Глава XII. Вероучение английской реформированной церкви. Попытка реформы церковного права. Заключение Во внешних, богослужебно–обрядовых формах религии отображается её внутренняя сторона, т. е. та сумма верований, которая составляет её содержание. Тем совершеннее Богослужение, чем яснее и точнее оно служит выражением вероучения. Если в Богослужении и обрядах производится реформа, то, значит, они признаны не соответствующими тем вероучениям, для которых они должны были служить выражением, – значить, или они уклонились от своего первоначального назначения и выражают не то, что–бы следовало, или же изменилась самые вероучения, так что старые формы перестали уже быть для них вполне пригодными. Рассматривая с точки зрения ту богослужебно–обрядовую реформу, которая произведена была царствованием Эдуарда, мы имеем полное право предполагать, что и вероучение английской церкви в этот период времени, сравнительно с прежним, потерпело весьма существенные изменения. Конечно, книга общих молитв не представляет собою догматическую систему; в ней не найдём мы полного свода и точной формулировки всех тех догматов, какие признавались английскою церковью того времени; – но, вникая в дух и смысл установляемых этою книгою Богослужений и обрядов, не трудно прийти к убеждению, что только такая церковь могла создать их, которая и по вероучению своему перестала быть католическою. Если бы эта церковь , по прежнему, веровала в пресуществление, она не создала бы такой литургии, какую мы видим во втором издании книги общих молитв, где нет ни благословения даров, ни призывания на них Духа Святого, и хлеб и вино предлагаются причастникам лишь в воспоминание искупительной смерти Спасителя. Если бы она, по–прежнему, придерживалась католического учения о седмеричном числе таинств, то, конечно, не таковы были бы у неё чинопоследования брака напр., или посещения больного, какие мы встречаем в книге общих молитв. Едва ли бы стала она так много стараться и о том, чтобы библейскому элементу дать в Богослужении решительное преобладание, если бы не тяготела к протестантскому воззрению на Священное Писание и предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДИ ПЯТОЙ МОНАРХИИ [Англ. Fifth Monarchy Men, the Fifth Monarchists], англ. радикальная пуританская секта XVII в., члены которой полагали, что живут во времена, предсказанные прор. Даниилом, когда на смену 4 монархиям придет новое Царство Божие - 5-я монархия. Они проповедовали скорое наступление тысячелетнего Царства Иисуса Христа (др. названия - милленарии, хилиасты). Лидеры и теоретики движения Л. п. м.: К. Фик (1612-1683, автор соч. «Новый нонконформист» ( Feake. 1654)), Т. Веннер (казнен в 1661, последний лидер движения, предполагаемый автор соч. «Дверь надежды» (A Door of Hope. 1661), одного из манифестов Л. п. м.), У. Эспинуолл (ок. 1630 - ок. 1662, автор соч. «Краткое описание Пятой монархии, или Царства, которое вскоре обнимет весь мир» ( Aspinwall. 1653)). Среди последователей члены парламента Т. Харрисон (1606-1660) и Дж. Кару (1622-1660), проповедники Дж. Роджерс (1627 - ок. 1665) и Дж. Тиллингхаст (1604-1655). Пророчества Л. п. м. основывались на Книге прор. Даниила и Откровении Иоанна Богослова. Пятой монархией считалось Царство Божие, которое наступит после падения 4 «земных» царств - Ассиро-Вавилонского, Персидского, Греческого, Римского (в т. ч. средневек. Европа). Символами этих 4 монархий были лев, медведь, барс и зверь с 10 рогами (Дан 7), с образом к-рого Л. п. м. связывали Карла I и считали, что он должен быть повержен за хулу на Бога и попрание «святых», к-рые в соответствии с пророчествами Л. п. м. должны были прийти к власти в ближайшее время (ср.: 1 Кор 6. 2) и к к-рым они относили себя. В предисловии к книге Тиллингхаста ( Tillinghast. 1655) Фик утверждал, что он сопоставил пророчества Даниила и св. Иоанна Богослова с совр. событиями после того, как услышал новости о выступлениях против «Книги общих молитв» в Эдинбурге в 1637 г. Последователи движения Л. п. м. не только проповедовали скорое наступление Царства Божия, но и активно критиковали общественное устройство и стремились к преобразованию англ. гос-ва в «пятую монархию». В 1646 г. Фик заявил, что монархия и аристократия «враждебны Христу», в тысячелетнем царстве «не будет различий между высоким и низким, самым важным человеком и самым бедным нищим» (A Collection. 1742. P. 755-759); в 1655 г. Тиллингхаст призывал «понизить надменных и низвергнуть антихриста» ( Tillinghast. 1655. P. 219); Роджерс клеймил «продажных и наглых вельмож» ( Rogers. 1653. P. 11, 22-23). Л. п. м. не только предлагали перераспределение земельной собственности в пользу бедных, но и считали, что «правление святых» и приход Царства Христова должны быть ускорены путем военной акции.

