I. Израильский народ, состоявший из двенадцати самостоятельных колен, представлял в своей внешней организации союз, сплочённый теократическим началом, политическим интересом и кровным родством. Такая организация, при исторически сложившемся и издавна существовавшем в народе представительном управлении в отдельных коленах, предполагала и для общегосударственной жизни народа такую форму правления, в которой бы каждое колено, сохраняя свою самостоятельность, участвовало в общем управлении народа посредством своих представителей. Так и было на самом деле. Общенародные дела обыкновенно решались представителями всех колен, избираемыми из своей среды народом. Представительная система Моисеева государства вырабатывалась постепенно, смотря по требованию исторических обстоятельств, но всегда на основании тех уже данных для неё, которые представлялись как в самой организации народа, так и в его правовых обычаях. Поэтому она имеет тесную связь с внутреннею организацией народа. Соответственно разделению народа на 12 колен во главе его стояло двенадцать представителей их, избранных по одному от каждого колена (исключая колено Левиино, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа). Это так называемые “избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч 2 израилевых” ( Чис. 1:16 ). Каждый из них в своем колене занимал положение князя, а вообще в народе – положение представителя своего колена. Собрание этих представителей составляло первую высшую группу, стоявшую во главе управления народа. Оно созывалось по важным политическим делам, имевшим значение для всего народа 3 . Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/gosuda...

Глава 48 Расположение колен Израилевых в будущей Св. земле по отношению к храму и городу Как храм является источником плодородия будущей уравненной и раздвинутой в своих границах св. земли, так он же и тесно связанный с ним город служит центром ее населения и исходным пунктом для раздела св. земли между коленами. Как идеальная, св. земля будущего представляется правильным удлиненным с севера на юг квадратом, который восточно-западными параллелями длится на 12 равных участков для колен (последние, как идеальные, представляются одинаковыми и по численности; наоборот Чис 26.53–56, 33.54 ). Место для колена указывается ближе или дальше от священного участка в зависимости от большого или меньшего достоинства его происхождения: природные сыновья Лии и Рахили получают участки ближе к храму, чем сыновья от служанок (Лииной Зелфы и Рахилиной Валлы); непосредственно же окружают храм – соответственно исторической действительности колена Иудино и Вениаминово. К северу от храма три важнейших Лиина колена (порядок: Рувим, Иуда, Левий уже во Втор 33.7 и д.). к ю. – остальные; верх первых занимает старший сын Рахили, верх вторых – младший сын ее; окраины – рабынины колена; из них подле Лииных старшее колено ее рабыни (Гадово); подле Рахилиных колен тоже колено ее рабыни, Неффалимово – соответственно исторической действительности, как и соседнее с ним Асирово. Самая же большая уступка исторической действительности сделана в том, что храм занимает не самую середину св. земли, а отодвинут ближе к югу (ст. 1–29). (См. чертеж, ст. 2) По такому же принципу распределены между коленами 12 ворот будущего св. города (ст. 30–35). Лиины колена, расположенные к северу, получают ворота на северной стороне города, южные – на южной. Рахилины колена получают ворота на самой почетной восточной стороне, здесь же имеет ворота и старшее из колен ее рабынь (Даново); младшее (Неффалимово) в диаметрально противоположном углу города (для симметрии). Остающиеся двое ворот западной стены предоставляются коленам от Лииной рабыни. (См. чертеж, ст. 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Колена Израилевы Колена Израилевы – племена еврейского народа, происшедшие от сыновей патриарха Иакова: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона (рожденных Лией); Вениамина (рожденного Рахилью); Гада, Асира (рожденных Зелфой); Дана, Неффалима (рожденных Валлой) и сыновей Иосифа (рожденного Рахилью) – Манассии и Ефрема (см. «Энц.» под словом «Иаков»). Начало племенного обособления евреев усматривается еще в патриархальный период их жизни. Обособившиеся от отца, обзаведшиеся семьями и толпою слуг, многие из сыновей патриарха Иакова ведут себя, как главы самостоятельных групп: Симеон и Левий делают военное нападение на г. Сихем; Иуда имеет отдельное место жительства, отдельные стада, пользуется среди своего рода правом верховного суда, правом жизни и смерти ( Быт.34 . Быт.38 ). Но конечное завершение коленного устройства еврейского народа может быть отнесено лишь ко времени его пребывания в Египте. К моменту выступления евреев из Египта каждое из колен представляло из себя самостоятельную группу людей, объединенных общностью своего происхождения от того или иного из сыновей патриарха Иакова. Во главе колена стоял начальник колена, князь, с правом самостоятельной (в пределах своего колена) распорядительной и