Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы. Откуда пошло Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить. Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» . И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

http://pravoslavie.ru/103944.html

27 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Миссионерское служение В. Н. Лосского во взаимодействии с братством Святого Фотия В статье доктора филологических наук, проректора по научной работе Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), профессора Белгородского юридического института МВД России Сергея Александровича Колесникова рассматриваются аспекты миссионерского служения В. Н. Лосского в 1930-х гг., в тот период, когда он активно участвовал в организации и деятельности Свято-Фотиевского братства в Париже. Показательными необходимо считать те миссионерские стратегии, которые осуществляли и Лосский, и другие члены братства, находясь в условиях совершенно иной культуры и религиозных традиций. К таким стратегическо-миссионерским действиям можно отнести миссионерскую деятельность среди французов, организацию мест для молений, научно-богословскую деятельность и многое другое. В связи с этим необходимо подчеркнуть актуальность и важность миссионерского опыта лично В. Н. Лосского и братства Святого Фотия в целом для сегодняшнего времени, когда православные миссионеры сталкиваются с похожими во многом проблемами. Статья Тема миссионерского служения для известного православного богослова В. Н. Лосского (1903–1958) всегда была актуальной и соотносилась с темой властвования. Однако единственная форма духовной «властности», приемлемая для Лосского, выражалась в миссионерской деятельности Свято-Фотиевского братства и ее результатах. Именно богословское истолкование власти как звена между земным и горним вело к пониманию православной миссии как той «части церковной жизни, где живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром» . Православная миссия, в которой, находясь в братстве, принимал активное участие Лосский, являлась воплощением особой духовной властности — власти света Христова, света, своей силой управляющего душами человеческими. Так, провозглашение на Литургии Преждеосвященных Даров «Свет Христов просвещает всех», встречаемое коленопреклоненно, и есть символ той власти, которой обладает просветительный потенциал православной миссии. Принятие на себя миссионерской задачи как формы особой власти, свойственной христианству, и необходимо рассматривать в качестве вектора решения вопроса отношения к власти со стороны В. Н. Лосского.

http://bogoslov.ru/article/6194119

3 святыни История чудотворной иконы Троеручицы в г. Бердянске. Бывшие жители г. Бердянска, братья Василий и Иосиф Кочубей, а впоследствии — иеромонахи Киевского Свято-Троицкого монастыря — Филарет и Илиодор, бывшие в 1892 году на Афоне, в Хилендарском монастыре, приобрели там копию с Хилендарской иконы Богоматери-Троеручицы, писанную масляными красками монахами той обители, дивной художественной работы, в стиле древнего греческого письма и прислали сию икону в дар только что отстроившейся тогда церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бердянске. 29 июня 1892 года святая икона была встречена в торжественной обстановке духовенством и жителями Бердянска и внесена в святой храм, где и была вставлена в иконостас левого придела храма. Лик Богоматери производит неотразимое впечатление: столько выражено в нем неземной красоты, небесной чистоты, кротости и любви. Перед иконой теплится множество лампад — жертва богомольцев. Моления перед ней принято совершать коленопреклоненно. На поклонение дивному образу Богоматери стекаются, по временам во множестве, и больных привозят верущие, возвращаясь отсюда утешенными, успокоенными, а некоторые — и исцеленными от своих болезней. После революции икона исчезла и лишь в 1943 г. прихожане, сохранившие её, вернули икону церкви. 19 июня 2014 года, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Местоблюстителя Киевской Митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение об установлении в пределах Бердянской епархии местного празднования Бердянского чудотворного образа Божией Матери «Троеручица», являющийся копией Хилендарской иконы «Троеручица». «В 1893 году, 28 июня получила исцеление от тяжкого продолжительного недуга кровотечения жена купца (грека) Орацио Куппа. В этот день святая икона в торжественной процессии была обнесена вокруг Петро-Павловского прихода.

