Ханский посол привёз не только ярлык Михаилу Александровичу, но обещал и помощь войсками, если тверскому князю потребуется. А ещё надеялся Михаил Александрович на князя литовского. Знал, что Ольгерд в неладах с князем Дмитрием. «Литва нас поддержит,— говорил он своим боярам.— Идёмте же на Москву походом». И тверской князь объявил войну князю московскому. Это был год 1375. Но ни татары, ни литовцы войск прислать не успели. А Дмитрий Иванович быстро двинул свои полки на Тверь. Вместе с ним пошли войска девятнадцати князей и ещё отряды новгородские. Как взяли они Тверь в осаду, испугался Михаил Александрович: «Понеже вся русская земля восста на него», да и свой народ на князя озлобился — зачем, мол, с татарами сговаривался. На помощь Твери литовцы было выступили, но узнали, какое войско большое привёл князь Дмитрий, повернули назад. Стал просить пощады Михаил Александрович, стал просить мира, отдаваясь «на всю волю» московского князя. Заключили князья меж собой соглашение. Признал князь тверской Дмитрия Ивановича «братом старейшим», обещал не ходить больше на Москву, никогда с татарами не сговариваться, не просить ярлыка ханского. А ежели татары на Русь нападут «или мы на них пойдём», то тверской князь войсками своими должен будет помочь князю московскому. Так становилась Москва во главе Руси. Собирала силы грозные. Объединяла народ русский. Только такими силами можно было ударить по ненавистному врагу — по Золотой Орде. Набеги ордынцев Хан Мамай выслушал гонца, коротко кивнул: ступай, мол. Гонец выходил из ханского шатра согнувшись, вобрав голову в плечи: знал, что привёз худую весть. Не осердился бы хан, не сорвал бы на нём своё зло. Но хану было не до него. Он велел никого к себе не пускать. Сидел нахмурившись. Тревожные вести приходили с севера одна за другой. Слишком высоко поднял московский князь голову. Ханские распоряжения ни во что не ставит. Прав, пожалованных тверскому князю, не признал. А ведь ещё недавно покорным был князь Дмитрий — сам приезжал в Золотую Орду, чтобы получить ярлык из рук ханских.

http://azbyka.ru/fiction/na-pole-kulikov...

Теперь же хану было выгодно поддержать Тверь, а не Москву. Слишком сильна Москва стала. Дмитрий Иванович присоединил к своему княжеству крупные города — Калугу, Дмитров, Владимир. Обнёс он Москву каменными стенами взамен дубовых. К стенам башни пристроил. Крепка Москва и красива. Два раза подходил к ней литовский князь Ольгерд, но взять не смог, отступил, ни с чем в Литву вернулся. Не по зубам орешек. Ханский посол привёз не только ярлык Михаилу Александровичу, но обещал и помощь войсками, если тверскому князю потребуется. А ещё надеялся Михаил Александрович на князя литовского. Знал, что Ольгерд в неладах с князем Дмитрием. «Литва нас поддержит,— говорил он своим боярам.— Идёмте же на Москву походом». И тверской князь объявил войну князю московскому. Это был год 1375. Но ни татары, ни литовцы войск прислать не успели. А Дмитрий Иванович быстро двинул свои полки на Тверь. Вместе с ним пошли войска девятнадцати князей и ещё отряды новгородские. Как взяли они Тверь в осаду, испугался Михаил Александрович: «Понеже вся русская земля восста на него», да и свой народ на князя озлобился — зачем, мол, с татарами сговаривался. На помощь Твери литовцы было выступили, но узнали, какое войско большое привёл князь Дмитрий, повернули назад. Стал просить пощады Михаил Александрович, стал просить мира, отдаваясь «на всю волю» московского князя. Заключили князья меж собой соглашение. Признал князь тверской Дмитрия Ивановича «братом старейшим», обещал не ходить больше на Москву, никогда с татарами не сговариваться, не просить ярлыка ханского. А ежели татары на Русь нападут «или мы на них пойдём», то тверской князь войсками своими должен будет помочь князю московскому. Так становилась Москва во главе Руси. Собирала силы грозные. Объединяла народ русский. Только такими силами можно было ударить по ненавистному врагу — по Золотой Орде. Набеги ордынцев Хан Мамай выслушал гонца, коротко кивнул: ступай, мол. Гонец выходил из ханского шатра согнувшись, вобрав голову в плечи: знал, что привёз худую весть. Не осердился бы хан, не сорвал бы на нём своё зло.

http://azbyka.ru/fiction/na-pole-kulikov...

