2. Для осуществления этой цели Попечительство должно заботиться: а) чтобы не было на кладбище краж намогильных памятников и принадлежностей их; б) чтобы посетители кладбища не делали каких–либо безобразий и неприличий, оскорбляющих чувство уважения к месту и памяти умерших; в) чтобы не бродил скот по кладбищу; г) для поддержания же благоустройства на кладбище, площадь его должна быть разделена на кварталы, места в коих для погребения усопших должны отводиться Попечительством. Примечание. При этом, если общее собрание Попечительства того пожелает, места под могилы могут отводиться за известную плату по таксе, утверждённой Городскою Думою, собранные деньги за отведённые могилы поступают в пользу кладбищенской церкви. 3. Состав Попечительства 1. Попечительство состоит из неограниченного числа совершеннолетних, обоего пола, всех званий и состояний лиц, которые именуются членами Попечительства. 2) Разделяются они: а) на почётных, оказавших Попечительству особые услуги своею полезною деятельностью или сделавших в пользу Попечительства единовременно денежные пожертвования не менее 50 руб.; б) действительных, внёсших годовой, не меньше одного рубля, членский взнос и в) непременных, к коим принадлежат священник кладбищенской церкви и церковный староста. 4. Средства Попечительства 1. Средства Попечительства составляются из: а) членских взносов; б) единовременных пожертвований; в) доходов с принадлежащих Попечительству капиталов и недвижимых имуществ; г) из денег, поступающих от сбора в церковные кружки, выставляемые в кладбищенской церкви и обносимые во время богослужения. 2. Капиталы Попечительства обращаются в бумаги и хранятся в местном казначействе, кроме 50 руб. необходимых на текущие расходы. 5. Управление делами Попечительства А. 1. Управляется Попечительство Советом и Общим Собранием Попечительства. 2. Совет состоит из председателя, попечителя, помощника его, секретаря и членов Совета, число коих определяется Общим Собранием. 3. Председатель, попечитель и члены Совета избираются по баллотировке Общим Собранием на три года и утверждаются в этих званиях Епархиальным Начальством. Помощник попечителя и секретарь избираются Советом из числа членов его.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В 1845 году окончил СПб духовную академию со степенью магистра богословия, назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где пробыл только один год. За этот краткий срок профессорской деятельности в нем очень ярко проявилась господствующая черта в характере – это сосредоточенность, глубокое мышление, усидчивость. 26 октября 1846 года рукоположен во священника и определен к С-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви. Здесь он приложил особенное старание и все свое сердце к тяжелой кладбищенской службе, совершая ее всегда с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящего ближнего. Для характеристики этого служения, укажем на один случай, о котором говорит он сам в своем письме к сыну духовному, предлагая ему разные утешения в постигшей того скорби. Раз является к о. Константину неизвестный человек с узелком в руке и предлагает ему в дар много разных вещей священных из Иерусалима: тут были и просфора, и крестики перламутровые, и свеча пасхальная и пр. О. Константин с изумлением спрашивает: «Чем я заслужил все это?» «Вот чем, – ответил тот, – когда я был в Иерусалиме, жена моя скончалась здесь, в Петербурге. Родные писали мне как Вы выносили ее, как хоронили, как безоговорочно совершали на могиле ее заупокойные молитвы; тяжело мне было на чужой стороне, но я утешался мыслью, что над ней Вы совершили все, чего требует долг христианский. Вот из чувства благодарности я и собрал для Вас палестинской святыни как можно больше, хотя лично доселе и не знал Вас») . Здесь на службе кладбищенской, суждено было о. Константину понести и самому скорбь, горше которой в жизни священника и быть не может, – похоронить нежно любимую супругу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В чем и расписуемся, церковный староста подпись. 