Содержание Книга первая Книга вторая Книга третья Книга четвертая Книга пятая Книга шестая Книга седьмая Книга восьмая Книга девятая Книга десятая Книга одиннадцатая Книга двенадцатая Книга тринадцатая Книга четырнадцатая Книга пятнадцатая Книга шестнадцатая Книга семнадцатая Книга восемнадцатая Книга девятнадцатая Книга двадцатая Книга двадцать первая Книга двадцать вторая Информация о первоисточнике Книга первая Опровергает язычников, которые бедствия империи, особенно же последнее опустошение Рима готами, приписывали христианской религии, запрещающей культ богов. Рассуждает о благосостоянии и невзгодах, бывших в то время, по обыкновению, общими и для людей добрых, и для злых. Обуздывает наглость тех, которые ставили в укор христианству изнасилование христианских женщин воинами. Предисловие    О цели и содержании предпринятого сочинения    В этом сочинении, любезнейший сын мой Марцеллин, тобою задуманном, а для меня, в силу данного мною обещания, обязательном, я поставил своей задачей защитить град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда странствует он между нечестивыми, «живя верою» (Аввак. 2:4), так и в той вечной жизни, которую сейчас он «ожидает с терпением» (Рим. 8:25), веря, что «суд возвратится к правде» (Пс. 93:15), и которую он обретет в силу несомненного ее превосходства, защитить против тех, которые ставят своих богов выше его Основателя. Велик и тяжел этот труд; но «Бог нам прибежище» (Пс. 61:9).    Знаю, какие нужны силы для того, чтобы убедить гордых, как велика доблесть смирения, благодаря которой все земные величия, колеблющиеся от непостоянства времени, превосходит не присвоенная себе человеческой спесью высота, а та, которая даруется божественною благодатью. Ибо Царь и Основатель этого града, о котором мы задумали говорить, открыл в Писании Своем народам определение божественного закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Но то, что принадлежит одному только Богу, старается присвоить себе и надменный дух гордой души, и любит, чтобы ему вменяли в славу

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2774...

I. История происхождения Торы А. Наименование и разделение Первая часть свящ. канона, обнимающая пять книг Моисеевых, у евреев именуется «закон» – ; 66 в книгах Нового Завета – νμος (во многих местах), или «закон Моисеев» – νμος Μωσεως ( Лк.24:44 ; Деян.13:39 ; 1Кор.9:9 ; Евр.10:28 ). Иногда в Новом Завете для обозначения всего закона, данного Моисеем, просто употребляется одно имя законодателя, так в Деян.15:21 читаем: «Моисей» от родов древних по всем градом проповедающые его имать в сонмищах, по вся субботы чтомый (приводим славянский перевод потому, что здесь он точнее передает греческий подлинник); во 2Кор.3:15 : когда они читают «Моисея», покрывало лежит на сердце их; или у Лк.16:29 : у них есть «Моисей» и пророки: пусть слушают их. И в книгах Ветхого Завета нередко можно встретить наименования: «закон», «книга закона», «книга закона Иеговы», «книга закона Елогим», «книга закона Моисеева», «закон Моисея», «книга Моисея». В них, обыкновенно, видят общие обозначения для всех книги Моисеевых, но внимательный разбор всех мест, где встречаются указанные наименования, не дает права, во всех случаях, рассматривать их как названия для всего Пятикнижия. Иудейское название заимствовано от тех отделов Пятикнижия, которые содержат в себе законодательство Моисея, и приурочено ко всему содержанию пяти книг лишь приблизительно, ad majorem partem. В строгом и точном смысле, наименование «закон» не приложимо в книге Бытия и некоторым историческим частям других книг. Впрочем, современные евреи (напр., Bloch) стараются доказать, что значит не «закон», νμος (как в переводе LXX и у писателей новозаветных), а «учение», «наука» 67 . В таком значении, действительно, слово нередко употребляется в Свящ. Писании Ветхого Завета, но в тех местах, где оно входит в состав выражения: («книга Торы Моисеевой») 68 и ему подобных, оно несомненно может означать только «закон», а не что другое. Весь «закон», во всех сохранившихся до нашего времени манускриптах подлинника и во всех переводах, разделяется на пять книг; и согласно этому пятичастному делению, у александрийских иудеев получил название πενττευχος, т. е. ββλος, а у раввинов: , , , т.е. 5/5 закона, или пять пятых 69 или просто – пятые: почти то же, что пятокнижие. Древнейшее упоминание о разделении на пять книг встречается у Филона: τν ερν νμων ν πντε ββλοις ναγραφντων πρτη καλεται κα πιγρφεται γνεσις (de Abrah.) и Иосифа Флавия: κα τοτων πντε μν στι τ Μωσως (с. Apion. I, 8) 70 ; а термин «пятокнижие» употребляют уже Ориген и Тертуллиан (с. Marc. I, 10) 71 . В. О названии пяти книг Моисеевых