судебной власти. Колено делилось на поколения, происшедшие от сыновей или потомков родоначальника колена. Поколения – на фамилии, происшедшие от сыновей или потомков родоначальника поколения. Фамилии – на отдельные семьи. Во главе поколений и фамилий стояли начальники поколений и фамилий, старейшины, с правом распорядительной и судебной власти в пределах объединяемых ими групп. Начальником и представителем отдельной семьи являлся отец семейства. Эта единица считалась последней коллективной единицей, имевшей юридическое значение в общественной жизни народа. Дела, не выходящие за пределы интересов вышеотмеченных составных групп колена, а также не превышающие формальной компетентности их представителей, решались в пределах этих групп. В случае решения дел общеколенного интереса составлялось собрание представителей коллективных единиц колена, под председательством князя колена. Можно предполагать, что коленное собрание было двоякого рода – большое и малое: в большом собрании принимали участие, по возможности, представители всех входящих в состав колена групп; а в малом – представители лишь наиболее крупных групп. Дела, имевшие общенародное значение, обсуждались представителями всех колен (в большом или малом собрании).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 14 1–5. Общие основания разделения Ханаанской земли между девятью с половиной израильскими коленами. 6–15. Удел Халева – Хеврон. Нав.14:1 .  Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых; Нав.14:1–5 . Истории раздела Ханаанской земли библейский повествователь предпослал введение, в котором изложил общие основания для этого разделения, состоящие в указании того, кто производил этот раздел, каким способом и кому. Раздел производили назначенные Моисеем первосвященник Елеазар, Иисус, сын Навина, и «начальники поколений» (буквально с еврейского «главы отцов колен») или князья колен ( Чис.34:17–28 ). Раздел производился посредством «жребия» ( Чис.26:55–56 ) согласно с божественным повелением, которым требовалось, чтобы при определении величины удела принимаема была во внимание многочисленность или малочисленность колена, получающего удел ( Чис.26:53–56 ). Выполнение этого требования, при разделении земли по жребию, внушает то представление, что жребием указывалось только положение достававшегося колену удела в известной части Ханаанской земли, а его величина определялась сообразно с количеством лиц, составлявших колено. Самый способ бросания жребия ( Нав.18:6,19:1 ), нигде не указанный в священных книгах, состоял, по мнению раввинов 128 , в том, что ставились два влагалища (чаши или ящики), в одно из которых клались куски кожи или дощечки с надписью колен, в другое – такие же предметы с надписью частей Ханаанской земли, подлежавших разделу, при этом за выниманием знака с названием колена следовало вытягивание знака с названием области, которая и делалась достоянием колена и сообразно с его численностью расширялась или сокращалась, вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами. В объяснение этого в Нав.14:3–4 указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в Восточно-Иорданской стране, а одно колено, вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена. Слово «посему» в Нав.14:4 не находит для себя соответствия ни в еврейском тексте, ни в греко-славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 21 1. Клятва израильтян в Массифе. 2–7. Сожаление народа относительно возможной гибели колена Вениаминова. 8–14. Истребление жителей Иависа галаадского и представление оставшихся в живых девиц спасшимся вениаминитянам. 15–24. Похищение девиц силомских для предоставления их в жены вениаминитянам. 25. Общая характеристика времени Судей израильских. Суд.21:1 .  И поклялись израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество. Суд.21:2 .  И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, Суд.21:3 .  и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена? Суд.21:4 .  На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. Суд.21:5 .  И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. Суд.21:6 .  И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; Суд.21:7 .  как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших? Под влиянием сильного гнева против вениаминитян израильтяне остальных 11 колен, до начала войны с ними, в Массифе дали клятву не выдавать за них в замужество своих дочерей. Вследствие исполнения этой клятвы израильтянами, колену Вениаминову, ввиду того, что израильтяне не могли жениться на хананеянках ( Исх.34:16 ; Втор. 7:3 ), угрожало полное искоренение. Сознавая это, израильтяне сожалели о таком печальном будущем одного из славных колен всего народа Израилева ( Быт.49:27 ; Втор. 33:12 ) и, собравшись в г. Вефиле, где тогда находился ковчег Завета, совершили по поводу сего жертвы Господу и в то же время спрашивали о тех израильтянах, которые не явились в собрание общества Израилева в Массифе и таким образом были как бы свободны от данной обществом клятвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иеровоам Иеровоам (народ умножается) – имя двух царей израильских: а) ( III Цap. XI, 26 ) – первый царь десяти колен (975–954 до Р. X). Его отец был Нават, ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской ( II Nap. IV, 17 ). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г. Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова ( III Цap. XI, 28 ). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и, разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Иеровоам возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера ( III Цap. XI, 17–48 ). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, Иеровоам был вызван из Египта израильтянами и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном. Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали Иеровоама в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства и Пенуил на восточной, Иеровоам сначала имел пребывание в первом городе, но затем, как кажется, избрал своей резиденцией г. Фирцу ( III Цap. XIV, 17 ). Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явной целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Доме Господнем. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта, сказал он, указывая на идольские изваяния ( III Цap. XII, 28 ). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере ( Cyд. XVIII, 30, 31 ), и народ охотно отправился туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

XXIII. Ропот народа в пустыне и мятеж На второй год странствования, прежде оставления пустыни Синайской, которая была ознаменована дарованием закона, Господь повелел Моисею и Аарону сделать, вместе с князьями народа, исчисление двенадцати колен Израилевых, и, кроме Левитов, нашлось могущих носить оружие, от двадцатилетнего возраста, 603550 душ; многолюднее прочих было колено Иудино, предназначенное для будущего царства; оно восходило до 75000, сыны же Левиины, обреченные Господу, вместо первенцев всего народа Израильского, не превышали числом 22273, и между ними разделены были различные служения скинии. – Из трех племен Каафова, Гирсамова и Мерарина, первому поручены были священные сосуды, второму завесы, покров и опоны, а последнему столпы здания. Законодатель определил и место каждому колену, при расположении стана. Левиты, как ближайшие хранители святыни, должны были ставить шатры свои окрест скинии свидетельства, а во главе их, со стороны восточной, Моисей и Аарон. Вокруг ополчались сыны Израилевы: к востоку царственный Иуда, и Исахаром и Завулоном; к югу старший Рувим, с Симеоном и Гадом; к западу сыны Иосифа, Ефрем и Манассия, с единоутробным ему Вениамином; к северу же Дан, Асир и Неффалим. Старейшины каждого из двенадцати колен, принесли от себя богатые дары и жертвы, по совершении святилища, один за другим, в течении двенадцати дней, и сыны Израилевы совершили Пасху по закону, со всеми её обрядами, в пустыне Синайской. Особенное знамение подавал Господь для поднятия стана; облако, которое, со дня устроения скинии, лежало над ней, блистая пламенем во время ночи, внезапно подымалось: тогда воздвигался Израиль и останавливался вместе с облаком, доколе опять не возвещало оно пути. – При звуке серебряных труб приходил в движение весь стан, по одному их зову собирались старейшины к Моисею, а по другому известному зову, снимали шатры свои и за ними следовали прочие. В двадцатый день второго месяца, второго года, поднялось впервые облако с вершины скинии, от горы Синая к пустыне Фаранской, и колено Иуды, с восточной стражей, открыло шествие; за ним несли скинию Левиты и следовали по порядку прочие колена, начиная с южных. – Каждый раз, при воздвижении кивота, возглашал Моисей: «возстань Господи и да разсыплются все враги Твои, и да бежат все ненавидящие Тебя»; при поставлении же кивота опять молился: «возвращай Господи тысячи тем во Израиль».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скачать epub pdf Пророк Самуил – Пророк Самуил – человек, стоящий на пороге, на грани двух эпох: эпохи Судей и эпохи Царств. Самуил – последний из судей Израилевых, и он же помазывает на царство первого израильского царя – Саула (см.: 1Цар. 10, 1 ), затем второго – великого Давида (16, 13). Чем характерна эпоха Судей, чем она отличается от последующей эпохи Царств? – Употребляемое в Библии слово «шофет» – судия – это причастие от глагола «управлять», то есть судьи – это, скорее, управляющие, чем судящие. В книге Судей мы видим два типа судей, одни – просто управляющие, другие – герои-освободители, например, Гедеон, о котором рассказано в 6 и 8 главах книги Судей. Сам Господь в образе Ангела велел ему избавить израильский народ от грабителей-мадианитян. После победы благодарный народ предлагает Гедеону владеть (не управлять, а именно владеть) им, став родоначальником царской династии, но Гедеон отказывается: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами( Суд. 8, 23 ). Действительно, период между Иисусом Навином и монархией называется периодом теократии, когда Царем Израиля был Сам