Слово о князьях Подготовка текста Т. В. Рождественской , перевод и комментарии И. П. Еремина Комментарии составлены И. П. Ереминым. См.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков. М., ГИХЛ, 1957, с. 330–333. Β комментарии внесены отдельные изменения в соответствии с принципами данного издания. «Слово ο князьях» – литературный памятник второй половины XII века. Β рукописях «Слово» иногда называется и так: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба», «Слово похвальное на пренесение святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочии не враждуют на братию свою». «Слово» действительно приурочено ко дню церковной памяти князей Бориса и Глеба (2 мая) и представляет собою «торжественную» проповедь в честь и похвалу этих очень почитаемых на Руси святых. Β центре внимания автора, однако, не Борис и Глеб, вероломно убитые родным братом Святополком Окаянным, не прошлое, а современностъ. Церковный праздник явился для автора только поводом, чтобы начать речь ο злобе дня. Основная тема «Слова» – современные княжеские усобицы, княжеские братоубийственные войны, раздирающие единство Русской земли. Автора глубоко печалит тот факт, что князья постоянно нарушают ими же установленный порядок, по которому младшие князья подчиняются старшим в роде, а старшие строго выполняют свои обязанности по отношению κ своим вассалам – младшим князьям. Β нарушении этого порядка, освященного именами Бориса и Глеба (О политическом содержании культа Бориса и Глеба в Древней Руси см.: Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе вв. – ТОДРЛ, т. Χ. Μ. – Л., 1954, с. 87–90), автор усматривает основную причину всех современных ему неурядиц на Руси. Он обращается κ князьям с горькими упреками. Младшие князья даже малой обиды не хотят стерпеть от старшего: тотчас же начинают войну «смертоносную» и даже накликают на Русь половцев, рассчитывая с их помощью расправиться с «братией». Автор «Слова» призывает князей одуматься, не враждовать между собою, не пользоваться услугами иноземцев в своих корыстных расчетах, вспомнить свое «величество» и свою «честь» – славное прошлое своего рода и то высокое место, какое занимают они как самим Богом поставленные правители Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Святополк. Окаянная жертва? 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия». 4 августа, 2010 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия». 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия». Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.

http://pravmir.ru/svyatopolk-okayannaya-...

Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Поиск Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Главная >   Главное >   Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления Известный русский писатель объяснил, почему премьер-министр не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба Владимир Крупин   12.06.2009 438 Время на чтение 3 минуты " Почему Путин не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба? Этот вопрос одновременно и сложный и простой. Этот вопрос сложный потому, что глава правительства говорит на выставке художника так, как будто мы находимся во времена, когда был запрещен крестный ход. Борис и Глеб - первые русские святые. Они от того и святы, что жили по-Божьи и выполняли Божью волю, подчиняясь старшему в семье. После кончины равноапостольного Великого князя Владимира власть перешла к Святополку, старшему брату Бориса и Глеба. Святополк никогда не был любим Владимиром, который больше любил Бориса и Глеба, сыновей, рожденных от дочери Византийского Императора Анны, поэтому он завещал им свои большие уделы. Борис и Глеб, когда их призвал старший брат Святополк, безропотно пошли, зная, что погибнут, но вместе с тем, исполняя волю Божию. Они понимали, что идут на смерть, но их смирение, их молитвенность были очень высоки " , - сказал в интервью " Русской линии " известный русский писатель Владимир Крупин , комментируя высказывание председателя Правительства России Владимира Путина, сделанное им во время посещения галереи художника Ильи Глазунова. 10 июня Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова, где поздравил художника, которому исполнилось 79 лет, с Днем рождения, сообщает интернет-портал Правительства Российской Федерации.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/12/vl...

