«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Шестоднев Шестоднев Иоанна Экзарха — жемчужина своего жанра, итог его почти тысячелетнего развития. За образец Иоанн взял прежде всего «Шестоднев» Василия Великого, а также Севериана Гавальского, различные сочинения Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, а также Аристотеля, Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса, Платона и других античных философов. Творение Иоанна Экзарха — синтез богословия, философии и естествознания той эпохи. Ко всему прочему «Шестоднев» замечателен с литературной точки зрения. Главным содержанием «Шестоднева» остается благодарное изумление перед творением Божьим, восхищение его делами, любование красотой и премудростью мира.   Пролог      Что прекраснее, что для меня слаще людей, любящих Бога, которые поистине жаждут жизни вечной? Не то ли, чтобы никогда не отступать мысленно от Бога и вспоминать его добрые дела? Так и ты, господин мой, князь, славный христолюбец Симеон, не знаешь усталости, взыскуя Его дел и повелений, желая украсить и прославить себя ими. Такой обычай бывает и у нас: когда видит раб преданный, что его господин совершил нечто хорошее, то не только сам, один, зная это, он хотел бы веселиться и радоваться, но если бы было можно, желал бы, чтобы это услышали все. Если люди, насыщающиеся от питья и еды, становятся румяными, сияющими и веселыми, то насколько выше их тот, пищей и отрадой которого являются мысли о Божьих делах, который хотел бы, чтобы и другие видели их и присоединялись к ним. Такие, как говорит Писание, «вырастят крылья, как орлы, полетят и не утомятся». Ибо радость не знает усталости и растит крылья. И как не возрадуются те, кто ищет и постигает, ради кого небо украшено солнцем и звездами, ради кого земля украшена растениями, деревьями и цветами, опоясана горами, ради кого море и реки и все воды полны рыбой, для кого и рай, само Царство небесное приготовлено? Потом осознав, что не ради кого-нибудь другого, но для них самих, как не будут радоваться и веселиться славящие Бога? К тому же следует представить себе, по какому образу они созданы, каково их назначение, на что они призваны. И все поняв, разве и другие  не будут ликовать и радоваться?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Скачать epub pdf Беседа 18 V. ПУТЬ МЕССИИ (Мк.8:27–10:52) 1. «За кого вы меня почитаете?» (Мк.8,27–33) а) Исповедание Петра (Мк.8,27–30) (Мф 16,13–20; Лк 9,18–21) 27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. Этот эпизод приходится в Евангелии от Марка как раз на середину книги, он является как бы поворотным пунктом в жизнеописании Иисуса. Если до сих пор Марк описывал множество встреч Иисуса с людьми Его родной страны, то отныне он меняет тему. Деятельность Иисуса в Галилее подошла к концу. Начинается мессианский путь к Иерусалиму. Новая сцена переместилась в Кесарию Филиппову, которая находилась уже за пределами Галилеи. Она была расположена не на территории подвластной Ироду Антипе, а на территории тетрарха Филиппа, еще одного сына Ирода Великого. Поскольку начинается именно мессианский путь Иисуса, Особый смысл приобретает то, что этот путь начинается с важного вопроса Иисуса и важного исповедания Петра: « 27 За кого почитают Меня люди? 29 ...А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос». Все дальнейшее в евангельском повествовании будет стоять под знаком этого ответа Петра и будет понятно только в том случае, если знать, что путь Иисуса, неизбежно ведущий к страданиям и смерти, – это путь Мессии , совершаемый по воле Божией. Мессианство Иисуса и путь к крестным страданиям неразделимы. И до тех пор, пока эта важнейшая истина не понята или не могла быть понята, действует запрет Иисуса ученикам вообще что-либо говорить об этом другим людям: » 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем». Итак, Иисуса сейчас волновал вопрос – какое влияние Он оказал на людей? Понял ли хоть кто-нибудь, кто Он есть в действительности? И Он спросил учеников, что думают о Нем люди, и услышал от них общее мнение и слухи. Эти мнения и слухи можно понять только на фоне представлений современников Иисуса о собственной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Книга составлена по благословению архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Оптиной пустыни . О Заповедях Божиих «…Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил», — говорит апостол ( Рим. 8:28-30 ). Будущего архимандрита Венедикта Христос