Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ковчег завета I. НАЗВАНИЕ 1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»; 2) «Ковчег завета» Господня [евр. арон берит яхве; Числ. 10:33 ; Втор. 31:26 ; ср. Евр. 9 и т.д.] был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля; 3) название «ковчег откровения» ( Исх. 25:16.22 ) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли; 4) выражения «ковчег Божий» ( 1Цар. 3:3 ; 1Цар. 4:11 ) и «ковчег могущества Твоего» ( 2Пар. 6:41 ; Пс. 131:8 ) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия. II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии , имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» ( 2Пар. 3:3 ) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом ( Исх. 25:10–16 ). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4 , наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона ( Исх 16 и след.; Числ. 17:10 ; но ср. 3Цар. 8:9 ). К.З. был накрыт ⇒ крышкой . III. ИСТОРИЯ Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок ( Числ. 10:33 ). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Празднованию Пасхи при Иосии в 4 книге Царств посвящено всего 3 стиха ( 4Цар.23:21–23 ); во 2 Паралипоменон оно изложено с великой подробностью (стихи 1–19), которая вполне отвечает отмеченной обеими книгами исключительной торжественности этого праздника при Иосии (согласно ( 4Цар.23:22 ) – «не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских»; согласно ( 2Пар.35:18 ) – «не была совершаема такая пасха у Израиля от дней Самуила, пророка; и из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия». Конечно, настаивать на строго буквалистической точности этих замечаний в приложении ко всей предшествующей истории Израиля нет надобности). Большая подробность рассказа 2 Паралипоменон выражается уже в указании (ст. 1) дня совершения Пасхи: 14-го нисана, т.е. в день, назначенный для этого законом Моисевым ( Исх.12:6 ; Лев.23:5 ; Чис.23:16 ). Затем сюда относится произведенное Иосией упорядочение черед священнических и левитских (ст. 2,4–5) и распоряжение левитам о поставлении ковчега завета на его место в храме (ст. 3). «Но должно спросить, – замечает блаженный Феодорит , – каким образом, тогда как ковчег завета был внутри во святом святых, Иосия указал левитам освятиться, чтобы поставить святой ковчег в доме Божием? Это ведь означает и последующее (замечание): «и поставили 10 ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов». Я со своей стороны полагаю, что или ассириец, когда взял город при Манассии, вынес ковчег вон, или это сделал кто-либо из нечестивых царей после Езекии: Манасия или Амон, а затем уже Иосия, узнав это обстоятельство, возвратил ковчег в свое место». (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologia Graeca , T. 80, Col. 855–856). Некоторые раввины, напротив, произвольно толковали слова Иосии ст. 3 в смысле распоряжения убрать ковчег – ввиду предстоящих опасностей от халдеев – в одну из пристроек храма Соломона. Текст, напротив, ясно говорит о возвращении ковчега в храм из какого-то другого места. Таким временным местопребыванием ковчега считали или некоторое тайное помещение в самом храме из числа его пристроек, или же какой-нибудь частный дом (например, дом Шаллума, мужа пророчицы Олданы). Это, конечно, только предположения, которым следует решительно предпочесть указание текста стиха 3: из слов Иосии к левитам: «нет вам нужды носить его на раменах» видно, что по той или иной причине ковчег был также переносим левитами, как было некогда во время странствования евреев по пустыне (ср. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 582).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 28 Величие царственного могущества Иеговы – Бога Израильского. Псалом Давиду, исхода скинии. Псалом составлен по поводу устройства Давидом новой скинии на Сионе и перенесения сюда ковчега Завета; а употреблялся он в Иудейской церкви на праздник кущей и, вероятно, в последний день оного. Известно, что Давид, после того, как был помазан царем над всем Израилем, и когда «пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов», то он построил себе домы в городе Иерусалиме, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. – «И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, что бы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. – И сказал Давид начальникам родов левитских: «освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него. – И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей, по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. Так Давид и старейшины Израилевы и тысяченачальники пошли перенести ковчег завета Господня. – Так весь Израиль вносил ковчег Завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах» ( 1Пар.14:8,16–17;15:1,3,12,14–16,25,28 ). 