Конечно, встречаются и более сложные варианты взаимоотношений между соседними зачалами, но все же указанные три схемы охватывают подавляющее большинство зачал Евангелия. Начальные обращения зачал Апостольские чтения из Посланий, как правило, вводятся обращениями: а из книги Деяний – «В те дни» ( Во дн оны). Евангельские зачала предваряются фразами: Эти вводные фразы, строго говоря, не являющиеся текстом Священного Писания в этом конкретном месте, называются киноварными вставками . Чтение «под зачало» В Уставе иногда встречается выражение «под зачало»; оно употребляется, когда положено читать 3 чтения на литургии. Например, в конце 7й главы Типикона сказано: « Подобает ведати, яко приходящему Господскому празднику, или Богородицы, и оба праздника Предтечева, рождество и усекновение, и святых апостол Петра и Павла, и Иоанна Богослова, или аще будет храм: должно есть прочитати Апостол, и Евангелие рядовое, хотящее быти тогда в самый день праздника, за день напредь прежде праздника, под зачало ». Или вот еще пример: в случае Новолетия (1 сентября) в воскресный день устав чтений на литургии таков: « Прокимен, апостол, аллилуиа, и Евангелие, прежде индикта: воскресно же под зачало: таже святаго ». Во всех этих и подобных случаях второе чтение присоединяется к первому и читается без «киноварной вставки», то есть без использования вводной фразы из подстрочника; начинается второе чтение теми словами, которые находятся в основном тексте Апостола или Евангелия. Получается, что второе чтение в таких случаях не имеет начальной, вводной фразы; другими словами, вводная фраза (киноварная вставка) 1го зачала является начальной для обоих чтений вместе. Это и значит «под зачало», то есть под общую с первым чтением начальную фразу. Как правило, на практике чтец (диакон), читающий Священное Писание с чтением «под зачало», при переходе к такому чтению не выделяет его голосом, а продолжает с той же интонацией, так что стоящие в храме (и то только при условии, что слушающие хорошо знают Писание) могут только по изменившемуся содержанию догадаться, что произошел переход к новому отрывку.

