Среди спиритуалистов и теософов кон. XIX в. были распространены представления о стадиальном развитии человечества и его участии в глобальных эволюционных потоках, что соотносилось с приростом информации о религиях Востока, в первую очередь о буддизме и об индуизме с их представлениями о сансаре , круге перерождений, и дхарме , универсальном законе. Блаватская связывала переход человечества на «новый уровень бытия» с тайным об-вом учителей (махатмы, «Белое братство» и др.), с которыми теософы общались посредством спиритуалистических сеансов и откровений. Среди последователей Блаватской распространяется представление о связи «новой эпохи» с мессией (для лидера теософов А. Безант это был индийский проповедник Дж. Кришнамурти ). В 30-40-х гг. ХХ в. появилось множество текстов и образовались небольшие группы, распространяющие идеи «новой эпохи», а позднее также УФО-религии, связанные с контактами с инопланетянами (напр., Академия наук Юраниуса, США, 1954; общество «Этериус», Великобритания, 1955). Американка британского происхождения А. Бейли (1880-1949), теософ, утверждала, что была только передатчиком книг «Ученичество в Новом веке» ( Bailey A. Discepleship in the New Age. N. Y., 1944-1955. 2 vol.) и «Образование в Новом веке» ( Eadem. Education in the New Age. N. Y., 1954), полученных в медиумическом контакте от ее учителя - Тибетца. Она основала Школу Арканов для распространения духовного учения о приходе мессии Майтрейи, популяризировала медитацию и духовное развитие. Ее последователи практиковали ченнелинг (находясь в сознании или в состоянии транса, человек входит в контакт с личной или безличной силой (бог, боги, богини, ангелы, духи, умершие, атланты, махатмы, духи природы, инопланетяне, звезды и мн. др.), к-рая использует его как канал для передачи сообщений отдельной группе или всему человечеству), создавая собственные кружки. С расцветом контркультуры в 60-х гг. XX в. эти движения получили широкое распространение. В Лондоне возникла группа «Универсальная связь» (Universal Link), лидер которой, Р. Грейв, в 1961 г. получил сообщения от духовной сущности «Безграничная любовь». Послания были посвящены упадку культуры и человечества, грядущему Второму пришествию Христа и распространялись через спиритуалистические кружки и газеты. Брит. аристократ Э. Брук связывал распространение апокалиптических ожиданий с ядерной угрозой и основал «Универсальный фонд», члены к-рого были убеждены, что конец света произойдет на Рождество 1967 г. Последователи Грейва и Брука сформировали международную сеть (в США - Об-во духовных исследований, возглавляемое Н. Кейн). После того как пророчество не исполнилось, в сети распространилось представление, что Второе пришествие произошло невидимо.

http://pravenc.ru/text/2578011.html

Еще о «Дикарке». Гг. Соловьева и Островского. (Варш. Дневник; 1880 г.). I. Лучше очень поздно чем никогда!... В 18 Journal de St.-Petersbourg есть статья, озаглавленная Les Revues Russes и подписанная французскими буквами L.V. Статья эта посвящена разбору декабрьской книжки Русскою Вестника. В ней, между прочим, судят меня довольно строго за мой отзыв о Ник. Яковлевиче Соловьеве (авторе Женитьбы Белугина). Критик моей критики говорит, что я плохо скрыл мое имя под начальными буквами К.Л. Это правда, но это не моя вина. Я желал бы ничего не скрывать, но бывают обстоятельства, которые вынуждают нас поступать не совсем так, как хотим мы сами, а как придется. Например, 18 Journal de St.