14/III-34 г. 16 7 августа 1934 г. – Донос обновленческого «митрополита» Иерофея на прихожан села Енбулатово Буинского района ТАССР В КультК при ТЦИКе. В приходе села Енбулатова Буинского района членами исполнительного органа состоят тихоновцы В. И. Краснов, М. Фомин и Иларионов. Так как согласно закона о религиозных объединениях в составе исполнительного органа общины с. Енбулатова как обновленческого не могут быть тихоновцы, ОМЦУ просит КультК сделать распоряжение о немедленном исключении из списка членов исполнительного органа и членов и членов общины Краснова Василия, Фомина Матвея и Иларионова и отобрании от них той части церковного имущества, к которой они имеют отношение по должности. Эти лица, помимо того, стремятся испросить разрешение где следует о передаче им и их сторонникам (существование которых в приходе пока сомнительно) одного из алтарей церкви села Енбулатова, что, судя по устройству церкви, неудобно и потому недопустимо. ОМЦУ вынуждается беспокоить КультК этой просьбой, потому что председатель Буинского РИКа т. Габдрахманов на письменные и словесные заявления Буинского епархиального управления ответил с значительным замедлением, что он в это дело вмешиваться не будет. ОМЦУ просит обратить особенное внимание на действия председателя т. Габдрахманова, который не считается с действующими узаконениями. Председатель ОМЦУ м[ итрополит] Иерофей. Секретарь – член ОМЦУ прот[оирей] М. Колокольников. 7 августа 1934 г. 318 Дело о передаче кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев в Казани обновленцам 17 21 февраля 1934 г. – Ходатайство обновленческого КОМУ о передаче ему кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев в Казани В Культкомиссию при ТЦИКе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

Постановили: Имея в виду, что Казанское митрополитанское управление располагает в гор[оде] Казани только двумя малой вместимости зданиями, а епархиальное управление староцерковников обеспечено церковными зданиями с излишком (имеет в гор[оде] Казани семь церковных зданий), Секретариат ЦИК АТССР постановил: Ходатайство Казанского митрополитанского управления удовлетворить, предоставить здание Арско-кладбищенской церкви с относящимися к ней пристройками – церковной сторожкой и церковным имуществом – в пользование Казанского митрополитанского управления. Предложить представителям канцелярии Казанского епархиального архиерея Серафиму Александрову сдать здание и обеспечить перевод Арской общины и духовенства в один из шести действующих староцерковных приходов, а Казанского митрополитанского управления – принять по соответствующим описям и под ответственность здание кладбищенской церкви с относящимися к ней пристройками и церковным имуществом, соответственно с оформлением договорами, обеспечивающими сохранность всего церковного имущества. Верно: Зам. Зав. Секретариатом ЦИК АТССР Гарипов(Ш. Гарипов). 4/III-1934 г. Читал М. С. Александров. 19 4 марта 1934 г. – Ходатайство митрополита Казанского и Свияжского Серафима о праве на отпевание и панихиду на Арском кладбище Казани В Центральный Исполнительный Комитет Татарской авт[ономной] СС Республики. Распоряжением ТатЦИК храм на Арском кладбище передан обновленцам, и таким образом староцерковники лишены возможности для погребения своих умерших и для отправления треб по ним пользоваться этим храмом. Группа верующих, которая считалась прихожанами церкви на Арском кладбище, имеет быть мною приписана к ближайшему храму, т. е. к Серафимовской церкви. Но Арским кладбищем, а отсюда и храмом на этом кладбище пользовалась громадная часть верующих-староцерковников г. Казани.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

