Не долго пробыл Мстислав Мстиславич в Торопце, присматриваясь к тому, что происходило в соседних землях. Не прошло и трех лет, как новгородско-владимирские противоречия дали ему шанс заявить о себе. Зимой 1210 г. торопецкий князь для всех неожиданно объявился в Торжке. Его дворяне схватили местного посадника, назначенного владимирским князем Всеволодом и его сыном - очередным наместником Новгорода Святославом. Новгородцам же Мстислав послал гонца со словами: " Кланяюсь Святой Софии и гробу отца моего и всем новгородцам. Пришел к вам, слыша насилье, творимое над вами владимирскими князьями, потому, что жаль мне своей отчины " . Это был точно рассчитанный ход. Возможно, что кто-то из противников владимирской партии сам предложил его Мстиславу. Во всяком случае, новгородцы, уставшие от поборов и владимирского произвола, откликнулись на призыв сына любимого ими князя и, не думая о последствиях, свергли Святослава Всеволодовича, посадив его под стражу. Мстислава же позвали " с великою честью " княжить в Новгороде. Он торжественно въехал в город " и рады были новгородцы " , посадив его на " отне столе " . Это означало войну, и Мстислав с новгородским войском двинулся вновь к Торжку, но кровопролития удалось избежать. Возможно, что старый и больной Всеволод, уже утратил необходимую твердость и, к тому же, беспокоился о судьбе сына. Во всяком случае, он удовлетворился формальным признанием Мстиславичем формального вассалитета: " ты ми еси сынъ, а яз тобе отечь " и отпуском Святослава с его людьми. В 1212 г. Мстислав, подобно отцу, совершил поход в землю чуди - Юго-Восточную Эстонию " и много плениша ихъ и скота бещисла приведоша " .В начале зимы того же года он снова водил новгородцев на земли эстов, теперь уже на город " ...рекомый Медвежью Голову " (эст. Отепя, нем. Оденпе). В результате " чудь " признала свою зависимость от Новгорода, заплатив дань, а, вернее - отдалась под покровительство русских перед угрозой немецкого завоевания, предпочтя меньшее зло. Следующий поход на Запад состоялся в 1214 г. Ведомое Мстиславом Мстиславичем новгородское войско прошло Эстонию вплоть до моря, разоряя села, сжигая укрепления и встало " под городом Воробеином " (замок Варбола). И здесь была взята дань. Впрочем, немецкий хронист считал, что главной целью русских был поиск в Эстонии немецких войск и защита своих интересов. В походе участвовали многочисленные родственники-союзники Мстислава: брат Владимир, племянник Давыд из Торопца, псковский князь Всеволод Борисович. Войско вернулось домой без потерь и с огромным полоном. Одна треть добычи была отдана новгородцами князю и поделена между его дворянами.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/29/...

9. ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, сын Князя Владимира Мстиславича, княжил во Пскове с 1214 года, а в следующем году по какому-то неудовольствию ушел к Лифляндским Рыцарям и вступив к ним в службу, ходил с ними во все походы на Естляндцев, Литовцев и даже на соотчичей своих Псковичей, о чем подробнее сказано уже во общей Истории Псковского Княжества. Пребывая в Лифляндии, он не преставал именоваться Псковским Князем, дарил Лифляндцам Псковские земли, в которых не имел и власти, отогнал от себя свою первую супругу, и женился в Лифляндии на другой, вел странную жизнь по-рыцарски и скончался в Лифляндии около 1245 года. Со времени выезда его из Пскова в 1214 году принят паки Псковичами на княжение отец его Владимир Мстиславич, и княжил с 1216 по 1222 год; потом въехал. После сего вторичного Владимирова княжения Псков присоединился к Новгороду: но в 1226 году отстав от оного, заключил особый союз с Лифляндскими Рыцарями и управлялся своими Посадниками, за что Новгородский Князь Ярослав Всеволодович долго на Псковичей злобился и хотел идти войной, однако же Новгородцы не согласились. 10. ЮРИЙ МСТИСЛАВИЧ, шурин Новгородского Князя Ярослава Всеволодовича, по примирении с ним Псковичей и по просьбе их о даче им Князя себе, прислан 1232 года от него во Псков. За сие Рыцари разорвали со Псковичами свой союз: а Юрий в том же году ходил на Лифляндцев к городу Медвежьей Голове (Одемпе) и оставил там свой гарнизон. В 1234 году он с Ярославом ходил к Юрьеву на Рыцарей, которые против его вышли, передовые Русские войска сперва разбили и прогнали: но поле на реке Амовже (Ембах) сами разбиты и многие волости их были разграблены и сожжены. Потом заключено перемирие на три года, по силе коего в 1239 году Юрий даже посылал 200 человек Псковичей в помощь Рижским Рыцарям на Литву, но в 1240 году при