Beobachtungen zu Aufbau und Struktur von Haggai und Sacharja 1–8, in: E. Zenger (Hg.), Studien zum Zwölfprophetenbuch (HBS 35) Freiburg 2002, 191–217; R.A. Mason, The Purpose of the > Editorial Framework of the Book of Haggai: VT 27, 1977, 413–421; R. Rendtorff, Haggai im Zwölfprophetenbuch, in: E. Zenger (Hg.), Zwölfprophetenbuch (s.o.), 219–222; O.H. Steck, Zu Haggai 1, 2–11: ZAW 83, 1971, 355–379; T. Unger, Noch einmal: Haggais unreines Volk: ZAW 103, 1991, 210–225. 10.1. Композиция Книга, которая в конечном представляет собой рассказ о выступлении пророка Аггея в начальный период восстановления Храма в 520г., имеет обрамление, которое делит ее на четыре фрагмента: 1:1–15а; 1:15b–2:9; 2:10–19; 2:20–23. Каждый из отрывков включает в себя датировку (связанную со временем правления персидского царя Дария I), формулу передачи слов и имя «Аггей», а также слово «пророк». При этом как первый-второй, так и третий-четвертый фрагменты, попарно образуют композиционные единства. Кроме того, как показано в следующей схеме, первый и третий, а также второй и четвертый фрагменты соответствуют друг другу в речах: 1:1–2 (датировка: 29 августа 520г.) 2:10–11 (датировка: 18 декабря 520г.) Во второй год царя Дария в шестой месяц в Во второй год Дария в девятый месяц в двадцать первый день (=29.08.520), было слово Яхве через четвертый день (=18.12.520), было слово Яхве Аггея пророка…: Так сказал Господь Саваоф через Аггея пророка: Так говорит Господь Саваоф (Яхве воинств): (Яхве воинств): 1:15b–2:2 (датировка: 17 октября 520г.) 2:20–21 (датировка: 18 декабря 520г.) Во второй год царя Дария в седьмой месяц в двадцать первый день (=17.10.520) было слово В двадцать четвертый день месяца (=18.12.520) Яхве через Аггея пророка: было слово Яхве к Аггею вторично, и сказано: Скажи теперь Зоровавелю, правителю Иудеи... Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи... В четырех составляющих повествование фрагментах, которые представляют собой цепочку пророчеств (необычно часто встречается формула божественной речи и формула передачи послания), описывается драматический ход событий, с их кульминацией в четвертой части.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Анализ всех основных разделов книги приведен в соответствующих местах комментариев. (Более подробную информацию по этой теме см.: Butterworth M. Structure of the Book of Zechahah [Sheffield Academic Press, 1992].) Дополнительная литература Boice J. M. The Minor Prophets, 2 vols. (Zondervan, 1983, 1986). Baldwin J. G. Haggai, Zechahah, Malachi, TOTC (IVP, 1972). Jones D. R. Haggai, Zechahah, Malachi, TBC (SCM, 1962). Petersen D. L. Haggai and Zechahah, 1 – 8 OTL (SCM/Westminster/John Knox Press, 1984). Barker K. L. Zechahah, EBC (Zondervan, 1985). Содержание 1:1–6 Пролог к главам 1 – 8 1:7 – 6:15 Серия ночных видений и связанные с ними предсказания 1:7–17 Первое видение: конный дозор земли 1:18–21 Второе видение: четыре рога и четыре кузнеца 2:1–13 Третье видение: Иерусалим населенный, но без стен 3:1–10 Четвертое видение: Иисус–первосвященник 4:1–14 Пятое видение: двое помазанных елеем 5:1–4 Шестое видение 5:5–11 Седьмое видение 6:1–8 Восьмое и заключительное видение 6:9–15 Предсказание 7:1 – 8:23 Вопрос о посте 7:1–3 Посланники из Вефиля 7:4–14 Вопрос о настоящем 8:1–8 Обетование обновленному Иерусалиму 8:9–13 Обновленное обетование 8:14–17 Гол ос из прошлого 8:18–23 Пост и праздник 9:1 – 14:21 Битвы, вожди и цель