Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Малахии (Malachi, book of) Малахия обычно считается последним пророком, оставившим «литературное наследие». Он был поздним современником пророков Аггея и Захарии, обращавшихся к Иудее послепленного периода с 520 по 518 г. до Р.Х. Служение Малахии относится примерно к 500 г. до P. X. Учитывая упоминания о «народах» ( Мал.1:11, 14 ), вполне возможно, что побудительным мотивом для послания Малахии послужила победа греков над персами в битве при Марафоне в 490 г. до P. X. После плена Иерусалим надеялся на исполнение пророчества Аггея, что Бог «ниспровергнет престолы царств» и что это событие можно будет рассматривать как прелюдию Божьего суда над земными царствами (ср. Агг.2:21–22 ). По своему литературному стилю Книга Малахии занимает особое место среди ветхозаветных пророческих книг. Все послание написано в риторической манере, известной как «диатриба» или «полемическая речь». Полемика Малахии строится на аргументации, подобной той, которая используется в формальном диспуте, в данном случае противопоставляющем Малахию его аудитории. Конкретно аргументация представлена в виде схемы из трех частей, включающей провозглашение пророком истины (напр., «Я возлюбил вас», Мал.1:2 ), (гипотетическое?) возражение аудитории (напр., «В чем явил Ты любовь к нам?», Мал.1:2 ) и последующее подкрепление своей мысли пророком, отстаивающим первоначальную предпосылку представлением дополнительного доказательства (напр., «И однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению», Мал.1:2–3 ). Такой литературный стиль представляет собой вариант обвинительных речей, характерных для ветхозаветной пророческой литературы (см. Westermann, 169–176). Судебные речи в ветхозаветной пророческой литературе обычно обличают, обвиняют и провозглашают суд. В Книге Малахии присутствуют все эти три элемента. Послание Малахии написано в наставительной манере с использованием кратких фраз и прямой речи. Фактически сорок семь из пятидесяти пяти стихов книги представляют собой обращения Бога через пророка Малахию. Композиционно книга состоит из шести пророчеств или полемических речей, обрамленных вводной частью ( Мал.1:1 ) и послесловием ( Мал.4:4–6 ). В каждом из пророчеств Божья верность противопоставляется неверности Израиля. Общую направленность послания Малахии удачно сформулировал Дж. Фишер:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава III. Книга пророка Малахии Состав главы. – I Анализ содержания книги пророка Малахии. – II. Происхождение ее (1, Могли ли обличение пророка быть произнесены в один раз? – 2, Произносил ли пророк Малахия свои обличения?). – III Особенности книги пророка Малахии (А. Внутренние особенности: 1, Приемы наложения и литературный характер. – 2, Мировоззрение. – Б. Внешние особенности: 1. Подлинность. – 2, Неповрежденность. – 3, Положение в каноне. – 4, Язык и переводы.). Состав главы. Определив время деятельности пророка Малахии, мы можем теперь перейти к вопросам о происхождении его книги и ее характерных особенностях. Но решение этих вопросов нуждается в предварительном обзоре содержание книги; – например, вопрос о произнесении пророком своих речей не может быть решен без предварительно установленного определенного взгляда на состав и взаимоотношение частей в его книге. Таким образом, настоящая глава нашего исследования распадается на три отдела, рассматривающие – 1) содержание книги, 2) ее происхождение и 3) ее особенности. I. Анализ содержание книги По содержанию своему, книга пророка Малахии состоит из нескольких, различных по предмету и очень мало связанных друг с другом, обличительных речей. Каждая речь образует новый отдел книги, обыкновенно не имеющий близкого логического отношения ни к предыдущему, ни к последующему. Это обстоятельство имеет очень важное значение при решении вопроса о происхождении книги и отношении ее к жизни и деятельности пророка, о чем речь у нас будет в следующем отделе настоящей главы. Теперь же мы наметим только отделы, на которые распадается книга, указывая при этом их существенное содержание. При разделении книги нашего пророка на отделы, прежде всего должно быть выделено надписание 1:1, которое ни с непосредственно следующим за ним ст. 2, ни с какою-либо другой частью книги не стоит в более или менее тесной связи, а имеет чисто внешнее отношение ко всей книге, содержа в себе три указания: во 1-х, на пророчески-обличительный характер книги, – « , бремя