предопределил от чрева матери; призвал от юности, призрев на чистое, горячо ищущее Истины сердце, вложив в него живой интерес и пытливое внимание к Слову Божию, которые с годами переросли в глубочайшую любовь и благоговение. В послевоенное время, когда страна и без того претерпевала суровые лишения, на Церковь и ее верных чад обрушилась очередная волна гонений. Не только духовных книг, но даже Евангелия найти было невозможно, а имеющие их подвергались преследованиям. В 1958 году Владимир Пеньков, окончив техникум, устроился на работу монтажником-электриком, и мастер Иван Петрович, приметив скромного и ответственного паренька, однажды предложил ему почитать Евангелие. Тайно, всего на одну ночь, — ведь пожилой мастер за «распространение религиозного дурмана среди молодежи», как тогда говорили, мог серьезно пострадать. Да и самому Владимиру бы не поздоровилось. «Ну что, прочитал?» — спросил утром мастер, когда юноша вернул книгу. «Нет, не успел, был занят», — ответил тот и протянул ему тетрадку, куда за ночь переписал Евангелие от Матфея и несколько апостольских посланий. Пораженный Иван Петрович долго в молчании смотрел на исписанные аккуратным почерком листы, а затем решил подарить книгу Владимиру. С тех пор в выходные дни, выезжая на природу, юноша подолгу уединялся где-нибудь в живописном месте и читал Слово Божие. Постепенно в его душе рождалась решимость посвятить свою жизнь Христу. А чтение и изучение Писания стало для него ежедневной потребностью и отрадой. Эту жажду погружения в Божественные словеса, алчбу насыщения ими отец Венедикт сохранил до конца жизни. «Вера была главным сокровищем этой души, — спустя десятилетия говорят о своем настоятеле насельники Оптиной пустыни. — Он так любил истины, содержащиеся в сокровищнице Церкви, что часто с детской непосредственностью делился с окружающими какой-то мыслью, вычитанной у святых отцов или в Писании… По тому, с каким воодушевлением произносил он какую-нибудь фразу из Писания, было видно, насколько он сам оживотворяется Словом Божиим».

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Разделы портала «Азбука веры» Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Решено: если епископы, пресвитеры, диаконы или любые другие клирики, которые не имели ничего, после своего поставления, во время епископства или служения в клире, купят на свое имя поля или какие-нибудь угодья, то их нужно считать похитителями имущества Господня, исключая тот случай, когда они после увещаний отдадут это Церкви. Если же лично им достанется дар от кого-либо или наследство от родственников, с этим пусть поступают по своему произволению. А если, изъявив намерение отдать это Церкви, возвратятся вспять, да будут признаны недостойными церковной должности как отверженные. μοως ρεσεν, να πσκοποι, πρεσβτεροι, δικονοι κα οοιδποτε κληρικο, ο μηδν χοντες, ν προκψαντες τ καιρ τς πισκοπς, τς κληρσεως ατν, γρος οαδποτε χωρα π νματι ατν γορσωσιν, να ς κατ δεσποτικν πραγμτων φοδον πεποιηκτες νχωνται, ε μ ρα λοιπν πομνησθντες τ κκλησ τατα εσκομσουσιν. ν δ ες ατος κυρως φιλοτιμ τινς, διαδοχ συγγενεας περιλθ, ξ ατο ποισωσιν χει πρθεσις ατν. Ε δ κα μετ τ προθσθαι ες τοπσω μετατραπσι, τς κκλησιαστικς τιμς νξιοι, ς δκιμοι, κριθσιν. Толкования Зонара . Если некоторые из недостаточных лиц сделаются епископами или клириками, и потом разбогатеют и будучи епископами или клириками приобретут земли или угодья, купив оные на свое имя, то является мысль, что они приобрели их на церковные деньги и признаются виновными точно так, как если бы они похитили владычное, то есть Господне имущество (ибо на это указано словами правила: ς φοδον πεποιηκτες), если не завещают их в церковь . Посему и гражданские законы требуют, чтобы епископы, когда имеют принять хиротонию, делали известным свое имущество, дабы иметь право оставлять оное законным образом кому желают. И 40е правило святых Апостолов говорит: известно да будет собственное имение епископа, если он имеет собственное, и известно Господне и проч. И Антиохийского собора 24е правило дает об этом определение. А если кому-нибудь, в бытность епископом или клириком поступит в собственном смысле подарок от кого-нибудь, например, по завещанию, или дар, или родовое наследство, то должен, говорит правило, и из него посвятить в церковь часть по своему произволению. А слово: « в собственном смысле » (κυρως) поставлено вместо слов: если будет предоставлено прямо ему, так как многое оставляется некоторыми с тем, чтобы передано было другим, или было издержано на выкуп пленных, или на построение священных домов и на другие подобные дела. Итак, не требуется, чтобы и из этого завещевал что-нибудь в церковь, а только из того, что в собственном смысле, то есть лично ему предоставлено и над чем он господин. А если они предположили и обещали отдать часть в церковь, потом обратились вспять, то есть переменили намерение; то должны быть признаны недостойными священнической чести.