X. Святки Кончалась сентябрьская треть. Шли, так называемые, рождественские экзамены в семинарии и училище. Наступало отрадное для семинаристов время нового скорого свидания со своими родителями и родственниками, праздничного веселья и отдыха от четырехмесячных тяжелых трудов сидячей жизни. Семинаристы, а в особенности ученики училища, ждут не дождутся этого желанного времени, каждый день маленькие, по возвращении из училища, берутся за бумагу и высчитывают, сколько им остается часов, минут, секунд и терций до того блаженного момента, когда они переступят чрез порог своего родного дома. Им так бы хотелось теперь поскорее бросить все, уехать домой и снова быть гостями в домах своих родителей. Сколько радости при одном даже воспоминании о доме! А тут как нарочно время тянется очень долго, как нарочно эти экзамены у них идут каждый день, как нарочно за книгами и тетрадками своими нужно сидеть долее обыкновенного, приготовляясь к сдаче третного экзамена, и поговорить друг с другом в сладость о предстоящей поездке домой некогда. Шут бы их побрал все эти экзамены в такую пору! В эту-то именно пору, в самый разгар семинарских экзаменов, Владиславлев получил письмо от о. Александра, который звал его к себе на святки отдыхать от столь продолжительного и тяжелого труда ученья и вместе с тем извещал его о том, что и Людмила, и графиня-мать очень бы желали снова видеть его в Дикополье гостем. Как бы действительно это было хорошо для нашего героя и как бы желательно было ему прокатиться на святки в Дикополье! Но это оказывалось совершенно невозможным, уехать другой раз туда без дозволения родителей он ни за что не решался, да и дома, он знал, ему предстояла письменная работа, нужно было помочь отцу, написать за него клировые ведомости, церковные приходо-расходные отчеты и самые книги, и все во время, к Новому году, приготовить к сдаче благочинному. – Экое горе! – сказал он, прочитавши это письмо, – Как бы теперь для меня полезно было прокатиться в Дикополье! Но это совершенно невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

А.С. Смыкалин Раздел III. Епархиальный суд. Глава I. О ведомстве епархиального суда 148. Епархиальному суду подлежат: 1) Люди духовного звания епархиального ведомства: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам могут возникать из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью; в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьб о побуждении к оплате бесспорных долгов. 2) Люди светского звания: а) по делам о браках, совершенных незаконно; б) по делам о прекращении и расторжении браков; в) по случаям, в которых нужно удостоверение действительности бракосочетаний и рождения детей в законном браке; г) по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии. 149. Люди духовного звания подлежат светскому суду в установленных присутственных местах: а) в делах между собой и светскими лицами тяжебных и исковых по неисполняемым договорам и обязательствам и по взысканию за нарушение прав ущербами, убытками и самоуправным завладениям; б) в случаях нарушения государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве и взысканиях, как-то: в пристанодержательстве и укрывательстве беглых, в нарушении Устава в питейном сборе, в порубке лесов, в неисполнении карантинных и таможенных постановлений, и в) в тяжких уголовных преступлениях. Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения Отделение I. О порядке судопроизводства 135. Дела о проступках и преступлениях священнослужителей и причетников против должности, благочиния и благоповедения могут начинаться: по сообщениям присутственных мест или должностных лиц; по донесениям благочинных или членов причта; по прошениям прихожан; по жалобам от лиц духовных или светских; по замечаниям в клировых ведомостях; по сведениям, которые могут доходить до Епархиального Архиерея; и наконец по собственному признанию виновных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Г. Э. Щеглов Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения С 1908 года С.Г. Рункевич уже мало занимался научной работой. В этот и ближайшие годы он не издал ничего нового и не опубликовал практически ничего, кроме мелких рецензий, заметок и кое-каких статей. Вся его деятельность и энергия теперь сосредоточились главным образом на служебных обязанностях. Занятия по должности, работы в различных комиссиях и разного рода специальные поручения занимали почти все его время. Уже в 1907/08 учебном году из-за недостатка времени он не имел возможности читать лекции в университете и 10 января 1908 года по собственному заявлению вышел из состава приват-доцентов 404 . 