нашествии Лифляндцев на Псков и по сдаче им города сего изменой одного из Псковских же именитого человека Твердилы, Юрий выехал. По освобождении же Пскова Князем Александром Ярославичем Невским в 1242 году, присоединено Псковское Княжество к Новгородскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но Владимир Мстиславич из-за своего корыстолюбия не привлек любви народа. «Творя суд и расправу», по словам летописца, «он много пожинал того, чего никогда не сеял». Тяготясь нерасположением вверенного ему народа, а также и властей этой местности, Владимир Мстиславич однажды даже уехал оттуда, но вскоре вновь приехал со своим семейством, вероятно, не найдя для себя верного убежища на родине. Но в 1216 году он окончательно покинул Ливонию и сделался снова князем во Пскове. В 1216 году псковичи под начальством его, вместе с новгородцами под начальством Мстислава Удалого, приняли участие в борьбе суздальских князей, сыновей Всеволода III Великого, между собою. Умирая, Всеволод дал великое княжение своему второму сыну Юрию, обойдя, таким образом, старшего сына Константина Ростовского. После смерти Всеволода началось междоусобие между Константином и Юрием. Младшие сыновья стали на сторону Юрия, а среди них был и кн. Ярослав Всеволодович. Этот князь был сначала князем в Переяславле, затем в Галиче и Рязани, потом потерял все эти уделы и наконец в 1215 году призван был новгородцами, но за жестокость изгнан и оттуда. Желая возвратить себе Новгородское княжение, Ярослав засел в Торжке и прекратил подвоз хлеба к Новгороду. Новгород приуныл, но Мстислав, не бывший в то время князем в Новгороде, прибыл туда, чтобы принять начальство в борьбе с Ярославом. Юрий, великий князь Владимирский, принял сторону Ярослава. Мстислав, вступая в борьбу с младшими сыновьями Всеволода III, воспользовался враждою Константина с младшими братьями и старался привлечь его на свою сторону. На стороне Мстислава был и Владимир Рюрикович Смоленский, двоюродный брат Мстислава Удалого (Рюрик Ростиславич и отец Мстислава Удалого – Мстислав Храбрый, были родными братьями). Мстислав Удалой, выступив в поход, прежде всего отвел войско в Торопецкий удел, чтобы запастись для войска провиантом: Новгород, как известно, отрезанный Ярославом (засевшим в Торжке) от хлебородных, более южных местностей, страдал от недостатка съестных припасов; пробрался же он в Торопецкую землю мимо озера Селигер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

М. с «немцами» (шведами?), к-рые якобы участвовали в суздальском походе 1134/35 г. и к к-рым князь будто бы собирался бежать в ходе конфликта с новгородцами в 1136 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 159), весьма сомнительна. Кроме упрека в политическом непостоянстве, перечисленные обвинения выглядят запоздалыми, хотя и сознательный политический выбор новгородцев в пользу Чернигова маловероятен, т. к. был бы чрезвычайной опрометчивостью, что отмечает и новгородский летописец: в результате у Новгорода «не бе мира... ни с сужьдальци, ни с смольняны, ни с полоцяны, ни с кыяны» (НПЛ. С. 25), т. е. по всему периметру новгородских границ. Вероятно возник какой-то резкий внутренний конфликт В. М. с частью новгородской верхушки, в т. ч., возможно, и со свт. Нифонтом. Этот конфликт имел очевидно фискальную подоплеку: недаром 1-м гос. актом преемника В. М. стало обновление в 1137 г. порядка материального обеспечения Новгородской кафедры, к-рое предусматривало компенсацию из княжеской казны возможной недостачи сборов с владычных погостов. Прибыв к киевскому кн. Ярополку Владимировичу, В. М. получил от него в держание Вышгород под Киевом. Именно на это время (или, что менее вероятно, на последние месяцы пребывания В. М. на новгородском столе) приходятся сведения о международных связях В. М.: его дочь Верхуслава была выдана замуж за Болеслава (буд. польск. кн. Болеслава IV Кудрявого (1146-1173)), сына польск. кн. Болеслава III Кривоустого (1102-1138). Этот династический брак снова, как и война с Ярополком и Юрием Владимировичами, показал, что В. М. действовал прежде всего в политических интересах своего брата Изяслава Мстиславича (постулируемая иногда в науке женитьба в те же годы сына В. М. Владимира на дочери Болеслава III Риксе проблематична). Уже в марте 1137 г. к В. М. прибыл новгородский посадник Константин, а затем - тайное посольство псковичей и части новгородцев, к-рые убеждали его вернуться в Новгород. Однако, когда В. М. пришел в Псков, в Новгороде произошло столкновение его сторонников и противников, в к-ром последние одержали верх.