слова Иеговы» (специальный термин для обозначения грозных пророческих прещений) 267 , во 2-х, на читателей, к которым адресует пророк свою проповедь ( , «к Израилю») и, в 3-х, на автора, ( , «чрез Малахию»). Мы видели, что имя пророка имеет близкое отношение к 3:1 его книги: но это нисколько не противоречит нашему утверждению, что надписание ко всей вообще книге стоит в чисто внешнем отношении. Мы уже говорили, что в 3:1 пророк несомненно обнаруживает символическое или преобразовательное понимание своего собственного имени: но это отнюдь не значит, что и надписание имеет в виду это именно место книги, как думают ученые, отрицающие подлинность надписания и не признающие за собственное имя. 268

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Дональд Карсон (баптист) Книга Песни Песней Соломона Введение Кто был автором книги? Об авторе говорит само заглавие книги, и нет оснований сомневаться в том, что она действительно написана Соломоном. Соломон упоминается в книге неоднократно (3:7,9,11; 8:11–12). Интересно также упоминание «кобылицы» в 1:8, так как именно Соломон вывез лошадей из Египта. Вместе с тем, некоторые богословы ставят под сомнение авторство Соломона, ссылаясь на лингвистические данные и соображения личностного характера. Они задают вопрос, мог ли Соломон, имевший 1000 женщин, написать о любви к одной единственной женщине. Однако Бог использует для Своего дела самых неподходящих, с нашей точки зрения, людей. Если автором книги все–таки был Соломон, то ее написание, вероятно, можно отнести примерно к 965 г. до н. э. Сколько героев в этой книге? Авторский коллектив, работающий над данными комментариями, считает, что в книге два главных героя: Соломон и Суламита. Это кажется нам гораздо убедительней, чем мнение, что в книге три героя: Соломон, Суламита и ее муж, верность которому она хранит, несмотря на неотступность ухаживаний царя. Какова композиция книги? Существует точка зрения, что книга представляет собой собрание разрозненных, первоначально не связанных между собой любовных песен. Однако эта версия малоубедительна, поскольку в книге четко просматривается ее внутреннее единство. Она начинается с описания первых дней пребывания девушки в царском дворце (1:1 – 13), которое сменяется восхитительными сценами из сельской жизни (1:15 – 2:17). Далее представлены мечты девушки о своем женихе (3:1–5), празднование бракосочетания (3:6–11) и первая брачная ночь (4:1–5:1). Затем следует краткая разлука (5:2 – 6:3), а после нее – радостное воссоединение (6:4–12). Великолепная сцена в царских покоях изображена в 7:1–10, любовные сцены на лоне природы – в 7:11 – 8:14. Поэтому представляется более логичным рассматривать эту книгу как историю двух влюбленных, а не как собрание отдельных любовных песен. Необходимо подчеркнуть весьма примечательный факт, что между влюбленными не было близких отношений до бракосочетания. Это очень важный и серьезный урок для современной молодежи. Чему учит книга?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дональд Карсон (баптист) Книга Притчей Соломоновых Введение Книга Притчей Соломоновых – это собрание поучений и практических наставлений из области морали и этики, представленных в двух основных литературных формах. Гл. 1–9 отличаются сложностью композиции и состоят из пространных рифмованных наставлений (нравоучений), поэтическая форма которых не может соперничать с содержанием, а некоторые стихи просто слабые. В этих главах рассматривается нравственный аспект поведения человека (см., напр.: 1:8–19). Доминируют две темы: поучения о благочестивой и мудрой жизни и порицание внебрачной связи с женщиной. Обе темы переплетаются между собой: нарушение супружеской верности – это верх глупости. В гл. 10 – 21 картина меняется. Здесь преобладают краткие афоризмы, в большинстве случаев состоящие из одного стиха, которые тем или иным способом связаны с другими изречениями, но в целом каждое такое высказывание самостоятельно и выражает законченную мысль. Тематика этого раздела заметно расширяется, становясь более разнообразной. Наряду с часто повторяющимися темами, такими, как мудрость и отношения полов, рассматриваются и новые: природа праведности, разумное использование дара речи, взаимоотношения между людьми, работа, материальное благополучие и статус царя (характерным примером служат тексты 17:1–5). Третья часть книги (22:17 – 31:31) включает пять дополнительных собраний притчей, разных по содержанию и форме. В