http://pravenc.ru/text/2561060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ [англ. Anglican chant], в богослужении Англиканской Церкви небольшие мелодические формулы (напевы), используемые со 2-й пол. XVI в. для пения псалмов и библейских песен (canticles) по Псалтири (Parish Psalter, Oxford Psalter, New Cathedral Psalter) и Книге общих молитв . Эти напевы исполняются хором, часто при участии прихожан, a cappella либо в сопровождении органа и др. муз. инструментов. Исторически А. п. прошло 3 фазы эволюции: монодия; многоголосная (3-, 4-, иногда 5-голосная) обработка с основной мелодией (cantus firmus) в теноре (среднем голосе); с кон. XVII в. мелодию начали помещать в верхней партии, в XVIII в. традиц. напев постепенно сменился авторской музыкой. В соответствии с 2-частной структурой библейских стихов 7-тактовый напев делится на 2 структурно устойчивые формулы (3+4 такта), простые по мелодии и гармонии (вертикальное 4-голосие), регулярно организованные по ритму (половинные, четвертные и восьмые ноты (аккорды) - 3-5 в 1-й и 5-9 во 2-й формулах). Каждая из формул начинается с т. н. тона (аккорда) речитации, на к-ром свободно псалмодируется бóльшая часть стиха; следующий далее распев окончания полустишия носит, как правило, силлабический характер. Один и тот же напев нередко приходится на 2, иногда 4 стиха, повторяясь соответственно 1 или 3 раза. Способы подтекстовки мелодии различны; разбивка (своего рода «тактирование») текста, фиксирующая высотно-гармоническое изменение мелодии, указывается в богослужебных книгах с помощью наклонной черты или астериска. Целые псалмы могут быть распеты на 1, 2 или более мелодий в зависимости от размера и характера текста. Истоки А. п., используемого в богослужении на вечерне (Evensong) и утрене (Matins), восходят к монодийному псалмодированию песнопений оффиция в григорианском пении , а также к раннеренессансному фобурдону (fauxbourdone), континентальному 3-голосному пению, возможно первоначально имевшему англ. же происхождение. В фобурдоне мелодия псалмового тона находилась в верхнем голосе, средний располагался квартой ниже, нижний шел в сексту с мелодией. Распространение А. п. связано с движением Реформации , выдвинувшим идею проведения церковных служб на национальном языке. Составленная магистром хористов королевской часовни в Виндзоре Джоном Марбеком «Книга общих молитв, положенная на ноты» ( Merbecke J. Booke of Common Praier Noted, 1550) - первый нотированный источник А. п.- содержит образцы исполнения псалмов и библейских песен на григорианские псалмовые тоны: 8-й (7 примеров), 5-й (2 примера), 1-й, 4-й, 7-й и т. н. tonus peregrinus (странствующий тон) (по 1 примеру). Отсутствие здесь последовательного изложения системы тонов объясняется хорошим знакомством с ним музыкантов того времени.