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Скачать epub pdf Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу 1 , и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мip при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления. Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке. Историческая эта запутанность в житии св. Николая чувствовалась давно учеными исследователями церковной истории. Соллерий, издавая  в 1745 г. Мученикослов Чэуардов, в примечании к 6-му декабря говорит, что он считает недостаточными сведения о св. Николае, и намекает на то, что время его следовало бы на целый век, или и более, отодвинуть от эпохи  последнего гонения на христианство , хотя и боится при этом, чтобы бежа от Сциллы не впасть в Харибду... В эту Харибду действительно и попал один безыменный  летописец  западный XII-ro или около того века, записавший в одном месте своей хроники (французских государей, от Дагоберта I до Пипина): «при том же Константине (Погонате) процветал блаженный Николай архиепископ, который после в Мирее при Юстиниане младшем императоре, в год воплощения Господня 673-й отошел ко Господу " … Посреди таких разноречий желанным для всех казалось отыскать древнейшее и полнейшее изложение жизни и деяний славного чудотворца. Знаменитые собиратели и издатели Деяний святых в 1716 г.,  на вопрос одного ученого о деяниях св. Николая, отвечали: «Деяний истинных и подлинных ищешь ты св. Николая? Но таковые есть ли где-нибудь, никто не знает. И о если бы когда-нибудь (если не пропали) вышли из каких-нибудь тайников на свет!» Сему самому ученому случай помог отыскать то, чего он хотел. По крайней мере, отыскав, он убедил себя (и не думаю, чтобы еще кого-нибудь), что нашел Acta primigenia великого святителя. Со слов его самого расскажем, как происходило дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

«За границей мы остались без Родины». Митрополит Антоний Сурожский Как поверить в ближнего 7 апреля, 2022 Как поверить в ближнего «Мы оказались без Родины, отделенные от всего, что мы любили, от самых любимых и родных, чужими на чужой стороне, лишними и нежеланными… И вдруг мы обнаружили, что у нас есть Бог…» Публикуем проповедь митрополита Антония Сурожского, которую он прочитал 21 декабря 1969 года в храме святителя Николая в Хамовниках (Москва). …Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что все Евангелие — сплошная встреча? Ведь весь рассказ евангельский говорит нам не о каком-то учении, которое преподносится всем равно, безразлично, безлично. Каждое евангельское слово сказано кому — то, каждое событие евангельское — это встреча Христа с какой-то человеческой нуждой, со скорбью, с радостью, с горем, с болезнью, с грехом. Это всегда встреча лицом к лицу. И какая могла бы быть в нас постоянная радость, торжествующая, победоносная радость, если бы мы так воспринимали Евангелие, если бы, читая его, мы просто себе представляли образы. Вот толпа — такая, как мы теперь; иногда большая, как сегодня, иногда совсем маленькая, когда собирались только-только первые ученики. В этой толпе я — затерся где-то и слышу, как Христос говорит. Не обязательно со мной лично, но Он говорит с кем-то: не просто «вещает», не просто говорит кому угодно и никому. Он говорит женщине, у которой сын умер: Не плачь! Юноше, который спрашивает, как найти жизнь вечную: Оставь все, только иди за Мной! Больным, слепым, грешникам: Прощаются тебе грехи. .. И так далее. Вот если бы нам помнить каждый раз, как мы слышим Евангельские слова, что они не где-то звучат для других, а говорятся мне или при мне — кому-то, кому они нужны. Может быть, в этой толпе один человек услышит то или другое слово Христово, которое сегодня было прочитано; может быть — многие. А мы все должны с трепетом стоять и думать: Христос говорит — и в чью-то душу входит жизнь… кто-то спасается… у кого-то горе утихает… у кого-то слезы текут… у кого-то вдруг разломилось каменное сердце… у кого-то вдруг надежда блеснула, вера разгорелась…

http://pravmir.ru/za-graniczej-my-ostali...