А.А. Половцов Белосельский, Михаил Васильевич Белосельский , князь Михаил Васильевич, воевода; происходил от князей Белозерских; имя Белосельских принял потомок Рюрика в XIX колене – князь Гавриил Федорович Белозерский – от владения Белым Селом (в Пошехонском уезде нынешней Ярославской губ.); князь Михаил Васильевич, сын князя Василия Ивановича, принадлежит к XXIII колену Рюриковичей. Первое известие о нем относится к 1610 г., когда он был воеводой, вместе с кн. Пронским, в Вязьме. В 1614 г., будучи уже воеводой в Торжке, он был отозван к Москве, но в том же году назначен воеводой в Самару, где пробыл всего один год. К этому времени относятся и сохранившиеся отписки Астраханских воевод – князя Одоевского и Головина к Самарскому воеводе, князьям Белосельскому и Туренину: о намерении Волжских казаков идти с Яика на Иргизские вершины и на Волгу (13 июля 1614 г.), о поражении (Волжских) казаков на Яике и намерении последних идти для грабежа на Волгу (в августе 1614 г.). В 1615 г. Белосельский был отозван из Самары к Москве, а в 1616 г. царь Михаил Федорович указал ему, «по нагайским вестям» быть в Москве «ко деревянному городу», среди других воевод, которым, между прочим, велено было стоять без мест. Кн. Белосельскому вместе с воеводой Ф. Л. Бутурлиным был поручен район от Арбатских до Тверских ворот, причем с ними было 40 человек дворян и детей боярских разных городов и 53 человека дворовых людей. В том же году, в сентябре, он был послан на помощь под Псков в качестве вылазного воеводы для действий против немецких людей, а с ним И. К. Карамышев. Этот воевода бил челом на М. В. государю, следствием чего была отставка обоих. В 1617 г. Белосельский является, как воевода, в Вязьме; указ об этом назначении дан был ему 28 августа: «быть на государевой службе для промысла над литовскими людьми со стольником и воеводой П. Пронским», с целью очистить Дорогобуж от поляков и литовцев. Однако Доргобуж был взят королевичем. Узнав об этом, Вяземские ратные люди, не дождавшись прихода врага, бежали в Можайск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сортировать по Исключить новости Князь Юрий Данилович Московский был типичным мелким хищником, правда, очень неудачливым. Михаил Ярославич Тверской легко бил его на поле боя, и Юрию ничего не оставалось, как ехать доносить в Орду, где он имел множество друзей, не уступавших ему в подлости. В этих поездках, интригах, доносах, войнах проводил все свое время неугомонный князь Подготовлено для газеты «У Соломенной Сторожки» Причины возвышения Москвы всем хорошо известны еще со школы: выгоды географического положения, пересечение торговых путей… И так далее, в том же духе. Хотя непонятно, чем ее положение привлекательнее той же Твери, Ярославля или Серпухова, и почему этих замечательных преимуществ никто не замечал ни в XII , ни в XIII веках, когда крошечный городок на реке Москве не интересовал никого. За него не дрались князья, в него не ехали купцы (несмотря на «пересечение торговых путей»!), не селились вокруг крестьяне… Оно и понятно, лесной подзол – почва далеко не лучшая, а «пересечения торговых путей» возникают лишь там, где уже есть торгово-ремесленное население и стоит крупный торговый центр. Княжения в Москве были эпизодическими и короткими, московские князья считали себя неудачниками и не успокаивались, пока не захватывали удел «попрестижней». Переяславль Залесский, например. В 1262 году, собираясь на верную смерть в Орду, св. благоверный князь Александр Невский завещал Москву младенцу Даниилу, самому младшему из своих сыновей. Видимо, из расчета, что уж Москву-то у маленького княжича не отберет никто – не нужна. С этого завещания и начинается – нет, пока еще не возвышение, но превращение Москвы в настоящее княжество, не хуже других. Добрый, хозяйственный и умный князь Даниил Александрович берег и обустраивал доставшуюся ему вотчину, о лучшем не мечтал; привлекал население льготами и помощью в обзаведении хозяйством, выкупал у татар и сажал на землю пленных христиан. Не было недостатка и в добровольных переселенцах, искавших хоть какой-нибудь безопасности, хоть мизерной передышки от бесконечных татарских погромов. Безопасность была относительной: Москву за XIII век уничтожали дважды; но по сравнению с соседней Рязанью, подвергавшейся татарским нападениям ежегодно, или со стольным Владимиром, за который, как собаки за кость, грызлись измельчавшие духовно и ставшие ордынскими прихвостнями Рюриковичи, она была настоящим оазисом спокойствия. Практически не поднимавшийся из руин далекий Киев, центр древней Руси, представлялся из междуречья Оки и Волги полузабытой прекрасной легендой, но и оттуда приходили люди на службу московским князьям. Так, киевский боярин Родион Несторович привел с собой одновременно 1700 человек (огромная по тем временам цифра!).