-Petersbourg вышел 20 января, а я собрался ответить только к 8 марта. Раньше я не мог. Я было совсем даже раздумал отвечать, но меня снова побудила к этому прекрасная пародия на Дикарку в Стрекозе. Пародия эта, очень остроумная, принадлежат г. Пропиратову; я ее перечел несколько раз и мне опять захотелось ответить г-ну L.V. Поздний ответ мой – столько же моя вина, сколько и то, что под статьей Русского Вестника, „Новый драматический писатель“ не выставлено мое имя сполна. Причина этому очень простая – редакционная. В этой же самой декабрьской книжке должен был появиться конец моей биографии оптинского иеромонаха Климента; мне же, признаюсь, очень хотелось видеть мою критику на г. Соловьева поскорее в печати, и я боялся, что редакция найдет неприличным, в одной и той же книжке, поместить две статьи, подписанные одним и тем же именем, и заранее просил подписать хоть одни буквы, только не откладывать. Вот что случилось, и я очень рад, что г. L.V. подал мне повод назвать себя полным именем. Да, это я, и этого еще мало. Я настаивал на публикации моей „свирепой“ (по выражению рецензента) критики, а вовсе не редакция г. Каткова „натравила“ меня на г. Островского, как думает г. L.V. Положим, я очень уважаю г. Каткова и считаю его незаменимым в некоторых отношениях для России, и одно из лучших прав его на мое уважение, – это та ненависть, которую питает к нему „сумасшедший дом петербургской печати“ (смотри Московские Вдомости в старых по поводу дела Засулич).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила 1844 г. Рождение Гани в Пермской губернии Ирбитского уезда Бобровской волости в деревне Фроловой от Феодора и Евдокии Зыряновых. 1849 г. Первое видение после первой Пасхальной службы. 1854 г. Чудесное исцеление праведным Симеоном Верхотурским. 1856 г. Паломничество по обету в Верхотурье. 1859 г. Ганя начинает помогать отцу в хозяйстве, но слаб здоровьем. 1863 г. Он вымаливает себе силу и здоровье. Первые проблески прозорливости. Чудесная пшеница. 13 августа 1864 г. Приход и поступление брата Гавриила в Оптину пустынь Калужской губернии. 28 декабря 1874 г. Прибытие в Москву, в Высокопетровский монастырь. 13 августа 1876 г. Пострижение в монашество с именем Тихона. 20 февраля 1877 г. О.Тихона посвящают в иеродиакона. 19 августа 1880 г. Официальное перемещение о.Тихона в Богоявленский монастырь. 29 июня 1881 г. Прибытие в Раифскую пустынь Казанской губернии. 24 января 1883 г. О.Тихон – иеромонах и вскоре братский духовник. С октября по 7 ноября 1883 г. Казначей Архиерейского дома в городе Казани. 1883 г., половина ноября. Иеромонах о.Тихон назначается в Седмиезерную пустынь. 5 октября 1892 г. Пострижение в схиму с именем Гавриила. 1893–1895 гг. Батюшка в болезни лежит недвижим сперва полтора года на левом боку, потом столько же и так же на правом. 1896–1897 гг. Два года еще лежит на спине. Видения и откровения. 1898 г. Батюшка начинает поправляться. Выздоравливает. 1898 г. Строит церковь (смета, заготовка материала, 16 мая – закладка фундамента). 16 октября 1899 г. Освящение храма во имя преп.Евфимия Великого и свят. Тихона Задонского для поминовения усопших. Начало самоличного служения батюшки. 1900 г. Награждение золотым наперсным крестом от Священного Синода и потом возведение о.Гавриила в сан схиархимандрита. 7 января 1903 г. Явление бесов о.Гавриилу, угрожающих ему изгнанием из монастыря. 1903–1908 гг. Клевета, доносы на о.Гавриила; пристрастная ревизия по монастырю. Конец июня 1908 г. Прибытие старца в Псков и в Спасо-Елеазарову пустынь. Перед тем отставка и увольнение из Седмиезерного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Санкт-Петербург. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Спасо-Бочаринская /// Объект утрачен Фотография Е.Ф.Феофанова, конец XIX - начало XX в. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/1378. Ф-10695 (сайт artsacademymuseum.org ; ошибочная аннотация «Кунсткамера в СПб. Деталь фасада») Сергей Прохоров 1 июня 1900 Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Бочаринская церковь). Эта церковь, одна из первых на Выборгской стороне, построена в 1714 г. в Бочарной слободе по повелению Петра I. Церковь была деревянная, однопрестольная, освящена 1 августа 1714 г. В 1744-1745 гг. на деньги купцов Дмитрия Лукьянова и Фёдора Зотова на месте обветшавшего храма по проекту И.