Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ковчег завета I. НАЗВАНИЕ 1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»; 2) «Ковчег завета» Господня [евр. арон берит яхве; Числ. 10:33 ; Втор. 31:26 ; ср. Евр. 9 и т.д.] был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля; 3) название «ковчег откровения» ( Исх. 25:16.22 ) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли; 4) выражения «ковчег Божий» ( 1Цар. 3:3 ; 1Цар. 4:11 ) и «ковчег могущества Твоего» ( 2Пар. 6:41 ; Пс. 131:8 ) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия. II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии , имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» ( 2Пар. 3:3 ) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом ( Исх. 25:10–16 ). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4 , наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона ( Исх 16 и след.; Числ. 17:10 ; но ср. 3Цар. 8:9 ). К.З. был накрыт ⇒ крышкой . III. ИСТОРИЯ Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок ( Числ. 10:33 ). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

XLIV. О почитании святых икон А) Употребление священных изображений Как только повелел Господь устроить для странствующих Евреев скинию, т.е. первый походный храм, или, то же самое, святилище земное ( Евр.9:1–2 ), то тогда же для главнейшей части храма, святого святых ( Лев.16:1–6:34 ), повелено было сделать из дерева ситтим и обложить золотом Ковчег откровения ( Исх.26:33:25:10–11 ; Втор.10:1–3 ). Ковчег откровения, несмотря ни на то, что состоял из дерева и золота, ни на то, что был изделием рук человеческих ( Исх.37:1–2 ), был самой великой святыней, пред которой даже первосвященник не мог являться больше одного раза в год ( Лев.16:2:34 ), и был образом Самого Бога. Поднимают Ковчег в путь, Моисей говорит – «восстань, Господи»; останавливается Ковчег, – говорит: «Возвратись, Господи» ( Чис.10:35–36 ); когда Мелхола укоряет Давида, что он скачет и пляшет пред Ковчегом ( 2Цар.6:11–16 ), святой Давид говорит – «пред Господом играть и плясать буду». Кого же напоминал всем евреям и Давиду Ковчег откровения и чьим он был образом, как не самого Бога? Вот первая рукотворенная святыня – Ковчег откровения, образ Бога! Кроме этого, вся скиния была в изображениях херувимов: два на Ковчеге ( Исх.25:18 ), множество на всех стенах скинии, сделанных из покрывал ( Исх.26:1 ), и на завесе, отделявшей святилище от святого святых ( Исх.26:31:33 ). Следует заметить, что херувимы сделаны были из золота ( Исх.25:18 ), из кручённого виссона и червлёной шерсти ( Исх.26:1:31 ), т.е. из материала земного и тленного, – что сделали это Веселиил, Аголиав и все мудрые сердцем люди, т.е. всё это было делом рук человеческих ( Ис.36:1:8, 35:37:7 ), – что, наконец, херувимы – имели изображения лица ( Исх.25:20 ). Вот вторые рукотворенные святыни скинии – это Херувимы. – Когда за ропот против Бога на странствующий народ Еврейский послал Господь ядовитых змей, и умерли множество народа из сынов Израилевых, то Моисей, по повелению Божию, сделал медного змея и выставил его на знамя, и, когда змей ужаливал человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Чис.26:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А. Об иконопочитании 1. Доказательства истинности иконопочитания в православной церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разумет и св. иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и храме ветхозаветных: и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (кивота завета) ( Ucx. XXV, 18 ). – И поставил он (т. е. царь Соломон) херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом (3цар. VI, 27). Поклонением до земли почитали св. предметы и изображения: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои и явилась им слава Господня ( Числ. ХХ, 6 ). Почитание священных предметов и изображений выражалось: а) в поддержке постоянного горения светильников пред св. изображением или предметом: прикажи (говорит Господь Моисею) сынам израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лeb. XXIV, 2, 3, 4 ). б) в каждении: на нем (т. е. на жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх. ХХХ, 7, 8 ). в) в хранении свящ. предметов в храмах:/тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром (2цар. VII, 2). г) в хранении свящ. предметов в домах: и оставался ковчег Господень в доме Аведдара, гефянина, три месяца; и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия; то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2цар. VI, 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