них множество лаконичных изречений, которые сочетаются с более пространными высказываниями, а завершается вся книга поэмой из двадцати двух стихов. И краткие меткие афоризмы, и более пространные нравоучения написаны тем же поэтическим языком, что и пророческие книги Ветхого Завета, но в более четкой форме. Обычно каждый стих частично или полностью выражает какую–то законченную мысль и состоит из двух полустиший, последнее из которых дополняет, уточняет первое или контрастирует с ним. Часто наблюдается тесное переплетение их смысловых значений. Так, например, в 10:1 подразумевается, что мудрый сын радует и отца и мать, а глупый сын огорчает обоих родителей. Обычно полустишия, которые отражают такой параллелизм, в оригинале состоят лишь из трех слов (часто сложных), но и в переводе читатель всегда с легкостью обнаруживает в каждой строке значимые, ключевые слова и тем самым три указующих акцента. Хорошим примером здесь могут служить тексты в 1:2–4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дональд Карсон (баптист) Книга Екклесиаста, или Проповедника Введение Пессимизм против веры В рамках литературы мудрости, характерной для древнего Ближнего Востока, можно выделить особый жанр: так называемую «пессимистическую литературу». В Библии этот жанр представлен только книгой Екклесиаста, но своими корнями он уходит в глубь веков, вплоть до 2 000 г. до н. э., в литературу Египта и Месопотамии. Однако «пессимизм» книги Екклесиаста несколько иного свойства. Для произведений обычной «пессимистической» литературы была характерна мрачная безысходность, не оставлявшая человеку ни проблеска надежды. В вавилонском Диалоге пессимизма (или «Диалоге господина с рабом», который датируется XIV в. до н. э.) самоубийство рассматривается как единственный путь решения проблемы земного бытия. В эпической Поэме о Гильгамеше бог Шамаш заявляет: «Жизни, которую ты ищешь, ты не найдешь». Хотя пессимизм Екклесиаста восходит к этим древним истокам, он несет на себе отсвет совсем другого мировоззрения. В нем есть место для радости, веры и упования на благодать Божью. Книга Екклесиаста отмечена печатью редакторской работы. В 1:2, 7:27 и 12:8 слова «сказал Екклесиаст» находятся в середине кратких афоризмов. В 12:9–14 говорится о мудрости и роли Екклесиаста, и совершенно очевидно, что здесь один человек представляет учение другого. Греческое слово «Екклесиаст» (по–еврейски Qoheleth) – это нарицательное, а не собственное имя. Его можно перевести как учитель, наставник, проповедник. Корень еврейского слова «kahal» включает понятие «собирать, собрание», отсюда еврейский «когелет» (и соответственно греческий – Екклесиаст) для обозначения говорящего, проповедующего в собрании, то есть для своего рода «возглавляющего собрание». Возникает вопрос, кто же этот Учитель или Проповедник? Из ст. 1:1 и из описаний, приведенных в гл. 1 и 2, становится ясно, что речь идет о Соломоне (хотя выражение «сына Давидова, царя в Иерусалиме» может относиться к любому царю из династии Давида). Но имя Соломона не названо. В отличие от Прит. 1:1 и Песн. 1:1 , здесь нет прямого указания на авторство Соломона. Царские наставления даны в традициях, начало которым положил Соломон, но нигде не утверждается, что каждое слово принадлежит Соломону. Таким образом, по преданию в основе книги лежат высказывания Соломона, которые в более позднее время подверглись серьезной редакторской правке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава шестая. Образ второй: Священник мессианских времён Израиль ждал царя. Но кого еще ждал народ Божий? Загадочным образом ожидаемый Машиах-царь приобретает у пророков образ священника. Когда пророки говорят о грядущем священнике и новом богослужении, Ожидаемый уже не именуется Мессией (Машиахом). Машиах в иудейском сознании – это только царь, хотя и левитские священники помазуются на свое служение, но помазанниками их называть не было принято. В христианские времена помазанниками, кстати, было принято называть тоже только царей. Итак, явится некий таинственный Священник, и во всем мире среди всех народов установится истинное богослужение. Еврейское слово (ха кохен), как и греческое ερες (иерей) означает жреца, человека, совершающего жертвоприношения. Пророческому видению открывался некий Жрец и новое жертвоприношение, иногда просто распространение обычного левитского жертвоприношения истинному Богу среди всех народов. А пока жертва истинному Господу миров приносилась только в Израиле, малом острове посредь бушующего моря народов. Да и израильтяне сами так долго никак не могли утвердиться в левитском богослужении, то впадая в идолопоклонство, то возвращаясь к патриархальным и вовсе не богоугодным формам служения Ягве. Потому так трудно и неуверенно воспринимались пророчества о грядущем новом священстве. 