истории 9:1–8 Действия Господа 9:9–10 Явление кроткого Царя 9:11 – 11:3 Пророчества о суде и надежде 11:4– 17 Пастыри и овцы 12:1 – 13:9 Битва, победа и очищение 14:1–21 Суд и спасение народов Комментарии 1:1–6 Пролог к главам 1 – 8 Этот небольшой фрагмент знакомит нас с историческими и социальными условиями, в которых пророчествовал Захария: его слушателями были потомки людей, противившихся ясным предостережениям Божьим и посему оказавшихся судимыми. Эти события происходили во второй год царствования Дария I (т. е. в октябре – ноябре 520 г. до н. э.), спустя восемнадцать лет после возвращения изгнанников из Вавилона. Это пророчество относится ко времени между двумя пророчествами Аггея ( Агг. 2:1–9 и 2:10–23). Ст. 2 в древнееврейском подлиннике состоит всего из пяти слов, однако эти слова исполнены могучей силы. Вот они: «Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом». Особое внимание, и это несомненно, обращается на «гнев» Божий. Об этом снова говорится в ст. 15, где мы встречаем аналогичное усиление выразительности данного понятия («И великим негодованием негодую…»), однако на сей раз гнев Божий отвращен от Иудеи и обращен на языческие народы. Библия часто говорит о Божьем гневе, и речь идет не о плохом настроении, а о праведном гневе в отношении скверны. Вспомните о поведении Иисуса в Храме ( Мк. 11:15–17 ; ср.:Мк.З:5).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В Свящ. Писании о пророчествах А. пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами А. и Захарии , в Вульгате - 111, 145 и 146, в Пешитто - 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков. Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Ч. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1898. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж. Одна книга толкований на пророка Аггея//Творения. К., 1898. Т. 14; Образцов П. , свящ. Св. пророк Аггей в его церковно-историческом значении. Спб., 1867; Смирнов И. К. Пророки Аггей, Захария и Малахия. Рязань, 1872; Andr é T. Le prophète Aggée. P., 1895; Marti K. Das Dodekapropheton. Tüb., 1904; Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры. К., 1905; Попович Г. Книга пророка Аггея. К., 1913; Виноградов Н. Книга пророка Аггея. Серг. П., 1914; Wright J. S. The Building of the Second Temple. L., 1958; Horst F. Die zwölf kleinen Propheten. Stuttg., 1964; Denzer G. The Books of Haggai, Zecharia, Malachi, Joel. Collegeville, 1966; Beuken W. A. M. Haggai-Sacharja 1-8: Stud. z. Überlieferungsgeschichte d. frühnachexilischen Prophetie. Assen, 1967; Beyse K. -M. Serubbabel und die Köningserwartungen der Propheten Haggai und Sacharia. Stuttg., 1972; Rudolph W. Haggai - Sacharja 1-8 - Sacharja 9-14 - Maleachi. Stuttg., 1976; Mason R. The Books of Haggai, Zechariah and Malachi. N. Y., 1977; Baldwin J. G. Haggai, Zecharia, Malachi//Tyndale Old Testament Commentaries. Camb., 1977; Verhoef P. A. The Books of Haggai and Malachi//The International commentary on the Old Testament. N. Y., 1986; Wolff H. W. Dodekapropheton 6. Haggai//BKAT. 1986. Bd. 9; Meyers C. L. , Meyers E. M. Haggai, Zechariah 1-8. N. Y.; L., 1987. Vol. 25D; Deissler A. Zwölf Propheten III: Zefanja-Haggai-Sacharja-Maleachi. Würzburg, 1988; Rewentlow H. G. Die Propheten Haggai, Sacharja und Malachi//ATD. 19939. Bd 25/2; Redditt P. L. Haggai, Zechariah and Malachi//New Century Bible Commentary. N. Y., 1995; Bibliography on Haggai//BV. 1998. Vol. 32. P. 44-64.