26 января С.Г. Рункевича назначили «в состав Комиссии по пересмотру положений о наградных списках священно-церковнослужителей и клировых ведомостях» 405 , в результате работы которой была выработана новая форма послужных списков, очистившая формуляры лиц духовного звания от многочисленных отметок о судимости 406 . 4 марта С.Г. Рункевич был командирован в помощь Тамбовскому епископу Иннокентию (Беляеву), проводившему по поручению Синода ревизию дел Владикавказской епархии. Это была единственная ревизия епархии за всю ее историю. 12 марта Рункевич получил еще отдельное поручение провести ревизию Александровской миссионерской семинарии 407 в селе Ардон центральной Осетии. Ему необходимо было на месте выяснить вопрос о преобразовании этой семинарии по образцу обычных епархиальных семинарий, и о средствах ее содержания. А, кроме того, «выяснить меру должного образовательного уровня у окончивших курсы Владикавказских духовных училищ» 408 . Вопрос о преобразовании Ардонской семинарии был вызван неудовлетворительной постановкой в ней учебно-воспитательного процесса и часто происходившими среди учащихся беспорядками. Серьезные волнения, сопровождавшиеся стрельбой и битьем окон, в семинарии начались еще в феврале 1905 года и происходили они на общей волне бунтарских настроений, царивших тогда в духовных семинариях. В революционный 1905 год волна беспорядков и бунтов в духовных семинариях прокатилась буквально по всей России. Очень часто беспорядки сопровождались совершенно дикими эксцессами: оскорблением и избиением преподавателей и семинарского начальства, погромами, поджогами, стрельбой и даже взрывами (Минская духовная семинария. – Г.Щ.). Беспорядки продолжались и в последующие годы. Кажется, не было ни одной семинарии, которую бы не коснулись брожения. И порой, несмотря на достаточно жесткие меры, предпринимаемые духовными и светскими властями, бунты в некоторых семинариях повторялись снова. Церковная пресса мало писала об этом, предпочитая не выносить сор из избы, и только в светской периодике можно было встретить частые и более подробные сообщения о беспорядках в духовных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Духовенство в настоящее время Духовенство в настоящее время . По действующим законам о состояниях (свод. зак. т. IX изд. 1889 г.) к белому д-ву принадлежат: протопресвитеры, иереи, протодиаконы, диаконы и иподиаконы, и церковные причетники в звании псаломщиков, причем доказательством принадлежности признаются ставленные грамоты и клировые ведомости. В б. духовенство могут вступать лица всех вообще состояний, лишь бы они оказались годными к занятию ц. должностей по мнению местного архиерея (70 и 76 ст. Уст. дух. конс.). Лица бывших податных состояний допускаются к поступлению в б. д-во не иначе, как по удостоверению епархиального начальника: 1) в недостаток по его ведомству лиц духовного звания к замещению должностей; 2) в том, что поведение и образование желающего вступить в оное соответствуют дух. званию. Проситель должен сверх того иметь узаконенное увольнение от своего общества. Дела сего рода, по рассмотрении их казенною палатою, восходят к губернатору на окончательное разрешение. Но, если так свободен доступ в ряды духовенства лицам других состояний, то, с другой стороны, и дети духовенства, с 1869 г., уже не принадлежат более к духовному званию и могут свободно избирать себе любой вид занятий и достигать, путем науки и службы, прав дворянского сословии. При сложении священнослужителями духовного сана, по их желанию, соблюдается следующее: 1) священнослужители б. д-ва, просящие об увольнении их из сего звания в светское, испытываются в течение 2-х месяцев в решимости и увещеваются не уклоняться от принятого уже на себя звания; 2) если и засим кто останется непреклонным в намерении, то, с разрешения святейшего Синода, слагается с него сан и об этом дается знать местному губернскому правлению, для сведения: 3) уволенные по собственному желанию из духовного ведомства возвращается в первобытное свое состояние и не пользуются впредь никакими иными выгодами, кроме присвоенных тому состоянию: 4) имевшим до вступления в священнослужительскую должность светские чины, военные или гражданские, эти чины, как сложенные уже ими при посвящении в духовный сан, не возвращаются, и при вступлении их вновь в службу прежние в формулярных списках вовсе не показываются; 5) если оставивший духовный сан поступит ни государственную службу, то, хотя в послужной его список не вносятся действия по службе духовной, показывается время нахождения в ней; 6) когда священнослужитель, просящий о снятии с него сана, находится под следствием или судом, то рассмотрение этой просьбы отлагается до судебного решения о нем дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