Я. Шумахера был возведен новый, освященный в 1745 г. Через несколько лет вновь построенное здание было повреждено молнией. В 1749-1752 гг. на месте деревянной была построена каменная двухэтажная церковь в стиле барокко. Она была освящена 7 февраля 1752 г.: главный престол и два придела - Тихвинской иконы Божией Матери и во имя священномученика Антипы. После расширения 20 июня 1761 г. был освящен придел во имя Трех Святителей, а 4 ноября 1967 г. была освящена и верхняя Спасская церковь. Верхнюю церковь, напоминавшую по плану постройки М.Г. Земцова, перекрывал низкий свод с двумя рядами колонн, поставленных попарно. Зал пересекал поперечный неф, благодаря чему помещение казалось более просторным. Деревянная церковь к тому времени была отремонтирована и перенесена на Сенную площадь. В 1828 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1832 г. над входом выстроена колокольня, которую в 1902 г. заменили новой, трехъярусной. В 1840 г. по проекту А.Я. Андреева на углу были выстроены каменная ограда и часовня. Последняя подверглась перестройке спустя четверть века при ремонте храма. В 1880-1881 гг. храм был значительно обновлен. В нижнем этаже, где размещались приделы во имя Тихвинской иконы Божией Матери и священномученика Антипы, были установлены фарфоровые иконостасы, изготовленные на фабрике Корнилова. В 1889 г. отремонтировали верхнюю церковь, превратив ее в теплую. В верхнем храме стоял прекрасный деревянный иконостас середины XVIII века с хорошо сохранявшейся резьбой. На хорах находилась церковь во имя Николая Чудотворца, устроенная фабрикантом Роговиковым, позже перенесенная в его дом у Пустого рынка.

http://sobory.ru/article/?object=34600

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5928.jpg:   Размер: 486x940, 0.46 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (132) , (4) . Описание: Елеазар Анзерский. Конец XIX - начало XX века. Владимирская губ., с. Холуй. Доска цельная, без ковчега и без шпонок. Левкас, масло. 13.4 х 11.1 см. Из д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области. Государственное музейное объединение " Художественная культура русского Севера " .С сайта " Виртуальная ризница Соловецкого монастыря " Файл 31127.jpg:   Размер: 600x729, 0.44 MPix, 156 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (83) , (1) . Описание: Пр. Елеазар Анзерский. Кон. XIX - нач. XX в. Дерево, масло, левкас, темпера, смешанная техника. 26,5 х 22,5 х 2,3 см. Место создания: о. Соловки. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Файл 32022.jpg:   Размер: 615x723, 0.44 MPix, 108 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (117) , (0) . Описание: Пр. Елеазар Анзерский. 1860-1880-е гг. Дерево, масло. 125,2 х 70,5 х 4. Место создания: Соловецкий монастырь. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Файл 32023.jpg:   Размер: 448x800, 0.36 MPix, 57 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (0) . Описание: Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. - Санкт-Петербург : тип. М.И. Акинфиева и И.В. Леонтьева, 1899. - 92 с., 9 л. цв. ил.; 24. Файл 33061.jpg:   Размер: 1643x2636, 4.33 MPix, 336 Kb. Дата: 2018-11-19, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (98) , (0) . Описание: Икона надгробная " Преподобный Елеазар Анзерский " . Период создания: XIX в. Материал, техника: шелк, металлическая нить, дерево, шелковая нить, холст, канитель, ткачество, живопись маслом, блестки, фольга, стекло, шитье. Размер: 66×178. Место создания: — Номер в Госкаталоге: 3612021. Номер по ГИК (КП): КП-2736. Инвентарный номер: Т-469. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы " Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и [...] Файл 34940.jpg:   Размер: 309x800, 0.25 MPix, 71 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (41) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1759-photo