http://azbyka.ru/zachala

При пении последней стихиры, священнослужащие, «по-христосовавшись» между собою около престола, выходят из алтаря и совершают древний обряд «христосованья» со всеми. По окончании христосованья, священнослужитель читает великое (по содержанию, а не по объему) «слово» великого всемирного проповедника, Иоанна Златоустог о: аще кто благочестив и боголюбив, да насладится ныне сим святым и светоносным торжеством….. Оканчивается «утреня» двумя обычными «эктениями» и сокращенным отпуском, с пением: Христос воскресе…., с троекратным от священника осенением предстоящих крестом и провозглашением в то же самое время троекратного: Христос воскресе! на что все предстоящие отвечают: во истину воскресе! и целуют крест; а поющие многократно повторяют: Христос воскресе из мертвых.... Первый час пасхальный почти во всем и совершенно отличен от обыкновенного «первого часа»: в нем нет ни псалмов, ни молитвочтений и почти весь он состоит из одних «тропарей» и «кондаков», которые притом, не читаются, а поются. «Отпуск» в нем самый малый и без креста, но, разумеется, с непременным пением: Христос воскресе из мертвых…. Обедня § 109. «Обедня» на светлое Христово Воскресение бывает необыкновенно рано, весьма часто в след за необыкновенно ранней утреней. – Предшествующие ей «третий и шестой часы» – точно такие же, как и «первый пасхальный час», без малейших отличий. Самая «обедня», после возгласа: благословено царство... начинается так же, как и утреня, с тем лишь прибавлением, что во время пения: Христос воскресе… и произношения священником стихов: да воскреснет Бог… и проч., так как это происходит не вне храма (т. е. не по утрешнему), а в храме, совершается каждение престола, всего алтаря и иконостаса, с молящимися. За этим особенности пасхальной обедни состоят в следующем: а) если священнослужащих бывает несколько лиц, то «евангелие» от Иоанна, первое его зачало: В начале бе Слово … читается ими всеми поочередно, и при том по отделам и на разных языках; б) вместо: «достойно есть»..., поется 9-й ирмос пасхального канона, с припевом: Ангеля вопияше Благодатней…., как это бывает во все продолжение праздника, до самого Вознесения; в) вместо: 1) «благословен грядый во имя Господне», 2) «видехом светистенный», 3) «буди имя Господне» с 33-м псалмом, поется всякий раз: Христос воскресе из мертв... и когда эта всерадостная песнь, в этом последнем случае, пропоется несколько раз, совершается, по крайней мере в некоторых церквях 208 , освящение артоса 209 . – Оканчивается обедня точно также, как и утреня. Вечерня первого дня Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т.н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал. Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Каждый раз их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои. Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необходимо всегда. И это знание у святых было удивительно глубоким и целостным. Приучить себя к церковному богослужению – значит хорошо узнать Священное Писание. Как говорит в одной из своих бесед свт. Иоанн Златоуст : «Кто регулярно ходит в церковь , тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно». Литература по теме Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Прежде всего, деление очень общее, на Западные и Восточные. На первый взгляд, оно бесспорно и принято всеми литургистами. Но сами ученые признают, что различие между этими двумя группами, скорее, кажущееся, чем реальное 92 . Что же, однако, отличает эти две основные группы? О. Каброль видит, в первую очередь, особую многочисленность восточных анафор, при сравнительной единообразности западных канонов мессы. «Кроме римского канона, – говорит он, – можно насчитать разве только галликанский, мозарабский, может быть, амвросиев (миланский) и, если угодно, равеннский, тогда как на Востоке у одних яковитов и маронитов до 65 анафор, у эфиопов – 15 и т. д.». Причина этого явления на Востоке была указана несколько выше. «Но, – как указывает о. Каброль, – это единство анафор на Западе, скорее, кажущееся. Западный канон сам по себе допускает большое количество вариантов в своих, казалось бы, неподвижных рамках». Это можно пояснить так. В Православной Церкви, например, положено служить всегда литургию св. Иоанна Златоуста и только 10 раз в году литургию св. Василия Великого . В те дни, когда служится та или иная литургия, она почти ни в чем не меняется, кроме чтения Апостола и Евангелия, и пения некоторых песнопений (антифонов, тропарей и кондаков). Разнообразные заамвонные молитвы в Порфириевом Евхологии являются, пожалуй, единственным исключением. Точно так же и в александрийском типе литургий, например, в Коптской церкви, когда совершается литургия ап. Марка или св. Кирилла Александрийского , то совершается в том же непеременном составе молитв. Вариантов в составе евхаристического канона нет. И это общее правило на Востоке. Совсем другое дело на Западе. Там, при кажущемся единообразии литургического типа (например, римский канон мессы), допускается очень часто в году, в зависимости от праздника или времени церковного года, изменение то той, то иной молитвы евхаристического канона, например, «praefatio», или другой. Иными словами, если принять, что при совершении Литургии активно участвуют три лица: 1. иерей, служащий Литургию и читающий молитвы, 2. диакон, читающий Св. Писание и произносящий ектении, и 3. хор или певец, исполняющий положенные песнопения, – то в восточных типах евхаристических молитв всё, что положено читать священнику, не подвергается изменению в рамках одной и той же литургии, будь то Златоустова, ап. Марка, ап. Иакова или CA VIII. А что касается диаконской, или певческой части, то она варьируется гораздо больше, в зависимости от праздника или времени года, т.е. читается всегда разное зачало Апостола или Евангелия, и поется то тот, то другой тропарь или антифон. На Западе, как раз, обратная картина, т.е., в одной и той же мессе – Римской, Мозарабской или Миланской – сами молитвы евхаристического канона меняются.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Глава 20 Зачало 99. Ответ Иисуса Христа на вопрос о Его власти. Читается в среду 28-й недели по Пятидесятнице. Лк.20:1 . И бысть во един от дний óнех, учáщу емý люди в цéркви и благовествýющу, приидóша свящéнницы и книжницы со стáрцы Лк.20:2 . и реша к немý, глагóлюще: рцы нáм, кóею областию сия твориши, или ктó éсть дáвый тебе влáсть сию? (В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?) Вопрос о том, по какому праву (какою властию) Иисус Христос так распоряжается в храме, что, как то было в день Его торжественного входа в Иерусалим, Он изгнал оттуда торгующих ( Лк.19:45 ), и кто дал Ему такую власть (ст. 2), был предложен Господу первосвященниками, книжниками и фарисеями (ст. 1. О них чит. в объяс. 7 ст. 3 гл.) вскоре после обстоятельства изгнания (во един от дний онех учащу Ему люди в церкви (см. ст. 47). Вопрос этот изложен и в Евангелиях Матфея ( Мф.21:23, 27 ) и Марка ( Мк.11:27, 33 ), и св. Лука излагает его совершенно согласно с ними. Господь Иисус Христос не был священником, имевшим власть распоряжаться в храме, а между тем, заметив там беспорядок, восстал против него и уничтожил его. А что Иисус Христос был Сыном Божиим – царем, первосвященником и пророком, этому первосвященники и старейшины иудейские не верили; вот почему и предложили Ему вопрос: какою властию и пр. С другой стороны, давая такой вопрос, они, как то делали не раз, хотели искусить Иисуса Христа, – уловить Его в слове, т. е. если скажет, что Он распоряжается в храме и творит чудеса властию от Бога, обвинить Его в богохульстве – в присвоении божеской власти, а если скажет – Своею собственною властию, оклеветать Его, как возмутителя и человека, самовольно действующего. (Феоф. Мих.) Все это было обдумано врагами Господа хитро и в то же время благовидно. Что же ответил Господь на предложенный Ему вопрос? Он не ответил прямо на вопрос Своих врагов, давая им тем разуметь, что они предлагают Ему вопрос с коварством и что, если бы действительно нелицемерно они хотели знать о Его власти, то давно бы уже могли знать; но с Своей стороны предложил самим вопрошавшим подобный же затруднительный вопрос относительно Своего предтечи Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слово Божие пусть сеется у вас обильно священник Алексий Хотеев Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно. Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу. «Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ). «Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Вы знаете, что можно не попасть на Суд Божий? А мы заводим дневник добрых дел и хотим «отмазаться» Мир будет судим, и все восстанут от гробов своих. Но есть и иное воскресение – воскресение жизни 3 марта, 2019 Мир будет судим, и все восстанут от гробов своих. Но есть и иное воскресение – воскресение жизни Третья подготовительная неделя Великого поста – Неделя о Страшном суде. Но что христиан ожидает, когда время Суда действительно настанет? Размышляет священник Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма (г. Венев Тульской обл.), президент Образовательного фонда им. братьев Сергея и Евгения Трубецких (г. Москва). Священник Георгий Белькинд Удивительно, просто непостижимо, как самые главные вещи оказываются вне поля зрения, оказываются за пределами нашего внимания. Вот, мы веруем в Воскресшего, а потому себе чаем воскресения из мертвых и жизни будущего века. Но давайте спросим в храме у верующих – не случайно зашедших, а именно церковных людей: «Вы знаете, что будет два воскресения и что можно не попасть на Суд Божий?» Вряд ли услышишь в ответ что-то вразумительное, а то еще и еретиком посчитают, хотя Господь об этом прямо говорит, и эти слова звучат в церковном богослужении чуть ли не чаще других евангельских текстов, потому что это зачало читается на отпевании: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот… И изыдут сотворшии благая в воскрешение живота; а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5:22, 29). Знание о Дне Господнем, о всеобщем Суде есть во всех более или менее развитых религиозных культурах, но мы, христиане, имеем прямое откровение от Того, Кто «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). И неделя о Страшном Суде, думается, наилучший повод вспомнить об этих основах нашей веры. Мир будет судим, и все восстанут от гробов своих. Но есть и иное воскресение – воскресение жизни, то есть те, кто прошел вратами смерти, могут воскреснуть не на суд, а сразу в Жизнь Вечную.

