В середине XIX века при церкви была открыта школа (штатное училище), помещавшаяся в типовом каменном доме, построенном на средства дрянновского крестьянина И.К. Воложанина. С 1858 года и в течение 36 лет в школе преподавал образованный педагог, священник Иван Иванович Мизеров. Также в д.Коптеловой действовала земская школа, а в д. Титовой – церковно-приходская. Так ольховцы готовили себе грамотную и трудолюбивую замену. Это отразилось на культурно-бытовой стороне жизни села – большинство ольховских домов были добротными, украшались деревянной резьбой, имели добротные дворовые постройки. К слову, в состав прихода входило семь деревень – Слободчикова, Коптелова, Титова, Тарасова, Клюкина, Рябинина, Епанчинцева. Всего на конец XIX века прихожан при ольховском храме Рождества Христова насчитывалось 2678 мужчин и 2799 женщин. В приходе также действовали три часовни. Одна из них находилась в 1,5 км от Ольховского в поле, еще две – в деревнях Титовой и Коптеловой. В настоящее время от ольховского храма Рождества Христова осталась лишь ограда, а на месте взорванной церкви впоследствии построили кинотеатр, в здании которого сейчас действует сельский клуб. Источник: Петр Осинцев, интернет-портал " Шадринский вестник " Ольховское село находится в 210 в. от Екатеринбурга и в 30 верстах от Шадринска. Весь приход расположен по притоку Исети, речке Ичкино, при впадении в него речки Ольховки. Местность кругом ровная, благоприятная для здоровья; почва черноземная, а по местам песчаная. Приход села образовался, можно думать, около 1680 годов, одновременно с соседними приходами: Канашевским, Маслянским и Буткинским. Свое название он получил от речки Ольховки, протекающей «по наволоку», на котором прежде росло много ольхи. Первыми поселенцами здесь были выходцы из внутренних губерний России, по большей части, люди господские, бежавшие от своих господ, а также безземельные дворяне, каковы например: Скибины, Бурдуковы и др., все чисто русского происхождения. В настоящее время в состав прихода, кроме села, входит 7 деревень: Слободчикова – в 1/2 в., Коптелова – 1 в., Титова, Тарасова и Клюкина – 5 в., Епанчинцева – 6 в. и Рябинина – 7 в. Прихожан числится 2678 д. м. п. и 2799 ж. п. Все прихожане государственные крестьяне, православные.