6.1. Пророчество царя Давида Псалмопевец и царь Давид в 109-м псалме возвещает о грядущем священнике (когене). Сначала говорится о Мессиицаре, о воине, побеждающем врагов и господствующем в Сионе, а потом внезапно и загадочно – о вечном священнике. Сказал Ягве Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы твоей пошлет Ягве с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. ...Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Ягве, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:1–4 ). Давид – родоначальник царской династии, основатель Дома Давидова, царь и он же возобновитель левитского богослужения в Израиле. Подвигнутый и благословленный на то великим Самуилом, Давид реформирует богослужение, вернув левитам в нем свое законное место, ведь во времена судей служение Ягве Богу было патриархальным. Давид переносит место богослужения из Силома, от гор Гевала и Гаризима на Сион, в Иерусалим. Давид – помазанник Божий, мессия, восстанавливает в Израиле истинное левитское служение, утвердив двадцать четыре священнические череды. И, вдруг, этот Давид, ревнитель левитского служения, возвещает о невозможном – мессианский царь сам будет священником! Неужели опять назад к Корею, Дафану и Авирону? Неужели потомок Иуды посягнет на служения Левия? Ведь царь из рода Давидова, из колена Иуды, а священники из рода Аарона колена Левия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дональд Карсон (баптист) Поэзия в Библии Введение В современных переводах Библии более трети текста Ветхого Завета представлено в поэтической форме. Это псалмы, книги мудрости (Иова, Притчей, Екклезиаста) и большая часть пророческих книг. Несколько поэм есть также в Пятикнижии и в исторических книгах. Сила воздействия и популярность многих отрывков из этих книг показывают, что поэзия способна раскрыть самую суть наших отношений с Богом. Вдумчивое чтение библейской поэзии – это средство постижения духовного смысла этих писаний, которые подчас могут выразить гораздо больше, чем обычная проза. Библейская поэзия отличается от большинства западных поэтических форм, но обнаруживает большое сходство с поэзией народов, населявших земли, соседствовавшие с Израилем, такие, как Угарит и Месопотамия. Более поздние по сравнению с ними еврейские сочинения продолжали эту древнюю восточную традицию; она запечатлена в гимнах свитков Мертвого моря (the Hodayot, I QH). Мы сосредоточимся, в первую очередь, на ветхозаветной поэзии, поскольку новозаветная поэзия (напр., Лк. 1:46–55,68–79 ) встречается редко, да и то в основном используют ветхозаветные образцы. Что такое библейская поэзия? Библейской поэзии свойственны три главные особенности: ритмичность (или размер), параллелизм и концентрация смысла. Все три не всегда присутствуют одновременно, хотя часто именно так и бывает, а в некоторых фрагментах трудно сказать, читаем ли мы поэтическую прозу или поэзию в прозе. Возможно, в таких известных текстах, как Флп. 2:5–11 и Кол. 1:15–20 , нашли отражение ранние христианские поэмы, но возможно также, что величие самой темы побудило автора к поиску особых выразительных средств, к использованию высокого поэтического языка. Во всяком случае, поэтический стиль почти всегда обнаруживает себя даже в переводах на другие языки. Ритм и размер Поскольку у нас нет возможности услышать царя Давида, поющего псалмы, то любые дискуссии о звучании и ритме библейской поэзии неизбежно будут включать в себя элемент субъективности. Некоторые исследователи считают явлением первостепенной важности количество слогов в поэтической строке, другие предпочитают опираться на чередование в ней ударных слогов, которые четче, чем долгота звуков, выделяются в речи. В любом случае библейский поэтический текст состоит из четких фраз примерно одинаковой длины. Это хорошо видно в переводах, близких к оригинальной форме. Если говорить об ударениях, то обычно присутствуют две сбалансированные фразы, каждая из которых имеет два или три ударных слога (22, ср.: Пс. 28 ; или 33, ср.: Ис. 40 – 55 ; Иов.; Прит).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