Закрыть itemscope itemtype="" > Осуждение нас убивает 05.04.2024 89 Время на чтение 3 минуты Источник: Православие в Марий Эл Мы делаем обычные вещи и не задумываемся о том, что это имеет какие-то последствия. Вот я все время говорю, обычный такой, не стопроцентный, среднестатистический христианин – он же осуждает. Боится он осуждения? Нет. Большинство людей, ходящих в церковь, не придают этому никакого значения. Они просто, ну осудили и осудили. Конечно, приходя на исповедь, они осознают, что в принципе это – грех. Они говорят: «Да, осуждал». Но никто в депрессию, в панику и ужас по этому поводу не впадает. Например, если человек – христианин, для него абсолютно неприемлема ситуация, чтобы он оказался в языческом капище, где служат сатане. Только если его скрутили, схватили, связали и притащили туда, он может там оказаться. И то он будет в ужасе: «Ну все, погибла душа моя окончательно и бесповоротно». И если он вырвется, он прибежит на исповедь и будет рыдать, просто рыдать, биться головой о пол и кричать: «О, погиб я, Господи, спаси меня, это ужасно, как только это могло случиться?» И несколько месяцев он будет приходить в себя от того, что он там пять минут в этом капище побыл, и то не по своей воле. Его туда насильно затащили. Но то, что он осуждает… «Ну, да, батюшка, осуждаю, а что? Бывает, но это же не смертельно». Как не смертельно? Это абсолютно смертельно. Это ничем не отличается от посещения сатанинского капища или вкушения какой-нибудь жертвенной языческой крови. Никакой разницы. Никакой. Наоборот, если вы вкусили – были в языческом капище и вкусили языческую кровь, зная, что она ничего не значит, – это вам простится. А если вы осудили кого-то – не простится. Но первому придаем большое значение, гигантское, а второму – никакого. Человек в первую неделю Великого поста не хотел нарушать пост, но так получилось, позвали в гости, а там ничего не было, кроме скоромной еды, – и он съел вареную картошку с постным маслом. У него истерика. Он говорит: «Батюшка, я всеми силами старался пост соблюсти, не знаю, что случилось, но так вот угораздило меня, пришлось с постным маслом картошку поесть в среду, простите меня, если можно, конечно». Как будто все это имеет хоть какое-то значение, вообще, для чего-нибудь или для кого-нибудь.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/osuzhd...

Ступени молитвы Молитва – матерь и царица всех добродетелей. Но почему она матерь всех добродетелей? Ведь великий апостол Павел говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13). Значит, согласно ему, самая великая добродетель не молитва, а любовь. Так почему же все-таки святые отцы сказали, что молитва – матерь всех добродетелей? Потому что она вводит в нашу душу и любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему входят в нашу душу не иначе, как путем молитвы! Например, ты, скажем, огорчил кого-нибудь или тебя кто-нибудь огорчил, но если ты начинаешь поминать его в молитве, то вскоре замечаешь, что с какого-то времени злоба начинает исчезать. Молитвой пресекается вражда, и ты тотчас приобретаешь этого человека, и вы приходите к согласию, единству. Поэтому святой Максим говорит: « Когда ты увидишь, что кто-нибудь тебя ненавидит, будь по справедливости или не по справедливости, начни поминать его в молитве » . Но не поминай его, чтобы на него пришло какое-нибудь зло, ибо тогда оно падет на тебя. Говори так: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, и брата моего (имя), ибо по моим грехам он рассердился на меня. Потому что брат мой – мое зеркало: он видит мои недостатки». Так говорит и святой Иоанн Лествичник: «Не обвиняй брата, когда молишься за него, и не проси для него наказания», – как некоторые записывают таких людей в своих помянниках как врагов! Нельзя! Даже если вы записываете некоторых во враги, Церковь знаете, как молится? Церковь молится о врагах, чтобы Бог умудрил их, простил им грехи, привел их к познанию истины, сделал кроткими и благополучно обратил их. Так молится Церковь. Никогда и никому Церковь не желает причинить зла. Ибо «Бог хочет, чтобы все люди спаслись»(ср.: 1 Тим. 2: 4). А мы, когда огорчены, нам кажется, что такой-то человек нас ненавидит. А Церковь – нет! Она не делает различий. Она молится равно обо всех, чтобы все были хорошими. Потому, говоря о святой молитве, я и сказал вам, что она называется матерью всех добродетелей, ибо она вводит в душу нашу самую великую добродетель – любовь к Богу и любовь к ближнему.