Третий арест и ссылка Но вот настал особенно тяжелый для Церкви период, когда наркомом НКВД стал Ежов, – 1937 год, год массовых арестов духовенства и всех подозреваемых во враждебном отношении к советской власти. 24 июля 1937 года чекисты явились в маленький домик в 1-м проезде Воровского, произвели обыск и арестовали святителя. На следующий день следователь Кириллов уже вел допрос. В архиве УКГБ по Узбекской ССР сохранилось следственное дело епископа Луки. На одной из его страниц есть фотографии. Седовласый шестидесятилетний старец с окладистой бородой сфотографирован в профиль и анфас. На другой – тот же старец с коротко остриженной головой, без бороды и усов, с печатью страданий на лице. Вместе с епископом Лукой по этому делу были арестованы архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Борис (Шипулин), архимандрит Валентин (Ляхоцкий), несколько священников кладбищенской церкви Ташкента, среди них протоиерей Михаил Андреев и протодиакон кладбищенской церкви Иван Середа. Все они обвинялись в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации», ставящей своей целью активную борьбу с советской властью, свержение существующего строя и возврат к капитализму. Но самым страшным было обвинение в шпионаже в пользу иностранной разведки 29]. К этому не постеснялись добавить и обвинение Владыки в убийстве больных на операционном столе. Старший лейтенант Лацис называл заслуженного профессора «хирургом-вредителем». Для человека, всю свою жизнь спасавшего людей от недугов и смерти, это было особенно оскорбительно. Кроме того, в тюрьме всячески попирались его законные права: следователи препятствовали обращению к высшим представителям власти, в протоколы не вносили заявлений, оправдывающих подследственного. Протестуя против насильственного отрыва от священнослужения, хирургии, важной научной работы, против лишения семьи, свободы и чести, епископ Лука объявил голодовку и виновным себя не признал. Во время допросов он претерпел карцер, побои, издевательства. У чекистов был такой прием, который назывался «конвейер». Непрерывные допросы, сопровождаемые пытками и побоями, доводили подследственного до умопомрачения. Обычно в таком состоянии и подписывался необходимый следствию документ, а обвиняемый навсегда исчезал в лабиринтах ГУЛАГа. Владыка Лука испытал на себе дважды нечеловеческую жестокость этого «изобретения»: «Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал от истощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

62 . Во всех городах и селениях лица, имеющие долг наблюдать за сохранением доброго порядка, должны тщательно смотреть, чтобы кладбища и могилы не были для ограбления разрываемы (уст. о пред. и прес. прест, ст. 102 т. XIV Свод. Зак. изд. 1890 г.). Примечание. О наказаниях за разрытие могил и ограбление мертвых тел см. ст. 234 т. XV изд. 1885 г. Улож. о наказ). Постановления в ст. 234 не относятся к разрытию старинных могил или курганов, предпринимаемому для отыскания древностей, или же с целью обработания земли, на коей они находятся, или иною равно не противозаконной. О наказаниях за истребление или повреждение надгробных памятников и за наружное повреждение могилы см. там же ст. 235. 63 . Благочинный должен наблюдать, чтобы не токмо церкви, но и колокольни, ограды церковные и кладбищенские, надгробные памятники и самые места в оградах были сохраняемы в благоустройстве, чистоте; чтобы место вокруг церкви, называемое погостом, по крайней мере на двадцать саженей 69 , не было ничем застроено. Тем паче не должно быть близь церкви никаких строений, могущих служить соблазном и опасностью для храмов, как-то: питейных домов, торжищ, бань, кузниц и т.п. (Инстр. благоч. 2). 63 . Доходы кладбищенские по ст. 496 уст. общ. призр. т. XIII Свод. Зак. изд. 1892 г. отнесены к постоянным и определительным средствам призрения бедных духовного ведомства. 64 . На все предметы, изъясненные в статьях 39, 40, 41 и 42 уст. дух. конс., благочинные обращают бдительное внимание при обозрении монастырей и приходов и о каждом из них свидетельствуют в годичных своих донесениях и в клировых ведомостях, а если бы оказалась где какая либо опасность в строениях, представляют о том Преосвященному особо во всякое время, для учинения распоряжений, соответственных положению дела (уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель КЕУ митрополит А. Бажанов. Секретарь – член КЕУ протоиерей М. Колокольников. 