В. Карташев 3 . Третья теория чаще всего выдвигается маронитскими историками, желающими доказать местные корни своих общин. Она связывает маронитов с потомками арабского племени бедуинов, обосновавшимися в Ливане в дохристианскую эпоху 4 .

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Не меньшие проблемы ожидают исследователя и при обращении к архивному материалу. Если материалы по церковной истории дореволюционного периода сохранились относительно неплохо, то архивная база истории Русской церкви советского периода имеет значительные лакуны. 12 Последние годы исследователи, специализирующиеся в различных областях гуманитарного знания, начинают обращаться к церковной культуре нового времени. В 1995 г. появилась монография О.Ю. Тарасова (Тарасов 1995), посвященная русскому иконописанию синодальной эпохи. В 1998 выходит сборник источников по истории русской духовной музыки нового времени (РДМ 1998). Методы, к которым приходится прибегать исследователям, занимающимся историей церковной культуры нового времени, имеют много общего. Так, О.Ю. Тарасов достаточно точно сформулировал специфику описания иконы XVIII-XX вв. Широкое распространение и огромный объем исследуемого материала (исследователь говорит о «бремени количества») ведут к нестандартному, нетрадиционному подходу. Акцент ставится не на художественном своеобразии и особенностях композиции иконы, что характерно для описания произведений более ранних эпох, а на функционировании иконы и ее связи с церковной историей. Большое внимание также уделяется проблеме адаптации западных источников на русской почве. То есть икона послепетровской эпохи изучается не как факт истории искусства, а как факт истории церковной культуры нового времени. Такой подход кажется продуктивным и в связи с изучением церковной книжности и церковнославянского языка второй половины XVIII-XX вв. Огромное количество богослужебных книг, на первый взгляд не отличающихся друг от друга, и аморфность исследуемого материала (трудно отделить существенное от несущественного) заставляют нас обращать внимание не столько на особенности конкретных изданий, сколько на связь истории церковной книжности с общецерковной историей, с историей учреждений, ответственных за издание богослужебных книг, с историей дискуссий о литургических реформах и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

13.    «Черномория» versus «Кубань»: некоторые аспекты дискурса империй и теоретические аспекты изучения истории Северо-Западного Кавказа конца XVIII в. – начала XIX в.//Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 г. Дикаревские чтения (12). Краснодар, 2006. С.379–395. 14.    Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа после церковного раскола: религиозный нонконформизм и стратегии выживания//Память жива в веках: военная история кубанского казачества (конец XVIII – начало XX в.): Мат-лы науч. конф. Краснодар, 2006. С.39–44. 15.    Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в конце XVII–XVIII вв.: практики взаимоотношений фронтирных сообществ с мусульманскими государствами Причерноморья (в контексте задач и перспектив изучения международных отношений в регионе)//Историческое знание Кубани: становление и тенденции развития (конец XVIII – начало ХХ в.»: Мат-лы науч. конф. Краснодар, 2006. С.81–88. 16.    Воображение региона как колонизация: Кубань-Черномория-Кубань (практики Российской империи на Северо-Западном Кавказе в конце XVIII– середине XIX вв.). Ч.1. «Преодоление» Татарии//«Курорт» в дискурсивных практиках социогуманитарного знания: Мат-лы межд. науч. конф. Ставрополь-Пятигорск-Москва, 2007. С.360–368. 17.    Дискурс империй и актуальные проблемы истории Северо-Западного Кавказа второй половины XVIII в. – начала  XIX в. (проблемы и перспективы теоретического изучения)//Историко-культурные процессы на Северном Кавказе (взаимодействие, взаимовоздействие, синтез): Мат-лы Всерос. научно-практ. конф. Под. ред. Ю.А. Стецуры. Армавир, 2007, С.30–45. 18.    Козацтво Дону i Nibhiчho-Зaxiдhoro Кавказу в XVII–XVIII ст.: практики прикордонних з мусульманськими державами ред. Т. Чyxлiб.  Kuib, 2007. Вип.10. С.59–64. 19.    Воображение региона как колонизация: Кубань-Черномория-Кубань (практики Российской империи на Северо-Западном Кавказе в конце XVIII –  середине XIX в.)//Лавровский сборник: Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история. Археология, Культурология. 2006–2007/Отв. ред. Ю.Ю. Карпов, И.В. Стасевич. СПб., 2007. С.63–68.

http://bogoslov.ru/person/532883

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010