Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИРИК ОСТРОЖСКИЙ (кон. XVI - нач. XVII в.), правосл. антиуниат. полемист, участник острожского культурно-просветительского кружка, состоявшего под покровительством кн. Константина Константиновича Острожского. Сведения о К. О. содержатся в его сочинениях, к-рые датируются 1598-1599 гг.: «Историа о листрикийском, то есть о разбойническом, Ферарском, або Флоренском, синоде, вкоротце правдиве списаная» (1598); 2 ответа на послания князю Острожскому униат. еп. Ипатия Потея - «Отпис на лист в Бозе велебного отца Ипатия, Володимерского и Берестейского епископа, до ясне освецоного княжати Костентина Острозского, воеводы киевского… через одного наменшого клирика церкви острозскои в том же року отписаный» (1598), ответ «На другий лист велебного отца Ипатиа, Володимерского и Берестейского епископа, до яснеосвецонего кнежати Костантина Острозского, воеводы киевского... писаный» (1599); ответы были написаны К. О. по поручению князя Острожского и от его имени. Книжник был связан с острожской школой. В предисловии к 1-му ответу Ипатию Потею отмечено, что послание написано «оу Острогу, оу школе кгрецкой острозской». Мелетий (Смотрицкий) в соч. «Paraeneisis, albo Napomnienie do narodu ruskiego» (Паренесис, или Напоминание русскому народу) (Краков, 1629) указывал на «школярство» К. О., в соч. «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток) (Львов, 1628) назвал К. О. «дидаскалом». Ипатий Потей, хорошо осведомленный об окружении князя Острожского, писал, что К. О. был «учеником острожской академии». Сам книжник, вспоминая свою молодость, сравнивал себя с «пастушком, который пасет гусей» (возможно, был старшим учеником в академии, к-рому поручали обучать младших школьников). В соч. «Obrona S. Synodu Florenckiego powszechnego» (Защита св. вселенского Флорентийского Собора) (1603) Потей назвал правосл. полемиста «глупым дьяком», что может свидетельствовать о диаконском сане К. О. Кассиан Сакович позже писал, что К. О. за свою работу получил от князя Острожского какие-то имения.