27 2 3 октября 1931 г. – Требование Татнаркомфина райфинотделу Кукморского района ТАССР вернуть обновленческому «архиепископу» Василию (Троицкому) конфискованные вещи Секретно. В Кукморский Рай[онный] ф[инансовый] о[тдел]. Предлагается немедленно дать ответ по существу предложения НКФ Т[атарской] р[еспублики] от 26/VII с. г. за 327/с о возвращении архиепископу Троицкому неправильно отобранных серебр[яного] креста и панагии. Зав. сектором массов[ых] платежей [Татнаркомфина]/Касаткин/. 3/X-31 г. 386. 3 10 июня 1932 г. – Благодарность обновленческого Казанского областного митрополитанского управления правительству ТАССР Председателю ТатЦИКа. Пленум Казанского областного митрополитанского управления на территории АТССР выражает Правительству Татарской республики свою глубочайшую признательность за разрешение пленарного заседания обновленческих деятелей православной Церкви в ознаменование Х-летнего юбилея обновленчества. Председатель КОМУ, митрополит А. Бажанов. Секретарь-член КОМУ, протоиерей М. Колокольников . 198 4 14 июня 1933 г. – Жалоба обновленцев с просьбой о помощи в борьбе тихоновцами Культкому при ТатЦИКе . Каз[анское] обл[астное] митрополитанское управление обращается с ходатайством дать разрешение архиепископу Даниилу Бугульминскому и Чистопольскому на совершение службы в Челнинском р[айо]не или в крайнем случае в Кр[асных] Челнах и с. Орловке, так как Челнинский РИК отказывает нашему уполномоченному прот[оиерею] Алексею Алексеевичу Лаврову в этом. Поездка архиеп[ископа] Даниила является крайне необходимой для поддержки обновленческого течения, так как епископ Елабужский Палладий влияет сильно на верующих, указывая на отсутствие у обновленцев епископа и твердой организации. Председатель КМУ, митрополит Алексий. Секретарь, член КМУ, протоиерей М. Колокольников. Дело о передаче обновленцам кладбищенской церкви Чистополя 5 8 июля 1934 г. – Ходатайство православно-верующих прихода кладбищенской церкви г. Чистополя не передавать ее обновленцам

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

Слово, произнесенное в кладбищенской церкви города Старобельска перед совершением панихиды 23 августа 1844 г. Вчера мы молились среди живых; а ныне молимся среди мертвых. Но кто истинно жив и кто действительно мертв, – един Господь весть. Истинная жизнь человека не в том, когда он ходит и движется, вкушает пищу и сон, берет что-либо и отдает – все это делают и бессловесные, а в том, когда он исполняет закон Божий, соединен со Христом, водится Духом Святым. Равно и смерть человека не в том, что он лежит во гробе или могиле, не существует для нашего мира, а в том, когда он предан греху, тлеет в похотях прелестных, удален от источника жизни – Бога. Посмотрите на святых Божиих: они также низошли во гроб, почивают в утробе земной, кажутся яко мертвы, – но кто живее их? Из гроба они совершают такие дела, которые не может совершать вся наша мудрость и вся наша сила. А грешник нераскаянный, хотя бы он цвел здравием и красотой, хотя бы двигал мановением своим тысячи попавших в его зависимость, – есть мертв в очах Божиих и яко труп гниющий. Итак, еще повторю, един Бог весть, кто из нас истинно жив, и кто действительно мертв. Одно несомнительно, что везде немало таких, к которым со всей справедливостью должно обратить слова Тайновидца: «имя имаши яко жив, а мертв еси» ( ). В самом деле, что сказать о том пастыре Церкви, который служит алтарю для того токмо, чтобы питаться от алтаря, а не для того, чтобы хлебом жизни питать души, алчущие правды и спасения; который заставляет в Таинстве исповеди открывать пред собою все раны душевные и ни на одну из них не умеет или не хочет возложить пластыря; который непрестанно окружен свечами и фимиамом, а сам в своих делах и жизни представляет одну тьму грехов и издает воню беззакония и смерти? Должно сказать: «имя имаши яко жив, а мертв еси!» Если бы в тебе, недостойный пастырь, была истинная жизнь, то ты примером благих дел был бы яко светильник для пасомых тобою, и слово твое яко свеча, горящая во тьме; паства твоя никогда не оставалась бы гладной духом, не блуждала бы по дебрям неправых мнений, добре ведала бы, куда идти и чего отвращаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