http://pravenc.ru/text/63282.html

О подлинности книги Аггея почти не было сомнений, так как она содержит многократные указания на самого Аггея и его эпоху (1:1,3,12,13,14,15; 2:2,4,10,12,14,20, 23). Все обличения, угрозы и пророчества стоят в теснейшей связи между собою и с временем жизни пророка. Все его пророчества, ободряющие строителей второго храма, имеют себе подтверждение в словах свящ. историка: «пророк Аггей и пророк Захария говорили Иудеям пророческие речи... тогда встали Зоровавель и Иисус... и начали строить дом Божий». ( 1Ездр.5:1–2 ). И старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка (1Елрз.6:14). Поэтому храбрая и придирчивая критическая литература цитует лишь двух ученых: Рейса и Беме, сомневавшихся в подлинности некоторых отделов (2:13 и 23) книги Аггея, но эти сомнения столь слабы, что Баудиссина не могли увлечь. 170 Язык книги Аггея носит, по своему грамматическому и лексическому строю, черты послепленной эпохи со смешанными еврейско-арамейскими словами и оборотами. Более примыкает к прозе, чем к поэзии, и оживляется лишь частыми вопросами (1:4,9; 2:3,12,13, 19), иногда ритмом (1:6,9,10; 2:6,8,22) и часто повторяемым любимым выражением: «положите на сердца ваши » (1:5,7; 2:15,18). Как каноническое писание, книга Аггея была уже известна премудрому Сираху: како возвеличим Зоровавеля? и сей яко печатъ на десней руце ( Сир.49:13 ); очевидно, это возвеличение заимствовано из пророчества Аггея (2:23). Ап. Павел говорит: ныне обетова (Господ) глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом ( Евр.12:26 ). Это «обетование», несомненно, находится в пророчестве Аггея (2:6,21). Следовательно, и Ап. Павел признавал книгу Аггея богодухновенно-пророческим писанием, заключавшим обетования Господни. Экзегетиические монографии: A. Köhler. Die nachexilischen Propheten. 1. Aggai. Erlang. 1890 г. Pressel Com. zu den Schriften d. Propheten Haggai, Sacharja u Maleachi. Gota. 1870 г. Reinke D. Proph. Haggai. 1868. Perrowne. Haggai a. Zechariah. Сатвг. 1888 г. Andre. L. prophet Aggee. Flor. 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О подлинности книги Аггея почти не было сомнений, так как она содержит многократные указания на самого Аггея и его эпоху ( ). Все обличения, угрозы и пророчества стоят в теснейшей связи между собою и с временем жизни пророка. Все его пророчества, ободряющие строителей второго храма, имеют себе подтверждение в словах священного историка: «пророк Аггей и пророк Захария говорили иудеям пророческие речи… тогда встали Зоровавель и Иисус… и начали строить дом Божий» ( 1Езд.5:1–2 ). И старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка ( 1Езд.6:14 ). – Поэтому храбрая и придирчивая критическая литература цитирует лишь двух ученых: Рейса и Бёме, сомневавшихся в подлинности некоторых отделов ( Агг.2 и 23 ст.) книги Аггея, но эти сомнения столь слабы, что Баудиссина не могли увлечь. Язык книги Аггея носит, по своему грамматическому и лексическому строю, черты послепленной эпохи с смешанными еврейско-арамейскими словами и оборотами. Более примыкает к прозе, чем к поэзии, и оживляется лишь частыми вопросами ( Агг.1:4, 9; 2:3, 12, 13, 19 ), иногда ритмом (1:6, 9, 10; 2:6, 8, 22) и часто повторяемым любимым выражением: «положите на сердца ваши » ( Агг.1:5, 7; 2:15, 18 ). Как каноническое писание, книга Аггея была уже известна премудрому Сираху: како возвеличим