М.Е. Грабко Глава 2. Основные направления и методы церковноприходской деятельности в Московской губернии (1880–1914) Организация церковно-приходской жизни в промышленных районах Церковный приход в условиях Российской империи являлся территориально-административной единицей, имевшей собственные правила организации. «Понятие о приходе как о церковно-общественном учреждении необходимо соединено с представлением об определенной местности, с обитающим в границах ея населением» 242 . Формирование прихода основывалось на территориально-количественном признаке, учитывающем общее число мужчин и женщин, распределенных по сословиям, а также количество иноверцев и дворов, расположенных в непосредственной близости от храма, фиксировавшихся в клировых ведомостях. Основная задача приходского клира помимо совершения богослужений заключалась в ведении церковно-статистических книг, имевших государственное значение и регистрировавших факты рождения, брака и смерти лиц, состоявших прихожанами данного храма. Впервые заботиться о поддержании религиозной жизни рабочих правительство стало во времена правления императрицы Анны Иоанновны. Указом от 29 октября 1735 г. было постановлено: «На которых заводах людей довольно, а церквей в близости нету, прислать обстоятельное известие со изъяснением от тех мест, где надлежит вновь строить церкви, в каком расстоянии и где имеются церкви» 243 . Последующее законодательство регулировало церковно-приходскую жизнь при казенных предприятиях, формируя состав причта и объемы материальной помоши священнослужителям государственных заводов 244 . Быстрые темпы развития промышленности в 1870-е гг. повлияли на многие сферы российского общества, затронув и актуальную проблему обеспечения крупных промышленных районов необходимым количеством храмов. В условиях Московской губернии подачей сведений о необходимости сооружения храмов при фабриках и заводах, расположенных в пустынных местностях, занимались с 1890 года окружные фабричные инспектора, которые «входили в сношение с духовным ведомством о безотлагательной постройке при означенных заведениях частных, то есть на средства фабрикантов или заводчиков, общественных храмов» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Медвёдово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в деревне Медведово была построена в 1772 году " тщанием помещицы секунд-майорши Марфы Арбузовой " . Имела три престола: главный - во имя Покрова Божией Матери, второй - во имя Святых князей Бориса и Глеба, третий - во имя Гурия, Симона и Марка. Имелось четыре колокола. На самом большом из них (весом в 19 пудов 17 фунтов) было отлито семь серафимов в ажурной сетке и три иконы - Спасителя, Богородицы и Великомученика Георгия. При церкви с 1892 года действовала церковно-приходская школа, для которой 1899 году на средства Святейшего Синода, прихожан и благотворителей было построено новое двухэтажное здание (в этом помещении и теперь располагается местная школа). В Псковской энциклопедии 2003 года выпуска значится, что церковь действующая. Но когда мы были там в 2006 году, она не производила впечатления действующего храма. Велись ремонтные работы. Окна были заколочены, внутри иконостас отсутствовал. Возможно иногда там проводились службы, с уверенностью утверждать не могу. Надеюсь, что на данный момент храм восстановлен и действует. Церковь построена в 1772 году на средства помещицы секунд-майорши Марфы Арбузовой. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте. Рядом находилась деревянная колокольня, которая была соединена с церковью аркой. Престолов в церкви три: 1) главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) придельные: а) во имя Благоверных Великих Князей Бориса и Глеба; б) во имя Святых Мучеников Гурия, Самона и Авива. До 1876 года причт церкви состоял из следующих лиц: священник, дьячок и пономарь. По штату 1876 года в церкви служили один священник и один псаломщик. Ближайшие к ней церкви находились: в 2 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1887-1888 гг.); в 3 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Успенская села Лешее; в 6 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1887-1888 гг.) и в 7 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Преображенская погоста Влицы; в 7 верстах Михаила Архангельская погоста Дуняни.

