Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕВОРА Девора [евр.   - пчела], жена Лапидофова, пророчица и одна из судей израильских , т. е. предводителей израильских колен эпохи Судей (XIII-XI вв. до Р. Х.). В соответствии с Книгой Судей Израилевых (Суд 4 и 5) Д., единственная женщина-судья, стоит 4-й в ряду израильских судей. Д. осуществляла правление, сидя под пальмовым деревом (к-рое, вероятно, с тех пор стало называться Пальмой Девориною) «между Рамою и Вефилем , на горе Ефремовой», куда «приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд 4. 5). В библейском предании с ее именем связана освободительная война колен Израилевых против ханаанского царя Иавина из Асора , к-рый «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд 4. 3). Д. призывает Варака , сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, чтобы он встал во главе сев. и центральных колен, и приказывает ему сразиться с Сисарой, военачальником Иавина. Варак отказывается вступать в сражение без участия и поддержки пророчицы (Суд 4. 8). Д. отправляется вместе с Вараком в Кедес, там собирается ополчение в 10 тыс. чел., к-рое в ожидании сражения располагается лагерем на горе Фавор . Сисара с 900 железными колесницами (основная сила ханаанеян, обеспечивающая им преимущество над израильтянами; см.: Суд 4. 3) и с людьми, к-рые были у него в Харошеф-Гоиме, располагается к западу от Фавора за потоком Киссон. Д. назначает день сражения и обещает Вараку, что с помощью Божией он одержит победу (Суд 4. 14). Книга Судей Израилевых содержит 2 версии описания войны с Сисарой и его гибели - нарративную (Суд 4. 14-24) и поэтическую, т. н. победную песнь Деворы и Варака (Суд 5). Принято считать, что поэтическая часть более древняя и, возможно, принадлежит самой Д. В соответствии с изложением 4-й гл. местом пребывания Д. были окрестности Вефиля (удел колена Ефремова), тогда как в песни при перечислении колен, к-рые приняли участие в сражении, упоминаются Д. и Варак в связи с коленом Иссахара: «И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший» (Суд 5.

http://pravenc.ru/text/171545.html

Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в. Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии ), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (=под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

http://pravenc.ru/text/675019.html

Присутствует ли в традиции иудейской и мусульманской понятие Ангела-хранителя? На вопросы радиослушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев. 25.09.2013 15:15:24 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня. И у нас уже есть вопросы в студию. И первый вопрос, который мы рассмотрим, это: разрешает ли Библия служить в армии? Брать в руки оружие? И участвовать в военных действиях? Мы уже говорили с вами о библейских законах ведения войны. Сегодня мы можем заняться исследованием вопроса о том, не противоречит ли служба в армии религиозным ценностям. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что в Священном Писании неоднократно говорится о прямом Божьем повелении начинать военные действия. Читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря:  отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.  И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.  И выделено из тысяч колен Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.  И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.  И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; И еще Господь сказал Иисусу Навину: не бойся и не ужасайся. Возьми с собой весь народ, способный к войне, и встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского, и народ его, и землю его…..И не было для них места, куда бы бежать - ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей» (Нав.8,1).