Из статьи " Бесславный конец: снос Никольской (Чесменской) церкви в селе Посадниково Новоржевского уезда "  К.Б. Жучков, кандидат исторических наук, учёный секретарь музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».  Село Посадниково в 18 веке принадлежало небогатому роду дворян Ланских. В 1736 г. (по сведениям из метрики - в 1739 г.) А.Г. Ланской построил каменную Казанскую церковь, ставшую усыпальницей нескольких поколений владельческой семьи. В 1756 г. в имении Ланских в Новоржевском уезде насчитывалось более 700 крепостных душ. С 1770-х гг. Посадниково значится за капитаном Д.А. Ланским, а затем за его вдовой Ульяной Яковлевной (ум. в 1792 г.). Положение семьи резко изменилось с возвышением их сына А.Д. Ланского (1758-1784), ставшего в конце 1779 г. очередным фаворитом императрицы. В подаренном ему в 1782 г. имении Велье в той же Псковской губернии Ланской задумал строительство грандиозного дворца по проекту Д. Кваренги. Все планы оказались перечеркнуты внезапной смертью фаворита. Единственным замыслом, который он успел реализовать при жизни, стала церковь в Посадникове, возведенная рядом (в ¼ версты) с дедовским храмом-усыпальницей. Ланской решил повторить в своей усадьбе Чесменскую церковь, на освящении которой присутствовал за год до начала стройки, в 1780 г. Посадниковская церковь строилась сразу после Чесменской и вероятно по тому же проекту Фельтена, возможно даже под его наблюдением. Коршунова сообщает, что в это время, в 1782-1784 гг. Фельтен занимался перестройкой дома А.Д. Ланского в Петербурге, неподалеку от Зимнего дворца. Так что в отличие от Полторацких Ланской имел больше возможностей привлечь самого Фельтена для повторной реализации проекта Чесменской церкви в своей усадьбе. Строительство, видимо, в основном было завершено к моменту кончины Ланского, однако отделочные работы продолжались до 1788 г., когда, по некоторым сведениям, церковь была освящена. В 1789 г. достроили отдельно стоящую колокольню, которой, как известно, не было в ансамбле Чесменской церкви. Среди ее колоколов был самый большой, весом 1690 кг, колокол, отлитый за несколько лет до этого, еще при жизни отца фаворита, Дмитрия Артемьевича Ланского. Известно, что постоянных служб в новом храме не было, для них использовали соседнюю Казанскую церковь, в ней же продолжали хоронить и членов семьи храмоздателя. Стоявший большую часть времени закрытым, Никольский храм скоро начал ветшать, еще при Ланских – брате фаворита полковнике Якове Дмитриевиче (к нему усадьба перешла в 1792 г.) и потомках его дочери Варвары, в замужестве Кайсаровой, владевших Посадниковым до 1880-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=34096

Соскучившись городской молвой, пустыннолюбивый инок просил покровителя своего преосвященного Стефана отпустить его в Глушицкий монастырь, но преосвященный, прозревая способность его быть добрым настоятелем, готовил ему иное назначение и не спешил отпустить его от себя. В это время, т. е. в конце 1831 года, скончался строитель Лопотова Пельшемского монастыря иеромонах Иосиф. По распоряжению преосвященного обряд погребения почившего строителя поручено было совершить иеромонаху Игнатию, а 6 января 1832 года архипастырь не усомнился назначить его строителем означенного монастыря, при чем возложил на него набедренник. Напутствованный благословением преосвященного Стефана, отправился строитель Игнатий в порученную ему обитель 75 . 65 Преосвященный Стефан (С. Л. Романовский, 1787–1841) – с 1828 г. епископ Вологодский. Был весьма расположен к свт. Игнатию. 