Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XLVIII. Епархия Туркестанская Туркестанская и Ташкентская епархия учреждена в дек. 1871 г. Епископ Софония назначен в дек. 1871 из викариев Херсонских. Епархии Упразднённые Коломенская. – Крутицкая. – Владимиро-Волынская. – Галицкая. – Перемышльская. – Луцкая. – Туровская. – Хельмская. – Переяславская (около Киева). – Белгородская (около Киева). – Юрьевская (около Киева). – Тмутараканская. – Юрьевская (Дерптская). – Корельская. Епархия Коломенская Коломенская епархия учреждена около 1350, упразднена в 1799 г. I. Епископы Коломенские 1. Афанасий упом. 1353. 2. Филимон хирот. около 1360 (не из архимандритов-ли Горицких?). 3. Герасим хирот. около 1375; † 1388. 4. Павел хирот. 1389 из архим. Владимиро-Рождественских; † 1392. 5. Григорий хирот. 1392; † 13 февр. 1405. 6. Иларион хирот. 26 авг. 1406 из архим. Симонова монастыря; † 9 мар. 1408. 8. ( Авраамий , на соборе 1441).      Один. См. Акт. Ист., ч. I. 39. стр. 74. 9. Варлаам , 1447–1449. 10. Геронтий (из архим. Симоновских) упом. с 1453, а 29 июня 1473 возведён в митрополита всея Русии. 11. Никита Семешков , из иеромонахов, хирот. 25 июля 1473; † в мае 1480. 12. Герасим Смердков хирот. 29 июля 1481. из игум. Пафнутиева монастыря: † 16 мая 1489. Погребён в Пафнутиеве. 13. Авраамий хирот. 18 нояб. 90. из игум. Угрешского монастыря; † 1501, осенью. 14. Никон хирот. 1 мая 1502, из игум. Павлова Обнорского монастыря; в янв. 1504 отрёкся и вскоре удалился в Кириллов Белоезерский. 15. Митрофан хирот. 7 февр. 1507 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 1 июля 1518, за немощью, отошёл в Троице-Сергиев. 16. Тихон хирот. 28 февр. 1520, из игум. Угрешского монастыря; упом. 1522. 17. Вассиан Топорков хирот. 2 апр. 1525; в мае 1542 оставил епархию; в 1553 жил на Песноше. II. Епископы Коломенские и Коширские 18. Феодосий хирот. 2 июля 1542 из архим. Новоспасских; упом. до 1555, свержен. 19. Варлаам упом. с 1560; † 21 окт. 1564. Погребён в Коломенском соборе. 20. Иосиф хирот. 18 мар. 1565 из архим. Спасо-Ярославского монастыря; упом. 22 нояб. 1569.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Игумении монастырей Русской Православной Церкви совершили паломничество в обители Египта Служба коммуникации ОВЦС, 04.11.2022.  С 20 по 29 октября 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа игумений монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Сызранским и Шигонским Леонтием совершила очередную паломническую поездку в монастыри Египта. Поездка была организована Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации вошли: епископ Сызранский и Шигонский Леонтий; игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского старовропигиального монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря – Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы; игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского Полоцкого митрополичьего монастыря (Белорусский экзархат); игумения Евфросиния (Лаптик), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска (Белорусский экзархат); игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря в Ульяновске (Симбирская епархия); игумения Леонида (Куликова), настоятельница Свято-Варсонофьевского монастыря (Краснослободская епархия); игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Свято-Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (Переславльская епархия); игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского монастыря г. Каширы Московской области (Коломенская епархия); игумения Дросида (Сорокопуд), настоятельница Троице-Георгиевского монастыря в с. Лесное Краснодарского края (Сочинская епархия); монахиня Капитолина (Филиппенко), старшая сестра монашеской общины при храме великомученика Никиты в с. Бывалино Московской области (Балашихинская епархия) и монашествующие насельницы женских монастырей.

http://mospat.ru/ru/news/89769/

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Благовещенская и Тындинская епархия 29 червня 2010 р. 20:31 Образование епархии Благовещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской , а до 1899 г. — Камчатской и Благовещенской . С середины 1930-х гг. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления и была восстановлена 28 декабря 1993 г. Епархия была образована благодаря миссионерским трудам и заботе об освоении Россией Приамурья свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Ради достижения успеха православной миссии на дальневосточных окраинах России он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода несколько раз переносил епархиальную кафедру из одного города в другой — для удобства ведения миссии и руководства обширной епархией. Первым таким городом стал Новоархангельск (порт о-ва Ситка в Северной Америке). В 1852 г. свт. Иннокентий переехал в Аянский порт на Охотском море не только ради удобства сообщения с Камчаткой, но и для того, чтобы иметь «больше возможности следить за Амурскими делами». 10 апреля 1853 г. свт. Иннокентий назначил на Амур миссионером своего сына священника Гавриила Вениаминова: скорейшее обустроение православной миссии и содействие скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией было важнейшим делом. Здесь свт. Иннокентий был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского и адмирала Г.И. Невельского. О проблеме скорейшего заселения и освоения Приамурья свт. Иннокентий высказался в записке «Нечто об Амуре». С сентября 1853 г. кафедральным градом святителя стал Якутск. 5 мая 1858 г. он прибыл в ст. Усть-3ейскую, где 9 мая им был совершен молебен и заложен камень в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 5 июля последовал указ императора Александра II об основании здесь г. Благовещенска. При выборе имени главного города Приамурья решающее значение имело мнение графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Он, по свидетельству его духовника, желал, чтобы устраиваемый на Амуре город был назван «Благовещенском в память того, что самый деятельный его сподвижник, Преосвященный архиепископ Камчатский Иннокентий, начально в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211274...

Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коломенская епархия открыта в половине XIV столетия и самостоятельно существовала до 1799 г., когда при учреждении губерний одна, большая часть, приходов ее вошла в состав епархии тульской, другая – московской и наименьшая часть приписана к епархии рязанской 2 . В половине XVII в. в состав коломенской епархии входило несколько городов: Коломна, Кашира. Можайск, Тула, Епифань, Гремячей, Орел и другие. Не смотря па частые перемены в составе этой епархии 3 , не смотря на то, что многие города и приходы были приписаны от ней к патриаршей области еще при патриархе Никоне и при епископах коломенских Павле и Александре (после вятском), коломенская епархия была обширною и по богатству занимала далеко не последнее место между тогдашними епархиями. В 1702 г. в ней считалось до 500 церквей 4 . Крестьян на архиерейских вотчинах, по расчету средней цифры, указанной Котошихиным, считалось около 1,500 душ 5 . О богатстве коломенской епархии Павел Алепский считает нужным заметить: «нам говорили, что коломенская епископия самая бедная из всех московских епископий; однакож под управлением ее находится более 15 городов, таких, как Коломна: в них посажены воеводы, под управлением которых более 20,000 деревень с таким числом жителей, о котором можно скорее догадываться, чем счесть. И это у них бедная! тогда как три патриарха антиохийский, александрийский и иерусалимский вместе не имеют столько». Город Коломна, где была епископская кафедра, отличался многочисленностью населения и богатством жителей; в нем происходили ярмарки по понедельникам и четвергам, потому что город находился на двойном торговом пути–сухопутном из Москвы в Грузию и Персию и водном на Казань и Астрахань. В Коломне были 25 деревянных церквей, каменный собор в кремле Покровский, и по обеим сторонам реки монастыри – Преображенский и Богородицкий-Рождественский. Архиерейский дом помещался в кремле, был обнесен деревянным забором и отличался простором и отделкою; с одной стороны от церкви вела в него высокая лестница, с другой – устроен балкон со спуском в великолепный фруктовый сад. Самый дом состоял из двух отделений: одно назначалось для лета; к нему приделан коридор, из которого открывался великолепный вид на далекое расстояние, на подгородные поля, луга, деревни; другое отделение назначалось для зимы; здесь двери обиты были сукном и кожей; в окна днем вставлялись выдвижные рамы со слюдяными стеклами, а на ночь окна запирались ставнями. Для архиерейской свиты и служек на дворе устроено большое каменное здание со сводами, внизу которого помещалась крепкая тюрьма, снабженная в обилии железными цепями, колодами и замками» 6 . Эта тюрьма будет часто встречаться в нашем рассказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Московская Патриаршая Область после кончины Патриарха Адриана в 1700 г. и кончины Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана Яворского с 1721 г. по 1742 г. имела лишь временно управляющих. В 1742 г. восстанавливается Московская епархия (митрополия). «...С переименованием в 1742 году Московской Патриаршей, а затем Синодальной, Области в Московскую епархию, кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, который и оставался кафедральным до 1883 года, когда кафедра перенесена была в собор Христа Спасителя. Большой Успенский собор оставлен был по-прежнему первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским...» (Н.Д. Иерархия... С. 215). В 1799 г. к ней в качестве викариатства присоединяется существовавшая с 1350 г., упраздненная и возобновленная Коломенская епархия. В 1917 г., в связи с восстановлением Патриаршей власти, Москва вновь становится Патриаршим стольным градом, в епархия Московская – Патриаршей Областью, управляемой Патриаршими Наместниками, в звании митрополитов Крутицких (с 1920 г.). После захвата храма Христа Спасителя обновленческими раскольниками Патриаршим и Московским кафедральным собором почитался собор бывшего Крестовоздвиженского монастыря на Воздвиженке, затем храм Богоявления в Дорогомилове, далее – храм Покрова в Красном Селе и храм Богоявления в Елохове. С 2000 г. кафедральным собором вновь является Храм Христа Спасителя. Именовалась: Патриаршая область; с 14.02.1721 – Синодальная область; с 01.09.1742 – Московская и Владимирская; с 10.03.1748 – Московская и Севская; с 13.01.1764 – Московская и Калужская; с 16.10.1799 – Московская и Коломенская; с 21.11.1917 – Патриаршая область. Викарные кафедры: Орловская, Дмитровская, Можайская, Волоколамская, Серпуховская, Верейская, Коломенская, Подольская, Богородская, Егорьевская, Звенигородская, Клинская, Сергиево-Посадская, Бронницкая, Каширская, Орехово-Зуевская, Воскресенская, Вышегорская, Зарайская, Солнечногорская, Истринская, Одинцовская, Красногорская, Раменская, Видновская, Люберецкая, Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава вторая. Семинарист Василий Дроздов 1791–1803 Еще одним излюбленным местом игр и прогулок коломенской детворы был, без сомнения, величественный кремль, свидетель того, что в древности Коломна была вторым городом Московского княжества. Наименования башен нарочито подчеркивали преемственность от Московского Кремля: Свиблова, Тайницкая, Грановитая, Спасская. Но были названия башен и на свой лад: Сандыревская, Застеночная, Погорелая, а всех знаменитее – Маринкина, по имени Марины Мнишек. В самом сердце кремля располагался архиерейский дом – резиденция главы Коломенской епархии, отдельной от Московской. Епархия ведет свою историю с середины XIV века, и на протяжении четырех столетий она считалась весьма значимой. Потом наступила екатерининская секуляризация 1764 года. Тогда все русские епархии и монастыри распределили на классы, с установлением для каждого класса своих условий содержания. Коломенской епархии присвоили третий, то бишь низший класс. Раньше епархиальный штат и владычный двор содержались с получаемых доходов. Теперь государство платило оклад в 4332 рубля, из них лично епископу причиталось 1800 рублей. Деньги, казалось бы большие, если учесть, что пуд хлеба стоил от трех до десяти копеек, сотня яиц – шестьдесят копеек, а фунт говядины – пять-шесть копеек. Но при этом купец первой гильдии, а их в Коломне было несколько, имел капитал в десять тысяч рублей, то есть в два с половиной раза больше, чем годовое содержание всей епархии. Государственных денег едва хватало епархии, чтобы сводить концы с концами, и она стала стремительно хиреть. Жизнь священников с каждым годом становилась все более скудной. Ухудшалось и положение духовной семинарии, в которую 20 декабря 1791 года в возрасте неполных девяти лет поступил новый семинарист – Василий Дроздов. Духовный регламент, составленный епископом Феофаном Прокоповичем после отмены на Руси в 1703 году патриаршества, предписывал при каждой епархии иметь архиерейскую школу «для детей священнических или прочих, в надежде священства определенных». Так и в Коломне появилась в 1723 году семинария. Она разместилась в здании, построенном прямо рядом с архиерейским домом. В наше время это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Поначалу в ней обучалось всего тридцать человек, но очень скоро количество возросло до семи сотен. Однако в год поступления туда Василия Дроздова училось уже только три сотни семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На годичном собрании духовенства Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся с докладом. На годичном собрании духовенства Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся с докладом. Братья-архипастыри, отцы благочинные, настоятели мужских монастырей и приходов, матушки настоятельницы женских обителей! Братья и сестры! Завершается 2010 год и мы сегодня собрались вместе, чтобы подвести итоги нашего епархиального служения и поговорить о дальнейшем развитии церковной деятельности. В Московской епархии, помимо ставропигиальных храмов и монастырей, насчитывается 1435 храмов, из которых: 574 полностью восстановлены, 306 – вновь построены, в стадии строительства находятся 170 храмов. За прошедший год в 27 храмах был совершен чин великого освящения. Приходам и монастырям Московской епархии принадлежит 264 часовни и 759 церковных домов. На 1130 приходах совершают свое служение 1380 клириков, из которых 1271 – в священническом сане и 109 – в диаконском. В отчетном году было совершено 56 священнических и 57 диаконских хиротоний. В этом году отошли ко Господу 6 священнослужителей, о которых мы, только что совершили заупокойную молитву. Почислены за штат с правом перехода в другую епархию 4 священнослужителя, принято в клир Московской епархии – 7, запрещено в священнослужении 16 клириков, почислено за штат по болезни – 7, извержен из сана один священнослужитель. Прежде, чем переходить к обзору внутрицерковной деятельности, считаю необходимым сказать о том, что с беспокойством и болью привлекает наше внимание. Выражая позицию Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался в отношении недавно произошедших в Москве беспорядков. Церковь никогда не оставалась в стороне в годины бед и испытаний нашего народа. Она обращает Свою любовь и к эллину, и иудею, варвару и скифу (Кол. 3:11). Не нужно напоминать, что исторически в России мирно жили люди сотней национальностей и разных вер, сохраняя свою культурную идентичность. Так было и на нашей памяти, особенно в период Великой Отечественной войны, когда народы многонациональной страны вышли победителями и многие миллионы отдали свою жизнь, защищая священные рубежи своей родной страны.

http://pravmir.ru/moskovskaya-eparxiya-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010