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

Глава 31 Примешав снова к печальному радостное, Пророк открывает причину сего. Иер.31:2 . Тако рече Господь: обретох теплоту в пустыни со изгибшими от меча ходивших в речениях израильских. Вместо слова: «теплота» в сирском и еврейском читается: щедрота. С сим и значение еллинского слова имеет некоторое сродство; ибо, у кого сердце очень тепло, тот смягчается до милости. «Пустынею» же Пророк называет Вавилон, и дает знать, что Владыка умилосердился над рабствующими там. Согласно с сирским переводом и следующее. Иер.31:3 . Любовью вечною возлюбих тя: того ради вовлекох тя в щедроты. Не твой нрав, говорит Бог, стал причиной твоего спасения, но Моя милость. Предсказывает же, что будут снова ликовать с тимпанами и другими орудиями, заботиться о садоводстве, совершать божественные праздники. Предсказывает также и соединение колен. Иер.31:6 . Яко есть день воззвания отвещавающих в горах Ефремовых: востаните, и взыдем «в Сион к Господеви Богу нашему». Те самые, которые прежде служили юницам, оправдаются в прежних согрешениях, притекут в Сион, и поклонятся Богу всяческих. Повелевается же им песнословить Бога с весельем и величаться над соседними народами; ибо сие значат слова: Воскликните на «главу языков», и чрез это провозвестите Божию помощь. Сказует Бог и о времени возвращения. Ибо говорит: Иер.31:8 . Соберу их от конец земли в праздник фасек. Слово: фасек на еллинский язык переводится словом: пасха. И означая множество собранных, Пророк говорит: между ними хромой и слепой, чреватая и рождающая, единодушно церковь великая 16 ; потому что в городах многолюдных можно найти все сему подобное. Напоминает Бог о плаче во время пленения, и предсказывает радость возвращения утешения во время путешествия. Ибо говорит: Иер.31:9 . Со утешением возведу я, проводя чрез рвенники вод по пути праву, и не заблудят по нему. И показывая причину сего о них попечения, присовокупил: «Яко Аз бех Израилеви во Отца, и Ефрем первенец Ми есть. Ефремом» называет не сына Иосифова, но десять колен; между ними первородным был Рувим, а вторым Симеон; назывались же десять колен Ефремом, потому что в Ефремовом жребии построена была царская столица. Как и теперь от главного города у Римлян все мы называемся Римлянами, так и тогда от Ефрема получили себе имя десять колен. Бог повелевает провозгласить о сем и народам языческим, и всем возвестить о возвращении народа Божия. Но провозглашение было не словесное, хотя все слышали, потому что явственнее слов вопияли дела. Обещает также Бог плодородие земли, плодородие скотов, и душевное веселие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Часть вторая. Пророки Илия, Елисей, Иона Глава I. Идолопоклонство в царстве Израильском. Пророк Илия В 3-й кн. Царств (XI, 11) начертан приговор Божий Соломону и дому его за то, что он не сохранил завета Господа своего. Царство его должно было быть разделено, от него должны были быть отторгнуты десять колен, имевших создать особое царство. Царем его Господь назначает Иеровоама, сына Наватова, из колена Ефремова (id. ст 26). Мы имели случай говорить 732 , что по всей вероятности книга Екклезиаст начертана Соломоном в старости и после того, как Господь в видении открыл ему наказание, которое понесет дом его за грех идолопоклонства его. Поэтому мы думаем, что в Екклезиасте IV, 13–14 слова: «лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы»... относятся к Иеровоаму, будущность которого открыта была Соломону. И Иеровоам со своей стороны получает откровение о своей будущности от пророка Ахии, Силомлянина. «Соломон строил Милло 733 ... заметив Иеровоама, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. В это время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин; и на нем была новая одежда. На поле их было только двое. И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей. И сказал Иеровоаму: «возьми себе десять частей; ибо так говорить Господь Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен; а одно (в греч. два, считая колено Вениаминово) колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться (богам чуждым)... Я оставляю его (Соломона) владыкою на все дни жизни его, ради Давида... но возьму царство из руки сына его, и дам тебе из него десять колен. А сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который я избрал Себе для пребывания там имени Моего». «Тебя Я избираю и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем. И если будешь соблюдать все, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля. И смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни» (3 Ц. XI, 27–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 8 Освящение храма Соломонова 1–9. Перенесение ковчега. 10–13. Светоносное облако в храме. 14–61. Речь и молитва Соломона. 62–66. Жертвы и празднества. 3Цар.8:1 .  Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. 3Цар.8:2 .  И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц. Соответственно важности построенного храма для всей теократии, для всего народа, Соломон приглашает на освящение храма всех представителей народа («начальников колен, глав поколений» – термины, характеризующие родовой быт народа). Освящение было назначено на 7-й месяц – по древнехананейскому названию «Афаним» (евр. Этаним – месяц «даров или плодов», или «постоянных ручьев»), позже Тисри (у И. Флав. VIII, 4, 1. Θισρ), в котором праздновался, между другими, и торжественный праздник Кущей ( Лев.23:39–43 ), привлекавший многолюдное стечение паломников в Иерусалим, и потому 7-й месяц был наиболее благоприятным для торжества освящения храма. Но в каком году произошло это освящение? Непосредственная связь ( 3Цар.8:1 ) с ( 3Цар.7:51 ), как и самое существо дела, требуют признать, что вскоре по построении храм был освящен. Если по ( 3Цар.6:38 ) храм был окончен в 8-м месяце (Буле) одиннадцатого года Соломонова царствования, то освящение, естественно, могло произойти только в 7-м месяце следующего, 12-го года царствования Соломонова, причем промежуточный срок (ок. 11 месяцев) мог быть употреблен на снабжение храма утварью и вообще на внутреннюю его отделку (ср. 3Цар.7:14–51 ). Трудно согласиться с взглядом Эвальда, проф. Гуляева, что храм был освящен в 7-м месяце года окончания его, т. е. до полного завершения работ (в 8-м месяце). Но совершенно нельзя принять даты принятого текста LXX, по которому освящение храма совершено было уже по окончании дворца Соломонова, т. е. через 13 лет по построении храма: κα γνετο, ς σοντελεσεν Σαλομν τν οκον Κυρου κα τν οκον ατου μετ εκοσι τη; последние слова – явно вставка из ( 3Цар.9:1,10 ), нарушающая связь глав VIII и VII и вносящая несообразную мысль, будто храм оставался не освященным целых 13 лет. Напротив, по евр. т., Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VIII, 4, 1) и Иудейскому преданию (Midrasch Wajikra Rabba к Лев Х ), освящение храма последовало вскоре за окончанием его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Неделя 1-я, Всех Святых Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30 В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых. Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»? Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна. Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» ( 1Кор.6:2 ). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 11 К оглавлению Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «елле шемот», в переводе «сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т.к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие». Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. «И умер Иосиф и все братья его и весь род их»... (Исх. 1,6) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт.46,27). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3-4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим» (Исх. 1,1) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» (Исх. 1,2)