О Книгах Свящ. Писания Ветхого Завета в особенности. (Из Ветхозаветной Исагогики) § 33. Древность свящ. ветхозавтпних книг. – Первым богодухновенным писателем был Моисей, и первые Три свящ. книги: Бытие, Исход и Левит написаны им за 1610 лет до Р. Хр., или за 3496 лет до нашего времени. Две последние книги Пятокнижия: Числа и Второзаконие написаны за 1570 л. до Р. Хр. Книга Иисуса Навина нанисана около 1550 г. до Р. Хр. Это первый период происхождения священной письменности Библии. Затем от Самуила до плена Вавилонского был второй период происхождения свящ. книг, обнимающий пространство времени приблизительно в 470 лет, от 1080 г. до 607 года до Р. Хр. В течение перв столетия этого периода явились книги: Судей, Руфь, первыя две Царств, Псалмы Давидовы и творения Соломона: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней; за тем составлены последовательно времени современными пророками исторические записи, или летописи, вошедшиев состав третьей и четвертой книги Царств, и в последние 150 лет, от пр. Исаии до Иеремии, явились книги пророков: Исаи, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии и Иеремии. Во время плена Вавилонского написаны книги пророков Иезекиля и Даниила и после плена-исторические книги: Есфирь, Ездры, Неемии и Паралипоменон и пророческие: Аггея, Захарии и Малахии. Этот последний период свящ. богодухновенной письменности обнимает около 180 лет, от 607 до 420 г. до Р. Хр. Так. обр. историческая хронология происхождения свящ. книг Библии во-первых указывает на глубокую древность этих книг, особенно первая периода, с которою не может равняться никакая нсмифологическая письменность древних языческих народов, а во-вторых являет величественный факт продолжительного, более тысячелетнего восиитательного действия Духа Божия в Церкви, глаголавшего чрез пророков для просвещения членов ее. Особенное, мировое значение глубокой древности свящ, книг для исторической науки вообще заключается в том, что, за исключением иероглифических надписей в Египте и клино-образных в Ниневии, все письменные памятники древних языческих народов сравнительно позднейшего происхождения, так напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Появление неканонических книг Ветхого Завета; отношение к ним палестинских и александрийских иудеев; положение их в христианской церкви до реформации; положение их в различных христианских обществах после реформации. Еврейская священная Письменность, достигшая своего цветущего состояния до плена вавилонского, начинает блекнуть после плена, и с последним пророком Малахиею совсем прекращается. Но не смотря на тяжелую участь иудеев после плена, литературные стремления их не могли вдруг прекратиться; новые отношения их после плена к новому обществу заставляли говорить о новом, чего не говорили пророки и другие посредники Откровения, и вот явился целый ряд произведений исторического и догматического характера. Сюда принадлежат так называемые у нас неканонические 1 книги: Товита, Иудифь, Премудрости (Соломоновой), Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2-я и 3-я вн. Ездры, 1, 2 и 3 книги Маккавейске и книга пр. Варуха; сюда же относятся некоторые прибавления к книгам каноническим, сделанные в греческом переводе: молитва Манасии – в конце 2-й кн. Паралипоменона, места в книге Есфирь, не означенныя счетом стихов в греческих кодексах и переводах славянских, песнь трех отроков в книге пр. Даниила, история Сусанны в 13-й гл., о Виле и змие в 14-й гл. той же книги 2 . Как иудеи по своему направлению и языку разделялись на палестинских и александрийских, так и неканонические книги различаютея по своему языку: одни из них первоначально были написаны на еврейском языке (2-я кн. Ездры, исключая 3 и 4 гл. Премудрости И. сына Сирахова, 1 Маккав., кн. Варуха, исключая III, 9 – V гл., Иудивь и Товит); другие (Премудрости Соломона, 2 и 3 Маккавейские), а равно и прибавления к неканоническим книгам написаны на греческом. Из писателей неканонических книг известен только Иисус сын Сирахов, который окончил свою книгу не позже 180-го года перед рожд. Хр.; некоторые возводят время написания этой книги к половине 3-го века, смотря по тому, как понимают слова переводчика книги: „в 38-й год царствования Евергета“. Это – древнейшая из неканонических книг. Время происхождения остальных определить с точностью нет возможности; можно только указать границу – не далее 2-го столетия до рожд. Хр. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010