1–2. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его. При перенесении ковчега Завета Господня на Сион во вновь устроенную скинию, Давид был объят чувством величайшего восторга: ибо с этого времени Господь имел свой видимый дом в «городе Давида» – в Иерусалиме. В благодарность Богу за это и ради прославления имени Божия, Давид приносил многочисленные жертвы: о том же он просил и весь народ с его представителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мысли о ковчеге Сделать углубление в иконной доске, получившее название «ковчег», стоило определенного труда, и подчас немалого. Каково же значение ковчега? В литературных источниках по данному вопросу нас ждут только разрозненные мысли отдельных авторов, но никак не специальная литература. Можно узнать, что ковчег – «духовное окно», что изображение святого стремится выйти из ковчега в реальный мир (потому часть нимба попадает на поле). На этом, собственно, и кончаются теоретические построения. В таком случае, помня о связи слова и образа в Церкви, самое верное средство – обратиться именно к слову. Но прежде экскурса в этимологию, хочется уточнить следующий момент: поскольку икона указывает на иную реальность и к ней имеет самое непосредственное отношение (хотя б одними чудотворениями, например), то и семантические структуры внутри иконы отличаются от таковых, связанных с вещами мирскими, не сакральными. В иконе – все иначе. Удивительные соединения представляют собой «смысловые значения» и «функции» предмета. Иногда очень трудно, а чаще вообще невозможно отделить одно от другого, потому что рождается новое качество: не «смысл» и «функция», но нечто третье: «смыслофункция» или, зависимо от случая, «функциональный смысл». В этом сполна убеждаешься при изучении ковчега. Итак, слово «ковчег» в русский язык занесено с Востока. Самое древнее его значение – на пуническом финикийском языке – «бездомный дух, сядь мне на плечи». В современном иврите слово имеет сразу несколько оттенков. Но и по-болгарски, и по-сербски оно звучит идентично, означая «ящик, ларь»; чем только подтверждается этимология русского – «ящик», «хранилище», а по-гречески kivotos. Начнем по порядку. Ковчег Завета представлял собой тоже в каком-то смысле ящик (в переводе с древних мер на современные – длиной 125 см, шириной и высотой по 75 см), в котором хранилось десять слов, начертанных Богом на скрижалях (Втор.10, 1-5). Считалось, при наличии Ковчега, Бог присутствовал среди Своего народа, Своим действием и словом управлял народом и его охранял, внимал молитвам людей.

http://pravoslavie.ru/312.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Обращение неофита к народу у дверей первого христианского храма Древним проповедникам Это – скиния такая, это – горница святая, Это – Господа Иисуса Дом Воскресшего Царя. Посмотрите, посмотрите: это – скиния такая. Это – храмина святая! Это – Новая Заря! Это – хижина совета, церковь Нового Завета, Ибо Старого Завета закрывается Ковчег! Посмотрите, посмотрите: сколько ласки и привета! Сколько радости и света, несказанного навек! И гласится в этой вере: будьте люди, а не звери! Это нам в небесной сфере золотой сияет крест! Это я вам – Неизвестный – говорю у этой Двери: Заходите, заходите! Не гнушайтесь этих мест! Эти гулкие хоралы! Эти свечи, эти Лики! Эти своды и порталы, что восходят над толпой! И склоняются пред ними в прахе римские владыки, Простираются, рыдают и стучатся головой. И пускай там запустела и сгорела Самария И под цезарской стопою издымился Рушлаим. Заходите, заходите, истомленные, глухие, Воздохните за вратами, пред которыми стоим. Заходите, заходите, будьте люди, а не звери. Эй вы, отроки и дщери у погасших алтарей! Это я вас призываю: заходите в эти Двери! Ибо стал я христианин, а вчера был фарисей. Посмотрите, посмотрите: сколько ласки и привета! Сколько радости и света, несказанного навек! Это – храм земли грядущей, церковь Нового Завета, Ибо Старого Завета закрывается Ковчег. 