Зоровавеля? и сей яко печать на десней руце ( Сир.49:13 ); очевидно, это возвеличение заимствовано из пророчества Аггея (2:23). Апостол Павел говорит: ныне обетова (Господь) глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом ( Евр.12:26 ). Это «обетование», несомненно, находится в пророчестве Аггея ( Агг.2, 6, 21 ). Следовательно и апостол Павел признавал книгу Аггея богодухновенно-пророческим писанием, заключавшим обетования Господни. Экзегетические монографии: A.Kohler. Die nachexilischen Propheten. 1. Aggai. Erlang. 1890 г. Pressel. Com. zu den Schriften d. Propheten Haggai, Sacharja u. Maleachi. Gota. 1870 г. Reinke. D. Proph. Haggai. 1868. Perrowne. Haggai a. Zechariah. Cambr. 1888 г. Andrй . L. prophet Aggee. Flor. 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Landes, G.M. «The Kerygma of the Book of Jonah.» Int 21 (1967): 331. Leslie, E.A. «Habakkuk.» IDE, 2:503505. Ed. by G.A. Buttrick. Nashville: Abingdon, 1962. Limburg, James. Hosea-Micah. Int. Atlanta: John Knox, 1988. Limburg, James. «Sevenfold Structures in the Book of Amos. «JBL 106(1987): 217222. Maier, WA. The Book of Nahum. St. Louis: Concordia, 1959. Mason, RA. Micah, Nahum, Obadiah. Sheffield: Sheffield Press, 1991. Mauch, T.M. «Zechariah.» IDE, 4:941943. Mays, James L .Amos. OTL. Philadelphia: Westminster, 1969. Mays, James L . Hosea. OTL. Philadelphia: Westminster Press, 1969. Mays, James L . Micah. OTL. Philadelphia: Westminster, 1976. McComiskey, Thomas E., ed. The Minor Prophets: An Exegetical and Expository Commentary. 3 vols. Grand Rapids: Baker, 1992–1998. McKane, William. The Book of Micah: Introduction and Commentary. Edinburgh: T. & T. Clark, 1998. McKenzie, S.L., and H.N. Wallace. «Covenant Themes in Malachi.» CBQ 45 (1983): 549563. Merrill, Eugene. An Exegetical Commentary: Haggai, Zechariah, Malachi. Chicago: Moody Press, 1994. Meyers, Carol L., and Eric M. Meyers. Haggai, Zechariah 18. AB. New York: Doubleday, 1987. Meyers, Carol L., and Eric M. Meyers. Zechariah 914: A New Translation with Introduction and Commentary. AB. New York: Doubleday, 1993. Miller, Stephen. Nahum, Habakkuk, Zephaniah, Haggai, Zechariah. Nashville: Broadman and Holman, 2004. Motyer, J.A. Amos: The Day of the Lion. Downers Grove, IL: Inter-Varsity, 1974. Ogden, G.S. «The Prophetic Oracles against Foreign Nations and the Psalms of Communal Lament: The Relationship of Psalm 137 to Jeremiah 49:722 and Obadiah. " JSOT24 (1982): 8997. Parker, R. A., and WH. Dubberstein. Babylonian Chronology 626B.C.A.D.45. Chicago: University of Chicago Press, 1946. Parrot, A. Nineveh and the Old Testament. New York: Philosophical Society, 1955. Patterson, Richard D. «A Literary Look at Nahum, Habakkuk, and Zephaniah.» GTJ11 (1990): 1727. Patterson, Richard D. «The Psalm of Habakkuk.» GTJ8 (1987): 163194.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Unity of Zechariah Examined in Light of Statistical Analysis//ZAW. 1975. Vol. 87. S. 30-55; Mason R. The Relation of Zech 9-14 to Proto-Zechariah//Ibid. 1976. Vol. 88. S. 227-239; idem. Some Examples of Inner Biblical Exegesis in Zechariah 9-14//Studia Evangelica. B., 1982. T. 7. P. 343-354; idem. The Use of Earlier Biblical Material in Zechariah 9-14: A Study in Inner Biblical Exegesis//Bringing Out the Treasure: Inner Biblical Allusions in Zechariah 9-14/Ed. M. J. Boda et al. L., 2003. P. 192-208; Wilson R. R. Prophecy