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод и комментарии Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.– киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами и с их обычным союзником – князем Олегом Святославичем. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение идеологической пропаганде единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья – братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине. В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения на некоторое время половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением», читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г. Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. 2) с незначительными исправлениями описок. Ниже дается самый сжатый комментарий к «Поучению». Подробный комментарий см. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425–457.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости О праве на Праведное Убийство и о Борисе и Глебе Вы что, предлагаете нам каяться? Нам? Победившим фашизм? Каяться? Нам каяться не в чем! 15 мая, 2016 Вы что, предлагаете нам каяться? Нам? Победившим фашизм? Каяться? Нам каяться не в чем! В день памяти святых благоверных Бориса и Глеба Илья Забежинский размышляет о том, почему так сложно сказать, что образ святости этих князей стал примером для нашего народа. Меня в редакции попросили про военную книжку какую-нибудь написать к 9 мая. Я к 9 мая не стал. Не ко времени. Решил, к дню памяти Бориса и Глеба . Книжка, которую я выбрал, созвучна названием одному нашему военному бестселлеру. У нас он называется «Живые и мертвые». Его Константин Симонов написал. И там все, в этой книжке, про праведную войну, про войну священную, наших против ненаших, хороших против плохих. А у них, у немцев, есть книжка «Время жить, время умирать». Написал Эрих-Мария Ремарк. И в ней все про войну неправедную, ненаших против наших. Вроде бы, это и понятно. Симонов со стороны наших пишет. А Ремарк – со стороны ихних . По определению, он не может про праведную. Там, у Ремарка, вот в чем суть. Главный герой воюет в России. Он прошагал пол-России, пол-России разрушил, уничтожил, и множество русских людей поубивал. Потом он едет в отпуск к себе на Родину, в Германию, а это уже 43 год, судя по всему. И там наши уже достаточно уверенно бомбят немецкие города. И от этих бомбежек гибнут простые мирные немцы. Многие ранены, многие без крова остаются. А многие действительно гибнут. Но героя эти факты не ужасают и не кажутся ему несправедливыми. Настолько не кажутся, что он смиренно и безучастно, и я бы даже сказал, с готовностью и сам ждет себе такого конца. Почему? Потому что он, главный герой, думает о том, что вся неправда, вся грязь, все разрушения, вся смерть, которые он и его соплеменники немцы принесли в Россию, заслуженно возвращается к ним самим. Заслуженно! Да, там еще замечательная любовная линия есть, может быть, она даже и главная, я читал о ней с удовольствием. Но мне интересными были именно вот эти рассуждения о войне участника войны против наших со стороны ненаших, плохих. Вот это вот неожиданное, для плохих, христианское «Достойное по делом нашим приемлем», что в христианском понимании и означает истинное покаяние и прямехонькую дорогу в Царство Божие. И совершенное отсутствие в наших книгах, написанных нашими, совершенное отсутствие этого вот покаянного настроения. Нам не в чем каяться.

http://pravmir.ru/o-prave-na-pravednoe-u...

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Несостоятельность мнения о католичестве древней России довольно обстоятельно доказана еще в прошлом, XVIII столетии, между прочим, известным защитником и борцом за православие, преосвященным Георгием Конисским (+1795 год). В предисловии к своему краткому, но очень обстоятельному трактату, основанному на достоверных свидетельствах, преосвященный Конисский объясняет самые побуждения к возникновению мнения о мнимом католичестве древней России, неизвестного до 1595 года (начало унии). По взгляду автора «записки», Россия от самого основания своего всегда была чужда всякого мнения и постановления, образовавшегося в Риме после разделения церквей. Но римские первосвященники не теряли надежды обратить православную Русь в латинство и непрестанно тревожили её то послами, то грамотами, то подарками (?), то обещаниями, то похвалами; наконец, когда все усилия к обращению её остались тщетными, решились записать Россию, по крайней мере на бумаге, своею: мало помалу стали вносить русских святых в свои святцы; так явились наряду с Францисками, Людовиками, Пиями наши – Антоний, Владимир, Ольга, Сергий Радонежский, а в 1720 году на Замостьском соборе определено торжественно праздновать память святых мучеников князей Бориса и Глеба, убиенных будто бы за римско-католическую веру. Усерднее и искуснее всех обрабатывали это дело иезуиты. По мнению профессора Ж. Губера, автора (только что появившегося) капитального труда об иезуитах, «последние положительно были неспособны писать исторические трактаты, проникнутые любовью к истине; иезуиты не ограничивались точным воспроизведением прошлого, а совершали подлоги, умалчивали обо многом, что было им неудобно, и придавали событиям известную политическую окраску; общество иезуитов не только позволяло себе подлоги и искажение истории, но и отрицало самые достоверные исторические документы и заменяло их новыми, собственной фабрикации» 2 . Что иезуиты делали в странах католических и протестантских в Европе, то они ещё свободнее и безнаказаннее позволяли себе в Юго-Западной России и Польше, куда они прибыли по приглашению кардинала Гозиуса, возлагавшего на них большие надежды в борьбе с распространением реформации и православия. Когда они, в XVI веке, вторглись со своею проповедью в пределы Юго-Западной России, им нужно было для успеха, ad gloriam majorem Dei 3 разгласить и доказывать то, что Русь издавна была вся католическою и что она в схизме (расколе) очень недавно. И как нет лжеучения, которое не имело бы своих последователей, то поверили и иезуитам. С некоторого времени стали почти по всей Европе писать и печатать, что русские до XV столетия были униатами».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида . Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, " в верх один " . На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования. Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