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

протоиерей Николай Попов О книгах Священного Писания Ветхого Завета Первые книги Священного Писания Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – написаны пророком Моисеем. Книга Бытия названа так потому, что описывает начало бытия видимого мира. Она содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю первых людей и ветхозаветных патриархов до смерти Иосифа. Полагают, что Моисей написал ее до исхода евреев из Египта, в земле Мадиамской. Исход содержит историю выхода евреев из Египта с обстоятельствами, предшествовавшими сему событию и последовавшими за ним до построения скинии. Левит содержит в себе законы об обрядах, которые поручено было совершать левитам, и историю израильтян в первый месяц второго года по исходе из Египта. Книга Чисел названа от двух народосчислений, описанных в ней. Содержит историю странствования евреев в пустыне Аравийской. Книга Второзакония названа от повторения Моисеем закона. Описывает события последних двух месяцев сорокового года странствования евреев в пустыне. После Моисея продолжал историю народа Божия преемник его, Иисус Навин. Книга Иисуса Навина содержит в себе историю завоевания и разделения земли обетованной. За книгой Иисуса Навина в Библии следуют: Книга Судей. Книгу эту приписывают пророку Самуилу. В ней описана история народа Божия от смерти Иисуса Навина до смерти Самсона. Руфь. Приписывается Самуилу. Содержит историю Руфи, бедной моавитянки, прабабки Давида. Первая и вторая книга Царств. Написаны Самуилом (24 главы), Нафаном и Гадом. Первая содержит историю народа Божия от рождения Самуила до смерти Саула, вторая – продолжает историю евреев в царствование Давида. Третья книга Царств. Содержит историю евреев от помазания Соломона на царство до смерти царя Иудейского Иосафата. Написана Ездрою. Четвертая книга Царств. Продолжает историю евреев до плена вавилонского и оканчивается выведением Иехонии из темницы. Написана Ездрою. Первая книга Паралипоменон (о том, что пропущено в книгах Царств). Содержит родословие еврейского народа от Адама, сказание о смерти Саула и об учреждениях Давида, относящихся к Богослужению; оканчивается смертью Давида. Написана Ездрою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 18. Книга Иисуса Навина Книга Иисуса Навина является продолжением Второзакония. Вместе с пятью книгами Моисея она составляет нечто целое, что даже первые шесть книг назывались Гексатеей, т.е. книгой из шести частей. Книга содержит историю Израиля за период, приблизительно 25–30 лет, со дня смерти Моисея до смерти Иисуса Навина ( Нав. 24:29 ). Подлинность событий, описанных в книге, подтверждается историческими находками, найденными клинописями, которые описывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. Составитель книги нигде не упоминается по имени. Некоторые критики говорят, что книга написана во времена Давида, даже позже, потому что, когда она была написана, евусеи жили в Иерусалиме. Только царю Давиду на 8-м году своего правления их удалось изгнать. Однако, согласно ( Нав. 6,16 , была жива еще Раав-блудница. Можно допустить, что книга была написана ранее. У нас нет никаких оснований не приписывать ее Иисусу Навину. Библия ясно говорит о том, что Иисус Навин вписал «слова сии в книгу закона Божия.» ( Нав. 24:26 ) Различные места с подробными описаниями указывают, что писавший пережил сам все то, что описал в своей книге. Во всяком случае, Иисус Навин сам записал значительные события, свидетелем которых он являлся. Талмуд также приписывает авторство Иисусу Навину. Только последние пять стихов дописаны позже Иехасом. Подлинность книги подтверждается различными библейскими источниками. Переход через Иордан (упоминается в 113 псалме), падение Иерихона, спасение Раав ( Евр. 11:30 ), проклятие Иерихону (книга Царств), союз Израильтян с гаваонитянами и ряд других событий упоминается в других книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Главная тема книги Иисуса Навина – завоевание земли обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней. Только Господь претворил завет в жизнь и даровал родину израильскому народу. Поэтому автор книги особо подчеркивает исключительное вмешательство Бога в историю Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