http://pravmir.ru/mitropolit-petr-kamen-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Представления о власти Московских Государей в Древнерусском обществе XV—XVI веков Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) По характеру происхождения своей власти древнерусский князь был вождем военной дружины, и нормы, определявшие отношения князя и его дружинников, во многом сохраняли свою действенность и тогда, когда люди, окружавшие князя, давно перестали быть дружинниками — членами сообщества людей, живущих вместе с князем у одного «огнища» — очага, а превратились в бояр и детей боярских — вассалов князя, имевших уже и свои земли, и своих подданных. Отношения эти строились на основе своего рода неписаного договора: вассалы должны были верно служить князю — полководцу (прежде всего на войне), в случае необходимости жертвовать за него своей жизнью, а князь — оказывать им «достойную честь», щедро наделять военной добычей и жаловать им в кормление «грады» и «волости». При исполнении обеими сторонами обязательств их связывала нерушимая верность. Не случайно говорилось: «Аще кто от своего князя к иному отъедет... а достоину честь приемля от него, то подобен Июде». Отпечаток таких воззрений можно обнаружить даже в текстах, созданных в духовных кругах. Автор так называемого «Слова на поучение ко всем крестьянам», например, призывал слушателей: «Князю вашей земли... покоряйтеся, не рцете ему зла в сердце своем и прияте ему головою и мечем», а далее пояснял, что тогда «не возмогут противитися инии князю вашему». Черты такого представления о носителе власти и его отношениях со своими вассалами легко обнаруживаются в повествованиях летописных сводов первой половины XV века о выдающихся правителях второй половины XIV столетия. Так, в тверском летописном своде XV века великий князь Михаил Александрович выступает прежде всего как полководец, который «хвален бе зело по всей земле Тферстей... мужества ради и крепости» и «сладок же беаше дружине своей», так как раздавал ей все «елико имяше».