http://pravmir.ru/vyi-znaete-chto-mozhno...

Евангелие Евангелие содержит в себе четыре благовестия, или Евангелия: от св. Матфея, св. Марка, св. Луки и св. Иоанна. Евангелия разделяются на главы и зачала. Под зачалами разумеются отделения, которые назначено читать на божественных службах в известные дни и числа, в каждом Евангелии есть свой особый счет глав и зачал, пред зачалом печатается звездочка, под строкою же пишется, когда оно читается, равно и те слова, коими должно начинать чтение зачала. Для того же, чтобы находить, какое зачало должно читать в известный день, в начале книги, пред Евангелием Матфея: 1) указывается, с какого дня в году и в продолжение скольких седмиц и недель читается по ряду то или иное Евангелие. 2) В конце Евангелия, в частности, указываются рядовые зачала для всех дней седмиц и для всех недель в году. 3) в субботы и недели Великого поста чтения Евангелий следуют своему особому порядку; поэтому еще есть особая глава, в которой находится «сказание субботам и неделям святаго Великого поста». 4) Православная Церковь назначила кроме рядовых чтений еще особые в известные праздники и дни святых; и в Евангелии находится месяцеслов, в котором указаны и те святые, в дни коих не положено вовсе читать особых Евангелий. Это обозначается к тому, чтобы знать, к которому чину, или лику, святых относится известный святой и какая положена ему общая служба – преподобническая, святительская или иная. Это указывается для того, если святому должно читать Евангелие, например, в день храма, а между тем в указанном Соборнике ему не положено особого Евангелия, то в таком случае читается «Евангелие общее» того чина, или лика, святых, к которому относится святой. 5) В Евангелии есть особая глава, которая содержит в себе указания на «Евангелия общия святым, имже егда творим службу». 6) Указуются зачала Евангелия и «на всяку потребу». Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