http://pravenc.ru/text/115124.html

[англ. Benson] Ричард Мьюкс (1824, Лондон - 14.01.1915, Коули), англикан. священник, основатель первой англикан. монашеской общины. Начальное образование получил дома, затем учился в Крайст-Чёрче (Оксфорд). В 1850 г. Б. стал священником и был назначен на приход в Сербитоне, недалеко от Литлмора, где некогда служил Дж. Ньюмен . В 1858 г. в городке Каддесдон Б. основал дом для уединения и молитвы священников (Retreat). Подобные дома уже возникали в связи с деятельностью Оксфордского движения , однако прежде они служили более местами встреч и общения. В 1959 г. в мест. Коули на территории своего прихода Б. построил ц. св. Иоанна Богослова. Б. всегда хотел стать миссионером и готовился отбыть в Индию, однако местные церковные власти настояли на том, чтобы он остался в Англии. Желая превратить основанный им Retreat в настоящую монашескую общину (он считал монашество основой миссии, а монахов - лучшими кандидатами в миссионеры), Б. активно консультировался с Э. Пьюзи и лордом Ч. Галифаксом , а также с А. П. Форбсом, еп. Бречинским, разделявшим трактарианские взгляды и находившимся в хороших отношениях с бенедиктинцами из Монте-Кассино . 27 дек. 1866 г., в день св. ап. Иоанна Богослова, в Коули первые 3 священника принесли монашеские обеты. Новое монашеское сообщество называлось «Священники-миссионеры св. Иоанна Евангелиста» (Mission Priests of St. John the Evangelist); его первым главой (супериором) стал Б. Устав сообщества был заимствован у бенедиктинцев и нек-рых др. католич. орденов, в основном священнических. Богослужение совершалось по «Книге общих молитв» , к к-рой Б. добавил 7 дореформационных служб суточного круга; в общине соблюдались посты, во время трапезы монахи слушали чтения, практиковалась регулярная частная исповедь. Никакой особой одежды, кроме священнических сутан, «отцы-евангелисты» не носили. Будучи англиканином, Б. всегда признавал необходимость подчинения епископам в вопросах пастырства и богослужения и не стремился вводить католич. обрядность, как это делали трактариане. В 1879-1883 гг. были основаны отд-ния сообщества в США, Индии и Юж. Африке. В 1884 г. Б. закончил составление конституции и устава для «Священников-миссионеров», действующих в ордене и в наст. время. В 1890 г. Б. оставил должность супериора и жил на покое. За это время он смог побывать почти во всех отд-ниях ордена, но незадолго до смерти возвратился в свою общину в Коули. Похоронен в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/78094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИФАКС [англ. Halifax] Вуд Чарлз Линдли (7.06.1839, Лондон - 19.01.1934, Донкастер), 2-й виконт Галифакс, видный англ. церковный и общественный деятель, историк, публицист и эссеист. Будучи англиканином, являлся сторонником идей и практики Высокой Церкви . Род. в знатной англ. семье. Образование получил в привилегированной школе в Итоне, затем в Крайст-Черч-колледже Оксфордского ун-та. Оксфорд в 30-70-х гг. XIX в. являлся центром высокоцерковного трактарианского (Оксфордского) движения, ставившего целью возрождение Церкви Англии в качестве духовного института, каковым она долгое время являлась. Слушая проповеди такого деятеля Оксфордского движения, как Э. Б. Пьюзи , знакомясь с произведениями Дж. Г. Ньюмена , Дж. М. Нила и др. деятелей англокатолич. направления в англиканстве, Г. воспринял идеи и идеалы Высокой Церкви. В 1865 г. он участвовал в создании «Общества св. евангелиста Иоанна». В его состав входили как священники, так и миряне, принявшие монашеские обеты и занимавшиеся миссионерской и образовательной работой. После нек-рых раздумий Г. не вошел в состав «Общества», являвшего пример одной из первых попыток организации англиканского монашества, но всегда проявлял большой интерес к его деятельности. До 1931 г. он ежегодно приезжал в Коули (близ Оксфорда), где базировалось «Общество», для уединенной молитвы. В 1868 г. Г. был избран президентом основанного в 1859-1860 гг. «Английского церковного союза», целью к-рого являлась защита принципов Высокой Церкви. Пост президента Г. занимал вплоть до смерти (с перерывом в 1919-1927). В этом качестве он оказался вовлечен практически во все конфликты между высокоцерковной и низкоцерковной партиями в Церкви Англии, обострившиеся на рубеже XIX-XX вв. Вместе с Пьюзи Г. отстаивал (1870-1873) необходимость сохранения в англиканской «Книге общих молитв» Афанасиева Символа веры , защищал священников, стремившихся к возрождению дореформационной богослужебной практики и ритуалов, от преследований в соответствии с законом «Об общественном богослужении» (1874). Хотя Г. далеко не всегда удавалось добиться принятия решений, соответствующих интересам Высокой Церкви, благодаря активности возглавлявшегося им «Английского церковного союза» в высокоцерковное движение, первоначально привлекавшее преимущественно клириков, оказались вовлечены миряне, а само оно приобрело более широкий характер.