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Глава 21 Языческая реакция и религиозный синкретизм при преемниках Езекии: Манассии (стихи 1–18) и Амоне (стихи 19–26). 4Цар.21:1 .  Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. 4Цар.21:2 .  И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. 4Цар.21:3 .  И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. 4Цар.21:4 .  И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: «в Иерусалиме положу имя Мое». 4Цар.21:5 .  И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, 4Цар.21:6 .  и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. 4Цар.21:7 .  И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век; 4Цар.21:8 .  и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей». 4Цар.21:9 .  Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. По смерти Езекии на Иерусалимский престол вступил 12-летний сын его Манассия (о том, что он мог быть не старшим сыном Езекии, см. комментарий к ( 4Цар.20:2–3 ) ) и царствовал 55 лет – по принятой в библейской науке хронологии, с 698 г. по 643, и теперь из Библии «мы почти за целое столетие ничего не знаем из внешней истории Иудеи. Манассия был послушным пленником великого царя, и это было предусмотрительно, так как во время его пятидесятилетнего правления Ассирия достигла вершины своего политического могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 33 Цари иудейские: 14-й – Манассия и 15-й – Амон (Ср. 4Цар.21.1–26 ) 1–9. Время воцарения и продолжительность царствования Манассии; общий – нечестивый – характер первой половины его царствования; смешение истинного богопочтения с идолослужением. 10–13. Наказание Манассии пленом, раскаяние его и возвращение ему царства. 14–20. Укрепление Иерусалима, уничтожение идолов, возобновление законного богослужения и смерть Манассии. 21–25. Двухлетнее нечестивое царствование Амона и насильственная смерть его. 2Пар.33:1 .  Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме, 2Пар.33:2 .  и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, 2Пар.33:3 .  и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему, 2Пар.33:4 .  и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно; 2Пар.33:5 .  и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня. 2Пар.33:6 .  Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его. 2Пар.33:7 .  И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек; 2Пар.33:8 .  и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея. 2Пар.33:9 .  Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. 2Пар.33:10 .  И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010