http://sobory.ru/article/?object=48223

  ПРЕДИСЛОВИЕ Для кого и зачем написаны эти страницы? Россия переживает удивительный период своей истории. Закончилось 70–летнее «вавилонское пленение» страны партией, называвшей себя коммунистической. Как бы ни относиться к этой партии и ее идеологии, несомненно, что это время было исторически неизбежным для страны и ее народа. Будущие исследования ответят нам на вопрос — почему мы прошли по такому пути и какой в этом был смысл. Сейчас же нам необходимо выйти на новый виток нашей истории, нам, уставшим от бессмысленных жертв, безответственности и бесхозяйственности, от того, что за нас все время решали «сверху» — что нам можно и нужно и чего нельзя и не нужно. И в начале этого витка нам необходимо понять смысл и значение многих вещей, которые в любом нормальном обществе существовали непрерывно в течение веков, но в нашем обществе на протяжении трех–четырех поколений находились где–то под спудом, в тени. К этим подспудным составляющим нашей жизни для миллионов наших соотечественников относилась до недавнего времени и Русская Православная Церковь. Что это такое? Что в ней и с ней происходит? Что это — тихая заводь, отделенная от остального мира малопонятным языком, обрядами, особым стилем жизни, погруженная в свое особенное, беспроблемное существование? Или часть общенародной жизни, пронизанная общими недугами? Каждый, конечно, знает, что Русь начала свою подлинную историческую жизнь незадолго перед Крещением и именно с ним вошла в семью христианских народов, обрела направление своей государственности и культуры. Православие было одним из трех оснований русской жизни, сформулированных окончательно в XIX веке по известной формуле: «православие, самодержавие, народность». С крушением самодержавия Русская Церковь превратилась из одухотворяющего мощного источника, поддерживающего всю народную жизнь, в некое временно терпимое зло. Сначала ее жестоко гнали. По некоторым данным за период с 1918 по конец 30–х годов было уничтожено 42 тысячи священников. Затем, в середине последней войны, Сталин отвел Церкви скромную роль исторического заповедника, поддерживающего патриотические чувства и, одновременно, безопасной для его режима, тихой гавани для пенсионеров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Еще раньше такая же дискуссия возникла в Америке, когда известный экономический историк Роберт Фогель и его коллеги построили модель (ее назвали контрфактической), которая показывала, как бы развивался юг Америки, если бы в Америке не произошло Гражданской войны в 60-х годах XIX века. Она вызвала большую полемику, но между строчек замечу, что 30 лет спустя, в 1993 году, Нобелевский комитет по премиям в области экономики решил в первый и, я думаю, в последний раз вручить Нобелевскую премию историкам. Какие существуют сегодня области применения компьютерных математических моделей в истории? Здесь можно назвать три основных направления. Это модели, которые позволяют изучить роль тех или иных факторов в развитии какого-то исторического процесса, взвесить, какую роль сыграли те или иные факторы экономической, социальной, политической природы и дали изучаемому процессу такой ход, который реализовался в истории. Это могут быть модели-реконструкции, когда исторический источник содержит пробелы, содержит такие моменты, которые не нашли отражения, и модели позволяют их правдоподобно реконструировать. Может быть, наиболее интересный вариант приложения этих моделей — это изучение исторических альтернатив. Эта тема была фактически под запретом вплоть до конца 1980-х годов, но сейчас уже никто из историков не спорит на тему о том, были ли альтернативы исторического развития или нет. Те, кто в сознательном возрасте прожил конец 1980-х 1990-е годы, на себе почувствовали альтернативность развития процессов в это время. Поэтому сегодня никто не спорит, есть ли альтернативы, — скорее, спорят о том, надо ли их изучать. Но если они были, то их надо изучать. Об этом, в частности, писал академик Ковальченко, один из прародителей количественной истории в нашей стране, который сказал, что альтернативы в истории действительно возникают возникают тогда, когда за разными вариантами развития стоят определенные политические и социальные силы, которые боролись за реализацию того или иного варианта. И если мы их видим, то почему нам не изучать их? Они были — их надо изучать.

http://bogoslov.ru/event/5350705

Размер: 617x1150, 0.71 MPix, 126 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (4) . Описание: [Русь. XVI.] Прпп. Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Положение во Гроб " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в музей. Файл 4140.jpg:   Размер: 945x1200, 1.13 MPix, 253 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (196) , (5) . Описание: [Русский Север. XVII.] Прп. Антоний. Икона. 1-я треть XVII в. 31 х 27.5. Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1961 г. из Архангельского областного краеведческого музея поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Файл 4141.jpg:   Размер: 980x1200, 1.18 MPix, 205 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (266) , (8) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4142.jpg:   Размер: 1484x1800, 2.67 MPix, 434 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (272) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4143.jpg:   Размер: 802x1200, 0.96 MPix, 144 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (163) , (2) . Описание: Икона " Св. Антоний Римлянин " . Дерево, масло, сусальное золочение. 31,5Х25,5. Россия, конец XIX в.Святой изображен в водах Волхова, приплывшим из Рима на камне со стеблем осоки в руках. Файл 13668.jpg:   Размер: 703x900, 0.63 MPix, 401 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (287) , (10) . Описание: Преподобный Антоний Римлянин. Новгород. Конец XVI - начало XVII в. Дерево, левкас, темпера. 31 х 27 см. Государственный исторический музей, Москва.

http://pravicon.com/icon-1227

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году). Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием " Чин избрания и поставления епископов " (1423), " Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей " , а также " Духовное завещание " , в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года). 20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Иконописный подлинник Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Москва. XIX. Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра.

http://patriarchia.ru/db/text/910054.htm...