Возникновение храмов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и благоверных князей Бориса и Глеба относится к 1471 году. На месте погребения Прокопия Устюжского на берегу реки Сухоны был построен храм в честь успешного похода устюжан против казанских татар и освящен во имя покровителей русского воинства Бориса и Глеба. В 1490 году храм сгорел. В 1495 году был восстановлен и освящен во имя Праведного Прокопия Устюжского с приделом в честь Бориса и Глеба. Позднее добавился придел во имя Георгия Победоносца. В 1649 году, после очередного пожара, Борисоглебский и Георгиевские приделы Прокопьевского собора были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангельской дороге были построены две деревянные церкви в честь Бориса и Глеба и в честь Георгия Победоносца. Подтверждением этому может служить следующая запись в осьмогласнике: «лета 7167 (1649) июня 3 дня, обложили церковь во имя Страстотерпцев Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ во св. крещении Романа и Давида, да Страстотерпца Христова Георгия, на новых местахъ, поконецъ Песьей Слободы. А крестъ поставленъ 1660 года Ноября 23 дня и освящена тогожъ года Ноября 27-го дня на память Св. Великомученика Иакова Персянина. А другой престолъ Великомученика Георгия освятили 1661 года въ 3 день Декабря на память св. Пророка Сафониа. Сию запись писалъ дьячекъ Ивашко Кстати, в «Летописи Великоустюжской» А.А. и в «Летописи семисотлетнего существования города Устюга Великого» В. Ардашева это событие записано под 1659 годом: «Июня 3. Заложена первая Георгиевская деревянная церковь съ храмами: Св. Благоверныхъ Князей Бориса и Глеба и Великомуч. «Писцовой книге» 1683 года записано: «За острогомъ же на новыхъ местехъ церковь св. страстотерпцовъ Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ в св. крещении Романа и Давида, и св. вел.-муч. Георгия Победоносца, построена после прежнихъ писцов... Колокольня рубленая съ шатромъ, глава и крестъ обиты железомъ, а колоколовъ на ней большихъ и малыхъ 8, весом 37 пудъ 25 Далее дается подробное описание внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=06418

В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в обновленном храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы 19 августа 2015 г. 16:21 19 августа 2015 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения обновленного храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. В 2015 году Русская Православная Церковь отмечает 1000-летие преставления святых благоверных князей Бориса и Глеба — небесных покровителей храма в Дегунине. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Егорьевский Марк , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Сергий Куликов, благочинный Знаменского округа Северного викариатства г. Москвы; протоиерей Георгий Таранушенко, настоятель храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине; столичное духовенство. На богослужении присутствовали первый заместитель префекта Северного административного округа Москвы А.А. Велиховский, глава управы района Западное Дегунино г. Москвы С.В. Овчинников, глава муниципального округа Западное Дегунино О.Д. Виноградов. Богослужебные песнопения исполнили хор Московской духовной академии под управлением игумена Никифора (Кирзина) и хор храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине (регент — Е.А. Морозова). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Сергия Крюкова, клирика церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Андрей Коновалов, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине.

http://patriarchia.ru/db/text/4200322.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010