2. «В самых же ранних редакциях “Задонщины” Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют». Вновь искажение. У «Задонщины» нет ранней и поздней редакций, а есть списки, самостоятельно восходящие через два извода к не дошедшему до нас автографическому тексту 80-х годов XIV века. Списков всего шесть: Ундольского – У (XVII b.), Ждановский – Ж (X5II b., отрывок); Исторический первый – И-1 (конец XVI b., без начала),. Исторический второй – И-2 (начало XVI b., отрывок); Кирилло-Белозерский – К-Б (1470-е гг.); Синодальный – С (XVII b.). Вновь обратимся к оценкам специалистов. Как писал доктор филологических наук, много лет посвятивший изучению этого произведения, Л.А. Дмитриев: «Каждый в отдельности список “Задонщины” имеет такое количество искажений и дефектов, что издание произведения по какому-либо одному из списков не даст достаточно полного и ясного представления о тексте произведения. Поэтому уже с давних времен принято давать реконструкцию текста “Задонщины” на основе сравнительного анализа всех списков памятника» (Библиотека литературы Древней Руси. СПб., Наука, 1999, т. 6). В основу существующих научных изданий «Задонщины» положен список Ундольского. Итак, что говорит текст, который исследователи считают самым авторитетным из всех списков «Задонщины»?: «Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда [т.е. битвы] привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: “Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!” Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу. В такое время старому человеку следует юность вспомнить, а удалым людям мужество свое испытать. И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: “Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, и за землю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича”» (Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. Пер. Л.А. Дмитриева. M., 1981. С. 96 – 111).

http://pravoslavie.ru/6989.html

Как признанный мастер своего дела, Е. П., по всей видимости, служил двум русским митрополитам – Киприану и Фотию: одному как публицист-летописец, другому как анонимный соавтор одного из его посланий. Сравнивая произведения Е. П., можно заметить, что манера его письма отражала не только нормативы его времени и свойства его собственной личности, но каждый раз также личности того, на кого был направлен его мысленный взор. Будучи прекрасно образованным и начитанным писателем-профессионалом, имея свои приемы и привычки, Е. П. владел множеством литературных форм и оттенков стиля и мог в своих произведениях быть и бесстрастным фактографом, не позволяющим себе лишнего слова, и изощренным «словоплетом», впадающим в долгие стихообразные медитации; и ликующим или горестным, и сдержанным или ироничным; и прозрачно-ясным, и прикровенно-многоплановым – благодаря чему и мог дать почувствовать личность того, о ком писал. Умер Е. П. не позже 1422 г. – времени открытия мощей Сергия Радонежского (об этом он как будто еще не знает). Изд.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием в XV в./Сообщил архим Леонид. Печатаются по Троицким спискам XVI в С. разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьих Миней – СПб., 1885 (ПДПИ, 58); Житие св. Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым – СПб., 1897; Житие Сергия Радонежского/Подг. текста и комм. Д. М. Буланина, Перевод М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина//ПЛДР: XIV – середина XV века – М., 1981. – С. 256–429, 570–579; Письмо Епифания Премуд рого к Кириллу Тверскому/Подг. текста, перевод и комм. О. А. Белобровой//Там же. – С. 444–447, 581–582. Лит.: Адрианова-Перетц В. П. Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго//ТОДРЛ. – 1947. – Т. 5 – С. 82–89; 3убов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. – 1953. – Т. 9 – С. 145–158; Лихачев Д. С.; 1) Человек в литературе Древней Руси – М., 1970. – С. 72–92; 2) Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIVначало XV в ) – М.; Л., 1962; Соловьев А. В. Епифаний Премудрый как автор «Слова о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русьскаго»//ТОДРЛ. – 1970. – Т. 25 – С. 81–104; Антонова М. Ф. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго (Вопросы атрибуции и жанра)//ТОДРЛ. – 1974. – Т. 28 – С. 140–154; Прохоров Г. М. 1) Памятники переводной и русской литературы XIV–XV вв. – Л., 1987 – С. 88–154; 2) Епифаний Премудрый//Словарь книжников – Вып. 2, ч. 1 – С. 211–220.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/litera...