протоиерей Ростислав Снигирёв 10. Общие сведения о книге Второзаконие Название Еврейское название книги (Дварим – «слова») – по главному слову первой фразы книги (евр.: Эле had варим – «сии суть слова») – отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называлась Δευτερονμιον – «повторение закона», что в свою очередь являлось переводом еврейского выражения из Втор. 17, 18 мишне натора – «изъяснение, повторение закона». В соответствии с этой традицией устанавливается название последней книги Пятикнижия в LXX. Из греческого языка это наименование перешло в латинские переводы (Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium в Вульгате) и затем в новые языки. Русское и славянское название этой книги – «Второзаконие» – является переводом греческого Δευτερονμιον. Дополнение «Пятая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Основные богословские идеи Круг богословских идей книги Второзаконие обусловлен воззрениями боговдохновенных кодификаторов этого извода закона Моисеева – левитов Северного Царства (Израиля), уничтоженного в 721 году до Р. X. Причину произошедшей катастрофы они видели в повсеместном двоеверии и попытках царей Израиля превратить страну народа Божия лишь в одно из многих государств Древнего Востока. Закон как основа существования ветхозаветной церкви Второзаконие – единственная книга во всем Пятикнижии, которая называется «Законом», причем таким, который обнимает все стороны жизни человека: религиозную, государственную, общественную, семейную и личную. Соблюдение его является единственным условием благополучия ветхозаветной общины спасения, а нарушение ведет к неотвратимым наказаниям. Именно в этой книге знание закона предписывается не только левитам и священникам, но и всему народу Божию, для чего предписывается прочитывать его вслух всего народа каждый субботний год на празднике кущей. Основой этого закона являются десять заповедей, из которых ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( Мф. 5:18 ). Именно их слышала вся ветхозаветная община спасения на Синае, в отличие от остальных предписаний и законов (см.: Втор. 4:13 – 14 ), сообщенных через Моисея и носящих временный характер (см.: Деян. 15 ). Запрет на любые связи с языческим населением и повеление об искоренении заимствованных у них обычаев

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Второзаконие § 100. Наименование книги в еврейской и греческой Библиях. – В еврейской Библии эта книга обыкновенно озаглавливается первыми словами ея: Элле гаддеварим – «сия словеса» (сокр. дибре); но у раввинов она также называется: Сефер токахот – книга обличений, или угроз, по причине содержащихся в ней строгих обличений жестоковыйного народа в преступлениях прошедшего и будущего, и еще: Мишне тора – «повторение закона». Последнему наименование соответствуем название этой книги и в греческой Библии: Δευτυρονμιον – «Второзаконие», которое взято из самой книги (см.17:18): такое название книге дано потому, что она, как замечает бл. Феодорит, «содержит в себе краткое повторение узаконений и событий, изложенных (прежде) в книгах Исход, Левит и Числ». § 101. Время, место, повод и цель написания книги. – Второзаконие напислно Моисеем в одиннадцатом месяце 40-го года по исходе Израильтян из Египта (Вт.1:3) пред самою кончиною его (см.31:9, 24), на полях Моавитских у Иордана против Иерихона, где Израильтяне стояли посдедним станом вне земли обетования (гл.1:5). Поводом к произнесению речей, составляющих Второзаконие, и к написанию самой книги послужили приближающаяся кончина Моисея (31:2–3) и предстойщее вступление Израильтяне в землю Ханаанскую и обитание там. Побуждаемый этими обстоятельствами, Моисей-законодатель имел целью сделать новому Еврейскому поколению, не слышавшему синайского закона, последнее торжественное внушение относительно неуклонного сохранения в земле Ханаанской синайского закона, раскрывая пред ним дух и силу этого закона и применяя его постановления к новым условиям жизни Израильтян в земле Ханаанской. § 102. Разделение на части и обзор содержания книги Второзакония. – Главнейшее содержания «Второзакония» составляют речи Моисея, в которых он перед своего смертью повторял и изъяснял главнейшие законы синайского законодательства и который заключается в первых тридцати главах этой книги, в последних же четырех главах содержится рассказ о последних распоряжениях Моисея и о кончине его. Таким образом книга разделяется на две главные части: первая часть (гл. I–XXX) содержит законодательные: речи Моисея, а вторая (гл. XXXI–XXXIV) – рассказ о последних предсмертных распоряжениях Моисея и о его кончине. Кроме того первая часть книги может быть разделена на три отдела по трем главным речам: отдел первый в гл.1:6–4 содержит первую речь, второй в rл.V–XXVI – вторую речь и третий отдел в гл. XXVII–XXX – третью речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Этика