66 Семигородная Успенская пустынь в Кадниковском уезде – расположена в глуши лесов, называлась « церковь Пречистыя Богородицы на семи горах». Основана в начале XV века иноками Глушицкого монастыря. В ней провел Димитрий Александрович конец 1830-го и начало 1831-го гг., здесь из глубины его смиренной души «вылился» покаянный «Плач инока», о котором современник свт. Игнатия писал: «Кто с небольшим в 20 лет мог восплакать плачем инока, тот был совершен и без седин опытности и старости, и никто кроме преосвященного Игнатия не мог в таком раннем возрасте высказать такие мысли. Едва ли кто и поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей» (Соколов. 4.1. С. 380). 68 Глушицкий Дионисиев монастырь Кадниковского уезда – основан преподобным Дионисием Глушицким в 1413 г. В настоящее время монастырь возрождается. 69 Архимандрит Пимен (П. Д. Мясников, 1810–1880) – прп., прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, память 17 августа (ст. ст.). Настоятель Николо-Угрешского монастыря, вологодский уроженец. Впервые Петр, будущий архимандрит Пимен, услышал о молодом подвижнике Димитрии Брянчанинове в конце 1820-х гг. от вологодского приходского священника о. Александра Юшкова, крестившего младенца Димитрия в с. Покровском и дружившего с семейством Брянчаниновых. Эти рассказы укрепляли желание юноши Петра сделаться монахом. Искренние отношения связывали архим. Пимена со свт. Игнатием на протяжении всей жизни, они описаны в его воспоминаниях, в которых, в частности, имеется: «Известие о кончине преосвященного Игнатия Брянчанинова 30 апр. 1867 г.», см.: (Пимен (Мясников). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. С. 406–407).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

…о царе Давиде не имел представления.  – Давид – царь Израильско-Иудейского государства (конец II b. – ок. 950 до н. э.). Зайцев написал о нем рассказ «Царь Давид» (напечатан в «Новом журнале». Нью-Йорк, 1945, По Оке ходили скромные ципулинские пароходы.  – И. К. Ципулин – владелец пароходной компании; с 1887 по 1901 г. – городской голова Калуги. …два экземпляра «Квартеронки»…  – «Квартеронка» (1856) – роман английского классика приключенческого жанра Томаса Майн Рида (1818–1883). …по указке Малинина и Буренина…  – А. Ф. Малинин (1834–1888) и К. П. Буренин (ум. в 1882) – педагоги-математики, авторы школьных учебников (некоторые написаны ими совместно) по арифметике, алгебре, геометрии, физике, по которым учились в 1880–1890е гг. «Лунная соната» – один из шедевров Людвига ван Бетховена (1770–1827) – 14я фортепьянная соната. Слышал… о Марате, Робеспьере.  – Жан Поль Марат (1743–1793) и Максимильен Робеспьер (1758–1794) – деятели Великой Французской революции, вожди якобинцев; первый – убит жирондисткой Шарлоттой Корде; второй – казнен термидорианцами. Петров день – христианский праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) в честь «первоверховных апостолов» Петра и Павла, учеников Христа и проповедников его учения. …учившаяся и в Смольном…  – Смольный (Екатерининский) институт благородных девиц в Петербурге (1764–1917) – первое в России общеобразовательное заведение для дворянок (с 6 до 18 лет). «Не искушай меня без нужды» – начальная строка романса Михаила Ивановича Глинки (1804–1857) «Разуверение» на слова Е. А. Баратынского. Собирались перейти на «Руслана и Людмилу»…  – Имеется в виду опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (по мотивам поэмы А. С. Пушкина). …альбом гоголевских типов Боклевского.  – Имеется в виду один из альбомов литографий и рисунков Петра Михайловича Боклевского (1816–1897): «Галерея гоголевских типов. „Ревизор“» (1858), «Бюрократический катехизис. Пять сцен из „Ревизора“» (1863), «Типы из поэмы „Мертвые души“» (1895) и др. «Исторические письма» Миртова…  – «Исторические письма» (1868–1869) идеолога революционного народничества Петра Лавровича Лаврова (1823–1900), опубликованные под псевдонимом «П. Миртов», стали для семидесятников программным документом, увлекшим их идеей «хождения в народ».

