Церковь чтит память мученика Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора 3 октября, 2019. Новостная служба В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». 3 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

Св. равноапостольный вел. князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 г. Ему было только 6 лет, когда умерла воспитавшая его св. княгиня Ольга (память ее 11 июля), и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и, когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир. Через три года после кончины матери, св. равноапостольной княгини Ольги (память ее 11 июля), князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть. С семнадцати лет он стал править самостоятельно. Первые шесть лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городён (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое — Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов — Перуна и Белеса — и стали им приносить человеческие жертвы. В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: «Единого Бога признают они владыкой всего мира». Он назывался Сварогом, что значит «голубое небо». Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси. В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение. Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это бьшо второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но ненадолго. Настали дни св. князя Владимира.

http://sedmitza.ru/lib/text/437456/

С. Успенский Молитва смирения Услышь, Христос, мое моленье, Мой дух Собою озари И сердца бурного волненье, Как зыбь морскую, усмири! Меня не крест мой ужасает: Страданье верою цветет, Сам Бог кресты нам посылает, А крест наш Бога нам дает. Тебе вослед идти готовый, Молю, чтоб дух мой подкрепил! Хочу носить венец терновый: Ты Сам, Христос, его носил. О дай, чтоб верою святою Рассеял я туман страстей И чтоб безоблачной душою Прощал врагам, любил друзей. Чтоб луч отрадный упованья Всегда мне в сердце проникал, Чтоб помнил я благодеянья, Чтобы обиды забывал. И. Козлов Князь-инок Шумная жизнь мира с непрочными радостями и тяжелыми невзгодами и желание следовать истинному учению Христа влекли множество знатных людей Древней Руси к уединению. Эти люди приходили к ясному сознанию, что мы ничего своего не имеем и ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати. Таким образом, «вменяя себя в ничто», они прибегали к милосердию Божию и навсегда оставляли почет, земную славу и житейские выгоды. Таков был сын владетельного князя Заозерского, юный княжич Андрей. Унаследовав от своих благочестивых предков глубокое расположение к добродетельной жизни, он еще в детском возрасте обнаружил склонность к отшельническому житию. Когда же великий князь Василий Темный отнял у князей Заозерских их владения, княжич решил немедленно оставить мир и посвятить себя иноческой жизни. Местом осуществления своего желания юный князь избрал Спасокаменный монастырь на Кубенском озере. Но молодость князя и его высокое происхождение несколько смутили игумена обители Кассиана. – Не здесь место твое, – сказал игумен князю, – а в боярской думе или на поле брани. – Напрасно смущаешься, честный отче, – ответил ему князь. – Ты видишь, как сильно во мне стремление обнищать ради Христа: я отказываюсь от славы мира, имею твердое желание служить только Господу, и этого желания я не оставлю. Прими меня – я с любовью исполню всякое послушание. Кассиан пошел навстречу князю, но в иночество посвятил его только после долгого и всестороннего испытания. Достигнув своего заветного желания, князь Андрей – в иночестве Иоасаф – всецело подчинил себя воле игумена. Послушание это было особенно трудно для Иоасафа, воспитанного в такой обстановке, где ему приходилось только приказывать, но Иоасаф превзошел в нем даже опытных в подвижничестве насельников обители. Соблюдая строгий пост, посвящая день трудам на общую пользу братии, преподобный Иоасаф ночь посвящал молитве. Слава о князе-подвижнике не замедлила распространиться в Вологодском крае, и к Иоасафу шли и знатные, и богатые, и бедные, и убогие. Духовно утешая одних, князь-инок помогал через своих родственников другим, так как лично сам отказался от всего принадлежавшего ему. Он имел только ветхую, заплатанную рясу да такую же обувь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Князь света 29.07.2015 654 Время на чтение 9 минут Наша история изобилует именами великих святых, жизни и подвиги которых безгранично восхищают. Но вся эта славная рать милостью Божьей смогла выступить и победно взойти на Небеса благодаря одному человеку. Тому, кто поднял в нашем отечестве труд равный апостолам, кто свершил миссию равную библейским пророкам - великому святому равноапостольному князю Владимиру. Именно поэтому в день его памяти мы празднуем день Крещения Руси, которая омылась святыми водами благодаря титаническим усилиям киевского князя и почившей на нем благодати. В этот праздничный день, великий юбилей 1000-летия преставления нашего крестителя в Царство Небесное идут грандиозные многотысячные крестные хода по многим городам Руси. В них участвуют сотни тысяч православных, и, несомненно, сам великий князь Владимир духом шествует с нами, ибо колеблется воздух в округе, радуется, трепещет и ликует всякая душа. Крест Робичича Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ - из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран Спасителем предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он? Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравниться с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