http://pravenc.ru/text/161537.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Творения новомучеников Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Записки по дидактике. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.Книга 2. Тверь, " Булат " , 2003 год - 436 страниц. Тираж 3000 экз. Во второй книге «Творений» архиепископа Фаддея (Успенского) публикуется его главный итоговый труд по педагогике и воспитанию «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка). Для учителей церковноприходских школ». После 1902 года «Записки» не переиздавались и являются библиографической редкостью.Записки по дидактике Содержание О задаче начальной школы О качествах учителя начальной школы Об общих качествах обучения О самостоятельных работах и о наблюдении за учениками    вне школы О пользе и значении знакомства с приемами    преподавания Закона Божия для учителя школы Об изучении молитв О преподавании Священной Истории О преподавании катехизиса Об изъяснении богослужения Конспект вступительной беседы с детьми младшего    отделения по Закону Божию Конспект урока по изучению молитв в младшем отделении Конспект урока по Священной Истории в среднем и    младшем отделениях Конспект урока по катехизису в старшем отделении Конспект примерного урока по катехизису в старшем    отделении Конспект урока по богослужению в среднем и старшем    отделениях Конспект примерного урока по изъяснению богослужения    в старшем отделении О значении церковнославянского языка в школе для    религиозно-нравственного воспитания и умственного    развития О приемах обучения славянской грамоте Конспект примерного урока по славянской грамоте в    младшем отделении Конспект примерного урока по славянской грамоте в    среднем отделении Конспект урока по славянскому языку в старшем отделении Конспект урока по славянскому языку в среднем    отделении совместно со старшим на педагогических    курсах 10 июля 1908 года Конспект урока по Закону Божию в младшем и среднем

