Глава 2. Книги малых пророков Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета По порядку мы должны были бы начать с книги святого пророка Исаии. Но в самом начале изучения этого раздела Ветхого Завета знакомство с такой сложной книгой может оказаться затруднительным. Поэтому для того, чтобы освоиться с тематикой, терминологией и особенностями пророческих книг для начала мы займемся книгами малых пророков Осии, Амоса, Иоиля и Софонии. 2.1. Книга пророка Осии Книга пророка Осии стоит самой первой в собрании книг малых пророков. О жизни пророка известно весьма немного. В книге говорится, что он пророчествовал во времена Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и Иеровоама, очевидно, Иеровоама II, царя Израильского. Если просуммировать время царствования каждого из этих четырех иудейских царей, то получится цифра порядка ста лет. Именно так считал преподобный Ефрем Сирин, указавший в своем толковании, что служение этого пророка продолжалось около ста лет. Минимальный срок, который мы можем предположить, – не менее пятидесяти лет. Тоже немало. Историческая обстановка. Пророк Осия пророчествовал на территории северного, то есть Израильского царства. Вспомним, что же происходило в VIII веке до рождества Христова в Израильском царстве. Там шла постоянная смена династий и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Иеровоама II было еще достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, то есть северную половину царства он привел в те же самые границы, которые она имела во времена Соломона. Но это экономическое и политическое процветание отнюдь не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, продолжалось отступление от закона Божьего. Поэтому дальше следует падение, династия обрывается, и дальше идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлумом, Селлум в свою очередь сменяется Менаимом, который 10 лет царствовал и уже был данником Ассирии, о чем есть даже и ассирийские документы. Затем сын его Факия убит через два года Факеем, который держался антиассирийской позиции. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии, и вошел в союз с Египтом.

http://sedmitza.ru/lib/text/431390/

Глава 5. Левит Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга Левит более, чем любая другая, представляет собой сборник правил и установлений. В ней всего два кратких повествовательных эпизода. Прежде чем говорить об этих установлениях, нужно сказать, что в нашей современной жизни мы их не исполняем, и практическая ценность ее для нас равна нулю. Возникает перед нами вопрос, нужна ли нам эта книга, стоит ли бумагу переводить, чтобы ее печатать? Традиционный ответ звучит так: «Интересно, как древние евреи жили, какие у них были традиции, обычаи». Интересно, конечно же, но стоит ли на это тратить свое драгоценное время? Какое это к нам имеет отношение? К нам это имеет отношение самое прямое в связи с тем символическим и прообразовательным значением, которое скрыто во всех установлениях этой книги. Во-первых, несомненно, что святость, к которой призваны были члены израильского общества, есть то же самое, к чему призваны мы с вами. Во-вторых, во всех установлениях этой книги содержится указание на Иисуса Христа как на первосвященника Нового Завета, на жертву, которой Он очистил нас от греха. Поскольку Христос есть содержание всей нашей жизни, есть Тот, Кого мы любим больше всего, то, естественно, что все указывающее на Того, Кто нами любим, к Кому мы более всего стремимся, должно быть для нас ценным. В этой связи для нас необычайно дороги и ценны указания книги Левит, какими бы они странными на первый взгляд нам ни казались. 5.1. Постановления о жертвах Именно весь строй ветхозаветных жертв, начиная от жертвы пасхальной, которая совершалась первой при Исходе, и кончая хлебным приношением, несомненно, нам указывает на ту единственную жертву, благодаря которой люди действительно получили очищение и искупление, и прощение всех своих грехов. Не случайно, когда Иоанн Предтеча на Иордане говорит своим ученикам: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29), то, по крайней мере, некоторые из них поняли, о чем идет речь, хотя сам этот образ без ветхозаветных своих оснований непонятен. Логичнее было бы указать: слон или бык, который берет на себя грехи мира, потому что крупное животное может много грехов понести. Тем не менее, образ этого агнца совершенно понятен, и то, каким образом он может взять на себя грехи мира, тоже совершенно понятно для слушателей Иоанна Предтечи.