http://pravoslavie.ru/49068.html

Глава одиннадцатая Ин.11:1 . Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Один только Иоанн рассказывает эту историю. Рассказывает же для того, чтобы научить нас не соблазняться, если какая-нибудь болезнь постигнет людей усердных и боголюбезных. Ибо Лазарь был друг Христов, однако же, и он был болен. Ин.11:2 . Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Нужно знать и то, что сия Мария, помазавшая Господа миром, не была ни блудница, упоминаемая у евангелиста Луки ( Лк.7,37–50 ), ни женщина, упоминаемая у евангелиста Матфея ( Мф.26, 7 ), но иная, не блудница, но честная, боголюбезная и усердная. Ибо она заботилась о принятии Христа и служила Ему, как сам Иоанн потом ( Ин.12, 2 ) свидетельствует. Господь о ней же свидетельствует, что она избрала благую часть, как замечает евангелист Лука ( Лк.10, 42 ). Сестры сии были так чудны и достопочтенны, что и Лазарь сделался известным более из-за них. Ибо Лазарь, сказано, был из Вифании, из селения Марии и Марфы. Ин.11:3 . Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Почему же они посылают звать Иисуса, а не идут к Нему сами, подобно сотнику и цареву мужу? Потому, что они крепко надеялись на Христа, потому что они были слабые женщины и не прилично было им выходить из дому, потому что и они одержимы были скорбью и заняты были заботою около брата. А что они сделали так не по небрежению, это оказывается из последующего, ибо они оказывают Христу великую честь и уважение и приносят твердую молитву. «Вот, кого Ты любишь». Говорят так для того, чтобы именем дружбы вернее преклонить Господа к состраданию. Такое выражение сих жен обнаруживает и некоторую веру их. Они так уверены в величии силы Господней, что для них удивительно, как болезнь коснулась человека, любимого Им. Ибо удивительным как-то представляется, что болен тот, кого Ты, Господи, любишь. Ин.11:4 . Иисус, услышав то , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Его жизнь – проповедь любви Памяти архимандрита Мефодия (Петрова; † 22.07.2021) 30.07.2021 1111 Время на чтение 9 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Архимандрит Мефодий (Петров) Фото: monasterium.ru В минувшее воскресенье в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре простились с тем, кого почитали «душой Валаама». Почти 30 лет архимандрит Мефодий (Петров) встречал на острове гостей. Иногда это были и просто любопытствующие, туристы. Но любовь Христова, что открывалась людям при знакомстве с этим подлинным монахом, многих обращала к вере. Накануне девятого дня по кончине новопреставленного вспоминает собрат, иеромонах Парфении (Шапанов). У него святые были друзьями Помню отца Мефодия еще относительно молодым, – никакой седины, он был черным-черным как смоль, худощавым. С южным, подчас даже вспыхивающим темпераментом. То, каким мы его помним уже сейчас, – это результат колоссальной внутренней работы над собой. Он за годы, проведенные в монашестве, просто преобразился. Всю свою огненность укротил в свет. Так что мог уже никого не обжигать, и все ему были рады. И эта радость от его улыбки, радушия была первым впечатлением всех приезжавших на Валаам. Говорить с ним поначалу, помню, при всей его энергичности и живости восприятия, надо было помедленнее и простыми словами, – иначе он мог не понять. У него даже выражение лица тогда такое, несколько вопросительное часто бывало. Хотя, будучи полиглотом, зная прекрасно македонский, сербо-хорватский, английский, немецкий, французский и итальянский языки, он и русский на этом своем послушании, требующем непрестанного общения с людьми, замечательно освоил. А в свое время в Россию из Македонии приехал, не зная ни одного русского слова, просто ведомый Промыслом Божиим очутился здесь. – Ты там хоть кого-нибудь знаешь? – спрашивали у него, спонтанно снарядившегося в путь. – Да, знаю, – подтверждал. – Кого? – Преподобного Серафима и святого Иоанна Кронштадтского. – Хорошие у тебя друзья. Не пропадешь.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/30/ego_zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010