иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Троицкий Книга Иова Пожертвовать Вход протоиерей Николай Троицкий Книга Иова Источник Глава 40 Глава 42 Скачать epub pdf Оригинал: 14 Мб Глава 42. Ответ Иова на (2-ю) речь Господа – Иеговы. Суд Божий над друзьями Иова и благословение Божие праведнику – страдальцу за величайшее терпение. Иов, наконец, неизменно твердо признает, что Боту все возможно, никто не может «скрывать Его совета; но, желая знать откровение Господа для самоусовершенствования, просит Его и на будущее время не оставить своим непосредственным ответом, снисходя к крайнему смирению праведника. Вознаграждая праведника – страдальца за премудрый ответ и величайшее терпение, Господь осуждает речи друзей – собеседников и прощает им греха их ради молитв праведника – Иова. Наконец, Господь благословляет своего вернейшего раба: возвращает ему дружбу прежних друзей, утешает его миролюбивым посещением родных, посылает ему сугубое количество всякого скота, дарует многочисленное и прекрасное семейство, долголетие и мирную кончину Ст. 1–2. Отвещав же Иов и рече ко Господу: вем, яко вся можеши, невозможно же тебе ничтоже. Полное и совершенное изображение природы и, наконец, страшного могущества левиафана, представленное Господом, окончательно утвердило в сознании Иова ту мысль, что Господь, как Создатель всего сильного, всесилен. и потому все может исполнить, что должно совершиться по Его «совету Ст. 3. Кто есть таяй от тебе совет, щадяй же словеса, и от тебе мнится утаити кто же возвестит ми, ихже не ведех, велия и дивная, ихже не знах. Признавая всемогущество Божие, Иов исповедует, что Господь всегда может открыть свой советь тому, кто его «таит», доказать целесообразность и совершенную правду в своих действиях, как Он благоволил то открыть Иову в своем сугубом величественном слове. Но в то же время, как пламенный ревнитель совершеннейшей мудрости, Иов чистосердечно заявляет Господу, что только от Него одного он и ожидал надлежащего ответа на вопрос о том, почему с ним произошло «великое и дивное» – беспримерные и непостижимые бедствия и страдания (ср. ст. 11-й). Действительно, никто другой не мог сказать ему этого: сам страдалец не знал; премудрые друзья его недоумевали и утверждали то, что лишь оскорбляло, а не вразумляло праведника. Но Господь, явившись по желанию Иова, не обличил его в нечестии; напротив, самым явлением и собеседованием с ним засвидетельствовал, что Он не «отвращает лица Своего» от Иова, не считает его врагом Своим (ср. гл. 13, ст. 24; гл. 19, ст. 11). Господь только требует беспрекословной покорности своей всесовершенной воле – во имя своей вечной зиждительной, премудрой, благой и всемогущей власти. Это новое и дивное требование воли Божией, которого Иов не знал, примиряет его со своим бедственным положением и успокаивает его святую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тайна Иова есть тайна страдания. Нет ни одной книги на земле, которая подошла бы к этой тайне так просто, так глубоко и так всеобъемлюще, как книга Иова. Ни Шопенгауэр, ни Гартман, ни какая другая философия печали и скорби человеческой, ни произведения художественной мировой литературы не дают столь ясной глубины познания страданий, как книга Иова. Рядом с познанием страданий стоит в этой книге познание человеческого усыновления Богу, – вне этого второго нельзя проникнуть в первое. Вот отчего в мире так много людей не понимающих страдания, неистинно переживающих человеческую скорбь. Но ничто так не нуждается в раскрытии, освещении и познании, как тайна человеческих страданий, среди которых мы живем. Философия Будды считает страданием человеческую жизнь и хочет уйти от страдания, уходя из смысла жизни. Некоторых прельщает эта мудрость. Нам она кажется земной, “человеческой”, извращающей путь истинного приятия жизни. Нельзя считать нашу жизнь миражем в том смысле, в каком ее хотел считать Будда. Жизнь есть реальность; правда, не та, которую замечает в этом мире большинство людей, но жизнь есть великая реальность, – не мираж, не Майя. Иов жил, как можно предполагать, за 2000 лет до Рождества Христова. Принадлежал он к одному из языческих племен, и то, что Библия включила его книгу в свой канон, показывает, что откровение Библейское есть откровение всечеловеческое. Иов, как