совр. практика чтения Д. с. а. основана на синтезе древних иерусалимской и к-польской традиций. Уже в к-польском Типиконе Великой ц . IX-XI вв. выбор литургийных чтений от Пасхи до Пятидесятницы почти идентичен принятой ныне системе. Д. с. а. читаются в этот период последовательно, одно зачало за другим (Д. с. а. разделены на зачала так, что некоторые стихи пропущены), начиная с Божественной литургии в 1-й день Пасхи (1-е зачало - Деян 1. 1-8) и заканчивая Божественной литургией в субботу перед Пятидесятницей (51-е зачало - Деян 27. 1-44). Чтения воскресных дней включены в общий последовательный ряд, из к-рого выбиваются только чтения праздников Антипасхи (когда читается 14-е зачало - Деян 5. 12-20), Преполовения Пятидесятницы (когда читается 34-е зачало - Деян 14. 6-18), Вознесения Господня (когда вновь читается 1-е зачало (где и говорится о Вознесении), имеющее более полный вид, чем на Пасху,- Деян 1. 1-12) и Пятидесятницы (когда читается 3-е зачало (где и говорится о событии Сошествия Св. Духа на апостолов) - Деян 2. 1-11); чтения Недели (воскресенья) о самаряныне и субботы перед этой Неделей переставлены местами (в субботу читается 29-е зачало, в воскресенье - 28-е). Чтения Пятидесятницы и ее Преполовения из общего ряда исключены, так что на Светлой седмице после 2-го зачала (в понедельник) читается 4-е (во вторник), а на 5-й седмице по Пасхе после 32-го зачала (в среду отдания Преполовения) читается 35-е (в четверг). Из общего ряда также исключены 33-е (Деян 13. 25-32) и 49-е (Деян 26. 1-5, 12-20) зачала, к-рые прочитываются на праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.) и св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая) соответственно,- эти чтения выбраны потому, что в 33-м зачале упоминается проповедь св. Иоанна Предтечи, а в 49-м зачале говорится о чудесном обращении ап. Павла ко Христу, сопоставимом с обращением равноап. имп. Константина. Сходное чтение на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (Деян 13. 16-42) встречается уже в древнейшем арм.

http://pravenc.ru/text/171799.html

4. В отдания Богородичных двунадесятых праздников всегда читается два Евангелия. При этом если не совершается служба святому, то читаются рядовое зачало и праздника (см. 12 сентября). Если же Устав назначает в отдание еще и службу святому (на отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы – 25 ноября, а также в случае полиелейного или бденного святого), то читаются Евангелия праздника и святого. Три Евангелия читаются достаточно редко, причем в этом случае всегда одно из чтений присоединяется к какому-то из двух других (чаще всего к первому) и читается «под зачало». Последнее выражение означает, что присоединяемое зачало не имеет вводной фразы и переход к нему не выделяется голосом или интонацией, то есть чтение двух зачал происходит как в случае одного зачала с «преступкой». Так что внешне чтение трех Евангелий ничем не отличается от чтения двух зачал. Укажем три основных случая, когда может иметь место чтение трех Евангелий на литургии: 1. В предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия. Это объясняется тем, что рядовые чтения, положенные в день самого праздника, в указанных случаях переносятся на предыдущий день (если праздник случится в понедельник, то на следующий, на вторник). Если же и рядовой святой в этот день имеет отдельное Евангелие, то получаем, что необходимо прочитать три чтения: рядовое чтение настоящего дня, рядовое чтение грядущего дня и чтение святого. Легко понять, что два рядовых чтения в этом случае объединяются «под зачало», то есть читаются как одно чтение, а затем отдельно читается Евангелие святого (см. Типикон, 20 ноября). Кстати, в этом случае часто не возникает никаких проблем с объединением двух рядовых чтений, так как нередко они идут последовательно, друг за другом, или же находятся довольно близко. В качестве иллюстрации обратимся к двум конкретным случаям. Так, 25 июня 2008 года, день памяти преподобномученицы Февронии, приходится на вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице. Накануне, в понедельник, празднуется Рождество Иоанна Предтечи, великий праздник, так что рядовое Евангелие понедельника переносится на вторник. Следовательно, во вторник читаются зачало 40-е от Матфея (рядовое чтение понедельника), 41-е зачало от Матфея (за вторник) и от Луки зачало 33-е (святой). Первые два зачала читаются подряд как одно чтение: началом является вводная фраза зачала 40-го, а заканчивается это составное чтение там, где обозначен конец зачала 41-го. Таким образом, получается единый отрывок Мф. 11:2–20 . Затем в качестве отдельного, второго Евангелия читается зачало святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010