Монастыри были литературными центрами, например маленький Усть-Шехонский монастырь был таким центром. В конце XIV -начале XV века в Европе начинают распространяться Университеты, как центры культуры, а у нас роль таких культурных, просветительных центром играли общежительные монастыри. Наши монастыри были книжными центрами, во всех монастырях писали, хранили и читали книги. Монахи в древности были самым читающим сословием на Руси. Людмила Ильюнина : Так было до самой революции или изменения в жизни монастырей начались раньше? Гелиан Прохоров : Рубеж, как и во всех областях русской жизни, приходится на конец XVII -начало XVIII века. Тогда начинается спад. Хотя уже в конце XV века началось расхождение мнений внутри церкви - так называемые " нестяжатели " и " иосифляне " . Я составил в свое время две таблицы: одна - траектория взлетов и падений числа русских святых по векам; вторая - отражает интенсивность переписки исихастских книг (тоже по векам) в двух центрах - в Троице-Сергиевой Лавре и Кирилло-Белозерском монастыре. Положение дел в этих монастырях можно считать типичным в первом случае - для центра Руси, во втором - для Севера. Степень интереса к исихастской литературе можно считать показателем духовного состояния общества. Сравнивая два графика, мы видим, что тенденции на севере и в центре Руси одинаковы, но, между тем кривая севера от XIII века и до XVIII неизменно выше, чем в центре. На севере намного больше переписывали и писали исихастских книг. Особенно это показательно для XV века. И, когда мы смотрим на первый график - по святым русским, то видим, что и по святости (по количеству святых во все века) север занимает первое место, недаром его называли русской Фиваидой. Людмила Ильюнина : И недаром на север пришелся самый сокрушительный удар безбожной власти, - все монастыри были закрыты, многие превращены в концентрационные лагеря, многие разрушены. И теперь нужны новые подвижники, которые будут восстанавливать из " мерзости запустения " поруганную святыню. Гелиан Прохоров : Будем в это верить, в некоторых местах восстановление уже идет. Важно, чтобы при этом сохранялись архитектурные и художественные памятники, поэтому русский север нужно не только любить, но и изучать.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

Могут ли утверждать, что папство могло вводить или безнаказанно могло позволять вводить в Церквах, подчиненных его власти, крещение, признаваемое первенствующей Церковью несовершенным? Что оно могло определить, будто крещение, преподанное несовершенным образом и лишь в случаях необходимости, могло законным образом сделаться крещением обычным и правильным? Можно утверждать, что современное римское крещение действительно (valide), но оно непозволительно. Без сомнения, люди, вынужденные необходимостью принимать подобное крещение, не могут быть ответственны пред Богом; без сомнения, они не должны и не могут подвергаться перекрещиванию, потому что принятое ими крещение действительно, и крещение есть единое; но папство виновно в том, что принимает и выдает за обычное крещение, крещение непозволительное, совершаемое вопреки апостольскому обряду. На основании вышесказанного нами, можно полагать, что конец XIV века и начало XV были эпохой, когда нововведение это установилось. Так во многих Церквах древнее этой эпохи, встречаются крещальни, употреблявшиеся при крещении через погружение. Эти древние камни служат, таким образом, немыми свидетелями римского нововведения. К началу XV века это нововведение распространилось так сильно, что в XV веке протестанты, задумавшие возвратить Церковь к её первоначальной чистоте, уже приняли его и ввели в практику. Да и теперь, совершающие среди них крещение, совершают его через обливание или окропление; и часто, в некоторых сектах, совершают его с таким легкомыслием, что можно сомневаться, можно ли признавать их крещение действительным и не есть ли оно пустое подражание таинству. Английская Церковь в принципе допускает для детей два обряда, в этом таинстве: погружение или обливание, смотря по тому – заявят ли родители, что дитя здорово или слабо. Равным образом, она допускает два обряда и для взрослых. 58 Но можно утверждать, что римское нововведение, пользуется здесь уважением и что погружение неупотребительно в этой Церкви. Римские богословы осмеливаются теперь утверждать, что необходимо верить, будто крещение, совершенное через обливание или окропление, есть совершенное. Основание, приводимое ими в защиту этого положения, состоит в том, что уже несколько веков 59 Римская Церковь совершает крещение подобным образом. Собор. Тридентский составил даже правило с объявлением анафемы тому, кто скажет, что Римская Церковь , мать и госпожа всех Церквей, не исповедует истинного учения относительно крещения. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