http://pravenc.ru/text/1841439.html

6 мая паломников приветствовали в епархиальном управлении в городе Никшич. У парадного входа гостей из России, прибывших в сопровождении клирика Никшичской епархии священника Остои Княжевича, встречали секретарь епархиального управления архимандрит Никифор (Милович), и протоиерей Миодрог Тодорович, настоятель кафедрального собора святителя Василия Острожского. В ходе беседы архимандрит Никифор и архиепископ Амвросий отметили, что Русскую и Сербскую Церкви всегда объединяли теплые взаимоотношения и исторические судьбы двух народов тесно связаны. Ректор СПбДА выразил надежду на дальнейшее укрепление дружбы братских Церквей и единства народов. 7 мая в монастыре Острог архиепископ Амвросий совершил краткий молебен в храме-келье у мощей святителя Василия, после которого паломники из Санкт-Петербурга приложились к честным мощам святого и были помазаны освященным елеем. В Троицкой церкви нижнего монастыря гостей встречал наместник монастыря архимандрит Павел (Радусинович) с братией обители. После посещения обители делегация СПбПДА возвратилась в г. Никшич, где состоялась встреча с епископом Никшичским и Будимлянским Иоанникием. Вечером того же дня на сцене концертного зала «213» мужской хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением иеромонаха Матфея (Шарова) выступил перед жителями Никшича. Зал «213», рассчитанный на 400 человек, не смог вместить всех желающих — несколько сот зрителей слушали выступление музыкального коллектива стоя. В первом отделении концерта прозвучали богослужебные песнопения известных русских церковных композиторов, а во втором — популярные русские народные песни, а также гимн Черногории и песня «О Косово». В перерыве между отделениями преподаватель СПбДА Д.А. Карпук рассказал собравшимся о подвиге новомучеников и исповедников Российских. 8 мая делегация Санкт-Петербургской православной духовной академии приняла участие в открытии фотовыставки о последствиях бомбардировок страны силами НАТО. Мероприятие проходило в кафедральном Воскресенском соборе г. Подгорица (такая же фотовыставка параллельно была открыта в г. Никшич). С приветственным словом к присутствовавшим обратился митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , а также организаторы выставки, представители духовенства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3649588...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Что стоит за арестами духовенства в Черногории 20.05.2020 516 Время на чтение 7 минут © AP Photo/Darko Vojinovic В Черногории не утихают акции протеста из-за того, что на священников Сербской православной церкви завели уголовные дела по обвинению в нарушении карантина. Как выяснил корреспондент РИА Новости, за декларируемым властями " равенством перед правилами Минздрава " стоят совершенно иные мотивы. " Борьба продолжится " Вот уже пятый день подряд на улицах черногорских городов то и дело слышно: " Не отдадим тебя, владыка! " Это о епископе Никшичском Иоанникии, которого трое суток продержали в тюрьме вместе с несколькими священниками. Их арестовали 12 мая — после праздничной литургии в день памяти святителя Василия Острожского, небесного покровителя Черногории и самого почитаемого в стране святого. Полицейские объяснили, что служба прошла с " грубыми нарушениями " карантинных мер. Хотя накануне власти разрешили перемещаться по стране и проводить религиозные церемонии. С начала пандемии в Черногории выявили 324 инфицированных. Узнав об аресте духовенства, люди вышли на улицы. В Никшиче и Плевле протестующих разгоняли слезоточивым газом. Те, как утверждают власти, кидали в полицейских камни и бутылки. Арестовали несколько десятков человек — за " нарушение запрета Минздрава на массовые собрания " . © AP Photo/Risto Bozovic Черногорские полицейские блокируют улицу во время акции протеста в Никшиче, Черногория. 13 мая 2020 К субботе обстановка накалилась до предела. В Черногории всерьез заговорили о " кровопролитной гражданской войне " . В ночь на 16 мая епископа Иоанникия и других задержанных клириков выпустили. " Все стали свидетелями нашей преданности вере и Церкви. Но сегодня ночью ничего не решилось. Эта борьба продолжится, и мы должны быть к ней готовы " , — обратился епископ к демонстрантам сразу после освобождения. Уголовное дело на него не закрыли — священнослужителю грозит год тюрьмы. Однако владыка Иоанникий говорил вовсе не о себе. Он, как и тысячи черногорцев, понимает, что карантин — лишь повод для нападок на Сербскую церковь в Черногории.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/20/chto_s...

Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ (Малюшицкий Василий Андреевич; 50-е гг. XVI в.? - до 4.06.1608), суражский староста, публицист, издатель, участник острожского культурно-просветительского кружка. Правосл. публициста В. С. с суражским старостой В. А. Малюшицким отождествил И. З. Мыцко. Ранее исследователи (митр. Филарет (Гумилевский) , митр. Макарий (Булгаков) , А. Селецкий и др.) высказывали предположение, что В. С.- одно и то же лицо с Клириком Острожским; это мнение было опровергнуто Н. Ф. Сумцовым и К. В. Харламповичем. В. С. происходил из шляхетской семьи. Его отец Андрей Иванович в 1580 г. продал кн. К. К. Острожскому Суражскую вол., сохранив для сына должность старосты. В нач. XVII в. В. С. все еще исполнял эту должность, что исключает возможность принятия им духовного сана или монашеского пострига (предположение о принятии им сана или пострига высказывалось нек-рыми учеными). В документах, относящихся к деятельности суражского «шпиталя», В. С. назван «старшим строителем и патроном» этого последнего, что, возможно, было связано с его должностью, поскольку на содержание «шпиталя» шли доходы с Суража и 9 окрестных сел. Возможно, В. С. был дидаскалом острожской школы, к-рая с 1582 г. располагалась в Сураже. В 1588 г. В. С. написал и издал в острожской типографии соч. «Книжица о единой истинной православной вере». Он также подготовил к изданию сб. «Маргарит» (1595) и Псалтирь с восследованием (1598), для Псалтири написал предисловие «Правила истиннаго живота христианского». Предисловие и «Книжица о вере» подписаны: «Многогрешный и худший в христианех убогий Василий». В 90-х гг. по приглашению кн. Острожского В. С. участвовал в диспуте с иезуитами, на к-ром присутствовал буд. униатский митр. Иосиф Вельямин Рутский . В. С. выполнял и др. поручения князя - в 1593 г. передал его письмо Ипатию Потею . Основное содержание «Книжицы о вере» (343 с., 8°) заключается в анализе и опровержении постулатов, высказанных в трактатах иезуитов П.