http://sedmitza.ru/lib/text/430958/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ в правосл. традиции неканоническая книга ВЗ. И. п. сохранилось только на греч. языке и либо не входило изначально в евр. библейский канон, либо было исключено из него собранием раввинов в Ямнии ок. 90 г. по Р. Х. ( Moore. 1977. P. 325). И. п. признавалось каноническим мн. вост. раннехрист. авторами, в т. ч. Оригеном ( Euseb. Hist. eccl. VI 25. 2), свт. Афанасием I Великим Александрийским ( Athanas. Alex. Ep. pasch. 34), свт. Кириллом Иерусалимским ( Cyr. Hieros. Сатесн. 4. 35), свт. Епифанием Кипрским ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] VIII 6), и рассматривалось в качестве канонической Лаодикийским Собором (Лаодик. 60). Свт. Иларий , еп. Пиктавийский, считал И. п. одной из книг Свящ. Писания ( Hilar. Pict. In Ps. 1. 15. Col. 242). Нек-рые древние авторы, напр. Тертуллиан ( Tertull. Adv. gnost. 8. Col. 137), сщмч. Киприан Карфагенский ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 4. Col. 522), не упоминая о послании как об отдельной книге Свящ. Писания, рассматривали И. п. как часть Иеремии пророка книги . Однако, согласно 85-му Апостольскому правилу, подтвержденному Трулльским Собором (691-692), И. п. не относилось ни к «чтимым и святым», ни к книгам, «полезным для юношей». Его не считали каноническим свт. Григорий Богослов и Амфилохий , еп. Иконийский (Книга правил. С. 372-375), а также Мелитон , еп. Сардский (Сардийский) ( Euseb. Hist. eccl. IV 26), и блж. Августин , еп. Гиппонский ( Aug. De doctr. Christ. II 12. Col. 41). Несмотря на то что Вульгата содержит И. п. в качестве 6-й гл. Книги прор. Варуха , блж. Иероним Стридонский считал его неканоническим наряду с др. книгами Септуагинты, к-рые не имели параллелей в совр. ему евр. Библии ( Moore. 1977. P. 325). В период Реформации М. Лютер отверг отсутствующее в иудейском каноне И. п., в то время как Тридентский Собор (1545-1563) католич. Церкви утвердил достоинство книги в качестве второканонической. Позднейшие правосл. Соборы XVII в. признавали И. п. одной из книг Свящ. Писания, умалчивая о его каноническом статусе ( Юнгеров. 2003. Вып. 1. С. 150). Содержание

http://pravenc.ru/text/293618.html

Иван Васильевич Грозный правил Россией полвека – с 1533 по 1584 год. Это была целая эпоха в жизни нашей страны. Если говорить точнее, то внутри правления Ивана Грозного можно увидеть несколько разных эпох. Для меня лично правление этого государя памятно следующими великими делами: первое в русской истории венчание великого князя Московского на царство, Стоглавый Собор, «Домострой», Макарьевские Соборы 1547–1549 годов, во время которых к 22 русским святым было добавлено 39, составление Степенной книги и Лицевого летописного свода, Великих Миней Четьих, кодификация церковных правовых норм в Сводной Кормчей, государственных норм – в Судебнике 1550 года, реформы Избранной рады: упорядочение местничества, создание единой приказной системы, начало земских соборов, судебная, финансовая, таможенная и военная реформы – все это темы, о которых можно и нужно говорить отдельно. Великий князь Иван Васильевич – первый русский правитель, который официально стал именоваться царем: в грамоте Вселенского патриарха Иоасафа, утвердившей его на царстве, к нему было применено титулование, которое было присуще византийским василевсам: «Се же сия наша благочестная грамота непоколебимо и твердо дана, еже благочестивому, боговенчанному и христолюбивому царю нашему господину Ивану» . В числе дел, которые были призваны упорядочить и систематизировать русскую жизнь, – составление в 1550 году Тысячной книги, куда были включены лучшие люди страны (чуть более 1000 человек). Иногда бывает так, что история твоего рода оказывается тесно связана с историей того исторического предмета, который исследуешь. Такое было со мной не раз. Сегодня я приведу вам два примера того, как, изучая русскую историю, я выходил на следы собственных предков. Дело в том, что в Тысячную книгу «лутчих людей» попали не только 24 человека из потомков Захарии Чета – Сабуровы, Пешковы, Мусины, Вислоуховы, Пильемовы, Папины, Годуновы и Вельяминовы, но и мой прямой предок – Сила-Савин Захарович-Федорович Лукьянчиков, новгородский помещик Оксотского погоста Деревской пятины . Как тысячник, он получил поместье в Московском уезде – это стало началом 200-летнего пути Лукьянчиковых на юг, вслед за отступающим Диким полем.