— Сейчас в Церкви идет много споров о внутреннем убранстве храма, а как обстоит с этим дело в Толмачевском храме? Если у вас музейный статус, то и спрос больше. — Многие композиции сохранились почти полностью, поэтому удалось восстановить систему росписей. Все росписи отличает стилистическое единство, они исполнены в традициях академической живописи XIX века. Значительным достижением реставраторов Третьяковской галереи явилось создание иконостаса главного придела, также завершенного в 1997 году. В нем соединены образа из иконостасов Никольской церкви и другого известного храма Замоскворечья — Рождества Богоматери на Полянке, более известного под названием Космы и Дамиана в Кадашах. Все они датируются концом XVII столетия и созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Воссозданный иконостас достаточно точно воспроизводит первоначальную схему пятиярусного иконостаса Никольского храма, соединив иконы из разных храмов, стилистически он представляет единое художественное целое, являясь уникальным памятником церковного искусства XVII века и мастерства реставраторов. В «местном» ряду — сохранившиеся иконы из Никольской церкви: храмовая икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1697), «Спас Вседержитель» (1692), «Богоматерь " Одигитрия " », «Святитель Николай Чудотворец» (1692). Иконостасы приделов также были восстановлены при реконструкции. Более того, галерея передала храму более 200 икон из запасников, а также запрестольные кресты, литургическую утварь. Процесс передачи святынь продолжается все эти годы. Так, в 2005 году в Покровском приделе было установлено старинное распятие — Дмитровский крест. Исследователи расходятся в его датировке: одни, следуя сказанию, относят его к XIII веку, другие на основе живописных особенностей считают временем его создания конец XIVначало XV века. В Третьяковскую галерею Дмитровское распятие поступило из Государственного исторического музея в 1930 году. А с 2009 года в Никольском приделе храма находится Иверская икона Божией Матери. В 1929 году Иверская часовня на Красной площади была закрыта, а икона изъята, долгое время о ее местонахождении ничего не было известно. Недавно, опять же благодаря усилиям искусствоведов и реставраторов, удалось установить, что в Третьяковской галерее, скорее всего, хранится именно этот чудотворный список из Иверской часовни. Он поступил в музей в 1933 году без указания происхождения, размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя, другие детали свидетельствуют в пользу этого предположения. Было решено передать эту икону в наш храм, и сегодня верующие могут молиться перед ней в своих скорбях и печалях.

http://patriarchia.ru/db/text/2660985.ht...

Как мы уже неоднократно говорили, постановка русских древностей в теснейшую генетическую связь с европейским искусством должна заменить современное антикварское отношение, довольствующееся местным любопытством и характерностью разрозненных случаев и экземпляров. Эпоха эта начинается, по-видимому, уже в конце XIV столетия; пока она связана с именем Феофана, расписывавшего в Новгороде в 1378 году церковь Спаса на Ильинской ул. Тот же Феофан в 1395 году с Симеоном Черным писал церковь Рождества Богородицы в Москве, а в 1399 г. они расписывали Архангельский собор. Конец XV и начало XVI стол., представляют ряд росписей, выполненных в Москве, и между ними любопытным вопросом является роспись Благовещенского собора. Как известно, стенопись Благовещенского собора, подобно и всем предыдущим, не сохранилась. В 1482–84 гг. собор был разобран и к 1489 году было построено ныне существующее здание 128 собора. Насколько эти краткие известия передают точно дело постройки собора, предстоит еще со временем исследовать специалистам, но уже в настоящее время можно думать, что открытые под позднейшею росписью 1654 г. фрески соборной паперти принадлежат или реставрации после пожара 1547 г., или даже началу XVI века, точнее говоря, относятся к той стенописи, которая была в новом храме выполнена иконописцем Феодосием, сыном Дионисия, причем, однако, паперть не была уже расписана по золотому фону, как самая внутренность храма. Как известно, обнаруженные на стенах паперти древние фрески возбудили большое недоумение между членами специальной комиссии, которой была поручена в 1882 году реставрация собора. Производивший реставрацию академик живописи В. Д. Фартусов , видимо, выказавший редкую внимательность и любовь к старине, был даже заподозрен в умышленной подрисовке открытых им фресок: оправдываясь, он доказывал несправедливость этого обвинения, так как работал только с перочинным ножем и кистью для ретуши. К этому возможно прибавить, что всякая подрисовка была бы естественно в византийском или вообще греческом стиле, тогда как открытые Фартусовым фрески были единогласно отнесены всеми, их видевшими (о чем и доселе между художниками сохранились воспоминания), к итальянской живописи. Действительно, просматривая фотографии, снятые с этих открытых Фартусовым фресок, мы находим замечательное произведение греко-итальянского мастерства начала XVI века. Любопытно, что характерные головы святых, созерцающих Славу Б. М. во фреске «О тебе радуется», напоминают более всего итальянскую живопись венецианской (особенно близки рисунки Якопо Беллини) и Падуанской школы. Будем надеяться, что когда-нибудь вновь счистят современную роспись, найдут под нею и восстановят интересную древность. В заключение сошлемся на художественные типы, говорящие сами за себя и воспроизведенные с фотографий древней стенописи, при статье А. И. Успенского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