and Society in Ancient Israel. Phil., 1980; Hill A. E. Dating Second Zechariah: A Linguistic Reexamination//Hebrew Annual Review. Columbus, 1982. Vol. 6. P. 105-134; Petersen D. L. Zechariah " s Visions: A Theol. Perspective//VT. 1984. Vol. 34. Fasc. 2. P. 195-206; idem. Haggai and Zechariah 1-8: A comment. L., 1985; idem. Zechariah 9-14 and Malachi: A comment. L., 1995; Portnoy S. L., Petersen D. L. Biblical Texts and Statistical Analysis: Zechariah and Beyond//JBL. 1984. Vol. 103. N 1. P. 11-21; Craigie P. C. Twelve Prophets. Phil., 1985. Vol. 2: Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, Haggai, Zechariah, and Malachi; Meyers C. L., Meyers E. M., eds. Haggai, Zechariah 1-8: A New transl. with introd. and comment. Garden City; N. Y., 1987; idem. Zechariah 9-14: A New transl. with introd. and comment. N. Y., 1993; Amsler S. Aggée. Lacocque A. Zacharie. Vuilleumier R. Malachie. Gen., 19882; Tate M. E. Satan in the Old Testament//Review & Expositor. Louisville, 1992. Vol. 89. N 4. P. 461-474; Cook S. L. The Metamorphosis of a Shepherd: The Tradition History of Zechariah 11:17 + 13:7-9//CBQ. 1993. Vol. 55. P. 453-466; Menken M. J. J. The Textual Form and the Meaning of the Quotation from Zechariah 12:10 in John 19:37//Ibid. P. 494-511; Redditt P. L. The Two Shepherds in Zechariah 11:4-17//Ibid. P. 676-686; idem. Nehemiah " s First Mission and the Date of Zechariah 9-14//Ibid. 1994. Vol. 56. P. 664-678; idem. Haggai, Zechariah and Malachi. L.; Grand Rapids, 1995; idem.

http://pravenc.ru/text/182655.html

Глава 1 2     Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», LXX: Αγγαος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24-й день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг. 2.15, 18 , см. Агг. 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии ( Зах 1:16, 4:9, 6:12, 8:9 ), тогда как сообщение книги Ездры ( 1Ездр.3:1 –4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 и след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры ( 1Езд.5:1, 6:14 ) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аггея Введение Автор Пророк Аггей вместе с пророком Захарией трудился над тем, чтобы подвигнуть евреев, возвратившихся из вавилонского пленения, на восстановление Иерусалимского храма ( Езд. 5,1; 6,14 ). «Аггей» означает «праздничный», но, кроме упоминаний о нем в Книге Ездры и того, что содержится в книге самого пророка Аггея, нам ничего не известно о нем. Время и обстоятельства написания Аггей и Захария начали свое служение во «второй год царя Дария», который соответствует 520 г. до Р.Х. Евреи возвратились в Иудею по повелению царя Кира ( Езд. 1,1–4 ) в 538 г. до Р.Х. и начали восстанавливать Иерусалимский храм. Противодействие извне и растерянность и малодушие самих строителей привели к тому, что евреи оставили работу по осуществлению этого замысла ( Езд. 4,1–4 ) примерно на шестнадцать или семнадцать лет. Когда Аггей и Захария начали свое служение в 520 г. до Р.Х., появилось новое противодействие со стороны Фафная, персидского «заречного областеначальника» (наместника территорий к западу от Евфрата, включая весь Израиль; Езд., гл. 5). Но Дарий I (Гистасп), правивший Персией с 522 по 486 г. до Р.Х., возобновил указ Кира о том, что храм должен быть восстановлен за четыре года ( Езд. 6,13–15 ). Второй храм был освящен 12 марта 516 г. до Р.