http://pravenc.ru/text/149777.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Духовное просвещение ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» КЛИРИК ОСТРОЖСКИЙ (кон. XVI - нач. XVII в.), правосл. антиуниат. полемист, участник острожского культурно-просветительского кружка, состоявшего под покровительством кн. Константина Константиновича Острожского «КНИГА О ВЕРЕ» рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами КНИЖНАЯ СПРАВА процесс исправления церковнослав. богослужебных и четьих (в первую очередь Свящ. Писания) книг с целью кодификации текстов и церковнослав. языка Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (1815-1872), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во ОЛЕСНИЦКИЙ Аким (Иоаким) Алексеевич (1842 - 1907), правосл. богослов, библеист, д-р богословия, заслуженный ординарный проф. КДА, почетный член МДА, КДА, КазДА и СПбДА

http://pravenc.ru/rubrics/121684_6.html

10.03.2021 " Без подвига нет духовной жизни " Традиционно в начале марта отмечается День православной книги, история которого связана с памятной исторической датой выпуска первой на Руси точно датированной печатной книги диакона Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в... Традиционно в начале марта отмечается День православной книги, история которого связана с памятной исторической датой выпуска первой на Руси точно датированной печатной книги диакона Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 14 марта 1564 года. Главная цель празднования – развитие интереса к православной книге, привитие любви к чтению у подрастающего поколения, обозначение особой роли православной литературы в духовной жизни каждого человека.  День православной книги знаменует собою признание огромного значения духовной литературы в нравственном воспитании людей, в приобщении их к тысячелетней христианской традиции. Так, 10 марта 2021 года - в рамках празднования Дня православной книги в стенах учреждения ГУК " Щучинской районной библиотеки имени Тётки " прошел праздник на тему: " Без подвига нет  духовной жизни " , приуроченный к 800-летию со дня рождения Александра Невского и другим юбилейным датам календаря Белорусской Православной Церкви на нынешний год. Ежегодное празднование Дня православной книги в городе Щучин стало уже доброй традицией.  С большой охотой и радушием откликнулся на приглашение благочинного Щучинского округа священника Александра Пастерняка, клирик Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно, заведующий сектором приходских библиотек отдела религиозного образования и катехизации  Гродненской епархии протоиерей Владимир Борисевич.  Отец Владимир выступил с научным докладом и презентацией на тему: " Князь Константин Острожский и его вклад в духовное наследие белорусского народа: к 495-летию со дня рождения и 440-летию издания Острожской Библии " . Он также тепло поприветствовал и поздравил всех присутствующих с Днем православной книги, отметив следующее.  " Многие в наше время уверены, что при современных информационных технологиях книга утратила свою значимость. Однако тот факт, что мы с Вами ныне собрались в этом зале, чтобы отметить День православной книги, неоспоримо доказывает: книга была, есть и будет носителем духовной традиции " . 

http://new.izdatsovet.ru/news/bez-podvig...