Файл 9680.jpg:   Размер: 932x1200, 1.12 MPix, 271 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ростовские святые (снизу вверх справа нелево): свтт. Леонтий, Игнатий, Иаков, Исаия, прп. Авраамий, св. Исидор, прп. Петр перед Богоматерью. Рисунок (прорись с иконы). Русь. XVII века. ГРМ, ПМ-1175. Ретушировано. Файл 9681.jpg:   Размер: 864x1200, 1.04 MPix, 326 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (3) . Описание: [Сольвычегодск. 1650-1660-е.] " Ростовские святые " (Свт. Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков Ростовские и Стефан Пермский). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. в НГИАМЗе. Файл 9682.jpg:   Размер: 967x1200, 1.16 MPix, 229 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Богородица с предстоящими Ростовскими чудотворцами. Русь. Конец XVII в. 32 х 23. Из собрания А.А. Титова. В 1921 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9684.jpg:   Размер: 979x1200, 1.17 MPix, 248 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (2) . Описание: [Россия. XVIII.] Ростовские чудотворцы (Изображены: 1 ряд/слева направо/: свтт. Иаков., Исаия, Леонтий, Игнатий, Феодор. 2 ряд: прпп. Петр, Авраамий, свв. Исидор, Иоанн.) Икона. Россия. XVIII век. Церковь Толгской иконы Божией Матери в Ростове Великом. Файл 9685.jpg:   Размер: 885x1200, 1.06 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: [Россия. XIX.] Ростовские святые с архид. Стефаном и вмч. Димитрием в молении перед Владимирской иконой Богородицы. Икона. Россия. 1-я четверть XIX в. 71.5 х 57. Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9686.jpg:   Размер: 958x1200, 1.15 MPix, 255 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (171) , (5) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

http://pravicon.com/icon-2799

Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана. Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений. Иконописный подлинник Ярославль. 1752. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Ярославль. 1752. Из собрания Николая и Сергия Воробьёвых. ЦМиАР. Москва. Ярославль. 1-я треть XVIII. Прмч. Адриан Пошехонский в молении перед образом Успения Богоматери. Икона. Ярославль. 1-я треть XVIII века. 31.9 х 27.6. Из имения Петровское Рыбинского уезда. С 1921 года в собрании Рыбинского музея. Россия. XIX. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Россия. XIX в. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2)/фрагмент/. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собр. Москва. 1962-73. Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

Лучшим временем для монастыря стал конец XIX века. По описаниям современников, обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». Численность братии тогда была около 300 человек. Но пришли смутные года. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, а стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться. Успенский собор Но Бог не мог оставить это дивное место на погибель, и в 1990-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Много помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 1970-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить. В 1990 год по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя два года он принял постриг с именем Иоасаф. Настоятель монастыря игумен Иосиф В последние 15 лет монастырь переживал разные периоды, братия то прибывала, то убывала. Иеромонах Рафаил вспоминает: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек десять трудников. Ожидал я увидеть совсем другое: в книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах, а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысл Божий меня сюда привел». Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году, тоже говорит о запустении: «Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… Нет никакой логики в том, что я здесь остался: разруха, полное безначалие, неустройство, беспорядок. Очень много народу прошло через монастырь. И монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны – лес, с другой – река». В лучшие времена в последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.