1982 Мать Когда Он был, распятый и оплеванный, Уже воздет, И над крестом горел исполосованный Закатный свет, – Народ притих и шел к своим привалищам – За клином клин, А Он кричал с высокого распялища – Почти один. Никто не знал, что у того Подножия, В грязи, в пыли, Склонилась Мать, родительница Божия, Свеча земли. Кому повем тот полустон таинственный, Кому повем? «Прощаю всем, о Сыне мой единственный, Прощаю всем». А Он кричал, взывая к небу звездному К судьбе Своей. И только Мать глотала кровь железную С Его гвоздей… Промчались дни, прошли тысячелетия, В грязи, в пыли… О Русь моя! Нетленное соцветие! Свеча земли! И тот же крест – поруганный, оплеванный.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Скачать epub pdf Избранные места из священной истории Нового Завета Св. Дева Мария посещает Елисавету ( Лк. 1:39 и далее) Благословенная и Непорочная Дева Мария, вскоре по зачатии от Святаго Духа, нося в своей чистой утробе вочеловечившегося Сына Божия, воставши, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Мариино; то взыгрался младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Духа Святаго, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда дошел голос приветствия твоего до ушей моих: тогда взыгрался младенец радостно во чреве моём. И блаженна поверившая; потому что сказанное ей от Господа исполнится. Тогда Мария выражая перед своею родственницею чувства смирения и благодарности, наполнявшие Её пресвятое сердце, сказала: " Величит душа моя Господа; И возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем; Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне блаженною нарекут меня все племена, Что сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его; И милость Его в роды родов боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; расточил горделивых в помышлениях сердец их. Низложил сильных с престолов и вознёс смиренных. Алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем. Восприял Израиля, раба Своего, да помянет милость, (как говорил отцам нашим), к Аврааму и семени его до века». – Мария, пробывши у Елисаветы около трех месяцев, возвратилась в дом свой. Назидательные размышления Пример нашего Господа, равно как пример Святой Девы и апостолов, доказывает нам, говорит один просвещеннейший богослов, что нет состояния совершеннее того, где жизнь внешняя освящается жизнью внутренней. Живущие таким образом никогда не теряют из виду Бога среди занятий внешних; они всегда имеют пищу на небе, – как Ангел, сопровождавший Товию на земле. Мария, не тщеславясь высоким достоинством, до которого она была вознесена, и не смотря на трудности пути, предупреждает свою родственницу Елисавету и идет повидаться с ней из одной любви. О, сколько благодати и благословений излилось на дом Захарии, когда Пресвятая Дева вошла в него! Ежели Авраам получил столько благодати, приняв в своем доме трёх Ангелов, ежели Иаков принёс столько благословений Лавану, язычнику и идолопоклоннику; ежели Лот избавлен от пламени Содомского, дав ночлег двум Ангелам, ежели Пророк Илия наполнил елеем сосуды бедной вдовы; ежели Елисей воскресил сына соманитянки; наконец, ежели ковчег завета, когда Аведдар дал ему пристанище в своём доме, был для него источником милостей небесных; то как же велики и многообразны поэтому были милости и благословения, исполнившие дом Захарии, когда он принял Ангела великого совета, истинного Иакова, Божественного Пророка, истинный ковчег завета, нашего Спасителя, находившегося во чреве Его Божественной Матери?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А. Об иконопочитании 1. Доказательства истинности иконопочитания в православной церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разумет и св. иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и храме ветхозаветных: и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (кивота завета) ( Ucx. XXV, 18 ). – И поставил он (т. е. царь Соломон) херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом (3цар. VI, 27). Поклонением до земли почитали св. предметы и изображения: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои и явилась им слава Господня ( Числ. ХХ, 6 ). Почитание священных предметов и изображений выражалось: а) в поддержке постоянного горения светильников пред св. изображением или