преображенного Эроса «Этика преображенного Эроса» — главная книга Бориса Вышеславцева. Очень неплохой, интересный труд по христианской этике. По сути, «Этика преображенного Эроса» — попытка философской тематизации коренной христианской антиномии Закона и Благодати, ставшей одной из основных тем русского религиозного Ренессанса. «Этика преображенного Эроса» действительно — типичная книга для своего времени:  противостояние нормативной и творческой этики, акцент на вопросах пола, решаемых с помощью выкладок психоанализа, понимание аскезы как сублимации. Далеко не со всеми выводами Вышеславцева можно согласится, провозглашаемое им единство его идей со святоотеческим богословием спорно. Но, без всяких сомнений, «Этика преображенного Эроса» — одна из лучших попыток построить современную христианскую этику. Вышеславцев пишет, что «Этика преображенного Эроса» «представляет совершенно законченное исследование некоторого цикла проблем, которые группируются около центральных вопросов: 1) почему Закон как принцип этики должен быть отвергнут? в чем несовершенство морали долга? почему «морализм» раздражает? и 2) в чем состоит принцип более совершенной этики, этики Благодати, этики сублимации, «этики преображенного Эроса»?». ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая книга одинаково обращается к верующим и неверующим, при условии, если те и другие способны философствовать. Неверующий психоаналитик может с интересом следить, как блестящая диалектика ап. Павла ставит все проблемы новой этики, с ее преодолением «морализма», с ее идеей сублимации " . С другой стороны, верующий христианин может убедиться в том, что критика Закона и идея Благодати у ап. Павла получает углубление и подтверждение в современных открытиях, касающихся подсознания, особенно в открытии loi de l " effort converti 2 . Этические идеи ап. Павла глубоко парадоксальны и смотрят в далекое будущее. Мораль Канта, мораль долга, мораль императива — вся привычная нам нормативная этика — остается далеко позади. Преодоление этики долга и закона, какое дает Шелер, — недостаточно: он не показывает основного дефекта Закона, который был известен ап. Павлу и который выясняется в современной аналитической психологии. Он не показывает, чем его заменить, ибо не дает теорию сублимации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга Второзаконие (Deuteronomy, book of) Ключевое место в Книге Второзаконие занимает заключительная сцена смерти и погребения великого вождя Израиля Моисея на вершине горы Нево ( Втор.34 ). С этого удобного возвышенного места на восточной границе Ханаана Моисей мог видеть землю обетованную, но не мог войти в нее. Смерть Моисея за пределами обетованной земли служит яркой метафорой неизбежной ограниченности человеческой жизни и конечной зависимости Божьего народа от суда и спасительной силы Бога. Эта кульминационная сцена отбрасывает тень на все содержание Книги Второзаконие, определяет форму, композицию и символику пятой книги Ветхого Завета. В середине Второзакония содержится большой раздел с изложением свода законов ( Втор.12–28 ). Но в остальной части книги представлены другие литературные жанры, в том числе рассказы ( Втор.1–4 ), поучения ( Втор.6–11 ), литургический материал ( Втор.29–31 ), поэтическая песнь ( Втор.32 ) и благословения ( Втор.33 ). В самом Второзаконии книга определяется как «сия книга торы» (часто переводится как «сия книга закона», напр., Втор.29:21; 30:10; 31:26 ). Но в названии Второзакония как торы имеется в виду изложение не столько свода законов, сколько программы катехизации, воспитания в вере одного поколения за другим на основании усвоения основных преданий, представленной в виде заключительных слов вождя Израиля Моисея. Именно этот катехизационный образ старого учителя, излагающего незадолго до смерти свое последнее и самое важное учение перед молодым поколением, определяет содержание Второзакония. Умиравший Моисей, по сути, заменил себя книгой наставлений для водительства в жизни этого и всех последующих поколений Божьего народа на долгое время после своей смерти ( Втор.31:24–29 ). Структура Второзакония выражается в подзаголовках, разделяющих послание Моисея новому поколению на пять основных частей: 1) «Сии суть слова» ( Втор.1:1 ). 