31-е Положение пояса пресв. Богородицы Кроме ризы пресв. Богородицы сохранился между христианами в честный пояс ее, который во успении Божией Матери ею самою вверен был ав. Фоме, потом, как пишет Никифор Каллист, передаваем был между верующими, так же как и риза ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс Богородицы перенесен из Иерусалима, а по мнению иных из Зилы, в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатию, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивою Пульхериею, сестрою Феодосия Младшего (408–450). В IV в. Иосиф Студит написал канон на день положения пояса, с акростихом или краегранесием: «крепостию мя твоею опояши чистая Дева». В Х веке честный пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва философа I (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс пресв. Богородицы. Царица объявила о сем видении императору в патриарху: тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены и были благодарственные молитвы Господу Богу и пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь преблагословенные девы Богородицы: положение честнаго пояса пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от греческой сие благочестивое установление, совершает также празднество в похвалу преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном ее поясе и залог благословения и утверждения православных царств. В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и евангелие на Литургии в день Положения пояса Богородицы те же, что и в день положения ризы ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава третья. Канон ветхозаветных книг Огромная значимость богодухновенных книг Св. Писания в делах веры и благочестия ставила и в ветхозаветные времена, и в новозаветные важный и непростой вопрос; а какие книги считать богодухновенными? Или, иначе, вопрос о каноне священных книг. Семитское слово (кане), как и греческое κανν означало первоначально «тростниковую палку», а потом и вообще «прямую палку». В переносном смысле, это означало все то, что служит к определению, исправлению, выпрямлению других вещей. В итоге, слово канон получило значение «правила, нормы, образца». В отношении к Св. Писанию, канон определяет перечень богодухновенных книг. Многие читатели, не задумываясь, берут в руки Библию , и им кажется самоочевидным, что вот именно эти, а не какие другие книги являются священными. Хотя вопрос возникает уже в силу того, что разные издания содержат различный объем священных книг. А иные, наоборот, не могут отличить библейские книги от другой древневосточной литературы. Постараемся объективно изложить увлекательную и непростую историю канона библейских ветхозаветных книг, отметив в ней особые двенадцать вех. 3.1. Моисей Начало канону священных книг было положено первым богодухновенным писателем – Моисеем в нач. XV в. до Р.Х. (по другой точке зрения – в сер. XIII в. до Р.Х.). При нем, Книга закона была положена во Святом Святых скинии откровения, одесную ковчега Завета. Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Втор. 31,24–26 ). Положение книги закона одесную ковчега во Святая Святых означало совершенно особое божественное значение этой книги, книги свидетельства Божия народу Израильскому. Книга закона, положенная Моисеем одесную ковчега, и есть Тора, основа божественного откровения Израилю. 3.2. Иисус Навин Завершая свой жизненный путь, Иисус Навин собирает все двенадцать колен сынов Израилевых в Сихеме. Там, на месте, где Аврааму была дана во владение Св. Земля и где он впервые воздвиг жертвенник Богу, Иисус Навин, овладев всей Обетованной Землей, напоминает народу Завет Божий. После обещания народа хранить верно сей Завет, вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом, который подле святилища Ягве ( Нав. 24:26 ). Таким образом, книга Иисуса Навина была приложена к книге закона Божия, к Торе. В этом составе содержится Священное Писание и поныне самарянами. 3.3. Пророк Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