http://pravoslavie.ru/4398.html

Это фундаментальный труд по русской лингвистической географии, получивший государственную премию СССР. От момента сбора первых материалов (конец 30-х годов XIX в.) до выпуска первого тома ДАРЯ прошло около 50 лет. За это время учеными-диалектологами из ИРЯ АН СССР и различных вузов на территории Центра Европейской части России был собран колоссальный по охвату материал в по фонетике, морфологии, лексике и синтаксису русских говоров. География ДАРЯ охватывает лишь территорию старейшего заселения славян, но сетка обследования устроена таким образом, что населенные пункты, попавшие в атлас, располагаются на расстоянии 15 км друг от друга; количество таких пунктов – более 4000. Атлас позволяет детально осмыслить диалектное членение русского языка на разных уровнях (папки содержат около 300 карт), он полезен для историков, этнографов и археологов. Существуют также атласы украинского и белорусского языков, которые образуют согласуемое единство с ДАРЯ. 2 Словарь русских народных говоров, вып.1-43. Л., 1965 — СПб, 2010 Это продолжающееся издание, последний из опубликованных на сайте ИЛИ РАН томов, стоит под литерой «Т». Среди множества современных и не очень современных диалектных словарей СРНГ занимает особое место. Большинство диалектных словарей привязаны к региону: Архангельский, Вологодский, Орловский и т.д., а СРНГ использует все доступные лексические диалектные материалы, которые собираются из региональных диалектных словарей, научных статей и в диалектологических экспедициях. С 2002 г. изданные тома словаря пополняются новым лексическим материалом, публикуемым в исправленных изданиях. Диалектный язык Лингвист Игорь Исаев об интересе к народной культуре, русской диалектологии и карте диалектного членения Русская диалектология: Учебник для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений, под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. Это учебник, предполагающий лингвистическую подготовку читателя, знание им системы терминов и исторической грамматики русского языка. В книге излагаются взгляды Московской диалектологической школы на русский диалектный язык. Авторами рассматривается противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия на основных уровнях и ярусах языка. Самостоятельные главы посвящены фонетике, морфологии, синтаксису, лексикологии и диалектной лексикографии, лингвистической географии, диалектному членению русского языка. В учебник включены некоторые новые данные по русской диалектологии.

http://bogoslov.ru/event/3448074

Согласно материалам «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (Т. 9. СПб., Лужений уезд, 1885), причт 4 храма до 1854 года состоял из священника и двух причетников, в связи с увеличением прихода была определена просвирня 5. Доходов получалось до 600 руб. на причт. Из них жалованье священника составляло 200 руб., псаломщиков — по 70 руб., просвирни — 30 руб. в год. На конец XIX века в состав прихода входили две усадьбы, село Феофилова пустынь и девять деревень Лавровни, Селицы, Пахонь, Кирилково, Старищи, Звад, Дертины, Большие и Малые Льзи. Близлежащими приходами были Гагринский, Запольский, Уторгощский, Боротинский и Веленский. По соседству находились две земские школы при волостных правлениях в Заполье и Боротно, а также министерские школы в Гагрине и Веленях, в которых обучались дети местных крестьян. Прихожан насчитывалось 824 человека мужского пола и 919 душ — женского. Церкви принадлежали два ветхих деревянных дома для причта, сторожка и баня; 89 десятин 2, 022 сажени земли, в том числе под кладбищами и церквями — 1 десятина 1, 590 сажени, неудобной земли — 1 десятина 1, 270 сажени; 2250 руб. капитала церковного и 530 руб. на причт.Дом священника был выстроен в 1858 году из боковых флигелей телеграфного здания, находившегося на шоссе в шести верстах от церкви. Рядом находился дом причетника, переделанный из бывшего здесь же дома священника Романского. По преданию, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Товия, живший в этом доме в период строительства храмов, оставил его за долги священнику Игнатию Васильеву, а потом дом переходил от одного священника к другому через покупку. До революции зажиточное село являлось центром ряда благотворительных учреждений. Из материалов того же журнала «Русский паломник» за 1902 год известно, что с 90-х годов XIX века под сенью храма Феофиловой пустыни приютился земский врачебный приемный покой, в 1899—1900 годах здесь возникла сель- екая община сестер милосердия с постоянным доктором. Устроителями общины являлись столичный (Санкт-Петербургский) священник отец И.С.

http://sobory.ru/article/?object=01588

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010