http://elitsy.ru/holy/temple/27010/

I. Содержание Акафиста Божией Матери в кратких чертах. – Акафист Божией Матери, как исторический факт. – Трудности определения времени появления Акафиста Божией Матери (издания текста, четьи-минейные сказания). – Общий обзор мнений о времени и причинах установления праздника Акафиста Божией Матери и составления его песнопения, начиная с IX века сплошь до настоящего времени. – Неопределенность вопроса – Заключение. Столица византийской империи, великий Константинополь, был некогда осажден одним нехристианским народом, угрожавшим ему опасностью полного разорения; но он нечаянно спасся, благодаря явному заступничеству Пресвятой Богородицы; из жалости к осажденным христианам она не замедлила явиться в среде их невидимым военачальником против врага. Однако такая свыше дарованная помощь была следствием продолжительного моления, приносившегося коленопреклоненно-стоящим народом в великом храме Святой Софии, в котором вместе с этим воспевалось особенное песнопение, посвященное Пресв. Богородице, так называемый Акафист (ακθιστος μνος=неседальное песнопение). С тех пор установлен специальный ежегодный праздник – Акафист, в который от лица Константинополя и всей империи возносилось общее благодарственное моление к Пресв. Богородице за её прежнюю благостыню. Такова в кратких чертах гипотеза об историческом происхождении известного нам Акафиста. Им, в сущности, передается действительное событие в религиозной концепции, которое засвидетельствовано подлинными историческими документами, но затемнено преданием. Говорится ни о чем другом, как только о деятельности народа, который, находясь в крайне опасном положении и напрягая свои последние силы, спасся исключительно силою своей искренней и живой веры в божественное покровительство. Византийские писатели, умалчивая про народное движение, говорят только о его следствии, как воспоминании о сверхъестественном спасении города от угрожавшей ему гибели. Так издавна переданный нам исторический факт привлек к себе внимание при изучении византийской истории. Прежде всего, потребовалось его хронологическое определение, когда многие писатели и отнесли его ко временам царствования Ираклия. Дальнейшее изложение покажет неосновательность подобного мнения, хотя жертвами его явились весьма известные историки. Заблуждение выяснилось только в настоящее время, с появлением несколько односторонних и безприемных исследований. Они, хотя далеко отстоят от положительного решения вопроса о времени и причинах происхождения Акафиста Богородице, усилили, однако сомнения в ценности и научном значении доселе преобладающего мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Преподобный и Великая Победа мая 2016 Валерий Филимонов о молитвенном подвиге святого Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны … Подражая своему Небесному учителю (Преподобный Серафим Вырицкий принял великую схиму в честь преподобного Серафима Саровского, которому особо молился и стремился подражать в течение всей соей жизни), вырицкий старец принял на себя новый великий подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой преподобного Серафима, Саровского чудотворца о спасении России и Русской Православной Церкви (Это была икона, изображавшая Саровского чудотворца коленопреклоненно стоящего перед образом Пресвятой Богородицы " Умиление " . Эту икону вырицкий подвижник привез в 1903 году с Саровских торжеств, в которых вместе с супругой принимал участие). Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье тяжело болевшего старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении почти десяти лет совершал преподобный Серафим Вырицкий свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Господа и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Для него всякий человек был творением и созданием Божиим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... С началом Великой Отечественной войны преподобный усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Вот что рассказали внуки подвижника - Маргарита Николаевна Набоко и Александр Николаевич Муравьев, лично сопровождавшие старца до камня: " В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Сортировать по Исключить новости Преждеосвященная Издательство «Никея» выпустило книгу «Великий пост. Произведения русских писателей» 21 марта, 2014 Издательство «Никея» выпустило книгу «Великий пост. Произведения русских писателей» Рассказ Василия Никифорова-Волгина «Преждеосвященная». После долгого чтения часов с коленопреклоненными молитвами на клиросе горько-горько запели: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствие Твое»… Литургия с таким величавым и таинственным наименованием «преждеосвященная» началась не так, как всегда… Алтарь и амвон в ярком сиянии мартовского солнца. По календарю завтра наступает весна, и я, как молитву, тихо шепчу раздельно и радостно: в-е-с-н-а! Подошел к амвону. Опустил руки в солнечные лучи и, склонив набок голову, смотрел, как по руке бегали «зайчики». Я старался покрыть их шапкой, чтобы поймать, а они не давались. Проходивший церковный сторож ударил меня по руке и сказал: «Не балуй». Я сконфузился и стал креститься. После чтения первой паремии открылись Царские врата. Все встали на колени, и лица богомольцев наклонились к самому полу. В неслышную тишину вошел священник с зажженной свечой и кадилом. Он крестообразно осенил коленопреклоненных святым огнем и сказал: — «Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех»… Ко мне подошел приятель Витька и тихо шепнул: — Сейчас Колька петь будет… Слушай, вот где здорово! Колька живет на нашем дворе. Ему только девять лет, и он уже поет в хоре. Все его хвалят, и мы, ребятишки, хоть и завидуем ему, но относимся с почтением. И вот вышли на амвон три мальчика, и среди них Колька. Все они в голубых ризах с золотыми крестами и так напомнили трех отроков-мучеников, идущих в печь огненную на страдание во имя Господа. В церкви стало тихо-тихо, и только в алтаре серебристо колебалось кадило в руке батюшки. Три мальчика чистыми, хрустально-ломкими голосами запели: — «Да исправится молитва моя… Яко кадило пред Тобою… Вонми гласу моления моего»… Колькин голос, как птица, взлетает все выше и выше и вот-вот упадет, как талая льдинка с высоты, и разобьется на мелкие хрусталинки.