31. Служение в кладбищенской церкви Покойному же архипастырю обязана лавра, установлением, с 1868 года, заупокойных, субботних служений в кладбищенской церкви, начиная со дня Пасхи по 1–е октября, с поминовением на них почивающей на кладбище лаврской братии. 32. Научно – ремесленное училище Памятником просвещенной деятельности в лавре покойного архипастыря, любви его и внимания к нуждам простого народа, служит открытое им, в 1869 году, на лаврские средства, научно-ремесленное училище, для крестьянских православных мальчиков, с постоянным в нем содержанием 2–х пансионеров, на собственные его средства, ежегодно им вносимые от 150 до 180 р. Еще в 1868 году сделано было им распоряжение об открытии народного училища при лавре. Но недостаток средств воспрепятствовал осуществиться этому благому предприятию раньше 1869 года. В этом году училище открыто в лаврских зданиях, на 10 лаврских пансионеров; тогда же, даны были в руководство для него особые правила, с предоставлением, по окончании каждого учебного года, пересматривать их и улучшать, согласно указанию опыта; составлено расписание часов для занятий в классах и мастерских; назначены учителя и мастера для обучения, и, для обзаведения училища, на первый раз, учебниками, книгами и проч., пожертвовано преосвященным, из собственных средств, 200 рублей. В том же году потупило в училище 15 крестьянских мальчиков, какое число из года в год увеличивалось. В настоящее время пансионеров в училище 15 полных (в том числе два покойного архипастыря) и пять неполных. Расходы по содержанию училища, с пансионерами, простираются до 2 тысяч рублей. Сказать нужно, что покойный преосвященный, и умирая, не забыл, так сказать, своего детища, – в предсмертном своем завещании он записал на лаврское училище 2,500 рубл. С тем, чтобы, на проценты от этой суммы, лавра содержала на его счет двух пансионеров. 33. Ежегодные пожертвования лавры Кроме пожертвований, собираемых по кружкам Свят. Синода и отсылаемых на разные богоугодные заведения, лавра, при покойном архипастыре, делала ежегодные пожертвования: а) в пользу бедных духовного звания – 25 рублей, б) в Миссионерское общество – 100 руб. в) в пользу больных и раненных воинов – 100 рублей, г) в пособие духовно-учебным заведениям Волынской епархии 300 р., итого 525 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Построена в 1847 г. на счёт казны на месте обветшавшей. Деревянная, однокупольна, на кам. фундаменте, крыта жестью, покрашена зелёною краской, довольно вместительна. При ней дерев. колокольня. Копии метрич. книг хранятся с 1848 г. Земли: усад. с огород. 1 дес. 1,074 саж., пахот. 33 дес. 710 саж. и сенок. 13 дес. 471 всего 47 десятин 2,261 сажень; из этого числа 15 десятин находится под болотом и зарослями. Священнику уделено 31 дес., 10 дес. 2,261 сажень; этою землёю причт пользуется спокойно. По качеству грунта сыпучий песок, вследствие чего и обсеменяется она чрез 2, а местами даже чрез 3 года после сбора известного посева, и никогда не вознаграждает даже за труды земледельца. На эту землю имеются план от 1843 г.. проект от 27 октября 1843 года и акт от 30 ноября 1848 года. Причт: 1 300 р. и 50 p., причт. дома ветхи, а хоз. построек нет. Приписные деревни: Перча в 5 вер., Рудня-Хочинская в 3 вер. и Рудня-Пержанская в 3 вёрстах. 140, 1,143 д. об. п., р.-кат. 3 д. об. п. Яков Иван. Иваницкий (с 1886 года) и Пётр Павлов. Бородич (с 1857 года). Итого в 4-м благочинническом округе Овручского уезда находится всего 23 церкви, из коих 15 приходских самостоятельных, 5 приписных и 3 кладбищенских. Кроме того, есть ещё две по ветхости закрытые церкви, из коих одна, ныне (в 1880 г.) уже отстраивающаяся, находится в. с. Юровой (Журжевичского прихода), а в селе Копищах. Во всём Овручском уезде находится всех 94; из коих 65 приходских самостоятельных, 22 приписных и 7 кладбищенских. 233 Городской благочиннический округ Овручского уезда соединён с 1-м благочинническим округом того же в силу указа Волынской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010