http://sedmitza.ru/text/569538.html

Ирмос: Вся дела Божия/и вся тварь, благословите Господа,/преподобнии и смиреннии сердцем, пойте Его/и превозносите во вся веки.  Припев: Святый благоверный княже Всéволоде, моли Бога о нас. Горняго Иерусалима желая наследовати, званием почитаем благонарочитых людей,/от Вышеграда пришел еси во град Псков,/с ними поя, блаженне, и превознося Господа во веки.  Припев: Святый благоверный княже Всéволоде, моли Бога о нас. Рачение незлобиво ко изгнавшим тя, блаженне,/якоже Давид ко Авессалому показал еси,/желая в Вышних кротких землю наследити, вечнаго селения, Богомудре, во веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Тобою, Богоблаженне княже Гаврииле, град Псков вельми хвалится:/в нем бо благочестно пожив, спасение соделав,/Троицу чтити научил еси во Едином Божестве,/и покланятися Той, и благословити во веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Предвозвеститель вечныя тайны/Архангел Гавриил, – еже радуйся! – Тебе, Богородице, взывая,/тезоименитый же сему от земных князь/Твоего успения храму с Богомудрым Нифонтом основание полагают,/благословяще Тя во веки.  Песнь 9 Ирмос: Сотвори державу мышцею Своею,/низложи бо сильныя со престол/и вознесе смиренныя Бог Израилев,/в нихже посети нас Восток с высоты/и направил ны есть на путь мира.  Припев: Святый благоверный княже Всéволоде, моли Бога о нас. Пищи безсмертныя, Тела и Крове Христовы, сподобился еси причаститися, Богомудре,/прощение и мир всем дав,/душу твою Небесному Царю и Владыце предал еси./Емуже со всеми святыми предстоя, всеблаженне, о нас молися.  Припев: Святый благоверный княже Всéволоде, моли Бога о нас. Новаграда народи мирная устроивше и скоро шедше в Плесков,/восхотеша взяти мощи твоя, святе, но не возмогоша:/сугубо чудодействие показав, сташа неподвижими,/и подал еси им от честныя руки своея ноготь/на исцеление и в память вечную. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blago...