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Путеводитель. Одесса, 1884. Путеводитель на Святую Афонскую гору, а также по ее монастырям и скитам с приложением двух больших видов Афонской горы и тремя рисунками. – Одесса: Изд. русского Ильинского скита на Афоне, 1884. – 120 с.: ил. Российская Империя в фотографиях. Российская Империя в фотографиях. Конец XIX – начало XX в./Федер. арх. служба России; Рос. гос. архив кинофотодокументов; Авт.-сост. Е. Е. Колосова. – СПб.: Лики России, 2004. – 303 с.: ил. Россия и Православный Восток. Россия и Православный Восток: Константинопольский патриархат в конце XIX в. Письма Г.П. Беглери к проф. И.Е. Троицкому 1878– 1898 тт./Подгот. изд. Л.А. Герд. – СПб.: Изд. «Библиополис»: Изд. О. Абышко, 2003. – 415 с. Святая гора Афон. М., 1998. Святая гора Афон: Фотоальбом. – М.: Лето, 1998. – 160 с. Святогорский устав. [Хризостом (Кацулиерис), архим. с братиею.] Святогорский устав церковного исследования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина); Под ред. иером. Дионисия (Шленова) . – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра; Русский на Афоне Св.-Пантелеимонов монастырь, 2002. – 224 с. Скабалланович М. И. Толковый Типикон: Объяснит. излож. Типикона с ист. введ. – Репр. воспр. изд. 1910–1915 гг. (Киев). – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1–3. Собр. соч. и писем Святогорца. [Сергий (Веснин), иеросхимон.] Собрание сочинений и писем Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской, Палестине и русских святых местах: Новое изд. в четырех томах, заключающее в себе, кроме произведений, известных прежде, до 70 писем и соч. только теперь в первый раз являющихся в печати: С прил. полн. жизнеописания Святогорца и др. – СПб.: В.Головин, 1865. – Т. 1–4. Сосуд избранный. СПб., 1994. Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932/Сост., авт. предисл., послесл. и комм. М. Скляровой. – СПб.: «Борей», 1994. – 463 с.: ил., портр., факс. Спутник русского паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сборник Муханова. СПб., 1866. 319; ГПБ ОР. Собрание актов и грамот. 122. Это, очевидно, принявший несколько иную форму «торг десятый», пожалованный собору Андреем Боголюбским. Каштанов С. М. Отражение в жалованных и указных грамотах финансовой системы Русского государства 1-й трети XVI в.//Исторические записки. М., 1961. Т. 70. С. 263; Флоря Б. Н. Сбор торговых пошлин и посадское население в Русском государстве (конец XV — начало XVII в.)//Исторические записки. М., 1990. Т. 118. С. 330–331. Сборник Археологического института. СПб., 1880. Кн. 4. С. 102–103. Сборник Муханова. 319. Обрисованную здесь структуру доходов Успенского собора интересно сопоставить со сведениями о доходах Дмитровского собора во Владимире по грамоте Василия III 1515 г. (Акты, собранные Археографической экспедицией. СПб., 1836. Т. 1. 159 (далее: ААЭ)). Дмитровский собор, поставленный Всеволодом Большое Гнездо на «своем» дворе, получал только натуральные приношения на «проскуры» с пяти дворцовых сел (среди них и Горицы, упоминаемые и в грамоте Успенскому собору). ГПБ ОР. Собрание актов и грамот. 122. Акты московских монастырей и соборов 1509–1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского монастыря. М., 1984. Вып. 1/Введение: В. Д. Назарова. С. 15–16. Шмелёв Г. Н. Из истории Московского Успенского собора. М., 1908. С. 35, 36, 47, 94–95. См. в жалованной грамоте Нижегородскому Благовещенскому монастырю 1446 г.: «А куды архимандрит пошлет на монастырскую службу старцов своих или бельцов на ватагу... ни спасские, ни архангельские пошлинники с них не емлют пошлин» (АФЗиХ. Ч. 1. 232). Акты исторические. СПб., 1841. Т. 2. 69 (далее: АИ). Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковной летописи Московской епархии. М., 1896. Вып. 9. С. 3. Упоминается как единственное владение собора в грамоте царя Михаила (Чтения ОИДР. 1869. Кн. 2. Смесь. С. 2). Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления... С. 95. Характеристики Ф. Грубого, основанные на большом сравнительном материале, см.: Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 48–51).

http://sedmitza.ru/lib/text/442904/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010