Господь; именно поэтому у Израиля не было общего правителя. Отдельные его области становились жертвами завоевателей, а потом появлялись герои-освободители, подобные Гедеону. Судьи, которые указаны в книге Судей, не были судьями всего Израиля, а лишь отдельных колен. Израиль эпохи Судей – это не централизованное государство, это такое собрание семей, родов, делившихся на двенадцать колен – по числу сыновей Иакова-Израиля. Пророк Самуил был последним из судей Израилевых, к тому же он был исключением среди них: его авторитет был велик для всего народа: И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне (3, 20–21). И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил – пророк Господень. Принципиальное отличие судии от царя: судия не мог иметь двор, свиту и войско, он не имел права собирать налоги и не мог передать свое судейское место по наследству. Он управлял, он мог наказать нарушителя закона, преступника, мог при необходимости собрать ополчение и повести его в бой; но все это лишь постольку, поскольку народ слушал его и доверял ему. Судия исполнял функции царя, но не имел привилегий царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Эрик Нюстрем (протестант) Первосвященник Первосвященник Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в Лев.21.10 , евр. «коген-гадол», т.е. великий священник или первосвященник ( Чис 35.25 и дал.). Как представитель еврейского священства и как единственное лицо, имеющее право совершать известные священнодействия, кроме тех, которые вообще лежали на обязанности священников, первосвященник должен был отличаться особенною одеждою и являть пример чистой жизни. Кроме тех одежд, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию, – нижней рубашки, штанов, пояса и тюрбана или кидара, – первосвященник носил особое служебное одеяние, состоявшее из четырех одежд, а именно: 1. верхняя риза голубого цвета, вся тканная с отверстием для головы, без рукавов, обшитая кругом по нижней кайме золотыми колокольчиками и гранатовыми яблоками из голубой, яхонтовой, пурпуровой и червленой шерсти так, что колокольчики и яблоки чередовались ( Исх 28.31, 39.22 и дал.); риза была длиною, приблизительно, до колен; поверх этой ризы одевался 2. ефод, состоявший из двух частей – передней и задней, – соединенных на плечах двумя дощечками из камня оникса, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых, по 6 на каждой. Этот ефод, который был также соткан из нитей священных цветов с вотканными золотыми нитками, стягивался вокруг стана поясом ( Исх 28.6 , Исх 39.2 и дал.); поверх ефода, на груди, был прикреплен 3. наперсник, из той же искусной ткани, сложенной вдвое в виде кармана, украшенный 12 оправленными в золото драгоценными камнями с выгравированными 12 именами колен Израилевых, по одному на каждом камне, с уримом и туммимом, вложенными в наперсник ( Исх 28.15, 39.8 и дал,). См. «Наперсник». Срав. также «Урим и Туммим» и «Драгоценные камни». 4. Тюрбан или кидар напоминал тюрбаны остальных священников, отличались лишь, по сведению Иосифа Флавия, голубым украшением наверху; он был снабжен диадемой, т.е. дощечкой из золота, которая прикреплялась к тюрбану голубым шнурком.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 39 1–7. Изготовление ефода. 8–21. Изготовление наперсника судного. 22–26. Изготовление верхней ризы. 27–28. Хитонов и кидара. 29. Изготовление пояса. 30–31. Изготовление золотой дощечки. 32–43. Одобрение и благословение Моисеем работ. Исх.39:1 .  Из голубой же, пурпуровой и червленой шерсти сделали они служебные одежды, для служения во святилище; также сделали священные одежды Аарону, как повелел Господь Моисею. Исх.39:2 .  И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:3 .  и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою. Исх.39:4 .  И сделали у него нарамники связывающие; на обоих концах своих он был связан. Исх.39:5 .  И пояс ефода, который поверх его, одинаковой с ним работы, сделан был из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, как повелел Господь Моисею. Исх.39:6 .  И обделали камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав на них имена сынов Израилевых, как вырезывают на печати; Исх.39:7 .  и положил он их на нарамники ефода, в память сынов Израилевых, как повелел Господь Моисею. Изготовление ефода. См. толк. 5–12 ст. 28 гл. Исх.39:8 .  И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:9 .  он был четыреугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был; Исх.39:10 .  и вставили в него в четыре ряда камни. Рядом: рубин, топаз, изумруд, – это первый ряд; Исх.39:11 .  во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз; Исх.39:12 .  в третьем ряду: яхонт, агат и аметист; Исх.39:13 .  в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах. Исх.39:14 .  Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, как на печати, по одному имени, для двенадцати колен. Исх.39:15 .  К наперснику сделали толстые цепочки витою работою из чистого золота;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010