Х. Из книги Аггея мы узнаем, что его пророческие речи были произнесены в период между августом и декабрем 520 г. до Р.Х. Характерные особенности и темы Книга пророка Аггея состоит из четырех речей, начинающихся фразой: «было слово Господне через Аггея пророка» (1,1; 2,1; 2,10), «было слово Господне к Аггею» (2,20). По содержанию эти речи охватывают следующие темы: призыв иудеев к покаянию, ибо ниспослал Бог проклятие на их землю (1,1–11 и 2,10–19); обещание будущей славы Божьего храма, благословение народа, пришествие Мессии от семени Давидова (2,1–9 и 2,20–23). Хотя книга Аггея одна из самых коротких в Ветхом Завете, ее пророчества имеют большое значение для Церкви. Через Своего вестника Аггея (1,13) Господь призывает Свой избранный народ покаяться и восстановить храм Его. Попечение Господа об этом проистекает из Его высшего соизволения и Его желания быть прославленным (1,8). Нежелание народа строить храм свидетельствовало об отсутствии стремления к непосредственной встрече с Богом. Над народом тяготели проклятия Господа (см. ком. к 1,6; 1,9; 1,11), но евреи не осознавали этого. В результат же пророчества Аггея и под воздействием Духа Божия (1,14) иудеи покорились Божией воле (1,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Paul, S.M. Amos: A Commentary on the Book of Amos. Minneapolis: Fortress, 1991. Peckham, Brian. «The Vision of Habakkuk.» CBQ 48 (1986): 617636. Peterson, David. Haggai and Zechariah 1–8. OTL. Philadelphia: Westminster, 1984. Peterson, David. Zechariah 914 and Malachi: A Commentary. OTL. Louisville, KY: Westminster John Knox, 1995. Prinsloo, WS. The Theology of the Book offoel. BZAW 163. Berlin: Walter de Gruyter, 1985. Prior, David. The Message of Joel, Micah and Habbakuk: Listening to the Voice of God. Downers Grove, IL: InterVarsity, 1998. Proctor, J. «Fire in God " s House: Influence of Malachi 3 in the NT. "/£7 " 5 36 (1993): 914. Kaabe, PR. ObadiahNew Translation with Introduction and Commentary. New Yoik: Doubleday, 1996. Redditt, Paul. Haggai, Zechariah, Malachi. Grand Rapids: Eerdmans, 1995. Roberts, JJ.M. Nahum, Habakkuk, Zephaniah. Louisville, KY: Westminster/John Knox 1991. Robertson, O. Palmer. The Books of Nahum, Habakkuk, and Zephaniah. NICOT. Grand Rapids: Eerdmans, 1990. Ryken, Leland. «Amos.» In A Complete Literary Guide to the Bible. Ed. by L. Ryken and T. Longman III. Grand Rapids: Zondervan, 1993. Ryken, Leland. How to Read the Bible as Literature. Grand Rapids: Zondervan, 1984. Sandy, D. Brent, and Ronald L. Giese Jr. Cracking Old Testament Codes. Nashville: Broadman and Holman, 1995. Sasson, Jack.Jonah. AB. New York: Doubleday. 1990. Shank, Harold. Minor Prophets I: Hosea-Micah. College Press XIV Commentary. Joplin. MO: College Press, 2001. Simon, Urial./onaAJPS Commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society. 1999. Smith, Billy, and Frank S. Page. Amos, Obadiah, and Jonah. Nashville: Broadman and Holman, 1995. Smith, Gary V. Amos: A Commentary. Grand Rapids: Zondervan, 1989. Smith, Gary V. Hosea, Amos, Micah. NIV Application Commentary. Grand Rapids: Zondervan, 2001. Smith, Ralph L. Micah-Malachi. WBC. Waco: Word, 1984. Spronk, Klaas. Nahum. Kampen: Kok Pharos, 1997. Stuart, Douglas. Hosea-Jonah. WBC. Waco: Word, 1987. Stuhlmucller, Carroll. Rebuilding with Hope: A Commentary on the Books of Haggai and Zechariah. Grand Rapids: Eerdmans, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010