и царь Мелхиседек, который благословил отца верующих, Авраама, появляется среди иудеев наравне с ними, так же, как и сын Божий. Точно нам не дано знать, является ли книга Иова книгой, черпающей свое содержание из истории, или же это есть поэма на почве истории. Церковь считает книгу Иова книгой “учительной” 1 , то есть оставляет в стороне ее историческое значение. “Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла”… и далее книга рассказывает о внешнем благосостоянии Иова. Оно было по тогдашним временам очень велико; Иов был владетельным человеком. Была у него и большая семья, имел он много дочерей и сыновей, что тогда считалось особым благословением Божиим, и был он, в довершение всего, человеком праведной, святой жизни. Вставал он утром рано, возносил всесожжение по числу своих детей. В то время, когда шел круг пиршественных дней, и сыновья его и дочери отдыхали и пировали, Иов приносил жертву всесожжения, говоря: “Может быть, кто-нибудь из моих детей согрешил пред Богом”… Здесь вырисовывается образ Иова, ветхозаветного праведника, ходатая – посредника между Богом и своими сыновьями. Запомним это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Содержание I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы Иов I, 1–12 II. Паримия на вечерне во вторник страстной седмицы Иов I, 13–22 III. Паримия на вечерне в среду страстной седмицы. Иов II, 1–10 IV. Паримия в великий четверток Иов XXXVIII 1 – 23, XLII , 1–5 V. Паримия в великий пяток Иов XLII, 12–17 Паримия в навечерии Богоявления из книги Бытия XXXII, 1–10     Книга Иова названа по имени лица, служащего главным предметом ее содержания. Книга начинается изображением благочестия и благосостояния Иова, затем описываются великие его страдания, коим подверг его диавол по попущению Божию, и беседы с друзьями. Друзья страдальца пришли утешить его и долго препирались с ним о причине его страданий. Они настаивали на том что он тяжко страдает в наказание за тяжкие грехи. Иов обличает неправоту их суждений и свое дело повергает на суд Божий. Бог действительно является для разрешения спора и указанием на чудеса Своей премудрости и силы в видимой природе превышающие разумение человеческое, дает понять Иову и его друзьям, как неуместны их попытки ясно постигнуть судьбы Божий в жизни человеческой. Иов смиряется пред Богом и раскаявается в смелости своих суждений об отношениях Бога к судьбе человека в этой жизни. Тогда Господь изливает Свой гнев на друзей Иова за их неправые суждения и повелевает им просить о себе молитв у Иова, а его преданность воле Божией вознаграждает тем, что снова дарует ему здоровье, детей и в сугубой мере наделяет его имуществом. Иов жил, как увидим, во времена патриархальные, до Моисея. Писатель книги неизвестен. Из книги Иова взято пять паримий, читаемых во дни Страстной седмицы. I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы. Иов. I:1–12 В сей паримии повествуется о личности Иова, о его земном благосостоянии и о дозволении Господа диаволу отнять у Иова земныя блага и не касаться только его жизни и здоровья. Иов. 1:1 . Человек некий бяше в стране Авситидийстей, емуже имя Иов, и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаляяйся от всякие лукавыя вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Праведный Иов тяжко скорбел, но в страданиях остался верен Богу 19 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память святого праведного Иова многострадального. Содержание статьи Иов Многострадальный. Житие Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов многострадальный приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама – Нахора. Иов многострадальный был человеком богобоязненным и благочестивым. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. За свою справедливость и честность святой Иов многострадальный был в великом почете у сограждан. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу. Однажды Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов многострадальный обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Тогда диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Все друзья и знакомые оставили его. Жена думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов многострадальный тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу.