http://pravoslavie.ru/58844.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Как правильно обращаться с иконами О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам. Как правильно обращаться с иконами. М., " Центр Благо " , 2000. Содержание: Составители данного сборника выражают сердечную благодарность: Галине Сергеевне Клоковой , заслуженному работнику культуры РФ, художнику-реставратору высшей квалификации, зав. кафедрой реставрации икон, зам. декана факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института, зав. реставрационным отделением Московского Государственного Академического художественного училища памяти 1905 года, написавшей отзыв на эту книгу; Деминой О.В. , хранителю кафедры реставрации икон Православного Свято-Тихоновского Богословского института, предоставившей нам материалы для ее составления и сделавшей ряд ценных замечаний, а также изложившей советы по сохранению икон. Благодарим всех, кто принял участие в этой работе. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ В книге впервые обращено внимание на необходимость и обязательность такого отношения к чтимым иконам, которое обеспечивало бы им долгую жизнь в храмовых условиях. Иконы и церковная утварь часто подвергаются порче или даже уничтожению не по злому умыслу, а от неведения или даже искреннего желания " улучшить " , облагообразить внешний вид иконы, что приводит к самым плачевным результатам. К сожалению, в наших церквах работает слишком мало специалистов, могущих реально оценить состояние той или иной иконы, оклада, старой книги. И, исходя из этих условий, публикуемая работа рассчитана прежде всего на тех, кто не имеет специального образования, но в силу разных причин имеет доступ к иконам и утвари и от кого зависит их сохранность. Это и служащие в церкви, это, в том числе, и простые прихожане, и те, кто имеет иконы в своем доме. В книге два раздела. В первом подробно объясняются причины разрушения икон, причины их " болезней " . Во втором даются советы хранителя-профессионала о правильном уходе за иконами, об условиях их хранения. Приводятся запоминающиеся примеры из практики церковной жизни, рассказывается о случаях " невинной " порчи икон от незнания правил обращения с ними, от неграмотного, варварского " реставрационного " вмешательства. Очень важна последовательно проводимая мысль о необходимости возрождения института ризничих-хранителей в каждом храме, о необходимости в каждом храме иметь своего, штатного, реставратора, который бы знал каждую из своих икон, наблюдал бы за ними вместе с хранителем ежедневно и мог вовремя оказать необходимую помощь. Не следует пренебрегать опытом хранения и ухода за иконами, накопленным музеями. Все достижения науки могут быть использованы в церкви. Конечно, церковь не музей, сохранять иконы в церкви сложнее. Но тем больше внимания следует уделять решению этой проблемы.