http://pravmir.ru/prezhdeosvyashhennaya-...

ТРОИЦЫНЫ ДНИ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ. Исключительно благоприятно прошли эти дни в этом году. Была тревога: сможет ли Владыка Аверкий возглавить, как обычно, наше торжество? Вопреки категорическим запретам врачей Владыка прибыл постоянным возглавителем всех богослужений был епископ Лавр, но Владыка Аверкий неизменно был в храм и то и дело включался в богослужение, не проявляя никаких, самых малейших, признаков своего нездоровья – в частности, даже как то особенно выразительно и углубленно раскрывая в поучениях, предлагаемых им на каждом богослужении, сущность переживаемого наши времени и какое место в нем занимает наш монастырь и неразрывно с ним связанная семинария. Чрезвычайно благоприятна была погода – не было ни жары ни дождя. Уже с вечера, накануне первого дня Троицы, храм был полон, и проявлял народ нарочитую молитвенность. Так было и все дни – народу значительно прибавилось, но молитвенность только усиливалась, превращая все множество людей в единство молитвенного устремления, которое особенно ярко и сильно ощущалось, когда, по обычаю монастырскому, хор после «Иже Херувимы», сходил с клироса и соединялся с народом: весь храм пел всю дальнейшую службу, и молитвенный подъем естественно доходил до своего предела, охватывая всех, но сохраняя полную выдержку – нечто незабываемое! Причастников было исключительное множество. Повышенная молитвенная настроенность собравшихся естественно находила себе выражение и в желании очистить свою душу в таинстве Святого Причащения – подлинный то был праздник духа. Непосредственно после, Литургии началась вечерня. О ней так сказал в своем слове Владыка Лавр: «О преклоняющих свои сердца пред Богом и колена, Господу помолимся». Скоро на вечерне, которую мы совершим сейчас после Литургии, мы с вами услышим это моление Святой Церкви и затем, по ее призыву, впервые после праздника Святой Пасхи, склонимся коленопреклоненно в наших молитвах к Богу. На церковном языке нынешний праздник называется Пятидесятницей, потому что Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, ниспослал от Бога Отца Духа Святого на Своих Апостолов в пятидесятный день по Своем Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Церковь призывает согрешивших к покаянию, после к-рого она готова принять их в свое лоно: «Аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Ап. 52). В III в. в Церкви сложился порядок принятия в церковное общение кающегося грешника, подобный тому, как принимались в Церковь вновь уверовавшие, проходившие через степень оглашенных : «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин» (Григ. Неок. 12). Существовало, т. о., 4 ступени покаяния, к-рые должен был последовательно пройти кающийся грешник. Находящиеся на 1-й ступени именовались плачущими, или обуреваемыми. Они стояли вне Церкви и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, умоляли входивших в храм помолиться о них. 2-я ступень - слушающие, т. е. те, кто слушали Свящ. Писание и проповедь, стоя в притворе, а затем покидали храм вместе с оглашенными. Принадлежавшие к 3-й ступени именовались припадающими, или коленопреклоненными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. Находившиеся на 4-й ступени «купно стоящие», т. е. стоящие вместе с верными, могли оставаться в храме до конца Божественной литургии, но не причащались и не приносили жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, К. принимались в церковное общение и допускались к причастию.