http://pravmir.ru/iov-mnogostradalnyj/

Standart Nr. B37 Reg.1821–70 Раздел 1. Книги Св. Писания в русском переводе 1. Первая книга Моисеева: Быmue. 1861. I. 1 . 2. Вторая книга Моисеева: Исход. 1861, 1862. I. 193. 3. Третья книга Моисеева: Лebum. 1862. I. 293. II. 305 . 4. Четверая книга Моисеева: Чucлa. 1862. II. 389. 1863. I. 417. II. 481 . 5. Пятая книга Моисеева: Второзаконие. 1863. II. 523. 545. 6. Книга Иисуса сына Навина. 1864. I. 3. II. 65. 7. Книга судей Израилевых. 1864. II. 81. III. 113. 8. Книга Pyфь. 1864. III. 155 . 9. Первая книга Царств. 1865. I. 1. II. 89. 10. Вторая книга Царств. 1865. II. 107. 1866. I. 161. 11. Третья книга Царств. 1866. I. 189. II. 217. 12. Четвертая книга Царств. 1867. I. 289. 13. Первая книга Паралипоменон. 1867. II. 385. 14. Вторая книга Паралипоменон. 1868. I. 477. II. 557. 15. Первая книга Эздры. 1868. II. 587. 16. Книга Неемии. 1869. I. 621. 17. Книга Эсфирь. 1869. I. 667. 18. Книга Иова. 1869. I. 1. II. 49. 1870. I. 71. 19. Притчи Соломоновы. 1870. I. 111. II. 147. 20. Книга Екклезиаста (перевод с еврейского). 1861. I. 3. Раздел 2. Творения св. отцов и учителей церкви и церковных писателей. Граматы и окружные послания первостоятелей православной церкви, имеющие характер символический и канонический Св. апостола Варнавы †76 21. Соборное послание. 1830. XXXVII. 3. Св. Ермы †96 22. Из 2-й книги Пастыря двенадцать заповедей. 1838. III. 127. Св. Климента, Епископа Римского †101 23. Первое послание к Коринфянам. 1824. XIV. 238. 24. Второе послание к Коринфянам. 1842. II. 43. Св. Дионисия Ареопагита около 96 25. О таинственном Богословии. 1825. XX. 3. Письма: 26. Гаию Ферапевту. 1825. XIX. 239. 240. 241. 27. Дорофею Диакону. 1825. XIX. 243. 28. Сопатру священнику. 1825. XIX. 244. 29. Демофилу монаху. 1825. XIX. 245. 30. Иоанну Богослову. Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмос. 1838. IV. 281. 31. Священноначальнику Поликарпу. 1838. IV. 283. 32. Священноначальнику Титу, который вопрошал св. Дионисия через письмо, что такое дом Премудрости, что ее чаша, пища и питие. 1839. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VII. Прообразовательный и духовный смысл святоотеческих толкований на книгу Иова: основные итоги Итак, по убеждению древних экзегетов, книга Иова весьма сложна для понимания и вместе с тем глубоко поучительна, преисполнена разнообразными богословскими и нравственно-аскетическими смыслами. Все экзегеты согласны в том, что книга Иова – одна из древнейших в Библии, кто бы ни был ее автором – Моисей (так думал священномученик Мефодий Олимпийский 1156 ), Соломон (к этой версии склонялся святитель Иоанн Златоуст 1157 ) или иной неведомый нам ветхозаветный писатель (так считал Ориген 1158 ). В то же время большинство экзегетов высказываются в пользу авторства Соломона (X век до Рождества Христова). Древние толкователи единомысленны и в том, что имя «Иов» в переводе означает «страждущий» (блаженный Иероним 1159 , святитель Григорий Двоеслов 1160 ). Считается, что страдалец жил в эпоху патриархов и был или потомком Исава (святитель Иоанн Златоуст 1161 , блаженный Феодорит 1162 , блаженный Августин 1163 , Амвросиаст 1164 и другие), или же потомком брата Авраама – Нахора (блаженный