http://zavet.ru/a/rss_1299740506.html

Святительский суд Крупнейшее и важнейшее произведение последнего досинодального патриарха называется скромно — «Суд святительский» — и отнюдь не отличается внешней публицистической остротой. Текст этого замечательного памятника церковного права написан был в 1700 г. не самим Адрианом и даже не одним из его помощников: это плод коллективных усилий духовных книжников, как отмечено в предисловии и даже заглавии одного из изданий . Больной, едва прикосновенный к жизни паралитик в тяжкие для Церкви времена воистину оставался «великим господином святейшим кир Адрианом патриархом Московским и всея Руси». Его повелением в книгохранилище Успенского собора, патриаршей ризнице и патриаршем Казенном приказе были собраны, заново изучены и сведены воедино памятники церковного права: «древние благочестивых царей надписания, и книги харатейные (пергаменные), и вселенских святейших патриархов и апостольских преемников... и российских святейших патриархов Московских». Особое внимание было обращено на утверждение исконных прав Русской православной церкви, отраженных в древних ханских ярлыках русским митрополитам , в грамотах великих князей и царей. Произведение адресовано непосредственно «благочестивейшему великому государю... Петру Алексеевичу и палате его», дабы священного церковного права «неведущим суще положите все явственно». Патриарх сообщал светской власти, что «Церкви и архиереев суд церковный и правильный» утвержден апостольскими и святоотеческими правилами, повелениями греческих и российских благочестивых царей и великих князей, святейших вселенских православных патриархов и освященных соборов. Подготовка Петром «правосудственного новоизложения» требует от патриарха известить царя о существовании правил древних и неизменных, «дабы самому ему, архипастырю, за неизвестие» о хранимом им церковном суде от Бога «осуждения вечного не понести, и от святых вселенских православных патриархов и всех архиереев, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, по всей вселенной во благочестии пребывающих, клятвы на себя церковной не понести и от их общего совета отринуту не быть». Что же касается царя и собравшихся в палате его бояр, то сочинение «Суд святительский» составлено и послано им для того, «дабы церковный суд был неотменен и никакоже нарушен», а преступившие (очевидно, по незнанию) заповеди не были бы прокляты судом Высшим.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Блестящая антропологическая, историческая работа о феномене денег. Связка экономики и «духовности» здесь показана как нигде. Гребер различает виртуальные деньги и наличные деньги. Эпохи виртуальных денег (например, Средневековье) — эпохи веры, религии, уменьшения войн и прекращения рабства. Эпохи наличных денег (например, Новое время) — эпохи материализма, войн, рабства. Важно, что все великие религии (например, библейские пророки, Новый Завет, отцы Церкви) появились как протест против эпохи наличных денег. Если такие эпохи есть эпохи долгового закабаления людей, то религии проповедуют прощение долгов. Если такие эпохи имеют главным своим принципом подчинение всей жизни деньгам, то религии проповедуют ценности, не выражаемые в денежном выражении. Так, например, Гребер описывает переход от рабовладения (эпохи наличных денег) к Средневековью (эпохе виртуальных денег): «Если Осевое время [рабовладельческая эпоха] стало эпохой материализма, то Средние века были прежде всего эпохой трансцендентности. Крушение древних империй почти нигде не привело к появлению новых. Народные религиозные движения, некогда носившие подрывной характер, вдруг стали доминирующими институтами. Рабство пришло в упадок или исчезло, заметно снизился общий уровень насилия. По мере роста торговли ускорялось развитие технологий; более мирные условия сделали более свободным перемещение не только шелка и специй, но и людей и идей. Тот факт, что средневековые китайские монахи могли посвящать свое время переводу древних трактатов с санскрита, а студенты медресе в средневековой Индонезии спорили по-арабски о юридических терминах, свидетельствует о космополитизме этой эпохи» . Выкладываем также и другие книги Гребера — «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда», «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии», «Фрагменты анархистской антропологии». Группа Вконтакте Facebook группа Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии Откуда появилась тяга к бюрократии, бесконечным правилам и уставам? Как вышло, что сегодня мы тратим массу времени, заполняя различные формуляры? И действительно ли это шифр к разгадке сути государственного насилия?