http://sedmitza.ru/lib/text/438923/

Как бы то ни было, князья повиновались Симеону; Тверь не думала более о борьбе: князь ее Всеволод Александрович отказался от мести за отца своего сыну Калиты и отдал за Симеона московского сестру свою Марию в 1346 году, а в 1349 году племянник Александров Михаил, сын великого князя тверского, Василия Михайловича, женился на дочери Симеоновой. В 1351 году летопись упоминает о походе Симеона с двумя братьями – Иваном и Андреем на Смоленск, но послы смоленские встретили его на реке Угре и заключили мир; причины похода и условия мира неизвестны. В то время как Симеон по смерти отца своего находился в Орде, новгородские молодцы, как называет их летописец, повоевали и пожгли Устюжну; жители последней нагнали их и отняли добычу; но потом молодцы эти повоевали Белозерскую волость. Мы видели, что Калита купил Белозерск; Симеон должен был смотреть на этот город уже как на свою собственность; когда он возвратился из Орды, то первым его делом было послать в Торжок за сбором дани, причем сборщики стали притеснять жителей. Новоторжцы послали просить помощи у новгородцев, и те отправили войско, которое внезапно овладело Торжком, схватило великокняжеских наместников и сборщиков дани, перековало их с женами и детьми, укрепило город, а новгородцы между тем послали в Москву сказать Симеону: «Ты еще не сел у нас на княжении, а уже бояре твои насильничают». Новоторжцы, боясь мести великого князя, послали сказать новгородцам, чтоб они садились на коней и спешили к ним на помощь; но чернь новгородская не захотела выступить в поход. Тогда новоторжская чернь, видя, что из Новгорода рать не приходит, встала на бояр, говоря: «Зачем вы призвали новгородцев? Они перехватали княжих людей, и нам теперь приходится за это погибать!» Черные люди вооружились, надели брони, пошли на дворы, где содержались московские пленники, освободили их, а новгородцев выпроводили из города, потом бросились на своих бояр, домы их разграбили, хоромы развезли, села опустошили, одного боярина Семена Внучка убили на вече, остальные убежали в Новгород. Между тем в Москве был съезд всем князьям русским – Симеон Гордый шел в поход на Новгород; с ним вместе отправился и митрополит Феогност. Новгородцы, узнав, что великий князь в Торжке со всею землею Низовскою, начали собирать всю свою волость к себе в город, но сперва попытались кончить дело миром: владыку Василия отправили бить челом к митрополиту, а тысяцкого с боярами – к великому князю. Симеон согласился на мир по старым грамотам новгородским, но. взял за это черный бор по всей волости, и 1000 рублей с Торжка, после чего отпустил наместника в Новгород. По некоторым известиям, Симеон кроме денег потребовал еще неслыханного до тех пор унижения от послов новгородских; прозвание Гордый побуждает верить этому свидетельству. Только в 1347 году Симеон по зову владыки Василия, приезжавшего за тем в Москву, отправился в Новгород, где сел на стол и пробыл три недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Калязин. Родина. Единство» В Калязине состоятся праздничные мероприятия, посвящённые очередной годовщине сражения у Калязинского монастыря 14.09.2023 618 Фото: Пресс-служба Администрации Калязинского района 14 лет назад, в 2009 году, в Калязине зародилась традиция отмечать годовщину знаменитого сражения под стенами Калязинского Троицкого монастыря, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Тогда совсем юный князь-освободитель земель русских Михаил Скопин-Шуйский со своими соратниками и иностранными союзниками одержал здесь победу над польско-литовскими захватчиками, начав объединение народного ополчения для избавления Отечества от иноземного врага и преодоления Смуты. 14 раз в честь этого исторического события будет проходить фестиваль патриотической песни «Калязин. Родина. Единство», который объединяет исполнителей из разных городов, а также фестиваль с гастрономическими элементами «Походная кухня» с девизом «С солянкой и киселем мы в походе отдохнем!» Особенность этого фестиваля в том, что здесь каждый может попробовать угощения на дегустационных площадках, поучаствовать в мастер-классе по приготовлению солянки «по-калязински» и отведать это и другие блюда походной кухни. На празднике участников ждет интерактивная историческая программа «Ратное дело» от тверских реконструкторов, где можно будет пострелять из лука, побывать в пистольно-мушкетном тире, на пушечном стрельбище, ристалище с «потешными мечами». А ещё поучаствовать в различных конкурсах и викторинах, посвящённых нашей истории и многое другое. Фестиваль «Походная кухня» - это праздник выходного дня для активного семейного отдыха с детьми, друзьями и хорошими знакомыми. Программа: 8.30 - 10.30 – литургия в Вознесенском храме Калязина. 10.30 – 11.15 – торжественный митинг у памятника М.В. Скопину-Шуйскому, посвященный 414-ой годовщине освободительной битвы на Калязинской земле в период Смутного времени. По завершении – отправка делегации на возложение цветов к поклонному кресту на Константиновском поле.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/14/ka...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Д.А. Эристов Михаил, святой, князь Тверской Михаил , святой, великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился 1272 года, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине в.к. Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол; на племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Оба князя отправились в Орду, и хан Тохта утвердил Михаила. Новгородцы признали его также своим главою. Михаил несколько лет властвовал спокойно; он жил большею частью в Твери; его наместники управляли великим княжением и Новгородом. В 1313 году по смерти Тохты, великий князь отправился к новому хану Узбеку в Орду и прожил там два года. Георгий Московский не замедлил воспользоваться его отсутствием, и Новгородцы провозгласили его своим князем. Но Георгия позвали в Орду (1315 г.) дать отчет в своих действиях. Михаил подступил к Новгороду, и после жестокого боя, близ Торжка, принудил граждан смириться и принять его наместников. Мир сей, вынужденный крайностью, заставил Новгородцев искать покровительства Татар. Великий князь перехватил посланных с жалобою к Хану, и снова пошел на Новгород войною, но уже не имел прежнего успеха, ибо на возвратном пути, ища кратчайших дорог, потерял всё конное войско. Между тем Георгий снискал милость Узбека. Женатый на сестре хана Кончаке, он получил от Узбека войско и шел с Татарами к Твери, объявить себя великим князем. Михаил выступил к нему на встречу и разбил его; Татарский полководец Кавгадый и супруга Георгиева сделались военнопленными, но им скоро возвращена была свобода. К несчастию умерла скоропостижно в Твери Кончака. Враги Михаиловы распространили слух, что она отравлена ядом по велению великого князя. Снова должно было ждать кровопролития, но Михаил отвратил его. Он условился с Георгием ждать решения Ханского; отдать пленных, даровать Новгороду свободу и не признавать никого великим князем до определения Узбекова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010