VI фестиваль культури мистецтва праведного Феодора Ушакова 5 серпня 2019 р. 13:24 4 августа 2019 года в селе Хопылево Ярославской области прошел VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова. Праздник начался с Божественной литургии в храме Богоявления на Острову, где был крещен будущий флотоводец. Богослужение в день памяти праведного воина Феодора Ушакова совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Пакрацко-Славонского Иоанна ( Сербская Православная Церковь ), епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина , епископа Некрасовского Бориса и клириков Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . В храм был принесен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Эта святыня вместе с другими святыми мощами была доставлена в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска 2 августа. Весь день мощи находились в Богоявленском хопылевском храме. Пребывать в Рыбинской епархии святыня будет до 10 августа. В праздничный день храм посетили председатель правительства Ярославской области Д.А. Степаненко и члены Попечительского совета по возрождению храма, представители правительства области и администрации г. Ярославля, мэр г. Рыбинска Д. В. Добряков и гости праздничного фестиваля. По завершении Литургии состоялся крестный ход к берегу Волги, где находится памятник юному Федору Ушакову и его дяде — преподобному Феодору Санаксарскому. Рядом с памятником митрополит Пантелеимон освятил поклонный крест, который впоследствии будет установлен на Богоявленском острове — месте, где стоял древний Богоявленский монастырь. Остров располагается на середине Волги, напротив хопылевского берега. «Освященный крест будет стоять на острове и напоминать всем, что это монастырская земля, которую видел в детстве и на которой неоднократно бывал и сам святой праведный воин Феодор Ушаков», — сказал епископ Рыбинский Вениамин. Традиционный гость Рыбинской епархии в дни празднования памяти праведного воина Феодора Ушакова — епископ Пакрацко-Славонский Иоанн передал в дар митрополиту Пантелеимону икону святителя Василия Острожского, чьи мощи пребывают в Черногории.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5482447...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОХАНОВИЧ Григорий (ок. 1750 - 25.03.1814, с. Жидичин Луцкого у. Волынской губ.), униат. митр. Киевский и Галицкий. Происходил из священнического рода. По окончании богословского фак-та Виленского ун-та был рукоположен во пресвитера. Являлся секулярным клириком Полоцкой епархии, не принявшим монашество в ордене василиан . 20 авг. 1798 г. Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский назначил К. своим суффраганом (викарием); К. входил в состав капитула Полоцкой епархии. С 1804 г. был включен в ведавшую делами униатов на территории Российской империи Греко-униатскую духовную коллегию в С.-Петербурге. 11 апр. 1807 г. митр. И. Лисовский рукоположил К. во епископа Луцкого и Острожского (с резиденцией в Почаевском мон-ре), 1 авг. 1809 г. имп. Александр I Павлович утвердил К. коадъютором Киевской униат. митрополии. После смерти митр. И. Лисовского (30 авг. 1809) К. титуловался как «епископ Луцкий и экзарх Киевской митрополии», также он вступил в управление Виленским архиеп-ством, однако официального утверждения от Папского престола не получил в связи с событиями наполеоновских войн. 5 янв. 1810 г. К. вместе с Игнатием Булгаком , еп. Брестским, и Иоанном Красовским, суффраганом-номинантом Полоцкого архиеп-ства, составили в С.-Петербурге «Эпикию» - акт о чрезвычайных обстоятельствах, в условиях к-рых К. был избран новым митрополитом; также этим документом было утверждено избрание 2 его викариев для епископского рукоположения. 22 окт. 1810 г. Сенат утвердил «Эпикию», но попытки получить через нунция в Вене кард. Антонио Габриеле Североли одобрение этого документа от папы Римского Пия VII (1800-1823) оказались безуспешными. Поскольку К. не был монахом, василиане потребовали от него перед посвящением в сан митрополита вступить в орден, но К., ссылаясь на решения Замойского Собора (см. в ст. Кишка ), отказался принимать монашеский постриг. 1 янв. 1811 г. в Софийском кафедральном соборе в Полоцке еп.

http://pravenc.ru/text/2458903.html

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 24 февраля, 2010 Святейший Патриарх Кирилл возглавит молебен в день инаугурации Президента Украины 25 февраля 2010 в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре будет отслужен молебен, предшествующий инаугурации Президента. Молебен возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, приглашенный избранным Президентом Украины В. Ф. Януковичем. Как сообщает пресс-служба Московской Патриархии, «Святейший Патриарх Кирилл совершит богослужение совместно с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром». Ожидается, что после […] 11 июля, 2011 Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с пожаром в доме престарелых в с. Белое Ровенской области Украины Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования губернатору Ровенской области В.М. Берташу и архиепископу Ровенскому и Острожскому Варфоломею в связи с пожаром в доме престарелых в с. Белое Ровенской области Украины, унесшим жизни 16 человек. 7 декабря, 2010 Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского 6 декабря 2010 года, по окончании всенощного бдения в Свято-Екатерининском храме г. Краснодара, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии. 3 ноября, 2011 В Нижнем Новгороде в День народного единства, 4 ноября, ожидают приезд патриарха Кирилла В Нижнем Новгороде в День народного единства, 4 ноября, ожидают приезд патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 6 июля, 2009 Первый в истории священник-таец рукоположен в Москве По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА епископ Егорьевский МАРК, Секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям в храме Святой Животворящей Троицы в Хорошево (Москва) совершил священническую хиротонию клирика Николаевского храма гор. Бангкока (Таиланд) диакона Даниила (Даная) Ванна. Отец Даниил (Данай) Ванна стал первым православным священником-тайцем. О. Даниил (Данай) Ванна закончил полный курс Санкт-Петербургской […]

http://pravmir.ru/search/патриарх ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010