http://sobory.ru/article/?object=14830

М.Г. Мальцев Скачать epub pdf Доклад на научно-богословской конференции на тему: «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.», прошедшей в СПбПДА в сентябре 2013 года. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к жизни и деятельности протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского , и поэтому весьма актуальным является написание его подробной научной биографии. Задача эта непростая, поскольку историография вопроса до сих пор остается практически неразработанной, в то время как источников, посвященных жизни и деятельности протопресвитера, до нас дошло достаточно много.В настоящей статье, рассмотрены источники, затрагивающие связь протопресвитера со своей малой родиной – Вологодской землей (в ее современных границах). 1 . Причем они хранятся не только в центральных (главным образом, в РГИА), но и в региональных и даже некоторых зарубежных архивах, что значительно осложняет работу исследователя. Главными документами, позволяющими изучить его родословную и выявить подробности детских лет, являются клировые ведомости Желобовской церкви и материалы фонда Белозерского духовного училища. Поскольку до 1788 года Белозерский уезд входил в состав Вологодской епархии, самые ранние клировые ведомости Желобовской церкви хранятся в фонде 496 «Вологодская духовная консистория» Государственного архива Вологодской области (ГАВО). В нем, в частности, имеются ведомости за 1763:1766, 1774 и 1780 годы 2 . Клировые ведомости за 1788:1789, 1791–1797:1801, 1803:1808, 1810–1812:1815, 1817:1818, 1833 годы находятся в фонде 480 «Новгородская духовная консистория» Государственного архива Новгородской области (ГАНО) []. К сожалению, в данном фонде отсутствуют ведомости за 1834–1871 годы, что лишает нас возможности выявить ряд важных подробностей, относящихся к ранним годам жизни А. А. Желобовского и периоду его учебы в Белозерском духовном училище. В последнем случае нам на помощь приходят материалы фонда 982 «Белозерское духовное училище» ГАВО, в котором имеется 6 дел, где упоминается имя будущего протопресвитера 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

издательство П.П. Сойкина Клировые ведомости Клировые ведомости – введены были 20 января 1769 года под названием «именных списков всем лицам духовного звание православного исповедания» (Зак. Сост., ст. 987). Форма нынешних клировых ведомостей установлена в1829 году и тогда же была разослана при указе св. Синода, от 31 марта. Клировые ведомости или: списки лицам духовного ведомства считаются в законе «актами, коими удостоверяется состояние лиц духовного звание» (2-е примеч. к ст. 858, п. 2, Зак. Сост,). В первую часть клировых ведомостей входят сведение о том: когда и кем построена церковь , каменная или деревянная и какая . при ней колокольня; сколько престолов и в честь каких святых они освящены, достаточно ли церковной утвари, сколько по. штату (год утверждение штата) положено членов причта, количество церковной земли и ка-кой именно; имеются ли на эту землю письменные документы и где они хранятся (Уст. Д. Конс., ст. ст. 135 и 136); имеется ли церковное помещение для причта; сколько причт получает жалованья от казны, процентов по банковым билетам и дохода от прихожан; располагает ли причт разными оброчными, или арендными статьями от церковных домов, лавок, мельниц, озер и т. п.; есть ли церковно-приходская школа или богадельня; какие % бумаги принадлежат церкви и под каким они значатся установленной форме, послужные списки причта. Лета здесь в церковных приходорасходных книгах и пр. Во второй части клировых обстоятельно пишутся, по установленной форме, послужные списки причта. Лета здесь должны обозначаться на основании метрических свидетельств (Уст. Служб.; ст. 806). В послужные списки вносятся все Высочайшие награды, а также благословение св. Синода и выдаваемые им награды: камилавки, наперсные кресты и производство в протоиереи, равно как скуфьи, набедренники, благодарности епархиального начальства и других учреждений и начальствующих лиц. Высочайшее благоволение вносится в послужные списки в тех только случаях, когда удостоившиеся внимания лица поименованы в повелении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Папулово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Папулово – село в Большемурашкинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь. Престолы: главный (холодный) – в честь Покрова Божией Матери, придел (тёплый) – в честь мученика Евграфа. Датировка объекта – 1816 год. Документ о принятии на госохрану 471. http://www.gttp.ru/map_NN/BM.htm Село Папулово (до 1922 г. в составе Княгининского уезда Нижегородской губернии) расположено на берегу реки Сундовик. Ныне существующая здесь каменная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы была возведена в начале XIX столетия взамен деревянной. В клировой ведомости этого прихода за 1798 год отмечалось: «Оная Покровская церковь деревянная весьма ветхая, штату быть положено священнику, безпридельная, ризницею скудна». Первое упоминание в архивных документах о каменном Покровском храме относится к 1822 г., когда в клировой ведомости сообщалось, что здание церкви построено в 1816 г. В более поздних аналогичных документах говорится о том, что строительство храма осуществлялось «тщанием прихожан и от доброхотных дателей подаянием», то есть на их личные средства без участия каких-либо жертвователей и благотворителей. Однако, согласно сохранившейся описи церковного имущества, составленной в 1848 г. духовенством данной церкви, строительство храма осуществлялось на протяжении нескольких лет «тщанием помещика Евграфа Борисовича Моисеева и тщанием прихожан». К сожалению, автор проекта храма в Папулово не установлен: проектные чертежи и переписка о строительстве среди архивных документов не обнаружены. Первоначально к 1816 г. была выстроена трапезная часть церкви (прямоугольная в плане), где благочинным протоиереем Тимофеем Крутовским из Большемурашкинской Христо-Рождественской церкви, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), был освящен придел во имя мученика Евграфа. Святой мученик Евграф являлся небесным покровителем храмоздателя церкви помещика Е.Б. Моисеева. Отсюда и посвящение данного придела. В самой поздней из сохранившихся до наших дней клировой ведомости за 1916 г. записано о том, что придел в церкви был освящен 10 декабря 1817 г.

http://sobory.ru/article/?object=09574

Высокиничи. Церковь Александра Невского (Николая Чудотворца). Сортировка: Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь построена в 1892 г. в честь события 17 октября 1888 г., освящена в 1895 г. " Калужские Епархиальные Ведомости от 15 мая 1889 г. о церкви с.Высокиничи писали: " крестьяне дер.Высокинич, того же уезда, (Тарусскаго)приговором постановили построить на площади, среди этой деревни, каменную часовню, съ постановкою въ оной иконъ святыхъ имена коихъ носятъ Особы Августейшаго Семейства,для ежегоднаго cobepшehiя въ оной 17 октября благодарственнаго мoлeбcmbiя " . Архив Калужской обл. Клировые ведомости, фонд 33, опись 2, дело 2209 о церкви с. Высокиничи, Тарусского уезда. " Часовня, храм, сельский клуб, развалины… Менялись времена, менялись люди и вместе с ними менялась и судьба каменного строения. Калужские Епархиальные Ведомости 9 от 15 мая 1889г. о церкви с. Высокиничи сообщали: " крестьяне дер. Высокиничъ, того же уезда, (Тарусскаго) приговоромъ постановили построить на площади, среди этой деревни, каменную часовню, съ постановкою въ оной иконъ святыхъ, имена коихъ носятъ Особы Августейшаго Семейства, для ежегоднаго cobepшehiя въ оной 17 октября благодарственнаго мoлeбcmbiя. " Архив Калужской обл. Клировые ведомости, фонд 33, опись 2, дело 2209 о церкви – часовне в селе Высокиничи, Тарусского уезда, сообщают: " Церковь-часовня построена 1892 г. в память событий, бывших 17 октября 1888 года и 29 апреля 1891 года, на средства некоторых благотворителей и частично, прихожан-жителей сего селения, старанием крестьянина сельца Высокиничи Димитрия Петровича Шиньшичева при участии некоторых других лиц…, которая согласно Указу Калужской Духовной Консистории от 8 августа за 7954 освящена Архимандридом Боровского Пафнутьевского Монастыря Пименом 19 сентября 1895 года»... Церковь-часовня, построенная в сельце Высокинцы, в 1892 году состояла из каменного здания с деревянной колокольней, покрытых металлической кровлей, имела всего один престол – во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=04608

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010