У современных старообрядцев от старых времен употребительны еще молитвы перед образом св. Иоанна Дамаскина – «о изучении церковного пения», пред образом св. Романа Сладкопевца – «о избавлении певцов от безгласия». Говоря о знаменном распеве необходимо упомянуть одну чрезвычайно важную по своим последствиям сторону в его развитии. Это так называемое раздельноречие или хомония. До XIV века особенностью певческого текста было истинноречие, то есть текст церковных напевов не отходил по произношению от обыденной, бывшей в употреблении речи. При переписке книг постепенно вкрадывалось много всякого рода ошибок, как в обозначение знамен, так и в самый текст. Одной из причин этих ошибок было то, что с XV века характер русского произношения стал постепенно меняться. Полугласные буквы Ъ и Ь теряли прежнее свое звучание. Певцы стали затрудняться их точным произношением, между тем, над этими буквами стояли певческие знаки, которые следовало петь. Ради удобства стали заменять полугласную букву Ъ – гласной О, а Ь- гласной Е. Старинное «дьньсь» обращалось в «денесе», «согрешихомъ» в «согрешихомо» и т. д. Вот это и было раздельноречием или хомонией. Сперва произносили «о» и «е» вместо «ъ» и «ь» сдержанными звуками, но к XVII веку раздельноречие было полное и сплошное. К нему привыкли и против него не возражали. Но раздельноречие приводило к таким видоизменениям слов, что подчас само значение их извращалось, и тогда, например, искажался даже смысл « Символа веры ». Вместе с помещением гласных там, где им не надо было находиться, появился еще и обычай вставлять в текст так называемые «попевки». Слова эти: «хубава», «ненена» и другие, подобные им, привносили в текст полную бессмыслицу. Вспомним, что конец XVI и начало XVII в. были временем исправления богослужебных книг. Понятна горячность споров, которая возникла и в певческом мире. Певцы крепко держались за старину и предание. Но реформа была нужна, как в области текстов, так и в области пения. Во главе комиссии по исправлению певческих книг коллегия певцов поставила из своей среды большой певческий авторитет в лице старца Звенигородского монастыря Александра по прозванию Мезенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Весьма характерно в этом отношении, что раскол, отделивший от Церкви большую группу консервативно мысливших, хотя и очень ярких и духовно сильных людей, – освободил творческие силы в русской Церкви: в XVIII веке мы замечаем настоящее возрождение церковного духа (хотя как раз с XVIII в. начинается стеснение Церкви со стороны государства). Раскол увел в сторону консервативные силы Церкви, – но даже и в нем затем стали проявляться творческие искания, свидетельствовавшие о большом накоплении духовных сил в русском народе. Всё это говорит нам о том, что период «молчания» (хотя эта характеристика в целом и неверна, как мы увидим дальше) был периодом накопления духовных сил, а вовсе не дремоты духовной. Странным и загадочным, но именно потому красноречивым контрастом с медленным развитием самостоятельной мысли в России является изумительное развитие в ту же эпоху русской иконописи. Гениальные создания Рублева (конец XIV и начало XV века), конечно стоят в самой тесной связи с византийской иконописью, однако, они свидетельствуют о пробуждении и развитии собственных творческих сил. Мы находим в этих созданиях такую художественную глубину, такое прозрение в запредельные сферы религиозного сознания (самое замечательное творчество Рублева – икона Св. Троицы), что нельзя не присоединиться к кн. Е. Трубецкому , который характеризует эти иконы, как «умозрение в красках» 15 . В этом творчестве перед нами манифестация Логоса, – иконы насыщены богословскими интуициями 16 . Один историк 17 справедливо указал на то, что принятие христианства вызвало в русских людях огромный духовный подъем, подлинное одушевление. Конечно, внедрение христианства на Руси происходило медленно за пределами городов, но это не ослабляет самого факта творческого одушевления, которое вовсе не было бесплодным и вовсе не проходило мимо Логоса. Во всяком случае уже в древней Руси, в её христианском сознании мы замечаем тот же примат морального и социального начала, какой мы увидим в чрезвычайном выражении в русской философии XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