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАЙТМАН [англ. Brightman] Фрэнк Эдуард (18.06.1856, Бристоль - 31.03.1932, Оксфорд), англ. богослов, литургист, составитель одного из наиболее полных на нач. XX в. собраний текстов древних вост. евхаристических литургий (Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1896, 1967r. Vol. 1: Eastern Liturgies). С 1884 по 1903 г. занимал пост библиотекаря в Оксфорде при частной коллекции книг Э. Пьюзи , одного из лидеров Оксфордского движения . С 1902 г. член совета Модлин-колледжа в Оксфорде. В 1904-1932 гг. соредактор «Journal of Theological Studies». Б. был ревностным сторонником Высокой Церкви . Участвовал в составлении офиц. ответа архиепископов Кентерберийского и Йоркского на буллу папы Льва XIII «Apostolicae Curae». Издал ряд сочинений англ. богослова XVI - нач. XVII в. Эндрюса Ланселота, еп. Уинчестерского ( Andrewes Lancelot. Preces Privatae. L., 1903). В 1909 г. избран почетным д-ром философии и лит-ры Лувенского ун-та, в 1914 г.- почетным д-ром богословия Даремского ун-та, в 1926 г.- членом Британской академии. За поддержку серб. студентов в Оксфорде во время первой мировой войны награжден орденом св. Саввы Сербского. Изданное им собрание древних литургий основано на аналогичной книге Хаммонда ( Hammond C. E. Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1878), к-рую Б. дополнил и прокомментировал. Из запланированных 2 томов вышел в свет только 1-й, содержащий вост. литургии. Работе над комментариями предшествовали долгие годы исследований и ряд поездок по мон-рям христ. Востока. Греч. и лат. литургические тексты в книге приводятся на языке оригинала с параллельным переводом на англ., тексты на др. древних языках - только в переводе. Несохранившиеся литургии Б. реконструировал на основе доступных ему источников. Книга Б. с т. зр. совр. науки во многом устарела, но не потеряла своего значения, т. к. подобные собрания больше не издавались, существуют только совр. критические издания отдельных литургий или собрания анафор (наиболее авторитетное - H ä nggi, Pahl. Prex Eucharistica). Не менее известная кн. Б. «Английский обряд» (The English Rite. L., 1915. 2 vol.) представляет собой критическое издание различных версий «Книги общих молитв» . Лит.: Bate H. N. Brightman//Proc. of the British Academy. 1933. Vol. 19. P. 345-350; Ollard S. L. Brightman//Dictionary of National Biography, 1931-1940. L., 1950. P. 103. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: КЛАРК Джеймс (1836-1895), брит. филолог, религ. писатель, богослов; представитель протестантизма, пресвитер Церкви Англии

http://pravenc.ru/text/153319.html

вышел ряд законов, получивших название «Кодекса Кларендона», хотя лорд-канцлер не имел к ним прямого отношения: в 1661 г. был принят «Акт о корпорации», отстранивший нонконформистов от городского самоуправления, а в 1662 г.- «Акт о единообразии», согласно к-рому все священники должны были быть рукоположены епископами и совершать богослужение в соответствии с «Книгой общих молитв» (принятой в редакции 1552 г.). В результате ок. 2 тыс. пасторов-пресвитериан потеряли приходы. В 1664 г. был принят «Акт о сектантских собраниях», по к-рому богослужение, на к-ром присутствовало более 5 чел., должно было совершаться только по «Книге общих молитв», а в 1665 г.- «Акт о пяти милях», согласно которому священники-нонконформисты имели право проповедовать на расстоянии не менее чем 5 миль от городов и деревень и только в том случае, если не призывали к реформированию англиканской церкви и гос-ва. Нонконформисты были лишены права занимать гос. должности и служить в армии, а также получать ученые степени. Эти законы вызвали сопротивление пуританских священников, продолжавших тайно проповедовать в частных домах, и послужили причиной выступлений против короля и англикан. церкви, в частности восстания анабаптистов под предводительством Томаса Веннера в 1661 г. В особо сложном положении оказались Шотландия и Ирландия: после исчезновения единой англикан. церкви в годы гражданских войн в Шотландском королевстве полностью господствовала пресвитерианская церковь, а в Ирландии католич. большинство находилось практически вне закона после завоевания страны Кромвелем. Поэтому шотландцы ожидали от нового короля закрепления существующих порядков, а ирландцы - их пересмотра в пользу католиков, в т. ч. возвращения конфискованных при Кромвеле земель их прежним владельцам. В 1660 г. был распущен республиканский комитет по управлению Шотландией, ведущие посты в королевстве перераспределились между сложившейся в республиканскую эпоху элитой - пресвитерианами-ковенантерами и роялистами-англиканами. Также стала проводиться политика унификации вероисповедания: вновь были введены «Книга общих молитв» и епископат.