К.А. Вах Скачать epub pdf Великий князь Константин Николаевич. Литография. 1850-е гг. «Наша жизнь должна пройти в скромном неблестящем труде, не в подвигах, которые могли бы в настоящем возвысить наше имя, но в работе для будущего, чтобы дети наши получили плоды с той земли, которую мы, при благословении Божием, можем вспахать, удобрить и засеять». Из письма великого князя Константина Николаевича князю А.И. Барятинскому. Великий князь Константин был вторым сыном императора Николая Павловича. Он родился в 1827 году. Практически с самого рождения отец определил ему службу во флоте. «Мой морской» ласково называл его император. Поэтому, в отличие от своего старшего брата Александра, которого Николай I старался держать при себе, лично наставляя и обучая искусству управления империей, Константину пришлось с детства много времени проводить вне дома, плавая на различных судах под опекой знаменитого русского адмирала и путешественника Ф.П. Литке. Его воспитателем и духовным наставником был В.А. Жуковский (с которым великий князь состоял в постоянной переписке), и романтическая черта укоренилась в натуре великого князя не без его влияния. Но романтизм сочетался в нем с патриотизмом и глубокой религиозностью. Вера в Бога, верность Православию и любовь к России – вот те качества, которые сформировало в нем требовательное попечение императора Николая. Корабли, на которых совершал плавания юный великий князь нередко крейсировали вдоль берегов Средиземного моря, где многое напоминало Константину о Византийской империи. Он давно мечтал побывать на Православном Востоке. Наконец в ноябре 1844 года император объявил, что на будущий год Константин с эскадрой отправляется в Константинополь и Архипелаг, а потом, когда-нибудь, в Иерусалим. «Можно вообразить себе мою радость, потому что это всегда был мой сон» – записал он в своем дневнике 1 . В 1845 году, когда ему не исполнилось еще и 18 лет, великий князь Константин Николаевич прибыл в бывшую столицу православного мира – Константинополь, был принят турецким султаном, увидел Святую Софию и другие святые и исторические места Вселенского Православия и с жаром писал В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Иван Петрович Борятинский замечателен как человек государственный, послуживший верою и правдою царю и отечеству, и человек в высшей степени религиозный, посвятивший Богу и преподобному Даниилу всего себя: свою жизнь, своё звание, своё богатство. О жизни государственной, о его деяниях на пользу государю и отечеству монастырские документы повествуют мало и поминают большею частию только стороною о его общественных должностях. Вот что только известно из них: Князь Иван Петрович Борятинский родился в начале 1615 года 1 от князя Петра и княгини Анастасии 2 , но в каком месте, неизвестно. До 40 года его жизни хотя ничего не говорится о нём в монастырских бумагах, но, вероятно, князь до того времени проходил постепенно государственные должности, в звании детей боярских, стряпчего или думных людей. На 46 году своей жизни, в 1661 году, он был стольником 3 . С 1663 года по 1688 год он был окольничим и были у него тогда живы жена и дети 4 . В 1688 году, на 73 году, он был боярином и начал присылать из Москвы вклады в Данилов монастырь 5 . Послуживши до глубокой старости государю и отечеству, дошедши своими трудами до титла первенствующих и почётнейших лиц государственных, князь Иван Петрович захотел посвятить остаток своей жизни единственно Богу, почему в 1697 году, на 82 своей деятельной жизни, отказался от почестей мира, поступил в Данилов монастырь, постригся в монахи и жил в нём под скромным именем старца Ефрема 6 . В 1701 году, июля 1 дня, на 87 году своей благочестивой жизни, скончался схимонахом в Даниловом монастыре и погребён на северной стороне настоятельских покоев у главного крыльца. В настоящее время благочестивый путешественник может видеть над ним только скромную могилу с простым камнем наверху, обнесённую деревянною перегородкою, и читать следующую надпись, высеченную на стене настоятельских покоев у его гроба: Стани зд, человче, ко гробу сему присмотрися, яко человкъ въ мст семъ положися, рабъ Бoжiй, вкладчикъ сея обители, схимонахъ Ефремъ, что въ мip былъ бояринъ, князь Иванъ Петровичъ Бapяmuhckiй; жumiя его бысть всего 86 лтъ и 8 мсяцевъ, преставися въ лто 1701, месяца Iюля въ 1 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Однажды Боровский князь Василий Ярославич разгневался на преподобного Пафнутия и, чтобы удовлетворить своей злобе на него, несколько раз посылал слуг своих, чтобы они сожгли монастырь преподобного. Но попытки князя сжечь обитель, повторявшиеся несколько раз, не удавались. Разгневанный князь тогда послал с той же целью некоего новокрещенного из агарян, также злобствовавшего на Пафнутия, слугу своего Ермолая. Сей лишь только что хотел приступить к исполнению своего злого дела, тотчас же ослеп и, блуждая, стал ходить вокруг обители. Его увидали тут и привели к преподобному. Пафнутий радостно приветствовал Ермолая, назвав по имени, и спросил, зачем он пришел к нему. Пораженный добротою и кротостью преподобного, Ермолай тотчас же раскаялся в своей злобе, подробно все рассказал преподобному и тотчас же опять стал видеть. Между тем вскоре татары напали на землю русскую; князь Василий Ярославич вместе с другими князьями выступил против них, потерпел поражение и взят был в плен. Находясь в оном, он вспомнил грех своей злобы против преподобного, стал просить Бога о прощении и дал обет по возвращении из плена сейчас же примириться с Пафнутием. Доброе намерение вскоре принесло и добрые плоды. Сверх чаяния князь был освобожден из плена и тотчас же пошел к преподобному, прося простить его. Пафнутий простил и благословил, и после сего князь имел уже, сказано, велию любовь к преподобному. Итак, несомненно, братие, что одной из причин, беды на нас навлекающих, служат и наши гнев и злоба на ближнего. Злобился Ермолай на преподобного – ослеп. Злобился князь, и взят был в плен. Выкинули из сердец оба злобу, и одного тотчас, а другого вскоре беды миновали. Ввиду этого и хоть ради того, чтобы от бед избавиться, выкидывайте злость из сердец ваших и помните, что иначе от них не избавитесь. И это справедливо; ибо может ли Бог благосклонно взирать на человека, злобу питающего? Станет ли оказывать ему Свои милости – помощь и благословение? Конечно нет, потому что «суд без милости, – говорит апостол, – не оказавшему милости» ( Иак.2:13 ). А без помощи Божией что же мы? Без сомнения, в пучину бед впадем и избавления от них не найдем. «Скроешь лице Твое, – сказано, – мятутся» ( Пс.103:29 ). Итак, злобы бегайте и, вместо нее, мира и любви с ближними держитесь. Почему? Потому что они, как показали вам примеры, – средства, от бед избавляющие, счастье нам возвращающие, и следовательно, и милости Божии к нам привлекающие. Аминь. 2-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Дополнение Житие святого благоверного князя Всеволода (в крещении Гавриила), Псковского 2, 41, 79 Память его празднуется месяца февраля в 11-й день, месяца апреля в 22-й день и месяца ноября в 27-й день † 1138 Всеволод Мстиславович – первое княжение в Новгороде началось с марта 1117 г., окончилось весной 1132 г. 41 " Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван« ( 1Тим.6:12 ), – так учил апостол. Значит, могут быть и громкие дела на земле и не быть достойными желаний души бессмертной. Да, напрасны труды и подвиги, если они не одушевлены святою верою, если они не имеют значения для блаженной вечности. Почести, слава, знатность ценны ли по себе, когда проходят, как сон? Жизнь князя Всеволода-Гавриила и в круге общественном, и в круге частном была жизнью для вечности. Потому-то известность его прочна. Сын святого великого князя Мстислава и внук доблестного великого князя Владимира Мономаха 2 , родился и воспитывался в Новгороде 79 , является в жизни общественной в 1117 г. В этом году престарелый Мономах вызвал Мстислава из Новгорода в Киевский Белград, чтобы иметь в нем помощника себе, а в Новгороде велел оставить внука, юного Всеволода. Достойный сын великого Мстислава много сделал добра для новгородцев, но они заплатили ему за то скорбями. Начало своего княжения юный, добрый князь ознаменовал построением великолепного храма в Юрьевой обители. «Князь Всеволод Мстиславич, – говорит летопись, – заложил в 1119 г. вместе с игуменом Кириаком каменную церковь в Великом Новгороде, в 3-х верстах от города, во имя святого великомученика Георгия; и устроили монастырь великий, собрали братию; князь Всеволод докончил храм и освятили его. «Вот я, Всеволод, дал святому Георгию серебряное блюдо, в 30 гривен серебра; велел бить в него на обед, когда обедает игумен», – так говорит смиренный князь в прибавлении к грамоте отца своего, которою тот дал монастырю село Буйце. Всеволод дал еще Юрьеву монастырю погост Ляховичи с землею и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища. Мир хочет жить только для своего удовольствия. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих», – говорит Богодухновенная мудрость ( Притч.3:9 ). И князь Всеволод поступил не по правилам мира забывчивого, а по внушениям любви к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Александр Соколов Святой Михаил – Великий Князь Владимирский Св. Михаил – законный наследник великокняжеского престола Властолюбивый Великий Князь Андрей Александрович окончил, в 1304 г. июня 22, многомятежную жизнь свою, приняв перед смертью пострижение в иночество и схиму. Прямым и законным наследником великокняжеского престола был Тверской Князь Михаил Ярославич. Он был старший из Князей потомков Ярослава Всеволодовича, положившего душу свою за люди 38 . Никто не почитал себя вправе спорить с ним о престолонаследии. А потому Князья Русские избрали его В. Князем и возвели на престол Владимирский; бояре Андреевы, отдав последний долг почившему своему Князю, прибыли в Тверь, и, поздравив Князя Михаила, как Главу Князей Русских, перешли на службу к сему новому повелителю. Новгородцы, еще прежде заключившие с Тверским Князем договор мира и взаимной помощи, должны были признать свою зависимость от сего Князя; и уже наместники Михаиловы отправлены были в Новгород. Оставалось только получить утверждение в великокняжеском достоинстве от Татарского хана, но и в этом никто не сомневался; все были уверены за Князя Тверского. Соперник В. Князя Георгий Московский К несчастью, в бедственное время для Отечества, и самое неоспорпмое право можно было предвосхитить силой, если не собственной, то Татарской, и опыт показал, что не всегда можно надеяться на правосудие ханов, которые часто пренебрегали правами законных наследников, отдавая первенство тому, кому захотят, по своему произволу. Известны были и способы, какими можно было задобрить хана, чтобы иметь его на своей стороне. Следовательно, нужно было иметь столько хитрости, чтобы уверить прочих Князей в неблагонамеренных покушениях В. Князя и его стремлении стеснить права прочих Князей, – столько силы, чтобы можно противоставить ее могуществу соперника, так чтобы прочим Князьям безопасно было держать сторону искателя; столько гордости и властолюбия, чтобы не стесняться законностью и незаконностью средств к достижению цели; – и столько умения угождать врагам – поработителям России, чтобы иметь в них друзей и родственников: и тогда можно было смело вступать в спор с законным наследником всликокняжеского престола, с полной надеждой на успех. Таков именно был Князь Московский Георгий Даниловпч, внук Александра Невского и родной племянник Михаила Ярославича Твсрского. Происходя также из рода Ярославова, имея удел усиленный и преумноженный, как мы видели, при содействии Князя Тверского, он почитал себя довольно сильным, чтобы вступить в спор за великокняжеское достоинство с Михаилом. Личные его свойства, при самовластии и продажности ханов, обеспечивали эти искания властолюбия. Свойства Князя Георгия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Глава XI Великий князь Андрей Ярославич. – Гнев на него хана и Неврюево нашествие. – Несправедливость обвинения Александра в наведении Неврюя. – Бегство Андрея из Владимира. – Александр Ярославич – великий князь Радуйся, примером своим паче слова явивыйся стязающихся о наследии братий своих примирителю. Радуйся, изгнаннаго страхом нашествий татарских народа своего собирателю. (Акаф., ик. 9) Как нам уже известно, по решению верховного хана Менгу владимирское великое княжение получил Андрей Ярославич. Этот князь – из числа тех личностей, которые отличаются хорошими природными дарованиями, благородством характера, отвагой, энергией при достижении намеченных целей. Добродушие нрава соединяется у них с ласковым, любезным обращением с другими, они умеют снискать симпатии и поразить воображение современников. Они не прочь совершить громкий подвиг, в особенности при сочувствующих им зрителях. Но при всем том им часто не хватает глубины характера, стойкости и выдержанности воли, самоотвержения, вследствие чего они оказываются неспособными к непрерывному труду, к тяжелой, будничной, если можно так выразиться, к черной работе, вызываемой глубоко сознаваемым чувством долга... Они самонадеянны и часто дерзки до отваги, когда им благоприятствуют обстоятельства, когда удача венчает их усилия, но при этом малодушны и готовы падать духом при первом серьезном испытании. Ум у них гибкий, находчивый, соображение быстрое, они способны создавать смелые планы, но им недостает вдумчивости, глубины, охоты к серьезному изучению всех обстоятельств дела, всей наличной действительности... Карамзин так характеризует Андрея Ярославича: этот князь имел душу благородную, но ум ветреный, неспособный отличать истинное величие от ложного 226 . Эго значит, что он не мог отрешиться от обычных представлений о чести властителя, от обольщения славою мира, не понимал, как его старший брат, что истинное величие состоит в отдании всего себя труду, которого не могут понять и оценить современники, значение которого сделается ясным разве для отдаленного потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010