http://pravenc.ru/text/1683997.html

Сортировать по Исключить новости После чтения первой паремии открылись Царские врата. Все встали на колени, и лица богомольцев наклонились к самому полу. В неслышную тишину вошел священник с зажженной свечой и кадилом. Он крестообразно осенил коленопреклоненных святым огнем и сказал:— «Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех»… После долгого чтения часов с коленопреклоненными молитвами на клиросе горько-горько запели: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем»… Литургия с таким величавым и таинственным наименованием «преждеосвященная» началась не так, как всегда… Алтарь и амвон в ярком сиянии мартовского солнца. По календарю завтра наступает весна, и я, как молитву, тихо шепчу раздельно и радостно: ве-с-н-а! Подошел к амвону. Опустил руки в солнечные лучи и, склонив набок голову, смотрел, как по руке бегали «зайчики». Я старался покрыть их шапкой, чтобы поймать, а они не давались. Проходивший церковный сторож ударил меня по руке и сказал: «Не балуй». Я сконфузился и стал креститься. После чтения первой паремии открылись Царские врата. Все встали на колени, и лица богомольцев наклонились к самому полу. В неслышную тишину вошел священник с зажженной свечой и кадилом. Он крестообразно осенил коленопреклоненных святым огнем и сказал: — «Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех»… Ко мне подошел приятель Витька и тихо шепнул: — Сейчас Колька петь будет… Слушай, вот где здорово! Колька живет на нашем дворе. Ему только девять лет, и он уже поет в хоре. Все его хвалят, и мы, ребятишки, хоть и завидуем ему, но относимся с почтением. И вот вышли на амвон три мальчика, и среди них Колька. Все они в голубых ризах с золотыми крестами и так напомнили трех отроков-мучеников, идущих в печь огненную на страдание во имя Господа. В церкви стало тихо-тихо, и только в алтаре серебристо колебалось кадило в руке батюшки. Три мальчика чистыми, хрустально-ломкими голосами запели: — «Да исправится молитва моя… Яко кадило пред Тобою… Вонми гласу моления моего»…

http://pravmir.ru/prezhdeosvyashhennaya/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими) " Описания иконы Икона Боголюбская Моление О Народе - описание Источник: PRAVICON.COM В 16—17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими свв. Симеоном Дивногорцем и Никитой столпником». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 25Х21. Ярославский регион, 1800 г. Файл 17067.jpg:   Размер: 837x1000, 0.84 MPix, 873 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (263) , (4) . Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч[...] Файл 23036.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 130 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская). Москва или Ростов. 1530—1540-е гг. Дерево, левкас, темпера. Древняя икона вклеена в новую доску 25,3х20,8 см. (врезок 22,3х18,8 см.). Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафоновой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г. Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Христу молитвы о снисхождении к людям. Перед нею молящиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никол[...] Файл 24390.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 201 Kb.

http://pravicon.com/icon-36

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010