предметом: прикажи (говорит Господь Моисею) сынам израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лeb. XXIV, 2, 3, 4 ). б) в каждении: на нем (т. е. на жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх. ХХХ, 7, 8 ). в) в хранении свящ. предметов в храмах:/тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром (2цар. VII, 2). г) в хранении свящ. предметов в домах: и оставался ковчег Господень в доме Аведдара, гефянина, три месяца; и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия; то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2цар. VI, 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Библия, изложенная для семейного чтения Сорокалетнее странствование евреев в пустыне И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Чис. 11:32 В первый день второго месяца второго года по исходе евреев из Египта Моисей, по велению Божию, составил перепись сынов Израилевых возрастом «от двадцати лет и выше». За исключением не внесенного в перепись колена Левиина, посвященного на служение при скинии, их оказалось шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек, «всех годных для войны». «И сделали сыны Израилевы все, что повелел Господь Моисею», и в дальнейшем странствии своем они, как было им назначено, «так и становились они станами при знаменах своих и так шли каждый по племенам своим, по семействам своим». (Чис. 1, 3; 2, 34) В путь двинулись они двадцатого числа того месяца — по указанию облака, осеняющего скинию, которое подымалось, когда им предстояло отправляться дальше. Но, хотя и шел народ по этому небесному указанию, все же Моисею трудно было одному вести эту многочисленную толпу, растянувшуюся на огромное расстояние, и тогда он призвал разделить с ним путеводительство родственника своего Ховава Мадианитянина и сказал ему: «Мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле». «Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину. Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе. И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться. Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!»

http://pravoslavie.ru/2823.html

Глава 1 1–22. Празднование Пасхи в 18-й год царя Иосии. 23–24. Общее замечание о царствовании Иосии. 25–34. Война Иосии с египетским фараоном и смерть Иосии. 34–36. Правление Иехонии. 37–42. Правление Иоакима и нашествие Навуходоносора. 43–45. Правление Иехонии. 46–58. Царствование Седекии и начало вавилонского плена. 2Езд.1:1 И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу своему, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца, 1 . В четвертый день первого месяца, т. е. нисана, первого месяца церковного года. Первым месяцем гражданского года был тисри. 2Езд.1:2 поставив священников по чередам в облачении в храме Господнем. 2Езд.1:3 И сказал левитам, священнослужителям Израилевым: освятите себя Господу, для поставления святого ковчега Господня в храме, который построил царь Соломон, сын Давидов. 3 . И сказал левитам, священнослужителям ( εροδουλοις) Израилевым . Писатель употребляет наименование εροδουλος в общем смысле, не имея в виду нефинеев, которые обыкновенно этим именем называются. В соответствующем месте 2 Пар у LXX стоит: то ς δυνατος. 2Езд.1:4 Не нужно будет вам брать его на рамена; служите теперь Господу Богу вашему, и заботьтесь о народе Его Израиле, и устройтесь по родам и поколениям вашим, по расписанию Давида, царя Израилева, и по великолепию Соломона, сына его, 3–4. Освятите себя для поставления святого ковчега Господня в храме. Не нужно будет вам брать его на рамена. Ковчег завета уже со времени Соломона стоял в храме ( 3Цap VIII,6 ). Поэтому приведенные слова ст. 3–4 возбуждают недоумение. Это недоумение Михаелис и Моверс разрешают предположением, что ковчег завета при предшественниках Иосии нечестивых царях Манассии и Аммоне, в предупреждение осквернения, был вынесен куда-либо из храма. 2Езд.1:5 и став во святилище, по родовым левитским разрядам вашим пред братьями вашими, сынами Израиля, 2Езд.1:6 заколите по уставу пасхального агнца и приготовьте жертвы для братьев ваших и совершите пасху по заповеди Господней, данной Моисею. 2Езд.1:7 И дал Иосия в дар находившемуся там народу тридцать тысяч агнцев и козлов и три тысячи тельцов; это по обету дано от царских стад народу и священникам и левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010