Когда Ростиславичи (внуки Мстислава Храброго) достигли верховьев Волги, они узнали, что Святослав (следующий после Ярослава сын Всеволода III), во главе 10000 войска осадил город Ржевку. В этом городе, принадлежавшем Мстиславу, сидел от него посадник Ярун, который, несмотря на малочисленность своего войска, храбро и долго отстаивал город. Тогда Владимир с Мстиславом, имея пока в распоряжении своем слишком незначительное войско (ок. 500 чел.), двинулись на выручку Ржевки. Святослав, боясь прибытия больших союзных сил, не дождавшись прихода новгородцев ко Ржевке, бежал; мало того, Владимир с Мстиславом даже взял город Зубцов, принадлежавший Ярославу. Когда братья были уже на Вазузе, к ним прибыл союзник Владимир Рюрикович Смоленский со смольнянами; силы их тогда значительно увеличились, но Мстислав почему-то вздумал войти в переговоры с Ярославом. Мирные предложения Мстислава, однако, были дерзко отвергнуты Ярославом, после чего Мстислав с Владимиром Рюриковичем порешили не идти на Торжок, а идти к Переяславлю и завести оттуда сношения с Константином Всеволодовичем. Двинувшись из Зубцова к Твери, Ростиславичи принялись грабить Тверские места; последние принадлежали Ярославу, но союзники точно не знали, где тот находился в это время: в Торжке или в Твери. Ярослав, бывший в то время в Торжке, услыхав, что Ростиславичи воюют Тверские места, выслал против них передовой отряд, состоявший из передавшихся ему новгородских бояр. Тем временем союзники Ростиславичи отправили к кн. Константину Ростовскому смоленского боярина Явольда и звали его примкнуть к их союзу. Провожать же боярина до пределов Ростовской земли отправили Владимира Псковского с псковичами и смольнянами. Тем временем, как Мстислав и прочие Ростиславичи жгли села по рекам Шоше и Дубне, Владимир отправился по Волге, взял и сжег гор. Константинов (Кенятин) при устье реки Большой Мерли, а затем, как говорит летопись, пожег и все Поволжье. Константин Ростовский охотно примкнул к союзникам и 9-го апреля (1216), в светлое Христово Воскресение, прибыл к ним с войском; но так как он выказывал большое опасение за оставленный им Ростов, то для защиты этого города был отправлен Владимир Псковской с дружиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский. Январь, 29 1194   XIII в.   Преподобный Авраамий Трудолюбивый, Печерский. Август, 21 XII-XIII вв. Благоверный князь Олег Брянский. Сентябрь, 20 XIII в. Благоверный князь Владимир и благоверная княгиня Агриппина, Ржевские чудотворцы. Июль, 15 XIII в. Преподобный Лука, Эконом Печерский. Ноябрь, 6 XIII в. Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские. Июль, 29 XIII в. Преподобный Мардарий, затворник Печерский. Декабрь, 13 XIII в. Святитель Иоанн, епископ Ростовский. Январь, 17 1213 Преподобный Авраамий Смоленский. Август, 21 1221 Преподобный Антоний Дымский. Июнь, 24 1224 Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Май, 10 1226 Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Июнь, 25 1228 Мученик Авраамий Болгарский. Апрель, 1 1229 Благоверный князь Феодор Новгородский. Июнь, 5 1233 Преподобный Ефрем Смоленский. Август, 21 1238 Мученик Меркурий Смоленский. Ноябрь, 24 1238 Благоверный князь мученик Василий (Василько) Ростовский. Март, 4 1238 Благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский, мученически убиенный на реке Сити. Февраль, 4 1238 Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская. Октябрь, 16 1243 Блаженная Великая княганя Феодосия. Май, 5 1244 Мученики и исповедники: благоверный князь Михаил и болярин его Феодор, Черниговские чудотворцы. Сентябрь, 20 1246 Благоверный князь Василий Ярославский. Июль, 3 1249 Преподобномученик Елисей Лавришевский. Октябрь, 23 ок.1250 Преподобная Евфросиния Суздальская. Сентябрь, 25 1250 Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий. Февраль, 3 1253 Благоверный князь Константин Ярославский. Июль, 3 1257 Преподобный Ксенофонт Робейский. Июнь, 28 1262 Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Из русских святых здесь отмечены: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 19 и марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 27 и февраля 11 – Всеволод князь Псковской, в крещеяии Гавриил; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий, февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 9 – Кирилл Белоезерский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский . Славянские святые отмечены: октября 28 – Арсений Сербский; мая 26 – Георгий новый Болгарский; июня 2 – Иоанн