http://predanie.ru/book/220216-utopiya-p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Десять заповедей (пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры) В уголовном и гражданском праве четко сказано: незнание закона не освобождает от ответственности. Почему? Потому что, к примеру, на дорогах наших городов незнание правил дорожного движения отнюдь не способствует сохранению жизни и здоровья наших граждан. От незнания и невыполнения этих правил гибнут ежегодно сотни тысяч людей, миллионы остаются искалеченными. Но еще большее количество людей страдает на земле и в вечности от последствий несоблюдения правил жизни в обществе – Божиих заповедей! Чтобы предотвратить многие жизненные катастрофы и прийти к Вечной Жизни в Небесном Царстве, надо знать и понимать Божию волю и Божии заповеди. Именно этому посвящено предлагаемое учебное пособие, предназначенное для преподавания в воскресных и светских школах, а также для самообразования. «Десять заповедей» – вторая книга серии «Основы православной веры». Пособие рассчитано в первую очередь на учащихся 4–6-х классов и рекомендовано для занятий, на которых учебный материал объясняется педагогом. Данный курс целесообразно изучать после того, как будет усвоен материал первой книги из серии «Основы православной веры» – «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов   ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ   Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры   Предисловие Человек живет на земле и при этом ощущает в себе потребность жить вечно. С самых первых времен своего существования на земле люди думали о той жизни, которая ожидает их после завершения земной. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки погребений древних людей. Они по-своему готовились к переходу в иную жизнь. В могилы клались оружие, еда, разные ценности. Все понимали, что надо как-то готовиться к будущему, но как? Своими собственными силами человек не мог постичь тайну будущей жизни и найти правильный путь к ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Блестящая антропологическая, историческая работа о феномене денег. Связка экономики и «духовности» здесь показана как нигде. Гребер различает виртуальные деньги и наличные деньги. Эпохи виртуальных денег (например, Средневековье) — эпохи веры, религии, уменьшения войн и прекращения рабства. Эпохи наличных денег (например, Новое время) — эпохи материализма, войн, рабства. Важно, что все великие религии (например, библейские пророки, Новый Завет, отцы Церкви) появились как протест против эпохи наличных денег. Если такие эпохи есть эпохи долгового закабаления людей, то религии проповедуют прощение долгов. Если такие эпохи имеют главным своим принципом подчинение всей жизни деньгам, то религии проповедуют ценности, не выражаемые в денежном выражении. Так, например, Гребер описывает переход от рабовладения (эпохи наличных денег) к Средневековью (эпохе виртуальных денег): «Если Осевое время [рабовладельческая эпоха] стало эпохой материализма, то Средние века были прежде всего эпохой трансцендентности. Крушение древних империй почти нигде не привело к появлению новых. Народные религиозные движения, некогда носившие подрывной характер, вдруг стали доминирующими институтами. Рабство пришло в упадок или исчезло, заметно снизился общий уровень насилия. По мере роста торговли ускорялось развитие технологий; более мирные условия сделали более свободным перемещение не только шелка и специй, но и людей и идей. Тот факт, что средневековые китайские монахи могли посвящать свое время переводу древних трактатов с санскрита, а студенты медресе в средневековой Индонезии спорили по-арабски о юридических терминах, свидетельствует о космополитизме этой эпохи» . Выкладываем также и другие книги Гребера — «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда», «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии», «Фрагменты анархистской антропологии». Группа Вконтакте Facebook группа Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда Вносит ли ваша работа значимый вклад в развитие мира? Весной 2013 года Дэвид Гребер задал этот вопрос в провокационном эссе под названием «О феномене бредовых работ». Оно стало вирусным. Спустя семь лет, люди по всему миру все еще обсуждают ответ на этот вопрос. В своей книге Гребер исследует одну из самых досадных и глубоких проблем общества, обвиняя среди прочих злодеев особый вид финансового капитализма, который предает идеалы, разделяемые мыслителями от Кейнса до Линкольна. Бредовые работы дают частным лицам, корпорациям и обществам разрешение на изменение ценностей, ставя креативную работу в центр нашей культуры. Эта книга для всех, кто хочет превратить свою профессию в призвание.

http://predanie.ru/book/220217-bredovaya...

Блестящая антропологическая, историческая работа о феномене денег. Связка экономики и «духовности» здесь показана как нигде. Гребер различает виртуальные деньги и наличные деньги. Эпохи виртуальных денег (например, Средневековье) — эпохи веры, религии, уменьшения войн и прекращения рабства. Эпохи наличных денег (например, Новое время) — эпохи материализма, войн, рабства. Важно, что все великие религии (например, библейские пророки, Новый Завет, отцы Церкви) появились как протест против эпохи наличных денег. Если такие эпохи есть эпохи долгового закабаления людей, то религии проповедуют прощение долгов. Если такие эпохи имеют главным своим принципом подчинение всей жизни деньгам, то религии проповедуют ценности, не выражаемые в денежном выражении. Так, например, Гребер описывает переход от рабовладения (эпохи наличных денег) к Средневековью (эпохе виртуальных денег): «Если Осевое время [рабовладельческая эпоха] стало эпохой материализма, то Средние века были прежде всего эпохой трансцендентности. Крушение древних империй почти нигде не привело к появлению новых. Народные религиозные движения, некогда носившие подрывной характер, вдруг стали доминирующими институтами. Рабство пришло в упадок или исчезло, заметно снизился общий уровень насилия. По мере роста торговли ускорялось развитие технологий; более мирные условия сделали более свободным перемещение не только шелка и специй, но и людей и идей. Тот факт, что средневековые китайские монахи могли посвящать свое время переводу древних трактатов с санскрита, а студенты медресе в средневековой Индонезии спорили по-арабски о юридических терминах, свидетельствует о космополитизме этой эпохи» . Выкладываем также и другие книги Гребера — «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда», «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии», «Фрагменты анархистской антропологии». Группа Вконтакте Facebook группа Долг: первые 5000 лет истории Глава 1 Об опыте нравственной путаницы долг сущ. 1) сумма денег, взятая взаймы; 2) денежное обязательство; 3) чувство благодарности за оказанное одолжение или услугу. Оксфордский словарь английского языка

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010