http://pravenc.ru/text/1681063.html

части церкви, вызывавшие острое неприятие пресвитериан. Он старался повысить материальное благосостояние священнослужителей и увеличить церковную казну за счет частичного пересмотра результатов конфискации церковных земель и расширения юрисдикции церковных судов. В борьбе с оппонентами особо жесткие меры принимались против проповедников, призывавших к ликвидации епископата, переходу к пресвитерианским принципам церковного управления и к отказу от беспрекословного следования «Книге общих молитв» . Теологические дебаты в печати не поощрялись, предусматривались наказания для издателей «неблагонадежных» религ. памфлетов и проповедей. Наказанию подвергались и те, кто отвергали изданную в 1617 г. т. н. Книгу развлечений (Book of Sports), в к-рой запрещалось пуританское соблюдение «субботы» и был опубликован список развлечений, разрешенных в воскресные дни. Позиция церкви по отношению к католикам была в целом более мягкой. Тем не менее штрафы против «рекузантов», отказывавшихся приносить присягу на верность королю, возросли в 30-х гг. XVII в.; король крайне негативно воспринимал переход своих приближенных в католич. веру. Попытки распространить эти церковные реформы, в особенности «Книгу общих молитв» и принципы епископального управления в церкви, на др. королевства, в частности Шотландию, вызвали политический кризис 1637 г. и конец мирного периода царствования К. Преддверие Английской революции; кризис в Шотландии (1637-1639) Попытки Стюартов инкорпорировать шотл. пресвитерианскую церковь в общегосударственную, т. е. закрепить в Шотландии англикан. порядки, встречали сопротивление верующих. Принятые в царствование Якова I «Пертские статьи» (Five Articles of Perth) обязывали верующих совершать коленопреклонение во время причастия, креститься и исповедоваться, отмечать Рождество и Пасху, епископа - проводить конфирмацию. Они противоречили догматам пресвитерианства, но тем не менее были ратифицированы шотл. парламентом в 1621 г. К. стал первым шотл. королем, не проживавшим постоянно в стране.

http://pravenc.ru/text/1681061.html

Удивительно, что у митрополита Филарета в осторожных словах высказывается под знаком сильного сомнения, а именно, что вместе с прекращением апостольского преемства у англикан прекратилась вера в Таинство священства, что в Англиканской Церкви является исторической действительностью. Если мы обратимся к вероучительным книгам Англиканской Церкви: «Книга общественных молитв», «39 членов веры», «Катехизис» и «Ординал»,– то увидим, что в этой Церкви истинными Таинствами признаются не семь, а только два. Так, в 25-м члене мы читаем: «Существуют два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно крещение и евхаристия. Те пять, обычно называемые таинствами, т. е. миропомазание, покаяние, священство, брак и елеосвящение, не должны почитаться за евангельские таинства: они отчасти возникли из извращенного последования апостолам, отчасти же представляют дозволенные Писанием состояния жизни, не имеющие, однако, одинаковой с крещением и евхаристией природы таинств, поскольку они не имеют какого-либо видимого знака или обряда, установленного Богом». В книге общих молитв, в частности в “Катехизисе”, который в ней находится, содержится вопрос: “Сколько таинств установил Христос в Святой Церкви”? – и дается ответ: “Только два, как общеобязательные для спасения, а именно – крещение и вечерю Господню”. Таинство священства англикане не только не считают богоустановленным, но не считают его таким Таинством, без которого Церковь не может существовать. Поэтому в “Ординале” священство нигде не называется Таинством, а лишь “поставлением” (ordination) и “посвящением” (consecration). О таком отношении к Таинству священства мы можем найти немало свидетельств как со стороны отдельных влиятельных лиц Англиканской Церкви, так и целых церковных организаций. Известный в России ревнитель соединения Англиканской Церкви с Русской Биркбен, из англокатолической группы, в 1903 г. в своей беседе с нашим Экзархом Грузии вступил в спор с ним по вопросу: “Нужны ли для спасения все семь Таинств” и заявлял, что Таинство священства для него совсем не необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010