2) «Вот закон [тора]» ( Втор.4:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО Клайв Стейплз Льюис [ < < назад вперед > > к оглавлению ] КНИГА 1: ДОБРО И ЗЛО КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ВСЕЛЕННОЙ Реальность закона Теперь я вернусь к тому, что сказал в конце первой главы о двух любопытных особенностях, присущих человечеству. Первая состоит в том, что людям свойственно думать, что они должны соблюдать определенные правила поведения, иначе говоря, правила честной игры, или порядочности, или морали, или естественного закона. Вторая заключается в том, что на деле люди эти правила не соблюдают. Кое-кто может спросить, почему я называю такое положение вещей странным. Вам оно может казаться самым естественным положением в мире. Возможно, вы думаете, что я слишком строг к человеческому роду. В конце концов, можете сказать вы, то, что я называю нарушением закона добра и зла, просто свидетельствует о несовершенстве человеческой природы. И собственно говоря, почему я ожидаю от людей совершенства? Такая реакция была бы правильной, если бы я пытался точно подсчитать, насколько мы виновны в том, что сами поступаем не так, как, с нашей точки зрения, должны поступать другие. Но мое намерение состоит совсем не в этом. В данный момент меня вовсе не интересует вопрос вины: я стараюсь найти истину. И с этой точки зрения сама идея о несовершенстве, о том, что мы - не те, чем следовало бы быть, ведет к определенным последствиям. Какой-нибудь предмет, например камень или дерево, есть то, что он есть, и не имеет смысла говорить, что он должен быть другим. Вы, конечно, можете сказать, что камень имеет " неправильную " форму, если вы собирались использовать его для декоративных целей в саду, или что это - " плохое дерево " , потому что оно не дает вам достаточно тени. Но под этим вы только подразумевали бы, что этот камень или то дерево не подходят для ваших целей. Вы не станете, разве только шутки ради, винить их за это. Вы знаете, что из-за погоды и почвы ваше дерево просто не могло быть другим. Так что " плохое " оно потому, что подчиняется законам природы точно так же, как и " хорошее " дерево.

http://zavet.ru/book/02apol/002/003.htm

Второзаконие , Δευτερονμιον, так названа у LXX переводчиков 5-я книга Моисеева на основании её собственных слов в 17:18: «да напишет себе (царь) второзаконие сие в книзе». Наименование это употреблялось и у евреев (мишнё тора), но обычно в еврейской Библии 5-я книга Моисеева называется по первым словам ее: дэбарйм или полнее еллё гаддэбарйм, «словеса» или «сия словеса, яже глагола Моисей всему Исраилю», – так начинается книга. По своему содержанию она соответствует и тому, и другому названию. В первой и большей своей части (главы 1 – 30) она содержит речи Моисея, произнесённые им «об ону страну Иордана в земли Моавли» (1:5), в первый день одиннадцатого месяца сорокового года странствования евреев по пустыням, т. е., перед своею смертью и в виду земли обетованной, в которую народ Израильский должен был вскоре вступить, но уже без своего вождя. В речах этих, составляющих как бы завещание Моисея своему народу, законодатель возобновляет в его памяти главнейшие события его странствования и повторяет законы, данные ему ранее и записанные в книгах Исх., Лев. и Числ., отчасти дополняя их и приспособляя к обстоятельствам ожидающей его жизни в Палестине, и постоянно сопровождая свою речь горячими увещаниями – исполнять закон и повиноваться Господу. Вся эта часть состоит из трёх речей Моисеевых. После нескольких вступительных слов, указывающих время и место произнесения речей, первая речь содержит воспоминания о благодеяниях Божиих народу Израильскому и увещания – быть верными завету с Ним (1:6 – 4:43). Вторая речь также предваряется небольшим вступлением (4:44–49) и может быть названа в ближайшем смысле «повторением закона», так как повторяет сначала десятословие, как основу завета с Богом, а затем и некоторые частные законы, касающиеся отношения израиля к Богу, к поставленным от Него вождям религиозной и общественной жизни народа Божия, вообще, к ближним и к Самим себе (5–26 гл.). Третья, как бы заключительная, речь начинается повелением, по переходе через Иордан, записать на камнях «вся словеса закона сего», и после торжественного жертвоприношения произнести с горы Гаризин благословение исполняющим закон и с горы Гевал проклятие его нарушителям; затем Моисей горячо убеждает израильтян быть верными завету с Богом, чтобы сделаться участниками тех благ, которые обещаны за это Господом (27–30 гл.). Вторая, очень короткая, часть В. носит исторический характер (31–34 гл.). Здесь излагаются события, непосредственно предшествовавшие смерти Моисея: поставление им Иисуса Навина преемником себе и распоряжение о месте хранения закона, написанного Моисеем, приводится последняя песнь Моисея и благословение двенадцати Израильским коленам; наконец, кратко повествуется о смерти Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010