инок Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нападение поморских Чудей, Естляндцев на Псковские около озера земли: но Псковичи поймав их на озере семь шнек или судов, побили всех пловцов и суда привели во Псков. Поход Новгородского Князя Ярослава Владимировича с Новгородцами и Псковичами на Естляндцев к Юрьеву городу и взятие с них дани. Поход его же с теми же войсками на Лифляндию и Зимеголов мимо Юрьева, и взятие города Медвежьей Головы (Одемпе). Поход его же с Новгородцами и Псковичами зимою к Полоцку за то, что Полоцкие Князья вместе с Литвою обижали пограничных Псковских жителей. Чудотворное знамение от Богородичной Иконы в Спасомирожском Псковском Монастыре. По другим Летописям сие полагается в 1192 г. Епископ Бертольд основал Немецкое поселение на устье Двины: но он убит в сражении с Ливонцами, и на место его прислан Епископ Алберт. Бременские Немцы поселяются на устье Двины. Епископ Алберт основывает Ригу и Орден Крес тоносных и Меченосных Лифляндских Рыцарей для истребления язычества. С тех пор начинается завоевание ими Лифляндии. Лифландцы, Литовцы и Россияне старались противиться их поселению и выгнать их: но Рыцари превозмогли и даже завоевали Полоцкое Удельное Кукенгауское Княжество, а Князя Кукенгауского Всеволода принудили платить дань Рижской своей Церкви. Унганнийцы, или Дертпские Естляндцы по наущению Лифляндцев ограбили Немецких купцов, возивших товары свои со Двины сухим путем во Псков. Рижане стараются завести свои торги со Псковичами, а Герсикского Удельного Полоцкого Князя за присвоенные к Риге владения его вознаграждают Леном. Псковичи с Новгородцами ходили, по приглашению князя Всеволода, на рязянских князей. Орденмейстер Финно выгоняет из Лифляндии Россиян, Литовцев и Естляндцев, и строит Замки Венден и Ашратен. Упоминается Торопецкий Князь Мстислав Мстиславич. Поход Новгородского Князя Мстислава Мстиславича с Новгородцами и Псковичами на Лифляндскую Чудь Торму в Дерптском Уезде и потом на город Медвежью Голову (Одемпе), который по 8 дней осады взяли и помирились на условии, чтобы жители некоторые приняли Греческую веру и заплатили 400 марок ногатами дани, а сами обещали им прислать Священников, которые будут продолжать обращение их. Но Рижское Духовенство ускорило прислать им своих Монахов, которые их и окрестили. Гадебуш полагает и поход сей и обращение сего народа в 1209 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В древности строителей храмов изображали на иконах и фресках предстоящими Христу с построенным храмом в руках. Так князь Ярослав Мудрый был изображён вместе со своей семьёй в Софийском соборе в Киеве 20 . В росписи новгородского храма Спаса на Нередице изображён князь Ярослав Всеволодович, подносящий построенный им храм “повернувшемуся к нему Христу, Который благословляет его правой рукой” 21 . Псковский князь Всеволод (†1138; пам. 11 февр.), создатель псковского собора Святой Троицы, изображается с храмом в руке. Нужно сказать, что нашему поколению выпала особая честь – возрождать храмы и монастыри, которые в течение десятилетий были разрушаемы, поругаемы и пребывали в запустении. Попутно можно высказать такое наблюдение: в прошлом, глядя на городской ландшафт, люди видели возвышающиеся дома Божии, а сегодня мы видим дома человеческие, между которыми иногда бывают видны золотые купола 22 . Таким образом, психология вавилонской башни весьма импонирует современной цивилизации. Храм – это свидетельство о вечности в нашем земном, материальном мире. Храм – это место соборной молитвы, к чему призывает нас пророк Давид: …и вознесем имя Его вкупе ( Пс 33:4 ). Храм, храмовая молитва верующих – свидетельство соборности в Церкви. В храме происходит освящение всей нашей жизни, начиная от нашего Крещения и кончая отпеванием. И в последующее время в храме возносится молитва о нас, “о неосужденном предстании” нашем Христу Богу. В храм русский человек нёс всё самое лучшее. С православным храмом связано развитие искусства колокольного звона, фрески, иконописи, церковного пения 23 . Православный храм – это благоговейное приношение Богу, Богоматери, чтимым святым, сделанное с любовью. Храмы замечательно гармонируют с природой, неожиданно возникают среди полей и лесов, на изгибе реки или дороги. Русское храмовое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры православной Руси и всего христианского мира. Создание храмов на Руси – особая страница русского благочестия, любви русского человека к Богу и к красоте. Свеча

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010