— церковь Рождества Христова в селе Беседы (конец XIVначало Х V веков) основана в память похода Благоверного Великого Князя Димитрия Донского; — церковь Всех Святых на Кулишках (Х IV —Х VII века) на братской могиле воинов, погибших на Куликовом поле; у древнейшего храма на этом месте совершался молебен-клятва войска перед походом на Куликово поле; — Высоко-Петровский монастырь основан в X IV веке, обновлён в честь победы на Куликовом поле и перестроен в XVIIXVIII веках. В память спасения Москвы от разорения ордами Тамерлана основан Сретенский монастырь (сретенье — встреча): в 1395 году, во время нашеСретенский монастырьствия Тамерлана, по желанию великого князя Василия Димитриевича, ожидавшего врага под Коломной, в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери и с благоговением встречена там народом. Был отслужен молебен. По преданию и историческим источникам, Матерь Божия явилась во сне Тамерлану, окруженная небесным воинством, которое ему угрожало погибелью. Проснувшись, Тамерлан велел своей бесчисленной рати немедленно повернуть от Ельца обратно в степи. Встреча иконы была 26 августа, и в том же году была воздвигнута часовня, а в 1482 году заложили церковь Сретения Святыя Богородицы на Поле. С отражением нападения хана Мехмета в 1440 году связан Кресто-Воздвиженский монастырь (ныне снесён). В XV веке на месте этого монастыря Высоко-Петровский монастырьбыл дом боярина Владимира Григорьевича Ховрина. Во время нашествия войск хана Мехмета он организовал отражение татар и отбил полон. В 1450 году на месте своего дома и деревянной церкви он построил каменную и вскоре основал монастырь, в котором сам принял иночество. По случаю спасения Москвы от угрожавшего ей разорением сына хана Ногайской орды Мазовши, который внезапноЦерковь Ризоположения бежал со своими воинами 2 июля 1451 года в праздник Положения Ризы Богородицы, митрополит Иона в том же году основал церковь Ризоположения в Кремле. 31 августа 1486 года на этом месте митрополит Геронтий освятил новый храм того же посвящения: «В лето 6967 (1459 год от Р.Х.), татарове Седи Ахметовы похвалився, на Русь пошли, и Князь Великий Василей отпустил противу их к берегу сына своего Великого Князя Ивана со многими силами; пришедшим же татарам к берегу и не перепусти их Князь Великий, но отбися от них, они же побегоша; и тоя ради их похвалы Иона митрополит поставил церковь камену, Похвалу Богородици, придел к Пречистая алтарю возле южныа двери» (Воскресенская летопись).

http://old.pobeda.ru/voinskie-hramyi/pam...

Икона относится к московской школе первой четверти XVI века, к эпохе, когда расцветали столичные художества, прямо ориентировавшиеся на византийское искусство. В это время в царских мастерских создаются прекрасные образцы, подобные нашей иконе, в которой мы видим спокойный колорит, удлиненные пропорции, мягкость линий, розоватые оттенки пейзажного фона, отсутствие напряженности. Ангелы с прикровенными руками предстоят при величайшем событии – Богоявлении. Извод достаточно лаконичный, но, в то же время, очень изысканный.  Икона была куплена на аукционе Сотбис, и за нее шла очень серьезная борьба.  Сэр Ричард Темпл, собиратель, коллекционер, галерист, любитель древнерусского искусства из Лондона, очень хотел приобрести эту икону в свою коллекцию. И, несмотря на то, что прекрасно относится к нашему музею, сильно горевал, что икона досталась не ему.  Спас Нерукотворный. Конец XV –начало XVI века. Ростов. 93,8 х 73,8 см. Дерево, темпера В XV веке на Руси складывается особое почитание и особое распространение этого образа, который напрямую связан с византийской традицией. В основе иконографии лежит древнейшее предание о чуде, совершенном Христом, запечатлевшем свой лик на плате (мандилионе), который почитался как одна из главных святынь, связанных со Спасителем. Представленная в музее икона относится к особому иконографическому типу, отличительной чертой которого является отсутствие самого плата и особые пропорции лика Спасителя. Примечательно, что к тому же типу относится и небольшой византийский образ Спаса Нерукотворного XIV века, для которого был специально выстроен в Москве Спасо-Андроников монастырь и в котором он благоговейно хранился.  Но русские иконы Спаса Нерукотворного отличались от византийских тем, что Лик Спасителя изображался очень крупно, русские мастера наделяли этот образ чертами Пантократора, но, между тем, лишали его всякой экспрессии. Эта икона, по мнению исследователей, относится к ростовской иконописной традиции. Известно, что ростовским мастерам удавалось использовать эту иконографию наиболее выразительно и цельно. Также мы отмечаем, что ростовская живопись конца XVначала XVI века обладает особой выразительностью и лишена вещественной тяжести. Иконы из чикагского ранчо

http://pravmir.ru/ikony-raspilivali-i-ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010