Иероним 1165 ). Тем самым Иов происходил из языческой среды и жил до дарования Богом еврейскому народу ветхозаветного Закона. В Библии говорится, что Иов жил в стране Уц (см.: Иов. 1:1 ) или же (по версии Септуагинты) – в стране Авситидийской. Где же находилась эта страна? Иов, по мнению древних толкователей, вероятно, мог проживать или на границе Идумеи и Аравии (в соответствии с текстом Сирской книги – святитель Иоанн Златоуст 1166 и другие восточные Отцы, а также паломница Эгерия 1167 ), или же в Заиорданье – в границах Ватанеи, древнего Васана, между Палестинской и Сирийской возвышенностями (блаженный Иероним 1168 ). Некоторые толкователи (преимущественно греческие) полагают – вслед за текстом Сирской книги, – что Иов был царем своей страны (блаженный Феодорит 1169 ). Тем самым в святоотеческой экзегетической традиции нет единого мнения по вопросам, связанным с авторством книги Иова, с датировкой времени ее написания, а также с происхождением и местом жительства ветхозаветного страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Почему Бог разговаривал с дьяволом? Почему Бог поступил так жестоко по отношению к Иову? Есть ли справедливость в нашем мире? Многие люди, приходящие к Вере, приходящие в Церковь, знакомятся с книгой праведного Иова , и рассказ о том, как Бог послушал дьявола и лишил праведного преданного ему Иова всего, что у того было, неприятно удивляет и расстраивает людей. Читайте в нашей библиотеке — Книга Иова Почему Бог разговаривал с дьяволом? Почему Бог поступил так жестоко по отношению к человеку? Почему Иов принял волю Божию со смирением? Есть ли справедливость в нашем мире? Что есть Божественная справедливость и что есть Божественная любовь? Читайте также — Церковь чтит память праведного Иова Многострадального С этими непростыми вопросами мы обратились к священнику Дмитрию Агееву, клирику храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Б.Ордынке . Мне кажется, книга праведного Иова, рассказ о праведном Иове – это рассказ не о взаимоотношениях Бога и диавола, не рассказ о том, почему Бог поступил так, а не иначе, почему Господь избрал этот способ, а не какой-либо другой, это, прежде всего, рассказ о взаимоотношениях Бога и человека. Именно в таком ключе нужно этот рассказ рассматривать. Это рассказ о взаимоотношениях Бога и человека, рассказ о доверии человека к Богу и о доверии Бога к человеку. Господь имеет промысел свой о каждом из нас. И Господь каждого из нас теми или иными путями, порой совершенно неведомыми, порой совсем непонятными, порой очень трудно объяснимыми с человеческой точки зрения, ведет ко спасению. И совсем неважно, какие способы избирает Господь для осуществления этого промысла, совсем неважно, какие внешние обстоятельства могут быть у  этого промысла Божия. Ведь совсем неважно, почему Господь избрал такую модель спасения – через предательство одного из учеников, совсем неважно, почему Господь избрал Свою смерть именно на кресте. Ведь, по большому счету, Господь мог сделать совершенно иначе – и предательство могло осуществиться иначе, и предательства могло вовсе и не быть, но промысел Божий был таков, и внешние обстоятельства были таковыми…

http://pravmir.ru/svjashhennik-o-knige-i...