архимандрит Амвросий (Юрасов) Об иконопочитании Иконой называется освященное по особому чину изображение истинного Бога, Божией Матери, святых Ангелов и угодников Божиих («икона» с греческого языка переводится как изображение, образ). Иконопочитание выражается в поклонении, воздаянии почестей, в обращении с молитвой не к самой иконе, а через нее – к первообразу, то есть к тому, кто на ней изображен. В Священном Писании много говорится об изображениях истинных и ложных. Поэтому прежде всего необходимо «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев.10:10 ). Ложные изображения – это кумиры, идолы, то есть творения рук человеческих, которые язычники почитали как богов, прибегали к ним за помощью, умилостивляли жертвами, воздавали божеские почести изображенным животным или истуканам. Язычники не знали единого истинного Бога и поклонялись идолам – Тельцу, Молоху, Ваалу, Астарте и пр., а это значит – поклонялись пустоте, потому что в них не было и не могло быть ни души, ни истины: «мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор.8:4 ). Желая сохранить Свой народ от идолопоклонства, Бог дал ему через Моисея строгую заповедь, запрещающую творить кумиры: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» ( Втор.5:8–9 ). Но запретив всякое идолопоклонство, Господь через того же Моисея дал повеление сделать истинное, священное изображение – ковчег и два золотых херувима на нем, скинию из виссона и на ней искусно вышитых херувимов, светильники из чистого золота и семь лампад. «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения»,– сказал Господь Моисею ( Исх.25:22 ). И далее: «освяти их, и будет святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:29 ). Священные изображения были и в храме Соломоновом. Господь освятил этот храм, но когда Соломон, кроме истинных изображений, сделал ложные, и стал воздавать почести идолам, Бог разгневался на него и отторгнул от него царство ( 3Цар.11:5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...    Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.    Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.    Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.    Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.    Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.    Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.    С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

Библия, изложенная для семейного чтения Завоевание и раздел Обетованной земли И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. Иис. 3:17 «По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1, 1—9). Земля обетованная, в которую должен был теперь Иисус Навин, по указанию Божию, ввести еврейский народ, была как бы приспособлена для поселения на ней народа, выделявшегося из народов того времени исповедуемой им верой в Единого Истинного Бога, народа, путеводимого и воспитываемого Самим Богом, с Которым сохранилось у него общение от начала веков. Палестина была центром тех стран, народы которых имели до Рождества Христова наибольшее влияние на ход истории. Здесь проходили важные торговые пути, соединявшие восток с западом и север с югом. На западе берега ее омывались Средиземным морем, наиболее посещаемым древними народами. Это служило евреям средством общения с Грецией, Римом и прочими народами. Так как еврейскому народу предстояло передать миру познание Истинного Бога и Его Откровения, то для них были открыты все пути проповеди истин, возвещенных впоследствии Христом.

http://pravoslavie.ru/2835.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Проханов: «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал» Известный писатель принимает участие в IX Международной конференции Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство» 31.05.2013 1222 С 28 мая по 1 июня проходит IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство». Форум проводится в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Константин Коротков» по местам Северной Фиваиды: Городец (Нижний Новгород) - Горицы (Вологодская область) - Санкт-Петербург, с посещением Феодоровского мужского монастыря (Городец), Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей (Вологодская область) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). Своими впечатлениями от участия в конференции делится в интервью «Русской народной линии» известный писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра», председатель «Изборского клуба» Александр Андреевич Проханов : «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал. Для меня откровением является такое собрание столь разнообразных людей, которые едины в своем миросознании. Я вернулся из очень тяжелых огненных поездок с войны, где господствует ненависть, сражение, борьба и катастрофа, и вдруг сразу оказался в атмосфере любви, приятия и деликатного отношения друг к другу. Удивительно, но здесь я почувствовал связующее начало, которое соединяет самих людей: женщин и мужчин, детей, пожилых и молодых. Но это начало, исполненное любви, нежности и заботы друг о друге, невозможно было бы без соединения всех нас в Боге. Каждый шаг, каждый помысел и каждое деяние, связаны с духовным служением. Это не значит, что мы постоянно находимся в молитве и на Литургии, но ощущение того, что над нами сияет наше любимое Божество, делает нас всех удивительно просветленными, умиротворенными и благостными. Все это сообщество, братство движутся по восхитительным русским водам и необъятным русским просторам среди сияющих далей, среди дождей, среди зеленых лесов и дол. Мне кажется, что наш корабль - это святой, счастливый ковчег, который несет нас в необъятное чудесное русское грядущее. Это ощущение политическое, религиозное и одновременно житейское не покидает меня уже третий день».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/31/al...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010