Сюжет книги Иова хорошо известен. Как говорит святитель Иоанн Златоуст , «книга Иова называется так потому, что заключает в себе повествование о нем, как он страдал, искушаемый диаволом, как победил его, благочестиво перенесши нанесенные ему удары, и как получил обратно все вдвойне и сделался знаменитее, чем был прежде» 6 . Итак, ветхозаветный праведник Иов, получивший от Бога в своем земном существовании все мыслимые и немыслимые дары, преисполненный различными добродетелями, по попущению Божию испытывает ряд нападений от диавола и через это лишается практически всего – и имущества, и гибнущих при страшных обстоятельствах детей, и собственного физического здоровья; у него не остается ничего, кроме самой жизни, едва теплящейся в его пораженном страшной болезнью теле, да еще – ясного ума, не замутненного переносимыми страданиями. Но, несмотря ни на что, Иов со смирением принимает ниспосланные ему несчастья. По слову того же Златоуста, «цель всей этой книги состоит в том, чтобы научить терпению тех, которые впадают в искушения, хотя их благочестие всем известно; чтобы они не соблазнялись, но восклицали: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно; и еще: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (см.: Иов 1:21 ); и, наконец, чтобы они научились, как велика польза терпения, за которое они могут получить награду подобно Иову» 7 . В соответствии с библейским рассказом, Иов стойко претерпевает все искушения, не только связанные с житейскими лишениями, но и исходящие от дорогих ему людей – собственной жены, а также троих близких друзей. Как пишет святитель Иоанн, «по случаю постигших его бедствий, пришли к нему друзья утешать его, но говорили ему речи столь оскорбительные и безжалостные, что это было вменено им в грех» 8 . Плодом смирения Иова становится то, что он оказывается в конце концов вознагражден Господом: ему возвращается и даже преумножается его былое земное благополучие – не только имущество, но и семейное счастье – у него вновь рождаются дети. Наделяется он от Бога и долголетием: после прекращения страданий он прожил еще сто сорок лет (см.: Иов 42:16 ). Но самым главным даром для него оказывается явление ему на пике его несчастий Самого Бога, а также свидетельство Господа о том, что Иов лично свят и что он прав в своем споре с друзьями – Елифазом, Вилдадом и Софаром – в отстаивании собственной непорочности и безгрешности. Более того: Бог повелевает Иову принести жертву за споривших с ним друзей, чтобы эта жертва угасила направленный против них гнев Божий, воспламенившийся из-за того, что Елифаз, Вилдад и Софар говорили о Боге не так верно, как Иов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава 1. Иов – человек вполне благочестивый и благополучный: но сатана не верит в искренность праведности, завидует благополучию и, по допущению Господа Бога, разрушает счастье его Ст. 1. – Человек некий бяше во стране Авситидийстей, ему же имя Иов. Когда жил Иов, писатель книги не говорит точно; но отсутствие точных хронологических указаний есть обыкновенное явление в древних исторических повествованиях. Вероятно, эта книга написана была спустя немного времени после событий, изложенных в ней. Писателем ее, которому не было нужды указывать времени событии и называть себя самого, по всей вероятности, был именно сам Иов. За это ручаются подробное изложение, живая речь и священное (каноническое) достоинство книги. О том, что Иов не был лицом вымышленным, а существовал действительно (исторически), есть несколько вполне достоверных свидетельств. Пр. Иезекииль (14:14) ставит Иова примером благочестия и сравнивает его даже с Ноем и пр. Даниилом. Ап. Иаков ставит Иова в пример терпения, которым достигается блаженство ( Иак. 5:11 ). Даже Коран, священная магометанская книга, упоминает дважды об испытании великой праведности Иова и называет его «превосходным слугою» Бога. Где была страна Авситисиийская, в которой жил Иов? На географической карте в настоящее время нет такого наименования; это славянское слово произошло от греческого Αστιδις и еврейского «Уц». Земля Уц находилась на востоке Палестины, за Иорданом, и в позднейшие времена стала известна под именем Аврана. Иудейский историк Иосиф Флавий (1 в. по р. Хр.) согласно с книгою Бытия (10:23), говорит: «у Арама, от которого произошел народ арамейский, называемый у греков сирианами, было четыре сына, из которых первый – Уц основал Трахопитиду и Дамаск; находится же она между Палестиною и Целе Сирией (Древн. иуд. кн 1, гл. 6)». Это свидетельство подтверждают еще церковный историк 4 в. Евсевий, епископ кесарийский, и учитель церкви 4 в. блаженный Иероним . После них указание на страну Иова и его местожительства находится у средневековых писателей: Евгсзиппа, Сануто, Вильгельма, Тирского и у арабских: Эль Гамбели, Эль-Гамави, Эль-Макдези и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010